Когда психотерапевт не помогает. Синдром диогена: зачем мы коллекционируем хлам

ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ НЕ ПОМОГАЮТ?

Я не часто, но регулярно сталкиваюсь с мнением о том, что психологи не помогают. Некоторые говорят, что либо они ничего не делают, либо непонятно что они делают. На мой взгляд, существует ряд фактов, которые дали жизнь этим суждениям.

Часть I.
Реальность и мифы.

1.Объективный непрофессионализм.
Начнём сразу с того, что непрофессионализм в условиях только встающего на ноги российского института психологии и психотерапии не редкость. Естественно, есть психологи уровень профессионализма которых оставляет желать лучшего. И, как известно: о хорошем не говорят (или говорят единожды), а о плохом часто и много. Так и ширится мнение о бесполезности психологического знания. И в этом случае мнение о «не помощи» имеет объективную почву.

2. Подмена понятий.
Далее необходимо заметить тот факт, что психологию и психотерапию путают с вещами, не имеющими к ней ни какого отношения. К ним нередко относят и экстросенсорику, парапсихологию и прочие метафизические и эзотерические расклады. Я не стремлюсь умалить области этих знаний, но, как правило, в этих случаях мы сталкиваемся с подменой понятий. Получается ситуация, когда мы ходим к костоправу и на основании результатов его деятельности ругаем хирургов.

3. Профессиональное сообщество.
Сверхпопулярное, на мой взгляд, утверждение с помощью которого обесценивают психологическую работу звучит следующим образом: психолог - такой же человек с такими же проблемами и заботами, и, следовательно помочь ни чем не может.

На это у меня есть два возражения: поэтическое, и профессиональное. Первое: психолог без проблем не психолог, ибо сытый голодного не разумеет. Второе: раскрою Вам небольшой секрет, что психологи не работают в одиночку, если случай вызывает затруднение, он выносится на супервизию к более опытным коллегам (естественно с соблюдением рамок конфиденциальности). Супервизия - это что-то вроде консилиума врачей по сложным случаям. Работая с одним психологом, знайте, что на Вас работает целое психологическое сообщество.

Часть II.
Особенности психологического консультирования/психотерапии.

Далее я бы хотел привести ряд требований, которые психологи предъявляют своим клиентам. В странах Европы, где психология и психотерапия вошли в повседневную жизнь, и выведены на уровень гос.медицинского страхования (в Германии, например), без соблюдения этих требований клиент может даже не начинать предъявлять претензии по работе психотерапевта.

Возможно ли предъявлять такие требования в нашей стране? - это вопрос очень неоднозначный. История нашего государства наполнена массой событий, которые имели огромную разрушающую силу в отношении личности, попирались важнейшие человеческие потребности в свободе и безопасности и т.д.

Итак, вот требования, которые предъявляются психотерапевтами клиентам в странах Европы.

1. Оплата/Гонорар.

В идеале:
Не мудрствуя лукаво, первый факт - это факт оплаты, даже не материального состояния, а того, что вы принимаете внутреннее решение раз в неделю вкладывать определенные суммы в терапию; делать усилия, для того чтобы зарабатывать эти средства, и выделять время на зарабатывание этих средств. Оплата - это фундамент Вашей работы, так как бесплатная терапия малоэффективна.

Старик Фрейд вообще говорил, что терапия должна оплачиваться из своего кармана, и, только в этом случае она эффективна.

Мое мнение: деньги, вложенные в себя, вернутся в большем количестве.

Ибо при эффективной работе над собой не надо будет больше заглушать тревогу покупкой дорогостоящих шмоток и прочих мат.предметов, пьянством и прочими затратными забавами, которые дают спокойствие только на непродолжительное время - вы будете спокойны и уверены изначально.

Не надо будет работать на ненавистной работе за символичную оплату - проработанный человек с лёгкостью найдёт сферу приятной ему деятельности с необходимым ему доходом.

Как есть:
Не жили богато - не хрен начинать! Такая пословица действует в нашей стране. Свыше 70 лет страна жила в условиях чисто символичных средств, в условиях административной экономики. Были деньги и стабильные зарплаты. Доходы были гарантированы для всех, только вот на них купить ничего было нельзя. В результате большая часть страны вообще разучилась зарабатывать деньги.

Данный навык, вообще, не входил в общую социальную структуру, этому нигде не учили (да и сейчас особо нигде не учат).

Что явилось результатом? Работать умеют многие, а вот зарабатывают не все. И многие так и не научились зарабатывать. Времена круто поменялись, а люди нет… вернее не все… вернее большая часть не поменялась. Кто-то оказался просто без знаний о добыче самого ликвидного и востребованного ресурса.

И пока человек копошится и решает проблемы: на что прожить до зарплаты, и как бы заплатить за квартиру, ни о какой терапии речи быть не может.

Ещё не мало тех кто норовит, как бы так бесплатно… Вообще у нас большая сложность с оплатой нематериальных ценностей, уж каковы причины данного соц.феномена - это тема отдельного эссе. Но такая проблема очевидна.

И не редко приходится не заниматься терапией, а объяснять почему за работу нужно платить, что вообще за работу нужно платить денежки (на формальном уровне это понимают все, но вот на уровне внутреннего принятия - для некоторых это звучит как откровение - есть и такие), Другими словами, сначала занимаемся терапией причин, которые мешают человеку жить, получая необходимое количество материальных ресурсов, в том числе для работы над собой. Опять же, терапия «денежных проблем» не всегда оперативна и быстра, так как в большинстве случаев требует глубинной проработки, но бесплатно заниматься этим никто не будет.

В западных странах с этим попроще - материальные взаимоотношения являются неотъемлемой частью менталитета, а у нас это скорее исключения. И вообще, у нас стыдно жить в достатке, стыдно реализовывать свои желания. Жизнь без денег - это даже не абсурд. В этом есть своя логика, если человек сам всю жизнь прожил без денег, то он искренне верит что и другие должны обходиться без них. И его, как правило, окружают такие же люди, которые с радостью подтверждают его жизненную позицию.

2. Время/длительность.

В идеале:
Скажем, если человека в возрасте 20-и лет посетила мысль что, его жизнь идет «с натугой» и над этим надо подумать и поразбираться, то на работу с терапевтом у него уйдет 2-а года.

Современное психологическое знание в среднем отводит по году на анализ одного десятилетия жизни, плюс-минус полгода в зависимости от подвижности психики клиента и степени травматизации: если 30 лет - то 3 года, если 50 - пять лет.

И после этих сроков можно говорить о том, что работа результативна. Одна, две встречи ничего, по сути, не решат. Терапия вещь длительная и после длительной работы мы можем говорить о каких-либо результатах или предъявлять претензии по поводу их отсутствия.

Как есть:
В нашей с Вами родной стране люди продолжают наивно полагать, что 20-30 лет мы жили в одних установках и системах ценностей, которые формировались годами, а здесь, за пару встреч сразу все изменится.

Теоретически человек может принять чуждый ему сценарий поведения, оперативно и в кратчайшие сроки поменять свое поведение, но то, на сколько он будет соответствовать его жизненному опыту и насколько себя человек будет комфортно чувствовать, живя по навязанным установкам - большой вопрос.

Есть и специалисты, которые охотно идут этому навстречу. Хочешь быть лидером - «щас» научим, два занятия и вы лидер. Хочешь много денег - и этому научим. Научим всему! Хоть мысли читать. Хоть, что…

И действительно дают кучу установок, которые реально списаны с реальных людей, успешных, великих и т.д. «На! Делай так и все будет ОК!»

Человек начинает делать, только не у всех получается. А почему? Да потому, что у «тех успешных» совсем другая личностная структура, другой ранний опыт, другая семья, другие ценности, и эти вещи родные для них, но ни для кого другого.

…У кого-то в принципе, нет опыта принятия решений, у кого-то проблемы с коммуникабельностью, у кого-то панический страх публичного выступления. А человеку говорят: «Иди и делай!»

Как он это будет делать, если ни семья, ни общество не ставили его в те ситуации, в которых он бы мог этому научиться. Причем речь даже не просто об опыте, а об опыте психическом, опыте реагирования и подсознательного знания того, что ситуация в которую его толкают нормальная и естественная, а не из ряда вон.

«Так мы ж тебе сказали что делать! Ты не сделал! Какие к нам претензии». Ещё хуже, когда человек начнёт жить по навязанным рекомендациям. Что-то вроде носить тяжести, будучи к этому физически неготовым…, и грыжа, и геморрой и многое другое обеспечено.

В переложении на психологическую тематику это проявится массой необъяснимых тревог, беспокойных беспричинных состояний, психосоматическими проявлениями и т.д. Ну…, у кого-то с большей интенсивностью, у кого-то с меньшей.

Пример:
Если человека в младенчестве мать брала на руки и они у неё при этом тряслись, не удивляйтесь, что сейчас у него большой уровень личностной тревоги, что-то с уверенностью в себе. И лишь докопавшись до этого, проработав это, можно устранить эту тревогу. И только после этого действие возымеют конкретные рекомендации по уверенному поведению, а упражнения, вступающие в противоречия с ранним опытом малоэффективны.

Но такие вещи быстро не выявляются, и не прорабатываются за пару сеансов/сессий.

3. Рефлексия/самосознание.

В идеале :
Говорить откровенно и честно. Говорить о своих чувствах, а именно Страх, Радость, Вина, Обида Злость.

Как есть:
Рефлексия это одно из умений - работать с собой, отражать свои внутренние содержания. Отражать свои теневые и явные содержания сознания.

Данные умения закладываются глубоко в раннем детстве (по Н.Мак-Вильмс, «Психоаналитическая диагностика»). И зависит, опять же, от состояния матери, от особенностей взаимодействия с ребенком на определённых возрастных этапах.

Но у нас все опять же многим сложнее, много неполных семей, с различной социальной и личностной проблематикой. С отражением внутреннего состоянии и осознаванием своих внутренних процессов в нашей стране плохо..
Получается, что вместо психотерапии мы начинаем обучать человека общаться со своим внутренним миром, так как без этого не может быть речи о дальнейшей работе - это тоже терапия, но в нашей действительности, я считаю это обязательным и первостепенным элементом психотерапевтической работы с клиентами.

Пример:
Терапевт выполняет роль материнской фигуры и вместе с клиентом проходит этапы развития необходимые для формирования рефлексивных функций сознания, которые тот когда-то не прошел.

И после того как мы научились отражать себя, мы можем переходить к работе с другими проблемами.

В этой связи я бы упомянул ещё один социальный феномен. Очень популярны психологические тесты, различные самостоятельные системы так или иначе объясняющие поведение людей, характеризующие их особенности и свойства. А ещё, например, «Хочешь узнать все про себя? ИМЯ на номер 0881 и пришлем тебе кто ты».

Для тех, кто интересуется глубже: Человек с «синдромом диффузной идентичности» плохо знает кто он сам, он не может ответить на вопрос «кто Я?» и посредством внешней информации добирает недостаток. В нашей стране таких людей много, некоторые говорят: большинство.

Все эти тесты - это компенсационный механизм общества, который призван восполнить недостаток информации о себе, так как функции рефлексии слаборазвиты.

Есть люди, которые самостоятельно начинают понимать, что причина жизненных злоключений в слабом, либо искаженном осознании себя и своих внутренних процессов. Они принимают внутреннее решение поработать над этим и увеличить уровень осознанности/рефлексии. Хорошо! Как вы будете это делать? Если раньше у Вас не было опыта осознавания себя и вокруг такие же малосознающие люди. У кого Вы этому будете учиться? И откуда Вы узнаете, что другие демонстрируют осознание, а не патологичные проявления, манипуляции, истерии, игры?

К.Г.Юнг определял интеграцию сознания и подсознания как главную психическую задачу, которую человек решает на протяжении всей жизни, где решение каждого уникально. И в окончании оной его ожидает либо полная осознанность (доступность подсознательных содержаний, возможность проговаривать их и передавать окружающим), либо полный "распад", маразм и т.д.

В этот пункт упирается вообще многое, и естественно тема идентичности и самосознания заслуживает отдельного очерка.

4. Отрицательный терапевтический эффект.

В идеале:
Пример: есть случаи, когда клиенты просто уходят, выражая свой гнев и злость, обесценивают и ругают терапевта; это так же считается результатом, в том случае, если человек, вообще, не мог выразить свой гнев агрессию и злобу. Не мог говорить о своем недовольстве по поводу чего-либо.

Целью психолога является создать ситуацию, в которой человек может проявить содержания своего сознания и понять, что они ему доступны, что он может их выразить/прожить и не чего с ним ни случится. И это будет весьма и весьма положительным фактом для человека не проявляющего своих чувств, но если для этого потребуется спровоцировать клиента на агрессию, то любой терапевт сделает это, правда, в том случае если нет иного пути подвигнуть человека на проявление внутренних содержаний сознания.

Как показывает практика, большая часть клиентов, некоторое время спустя, сознают происходящее. Они понимают, что недавно позволили себе то, что не позволяли на протяжении всей жизни - это достаточное достижение.

Как есть:
Ну, если человека начать провоцировать на агрессию, до того как он овладеет рефлексией, то вряд ли он отразит что сделал нечто такое, чего не делал доселе.

Исключения составляют случаи, когда у человека наблюдается аффективный заряд (назревающая истерика, суицидальные мотивы и т.д.), который явно может выйти ему боком. Поэтому лучше пусть проревётся, проорётся в присутствии специалиста. Об осознании здесь уже речи не идёт. Еще один нюанс: использовать эту технику можно только после установки прочного эмоционального контакта - доверия, длительного диалога и т.д.

Применять эту технику следует с большой осторожностью, и те, кто этим часто и неумело пользуются, дали психологам дурную славу.

5. Интенсивность переживаний.

В идеале:
Делать усилия и говорить о том, что Вам причиняет боль.

Есть масса случаев, когда человек сталкивается с психическими содержаниями, волнующими его на столько, что он не может продолжать работу над собой. В этом случае так же есть ответственность специалиста, а именно создать ситуацию, в которой человек бы прожил то, что так долго от себя отталкивал, но здесь требуются и усилия клиента. И если последний отказывается взглянуть в лицо своим сложностям … - это его выбор и его ответственность.

Если Вы вступаете на путь работы над собой, то будьте готовы к тому, что будет сложно, что придётся разбираться и думать над событиями, которые давно уже прошли, которых, казалось, уже нет…

Как есть:
Естественно, опять же, переходить к работе с содержаниями, которые волнуют очень сильно, следует после того, как человек продемонстрирует достаточный уровень самосознания. Страх о чём-то вспомнить иногда настолько силен что, требуется масса времени и усилий, для того чтобы человек осознал связь между травматическим событиями, псих.защитами, которые явились следствием этих событий, и актуальными проблемами личности.

Интервенции и интерпретации "с кандачка" не всегда проходят, вернее большей частью не пройдут, возможно, вызовут реакцию противоположную осознанию, укрепление защит.

Зачастую диагностика проблемы занимает значительно меньше времени, чем сопровождение клиента до момента осознания проблемы, её структуры, и причин.

6.Отвественность за себя.

В идеале:
Вы принимаете утверждение о том, что человек сам ответственен за свою судьбу и в состоянии повлиять на неё.

Как есть:
Как говорить об этом, я даже не знаю, страна, где люди жили по велению царя батюшки (или иной указующей персоны), где выбор личности считался чем-то странным…

Здесь мне вспоминается высказывания одного нашего политического деятеля «Предлагаю отменить выборы, и установить конституционную монархию! Такая форма организации гос.аппарата - дешевле, ибо мы избавляемся от необходимости постоянно тратиться на организацию выборов».

Для страны, где все ждут, что за тебя выберут и что-то решат, когда же примут закон, дающий всеобщее благо - это подходящая форма организации государства. Свобода выбора воспринимается ещё некоторыми как феномен.

Скажу иначе. Большая удача работать с тем, кто принимает ответственность за свою судьбу на себя, остальных же остаётся медленно подводить к этой идее. Ведь, иногда не все в состоянии вынести столько ответственности…

Эпилог .

Вообще, работа в нашей стране часто ставит в ситуации, когда проблема не может быть разрешена с помощью готовых алгоритмов действий. Подавляющее большинство случаев требует создания и изобретения нового. Не все устоявшиеся психологические парадигмы подходят для работы в условиях российской действительности, иногда приходится прибегать к эклектическим подходам.

Здесь я описал ряд особенностей свойственных нашей действительности. Я думаю, без учета этих особенностей психолог/психотерапевт вряд ли сможет прийти к положительным подвижкам в работе с клиентом, если не наоборот.

Что же касается клиента то, для эфективной работы с психологом/психотерапевтом ему следует выполнить следующие условия:

1. Оплачиваете терапию регулярно.

2. Уделяете достаточно времени на анализ всех значимых событий жизни.

3. Стремитесь к самосознанию и хотите этому учиться.

4. Принимаете утверждение что это работа, а не праздник и веселы метаморфозы, и как правило она будет сопровождаться не только положительными эмоциями.

5. Говорите с терапевтом о неприятных Вам вещах и готовы испытывать негативыные чувства.

6. Если при прочтении фразы "Человек сам ответственен за свою судьбу" Вы не подпрыгиваете на стуле от злости и не начинаете ругать государство, окружающуюю действительность и т.д.

Эта статья наполнена словами об усилиях, страхах и сложностях. Поход к хирургу тоже занятие не из приятных, но в некоторых случаях это просто необходимо. Операции вещь болезненная, но в результате Вы становитесь здоровее.

Как гласит древне-китайская мудрость:
«Каждая сложность это дар, поднимающий нас на более высокую ступень развития».

«Помните, что самое холодное и темное время бывает перед рассветом…»

09:42:00 Почему психотерапия помогает одним людям и не помогает другим?

В наши дни многие люди сталкиваются лицом к лицу с неумолимыми требованиями слишком быстро меняющейся жизни. Старые способы достижения внутренней гармонии и целостности, которые так хорошо работали в прежние времена, с ужасающей быстротой становятся бесполезными. Мы ищем ответы - новые или древние - в различных книгах, религиях и видах психотерапии.

Немного истории


  • Почему психотерапия помогает одним людям и не помогает другим?

  • В тех случаях, когда людям удается реально и сознательно изменить себя и свою жизнь, что именно они делают?

  • Что упускает большинство из нас, когда мы терпим провал в области самосовершенствования?

С этих вопросов начал свое исследование Юджин Джендлин, известный американский психотерапевт, психолог и философ. Он провел обширное исследование разнообразных форм психотерапии, от классических до новейших. Команда Джендлина проанализировала записи буквально тысяч часов сеансов психотерапии со множеством различных терапевтов и клиентов. Затем они попросили терапевтов и клиентов оценить успешность этой психотерапии, а также использовали различные психологические тесты для оценки позитивных изменений. Если наблюдалось согласие между всеми этими тремя оценками - терапевта, клиента и теста - то этот курс терапии использовался в дальнейшем изучении. В результате было получено две группы записей: успешной и неуспешной психотерапии. Полученные результаты ошеломили их!

Сначала они обращали внимание на то, что делали терапевты во время сессий. Здравый смысл подсказывал им, что успешность терапии должна в первую очередь определяться поведением терапевта. Всегда считалось, что в случае успешности терапии терапевты в какой-то степени более уверенны, более непосредственны и сообразительны… Но оказалось, что никаких явных отличий в поведении терапевтов назвать было нельзя. В обоих наборах записей терапевты, по сути, были одни и те же. Они старались сделать все возможное, все, что было в их силах - и тем не менее, одним клиентам становилось лучше, а другим - нет.

Тогда исследователи стали внимательно изучать, что делали клиенты в этих записях - и вот тут-то они сделали удивительное и важное открытие: между успешными и неуспешными клиентами было явное отличие. И это отличие можно было услышать по первой же записи или по нескольким начальным сессиям с ними. Оказалось, что аудиозаписи успешных клиентов в основном состояли из тишины, т.е. там люди молчали по большей части. В то время как в записях клиентов неуспешных все было заполнено звуком, они там очень много говорили. Т.е. стало очевидным, что во время тишины клиент что-то делал, осталось только выяснить что. И Джендлин постепенно выяснил, что они делали, и прописал это в виде техники, в виде шести шагов. Джендлин не считает, что фокусинг - это техника или методика. Фокусинг - это то, на чем должна быть основана любая психотерапия, какая бы она ни была. И это легко показать на практике.

Фокусинг - это естественный навык, который был открыт, а не изобретен. Он был открыт посредством наблюдения за тем, что делают люди для успешных изменений. Способность фокусирования - врожденная способность каждого человека, она есть у всех. Однако у большинства она подавлена вследствие переживаний отчужденности и боли в детстве и воспитания в нашей культуре, которая заставляет людей терять доверие к своим чувствам. Нам надо заново научиться пользоваться этой способностью. Как и любой навык, способность к фокусингу можно развить.

Первоисточники

В США основан и успешно функционирует Институт фокусинга (там даже есть страничка на русском), проводятся тренинги, издаются книги по этому направлению. На форуме Абилити, в теме, посвященной фокусингу, можно найти достаточно информации как на русском, так и на английском. В этой же теме есть описание алгоритма фокусинга. Но чтобы досконально разобраться в том, что такое фокусинг, лучше, конечно, пройти тренинг у опытного ведущего.

Фокусинг на русском языке

Нам уже часто недостаточно совета подруги, чтобы решить важные жизненные вопросы, мы идем к профессиональному психотерапевту. Но вот незадача: далеко не всегда после общения со специалистом или работы в группе мы оказываемся довольны результатом. Отчего, вместо того чтобы попасть в цель, мы часто попадаем впросак?

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ

Нам, живущим в нынешнем веке, сложно представить, что чувство удовлетворения и радостные эмоции далеко не всегда считались ценными. И уж тем более делать их смыслом жизни или целью мало кому приходило в голову. Любовь в супружеских отношениях понимали вовсе не как глубокую эмоциональную связь и перманентное половое влечение — родители поженили, не голодаем и слава богу, жизнь удалась. Радость от повседневного труда мало кто испытывал, да и не считал, что такое возможно. Теплые и доверительные отношения с детьми были редкостью, и никто особенно не переживал, что — ах! — мой сын-подросток на меня обиделся. Если говорить проще, повседневный эмоциональный комфорт и чувство радости еще у наших бабушек и дедушек(иногда и у родителей) не были нормой жизни. Не являются они нормой и сейчас, однако мы уверены, что должны бы. И психотерапевты нередко поддерживают своих клиентов: «Жизнь должна сиять яркими красками, вы должны получать от нее удовольствие!», — забывая сказать о том, что так просто не бывает. В норме человеку бывает и весело и грустно, он бывает оживлен и в тоске, он может любить и ненавидеть. Не говоря уже о том, что люди от природы просто бывают более или менее склонны к определенному типу и силе эмоций. И это не проблема — это совершенно естественно.

СОВЕТ: Если ты собираешься обратиться к психотерапевту, не рассчитывай на то, что он превратит твою жизнь в вечный праздник. Ты можешь проработать конкретные негативные моменты, которые мешают тебе: обиду на родителей, зависть к подруге, страх перед начальником, но ты все так же будешь испытывать всю гамму положительных и отрицательных эмоций по самым разным поводам.

ОСТОРОЖНО! Довольно часто в начале работы над собой человека охватывает эйфория, особенно если он попадает в атмосферу, где его никто не будет осуждать, где нормально и естественно говорить о том, что мы обычно скрываем от окружающих. Это временное состояние, и вовсе не оно является задачей терапевтической работы.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Сегодня в любом книжном магазине можно увидеть сотню психологических книг из серии« Как…» — как выйти замуж, как разбогатеть, как завоевать мужчину… И на них стабильный спрос! Многие люди старшего возраста смеются над нами, когда мы с серьезным лицом читаем подобную литературу. Им кажется, что мы лентяйки(не хотим думать своей головой) или наивные дурочки(надеемся получить исчерпывающий мануал к любимому мужчине или друзьям). Отчасти это справедливо, но истинная причина нашего доверия к инструкциям не только в лени и наивности. Это черта современного мировоззрения.

В прежние века общество было пропитано религиозным духом. Религия давала ответы на многие вопросы, в том числе и на самый болезненный: почему у меня все не так, как я хочу? Ответ был прост: на то воля божья, ты ее постичь не в состоянии. И человек смирялся. Сейчас же главенствует другая мысль: если ты постараешься и все будешь делать правильно, получишь то, к чему стремишься. То есть человеку объясняют, что именно на нем ответственность за любой провал и ошибку — это ты не предусмотрел, не додумал, не просчитал, не проконтролировал. С этой мыслью мы и идем к психотерапевту. Наш внутренний запрос таков: помогите научиться все делать правильно. И если психотерапевт говорит« Ок!», пиши пропало. Мы живем не в вакууме, и нас окружает такое скопление обстоятельств, чужих устремлений и желаний, которое мы просчитать не в состоянии.

СОВЕТ: Не рассчитывай, что после курса терапии ты станешь универсальным солдатом, который добивается всего, чего только пожелает. Намного важнее научиться принимать поражения и неудачи, не забывая о том, что это всего лишь эпизод в твоей жизни и что всегда можно найти выход из сложной ситуации.

ОСТОРОЖНО! Не требуй от психотерапевта четких и детальных инструкций. Каким бы высоким профессионалом ни был врач, он не может предусмотреть и предугадать все на свете.

ВИЖУ ЦЕЛЬ

Еще одна проблема состоит в том, что, обращаясь к специалисту, мы рассчитываем на результат, поскольку видим жизнь как набор последовательно сменяющих друг друга этапов, словно в компьютерной игре. На экране для выхода на новый уровень нужно прикончить какого-то монстра. Мы переносим такую установку в реальность: вот разделаюсь с проблемой, пойду на совершенно новый уровень с новыми задачами. Настоящая же жизнь на этапы не делится, хотя, безусловно, есть яркие события, которые ощутимо влияют на судьбу: свадьба, рождение ребенка, переезд в другой город и т. п. Все равно человек в отличие от компьютерного Марио не может пройти через волшебную дверку, за которой и солнце ярче, и трава зеленее, даже если бросит все и переедет на другой континент. Однако мы нередко упорно считаем, что дело в том самом монстре, который нас не пускает. Кто-то думает, что в роли монстра выступают деспотичные родители, кто-то винит свои комплексы, кто-то — неумение вести себя сексуально и пр.

СОВЕТ: Если ты считаешь, что нашла корень всех своих проблем, то ты ошибаешься. Твоя задача — принять себя и выстроить диалог между своим внутренним миром и внешними обстоятельствами. Жизнь — это многогранный процесс, а не движение к единственной цели.

ОСТОРОЖНО! Недобросовестные психотерапевты любят клиентов, ориентированных на борьбу с «монстрами»: с ними можно долго-долго работать, поддерживая надежду, что вот-вот чудовище будет повержено, и тут-то и начнется новая жизнь.

Если ты собралась работать со специалистом, не жди чудес. Нужно понимать, что психология — это не точная наука. Точная наука позволяет описать эксперимент, который можно повторить в любой части света, если соблюдать описанные условия. А человек значительно сложнее, и обстоятельства вокруг него более разнообразные, чем в лаборатории ученого. Именно поэтому психологическая помощь всегда сочетает в себе понимание каких-то общих закономерностей мышления и поведения с индивидуальной, точечной работой. И большую часть работы будешь выполнять ты.

С КЕМ ПОГОВОРИТЬ

Если раньше речь шла прежде всего о биологическом выживании, то сейчас острее потребность в улучшении качества жизни, связанного с искусством быть счастливым.

Почему очень трудно решить психологические проблемы самостоятельно? Часто мы не можем уловить и сформулировать то, что нас действительно беспокоит. Мозг устроен так, что он всегда может обмануть нас, чтобы защитить от боли, которую может причинить осознание проблемы. Но о неприятном говорить нужно. Чем чаще мы проговариваем болезненные воспоминания или ситуации, тем быстрее они стираются из памяти или сглаживаются.

Почему общение с подругой, мамой, случайным попутчиком не помогает? Люди хотят говорить о своих проблемах, иногда делая вид, что слушают вас, но только, чтобы вставить: «И у меня был подобный случай…» А специалист будет слушать тебя и выводить на истинную причину твоей боли, помогая справиться с сопротивлением сознания. Выбор психотерапевта — это личное событие. Но помни о том, что хороший специалист не будет давать советов.

Анна Никитина
GETTY IMAGES/FOTOBANK.RU

Что такое психотерапия?

Психотерапия - это воздействие личности на личность в терапевтических целях. Клиент приходит к психотерапевту с проблемой или вопросом.

Если у человека есть проблема, это значит, что он таким образом устраивает свою жизнь и отношения с миром, что в итоге приходит к неудовлетворительному для себя результату. Но как именно он это делает, ему сложно увидеть, потому, что он сам находится внутри ситуации. Это все равно, что плыть в подводной лодке и одновременно пытаться увидеть ее со стороны. Для того, чтобы получить информацию о наружном состоянии подводной лодки нужен водолаз. Так вот, психотерапевт - это водолаз, который дает капитану нужную информацию о том, что происходит с подводной лодкой снаружи. А капитан подлодки (клиент в терапии) анализирует информацию и принимает решение что дальше делать.

Еще бывают ситуации, что у человека мало знаний и опыта для того, чтобы разрешить какие-то ситуации. Тогда терапевт может помочь ему получить эти знания и реализует обучающую функцию.

Сборник текстов Аглаи Датешидзе "Близость, пространство между" бесплатно:

Регистрация на годовой онлайн-курс " Взросление взрослого" :

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека