Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям. Методическая разработка Сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века Сценарии поэты о природе в библиотеке

Цель: воспитание любви к Родине и родной природе

Задачи:

способствовать раскрытию творческого потенциала школьников, стимулированию их читательской деятельности через ознакомление с художественными произведениями патриотической тематики;

воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

выявлять и поощрять талантливых исполнителей литературных произведений.

Возраст участников : обучающиеся 5-11 классов.

Разлив широты, доброты,

Источник отваги народа,

Премудрости и красоты.

В. Боков

Звучит музыкальная композиция «Осенние листья». Исполнитель - ученик 11Г класса.

Ведущий 1. Доброе утро! Мы приветствуем всех любителей русской поэзии на секции «Искусство звучащего слова».

Наш праздник поэзии открыл ученик 11Г класса, лауреат музыкальных конкурсов; в его исполнении прозвучала музыкальная композиция Жозефа Косма «Осенние листья».

Ведущий 2. У Константина Паустовского есть такие слова: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

Ведущий 1.

Россия! Твой гений - природа,

Разлив широты, доброты,

Источник отваги народа,

Премудрости и красоты.

Ведущий 2.

Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают художники слова ХХ века, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы.

Ведущий 1.

Сегодняшний конкурс чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века» в номинации «Исполнение поэзии» в трех возрастных категориях: 5-6 классы ; 7-8 классы и 9-11 классы будет оценивать жюри в составе:

Ведущий 2:

Заведующая библиотекой лицея

Ведущий 1.

Педагог дополнительного образования, руководитель пресс-центра лицея.

Ведущий 2.

Ученица 10Б класса, неоднократный победитель городских и региональных конкурсов мастеров художественного слова.

Ведущий 1.

Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, умеет восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.

Наш конкурс открывает ученик 5В класса. Стихотворение В.Ф. Бокова «Поклон».

Ведущий 2.

Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать, и очаровывать, и пьянить, и дурманить. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…

Приглашаем следующего участника - ученика 6Б класса. Стихотворение Александра Яшина «Только на родине».

Ведущий 1.

Сергей Есенин - это один из самых знаменитых певцов русской природы. «Чувство Родины - основное в моем творчестве»,- говорил поэт. Этим светлым чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя…

Выступает ученица 5А класса. Сергей Есенин «Сосна и река» .

Ведущий 2.

Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.

Выступает ученица 6В класса со стихотворением Игоря Северянина «Роза».

Ведущий 1.

Приглашаем следующего участника ученицу 5Бкласса. Иван Бунин Стихотворение «Змея».

Ведущий 2:

«Весна на поэтическом языке есть утро года,» - писал А. Н. Афанасьев. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье.

Выступает ученица 6В класса. Николай Заболоцкий «Поэма весны»

Ведущий 1.

Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Пришвин, Левитан, Паустовский ждали осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень - это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающие к югу…

Наш конкурс продолжает ученик 6В класса, стихотворение Булата Окуджавы «Осень ранняя».

Ведущий 2:

Приглашаем следующего участника - ученицу 5Бкласса. Стихотворение Людмилы Осокиной « В сосновой кроне заблудился солнца луч... »

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученика 6В класса. Николай Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»

Ведущий 2.

Завершает выступление учащихся 5-6 классов - ученица 6Вкласса со стихотворением

Ведущий 1.

Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира - это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Выступает ученица 8Б класса. Николай Рубцов «По мокрым скверам проходит осень»

Ведущий 2.

Приглашаем следующего участника - ученицу 7А класса. Николай Рубцов «Березы».

Ведущий 1.

Стихотворение Ольги Фокиной «Северная Двина».

Ведущий 2.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из особенностей есенинской лирики.

Выступает ученица 8А класса. Сергей Есенин «Пропавший месяц».

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученицу 8Вкласса. Галина Курзаева «Танец снежинок».

Ведущий 2:

Весной душа подобна птице, свободно парящей в лазурном небе. Созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу. Обновление и возрождение природы весной вызывает у него желание слиться с весенним днем, раствориться в нем.

Выступает Станулевич Даниил. 8Б класс Борис Пастернак «Весна».

Ведущий 1:

Продолжает конкурс ученица 8В класса. В ее исполнении прозвучит стихотворение северодвинского поэта Олега Евгеньевича Раменского «Вечер».

Ведущий 2:

Стихи о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится и именно таким.

Приглашаем следующего участника - ученицу10В класса. В.Ф. Боков «Поклон».

Ведущий 1:

Борис Пастернак - лирический живописец. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта главная

тема его поэтического творчества.

Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на

писательской даче. Все ручьи, овраги, старые деревья этого чудесного места

вошли в его пейзажные зарисовки.

Выступает ученица 10А класса. Борис Пастернак «Липовая аллея».

Ведущий 2:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет, - писал А. Блок. - Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».

Продолжает конкурс ученица 9В класса. Иван Бунин «Три ночи»

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученицу 10Бкласса. Стихотворение

Ведущий 2:

Продолжает наш конкурс ученик 9В класса. Стихотворение Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…»

Ведущий 1:

Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни.

Выступает ученица 10В класса. Б. Ахмадулина «Плохая весна».

Ведущий 2:

Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в неповторимые образы.

Ведущий 1:

О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах - они всегда думали и помнили о главном. Это главное - любовь к родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.

Ведущий 2:

Наш праздник художественного слова подходит к концу. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов. Вели сегодняшний конкурс ученики 11Г класса.

Ведущий 1:

А пока жюри подводит итоги, для вас звучит музыкальная композиция Энио Морриконе «Одинокий пастух» в исполнении ученика 11Г класса.

Звучит музыкальная композиция «Одинокий пастух». Исполнитель - ученик 11Г класса.

Ведущий 2:

Слово предоставляется жюри .

Награждение победителей конкурса чтецов. Вручение дипломов призерам и победителям.

Литературный час о писателях натуралистах (Н. Сладков и Е. Чарушин) О братьях наших меньших

В ноябре 2016 года в городской библиотеке № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» для учащихся первых классов прошёл литературный час «О братьях наших меньших». На занятии ребята познакомились с творчеством двух писателей-натуралистов: Н. Сладков и Е. Чарушин.
библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» Ромина Наталья Алексеевна.
Описание: Литературный час «О братьях наших меньших» предназначен для учащихся младшего школьного возраста (1-2 классы). На нём школьники знакомятся с биографией и творчеством Н. Сладкова и Е. Чарушина. Данный литературный час можно проводить как отдельное мероприятие или использовать его фрагменты на уроках чтения в школе или библиотечных уроках, посвящённых творчеству писателей-натуралистов, в городских и школьных библиотеках.
Цели:
- Познакомить детей с творчеством писателей-натуралистов;
- Помощь учебному процессу;
- Заинтересовать школьников книгами Н. Сладкова и Е. Чарушина, имеющимися в библиотеке.
Оформление: красочный заголовок мероприятия, портреты писателей Н. Сладкова и Е. Чарушина, книжная выставка «Писатели о природе и животных», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка), видео «Художник Е. Чарушин», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка).
Оборудование: телевизор, видеоплеер.

Ход мероприятия

«Природа – это
увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
не оторвёшься».
Н. Сладков

Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. Сегодня мы познакомимся с двумя писателями-натуралистами. Это Николай Сладков и Евгений Чарушин. С помощью их книг мы отправимся в удивительный мир животных.

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка)).
Конечно, любой человек любит природу. Но есть такие люди, которые наделены особым отношением ко всему живому. Природа это чувствует и делится с ними своими самыми сокровенными секретами. Таким был писатель Николай Иванович Сладков. Он родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге) славящемся великолепными пригородными парками. Здесь писатель открыл для себя удивительную жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.
Ещё во время учёбы в школе Николай начал вести дневник, куда записывал свои впечатления и наблюдения за животными и растениями. Став взрослым Сладков увлекался охотой, но потом отказался от этого занятия. Вместо неё он стал заниматься фотоохотой и выдвинул такой призыв: «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Николай Сладков очень любил родную русскую природу. Однажды он сказал: «Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие».
Свою первую книгу «Серебряный хвост», в которой рассказывается о встрече охотника с горной лисой, Сладков написал в 1953 году. Всего он написал более шестидесяти книг.
Вместе с другим писателем-натуралистом Виталием Бианки Сладков готовил передачу для радио «Вести из леса», в которой с удовольствием отвечал на многочисленные письма юных слушателей.

Викторина по рассказам Н. Сладкова
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Н. Сладкова из цикла «Лесные шорохи»: «Сорока и медведь», «Сорока и заяц», «Лиса и мышь», «Кто как спит», «Лисица и ёж», «Сорока и заяц», «Одуванчик и дождь», «Крот и филин»).

Ответьте на вопросы:
1. Когда медведь бывает сытым? (Никогда, он всё время ест)
2. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти? (Так как душа у него заячья, он всего боится)
3. Чего боится мышка-трусишка? (Тихого шороха) Почему? (Это означает, что крадётся кошка или лиса)
4. Как спит летучая мышь? (Висит вниз головой) Кто спит сидя? (Тетёрка) Кто спит стоя? (Цапля) А как спит заяц? (Лёжа)
5. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу? (С ними он несъедобный)
6. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется? (Так как он голодный)
7. Почему одуванчик кричит то «Ура», то «Караул»? (Корни у него рады дождю, так как пить хотят, а цветок боится, что пыльца испортится)
8. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить? (Всех: и крота, и зайчонка и даже ежа)


А сейчас я хочу рассказать о другом писателе-натуралисте. Это Евгений Иванович Чарушин. Он был не только писателем, но и художником. Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке (Киров). В этом 2016 году исполнилось 115 лет со дня рождения Е. Чарушина.
Вместе с мамой мальчик часто ходил в лес, там наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил. В доме Чарушиных всегда было много животных. Во дворе обитали поросята, индюшата, козы, утки, цыплята. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы с рыбками.
Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства. Женя часто ходил с карандашом в руках и рисовал животных. Рисовать его научил отец Иван Аполлонович Чарушин. Он был известным на Урале архитектором. А профессия архитектора требует умения хорошо рисовать.
Любимым чтением Чарушина в детстве были книги о животных.
Вместе с отцом Женя часто ездил по родной Кировской области. В этих поездках Женя мог любоваться восходом и заходом солнца, наблюдать как засыпает и просыпается лес, слушать пение птиц и голоса зверей. Именно благодаря ярким впечатлениям детства Евгений Иванович Чарушин и стал писателем и художником.

(Показ видео «Художник Е. Чарушин»)
Животные окружали Евгения Чарушина всю жизнь. Так, когда он стал уже взрослым, в его доме жил русский спаниель Томка, с которым писатель ходил на охоту. Именно он стал прообразом щенка Томки – одного из героев рассказов Чарушина.
Сначала Евгений Иванович был только художником – он создавал иллюстрации к книгам В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака и др. Затем он стал писать и сам.
Особенно он любил рисовать детёнышей животных. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь», - писал Евгений Иванович. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Викторина по рассказам Е. Чарушина
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Е. Чарушина из цикла «Тюпа, Томка и Сорока», а также по выбору).

Ответьте на вопросы:
1. Как зовут охотничью собаку из рассказов Е. Чарушина? (Томка)
2. Вспомните, как автор выбирал себе щенка. Как по поведению щенка можно узнать его характер? Кого выбрал? (Томку; Рассказ «Томка», автор отнял деревяшку у щенка и спрятал, а тот её нашёл).
3. По каким признакам можно узнать, что снится щенку Томке? (Во сне Томка повизгивает и лапы у него дёргаются; рассказ «Томкины сны»)
4. Как Томка научился плавать? (Побежал в воду за мячиком, а мячик – это любимая игрушка Томки)
5. Как зовут маленького котёнка из рассказов Е. Чарушина? (Тюпа)
6. Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Он ползёт, подкрадывается ближе к птичке, бабочке и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)

Ребята, какие книги Е. Чарушина вы ещё читали? (Дети рассказывают)

Разгадайте кроссворд «Чарушин»:


1. Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает. (Курочка)
2. У своего теремочка
Сидит на цепочке. (Собака)
3. Чёрная заплатка,
Белая заплатка.
По берёзе скачет,
Обо всём судачит. (Сорока)
4. Пёстрая крякушка
Ловит для детей лягушек. (Утка)
5. Любит зёрна,
Любит хлеб,
Но любимей сыра нет,
Баловница, хоть мала,
Страх наводит на слона. (Мышка)
6. Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
7. Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а когти востры. (Котёнок)

Молодцы, ребята! Я вижу, что слушали меня вы сегодня внимательно и поэтому много нового узнали и запомнили. Закончить нашу встречу я хочу словами Евгения Чарушина: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты - человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Расти поскорее, учись лучше!». Так обращался Е. Чарушин ко всем детям. Давайте будем следовать его совету: читать интересные книги, изучать животных и охранять природу. До новых встреч!

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка))


Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе, автор Г.С. Меркин)
Цели:предметные: знакомство обучающихся с произведениями поэтов, художников и композиторов 19 века о родной природе, формирование умений анализа стихотворений, навыка различения художественно-изобразительных средств, использованных автором
личностные: формирование у обучающихся таких нравственных качеств, как любовь к родной природе, чувство прекрасногометапредметные результаты: регулятивные: проявление познавательной активности в коллективном сотрудничестве;коммуникативные: выразительное репродуцирование стихотворного произведения, правильное использование речевых средств во время изложения информации;познавательные: способность осознанно строить речевые высказывания. Тип: внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса.Обеспечение:
презентация репродукций картин знаменитых художников на тему «Родная природа»;
подборка аудиозаписей музыкальных произведений о природе (в частности, П.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»)
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство.
Ход мероприятия.
(Подготовительные мероприятия:Предварительно учащимся дано задание подготовить чтение наизусть стихотворения о природе поэта 19 века (на выбор)(По ходу записывать названия стихов и имена их авторов).
Вступительное слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Попробуем и мы научиться по-настоящему видеть, слышать и понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны. Для этого мы познакомимся с произведениями русских художников, композиторов и поэтов, увидим их мастерство в создании образа Родины.
ТРЕК 1
(Звучит музыка. Появляется Ее Величество Природа)Природа: Здравствуйте, ребята! Я Природа.
Прекрасен окружающий нас мир. Что же составляет эту красоту? Это и дремучая тайга, и безбрежность моря, и бесконечные просторы полей, и наши кудрявые сопки, и речки и озера, в которых вы так любите плескаться летом. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Много красивых пейзажей изобразили в своих произведениях поэты 19 века. Кстати, напомните мне, что такое пейзаж? (ответ детей). А при помощи каких художественно-выразительных средств созданы картины природы? Давайте позовем на помощь Профессора Литерознайка.
(Выходит Профессор Литерознайка, рассказывает про эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения с примерами. Ребята сверяют свои определения в тетрадях)Природа: У меня есть четыре поры – Времена Года. И в каждый из них я становлюсь новой и краше прежнего. Многие талантливые люди посвятили мне свои произведения. Среди них художники и композиторы, писатели и поэты.Так, Петр Ильич Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди написали произведения, который так и называются «Времена года», сегодня мы с ним познакомимся. А также буду рада услышать, как мои четыре времени года изобразили в стихах поэты 19 века.
Учитель: Итак, ребята, начнем с времени года, которое еще сравнивают с пробуждением природы. Это… весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Послушайте, как весна представляется Вивальди и (внимание на экран) художникам
ТРЕК 2
(демонстрация картин и музыка)
А теперь поделитесь, пожалуйста, как рисуют весну поэты.
Совпали ли представления?
Учитель: Следующее время года, которое очень любят дети. Это лето. Оно прекрасно не только каникулами, но и тем, что является, пожалуй, самым красочным. Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Послушайте и посмотрите.
(демонстрация слайдов и музыки)
(чтение наизусть)
Учитель: А сейчас обратимся к времени года, которое часто называют унылой порой. Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.А по праву или нет, сейчас посмотрим.
(музыка и картины)
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?
(потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается)
Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений.
Сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?
(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой…)
Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?
(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)- А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
Что изображено на картине?
Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
(звучит музыка. Появляется Зимушка-зима)Зима:
- Очень я по вам скучаю весь год и радуюсь, когда приходит мое время. И не скрою, многим я симпатична. А среди вас есть те, кто любит красавицу-зиму?
(ответы детей)
Учитель: Спасибо, Зимушка, что пришла! Действительно, очень ты нам нравишься. Какие ты узоры рисуешь на окнах, а какие затейливые снежинки ткешь! В благодарность за эту красоту многие поэты 19 века посвятили тебе свои стихи. Послушай-ка.
(чтение наизусть)
Зима: Спасибо, ребята, мне очень приятно! Скажите-ка, как меня называют в стихотворениях? А какие волшебные слова помогли поэта нарисовать зимние картины?
(Ребята перечисляют поэтические «прозвища» зимы, а также тропы, при помощи которых поэты 18 века изобразили зимние пейзажи)
(чародейка, волшебница, старуха)
Учитель: Давайте ответим на вопрос: какой предстаёт природа в стихотворениях разных поэтов?
(ответы детей)
(выходят Природа и Зима)
Учитель: В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда. Любуйтесь родной природой и берегите ее! Наш литературный вечер подошел к концу. Спасибо, ребята.
Домашнее задание. Составить словарик эпитетов по прочитанному стихотворению.
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЯМ:
В какие цвета окрашена картина?
Какими словами они переданы?
Каким показано то или иное время года?
Знаете ли в пословицы про это время года?

Час поэзии(внеклассное мероприятие).

Образ природы в поэзии.

показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы в русской поэзии;

помочь учащимся почувствовать музыку природы, увидеть природу в многообразии;

воспитание эстетических и гражданских чувств через метапредметную связь.

Средства обучения:

Презентация на тему « Времена года» в сопровождении музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Октябрь».

А. Вивальди «Зима», «Весна», «Лето».

Романс на стихи С.Есенина и Н. Заболоцкого.

2. Картины: «Осень» И. Шишкина;

«Рябинка» И. Грабаря;

«Иней» И. Шишкина;

«Февральская лазурь» И. Грабаря;

«Первая зелень» Остроухова;

«Сенокос» А. Пластова;

«У мельницы» Киселева;

«Летом» А. Пластова;

«Заросший пруд» В. Поленова и др..

Фотографии с изображением природы.

На стенах картины, репродукции, рисунки детей.

Час поэзии начинается.

Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов».

Ведущий 1. Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой – я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубов, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой – люблю, сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 1 . Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие. (Рукой показать на картины и их портреты

Ведущий 2 . (Пауза) Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 2. Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения предлагаем вам сейчас прослушать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 1. (Подойти показать эти картины.) Глядя на картины « Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Читает..

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 2. Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любови и глубокой привязанности к родным местам, таким для нас знакомым, привычным и близким, слайды об осенней природе.

Ведущий 1. Певец природы писатель М. М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке.

Звучит песня. Есенин « Отговорила роща..» в исполнении….

Ведущий 1. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Стихи о зиме читает..

Ведущий 2. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 1. (Подойти показать картину Шишкина «Иней»или Попова «Первый снег»)

Ведущий 2. Всмотритесь внимательнее в картины Шишкина «На севере диком…», Никиреева «Иней» и другие, на которых изображена природа зимой и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения. Как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины.

Звучит музыка Вивальди «Зима».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Ведущий 2. Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Весна».

Ведущий 1. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик март: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым, но постепенно почернел снег на косогорах, посветлел лес. Весна властно будит природу. Воздух наполняется чудесным ароматом.Чтение стихов о весне…

Ведущий 2. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

Посмотрите

сайды об этом времени года.

Ведущий 1 . Светлые облака плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Зазеленели луга.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Ведущий 1. Вот и лето! (Пауза) Лето! (Пауза) Самая прекрасная пора.

Ведущий 2. Самые длинные каникулы! (Пауза) Самые яркие краски. (Пауза) Самые громкие звуки.

Ведущий 1. Всю прелесть летних дней можно услышать в произведении Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Лето».

Ведущий 2 . Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели.Стихи о лете….

Ведущий 1. Летнее раздолье, бурная жизнь природы, разноцветье цветов и трав, ясные солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки – вот тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. Среди них картины А. Пластова «Сенокос», Киселева «У мельницы» и многие другие.

Ведущий 2 Настоящий гимн природе поет в своих стихах Н. Заболоцкий.

Женщина у него – часть природы, загадка, которую невозможно разгадать. Послушайте стихотворение « Очарована, околдована..», исполняется романс

Ведущий 1. Учащиеся нашей школы сами пишут стихи о природе и родине… Чтение стихов.

Час поэзии хочется закончить трепетным стихотворением о нашей родине России

Березовый сок .

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея от светлого дня,

Я брел наугад по весенним протокам,

И Родина щедро поила меня

Священную память, храня обо всем,

Мы помним холмы и проселки родные,

Мы трудную службу сегодня несем

Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны

И ветви берез, что над заводью гнутся?

Сюда мы с тобой непременно должны

Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком

И так же, как в детстве, меня напои

Березовым соком, березовым соком.

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

час русской лирики

«Золотая пора листопада»

Подготовил преподаватель русского языка и литературы: Туз Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов среднего профессионального образования (1,2 курс – 16-17 лет)

Предварительная работа: распределение ролей и текстов; репетиции со студентами по прочтению наизусть стихотворений русских поэтов, посвященных осени; оформление выставки книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению. Приготовить аудиозаписи: П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песню группы ДДТ «Что такое осень?», песню «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена (или на усмотрение организатора).

Предполагаемые результаты:

повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, повышение интереса к изучению поэзии,

появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,

развитие личности студентов во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей в русской лирике

Задачи:
Образовательные:
- вспомнить произведения, посвященные удивительному времени года - осени;

Помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;


Развивающие:
- Развитие интереса к литературе как виду искусства;
- Развитие коммуникативных навыков учащихся;
- Развитие навыков выразительного чтения;

Развитие чувства прекрасного;

Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.


Подготовительная работа:

выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные осени, оформить выставку книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению.

Музыкальное оформление: аудиозапись П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песня группы ДДТ «Что такое осень?», песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена.

Ход мероприятия:

Преподаватель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех на нашей встрече! В этот осенний день мы собрались на час русской лирики «Золотая пора листопада», чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".
Преподаватель:

Вы послушали завораживающие мелодии Петра Чайковского!
Напоминаю вам, уважаемые студенты и гости, что наше мероприятие проводится в год литературы. Посмотрите на официальный логотип Года литературы и скажите, кто из писателей здесь представлен?
Ответ: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.А. Ахматова.

Преподаватель:

Верно! Обращаю ваше внимание на выставку книг с названием «Унылая пора, очей очарование», на которой представлены сборники стихов разных поэтов: А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака, С. А. Есенина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта и других замечательных поэтов-пейзажистов!

Дорогие друзья, скажите, пожалуйста, кто автор этих восхитительных строк:

Унылая пора, очей очарование…

Приятна мне твоя прощальная краса…

Конечно же, А. С. Пушкин, для которого осень была любимейшей порой! Поэт оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты! Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 1:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Преподаватель:
В творчестве Александра Сергеевича есть понятие «Болдинская осень». Это нижегородское имение
Пушкиных , которое писатель посещал, и которое вдохновляло его на создание нежных, романтических стихов! Полагаю, вы согласитесь со мной, что никогда природа не выглядит так восхитительно и красочно, как осенью.

Давайте вспомним, какие краски, оттенки нам дарит чудесная осень?

Какими эпитетами характеризуют эту пору поэты?

Дорогие друзья, кому из вас нравится осень и чем?

Осень - это золотая и багряная листва,

Осень - это шелест падающих листьев,

Осень - это ветви рдеющей рябины,

Осень - это запах антоновских яблок,

Осень - это прощальный крик журавлей,

Осень - это тишина и душевный покой,

Осень - это любимая пора А.С.ПУШКИНА!

Как вдохновенный певец природы вошёл в сознание читателей Фёдор Тютчев. Природа для него является источником впечатлений и раздумий. Поэт писал, что природа «не слепок, не бездушный лик. В ней есть любовь, в ней есть язык». Фёдор Иванович показал природу в движении, в смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени. Нам близок и дорог Ф. Тютчев – вдохновенный созерцатель природы!

Чтец 2:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Преподаватель:

Друзья, скажите, какие эмоции вызывают тютчевские строки?

Осенняя грусть, тоска по уходящему времени года, прощание с птицами, ощущение, что чего-то будет не хватать, например, птичьего гомона.

Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.

А сейчас проведём литературную разминку «Мы играем - рифмы подбираем ». Вам нужно подобрать рифмы к словам: пейзаж, чайка, озеро, лес, картина, цветы, грустно, лист, просека, соловей, дожди, свист.

(участники мероприятия называют соответствующие слова)

Все молодцы! Спасибо за активность и фантазию!

Чтец 3:

Алексей Плещеев "Осень"

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Преподаватель:

В конце августа и весь сентябрь земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Теплый красный свет идёт от осинок, пронзительно-жёлтый от стройных берёзок, огненный от кудрявых рябин! Выглянет солнце – всё вспыхнет яркими красками, и сердце замрёт в восторге от такой дивной красоты! Есть ли в году время, подобное этому? Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо! Осени посвящены не только стихи, но и песни. Предлагаю послушать одну из них.

Звучит песня группы ДДТ «Что такое осень?

Преподаватель:

Ребята, догадайтесь, о каком из осенних месяцев говорится в предложении: дружен он с холодными ночами, дождями текучими, хороводом листьев.

Безусловно, речь идет о месяце октябре!

Рыжий октябрь на пригорке прилег,

Теплый ласкает его ветерок.

Шепчутся тихо поникшие травы

Возле широких и пыльных дорог.

Желтые листья роняют леса.

В небе прощальные птиц голоса.

В тихие рощи, поля и дубравы.

Крадётся щедрая осень – краса.


Преподаватель:
Об осени есть много примет. К примеру, весна красна цветами, а осень плодами.

В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрьский гром – зима белоснежная. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой и многие другие.

Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. И хотя его творчество относится к XX веку, он остался верен традициям XIX века, и все его поэтические корни в «золотом» веке русской поэзии! С яркой и даже щеголеватой живописностью он изображает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного.

Чтец 4 читает фрагмент стихотворения:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Преподаватель:
Не менее интересен в поэзии Борис Пастернак. В его стихах мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной». Послушайте стихотворение «Золотая осень»!
Чтец 5:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Чтец 6 продолжает:

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Преподаватель:

Вот такой видит осень Борис Пастернак. Читая любые строки на осеннюю тему, как будто бы оказываешься в жёлтом лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листочком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчание и умиротворение!

Продолжая разговор об осени, невозможно не сказать о лирике Сергея Есенина. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Есенин родился в простой крестьянской семье, потому, став поэтом, он воспевал природу родного края с особым трепетом, его стихи будто льются из глубин души, из зелёных рощ и дубрав России. Есенин много стихотворений написал о природе, об осени!

Чтец 1: (можно прослушать песню в исполнении Ольги Стельмах)

Закружилась листва золотая .

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Преподаватель:

Есенинскую поэзию мы любим за доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил лирик в свои произведения. За его огромную любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней. Прожив непростую и очень короткую жизнь, Сергей Есенин оставил о себе вечную память в виде неповторимых и ярких стихов. А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные, нежные.

Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой

Преподаватель:
- Уважаемые студенты, попрошу выйти ко мне тех, кто родился осенью! В честь сегодняшнего праздника вам вручаются памятные медали! Поздравляем осенних именинников! Аплодисменты.

«Осень проходит и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы» - так писал Константин Паустовский. А певец русской природы Михаил Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. Важно, чтобы каждый человек любил и ценил природу!

Настало время подвести итог:

осень - пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту.

Дорогие гости поэтического праздника! Вы очень внимательно слушали стихи и старались увидеть, вообразить, воссоздать картины, на которых изображена осень, которой любовались в 19 веке А. Пушкин, А. Фет, в начале 20 века И. Бунин, С. Есенин, Б. Пастернак.
Дорогие друзья, участники нашего мероприятия, всем огромное спасибо!

Вот и закончился час русской лирики. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Завершается наш поэтический праздник вальсом Шопена.

До новых встреч!

Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена

Литература:

1. Тютчев Ф.И. “О, вещая душа моя!..” - М.: “Школа-Пресс”, 1995
2. Константин Бальмонт. Избранное. Москва, Аделант, 2011
3. Интернет-ресурсы: uchportal.ru , http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека