Как снять напряжение у ребенка. Консультация на тему: Снятие психоэмоционального напряжения у детей

Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Стресс у ребенка после садика

От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Как снять стресс у ребенка

Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера. К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность. Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия. При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать. В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление. Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша. Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов. Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или .

3 простых упражнения, которые обязательно понравятся вашим детям.

Вам потребуется:

  • Лист бумаги А4
  • Цветные фломастеры (толстые или средние)
  • Цветные карандаши

Это упражнение здорово снимает напряжение и успокаивает ребенка, если он перевозбудился. Да и взрослому после напряженного рабочего дня будет полезно помедитировать с карандашом в руках.

Это занятие не требует предварительной подготовки. В любом доме, где растут дети, найдутся и фломастеры, и карандаши, а бумагу можно одолжить у папы.

Подготовка к занятию: главное — настрой.

Сначала сделайте мягкие стряхивающие движения ведущей рукой и плечевым отделом. Эти действия помогут снять напряжение мышц и сконцентрироваться на ощущении собственной руки.

1. Не отрывая руки

Позвольте ребенку самому выбрать цвет фломастера (карандаша). Покажите ему, как правильно поставить карандаш на бумагу, и предложите начать движение в любом направлении. Рука перемещается плавно, не отрываясь от бумаги.
При этом, очень важно концентрировать внимание на том, какой след оставляет на бумаге карандаш, и наблюдать за его движением. Помогите ребенку настроиться и расслабиться, чтобы не было зажимов в руке, следите, чтобы он дышал спокойно и ритмично.

2. Слепой контур

Слепой контур – это рисование с закрытыми глазами. Можно отвернуться, чтобы не смотреть на листок, или завязать глаза.

Упражнение всегда вызывает бурю восторга – ведь это так удивительно и неожиданно, что получается, если не видишь рисунка. Кажется, что рука сама выполняет его, но на самом деле в этот момент вовсю работает мозг и его аналитическая функция, а также развивается координация тела. Выключается внутренний критик и второстепенные отвлекающие факторы, например, разглядывание рисунка «А что я делаю?», «А на что похоже?».

Начните с простого упражнения – попробуйте нарисовать круг. Посмейтесь вместе над тем, что получилось. Можете меняться с ребенком местами, рисовать по очереди. Пусть он понаблюдает за тем, как вы это делаете. Обратите внимание, что с каждым разом движения будут становиться всё увереннее.

Попробуйте повторять это упражнение время от времени. Вы сами увидите, как замечательно оно тренирует интуицию.

3. Система координат

А теперь усложним задание!

Вариант 1:

Берём новый лист бумаги. На нём нарисуем не глядя сразу несколько кругов так, чтобы они не выходили за края листа. Сейчас задача для мозга и системы координации стала еще интереснее: надо ощущать и форму кругов, и допущенное для рисования пространство.
Если есть желание, можно повторить упражнение или нарисовать круги разными цветами. Только не подглядывайте, пока не закончите рисунок 🙂

Вариант 2:

На новом листе бумаги мы будем опять рисовать круг. Но на этот раз он должен быть максимально большим, при этом, помещаться на листке. Хорошенько сосредоточьтесь, включите все системы невизуального ориентирования и творите!

В самом конце занятия можно взять один из вариантов с несколькими кругами и закрасить их. Цвета карандашей пусть выбирает ребенок, ориентируясь на интуицию.
Зоны пересечения тоже надо закрасить.

Если ребенку захотелось смешать цвета, перекрыть один цвет другим – отлично. Работа должна получиться радостной и вдохновляющей, как праздничный салют.

Ещё больше приемов арт-терапии для детей и других интересных творческих упражнений объединено в курсе «Арт-зарядка» от

В медицинской среде до сих пор спорят, есть ли такое заболевание, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), тем не менее нарушения функций головного мозга, которые и вызывают поведенческие отклонения, признаются всеми экспертами. В нашей стране под этот диагноз попадают 15-20% детей (у мальчиков этот синдром встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек).
СДВГ появляется в результате нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. В частности, страдает специфическая система головного мозга, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Неадекватная обработка информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение, из-за чего невозможно ни на чем надолго сосредоточиться.

Неврологи называют четкие критерии различия ребенка с СДВГ и здоровых детей. Если дома ребенок - деспот, а в школе (садике) прилежный ученик (воспитанник) - это здоровый ребенок. Или наоборот, дома «лапочка», а в школе (садике) всех на уши ставит - это здоровый ребенок. И только если и дома, и в коллективе (в двух сферах деятельности) этот ребенок - «исчадие ада», то это ребенок с СДВГ.

Как же снять нервное и мышечное напряжение у гиперактивного ребенка?
Конечно, без применения эффективных препаратов сложно обойтись. Таких сегодня существует не мало, например один из них это церебролизин . Однако, не стоит забывать о семейной терапии.

Семья, как лекарство
Доказано, что СДВГ - это хроническое заболевание, которое оставлять без внимания ни в коем случае нельзя. Иначе и во взрослом возрасте прослеживаются признаки СДВГ-аффективное поведение (повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, эмоциональная неустойчивость), инфантилизм.
Необходимы наблюдение у невролога, психолога и назначение медикаментозной терапии. Но все-таки основная коррекция поведенческих нарушений происходит в семье - это активная, кропотливая и терпеливая работа самих родителей.

Чтобы снять нервное и мышечное напряжение, необходимо :
Создать систему . Так как главная проблема во внимании, принципом жизни становится систематизация. Научите ребенка приводить все окружающее его в систему. Наведение внешнего порядка способствует внутренней собранности. Для этого хорошо подходят всевозможные планы, графики на видном и доступном месте. Составьте вместе с ребенком режим дня, план выполнения уроков, схему-инструкцию «Как одеваться на прогулку» и т.д
Поделить на части . Так как способности к концентрации внимания у ребенка не хватает на большую задачу, нужно разбить ее на малые этапы. Прохождение каждого из них будет ассоциироваться у ребенка с успехом, а не страхом «Я не могу».
Много-много раз. Чтобы ребенок что-то запомнил, повторяйте это с ним несколько раз. Старайтесь задействовать при усвоении нужной информации и зрение, и слух, и моторику: рисуйте, заучивая стихотворение, составляйте схемы и графики, придумайте на заучиваемый текст пантомиму.
Напряжение и расслабление . Выполнение заданий обязательно чередуйте с периодами отдыха. Дайте ребенку подвигаться, сделайте зарядку, пусть он просто побегает. Это поможет выплеснуть накопившееся возбуждение.
Похвала-награда. Как бы вам ни было сложно с гиперактивным ребенком, ищите повод поощрить его. Ему очень нужна ваша позитивная реакция. Такая поддержка поможет ему справиться с любыми задачами.

Метод физиотерапии
Решать многие неврологические проблемы помогают физиотерапевтические методы воздействия. О том, как применять метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС), рассказывает ДЭНС - терапевт, кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Клиника Жизни» (г. Пермь) Виталий Евгеньевич Бобриков:

Гиперактивность, вызванную минимальной мозговой дисфункцией, можно и нужно лечить ДЭНС. Динамическая электронейростимуляция в данном случае способствует улучшению работы головного мозга и нормализации функций нервной системы.
В течение 10 дней каждый вечер перед сном мама обрабатывает шейно-воротниковую зону ребенка аппаратом ДиаДЭНС-ПКМ в режиме «7710» при минимальной мощности воздействия. Далее - перерыв на 10 дней. Потом снова 10-дневный курс физиотерапии (можно продолжить стимуляцию шейно-воротниковой зоны, а можно переключиться на зону между лопатками и чередовать их). В таком режиме - 10 дней терапии, 10 дней отдыха - нужно пройти несколько курсов.
Также можно укрывать ребенка одеялом ДЭНАС-ОЛМ перед сном на 20-30 минут, ежедневно, в течение 21 дня. Именно такое лечебное действие помогает снять нервное и мышечное напряжение у гиперактивных детей. И ребенок уснет, и мама отдохнет.

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  1. Раздражительность.
  2. Мышечное напряжение.
  3. Низкая активность ребенка.
  4. Боли в спине, животе или мигрень.
  5. Нарушение или чрезмерное .
  6. Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  7. Нарушения сна.
  8. Плаксивость.
  9. Отстраненность.
  10. Быстрая утомляемость.
  11. Плохая концентрация внимания и запоминания.
  12. Снижение или прибавка массы тела.

Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться .

В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

Причины стресса у ребенка

  1. Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, . Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
  2. Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, и появлении слез, как реакции на все новое.
  3. Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в , плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.

Подростковые проблемы

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  1. Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  2. Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  3. или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  4. Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  5. Смерть близкого питомца или родственника.

Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

Действия для устранения стресса:

  1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
  2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
  3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
  4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
  5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
  6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
  7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
  8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

  1. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
  2. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
  3. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
  4. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
  5. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
  6. Правильное питание укрепляет нервную систему.
  7. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках , потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

В чем кроются причины детского стресса

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

У новорожденных и детей до 2 лет

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

У детей от 2 до 5 лет

Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

У детей младшего школьного возраста

У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

Решайте проблему вместе

Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки - умеренными, а сон - полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

  • широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
  • не выявлено побочных действий препарата.

Тенотен Детский - спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека