Недоразвитие речи. Нормы развития речи ребёнка

Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5-7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.)

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Общее недоразвитие речи и умственная отсталость;

Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК

Обследование ребенка, имеющего отставание в речевом развитии или его нарушение, ПМПК обеспечивает:

· раннее выявление особенностей развития ребенка, обусловливающих проблемы в учебе и поведении;

· проведение специализированных курсов коррекционно-развивающих занятий для таких детей;

· сопровождение детей со стойкими трудностями в учебе и адаптации в социуме;

· консультирование родителей и учителей по вопросам эффективной помощи таким детям, индивидуального подхода в обучении.

По результатам обследования ребенка в ПМПК администрация школы и родители получают заключение консилиума и рекомендации по изменению условий обучения, улучшению ситуации развития ребенка, по коррекции проблем обучения и адаптации. Помимо этого, в случае необходимости, ребенок направляется в коррекционно-развивающие группы и на индивидуальные занятия к специалистам: психологу, дефектологу, логопеду.

Особую сложность представляет дифференциальная диагностика самого распространенного речевого нарушения — общего недоразвития речи и других нарушений.

Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) от задержки темпа ее формирования. Причинами задержки развития речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будут наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обобщениями. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка - понимание значения грамматических изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недоразвитии речи

Дифференциальная диагностика речевых нарушений и умственной отсталости может затрудняться, так как общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика может быть успешной только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющих тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наибольшие трудности вызывают задания, требующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.

Логопедическое заключение при обследовании школьников с умственной отсталостью

Термин «ОНР», предложенный Р.Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» (Левина Р.Е., 1968). В соответствии с определением термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несфор-мированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5-7 лет).

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопро-изношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10-15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопро-изношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопро-изношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях, при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.
  • Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.
  • Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • Причины внутреннего характера:

  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.
  • Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

    Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • нарушения памяти,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.
  • При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

    Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

    Степени системного недоразвития речи и их характеристики

    При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

    Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

    Задержка речевого развития (ЗРР)

    СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

    Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

    При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

    Симптомы и причины недоразвития речи

    СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.
  • Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Степени системного недоразвития

    Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

    СНР легкой степени

    Характеризуется следующими проявлениями:

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.
  • СНР средней степени

  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».
  • СНР тяжелой степени

  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.
  • Недоразвитие речи при умственной отсталости

    В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития. При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

  • отсутствие осознанной воли,
  • сниженная концентрация внимания,
  • Лечение СНР у детей

    В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

    Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

    Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Любое отклонение, которое возникает в процессе развития, вызывает у родителей тревогу. Когда нарушаются речевые функции, ребенок не имеет возможности полноценно общаться с членами собственной семьи и окружающими людьми. В тяжелых случаях речь идет о такой патологии, как системное недоразвитие речи.

Рассмотрим подробнее данную патологию.

Общие характеристики

Недоразвитие речи системного характера - это комплексное нарушение функций у ребенка, которое характеризуется несформированностью процессов говорения и принятия речевых сообщений.

При этом могут нарушаться следующие :

  1. Фонетика - некоторые звуки ребенок произносит неправильно.
  2. Лексика - ребенок не владеет тем объемом словарного запаса, который он должен был освоить на данный период своего развития.
  3. Грамматика - имеются нарушения при подборе падежных окончаний, при составлении предложений и пр.

Понятие "системное недоразвитие речи" введено Р. Е. Левиной и применяется при диагностике речевых функций детей, у которых наблюдается умственная отсталость. Пациентам с органическими поражениями мозга, для которых характерно вторичное нарушение речи, логопеды чаще всего ставят подобный диагноз на фоне данного патологического состояния. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи».

Истинный диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у трех специалистов: невролога, психолога и логопеда. Помимо этого подобный диагноз не ставят тем детям, которые не достигли пятилетнего возраста.

Причины развития патологии

Выделить основную причину возникновения системного недоразвития речи довольно непросто, поскольку зачастую значение имеет не один фактор, а целая их совокупность.

Основными такими факторами являются:

  • травмы головы, которые были получены ребенком в процессе родов или на первых годах жизни;
  • сложное течение беременности, и к данной категории причин относятся серьезные инфекционные заболевания в период вынашивания ребенка, употребление алкогольных напитков, курение, тяжелые инфекции хронического характера и прочее;
  • гипоксия плода;
  • неблагоприятная ситуация в семье - невнимательное и грубое отношение к ребенку, частые ссоры между родственниками, чересчур строгие методики воспитания и т.д.;
  • детские заболевания, к которым относятся астения, ДЦП, рахит, синдром Дауна, сложные патологии ЦНС.

В определенных случаях системное недоразвитие речи в легкой степени развивается в виде реакции на перенесенную бактериальную или вирусную инфекцию.

Признаки и симптомы

Как понять, что и заподозрить, что при этом имеет место задержка речевого, психического или интеллектуального развития еще перед тем, как ему исполнится пять лет?

Первоначальные тревожные признаки у детей с системным недоразвитием речи могут отмечаться еще на первом году жизни. Должны насторожить такие ситуации, когда в ответ на определенные слова, произносимые взрослыми, ребенок не пытается их воспроизвести.

В возрасте до полутора лет ребенок должен научиться имитировать звуки, произносимые окружающими людьми, а также указывать на предметы по их просьбе. Если этого не наблюдается, родителям необходимо задуматься. Следующим рубежом является двухлетний возраст. Здесь ребенку необходимо уметь выговаривать слова и даже словосочетания по своему желанию спонтанно.

В возрасте трех лет дети должны понимать приблизительно две трети того, что говорят взрослые, и наоборот, взрослые - ребенка. К четырем годам должен взаимно пониматься смысл абсолютно всех слов. В случаях когда этого не происходит, следует обратиться за консультацией специалиста.

В возрасте пяти лет, когда вопрос стоит о постановке такого диагноза, как системное нарушение речи, симптоматика может быть следующей:

  • речь ребенка остается невнятной, ее крайне трудно понять;
  • между экспрессивной и импрессивной речью не наблюдается согласованности - ребенок все понимает, однако самостоятельно высказаться не может.

Классификация

Данное нарушение имеет несколько степеней системного недоразвития речи:

  1. Легкая степень - недостаточный для определенного возраста словарный запас, нарушение в произношении звуков, неточность в применении косвенных падежей, предлогов, множественных чисел и прочих сложных моментов, дисграфия, недостаточное осознание причинно-следственных связей.
  2. Системное недоразвитие речи средней степени - сложности при восприятии чересчур длинных предложений, слов, которые употребляются в переносном значении. Также отмечаются трудности с построением смысловых линий при пересказе. Дети не умеют согласовывать род, число, падеж либо делают это с ошибками. У них недоразвитость фонематического слуха, слабая активная речь, бедный словарный запас, нарушена координация движений языка в процессе артикуляции.
  3. Системное недоразвитие речи тяжелой степени - восприятие сильно нарушено, отсутствует связная речь, наблюдаются нарушения мелкой моторики, писать и читать ребенок не может, или это дается ему с большим трудом, в словарном запасе имеется лишь несколько десятков слов, интонация монотонная, сила голоса снижена, отсутствует словообразование. При этом ребенок не может вести конструктивный диалог, так как с трудом отвечает даже на простые вопросы.

Постановка диагноза, а также выявление степени расстройства, которая наблюдаются у конкретного ребенка, осуществляется только специалистом, а не родителями, другими родственниками или учителями.

Иная классификация

Существует и другая классификация общего недоразвития. При этом:

  • 1-я степень - речь отсутствует.
  • 2-я степень системного недоразвития речи - имеются только начальные речевые элементы с большим объемом аграмматизма.
  • 3-я степень характеризуется тем, что ребенок может говорить фразы, однако смысловая и звуковая стороны отличаются недоразвитостью.
  • 4-я степень предполагает отдельные нарушения в виде остаточных расстройств в таких разделах, как фонетика, лексика, фонематика и грамматика.

Общее недоразвитие речи средней степени, к примеру, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Уровни системного недоразвития речи мы рассмотрели.

Умственная отсталость

Такое патологическое явление, как системное недоразвитие речи в тяжелой степени при умственной отсталости, обусловлено следующими симптомами:

  • Развитие речевой системы значительно отстает от нормы.
  • Наблюдаются проблемы с памятью.
  • Имеются сложности при определении простых понятий и связей между ними;
  • Повышена двигательная активность.
  • Ребенок не может сосредоточиться.
  • Отсутствует осознанная воля.
  • Недоразвито или отсутствует мышление.

В случае системного недоразвития речи при умственной отсталости психоэмоциональные функции детей развиты неправильно, что негативно сказывается не только на общении, но и на иных необходимых социальных навыках.

От чего зависит успех?

Успех коррекционных мероприятий зависит от степени самих нарушений, а также от своевременности оказанной ребенку помощи специалистов. Цель родителей при этом состоит в том, чтобы вовремя отметить отклонения в речевом или интеллектуальном развитии и посетить с ребенком специалиста.

Системное недоразвитие экспрессивной речи

Расстройства - это общее недоразвитие речевых функций у детей на фоне достаточного умственного развития при понимании того, что говорят окружающие.

Данное расстройство проявляет себя малым словарным запасом, который не соответствует возрасту ребенка, трудностями при вербальном общении, недостаточной способностью с помощью слов выражать свое мнение.

Также для детей, которые имеют в той или иной степени выраженные расстройства экспрессивной речи, характерны трудности при изучении грамматических правил: ребенок не может согласовывать окончания слов, неадекватно употребляет предлоги, не может склонять существительные и прилагательные, не применяет союзы или использует их неправильно.

Стремление к общению

Несмотря на вышеописанные нарушения речевых функций, дети с подобными расстройствами стремятся к общению, используют невербальные реплики и жесты, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Первые признаки расстройств экспрессивной речи можно заметить еще в младенческом возрасте. К двухлетнему возрасту дети с подобной патологией не употребляют слова, к трехлетнему - не составляют примитивные фразы, состоящие из нескольких слов.

Терапия и коррекция

При легкой и средней стадии расстройств прогноз, как правило, довольно положительный, при тяжелых формах патологии лечение более продолжительное и комплексное, однако оно также дает хорошие результаты.

Терапевтические мероприятия проводятся врачом-логопедом, если расстройства речи сопровождаются другими нарушениями. В работу также включаются психолог и прочие специалисты.

Занятия должны проходить в разных формах - как в виде постоянного повторения звуков, правил построения окончаний, слов, предложений и прочего, так и с применением прогрессивных современных методов, в ходе освоения которых дети учатся запоминать, задавать вопросы, понимать речь, осваивать значение определенных понятий, тренировать память, развивать моторику.

Интересная форма подачи материала, яркие картинки, благоприятная атмосфера в лечебном учреждении, где осуществляется коррекция, являются совокупностью компонентов, призванных помочь пациенту быстрее справиться с имеющимися нарушениями.

Как правило, в процесс общей терапии включаются и физические упражнения - дети не сидят неподвижно, а активно тренируют двигательный центр.

Серьезный подход

Системное недоразвитие речи - заболевание, при котором необходим серьезный подход. Не следует торопиться с определением ребенка на коррекцию первому попавшемуся врачу. При этом нужно обязательно изучить, есть ли у него положительный опыт работы с такими детьми, а также способность устанавливать психологические связи со “сложными” пациентами.

Коррекционные методики включают не только психотерапию и проведение специальных упражнений, часто расстройства возникают вследствие неправильного подхода к организации воспитательного процесса, поэтому приходится корректировать и его.

Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5-7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.)

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Структура речевого дефекта у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи при умственной отсталости

Нормальный ребенок в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развиты фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Он владеет операциями анализа и синтеза на уровне восприятия предметов и явлений окружающего мира. Нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми. У умственно отсталого ребенка к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3-4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо. Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма.

Г.Е. Сухарева выделяет две группы олигофрении: 1) олигофрения с недоразвитием речи; 2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.

У первой группы умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у второй группы кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства.

У младших школьников с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дислексия, дисграфия и т.д.). Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

Р.И. Лалаева отмечает, что расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов коррекционной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

У данной категории детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются.

Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей младшего школьного возраста рекомендуются следующие формулировки :

    Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости. Логопедическая характеристика. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм), Ограниченный словарный запас. Выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования, в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного. Несформированность словообразования. Отсутствие связной речи или тяжелое недоразвитие (1-2 предложения вместо пересказа).

    Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Логопедическая характеристика. Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности). Аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного в среднем роде именительного падежа, а также в косвенных падежах). Нарушение сложных форм словообразования. Недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий). Выраженная дислексия, дисграфия.

    Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Логопедическая характеристика. Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер. Фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь трудности определения количества и последовательности звуков на сложном речевом материале. Словарный запас ограничен. В спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы. При специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования. В пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные попуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения. Имеется нерезко выраженная дисграфия.

Аксенова А.К. указывает на то, что нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Первоклассники с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, так как каждый раз соотносят букву с разными звуками. Иными словами, происходит нарушение системы перекодировки и кодировки буквы в звук и звука в букву.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Если у детей с нормальным развитием неправильное произношение звуков далеко не всегда ведет к неполноценности слухового восприятия и неправильному выбору букв, то у умственно отсталых школьников нарушенное произношение - это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему.

Многие исследования, связанные с состоянием звукового анализа и синтеза у детей в норме и с умственной отсталостью, показали, что у нормального ребенка с неполноценными произносительными навыками сохраняются направленность познавательной деятельности на звуковую сторону речи и интерес к ней.

Другая картина наблюдается у умственно отсталых детей: у них не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Осмысление звуковой структуры слова не проявляется даже в том случае, когда экспериментатор специально направляет внимание школьников на звуковой анализ слова. Так, на вопрос: «Мальчик сказал «ошка». В чем его ошибка?» - умственно отсталые учащиеся не смогли дать правильный ответ, хотя картинка с нарисованной кошкой находилась перед их глазами. Непонимание того, что слово - это не только название предмета, но и определенный звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысления значения слова и его звукобуквенного анализа - перед записью; восприятия букв слова и осознания его семантики - при чтении.

«Дети не могут понять, - пишет В.Г. Петрова , - что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления».

Таким образом:

    Речевые нарушения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система.

    При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.

    В большинстве случаев у учащихся начальных классов коррекционной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

    Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

    Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология, 2002,№2-с.17

    Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: Методические рекомендации / авторский коллектив: Л.В.Венедиктова, Т.Т. Воробей, Р.И. Лалаева и др. – Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

    Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л.: 1988.

    Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М., 1977.

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
До настоящего времени единой классификации речевых расстройств не разработано, хотя предпринимались многочисленные попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина, Ф.А.Рау, С.С.Ляпидевский, Б.М.Гриншпун и др.). Трудности классификации речевых расстройств обусловлены, с одной стороны , тем, что механизмы порождения речи и голоса являются в определенной степени не специфическими, а приспособленными для обеспечения речевой функции органами и системами, изначально решающими иные физиологические задачи. С другой стороны, речевая деятельность носит интегративный характер, а ее нарушения отражают особенности развития других высших психических функций (в первую очередь, мышления и восприятия), что затрудняет вычленение речевой патологии в отдельную категорию.

Для практических целей в отечественной логопедии традиционно используются две типологии речевых расстройств, построенные по разным принципам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М.Гриншпун) строится по принципу «от общего к частному», т. е. идет по пути детализации речевых нарушений. Данная классификация, по сути, является значительно переработанной и дополненной классификацией немецкого невролога Адольфа Куссмауля, которую он начал разрабатывать в 1877 году. В ее основу положены этиология и патогенез речевых расстройств.

Все виды речевых нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, разделены на две большие группы в зависимости от того , какой вид речи нарушен (устная или письменная). Нарушения устной речи (всего их описано девять), в свою очередь, классифицированы на два типа: расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Нарушения письменной речи (в данной классификации их два) подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид письменной речи нарушен: при нарушении продуктивного вида - расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.

Психолого-педагогическая классификация (Р.Е. Левина) строится по принципу группировки от частного к общему; речевые нарушения классифицированы автором с учетом более эффективной организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Данная классификация не отражает этиологии и патогенеза речевых расстройств, а базируется на лингвистических и психологических критериях, среди которых в первую очередь учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Однако существуют и иные подходы к типологии речевых расстройств. В соответствии с Приказом Минздрава России от 27.05.97г. №170 в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году введена Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) - нормативный документ, обеспечивающий единство методических подходов и международную сопоставимость материалов. В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10).

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И МКБ-10

Рассмотрим соотношение каждого вида речевой патологии, описанного в клинико-педагогической классификации, с аналогичной речевой патологией по МКБ-10.


  • Расстройства фонационного (внешнего) оформления, которые могут наблюдаться как изолированно, так и в различных комбинациях, разделены на группы в зависимости от нарушенного звена: голосообразования; темпо-ритмической организации высказывания ; интонационно-мелодической организации высказывания; звукопроизносительной организации.
В данный раздел включены:

Нарушения темпо-ритмической организации речи

1. Брадилалия – патологически замедленный темп речи, который проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Брадилалия является центрально обусловленной и может быть как органической, так и функциональной. В патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждеяия (М. Е. Хватцев).

В МКБ-10 брадилалия не выделена как самостоятельная нозологическая единица и соответственно не имеет в МКБ-10 статистического кода.

2 .Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, который проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Тахилалия является центрально обусловленной и может быть как органической, так и функциональной.

В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканиями, она обозначается термином полтерн.

В МКБ-10 тахилалии соответствует код F98.6 Речь взахлеб. Диагностические критерии - быстрый темп речи с расстройством плавности, но без повторений или нерешительности в такой выраженности , что уменьшается понятность речи - соответствуют диагностическим критериям тахилалии. Дизритмическая речь обычно перемежается «остановками и порывами речи».

В F98.6 включаются:

Тахилалия;


  • полтерн.
Полтерн (спотыкание) - патологически ускоренная речь с прерывистостью темпа речи несудорожного характера.

Исключаются:

Заикание (F98.5);

Тики (F95.х);

Неврологические расстройства, обусловливающие дизритмии речи (G00 – G99);

Обсессивно-компульсивные расстройства (F42.х).

3.Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Основным симптомом заикания являются возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать речевые судороги, которые различают по типу (тонические, клонические, тоно-клонические, клоно-тонические); локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные) и степени тяжести.

При заикании наблюдаются расстройства дыхания; сопутствующие движения, которые сопровождают речь; нарушение плавности, темпа и частично мелодики речи; эмболофразии; ограничение речевой активности.

В МКБ-10 описанному нарушению соответствует код F98.5 Заикание (запинание).

Включаются:

Заикание, обусловленное психогенными факторами;

Заикание, обусловленное органическими факторами.


  • Нарушения произносительной стороны речи
1.Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В МКБ-10 дислалии соответствует код F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции.

Диагностические указания соответствуют диагностическим критериям дислалии, выделямой в КПК.

По этиологическому принципу дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.

В МКБ-10 подчеркивается, что диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.

В код F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции включаются:


  • Нарушения голоса
1.Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

В КПК термины «дисфония» и «афония» отражают лишь степень проявления расстройства: афония – полное отсутствие голоса, а дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра. Качественная характеристика патологических изменений голосообразующих органов – гортани, надставной трубки, бронхов, легких- и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.), в данных терминах отсутствует. Помимо утраты силы, звучности, искажений тембра при дисфонии отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений (першение, комок в горле и др.).

В МКБ-10 дисфония и афония имеют разные коды: R49.0 Дисфония; R49.1 Афония.

Дисфония может быть обусловлена органическими причинами (анатомические изменения или хронические воспалительные процессы голосового аппарата, парезы, параличи гортани, опухоли и состояния после их удаления) или функциональными расстройствами голосообразующего механизма (голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов). Дисфония может возникать на любом этапе развития ребенка и во взрослом возрасте.

Нарушения голоса могут выражаться в одной из двух форм: гипотонусной и гипертонусной. При гипотонусном варианте дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани, которые приводят к тому, что в момент фонации голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц поражена. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии.

При гипертонусном варианте в момент фонации преобладает тонический спазм, который может охватывать голосовые и вестибулярные складки, что приводит к исчезновению голоса или значительному искажению его характеристик.


  • Системные нарушения речи .
Термин «системные нарушения речи» в настоящее время используется для обозначения различных понятий. Одни авторы называют нарушения речи системными, если они входят как один из компонентов в состав сложных форм психического дизонтогенеза и сопровождают дезинтеграцию развития сенсорно-перцептивной, когнитивной, аффективно-волевой сферы ребенка (Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В.), другие рассматривают нарушения речи как системные, если они входят в качестве симптома в неврологический синдром (Безрукова О.А.). В логопедии системными нарушениями речи традиционно называют алалию и афазию, т.е. такие нарушения речи, при которых нарушено усвоение языка как знаковой системы или произошел распад навыков ее использования. Синонимом в данном случае является дефиниция «структурно-семантические нарушения речи».

Алалия – отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2) из раздела F80 «Специфические расстройства развития речи и языка».

Экспрессивная речь - активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Рецептивная (импрессивная) речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга (лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга - центр Брока) во внутриутробном или раннем периоде развития речи.

В МКБ-10 моторная алалия кодируется как F80.1. Расстройство экспрессивной речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей. В результате нарушения операций отбора и программирования на всех этапах порождения речевого высказывания несформированной оказывается речевая деятельность как таковая, в том числе управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова.

В код F80.1. Расстройство экспрессивной речи, помимо моторной алалии, включаются:

задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I-III уровней;

связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Сенсорная алалия - отсутствие понимания речи (недоразвитие импрессивной речи) при наличии возможности говорить.

В МКБ-10 сенсорная алалия кодируется как F80.2. Расстройство рецептивной речи.

При сенсорной алалии нарушается связь между смыслом и звуковой оболочкой слов; несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи, ребенок не понимает речь окружающих. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

В код F80.2. Расстройство рецептивной речи, помимо сенсорной алалии, включаются:

Дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием ;

Афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Невосприятие слов;

Словесная глухота;

Сенсорная агнозия;

Врожденная слуховая невосприимчивость;

Афазия Вернике, связанная с развитием.

На практике встречается сочетание сенсорной и моторной алалии (смешанный дефект).

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражениями головного мозга. Общепринятой является нейропсихологическая классификация А.Р.Лурия, в соответствии с которой выделяется 6 форм:.

Акустико-гностическая сенсорная

Акустико-мнестическая

Амнестико-семантическая

Афферентная кинестетическая моторная

Эфферентная моторная

Динамическая

В МКБ-10 афазии присваивается несколько кодов: R47.0 Афазия БДУ; F80.1 Расстройство экспрессивной речи (в случае, если имеющееся речевое расстройство может быть расценено как «связанная с развитием афазия экспрессивного типа»); F80.2 Расстройство рецептивной речи (в случае, если имеющееся речевое расстройство может быть расценено как «афазия рецептивного типа, связанная с развитием»).

Очевидно, что кодировка того или иного вида афазии должна осуществляться в зависимости от того, какой вид речи (моторная или сенсорная, другими словами экспрессивная или рецептивная) нарушены преимущественно.

Отдельно выделяется код F80.З Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) - расстройство, при котором ребенок, имея предшествующее нормальное развитие речи, теряет навыки как рецептивной, так и экспрессивной речи, сохраняя общий интеллект. Начало расстройства (наиболее часто в возрасте 3-7 лет) сопровождается пароксизмальной патологией на ЭЭГ (почти всегда в области височных долей, обычно билатерально, но часто с более широкими нарушениями) и в большинстве случаев эпилептическими припадками. В диагностических критериях отмечается, что очень характерным является следующее: нарушение рецептивной речи довольно глубокое, часто с трудностями в слуховом понимании при первом проявлении состояния.

Обращаем внимание, что афазия, возникшая на фоне различных дезинтегративных расстройст и при аутизме должна кодироваться в отдельных рубриках: афазия вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2 - F84.3); афазия при аутизме (F84.0х, F84.1х).


  • Нарушения письменной речи
Прежняя тенденция – рассматривать нарушения письменной речи как самостоятельную аномалию, не связанную с развитием устной речи, в настоящее время признана ошибочной. Установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи : несформированности в полной мере фонематического восприятия или недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Такое объяснение причин нарушений письменной речи прочно утвердилось в логопедии. Оно принято также большинством зарубежных исследователей (С. Борель-Мэзонни, Р. Беккер и др).

В случае несформированности процесса письма говорят об аграфии.

В МКБ-10 дисграфия имеет код F81.1 Специфическое расстройство спеллингования.

Дефиниция «спеллингование» происходит от английского слова spel (писать или произносить слова по буквам) и подразумевает процесс перевода устной речи в письменную и обратно.

В код F81.1 Специфическое расстройство спеллингования включаются:

Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения);

Оптическая дисграфия;

Орфографическая дисграфия;

Фонологическая дисграфия;

Специфическая задержка спеллингования.

В диагностических указаниях обращается внимание на то, что данное расстройство письменной речи не объясняется исключительно низким умственным возрастом, проблемами остроты зрения и неадекватного обучения в школе. Нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Дети, проблемы которых заключаются исключительно в плохом почерке, не должны сюда включаться; но в некоторых случаях трудности спеллингования могут быть связаны с проблемами письма.

В отечественной логопедии наиболее обоснованной считается классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им А.И.Герцена).

Аграфия имеет код R48.8, а сочетание нарушения письма с нарушением чтение должно расцениваться как трудности спеллингования, сочетающиеся с расстройством чтения (F81.0).

Стоит обратить внимание на то, что нарушение в формировании навыка письма, обусловленное педагогической запущенностью, длительным перерывов в обучении и подобными названным причинами, не включается в рассматриваемый раздел и должно кодироваться как трудности спеллингования, определяемые в основном неадекватным обучением (Z55.8).

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

В МКБ-10 дислексии присваивается код F81.0 Специфическое расстройство чтения. В МКБ-10 указано, что основным признаком данного расстройства является специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Трудности спеллингования часто сочетаются со специфическим расстройством чтения и часто остаются в подростковом возрасте, даже после некоторого прогресса в чтении. У детей со специфическим расстройством чтения в анамнезе часты специфические расстройства развития речи, и всестороннее исследование функционирования речи на данный момент часто обнаруживает сохраняющиеся легкие нарушения, помимо отсутствия успехов в теоретических предметах.

Разработано несколько классификаций дислексии (О.А.Токарева, М.Е.Хватцев и др.). Наиболее распространена класификация, учитывающая нарушенные операции процесса чтения (Р.И. Лалаева).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И МКБ-10
Вторая классификация речевых расстройств, традиционно используемая в отечественной логопедии - психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (Р.Е.Левина). Данная классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения ее использования в коррекционном процессе.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (группой, классом), для чего было необходимо найти общее проявление дефекта при различных формах аномального развития речи. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.

В психолого-педагогической классификации (ППК) нарушения делятся на две группы:


  • Нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи)
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми рассстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Проанализировав диагностические критерии фонетико-фонематического недоразвития, можно с высокой долей уверенности утверждать, что в МКБ-10 фонетико-фонематическому недоразвитию сооответствует код F80.1 Расстройство экспрессивной речи. В МКБ-10 отмечаено, что при этом специфическом нарушении развития способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

При ФФН у детей возникают трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, при сформированной артикуляции отмечается неразличение звуков, относящихся к разным фонематическим группам, а также невозможность определять наличие и последовательность звуков в слове.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное полиэтиологическое нарушение, при котором оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

ОНР может существовать как самостоятельное (первичное) нарушение, так и сопутствующее при алалии, дизартрии, заикании, ринолалии. В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на 4 уровня.

Р.Е. Левиной определены и охарактеризованы 3 уровня речевого развития,

Т.Б. Филичева выделила 4 уровень речевого развития - остаточные проявления нерезко выраженных элементов недоразвития всех компонентов языковой системы.

Общее недоразвитие речи (по ППК) соответствует коду F80.1 Расстройство экспрессивной речи, в пояснении к которому сказано, что задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) включены в данную рубрику.


  • Нарушения в применении средств общения.
Заикание - рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Это расстройство представляет собой нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В МКБ-10 описанному нарушению соответствует код F98.5 Заикание (запинание). Данное речевое расстройство было рассмотрено нами выше.

Таким образом, в психолого-педагогической классификации не выделяются в качестве отдельных нозологий нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического недоразвития (ФФН) и общего недоразвития речи (ОНР) как их системные отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Ни в одной из рассмотренных нами классификаций не отражены особенности речевого развития умственно отсталых детей, хотя речевая патология, обусловленная стойким снижением познавательной деятельности, изучена многими авторами (М.Е Хватцев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Р.И Лалаева, Е.Ф. Соботович, В.Г. Петрова, М.С. Певзнер). Специфика нарушений речи у детей с нарушениями интеллекта определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Для кодировки этих речевых расстройств в МКБ-10 рекомендуется использовать рубрику, включающую расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости - F70 - F79.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека