Не запоминаю имена что за болезнь. Просмотр полной версии

Наверное, многим из нас знакома неприятная ситуация, когда мы встречаем знакомого человека, но не можем вспомнить его имя. Или, что ещё хуже, знакомимся с кем-то и уже через 5 минут понятия не имеем, как к нему обращаться. Такое может произойти где угодно - как на вечеринке у друга, так и на деловом обеде или в новом рабочем коллективе.

Как же научиться запоминать имена? Для этого есть несколько проверенных способов.

Согласно материалу в журнале «Психология сегодня» (Psychology Today), способность запоминать имена ухудшается ещё и с возрастом. Оказывается, около 85% людей среднего возраста и пожилых людей забывают имена. Однако это вовсе не значит, что забывчивость на имена появляется лишь с возрастом, ведь многие молодые люди также замечают за собой такой недостаток.

Почему мы забываем имена

Этот феномен можно объяснить. Когда мы встречаем кого-то впервые, наше внимание рассеивается на множество факторов - лицо, внешний вид человека, его голос, манеру разговора, жесты и обстановку вокруг. Переизбыток информации и расфокусирование нашего внимания нередко приводят к тому, что мы не можем вспомнить, как зовут человека, находящегося перед нами.

Помнить имя важно

Если вы хотите добиться внимания человека, проще всего это сделать, назвав его по имени. Исследования показывают , что произношение нашего имени активизирует наш мозг, даже если мы находимся в шумном помещении. Именно поэтому многие влиятельные лидеры придают именам большое значение и стараются по максимуму их использовать. Эффект от этого легко проверить: полагаю, каждому приятно осознавать, что о нём помнят, когда он слышит своё имя. И наоборот, забывчивость других вызывает негативные эмоции.

Как запоминать имена

Если вы так же, как и множество других людей, постоянно забываете имена, Кристи Хеджс , профессиональный коуч, спикер и автор книги The Power of Presence: Unlock Your Potential to Influence and Engage Others, предлагает несколько проверенных на практике советов, которые помогут избавиться от этого недостатка раз и навсегда.

Встретились - повторите

Когда вы услышите чьё-то имя, не просто кивайте в ответ и продолжайте разговор, а повторите это имя, включив его в свой разговор или спросив о чём-то нового знакомого. Например, если вашего нового знакомого зовут Марк, вы можете сказать: «Привет, Марк, приятно познакомиться», - или же задать ему вопрос: «Как долго Вы работаете в IT, Марк?».

Используйте имя на протяжении беседы, только не переусердствуйте и не повторяйте его слишком часто. Также включите имя в прощальную фразу и, произнося её, смотрите в лицо собеседнику, чтобы закрепить в памяти его образ и имя вместе.

Записывайте

Доктор Гари Смол, психиатр и эксперт в области изучения памяти, предлагает просить человека записать его имя, особенно если оно необычное или редкое. Эта техника будет эффективной, если у вас хорошо развита визуальная память. Кроме того, можно попросить у человека визитную карточку и прочитать его имя на ней, пока вы с ним общаетесь. Так вы создадите связь между человеком и визуализацией его имени у себя в памяти.

А сразу после встречи запишите имя человека и основную информацию о нём в свои контакты. Так вы сохраните всё самое главное и при случае легко вспомните собеседника. Записать можно как личную информацию, так и особенности его внешнего вида или тему последнего разговора.

Используйте ассоциации

Многие эксперты советуют в момент, когда вы слышите новое имя, создавать в воображении словесную связь или картинку для ассоциации. Это может быть любой факт, который вы знаете о человеке, - его увлечения, сфера деятельности, место проживания и т. п.

Вивиан Жанг приводит пример этого совета, который она узнала из учебного курса Дейла Карнеги:

Воображайте картинки, которые звучат, как имя человека, и сопоставляйте их с другими фактами, которые вы о нём знаете. Если вы встречаете кого-то из Бразилии по имени Лаура, представьте её в лавровом венке на голове, плавающей в реке Амазонке.

Создавайте связи

Ещё один способ запоминания имён - сопоставление человека с другим человеком с таким же именем, которого вы хорошо знаете. Например, с вашим другом или родственником.

Кристи Хедж узнала этот приём на одном из тренингов, в котором принимали участие 15 человек. Она была удивлена, когда тренер после краткого приветствия с каждым из участников снова прошёлся по группе и обратился с каждому из них по имени без единой ошибки. Он тогда использовал простую технику - ассоциировал каждого человека с известной личностью (или известным ему человеком). Например, Райан ассоциировался с Райаном Гослингом. Сперва это может показаться сложным, но с практикой вы научитесь мгновенно создавать такие связи между людьми и запоминать их имена.

Проявите внимание

Большинство психологов и экспертов в области изучения памяти утверждают, что одной из главных причин забывчивости имён является то, что мы не сосредотачиваемся на нём и уже через мгновение наше внимание рассеивается на другие вещи, которыми мы окружены.

Такой же совет даёт в первую очередь и один из самых общительных людей на планете Кейт Феррацци:

Если вы примете сознательное решение запомнить имя, потому что проявляете внимание к людям, которых встречаете, вы сразу же начнёте делать это гораздо лучше.

Надеюсь, что эти простые советы помогут вам лучше запоминать имена и избегать неудобных ситуаций в будущем. Лично я обязательно возьму на вооружение самый первый совет с устным повторением имени. Мне кажется, что с него легче всего начать практиковаться. Расскажите, а как вы запоминаете имена и испытываете ли с этим трудности?

17.01.2010, 00:18

Не то что плохая.... Нет, просто ужасная. Да ее совсем нет:(

Вот рассказываю случая из сегодня: ходили на музыку, ходим уже полгода, в принципе знать имена всех детей уже давно пора, но дочка не знает.... общаюсь с одной мамой, у нее сына зовут Паша (мою дочку - Саша, запомнить, по-моему не сложно....), после урока они немного катались с горки, дочка раза 3 спросила как зовут мальчика:010:. приехали домой, опять не помнит.:008::008:

Что же это такое? Я уже скоро начну паниковать....

При чем в остальном вроде развита нормально. Память тоже неплохая, стихи учит быстро (у меня в детстве было хуже), зрительная память вообще отличная, помнит места, где была в 2-3 года (сейчас ей 5), игры на память обожает - и как правило выигрывает (на компе или с нами, это где надо найти пару в перевернутых карточках).

Но что с именами???? Сейчас катались на катке с друзьями, у них сын с очень редким именем, она его раз 50 повторила, приехали домой - не помнит, я сказала, ровно через 2 минуты спрашиваю - "не помню" :(

Одна надежда - научится писать - будет попроще. Я многие вещи запоминаю в написанном состоянии - т.е. года, имена и т.п. Они как картинка выплывают. Может и у нее так..... :008:

Но если кто сможет подсказать чем помочь ей - буду благодарна.

17.01.2010, 02:17

17.01.2010, 02:26

Не переживайте, у меня дочь в конце второго класса не помнила имена всех одноклассников!:)) Только к 4-му более-менее выучила.

Говорят, что наша память избирательна и мы не стремимся запомнить то, что подсознательно считаем не важным.;)

Ну не важен вашей дочке мальчик на горке и она не считает прогулку с ним поводом для знакомства - что тут страшного?

Я уверена, что при такой зрительной памяти, она должна с математикой хорошо справляться, с шахматами, ориентироваться на местности. ИМХО, это важнее, чем имена людей, не всегда интересных... :fifa:

17.01.2010, 02:27

17.01.2010, 03:03

у кого-то плохая память на имена, у кого-то на лица, я вот названия книг не запоминаю (хотя текст дословно). просто вашему ребенку это не нужно, неинтересно. имена своих друзей она же знает? тем более, если во всем остальном - прекрасная память. моя дочка например знает имена всех детей в группе, если бы не помнила - я бы ее не мучала.

Кстати, заметила, если встерчает нового человека с именем ребенка из группы - то без проблемы - запоминает.

17.01.2010, 03:08

Говорят, что наша память избирательна и мы не стремимся запомнить то, что подсознательно считаем не важным.;)

Решили проверить. Наверно не правильно, но я реально начинаю париться.

В общем пока ехали на каток, ее пытали, пытали как зовут мальчика - ни в какую - не помню и все. подсказали. Она всю дорогу повторяла, я ее переспрашивала, приехали на каток, пока одевались.... что бы вы думали. конечно забыла. Хотя до этого ей говорили - не вспомнишь - не будешь кататься. Может она всерьез не воспринимает угрозу:008:.... я просто таких безпамятных еще не встречала....

Летом были в санатории где куча детей. Все, ну просто все помнят как ее зовут, она же никого практически, только парочку, у которых имена как в ее группе...... Каждый раз меня спрашивала как зовут ребенка, мне еще было даже смешно.... теперь уже не особо:(

17.01.2010, 03:11

17.01.2010, 03:12

Я уверена, что при такой зрительной памяти, она должна с математикой хорошо справляться, с шахматами, ориентироваться на местности. ИМХО, это важнее, чем имена людей, не всегда интересных... :fifa:

Да, по возрасту все хорошо, с шахматами не знаю.... боюсь.:004: У нас еще другие сложности - не умеет проигрывать и чему-то учиться (поначалу же неизбежны проигрыши). Закатит скандал и больше играть не будет. Вот такой ребенок:fifa:

17.01.2010, 03:14

да не мучайте вы ее. бывает у детей такое - чему-то усиленно учат, спрашивают, потом у детей начинается стопор. на немного забудьте про имена, хотя бы на неделю. потом опять спросите. и наверняка выдаст имена всей группы:support:!

С группой вроде все нормально. А вот если знакомится на улице, или на занятиях, то помнит первые 2 секунды только.

Конечно не будем мучить. что ж я, не понимаю что-ли?

Просто методом проверки поняла что дело не только в мотивации (ей же строго сказали - не вспомнишь, точнее не запомнишь одно имя - не будешь кататься). а вот в чем... попробую вечерами иногда давать ей тестирования - после чтения чтоб вспоминала имена героев....

17.01.2010, 03:17

17.01.2010, 03:23

не переживайте! это просто особенность её памяти! лично у меня, например, очень плохая память на лица! мне страшно неудобно - я не узнаю никого из соседей! т.е., пока я с человеком не поговорю - я его запомнить не в состоянии..
а вот имена и, как ни странно, дни рождения - помню очень хорошо!

Да, какая разная память у всех. У меня с лицами более-менее, тяжелее вспомнить где его видела, имена заставляю себя запоминать, просто силой:ded:. Рисую всякие образы, ввожу сокращения, какие-нибудь обзывалки, но считаю что имена просто необходимо помнить. Хотя с этим тоже напряг. Муж тоже страдает от того же, но он себя не напрягает и тоже иногда шокирует отсутствием памяти, так что вроде объяснимо почему у дочери есть такой минус.

17.01.2010, 03:29

Можно попробывать ассоциации имен с предметами.

17.01.2010, 04:00

знаете, мне кажется, ничего страшного нет в том, чтобы сказать человеку: извините, не запомнил,как Вас зовут...

А вот в моем случае - мне очень неловко, когда люди со мной здороваются, а я понятия не имею, кто это:009:
очень смешно было, когда мы с мужем при переезде долго топтались у подъезда, проходило много людей, здоровались с нами, спрашивали, куда уезжаем и т.п.... когда они уходили, я спрашиваю, а кто это? муж - это сосед со 2го этажа.. с 7 этажа... и т.п. А для меня все - совершенно незнакомые лица!! :010: (в той кв. мы прожили почти 5 лет:073:)

Еmerald Изумрудная

17.01.2010, 04:18

У нас тоже порой бывает, поиграет с реб. на улице, на следующий день не помнит как зовут...

17.01.2010, 09:24

Я очень плохо запоминаю имена. Как-то в фирму устроилась на работу, народу много (человек 20) - я в первый же день завела себе бумажку, всех записывала, но одного из начальников так до конца всё время другим именем и называла (он потом уже привык и не удивлялся). Очень неудобно.
Записывать на бумажку навые имена для меня было спасением, так я запоминала и не путала.
Ребёнок всех помнит, но у нас сейчас новая логопед, никак не может её запомнить, наверно всё-таки память сама выбирает, что ей важно.

17.01.2010, 10:03

Подсказать - не подскажу:) Но у нас тоже самое. Мне кажется, у меня ребенок не запоминает то, в чем смысла она не видит. Т.е. имена ей эти нафиг не нужны. Называть по имени, звать, она все равно стесняется, так зачем они ей:) Ходит в сад в нашу группу второй год и то не всех сразу вспоминает, как зовут. Причем, каких-то помнит, выборочно. Подругу свою точно знает как зовут:)) Короче, я не переживаю, думаю, подрастет и все нормально будет.
Абсолютно согласен с не запоминает то, в чем смысла она не видит!!!

Способность запоминать имена и фамилии у разных людей весьма различна. Для многих трудно запомнить фамилии даже своих лучших друзей, другие же обладают удивительной способностью запоминать имена и фамилии почти каждого, с кем они встречаются. Такая способность сильно содействовала успеху многих общественных деятелей, развивших ее, как говорят, до невероятных пределов.

Разные политические деятели по необходимости должны были развивать такую способность. Джеймс Блен и Генри Клей обязаны своей известностью искусству запоминать имена случайных знакомых и называть их по имени, встретив их только раз. Маколей о Томасе Уортоне говорит: «С этим великим человеком, называвшим даже башмачника по фамилии, бороться было почти невозможно». У Наполеона была удивительная память на имена и лица, и это заставляло солдат еще больше любить его. Поразительной памятью на имена обладал и Аристотель; про Перикла же говорят, что он знал по имени каждого гражданина Афин.

Человек, быстро припоминающий имена и фамилии, имеет в своем распоряжении сильное оружие для завоевания людских симпатий, почему каждому полезно развить эту способность. Память на имена может так же развиваться, как и всякая другая способность ума или известная часть тела, то есть вниманием и упражнением. Удовлетворяясь сожалением, что они обладают слабой памятью в отношении чего бы то ни было, многие люди совсем ничего не предпринимают ради ее улучшения. Раз человек сознает, что он может возвыситься от постепенного упражнения и практики той или иной способности, он тем открывает себе дверь в великое будущее.

Приобретение ясных и отчетливых впечатлений является первым условием в деле развития памяти на имена. Неоднократно случалось, что много помогает при этом повторение вслух имени лица, с которым мы только что познакомились, то есть здесь мы прибегаем к памяти слуха. Ошибка многих заключается еще и в том, что они не думают об именах встречающихся с ними людей. Они не дают самому имени запечатлеться в уме, потому что все внимание направлено на общий вид или наружность незнакомца, его занятия, поступки и т.д.

Такая небрежность приводит всегда к тому, что позднее мы бываем не в состоянии припомнить его имя и фамилию. И это бы еще полбеды, но, привыкнув небрежно относиться к фамилиям других, мы теряем вместе с этим и ту память на лица, которой обладаем, так как подобное небрежное отношение ни на чем так скоро не отражается, как на памяти. Вообще говоря, память, по-видимому, действует согласно правилу, что если человек не интересуется тем, что имеет, то ей незачем и заботливо сохранять это.

Если вам затруднительно оживлять заново впечатление имен и фамилий, то будьте уверены, это потому, что вы мало уделяли им внимания. Начинайте интересоваться ими. Разбирайте имена; думайте о них; обращайте внимание на их особенности, сходство и различие их и т.д. Есть книги, показывающие происхождение всевозможных имен и читаемые некоторыми с большим интересом. Мы утверждаем, что никто из читавших такую книгу с интересом не окажется когда-либо в затруднении при воспоминании имен. Он будет их помнить уже по одному тому, что они для него что-нибудь значат. Он будет отмечать их в памяти, как отмечает себе названия товаров, которые продает, или названия чего-либо другого, что его интересует. Каждое имя и каждая фамилия имеют свое происхождение и значение, и очень интересно провести какое-нибудь имя чрез все его изменения в отношении первоначального.

У нас на памяти семья в Пенсильвании, предки которой, носившие фамилию Buckley, были выходцами из Германии. Рассеявшиеся по стране внуки мало-помалу усвоили произношение своих соседей-англичан, и потому различные ветви этого семейства различным образом изменили первоначальную фамилию. В настоящее время насчитывается 21 вариант этой фамилии. Еще несколько поколений – и сходство между фамилиями окончательно пропадет: здесь выпадет буква, там изменится произношение. Мы были в затруднении запомнить с первого раза эту фамилию, но, услыхав от старого члена семьи историю данного семейства, мы уже не затруднялись помнить каждого, носящего эту фамилию в ее настоящем или видоизмененном виде.

Мы также затруднялись запомнить очень длинную немецкую фамилию одного купца, с которым у нас были деловые отношения, пока не заметили, что его фамилия в переводе значила «кроличья шкура» (по-английски: rabbitskin); после этого затруднение исчезло, и мы вспоминали фамилию купца так же легко, как фамилию Смит.

Мы приводим эти примеры лишь для того, чтобы показать, как различно мы относимся к фамилии, когда ею интересуемся. Найдя что-либо сходное с данной фамилией, вам нетрудно будет вспомнить и самую фамилию. Человека с фамилией Кузнецов легко запомнить, думая о кузнеце за работою с молотом и наковальней. Точно так же запоминаются и ей подобные фамилии, происходящие от названий, указывающих, вероятно, на специальность того или иного родоначальника рассматриваемой фамилии, например: Плотников, Столяров, Сапожников, Мельников и проч. По ассоциации идей легко запомнить фамилии, происходящие от названий животных, как Волков, Медведев, Зайцев и др. Тому же правилу запоминания следуют фамилии, происходящие от названий растений: Дубов, Ромашин, Чесноков, Огурцов, Черешнев и другие, которые легко сопоставляются с соответствующими деревьями, травами, цветами и плодами. Вообще в большей части фамилий всегда можно найти какое-нибудь сопоставление или ассоциацию, указание на то, что находится уже в самих словах или понятиях, от которых эти фамилии происходят.

Нам известна была женщина, которая не могла запомнить фамилию одного человека – г-на Hawk’a (по-русски буквально значит «ястреб»), пока не узнала о страстной привязанности этого господина (кстати сказать, священника) к курам и цыплятам. Как только у нее явилась ассоциация между ястребом и похищенными последним цыплятами, она уже не встречала более трудности в припоминании этой фамилии. Подобная нелепая связь иногда очень хорошо способствует запоминанию, в особенности если у человека есть чувство юмора.

Но все вышеупомянутые методы в лучшем случае могут лишь способствовать запоминанию. Наилучший же путь – это начать относиться внимательно к фамилиям людей, с которыми встречаетесь, и таким образом приучать ум относиться с интересом к последним и сохранять о них ясные впечатления. Направляя внимание на фамилию, силою воли запечатляйте ее в памяти. Интересуйтесь фамилией, думайте о ней и уделяйте ей свое внимание. Затем старайтесь связать ее с вашим впечатлением о наружности данного лица. Мы когда-то знали человека, который почему-то всегда усматривал некую связь фамилии с носом ее обладателя, и его ум, по-видимому, вполне удовлетворялся подобной несколько странной связью. Результатом было то, что при виде носа человека ему приходила в голову и фамилия его, а когда он думал о фамилии, то невольно в воображении его рисовался и нос ее обладателя. Расставшись с человеком, старайтесь припомнить его наружность в связи с именем и фамилией, сливая их в одно целое. Вызывая умственный образ какого-нибудь г-на Антонова, только что встреченного вами, повторите несколько раз «Антонов, Антонов», как бы давая усилием воли название этому новому для вас образу, а стало быть, и встреченному вами лицу. Вы скоро заметите, что такие упражнения возбуждают ваш интерес к фамилиям людей, а непрестанное внимание оставляет ясные впечатления, и при получении последних воспоминание или припоминание последуют без труда.

Некоторые найдут удобным припоминать имена писателей, вызывая представление об их книге или стихотворении и связывая их с именем самого писателя. Способ этот можно разнообразить, сопоставляя имя (отчество) и фамилию писателя с заглавием книги или произведения и никогда не разделяя их, например: «Гамлет» Вильяма Шекспира, «Характеры» Жана Лабрюйера, «Фауст» Вольфганга Гёте, «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, «Три мушкетера» Александра Дюма, «Книга песен» Генриха Гейне, «Книга духов» Аллана Кардека, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и др. Подобная связь явится причиной того обстоятельства, что, говоря или думая о произведении, вы невольно вспомните имя и фамилию автора.

Некоторые находят удобным пользоваться преимуществом зрительного впечатления и по возможности записывают название и смотрят на него некоторое время, потом откладывают написанное. Благодаря этому они видят имя умственным взором и, стало быть, помнят звуки и впечатления другого рода. Лучше всего получать впечатление через возможно большее число органов чувств. Говорят, что Луи Наполеон приобрел свою огромную память на имена благодаря записыванию их. Его великий дядя не нуждался в таком способе, связывая всегда имя с наружностью человека. Но племянник его, не будучи в состоянии подражать дяде, принужден был записывать имена и, благодаря этому, скоро приобрел славу, как бы унаследованную от своего дяди.

Иногда ускользающее название может снова вернуться на память, если только мы сопоставим его с подобным же именем или чем-нибудь другим, имеющим с ним действительную или воображаемую связь. Один господин рассказывал нам, что он помнит прекрасно свою встречу с адвокатом из Филадельфии по фамилии «Townsend» и что эта фамилия постоянно ускользала у него из памяти, хотя он знал и других людей с той же фамилией. Почему-то он не мог думать о нем как о «господине Таунсенде». Наконец он случайно вспомнил о хорошо известном журналисте, Джордже Альфреде Таунсенде, псевдоним которого был «Cath». После этого он стал называть про себя адвоката псевдонимом его однофамильца и уже не затруднялся вспоминать его фамилию. Достаточно было мгновения, чтобы связать между собою «Cath» с «Townsend».

Все подобные методы обыкновенно не являются самыми лучшими и должны употребляться лишь в исключительных случаях. Лучший способ – это интересоваться именем. Изучайте имена и фамилии, анализируйте их, и вы увидите, что увеличивающийся интерес повлечет за собой и более ясные впечатления, а стало быть, и легкое припоминание.

Другой излюбленный некоторыми способ, когда им случится «забыть» фамилию или имя, – прочитывать в уме азбуку от «А» до «Я», внимательно останавливаясь на каждой букве. Когда вы доходите, например, до «Л», то забытое имя «Леопольд» или фамилия «Ленский» благодаря начальной букве, за которой по ассоциации последуют и остальные, приходит в область сознания. Другие же разнообразят это, выписывая буквы по очереди, пока желаемая начальная буква не будет узнана. Здесь, стало быть, вспомнить имя помогает зрительная память. Тот же принцип применяется и при обнаружении неправильного правописания написанного слова, раз мы не можем по слуху или общей памяти вспомнить его правильное начертание.

Иные находили полезным стараться припомнить место встречи с тем лицом, фамилия которого ускользала из их памяти, а также обстоятельства встречи и т.п. Иначе говоря, они переносились воображением в ту обстановку, где произошла встреча, и переживали это обстоятельство в уме вторично. Таким образом им удавалось вспомнить и ускользающее из памяти имя, которое, по-видимому, возвращалось в область сознания благодаря такой умственной картине и почти одновременно с нею.

Другие достигали того же, создавая перед умственными очами вид какой-нибудь особенности, замеченной ими в наружности или одежде человека.

Все такие способы пригодны лишь в исключительных или непредвиденных обстоятельствах. Самый же лучший метод – еще раз повторим напоследок – это относиться с интересом к именам и фамилиям. Изучайте, анализируйте их – и впоследствии вы увидите, как возросший интерес повлечет за собой более ясное впечатление фамилий и, стало быть, более легкое припоминание их.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека