Симптомы рассеянность невнимательность плохая память. Почему с возрастом наша память становится слабее

Память - это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином "мнестическая деятельность".

Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.

    Показать всё

    Причины ухудшения памяти

    К нарушению памяти может приводить множество причин.

    Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

    У детей и подростков

    К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:

    • Гиповитаминоз.
    • Анемия.
    • Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
    • Травмы центральной нервной системы.
    • Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
    • Нарушение зрения.
    • Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
    • Расстройства психики.
    • Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
    • Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
    • Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.

    Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.

    Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:

    • ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
    • амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
    • при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
    • ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.

    Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.

    У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.

    У взрослых

    У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни:

    • Стрессовые ситуации, особенно часто повторяющиеся или продолжительные.
    • Хроническая усталость, как физическая, так и психологическая.
    • Острое нарушение мозгового кровообращения (у пациентов старше 40 лет они встречаются чаще, чем у молодых людей).
    • Атеросклеротическое поражение сосудистого русла.
    • Артериальная гипертензия (в отдельных случаях встречается и в молодом возрасте).
    • Дисциркуляторная энцефалопатия.
    • Остеохондроз шейного отдела позвоночника и связанный с этой патологией вертебробазилярные синдром и недостаточность.
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Расстройства метаболизма (например, при сахарном диабете, нарушении гормональной сферы, при патологии деятельности эндокринных желез).
    • Опухоли центральной нервной системы.
    • Болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания (более характерно для пожилых пациентов).
    • Психические расстройства (в частности, депрессивное состояние, эпилепсия, шизофрения и другие).

    Расстройство внимания

    Снижение способности к концентрации внимания негативно сказывается на процессе запоминания информации. Расстройство может проявляться в виде следующих нарушений:

    Расстройство внимания

    Описание

    Неустойчивость внимания

    Человек при этом нарушении постоянно отвлекается, переключается с одного объекта на другой. Неустойчивость внимания характерна для синдрома расторможенности у детей, гипоманиакальных состояний, гебефрении

    Ригидность

    Характерно замедленное переключение между темами или объектами внимания. Этот симптом встречается при эпилепсии и других психических заболеваниях. Пациент вязнет на одной теме, что затрудняет ведение диалога

    Недостаточность концентрации внимания

    Такие люди выглядят очень рассеянными.

    Это расстройство нередко принимают за особенность характера или темперамента

    Способность к концентрации внимания снижают все соматические заболевания, проявляющиеся симптомами, вызывающими болезненность или дискомфорт.

    Виды нарушений памяти

    Специалисты выделяют следующие разновидности расстройств:

    • дисмнезии - изменения, касающиеся непосредственно функции памяти;
    • парамнезии - искажения имеющихся воспоминаний вследствие влияния на них фантазий пациента.

    Дисмнезии

    Существуют следующие разновидности этого патологического состояния:

    • гипермнезия;
    • гипомнезия;
    • амнезия.

    Гипермнезия

    Это состояние характеризуется способностью человека быстро запоминать и воспринимать информацию, а также воспроизводить сведения, отложенные много лет назад.

    Нередко пациенты рассказывают, что определенные события без причины всплывают в памяти ("накатывают воспоминания"), возвращают в прошлое. В большинстве случаев люди говорят, что не знают, почему эта информация хранится в голове и вспомнилась именно сейчас. Например, пожилой человек в деталях описывает отдельные уроки в школе (вплоть до одежды учителя и одноклассников), восстанавливает другие подробности, касающиеся его юности, профессиональной деятельности или событий в семье.

    Сама по себе гипермнезия на фоне отсутствия других клинических проявлений заболеванием не считается. Люди, у которых регистрируется этот феномен, способны запоминать и воспроизводить большие объемы информации (числа, наборы слов, не связанных смыслом между собой, перечни предметов, нотные записи).

    Но гипермнезия может являться симптомом патологических состояний:

    • пароксизмальных психических расстройств (в частности в структуре эпилепсии);
    • интоксикации психотропными веществами (как фармакологических средств, так и наркотических препаратов);
    • гипоманиакальных состояний; у пациентов отмечаются приливы энергии с повышением жизненной активности и трудоспособности (нередко сопровождаются приступами гипермнезии, сочетается с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, невозможностью сосредоточить внимание).

    Гипомнезия

    Обычно это состояние описывают выражением "плохая память". Забывчивость и рассеянность являются частью клинической картины астенического синдрома.

    Для этого нарушения характерны следующие признаки:

    • Выраженная утомляемость.
    • Повышенная нервозность.
    • Плохое настроение и раздражительность, в том числе немотивированные.
    • Головные боли.
    • Метеозависимость.
    • Нарушение сна в виде дневной усталости и бессонницы в ночное время.
    • Перепады артериального давления.
    • Нарушение сердечного ритма.
    • Вегетативные патологии (в том числе приливы в предменопаузном и менопаузальном периодах у женщин).
    • Физическая слабость, хроническая усталость.

    Астенический синдром встречается в структуре следующих патологических состояний, при которых отмечается ухудшение памяти:

    • Артериальная гипертензия.
    • Восстановительный период после черепно-мозговой травмы.
    • Атеросклеротическое поражение церебральных сосудов.
    • Начальная стадия шизофрении.
    • Восстановительный период после операций.
    • Тяжелые интоксикации.
    • Соматические заболевания.
    • Прием некоторых лекарственных препаратов.
    • Органические поражения головного мозга (острое нарушение кровообращения, опухолевые процессы).
    • Климактерический синдром с расстройствами адаптации.
    • Депрессивные состояния.

    Проблемы с памятью при этих заболеваниях сопровождаются характерной для них симптоматикой.

    Амнезия

    При амнезии у пациента не ухудшается вся память целиком, а наблюдается исчезновение ее фрагментов - пропадают определенные периоды времени, события, имена, лица.

    Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидности амнезии

    Описание

    Диссоциативная амнезия

    Из памяти исчезают события, связанные с психологической травмой. Механизм явления обусловлен защитной реакцией организма, которая вызвана сильным стрессом. В результате мозг старается избавиться от травмирующей ситуации, которую человеку трудно пережить. Такие события можно восстановить только при помощи специальных методов (гипноз)

    Ретроградная амнезия

    Чаще возникает в результате черепно-мозговой травмы. Пациент в этом случае забывает, что было перед ней: приходит в себя, но не помнит, кто он, что с ним случилось

    Антероградная амнезия

    "Провал в памяти" в этом случае касается событий, произошедших после травмы. Все, что было раньше, человек помнит хорошо

    Фиксационная амнезия

    Этим термином называются нарушения краткосрочной памяти. Человек слабо запоминает текущие события. В таких случаях говорят "короткая память"

    Тотальная амнезия

    При этом расстройстве пациент забывает все события, в том числе информацию, касающуюся его личности

    Прогрессирующая амнезия

    Это нарушение характеризуется исчезновением из памяти событий, начиная с настоящих, затем недавних, а в дальнейшем - и прошлых. Причиной возникновения патологии являются атрофические процессы головного мозга, встречающиеся при дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Пика. Тотальная амнезия имеет место и при сосудистой деменции. Пациенты с этим нарушением забывают названия предметов, которыми пользуются постоянно, или просто не узнают вещь

    Парамнезии

    Парамнезии - это нарушения, заключающиеся в искажении воспоминаний и добавлении к ним посторонней информации. Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидность расстройства

    Описание

    Конфабуляция

    Фрагменты собственной памяти пропадают. Их место занимают истории и события, придуманные самим пациентом. Пересказывая эти ложные воспоминания, человек верит в то, о чем говорит. Сюжетом конфабуляций могут быть различные события: подвиги, достижения, преступления

    Псевдореминисценция

    Исчезнувшие из памяти воспоминания заменяются событиями, которые действительно имелись в биографии пациента, но в другое время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова)

    Криптомнезия

    Криптомнезия характеризуется тем, что пациент выдает за собственное воспоминание и пережитое им самим событие услышанное из других источников (фильмов, документальных историй, рассказов людей). Нарушение характерно для органических расстройств, при которых встречаются бредовые симптомы

    Эхомнезия

    Человеку кажется, что это событие с ним уже происходило, или он видел его во сне. Аналогичные ситуации случаются и у здоровых людей, но они быстро забывают об этом, в то время как при патологической эхомнезии больной придает им особую значимость, зацикливается на них

    Полимпсест

    В клинике парамнезии различают два варианта этого нарушения:

    1. 1. Кратковременные провалы в памяти, вызванные патологическим алкогольным опьянением (эпизоды минувшего дня путаются между собой и с давно прошедшими событиями).
    2. 2. Совмещение 2 ситуаций одного периода времени - в результате пациент сам не знает, что было в реальности

    Диагностика

    Зачастую обратиться к врачу в связи с нарушениями памяти, которые следует лечить, пациенту советуют родственники, ближайшее окружение. В этом случае специалист проводит обследование, уточняя:

    • Какими заболеваниями страдает пациент. В процессе сбора анамнеза в ряде случаев удается выявить связь между имеющимися или перенесенными ранее болезнями и ухудшением интеллектуальных способностей, в том числе проблемами с памятью.
    • Наличие или отсутствие патологии, являющейся непосредственной причиной: деменции, цереброваскулярной недостаточности, черепно-мозговых травм, хронического алкоголизма, наркотических интоксикаций, способствующих нарушениям в мнестической сфере.
    • Какие медикаменты принимает пациент в этот период времени. К подобным расстройствам могут приводить производные бензодиазепина. Если нарушения памяти спровоцированы медикаментозно, они имеют обратимый характер.

    Диагностике помогают следующие исследования:

    Диагностическая методика

    Выявляемые нарушения, способствующие расстройствам памяти

    Биохимический анализ крови

    Нарушение нормального метаболизма, дефицит микроэлементов и витаминов, сбой гормонального обмена

    Методы нейровизуализации (компьютерная, магнитно-резонансная томографии)

    Новообразования головного мозга, гидроцефалия, сосудистые поражения, нарушения дегенеративного характера. При ряде заболеваний расстройство памяти долго остается единственным симптомом, поэтому методы нейровизуализации должны применяться в обязательном порядке, поскольку помогут выявить серьезную патологию

    ЭЭГ (электроэнцефалография)

    Патологическая биоэлектрическая активность нервных клеток, судорожная готовность. Выявление подобных нарушений помогает диагностировать эпилепсию

    Особую сложность при диагностике представляют депрессивные состояния, сопровождающиеся апатическим синдромом. Иногда приходится назначать пробное депрессивное лечение.

    Лечение

    В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.

    Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике. Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке. При назначении ноотропных и вазоактивных препаратов необходимо учитывать возрастные ограничения, противопоказания и их способность к взаимодействию с другими медикаментами, которые уже принимает пациент (особенно это актуально для пожилых людей, имеющих сопутствующие соматические патологии).

    Коррекция нарушения памяти и расстройства внимания у детей и подростков, помимо фармакотерапии, подразумевает занятия с психологом, развивающие и укрепляющие упражнения. В раннем и юношеском возрасте состояние намного легче поддается коррекции при помощи таких тренировок.

    Если нарушение памяти является симптомом другого заболевания, усилия направлены на лечение основной патологии. Когда в качестве причины выступают дегенеративные болезни, онкологические процессы и психические расстройства, терапия должна осуществляться в индивидуальном порядке.

В наше время всё чаще среди молодых людей можно услышать такую фразу: «Я забыл», «Не помню куда положил». Они становятся похожи в этом на пожилых людей. Что же вызывает потерю памяти? Что делать если ухудшилась память, какие шаги предпринять для профилактики ухудшения памяти?

Причины ухудшения памяти.

Причин ухудшения памяти много и мы перечислим лишь несколько из них.

  1. Часто причиной потери памяти является употребление спиртных напитков. Употребление алкоголя приводит к заболеванию печени, и вызывает ряд побочных эффектов, которые ведут к изменению работы мозга и снижению памяти. Особенно это относится к людям, сопутственно страдающих хроническим алкоголизмом.
  2. Чрезмерное курение. Курение опасно не только тем, что может привести к такому заболеванию, как рак лёгких. Во время проведения исследований было показано, что при курении происходит сужение кровеносных сосудов. Это препятствует поступлению необходимого количества кислорода в мозг, ведёт к ухудшению памяти и может привести к стенозу сосудов.
  3. Плохой сон. В то время, когда человек спит, его мозг отдыхает. Если человек страдает бессонницей и мало спит, то его мозг не успевает хорошо отдохнуть. Это влечёт за собой снижение памяти, концентрации внимания, приводит к забывчивости. Именно потому люди, страдающие бессонницей, часто болеют такими заболеваниями как неврастения.
  4. Человек слишком много времени проводит за компьютером. Безусловно, компьютер значительно облегчает работу человека. Однако предоставляя компьютеру выполнять все задачи за него, человек перестаёт выполнять умственную работу, напрягать свои мозги, и это ведёт к причине ухудшения памяти. Часто у молодых людей в возрасте 20-30 лет замечается такая тенденция.
  5. Осложнения после болезни. Зачастую перенесенные заболевания, такие как депрессия, неврастения, хронический синусит и другие воспалительные заболевания, артериосклероз и др. оказывают побочный эффект, который производит негативное действие на мозг человека и ведёт к ослаблению памяти.

10 способов, с помощью которых можно улучшить память.

  1. Прослушивание медленной музыки. Болгарский доктор и психолог Рязанов, после проведения исследований обнаружил, что музыка Баха, Генделя и др. композиторов способствует устранению напряжения мозга и помогает расслабить мышцы тела. Он позволял студентам во время обучения слушать медленную музыку, что способствовало лучшему усвоению материала. После занятий необходимо включить весёлую музыку, чтобы мозг «проснулся».
  2. Чтение литературы. Люди часто читают различную литературу, для учёбы или для проведения досуга. Это требует концентрации внимания. Для того, чтобы улучшалась память нужно хотя бы 20 минут в день посвящать чтению. Это может быть литература, стихи, или что-либо другое, но чтение книг обязательно, так как помогает повысить способность к запоминанию.
  3. Пересказывание прочитанного. Для наилучшего усвоения прочитанного или услышанного, его нужно пересказать своими словами. Это способствует не только развитию памяти, но и улучшает речь и развивает воображение.
  4. Специальное запоминание. При чтении книг мы узнаём много новой информации, и часто нам нужно запоминать какие-то цифры или предложения. Умышленное запоминание помогает закреплению информации намного больше, чем случайно брошенный взгляд на вещи. Нужно стараться запоминать любые мелочи, и тогда в нужный момент информация будет всплывать в памяти человека.
  5. Тщательно пережёвывать пищу. Научно доказано, что тщательное пережёвывание пищи способствует предотвращению потери памяти. Пожилые люди прожёвывают пищу меньше и потому это ведёт к ухудшению запоминания. Жевательные движения вызывают приток крови к мозгу, и это помогает улучшить память. Именно потому в США так часто жуют жвачку.
  6. Следует говорить о том, что нужно запомнить. Ученые установили, что женщины более склонны к тому, чтобы повторять вслух, чем мужчины. При столкновении с тем, что тяжело запоминается, нужно поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом это будет способствовать улучшению памяти. Когда необходимо будет вспомнить, о чём говорилось с человеком, то в памяти всплывает разговор и обсуждаемая тема.
  7. Правильно сбалансированное питание. Регулярное употребление в пище оливкового масла является профилактикой возникновения тромбоза и способствует нормализации кровообращения. Необходимо употреблять в пищу также много овощей и фруктов, которые богаты на витамины и минералы. Они способствуют усилению памяти и необходимы для здоровья организма.
  8. Развивать свою память. Человек, который ведёт активный образ жизни находится в прекрасном физическом состоянии. А человек который развивает при этом своё мышление в различных видах спорта, или при помощи чтения, логических игр, изучении языков, увеличивает количество нейронных связей. Они отвечают за поставку сигналов в мозг, что оказывает благотворное влияние на улучшение памяти человека.
  9. Спорт и фитнес. Ряд исследований показали, что для поддержания мозговой активности требуется регулярно заниматься спортом. Люди, любящие спорт и ведущие здоровый образ жизни имеют хорошую память и способность к запоминанию. Физические упражнения расширяют сосуды, что способствует усиленному поступления кислорода в мозг, и это помогает лучше запоминать.
  10. Счастливая семейная жизнь. По данным социальных опросов было установлено, что семейное счастье является необходимым условием для наилучшего запоминания. Когда люди любят друг друга, то организм вырабатывает гормон ацетилхолин, который укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения мозга у усиливает память.

Таким образом установлено, что основными способами, при помощи которых можно улучшить память является: позитивный настрой, хороший, здоровый сон, умение расслабиться, уменьшение дозы курения и приёма алкоголя, активное занятие спортом, правильно сбалансированное питание, прослушивание музыки. Всё это помогает противостоять стрессам, способствует укреплению здоровья, развитию и улучшению памяти.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.

анонимно

Мне 30 лет. На данный момент считаю, что имею проблемы с памятью: забываю слова, словосочетания, события, поручения, лица и тп. Забываю то, о чем думала 5 минут назад, с трудом восстанавливаю события вчерашнего дня. В голове легкий туман, чувство недосыпа, хотя сплю по 7- 8 часов, много времени провожу за городом, питаюсь нормально, не курю, не пью, не принимаю лекарства. Подскажите пожалуйста. какие обследования можно и и нужно пройти в моем случае, какие анализы сдать, к какому врачу (специализация?) нужно обратиться? Какие курсы процедур сделать? В чем вообще может быть причина? Не хочу просто принимать лекарства, хочу найти причину. Спасибо.

Здравствуйте! Причин ухудшения памяти может быть несколько. Во-первых, это травмы мозга, как непосредственно ушибы, так и кровоизлияния, которые неминуемо ведут к проблемам с запоминанием. Причиной может стать также и длительное депрессивное состояние, особенно если оно сопровождается нарушением сна. Одной из причин, особенно актуальной в нашем современном мире является увлечение диетами, которые ведут к дисбалансу поступления полезных веществ в организм и в первую очередь углеводов, недостаток которых и приводит к ухудшению процессов памяти. И если причина именно в этом, то достаточно нормализовать режим питания, физических нагрузок и отдыха. Причины ухудшения памяти могут быть также чисто психологическими. Возможно, ваши мысли заняты постоянным обдумыванием каких-то очень важных проблем, и концентрироваться на чем-то другом становится очень трудно, что и ведет к рассеянности. Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты. Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение. Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования: анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови. Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Консультация врача-невролога на тему «Проблемы с памятью» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-невролог, кандидат медицинских наук, врачебный стаж: более 17 лет.
Автор более 50 публикаций и научных работ, активный участник конференций, семинаров и съездов неврологов России.

Сфера профессиональных интересов:
-диагностика, лечение и профилактика неврологических заболеваний (вегетативно-сосудистая дистония, дисциркуляторная энцефалопатия, последствия инсультов, артериальные и венозные нарушения, нарушения памяти, внимания, невротические расстройства и астенические состояния, панические атаки, остеохондроз, вертеброгенные радикулопатии, хронический болевой синдром).
- Пациенты с жалобами на мигрень, головные боли, головокружения, шум в ушах, онемение и слабость конечностей, расстройства вегетативной нервной системы, депрессивные и тревожные состояния, панические атаки, острые и хронические боли в спине и грыжи дисков.
- Функциональная диагностика нервной системы: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), ультразвуковая допплерография сонных и вертебральных артерий (УЗДГ), транскраниальная допплерография (ТКД), реоэнцефалография (РЭГ), Эхо-энцефалография (ЭХО-ЭГ).
- Антистрессовая мезотерапия спины.
- Ударно-волновая терапия.
- Гирудотерапия.
- Омелотерапия.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.

В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.

Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.

Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.

Причины ухудшения памяти

Для простоты можно разделить их на группы.

1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.

2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.

3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.

4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.

5) Возрастные изменения в головном мозге.

Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.

Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария - буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).

И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.

В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.

Заболевания, приводящие к ухудшению памяти

Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.

В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы . При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции - это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации - это патологические образы, которых не было и не могло быть.

Довольно распространенная причина ухудшения памяти - это нарушение кровообращения головного мозга . вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.

Сходную симптоматику можно наблюдать и при . Одним из грозных осложнений его является ангиопатия - поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.

Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы , связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.

Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.

Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.

Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина - в нарушении внимания.

Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход - постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.

Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.

Вот некоторые из этих упражнений:

Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши - правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
- Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
- Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
- Освойте новый вид рукоделия.
- Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
- Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
- Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
- Пытайтесь говорить на незнакомых языках.

Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.

Москвина Анна Михайловна, врач-терапевт

Видео по теме

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека