Татьяна Осипова
Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп»

Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп »

Тип проекта : краткосрочный исследовательский

Продолжительность : 4 недели

Участники : воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки» .

Цель :

Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

Задачи :

1. Узнать историю создания микроскопа .

2. Узнать, из чего состоят микроскопы , и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Актуальность проекта

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все : из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа , какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности , экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа .

Механизм реализации проекта

Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня экологического образования дошкольников.

Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа .

Получить практические знания по использованию микроскопа .

Основная часть

История создания микроскопа .

Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп . Но кто же придумал это чудо - микроскоп ?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка : из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный : он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной : она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их : так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп . Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Виды микроскопов .

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы . Какие же бывают микроскопы ?

Существует 3 вида микроскопов .

1. Оптический микроскоп , который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее , с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

Профессии, в которых используется микроскоп .

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп , чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа , врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик , оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Микроскоп

В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом , который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Я познакомила детей с этим микроскопом , рассказала из чего он состоит, как работает.

Дети узнали какие предметы входят в его набор это :

Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

Пинцет и палочка для размешивания;

Игла, скальпель и микрорезка ;

Чашка Петри.

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом :

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

Эксперименты с микроскопом .

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно .

1. Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться. Вот они-то и видны в микроскоп , будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р. Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки , он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и. клетками.

Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции : поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

2. Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп . Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Какие еще клетки обитают в твоем теле? Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао) . Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом .

Заключение

Исследуя разные объекты под микроскопом , человек познает природу самой жизни . Выполняя этот проект , мы узнали историю создания первого микроскопа , и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп .

Выводы :

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа .

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы , и какими они бывают.

3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов .

4. Микроскоп - штука интересная !

Тудупов Аюр

В своей работе ученик рассматривает историю создания микроскопа. А также описывает опыт по созданию простейшего микроскопа в домашних условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа по теме

«Что такое микроскоп»

Секция: физика, техника

Выполнил: ученик 2- а класса Тудупов Аюр

Руководитель: Баранова И.В.

пгт. Могойтуй

2013 год

Представление

Выдвигается

уч-ся 2-а класса МОУ МСОШ №1 п. Могойтуй Тудупов Аюр

Название исследовательской работы

«Что такое микроскоп?»

Руководитель работы

Баранова Ирина Владимировна

Краткое описание (тематика) работы :

Данная работа относится к экспериментальным исследованиям и носит экспериментально – теоретическое исследование.

Направление:

Физика, прикладные исследования (техника).

Краткое описание исследовательской работы

Название «Что такое микроскоп?»

Выполнен Тудуповым Аюр

Под руководством Барановой Ирины Владимировны

Исследовательская работа посвящена изучению: созданию микроскопа с помощью капли воды

Откуда у Вас возник интерес к этой проблеме, вопросу? Всегда хотелось иметь микроскоп, чтобы увидеть невидимый мир

Где мы искали информацию для ответа на возникшие вопросы (указать источники)

  1. Интернет
  2. Энциклопедии
  3. Консультация с учителем

Какую гипотезу выдвигали: можно создать микроскоп своими руками из капли воды.

В исследовании мы использовали следующие методы:

Эксперименты:

  1. Эксперимент №1 «Создание микроскопа».
  2. Работа с книгами.

Выводы:

  1. Дома можно сделать простейший микроскоп из подручных средств.
  2. Я узнал, из чего состоит микроскоп.
  3. Создавать свою собственную вещь очень интересно, тем боле, что микроскоп- штука интересная.

Для презентации результатов исследования мы планируем использовать фотографии.

Анкета участника

План работы

  1. Анкета автора работы - стр. 1
  2. Оглавление - стр.2
  3. Краткое описание проекта - стр. 3
  4. Введение - стр.4
  5. Основная часть - стр. 5 – 10
  6. Эксперимент по созданию микроскопа. - стр. 11-14
  7. Заключение - стр. 15
  8. Литература и источники - стр. 16

ВВЕДЕНИЕ

С самого раннего возраста каждый день, дома, в детском саду и в школе, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой я слышу одно и то же: «Не забудь помыть руки!». И вот я задумался: «А зачем их так часто мыть? Они ведь и так чистые?». Я спросил у мамы: «Зачем надо мыть руки?». Мама ответила: «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание». Я внимательно посмотрел на свои руки, но никаких микробов не увидела. А мама сказала, что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов. Тогда я вооружился увеличительным стеклом и стал разглядывать все, что меня окружало. Вот только никаких микробов все равно не увидел. Мама объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом. У нас в школе есть микроскопы, но их нельзя взять домой и искать микробов. И тогда я решил сделать свой микроскоп.

Цель моего исследования : собрать свой микроскоп.

Задачи проекта:

  1. Узнать историю создания микроскопа.
  2. Узнать, из чего состоит микроскопы, и какими могут они быть.
  3. Попытаться создать свой микроскоп и проверить его.

Моя гипотеза : можно создать микроскоп своими руками в домашних условиях из капли воды и подручных средств.

Основная часть

История создания микроскопа.

Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Не хуже компьютерных игр, а может быть, даже и лучше. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его

случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

Подобные мысли о создании увеличивающего прибора приходили в голову не одному Янсену: изобретали новые приборы и голландец Ян Липерсгей (тоже "очковых" дел мастер и тоже из Миддельбурга), и Яков Метиус. В Англии появился голландец Корнелий Дреббель, который изобрел микроскоп с двумя двояковыпуклыми линзами. Когда в 1609 году распространились слухи, что в Голландии имеется некое устройство для рассматривания крошечных объектов, Галилей уже на следующий день понял общую идею конструкции и сделал микроскоп в своей лаборатории, а в 1612 году он уже наладил изготовление микроскопов. Созданное устройство никто поначалу микроскопом не называл, его именовали конспицилией. Всем знакомые слова "телескоп" и "микроскоп" впервые в 1614 году произнес грек Демисциан.

В 1697 году из Москвы за границу выехало Великое посольство, в составе которого был наш царь Петр Первый. В Голландии он услышал, что "некий голландец Левенгук", живущий в городе Делфте, делает у себя дома удивительные устройства. С их помощью он обнаружил тысячи зверюшек, более чудесных, чем самые диковинные заморские звери. И эти зверюшки "гнездятся" в воде, в воздухе и даже во рту человека. Зная любознательность царя, нетрудно догадаться, что Петр немедленно отправился в гости. Устройства, которые увидел царь, были так называемыми простыми микроскопами (это была лупа с большим увеличением). Однако Левенгуку удалось добиться увеличения в 300 раз, а это превосходило возможности лучших сложных микроскопов XVII века, имевших и объектив, и окуляр.

Долгое время секрет "блошиного стекла", как пренебрежительно называли прибор Левенгука современники-завистники, раскрыть не удавалось. Как могло

получиться, что в 17 веке ученый создавал устройства, по некоторым характеристикам близкие к устройствам начала 20 века? Ведь при тогдашней технике невозможно было сделать микроскоп. Сам Левенгук свой секрет не открыл никому. Тайну "блошиного стекла" удалось раскрыть только через 315 лет, в Новосибирском государственном медицинском институте на кафедре общей биологии и основ генетики. Секрет должен был быть очень простым, ведь Левенгук за короткий срок сумел изготовить множество экземпляров своих однолинзовых микроскопов. Может быть, он вообще не шлифовал линзы- лупы? Да, это делал за него огонь! Если взять стеклянную нить и поместить в пламя горелки, на конце нити появится шарик - он-то и служил Левенгуку линзой. Чем меньше был шарик, тем большего увеличения удавалось достичь...

Около двух часов провел в 1697 году Петр Великий у Левенгука - и все смотрел, смотрел. А уже в 1716 году, во время своей второй поездки за границу, император приобрел для Кунсткамеры первые микроскопы. Так чудесный прибор появился в России.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Вот так выглядел первый микроскоп Янсена:

Первый крупный сложный микроскоп сделал английский физик Роберт Гук в 17 веке.

Вот так выглядели микроскопы в 18 веке. В 18 веке было много путешественников. И им нужно было иметь дорожный микроскоп, который бы умещался в сумке или кармане пиджака. В первой половине XVIII в. широкое распространение получил так называемый "ручной" или "карманный" микроскоп, сконструированный английским оптиком Дж. Вильсоном. Вот так они выглядели:

Из чего состоит микроскоп?

Все микроскопы состоят из следующих деталей:

Что такое микроскоп краткое описание. Исследовательская работа "что такое микроскоп"

Введение
Разве кого-то из школьников не интересует устройство всего живого на Земле? Мы постоянно задаем сложнейшие вопросы папам, мамам и учителям в школе. Меня всегда интересует, как устроены предметы, мне интересны эксперименты, я люблю делать открытия, узнавать что-то новое.
Однажды я увидела в одном из мультфильмов микроскоп, там очень интересно рассказывали об его устройстве. Мне тут же захотелось проверить, как он работает и что в него можно разглядеть. К тому же, мне подарили этот замечательный прибор на Новый год!

Цель моего исследования: исследовать возможности микроскопа, его применение в разных профессиях. Создать микроскоп своими руками.

Задачи исследования:
1. Узнать историю создания микроскопа.
2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.
3. Провести опыты с элементами исследования.

Объектом исследования является изучение микроскопа, а предметом - его возможности.

В данной работе были использован метод наблюдения, изучения специальной литературы: словаря, энциклопедии, эксперимент, просмотр телепередачи, беседа со взрослыми.

Микроскоп
Что такое микроскоп

Микроскоп (от греч. — малый и смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.
Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Увлекательное это занятие — рассматривать что-либо в микроскоп.

История появления микроскопа
И кто же придумал это чудо — микроскоп? В 16 веке в Голландии жил мастер по изготовлению очков для людей со слабым зрением. Он делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его рабочему столу. На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль и увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал ругать их: так был он удивлен необычной трубкой. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп.
Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Со временем другие мастера тоже стали пробовать изобретать микроскопы.
Первый крупный сложный микроскоп сделал английский физик Роберт Гук в 17 веке.
Вот так выглядели микроскопы в 18 веке. В 18 веке было много путешественников. И им нужно было иметь дорожный микроскоп, который бы умещался в сумке или кармане пиджака. В первой половине XVIII в. Часто использовали "карманный" микроскоп, сконструированный английским оптиком Дж. Вильсоном.

Как устроен микроскоп
Изучив специальную литературу: энциклопедии, словарь, посмотрев познавательную телепередачу, презентацию, наблюдая за самим прибором могу сказать из чего состоит микроскоп?
Все микроскопы состоят из следующих деталей:

Часть микроскопа Для чего нужна
окуляр увеличивает изображение, которое получено от объектива
объектив обеспечивает увеличение мелкого предмета
тубус зрительная трубка, соединяет объектив и окуляр
винт настройки поднимает и опускает тубус, позволяет приближать и отдалять предмет исследования
предметный столик на нём размещается предмет рассмотрения
зеркало помогает направлять свет в отверстии на предметном столике.
В этом чудесном приборе нет не нужных деталей. Каждая деталька очень важна.
Есть ещё подсветка и зажимы.

Виды микроскопов
Ещё я узнала, какие могут быть микроскопы. В современном мире все микроскопы можно разделить:
1) Учебные микроскопы. Их называют еще школьные или детские.
Учебные или детские микроскопы являются самыми простыми в строении и использовании. Основная задача такого микроскопа-научить ребенка пользоваться микроскопом и заинтересовать его эти направлением науки.

2) Цифровые микроскопы. Основная задача цифрового микроскопа- не просто показать объект в увеличенном виде, но и сделать фотографию или снять видеоролик. Цифровой микроскоп - это интерактивное оборудование, состоящего из самого микроскопа и цифровой камеры.
При работе с цифровым микроскопом можно во много раз увеличить изображение исследуемого объекта, передать полученные данные в компьютер, показать их другим с помощью проектора, сохранить результаты исследования для дальнейшего использования.

3) Лабораторные микроскопы. Главной задачей лабораторного микроскопа являются проведение конкретных исследований в различных областях науки, промышленности, медицине. Лабораторный микроскоп - это уже профессиональный оптический прибор, с помощью которого производятся многие научные исследования и делаются научные открытия.

4) Рентгеновский микроскоп — прибор, исследующий микроскопическую структуру и строение объекта при использовании рентгеновского излучения. Рентгеновский микроскоп имеет большие возможности.

Эксперименты.
Эксперимент № 1 по созданию микроскопа своими руками.
Когда мы искали сведения об истории микроскопа, то на одном из сайтов узнали, что можно сделать свой микроскоп из капли воды. Вместе с микроскопом мне подарили альбом для проведения экспериментов «Юный химик». И тогда я решила попробовать провести эксперимент по созданию такого микроскопа. Из капли воды можно сделать маленький микроскоп. Капля воды мне будет служит линзой (увеличительной лупой).
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды. Микроскоп готов! Поднесите эту капельку к газете - буквы увеличились. Чем меньше капля, тем больше увеличение. В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.
Начиная работу над изобретением своего микроскопа мне потребовалась помощь взрослого-мамы. Она предложила немного изменить способ изобретения прибора. Для работы нам понадобились:
1. Коробка из-под конфет с прозрачными декоративными вставками.
2. Баночка с водой.
3. Пипетка.
4. Лист бумаги с текстом.
Когда мы всё это собрали, то приступили к созданию модели микроскопа.
1 шаг: для эксперимента я взяла баночку с водой.
2 шаг: с помощью ножниц я отрезал от коробки верхнюю часть, в которой были прозрачные вставки из плотной пленки, которые в дальнейшем будут зеркалом.
3 шаг: на прозрачную пленку с помощью пипетки нанесла каплю воды
4 шаг: посмотрела на текст поддерживая заготовку над листочком с текстом и увидела, что буквы увеличиваются, если смотреть на них через каплю воды. Вот что получилось:

Эксперимент №2. Проведение опыта с использованием учебного микроскопа.
Не так давно нам задали очень интересное домашнее задание по окружающему миру. Нужно было провести опыт со снегом. Понаблюдать, что с ним происходит при комнатной температуре и выяснить какой он снег: чистый или грязный.
Для эксперимента мне понадобились:
1. Стакан со снегом
2. 2 колбы
3. Воронка с фильтром (ватный диск)
4. Пипетка
5. Учебный микроскоп
Когда мы всё это собрали, то приступили к эксперименту.
1 шаг: для эксперимента я взяла стакан, набрала в него снег.
2 шаг: поставила стакан со снегом на стол, записала время. На часах было 19:45
3 шаг: когда на часах было 20:45 снег полностью растаял и превратился в воду.
4 шаг: для того, чтобы узнать чистый ли был снег я взяла воронку и ватный диск, который служил фильтром.
5 шаг: из одной колбы с помощью воронки перелила талую воду в другую колбу
6 шаг: достала из воронки фильтр и положила под микроскоп.
Мое исследование показало, что на фильтре остались частицы грязи, вода прошла очистку через ватный диск. Значит снег только кажется белым и чистым, а в самом деле содержит в себе грязные вещества и микробы.
7 шаг: при помощи пипетки взяла образец очищенной воды на анализ и увидела, что она почти чистая.

Заключение
Итак, мне удалось:

  1. Исследовать возможности микроскопа, его применение в разных профессиях.
  2. Создать микроскоп своими руками.
  3. Узнать историю создания микроскопа.
  4. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.
  5. Провести эксперименты с элементами исследования.
  6. Создать свой микроскоп дома из подручных средств с помощью капли воды!

Часть микроскопа

Для чего нужна

окуляр

увеличивает изображение, которое получено от объектива

объектив

обеспечивает увеличение мелкого предмета

тубус

зрительная трубка, соединяет объектив и окуляр

винт настройки

поднимает и опускает тубус, позволяет приближать и отдалять предмет исследования

предметный столик

на нём размещается предмет рассмотрения

зеркало

помогает направлять свет в отверстии на предметном столике.

Есть ещё подсветка и зажимы.

Ещё я узнал, какие могут быть микроскопы. В современном мире все микроскопы можно разделить:

  1. Учебные микроскопы. Их называют еще школьные или детские.
  2. Цифровые микроскопы. Основная задача цифрового микроскопа- не просто показать объект в увеличенном виде, но и сделать фотографию или снять видеоролик.
  3. Лабораторные микроскопы. Главной задачей лабораторного микроскопа являются проведение конкретных исследований в различных областях науки, промышленности, медицине.

Создание собственного микроскопа

Когда мы искали сведения об истории микроскопов, то на одном из сайтов узнали, что можно сделать свой микроскоп из капли воды. И тогда я решил попробовать провести эксперимент по созданию такого микроскопа. Из капли воды можно сделать маленький микроскоп. Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды. Микроскоп готов! Поднесите эту капельку к газете – буквы увеличились. Чем меньше капля, тем больше увеличение. В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.

Мы нашли книгу, которая называется «Мои первые научные опыты» и чуть усложнили модель микроскопа. Для работы мне понадобились:

  1. Стеклянная банка.
  2. Металлизированная бумага (фольга для запекания).
  3. Ножницы.
  4. Скотч.
  5. Толстая иголка.
  6. Пластилин.

Когда я всё это собрал, то приступил к созданию модели микроскопа. Чуть ниже я поэтапно распишу всю свою работу. Конечно же, мне понадобилась небольшая помощь со стороны мамы и сестры.

На протяжении нескольких столетий этот оптический прибор являлся не только одним из двигателей научно-технического прогресса, но и воодушевлял исследователей на расширение границ собственного познания. Благодаря ему сделано множество величайших открытий, используемых в современной жизнедеятельности человека. Зачем нужен микроскоп - этот вопрос актуален и для молодого поколения, жаждущего знаний и не равнодушного к науке. Нет никаких сомнений, что самое интересное - еще впереди. Поэтому, если вас или ребенка посетила мысль о занятиях биологией - это уже хорошо, так как растет достойная смена, которая в будущем определит вектор развития цивилизации.

Да просто увидеть своими глазами, что рядом с нами тысячелетиями существует невидимый мир, который практически нереально уловить без увеличительных инструментов. Остановимся подробнее на основных преимуществах, ведь помимо микроорганизмов, клеток и бактерий, привычные вещи также обретают зрительно новую удивительную форму, стоит лишь посмотреть на них сквозь отверстие окуляра.

Наглядное обучающее пособие. Микроскопами оборудуются классы в общеобразовательных учреждениях, например, в школах, лицеях и ВУЗах. Министерство образования еще во времена СССР разработало методику, при которой ученик может лицезреть инфузорию туфельку, эвглену, амебу не только на картинке учебника, но и вживую. При этом информация лучше откладывается в голове, а ребятишки могут более осознано выбирать свою профессию.

Увлекательное хобби. Приобретая микроскоп для своего смышленого чада, родители иногда пожимают плечами - мол, зачем он ему нужен. Однако, как только письменный стол превращается в домашнюю лабораторию, во впечатляющие наблюдения втягиваются не только дети, но и мамы и папы. В итоге это может превратиться в яркое семейное увлечение! Рассматривать можно абсолютно все - не только микроскопические организмы и их на первый взгляд забавную суетливую деятельность в обычной капле воды, но и все, что попадается под руку - монеты, ткани, бумажные изделия и пластик, камушки, песок, соль и сахар. Если фантазии и жажда узнать что-то новенькое не иссякают - то вопрос «что еще увеличить» отпадет сам собой.

Проверка продуктов питания на качество. Действительно, сегодня сформировалась целая прослойка граждан, желающих вести здоровый образ жизни. И микроскоп тут пригодится как нельзя кстати. Смотрите на мясо, молоко, хлеб, муку, злаки в общем на все, что потребляется в пищу. И на основе увиденного можно делать выводы - пригодно это для еды или надо подкорректировать рацион.

Творческий процесс. В век компьютерных технологий микроскопия также не осталась в стороне. С помощью специальных камер можно снимать фотографии и видео увеличенных предметов! А если полученные результаты исследований в виде файлов выкладывать на соответствующих Интернет-ресурсах или в социальных сетях, то в скором времени у биолога-новичка появится круг поклонников его необычного творчества. А как насчет ювелирного дела и создания украшений с изящным маленьким узором? Это тоже реально, правда для этого понадобится инструментальная модель.

В обычной жизни многие хотя бы раз, но могли познакомиться с таким устройством, как микроскоп. Например, кто-то работает в сфере, где необходим такой прибор, кто-то другой в школе на биологии пользовался им. При помощи микроскопа можно наблюдать за самыми маленькими частицами и организмами.

Микроскоп - это довольно сложный прибор, он имеет длительную историю. Она будет интересна и полезна для каждого человека. Сперва нужно рассмотреть, что же это такое - микроскоп.

Определение

На данный момент в школе используются микроскопы, которые могут увеличивать до 300-600 крат. Для того чтобы рассмотреть живую клетку, этого будет вполне достаточно. При помощи микроскопа можно увидеть ее вакуоли, стенки, ядро. Но для того, чтобы стать настолько мощным приспособлением, он прошел большой путь открытий и разочарований со стороны ученых.

Значение

Что означает слово "микроскоп"? Оно образуется из двух греческих слов: micros, что значит маленький, и skopeo, что в переводе означает смотрю. Таким образом, прямое предназначение устройства - это рассматривать маленькие объекты. Если говорить о более точной характеристике, то микроскопом является оптический прибор, который работает с одной или несколькими линзами. Благодаря ему можно получать изображение многих объектов, которые нельзя увидеть невооруженным глазом.

История открытия микроскопа

Что такое микроскоп, мы уже рассмотрели. Самое время поговорить о истории его открытия. Точная дата неизвестна. Дело в том, что устройство для рассмотрения небольших объектов археологи находили в совершенно разных эпохах. В старые времена они были обычной лупой. На тот момент она представляла собой двояковыпуклое устройство, которое могло увеличить объект всего лишь в несколько раз. Качество изображения было на низшем уровне, так как изготавливались они не из стекла, а из прозрачного камня.

Развитие

Чуть позже появилось такое понятие, как микроскопы. Принцип работы на тот момент был основан на использовании двух линз. Первая являлась объективом, который необходимо было направить на изучаемый объект. Вторая же была окуляром. В нее смотрел наблюдатель. Из-за хроматических отклонений, а также сферических, получаемое изображение было сильно испорчено. Более того картинка была неточной, нечеткой, а также окрашенной в неправильные цвета. Но даже в то время кратность устройства достигала несколько сот, что являлось неслабым показателем.

Значение слова "микроскоп" обрело смысл с разработкой системы линз, которая была осложнена только в начале XIX века. На тот момент в устройстве объектива уже устанавливалась сложнейшая система, в которую были добавлены собирательные и рассеивающие линзы. Они были созданы из специального стекла, которое компенсировало недостатки друг друга.

Чуть позже был создан микроскоп, который получил предметный столик. Туда можно было складывать все объекты, которые следует изучить. В конструкцию также был добавлен винт, который позволял столик перемещать. И уже немного позже появилось зеркало, которое позволяло идеально освещать объекты. Лабораторные микроскопы на данный момент имеют похожее строение. Они идеально показывают себя в эксплуатации и являются незаменимыми помощниками.

Строение микроскопа

На данный момент существуют простые и сложные микроскопы. Первые работают с одной системой линз, именно такое строение получила лупа. В сложном же сочетают две простейшие линзы. Поговорим немного о последнем варианте.

Сложный микроскоп будет давать большее увеличение, также он имеет хорошую разрешающую способность. Именно благодаря ей можно различать элементы образцов. Например, клетка под микроскопом сложной конструкции будет идеально разложена на составляющие. Увеличенное изображение, где нельзя различать подробности, никакой полезной информации не несет.

Большая часть сложных микроскопов основана на двухступенчатых схемах. Одна линза подносится практически вплотную к объекту, то есть благодаря ей и создается увеличенное изображение. После при помощи окуляра, то есть другой системы линз, само изображение увеличивается. Именно он располагается ближе к глазу наблюдателя. Описанные системы линз должны находиться на разных концах тубуса прибора.

Современные микроскопы

Что такое микроскоп в современном мире? Это приборы, которые могут давать колоссальное увеличение. Оно достигает 2000 крат. При этом нужно отметить, что качество получаемого изображения просто идеальное. Чаще всего такие микроскопы, фото которых имеются в статье, используются в лабораториях для того, чтобы проводить исследования.

Огромную популярность получили бинокулярные микроскопы, так как в них изображение раздваивается, имея один объектив. За счет двух окуляров можно смотреть на объект сразу двумя глазами. А за счет этого можно рассмотреть даже самые мелкие детали.

Виды микроскопов

Первый и самый древний микроскоп - световой. Определение данного устройства звучит таким образом: прибор, который позволяет увеличивать изображение и их структуру, которую нельзя заметить невооруженным глазом. Соответственно, данное устройство работает с набором линз, которые могут регулировать расстояние и зеркало. Последнее необходимо для того, чтобы подсвечивать объект. Довольно часто, когда нет возможности установить рабочую поверхность, можно использовать независимый источник света. Суть этого микроскопа заключается в том, чтобы можно было менять длину волны оптического спектра, который является видимым.

Второй вид микроскопа - это электронный. Он устроен гораздо сложнее, чем описанный выше световой. Последний имеет некоторые недостатки, например, такой микроскоп не сможет дать рассмотреть клетку вируса или любого другого организма, который имеет небольшие размеры, так как свет просто будет его огибать. В этом случае используются электронные приборы. Учитывая, что его магнитное поле делает волны света намного тоньше, можно рассмотреть даже самые маленькие детали. Чаще всего используют такой прибор в биологии.

Третий вид - это зондирующий. Если говорить упрощенно, то это устройство работает при помощи зонда, который посредством движений и колебаний создает трехмерное или же растровое изображение и переносит на компьютер.

Электронные микроскопы

Многих интересует вопрос, что за микроскоп это? Определение будет таким же, как и было описано выше. Разница заключается в совершенно другой конструкции. Благодаря таким микроскопам можно рассмотреть изображения атомов. При этом глагол рассмотреть используется в переносном смысле, так как изображение получается не при помощи объектива. Человеку не нужно смотреть в линзу, все данные переносятся на компьютер. Программное обеспечение само обрабатывает полученную информацию. Конструкция электронного микроскопа имеет другие физические принципы. Для исследования поверхность объектов пронзается тончайшей иглой. Ее кончик имеет размер всего лишь в один атом.

USB-микроскопы

Определение слова "микроскоп" в общем виде мы рассмотрели выше. Но надо также немного узнать об одном из видов этого прибора - USB-технологии. На данный момент, в свете развития цифровых данных, практически каждый человек может приобрести накладку на свой телефон. Благодаря такому USB-микроскопу можно сделать очень мощные и красивые фотографии. Также существуют хорошие микроскопы такого типа, которые подключаются к компьютеру. Нередко они оснащаются памятью, сохраняя полученные изображения. Множество цифровых фотоаппаратов работают с режимом макросъемки. Профессиональная техника позволит сделать фото мельчайших объектов. Если установить собирающую линзу перед объективом фотоаппарата, то можно получить увеличение изображения до 500 крат.

Рентгеновский микроскоп

Рентгеновский микроскоп, фото которого есть в статье, представляет собой устройство, которое может исследовать даже самые маленькие объекты, размеры которых имеют длину рентгеновской волны. Довольно часто такие устройства используют для исследования различных материалов, которые имеют большой атомный номер. На данный момент по разрешающей способности эти устройства находятся между электронными и оптическими микроскопами. Сейчас существуют приборы, показатель которых составляет 5 нанометров.

Разработка такого микроскопа имела ранее серьезные трудности. К сожалению, рентгеновские лучи имеют такое строение, из-за которого фокусировать обычными линзами их невозможно. Дело заключается в том, что они слишком сильно преломляются в прозрачных средах, соответственно, их довольно сложно уловить. В электрических и магнитных полях преломление отсутствует, поэтому линзы такого типа также нельзя использовать для фокусировки.

Устройство

Сейчас в современной оптике имеются отличные линзы, которые имеют эффект обратного лучепреломления.

Человеческий глаз не может уловить рентгеновский луч. Именно поэтому приходится использовать фототехнику или преобразователь, которые помогут увидеть их. Первый рентгеновский микроскоп, который использовался в коммерческих целях, был создан в пятидесятых годах XX века. На тот момент он являлся проекционным микроскопом, в котором были использованы фотопластинки.

На данный момент имеется два типа рентгеновских микроскопов. Они называются "отражательный" и "проекционный". В первом используется явление, которое действует при скользящем падении. Это позволяет максимально улучшить и увеличить проникающую способность лучей. Для того чтобы работать с такими приборами, необходимо поместить источник излучения за изучаемым объектам. Тогда рентгеновские лучи будут просвечиваться. За счет этого такой метод позволяет давать не только информацию о структуре, но и о химическом составе объекта.

Проекционные же представляют собой камеры, расположенные на противоположных концах. С одной стороны находится источник излучения, а с другой человек смотрит.

С микроскопами такого типа довольно часто используются дополнительные оптические приборы. Для того, чтобы получить максимальное увеличение необходимо размещать объект на минимальном расстоянии от излучения. Для этого необходимо фокус расположить на окне рентгеновской трубки. Последнее время ведутся разработки микроскопов, которые будут использовать специальные пластинки френеля, чтобы максимально сфокусировать изображение. Такие микроскопы получили разрешающую способность до 30 нанометров.

Использование и польза

Проекционный микроскоп получил применение во многих сферах науки. Речь идет как минимум о медицине, минералогии, металловедении. Что же можно сделать при помощи рентгеновского проекционного микроскопа? С легкостью изучить качество тонких покрытий. Благодаря данному устройству, можно увеличить срезы ботанических и биологических объектов с толщиной до 200 мкм. Также можно их использовать для того, чтобы провести анализ порошков металлов, как легких, так и тяжелых, изучая строение объектов. Как правило, таковые вещества являются непрозрачными для световых лучей и электронов. Именно поэтому используются рентгеновские микроскопы. Важное достоинство таких приборов заключается в том, что в них можно наблюдать жизненный цикл непрепарированной живой клетки.

Итоги

Что такое микроскоп, мы рассмотрели в данной статье. Его фотографии и полное описание позволят человеку полностью разобраться в данном вопросе. Следует обратить внимание, что сейчас существует большое количество видов данных устройств. Поэтому нужно четко понимать, какие из них в каких сферах используются.

Наиболее популярным сейчас и более известным является световой. Дело в том, что он используется в школах, в государственных лабораториях, то есть в тех организациях, где нет смысла приобретать более дорогостоящее оборудование.

Стоимость на микроскопы заметно варьируется также в зависимости от видов. Например, оптические и цифровые обойдутся потребителям минимум в 2500 руб. Однако у таких моделей небольшое увеличение, полностью соответствующее ценовой категории.

Что такое микроскоп? Это довольно популярное изделие, которое на слуху, и в последнее время часто пользуется спросом. Благодаря ему можно рассматривать клетки, вирусы, разные биологические объекты, которые необходимы для улучшения жизни человека.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека