Мед колледж комбинированный урок лимфатическая система. Движение лимфы

МАОУ «СОШ № 1» ,г.Стерлитамак, Башкортоста

Класс: 8

Предмет: биология

Учебник: А.А.Вахрушев, Е.И.Родионова, Г.Э.Белицкая, А.С.Раутиан. Биология. 8 класс. Познай себя.

Учитель: Ф.Н.Сагаутдинова

Тема: Лимфатическая система

Тип урока: комбинированный

Цель урока : изучение лимфатической системы человека, как одной из транспортных систем.

Задачи урока :1) изучить строение и функции лимфатической системы; 2) продолжить развитие умения сравнивать и делать выводы; 3) продолжить воспитание стремления к ЗОЖ

Оборудование : анатомические таблицы « Кровеносная система», «Сердце», «Лимфатическая система», видеофильм «Лимфатическая система» из YouTub е (можно использовать любой из представленных на сайте с расчетом времени до 5 минут), дидактические карточки для тестирования

Ход урока :

I . Активизация знаний

1)Фронтальный опрос по темам «Кровеносная система», «Строение сердца»

2)Опрос у доски по анатомическим картам по вопросам:

Большой и малый круг кровообращения

Строение сердца

Работа сердца

II .Изучение нового материала

Постановка проблемы : Как поддерживается гомеостаз жидкости в крови, если концентрация крови больше, чем концентрация тканевой жидкости и происходит постоянный отток воды?

    Функции лимфатической системы.

    Строение лимфосистемы.

Просмотр видеофильма, выявление и обсуждение ключевых моментов, как-то: функции лимфосистемы, состав и движение лимфы, местонахождение лимфосистемы, строение и функции лимфоузлов, строение лимфатических сосудов, отличие и сходство с кровеносными сосудами, значение лимфоцитов, сравнение движения лимфы и движения крови по сосудам, сравнение состава лимфы и состава крови.

Повторное объяснение по анатомической таблице.

    Значение двигательной активности и спорта для функционирования лимфосистемы. Причины возникновения отеков.

Записи в тетрадях самостоятельно с помощью текста параграфа:

Функции лимфосистемы

Строение и составляющие органы лимфосистемы

Строение лимфатических сосудов

III . Закрепление

Работа по вопросам после параграфа 14

IV . Рефлексия и контроль на выходе

    Фронтальная беседа, активизация знаний

    Контрольное тестирование по темам «Кровеносная система организма», «Лимфатическая система»

V . Домашнее задание : изучить параграф 14.

Дидактические карточки для тестирования:

Вариант 1

1. К какому кругу кровообращения относится кровообращение в сердце?

1)малый 2)большой 3)замкнутый 4)незамкнутый

2. Какая система относится к транспортным системам организма?

1)выделительная 2)пищеварительная 3)опорно – двигательная 4)кровеносная

3. Какие сосуды состоят из 3 – х слоев?

1)капилляры 2)вены 3)лимфатические капилляры 4)мочеточники

4. Как называется кровотечение, когда кожные покровы не нарушены?

1)носовое 2)внутреннее 3)наружное 4)желудочное

5. Кто изучал законы движения по сосудам?

1)Аристотель 2)Гарвей 3)Мечников 4)Гиппократ

6. Как называется средний слой стенки сосуда?

1)гладкая мышечная 2)поперечнополосатая мышечная 3)соединительная 4)эпителиальная

7. Где в сердце находятся двухстворчатые клапаны?

8. При каком кровотечении не обязательно накладывать повязку?

9. Какая система является незамкнутой?

1)лимфатическая 2)кровеносная 3)нервная 4)опорно-двигательная

10. Как называется кровотечение, когда кровь изливается в межтканевые промежутки?

1)носовое 2)внутреннее 3)артериальное 4)венозное

11. Где начинается малый круг кровообращения?

1)в левом предсердии 2)в правом предсердии 3)в левом желудочке 4)в правом желудочке

12. Что расположено по ходу лимфатических сосудов?

1)артерии 2)вены 3)нервные узлы 4)лимфатические узлы

13. Где оксигемоглобин распадается на гемоглобин и кислород?

1)капилляры большого круга 2)артерии 3)вены 4)капилляры малого круга

14. Сколько длится систола предсердий? 1)0,1сек 2)0,3 сек 3)0,4 сек 4)0,8 сек

15. Как называется стойкое повышение артериального давления?

1)гипертония 2)гипотония 3)тошнота 4)головокружение

_________________________________________________________________________________________

Вариант 2

1.Какие сосуды состоят из одного слоя?

1)артерии 2)вены 3)аорта 4)капилляры

2. Кто открыл круги кровообращения?

1)Гарвей 2)Павлов 3)Мечников 4)Гиппократ

3. Какие органы относятся к кровеносной системе?

1)почки 2)лимфоузлы 3)сердце 4) лимфососуды

4. Какие форменные элементы крови образуются в лимфоузлах

1)лимфоциты 2)тромбоциты 3)фагоциты 4)эритроциты

5. Где в сердце находятся трехстворчатые клапаны?

1)между правым предсердием и правым желудочком 2)между левым предсердием и левым желудочком 3)между левым желудочком и аортой 4)между предсердиями

6. При каком кровотечении кровь вытекает сильной равномерной струей?

1)носовое 2)артериальное 3)венозное 4)капиллярное

7. Действия при наружном кровотечении:

1)промыть из водоема 2)прижать рукой 3)наложить первую попавшуюся повязку 4)предохранить от инфекции

8. Где заканчивается большой круг кровообращения?

1)левое предсердие 2)правое предсердие 3)левый желудочек 4)правый желудочек

9. Какой особенностью обладает сердечная мышца?

1)раздражимость 2)проводимость 3)автоматизм 4)сократимость

10. Какие сосуды имеют кармановидные клапаны?

1)вены 2)артерии 3)капилляры 4)аорта

11. Сколько длится диастола сердца?

1)0,1 сек 2)0,2 сек 3) 0,4 сек 4)0,3 сек

12. Из какой ткани образован наружный слой вен и артерий?

1)соединительная 2)мышечная 3)эпителиальная 4)мышечная гладкая

13. По каким венам течет артериальная кровь?

1)верхняя полая 2)нижняя полая 3)легочные 4)яремная

14. Где образуется оксигемоглобин?

1)в большом круге 2)в малом круге 3) в сердце 4)в лимфоузлах

15. Какой тканью образован перикард? 1)эпителиальная 2)соединительная 3)нервная 4)мышечная

Ответы:

Вариант 1

1.1, 2.4, 3.2, 4.2, 5.2, 6.1, 7.2, 8.4, 9.1, 10.2, 11.4, 12.4, 13.1, 14.1, 15.1

Вариант 2

1.4, 2.1, 3.3, 4.1, 5.1, 6.3, 7.4, 8.2, 9.3, 10.1, 11.3, 12.1., 13.3, 14.2, 15.2.

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом происходит циркуляция лимфы по нашим сосудам. Поговорим об их строении и функционировании.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Движение лимфы

Основная функция лимфатической системы - это вывод ядов и токсинов из организма человека. Таким образом, она принимает непосредственное участие в иммунитете человека.

Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Лимфатические сосуды по строению напоминают вены (см. Рис. 2). Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.

Рис. 2.

Лимфа движется по сосудам, попадает в грудной проток, из него - в шейные вены, где сливается с кровотоком.

Лимфа образуется в результате всасывания тканевой жидкости в лимфатические капилляры (см. Рис. 3).

Рис. 3. Образование лимфы

Лимфа циркулирует по сосудам, проходя лимфатические узлы.

То есть лимфа - это одна из жидкостей, образующих внутреннюю среду организма, по своему составу напоминающая кровь. В ней не содержатся эритроциты и тромбоциты, но в большом количестве есть лимфоциты.

Ток лимфы обеспечивается мышцами, окружающими лимфатические сосуды. Они сокращаются, проталкивая кровь вверх. А обратному току жидкости препятствуют клапаны в сосудах. Таким образом, лимфа находится в постоянном движении.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 105, задания и вопрос 2, 3.

2. Из чего состоят лимфатические узлы?

3. Что такое лимфа и как она образуется?

4. Подготовьте небольшое сообщение о заболеваниях органов лимфатической системы.

В категории Лимфатическая система человека находятся бесплатные видео уроки по этой теме. Лимфатическая система человека - это часть сосудистой системы, которая дополняет сердечно-сосудистую систему. Она состоит из лимфатических капилляров, сосудов, узлов, стволов и протоков. Лимфатическая система играет важную роль в очищении клеток и тканей организма, а также участвует в обмене веществ. Лимфатическая система, в отличие от кровеносной системы, является незамкнутой и не имеет центрального насоса. Движение лимфы происходит под действием мышц человека, поэтому малоподвижный образ жизни негативно влияет на его здоровье. Изучение лимфатической системы по видео урокам будет полезно как для начинающих, так и для более опытных врачей. Онлайн уроки из категории Лимфатическая система Вы можете смотреть бесплатно в любое удобное время. К некоторым видеоурокам по лимфатической системе приложены дополнительные материалы, которые можно скачать. Приятного Вам обучения!

Всего материалов: 2
Показано материалов: 1-2

Страницы: 1

Очистка лимфы

В этом видео уроке рассказывается об очистке лимфы, т.е. лимфатической системы человека. Токсические яды попадают в организм через дыхание, питание и кожу. Далее они через кровь попадают в артериальную систему и доходят до клетки. Обратно они выходят через лимфатическую систему, попадают в венозную систему и выделяются через кожу, почки, печень, систему пищеварения и через бронхи в виде слизи. Это концептуальная схема очистки. Теперь разберемся, каким образом мы можем на неё воздействовать...

Урок биологии в 8 классе. «___»__________________ 20____ г.

Движение лимфы.

Цель. Сформировать у учащихся представление о строении лимфатической системы.

Образовательные. Изучить строение лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.

Развивающие. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

Слайд 2. Дополните схему.

Слайд 3. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?

Какие функции он выполняет?

Слайд 4. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?

Какое он имеет строение?

Какие функции он выполняет?

Слайд 5. Какой кровеносный сосуд изображён на рисунке?

Какое он имеет строение, что обозначено цифрами?

Какие функции он выполняет?

Слайд 6. Перечислите части сердца, изображённые на рисунке под номерами 1- 6.

Слайд 7. Какая фаза работы сердца изображена на рисунке?

Письменная работа.

    Слайд 8. Соотнесите обозначенные цифрами части сердца и названия, обозначенные буквами.

    Слайд 9. Вставьте пропущенные слова.

Малый круг кровообращения начинается в (1) ... желудочке, а заканчивается в (2) .... предсердии.

Большой круг начинается в(3) ... желудочке, а заканчивается в (4) ... предсердии.

В легочной артерии течет (5) ... кровь, а по легочным венам – (6) ... .

В левом предсердии и желудочке кровь (7) ... .

В правом предсердии и желудочке кровь (8) ... .

Превращение венозной крови в артериальную происходит в (9) ... в (10) .... круге кровообращения.

    Изучение новой темы.

Кровеносная система – не единственная сосудистая система нашего организма. В большинстве органов в теле человека, помимо кровеносных, находятся лимфатические сосуды . Они содержат лимфу .

Лимфа - легко-желтоватая жидкость белковой природы, содержит воду, минеральные соли, глюкозу, аминокислоты, О 2 , СО 2 . В ней практически отсутствуют эритроциты, содержится гораздо меньше белков по сравнению с плазмой крови. Но она содержит много лимфоцитов. Количество лимфы в организме человека составляет около 2 л.

(слайд 10) Лимфатическая система состоит из лимфатических узлов и лимфатических сосудов. Лимфатические сосуды по строению напоминают вены. Они имеют эластичные стенки и клапаны, которые препятствуют обратному току жидкости.

Из плазмы крови образуется тканевая жидкость , которая омывает все клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород. Затем часть тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры и образует лимфу. Лимфатические капилляры присутствуют во всех органах и тканях тела, кроме головного и спинного мозга, хрящей и костного мозга. Они имеют больший диаметр, чем кровеносные капилляры, – до 0,2 миллиметра. Лимфатические капилляры соединяются между собой и образуют лимфатические сети.

(слайд 11) Из капилляров лимфа поступает в более крупные лимфатические сосуды. Движение лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног. Поэтому на внутренних стенках лимфатических сосудов располагаются клапаны, которые препятствуют обратному оттоку лимфы.

(слайд 12) Благодаря клапанам лимфа движется в одном направлении. Лимфатические сосуды заканчиваются у человека правым лимфатическим и грудным протоками. Оба протока изливают лимфу в верхнюю полую вену большого круга кровообращения недалеко от сердца. В сутки в кровь возвращается от 1 до 3 литров лимфы.

(слайд 13) По ходу лимфатических сосудов располагаются специальные образованиялимфатические узлы . Некоторые из них в виде округлых уплотнений можно найти под нижней челюстью. Их много также в подмышечной и подколенной впадинах, в паху и среди внутренних органов. (слайд 14)

Если в лимфатических узлах задерживается много бактерий, они увеличиваются в размерах, воспаляются и становятся болезненными. (слайд 15)

Причиной воспаления лимфоузлов могут быть инфекционные и бактериальные заболевания.

Функции лимфатической системы - защитная, дренажная и питательная. Защитная функция лимфатической системы связана с образованием в ее узлах лимфоцитов, выработкой антител и задержкой возбудителей различных заболеваний. Удаление избытка жидкости выходит в ткани из кровяного русла через неплотно прилегающие друг к другу клетки эпителия капилляров, обеспечивается капиллярами лимфатической системы, которые впадают в большие сосуды и, наконец, в вены большого круга кровообращения. С лимфой переносится также часть липидов, которые всасываются в тонком кишечнике.

Основная функция лимфатической системы – это вывод ядов и токсинов из организма человека.

Таким образом, структура лимфатической системы включает капилляры, сосуды, узлы, стволы и протоки. В сущности, лимфатическая система - это часть сосудистой системы организма, дополняющей сердечно-сосудистую.

    Закрепление изученного материала . (слайд 16)

Практическая работа «Кислородное голодание».

Перетяните ненадолго палец аптечным резиновым кольцом, перекручивая его восьмеркой. Объясните причины наблюдаемых явлений. (стр. 84-85)

Результат наблюдения

Покраснение пальца

Побеление пальца

Покалывание в пальце (чувство, напоминающее ползание мурашек)

Ухудшение чувствительности пальца

    Домашнее задание. § 18

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека