Синонимы план-конспект урока по русскому языку на тему. Конспект урока по русскому языку на тему "синонимы" I

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» с использованием информационно коммуникационных технологий.

ТЕМА: СИНОНИМЫ.

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с толковым словарем. Развивать словарный запас, внимание, память. Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник русского языка, рабочая тетрадь, толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды).

ХОД УРОКА.

I. Организационная часть.

Сегодня мы познакомимся с новой группой слов, как она называется, вы мне скажите сами, если справитесь с первым заданием и будете особо внимательными. А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.

II. Работа со словарными словами.

Перед вами ребус. Чтобы вписать в него слова необходимо разгадать загадки.

Слайд № 1.

Слайд № 2

  1. Часть дороги, по которой движутся автомобили.
  2. (Ребус).
  1. День, когда все отмечают знаменательное событие
  2. В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

  1. Зерновая культура.
  2. Человек, который всегда выручит в беде.
  3. (Ребус)

II. Новая тема:

1.Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.

Шоссе -

дорога

Машина -

Автомобиль

Праздник -

Веселье

Собака -

Пес, щенок

Пшеница -

хлеб

Товарищ -

друг

Мороз -

Стужа, холод

Слайд № 3.

Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи)

Чем отличаются? (по-разному произносятся)

Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в кроссворде. Кто найдет слова

Слайд № 4.

Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли)

2. Работа с правилом в учебнике.

Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели?

Какое значение должно быть у синонимов?

Какой частью речи они должны быть?

3. Физминутка.

Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.

ИДТИ – ШАГАТЬ

СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ

КИДАТЬ – БРОСАТЬ

СООРУЖАТЬ – СТРОИТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ – СТРОИТЬ

БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ

ЕСТЬ – КУШАТЬ

СВЕРКАТЬ – БЛИСТАТЬ

4.Работа с толковым словарем

В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39.Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)

Вещун -

Деликатный -

Завороженный -

Изысканный -

Кавардак -

Навязчивый -

Опрятный -

Проказа -

Чародей -

Слайд №5.

5.Значение синонимов.

У каждого из вас есть карточка.

Прочитайте группу слов и назовите, что их объединяет.

Слайд № 6.

- Что объединяет слова? (смысл, часть речи)

Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)

Выделите в каждой группе слово, которое характеризуют качество в наибольшей степени.

6. Редактирование текста.

В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?

Переделаем рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький .

Слайд № 7

III.Итог урока : Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Кто научился подбирать синонимы?

IV.Домашнее задание : Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.


Тема урока : «Синонимы».

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов.

2. Практические: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

    Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

развивать умение находить синонимы в тексте;

формировать умение использовать синонимы в речи;

развивать умение различать синонимы в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения;

учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивать умение подбирать синонимы к слову.

    Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

    Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

учебник, словари русского языка (орфографический, толковый, синонимов); карточки индивидуальные.

Методы и приемы : словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Минута релаксации

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

    Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности.

Приветственное слово учителя.

- Добрый день, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

    Актуализация прежних знаний .

    Ответьте на вопросы:

- Что такое лексика? - Какая наука о языке изучает лексику? - Какие слова называются однозначными? многозначными? - Что такое омонимы? - Что такое антонимы? 2. Выпишите словосочетания с многозначными словами в первый столбик, а с омонимами во второй. вид на море – вид спорта шелковое полотно – полотно конвейера курносый нос – нос самолёта свадебный наряд – наряд милиции кузнечный горн – звонкий горн вращающийся вал – городской вал ловить мяч – ловить момент лист бумаги – капустный лист
    Вызов. Формирование новых понятий и знаний.
    Словарная работа.
Громада, громоздить, громоздкий, громадный. ____________________ Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
    Лексическая разминка.
Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер. Громоздкий, громадный,…
    Знакомство с новыми понятиями.
Синонимы слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом . Могут быть синонимические ряды существительных (работа – труд – дело – занятие) ; прилагательных (влажный – мокрый – сырой) ; глаголов (бежать – спешить – торопиться) ; наречий (тут – здесь) ; фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом) .

Перемена.

Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, Прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, Прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, Мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, И летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, Учит правило, наверно, Ученик – отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо! Найти синонимы в этом стихотворении.
4. Использование синонимов в художественных текстах. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-то-пама… Нет, ги-попо-тото-попама… Нет, ги-тото-попо-потама… Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоём Взглянуть на ги… на бегемота. Мы чаще так его зовём. Я думаю, гиппопотама Зовут так трудно для того, Чтоб сторож из глубокой ямы Пореже вызывал его. С.Я.Маршак
    Физкультминутка.
    Осмысление. Формирование новых умений и навыков.
    Работа с упражнением в учебнике.
    Отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.
1)большущий исполинский огромный большой 2)божественный красивый роскошный прекрасный
    Практическое упражнение по подбору синонимов.
скупой
Задание. Подберите синонимы к следующим словам: скупой, кидать, очи, спешить, неприятель, товарищ.
Проверьте себя: скупой
    Практическое упражнение.
Задание. Найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова:
Болтать – разговаривать Порицание – головомойка Бродить – болтаться Дуться – сердиться Искать – копаться Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже . 1) Партизаны отразили все... противника. Вся природа ждала... весны (атака, наступление). 2) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте... по телефону (беседа, разговор). 3) Из окна открывался красивый... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

VI. Рефлексия . Ответьте на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд? - Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться ? - Будут ли являться синонимами следующие слова: чудесный, красота?

Тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО? А) бегло Б) стремительно В) быстрый 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый - человеколюбие Б) лёгкий – воздушный - невесомый В) молодость – юность – молодеть
    Домашнее задание.

Тема урока: Синонимы – слова, близкие по значению.
Тип урока : Открытие нового знания.
Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
технология сотрудничества (групповая)
Цель урока: расширение представлений о синонимах.
Задачи:
Предметные:
- умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
- работать со словарём;
- подбирать родственные слова, определять части речи;
- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
- умения принимать и сохранять учебную задачу;
- умения определять общую цель и пути её достижения;
- навыков работы с учебной книгой;
- навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.
Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.
Примечание: ЛУУД – личностные УУД
РУУД – регулятивные УУД
КУУД – коммуникативный УУД

Ход урока:

I Организационный момент
Включение в деловой ритм урока.
- Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе.
II. Актуализация знаний
На доске:
Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.
- Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?

Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
- Распределите слова на три грамматические группы.
- Что можно сказать о группах слов?
(Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи).
III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
- Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?
1. Работа по учебнику
- Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами.
(На доске появляются записи- опорные слова, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы:синонимы, слова близкие по смыслу.
_ Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём?
На доске:
Имена сущ. Имена прилаг. Глагол
труд смелый плакать
дело отважный рыдать
работа храбрый реветь
- Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах?
На доске:синонимы, слова близкие по смыслу,они относятся к одной части речи.


- Сделайте вывод, используя опорные слова.
- Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника.
- Что ещё нового узнали из статьи.
- Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…
- Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы?
IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику - упр.321
- Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно.
- Определите основную мысль стихотворения.
- О чём оно?
-Что рассказывается об осинке?
- Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически.
- Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
- Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» - синонимы.
- Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл - это слова родственные?
- В словаре - синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».
- Как вы думаете, зачем столько много синонимов?
- Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме: корень суффикс окончание.
Запишите их и разберите.
V. Физминутка
Покажем действиями стихотворение.
V. Применение новых знаний
- Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили?
Текст на карточках в таблице слева:
Мальчик упал с дерева.
Кот перекатился через себя и упал на землю.
Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку.
- Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку».
Слова на карточке в таблице справа:
чебурахнуться
свалиться
рухнуть
шмякнуться
- Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке.
- Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали?
- Почему? Зачем нужны слова – синонимы?
- Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов.
VI. Рефлексия
- Какое открытие вы сделали?
- Всем ли было комфортно на уроке?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
VII. Итог
- Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности.
Д./з. упр. 325

Скачать Конспект урока русского языка, 2 класс. Синонимы

Тема урока : К ак используются синонимы. Синонимы в тексте.

Учитель: Королева Л.В.

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова-синонимы)

Задачи:

Образовательные:

Содействовать развитию умения находить синонимы, указывать их грамматические признаки;

Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики предметов (слов).

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развитие речи (обогащения словарного запаса), мышления, памяти;

Развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

Тип урока: урок открытия нового

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха. Сегодня на уроке вам необходимы: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие пальцы, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Дети улыбаются друг другу

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте зашифрованное слово

я р а у т б

Вызвало ли затруднение при написании этого слова? Давайте проанализируем его? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово? Какой вывод сделаем?

Назовите лексическое слово «ребята». Кто такие ребята? Как назвать их по другому? Чем эти слова похожи? А может вы знаете как они называются?

Отгадывают слово и записывают

Нет. Это слово нужно запомнить.

Затрудняемся.

Постановка учебной задачи

Прочитайте тему урока на с 42. Чему мы должны научиться? Хотите узнать о словах- синонимах? Давайте проведём исследование. У меня есть карта исследования. Будем работать в группах, соблюдая правила (выставляется памятка работы в коллективе)

Слова-синонимы.

Узнаем, что такое синонимы, будем их подбирать, сравнивать.

Построение проекта выхода из затруднения

1 группа: исследует значение слова «синоним» в толковом словаре;

2 группа: делят слова на три группы и записывают в таблицу

ребята, строят, весёлые, мастерят, дети, радостные

3 группа: сравните два текста учебника на с 41 42 и сделайте вывод.

Я тоже провела исследование. Слово «синоним» произошло к нам из греческого языка и означает «одноимённый» и прикрепляю следующий элемент карты

За окном зима. Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление можно по-разному назвать. Подберите синонимы. Уточните значение слов в учебнике с 44 упр 3 Устно придумайте предложения. Сделайте вывод

1 группа Синонимы – это слова близкие по смыслу (прикрепляют элемент к карте)

2 группа Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос (прикрепляют элемент к карте)

3 группа Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов. (прикрепляют элемент к карте)

Каждый синоним имеет свой оттенок значения (прикрепляют элемент к карте)

Физминутка

Засиделись не на шутку, проведём физкультминутку.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Итак, что же такое слова-синонимы?

Что в переводе с греческого обозначает слово синоним?

Какую роль играют синонимы в речи?

Учащиеся проговариваю (проверка на компьютере слайд)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагаю вам задание. Прочитайте предложения, что заметили? (карточки) Замените глаголы синонимами и спишите предложения.

По улице шли подружки.

По площади шли солдаты.

По дороги шли усталые путники.

Предлагаю вам список слов: брели, маршировали, шагали .

Повторяется глагол шёл

Самостоятельно выполняют задание

Проверка. Ответы детей.

Включение в систему знаний и повторение

Подберите синоним по предложенным картинкам на слайде:

заяц, собака, лошадь, луна

Ответы: косой, пёс, конь, месяц.

Рефлексия деятельности

Вы сегодня хорошо поработали! Были замечательными исследователями! Довольны вы своей работой? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Покажите зелёный кружочек, если вам всё удалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Красный- если у вас не всё получилось.

Д/з составьте 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова-синонимы.

Ответы учащихся

"синонимы" и "антонимы".

Цель: Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".

Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Ход урока

I. Психологический настрой

Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.

Прошу всех присесть за свои рабочие места.

II. Сообщение темы занятия.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.

Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.

Кто хочет много знать, тому надо мало::.(СПАТЬ)

Как аукнется, так и::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не::.(ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его::.(СЛАДОК)

Один за всех и все за::. (ОДНОГО)

Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)

Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй:::(ССОРЫ)

Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

А) Инструкция:

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы - 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ

Б) Проверка.

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

"Какие слова называются синонимами?"

устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС ДОКТОР - ВРАЧ

ЛОШАДЬ - КОНЬ БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ

Продолжите фразу:

Полученные подписи - это слова - ::..(синонимы)

Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).

Путешествие продолжается.

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV. Работа в группах.

Задание для 1 группы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Задание для 2 группы.

Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 3 группы.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

Проверка.

Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

Какой частью речи они являются?

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)

Ответ спикера.

Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

Что такое синонимы?

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. Динамическая пауза "Игра наоборот"

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

Вперед - назад

Вниз - вверх

Назад - вперед

Присел - подпрыгнул

Подпрыгнул - присел

VI. На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:

отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня:? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я:? (зима.)

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? - Это: (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь: (тишина).

Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус - плюс, огонь - вода,

Дерзкий - осторожный:

Все антонимы всегда

Противоположны.

VII. Игра "Противоположные слова"

Блиц – опрос. Ученик - называет антоним этого слова.

1 группа: Враг - друг, холод - жара.

К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

2 группа: Старый - новый, злой - добрый.

А эти слова, к какой части речи относятся? (прилагательные) –дайте определение

3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.

Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. (наречия.) –дайте определение

Какой можно сделать вывод? (антонимы есть в каждой части речи.)

VIII. Динамическая пауза- флешмоб под музыку

IX. В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

взаимопроверка

Худой (человек) - ________________, (толстый)

Худой (карман) - _________________, (целый)

Близкий (путь) - _________________, (далёкий)

Близкий (человек) - _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)

Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)

Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

Что такое антонимы?

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

X. Бухта Творчества

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы

Какое настроение передает ваш текст?

Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы - слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

Какое настроение передает ваш текст? - Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

XI. Пристань "Вопрос - ответ"

Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.

Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

XII. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

Какую оценку поставите мне за урок? А себе?

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека