Мониторинг качества образования, экспертно-диагностическая служба. Маминов С.В


Анализ текущего состояния мониторинга качества на региональном уровне: Т енденции развития региональных структур системы оценки качества образования. Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне Центры оценки качества образования: функции и используемые данные. Исследования качества образования, проводимые в России за последние годы


Этапы становления региональных структур системы оценки качества образования: I этап Сопровождения аттестационных процедур (До 2000 года) Появляются либо специализированные центры и службы, либо эти направления деятельности включаются в функционал региональных органов управления и региональных институтов (центров, служб и т.п.) развития образования. II этап Эксперимент по проведению единого государственный экзамена и широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (С 2000 г) Организационное развитие уже созданных центров, инструментально- технологическое их развитие, расширение спектра проводимых в регионах исследований Появление центров (консорциумов) мониторинга качества образования III этап Создание региональных информационных центров (РИЦ) в 32 регионах Среди задача РИЦев разработка индикаторов мониторинга качества образования, а также подготовка аналитических материалов, создание и ведение баз данных по научным и педагогическим кадрам, по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, по образовательным проектам и программам.


Направления консолидации системы мониторинга качества образования Рекомендации по организации мониторинга качества образования на суб- федеральном уровне. Возможные организационных схемы взаимодействия муниципальных, региональных и федеральных структур в рамках национальной системы мониторинга качества образования Рекомендации по развитию систем мониторинга качества образования


Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОТЕКАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ продолжительность жизни уровень доходов количество неграмотных взрослых (на 1 тыс.) % проживающих за чертой бедности уровень безработицы вакансии на рынке труда ВРП доля бюджета на образование


Популяционные характеристики: обучающиеся рождаемость планируемые показатели детей школьного возраста статистические показатели здоровья семейная статистика дети, оставшиеся без попечения родителей статистика правонарушений Популяционные характеристики: педагогические кадры количество занятых в образовании Демографические характеристики (возраст, пол) вакансии; запросы по трудоустройству уровень квалификации Экономика образования Ежегодно выделяемые средства (федеральные, региональные, муниципальные, частные Бюджеты и затраты (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) Ежегодные расходы в расчете на душу населения Зарплата преподавателей


Образовательные учреждения число образовательных учреждений число аккредитованных ОУ типы ОУ (городские, сельские, начальные, средние, … высшие, университеты …) основные и дополнительные источники финансирования ОУ посещаемость (средняя, в среднем ежедневно) охват профильным обучением (в средней школе) – по типам программ охват программами дополнительного образования охват по формам получения образования (очная, вечерняя, экстернат, дистантная …) количество учителей средней школы демографические характеристики учителей, уровень образования, вовлеченность в систему повышения квалификации) средняя наполняемость класса число учащихся на одного учителя число учащихся на 1 технический персонал количество работников администрации текучесть кадров показатели оснащенности учебного процесса (количество компьютеров для обучающихся, для администрации …) характеристика зданий, системы отопления, освещения и канализации Библиотечный фонд


Образовательные результаты количество получивших аттестат количество второгодников (основная школа) количество получивших справку (полная средняя школа) количество достигших базовый уровень по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших базовый уровень по математике (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по математике (в начальной, основной, старшей школе) показатели грамотности по результатам международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS) количество успешно сдавших государственные экзамены средние баллы по предметам ЕГЭ, результаты по отдельным группам (процентили) количество поступивших в высшие профессиональные образовательные учреждения количество поступивших в начальные и средние профессиональные ОУ количество приступивших к профессиональной трудовой деятельности




Основные направления деятельности Центров: проведение аттестационных процедур (в регионах – участниках эксперимента по ЕГЭ – в их число включается и проведение итоговой аттестации выпускников средней школы); проведение мониторинговых исследований (преимущественно – уровня обученности школьников, но также и социологические, диагностические исследования, физиологический мониторинг и др.); аналитическая деятельность; научно-методическая деятельность в области теории и практики педагогических измерений.


Функции Центров оценки качества образования: -оценивать состояние региональной системы образования, - осуществлять информационную поддержку начатого процесса модернизации образования; - прогнозировать развитие региональной системы образования с позиций.


Используемые данные: данные государственной статистики, данные итоговой аттестации учащихся данные аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, мониторинговых исследований состояния и результатов обучения по отдельным предметам.






Проблема взаимодействия структур, занимающихся мониторингом качества образования на федеральном и региональном уровнях имеет несколько аспектов. С одной стороны: 1.Имеется безусловная взаимная потребность в обмене информацией 2.Имеется потребность в методической координации исследований качества образования, проводимых на различных уровнях и в различных регионах. Отсутствие такой координации часто приводит к тому, что данные результатов разных обследований не сопоставимы и, следовательно, не дают возможность проведения сравнительных исследований 3.На региональном уровне имеется потребность в методической помощи со стороны федеральных центров в разработке инструментария и при анализе результатов обследований.


С другой стороны: 1.Подчиненность региональных центров местным органам управления образованием в ряде случаев ограничивает возможность обмена информацией 2.Отсутствие средств ограничивает возможность центров федерального уровня оказывать действенную методическую помощь региональным центрам как на контрактной основе, так и за счет собственных средств. 3.Отсутствие средств ограничивает также возможность проведения в регионах исследований, инициированных центрами федерального уровня. 4.Отсутствие полномочий не позволяет центрам федерального уровня осуществлять реальную координацию исследований, проводимых в регионах, например настаивать на коррекции инструментария и программы того или иного обследования для обеспечения сопоставимости с результатами исследований, осуществляемых в других регионах или в национальных масштабах.


Решение этой проблемы видится в двух, взаимодополняющих направлениях 1. Создание на федеральном уровне центра координации исследований качества образования с бюджетом, который позволил бы контрактовать региональные центры для проведения конкретных исследований. Недостатками этого варианта являются: ограниченность деятельности исследованиями, инициированными на федеральном уровне, риск дублирования, только частичное решения проблемы сопоставимости результатов исследований, проводимых в отдельных регионах с другими исследованиями национального или регионального масштаба низкий уровень вовлеченности региональных центров в процесс формирования единого информационно-методического поля мониторинга качества образования.


2. Создание ассоциации. Региональные центры анализа качества образования – члены ассоциации соглашаются со следующим: Перед началом каждого проводимого в регионе обследования описание этого обследования (методология, инструментарий, принципы формирования выборки и т.п.) представляются в федеральный центр, который дает свое заключение и рекомендации по корректировке методологии и пр. в целях обеспечения сопоставимости с другими аналогичными исследованиями. Региональный центр имеет полное право не принимать рекомендации, но тогда он лишается возможности сравнения своих результатов с другими. Федеральный центр оценки качества образования берет на себя функции распространения информации о результатах обследований, в той мере, в которой на это имеется разрешение разработчика. А также информирования об самих исследованиях, проводимых на национальном и региональном уровне. Функции также могут быть распределены и иначе, например, один из региональных центров может взять на себя формирование и поддержку базы данных по исследованиям качества образования, но остальные участники Ассоциации обязуются предоставлять по возможности полную информацию о методологии и результатах обследований. Средства на осуществление общих координационных и информационных функций могут формироваться за счет финансирования со стороны Министерства образования, взносов участников и других источников.


Организационно-технологическая схема анализа качества образования Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Постановка задачи, Разработка методологии и программы обследования Проведение пилотного обследования Проведение обследовани я Обработка результатов Содержатель-ный анализ Разработка инструментарияПроведение ЕГЭОбработка результатов Содержательный анализ Региональные Исследования Целевые обследования Единый государ- Ственный Экзамен Международные Исследования

В современных социальных условиях образовательные учреждения стремятся обеспечить качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному образовательному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются работать в режиме развития, целенаправленно занимаясь инновационной деятельностью.

Чтобы объективно ответить на вопросы: какие изменения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образовательного процесса, нужен учет. Наблюдение, измерение, фиксация, анализ, происходящих в школе процессов, необходимы для выработки стратегии успешного саморазвития школы. Только точное знание того, идем ли мы вперед или стоим на месте, дает возможность последовательно и грамотно проводить работу по регулированию и коррекции образовательного процесса, то есть повышать эффективность его управления и совершенствовать школьную систему образования с целью повышения качества его результатов.

Проблема: Как правильно организовать мониторинг в начальной школе, чтобы повысить качество обучения?

Цель исследования: выявить, как мониторинг влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1.Изучить, проанализировать и обобщить психолого-педагогический опыт по данной теме.

2.Проверить эффективность используемых мониторинговых исследований.

3.Обобщить опыт работы по данной теме для последующей трансляции.

Основные методы: д ля решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов эмпирического характера - изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта работы педагогов по теме, метод наблюдения, практическая работа.

В решении задач, поставленных перед современной школой, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

В нашей школе разработана система мониторинга, где определены цели, задачи, объекты, критерии, показатели, методы сбора и обработки информации.

Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образования и эффективность управления качеством образования.

Задачи мониторинга:

Сбор информации;

Обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

Осуществление первичного анализа информации;

Создание прогнозов, аналитических материалов;

Совершенствование технологии мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Мониторинг ведется по 2 уровням - индивидуальный, персональный и внутришкольный.

Индивидуальный или персональный - осуществляется мною, как учителем и классным руководителем (наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом). Ведутся мною индивидуальные карты развития (познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, особенности межличностного общения, потребностно-мотивационная сфера, духовно-нравственная сфера, особенности поведения в ситуациях внутришкольного взаимодействия) и карты достижений по русскому языку и математике (см. приложение). Именно мониторинг, осуществляемый мною, как учителем, представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Осуществляю дидактический, воспитательный, психолого-педагогический мониторинги, как учитель и классный руководитель. Дидактический мониторинг - отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень обученности и обучаемости учащихся, качество знаний). Воспитательный - отслеживание уровня воспитанности, уровня классного коллектива, социума. Психолого - педагогический - отслеживание состояния психического здоровья учащихся, развитие их индивидуальных способностей, осуществляю совместно с психологом. Мониторинг помогает мне в работе с родителями, даю рекомендации родителям на основе мониторинга.

Мною осуществляется внутришкольный мониторинг. Проводится ежегодно мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде контрольных работ по русскому языку и математике в начальных классах:

Входной - с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения (совместно с учениками - если проводит учитель);

Промежуточный - с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;

Итоговый - с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения учащихся. Результаты заносятся в таблицы.

Осуществляется также мониторинг обученности по отдельным предметам (тематические) по родному языку, окружающему миру. При этом мони-торинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

Проводится мониторинг формирования ОУУН учащихся:

Уровень сформированности учебно-логических умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) - 2 раза в год;

Уровень сформированности навыков чтения, беглости, осознанности и правильности чтения, скорости письма и скорости вычислительных навыков.

Проводятся мониторинговые обследования качества общего образования в 1-4 классах по материалам министерства Пермского края, которые дают возможность проанализировать и соотнести результаты, определить динамику продвижения каждого обучающегося, спланировать коррекционную работу.

Мониторинг формирования читательской компетентности учащихся 4 класса проводится ежегодно по материалам министерства Пермского края.

Мониторинг уровня профессионализма учителей начальных классов в нашей школе осуществляется по показателям:

Повышение квалификации на уровне курсовой подготовки, на уровне района (РМО, ПГ), на уровне школы (ШМО, ПГ, семинары);

Качество преподавания (посещение уроков, открытые уроки, самоанализ уроков);

Изучение педагогических затруднений;

Использование современных образовательных программ, технологий;

Результаты учебной деятельности педагога.

Без информации о ходе и промежуточ-ных результатах, без постоянной обратной свя-зи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Наиболее важной является информация, по-лученная в системе внутришкольного мониторинга. Администрации пред-стоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Мониторинг не ломает существенную традиционную систему контроля, а требует обеспечения ее информационной стабильности, долгосрочности, надежности и своевременности, что предотвращает дефицит информации при выработке рекомендаций и принятию управленческих решений. Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.

Выводы.

Проведенные исследования подтвердили, что мониторинг эффективно влияет на повышение качества обучения младших школьников в учебной деятельности.

Наиболее важным видом мониторинга для нашей школы определен мониторинг качества обучения и образования, так как этот вид имеет непосредственное отношение к образовательной технологии и позволяет собрать, описать и использовать информацию о состоянии учащихся и педагогов в любой промежуток времени. Мониторинг необходим для построения управляемого образовательного процесса, дальнейшего совершенствования деятельности педагогов и администрации по улучшению качества образования.

Мониторинг позволят проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику уровня профессионализма педагогов. Практическое внедрение системы мониторинга, то есть сбор, обработка и передача информации осуществляется с помощью информационных технологий, однако, в нашей школе необходимы специальные программы, хотелось бы ознакомиться с опытом работы других педагогов и зам. директоров по данной теме.

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области «РСТ»

Доклад

Тема:

« Образовательный мониторинг - как средство

управления качеством образования»

Преподавателя математики

Шевцовой Н.Н.

Г.Россошь

2016-2017 учебный год

Оглавление:

I .Введение.

II .Основная часть

1.Актуальность, практическая ценность

2. Мониторинг - ди­намичная система отслеживания результативности и

про­гнозирования деятельности ученика и учителя.

3. Индивидуальные образовательные карты

4 . П сопровождение образовательного процесса в

целом по группе.

5. Механизм реализации.

III .Заключение

I . Введение.

1.Актуальность. Мониторинг является важнейшим проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для своевременного устранения недостатков учебного процесса. Практическая ценность – накопление в режиме мониторинга комплекса показателей, объективных, понятных, прозрачных, поддающихся количественным измерениям, представленным в динамике, позволяет не только оценивать эффективность, но и принимать верные решения по ее повышению.

В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, образования следует направить на решение проблемы ─ повышение качества образования. В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано, в конечном счете, с повышением эффективности всего образовательного процесса.

Важную роль в эффективности управления учебнымпроцессом играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. «Мониторинг - это наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека (Большой энциклопедический словарь, с.831» Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились в сфере образования сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг» «Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. «Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения. Каждый автор даёт определение педагогическому мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий, педагогический, методический). Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители и сам педагогический процесс).

Созданию обновленной системы мониторинга придается большое значение, так как без отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить результаты работы учителя, а также успешность усвоения учебных предметов учащимися и овладения базовыми компетенциями.

2. Мониторинг - ди­намичная система отслеживания результативности и про­гнозирования деятельности ученика и учителя.

Именно мониторинговые исследования:

- помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;

- дают возможность определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, исполь­зуемые в процессе ;

- позволяют выявить, насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особеннос­тям учащихся.

Очевидно, для того, чтобы получить требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать, в первую очередь, качество учебного процесса, ключевые компетентности, уровень знаний, умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла. Для этого необходимо проводить мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по всем предметам в виде тестовых приближенных к ЕГЭ: стартовый (входной), промежуточный (полугодовой), итоговый (годовой).

Для подготовки такого мониторинга учителям-предметникам требуется:- составить или подобрать тестовые задания или задания в виде контрольной работы, которые позволят выявить не только степень, но и уровень усвоения материала: репродуктивный (запоминание и воспроизводство); репродуктивно-преобразующий (логическое, выводное, понятийное мышление: перенос усвоенных образцов в нестандартные ситуации); исследовательский (продуктивный) – проблем, формулировка анализ причин, построение гипотезы, выбор адекватных способов решения проблем;

Подготовить КИМы приближенные к ЕГЭ

Подготовить спецификации к заданиям

Разработать критерии оценивания контрольных работ

Проанализировать и обобщить полученные результаты

Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Современная система образования в школе переходит на данный вид контроля: как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, так и рамках аттестации школы. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

· позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов,

· подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ,

· обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений,

· исключает субъективизм в оценивании результатов,

· облегчает труд учителя,

· дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.

В результате этой работы создается тестовый банк по всем предметам в виде, и все должны проводится при помощи компьютера.

Статистическая обработка данных дает возможность:

· определять относительное место учащегося в классе и параллели,

· проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру,

· выделять группы учащихся с высокими и низкими показателями,

· отследить динамику изменений результатов от года к году,

· проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам,

· получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Методические объединения разрабатывают разноуровневые тесты, инструкции, критерии оценок контрольных работ. Мониторинговая служба готовит бланки ответов к контрольной работе.

Проверочные работы по всем предметам разрабатываются на основе спецификаций, утвержденных Министерством образования Р. Ф., в формате ЕГЭ. Результаты выполнения проверочных работ анализируются по отдельным заданиям, вариантам работ и объединяются по обобщенным показателям, на основе которых можно судить об уровне общеобразовательной подготовки учащихся. По итогам тестирования ведется учет выполненных заданий по каждому ученику; создается ясная картина учебных достижений и пробелов, как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения.

Педагоги фиксируют ошибки индивидуально каждого ученика, отмечают слабоусвоенные темы. Организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Со слабоуспевающими проводится индивидуальная работа.

Главное в работе сравнивать полученные результаты со стартовыми результатами.

На основании проведенного Мониторинга качества обученности по предметам, составляются индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперед и успешное о бучение, пробуждают учащихся .

Индивидуальная образовательная траектория - это программа действий ученика, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей и позволяющая продвигаться в том направлении, которое соответствует его индивидуальным способностям.

В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения также планируется на будущий год использовать индивидуальные учебные планы, которые позволят реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей в профессиональном самоопределении.

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. Обучающемуся будет предоставляться право самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определение сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального учебного плана.

Основной формой работы над индивидуальными планами и образовательными траекториями является самостоятельная деятельность, сопровождающаяся индивидуальными консультациями, беседами с учителем. Методика занятий при индивидуальном обучении предусматривает следующие формы работы: диалог, практикум, самостоятельная работа, тестирование, контрольные срезы.

3. Индивидуальные образовательные карты

При использовании этих форм индивидуализации составляются индивидуальные образовательные карты, в которых указывается темы, цели, задания. Учащиеся должны уметь выполнять их и отвечать на заданные вопросы. Приложением к данной карте является мониторинг качества обученности учащегося по данной теме или курса с выводами и рекомендациями учителя.

Цели составления индивидуальной образовательной карты:

Повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие учащегося. Организация работы в зоне ближайшего развития.

Кроме этого в мониторинг качества включаются:

· мониторинг результатов участия учеников в школьном интеллектуальном марафоне;

· мониторинг итоговой аттестации выпускников, в том числе ЕГЭ;

· мониторинг контроля результатов учащихся и выпускников.

· мониторинг результатов участия обучающихся в городских, республиканских и региональных турах предметных олимпиад и конференций;

· мониторинг обученности студентов по итогам полугодия и учебного года.

Так же внедряя новый проект образовательного мониторинга мы внесли коррективы в пакет документов для классных руководителей.

4. сопровожд ение образовательного процесса.

Эта деятельность предполагает организацию совместной работы психолога и классного руководителя, направленную на диагностику личностных качеств школьников. Это склонности, способности учащихся, особенности восприятия учебного материала, мотивация и тд. А так же выявление причин, затрудняющих учение и общение, и далее – решение выявленных проблем. Кроме этого внимание также может уделяться в зависимости от возраста, сопровождению профессионального самоопределения, социализации, адаптации ребёнка, сохранению и укреплению здоровья школьников, диагностике учебных достижений учащихся.

Исследования показали, что успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика, общего мироощущения. На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы, как взаимодействие со сверстниками, родителями и учителями. Нарушения в какой-либо из указанных сфер негативно отражаются на успеваемости ребенка, несмотря на возможное наличие хорошего интеллектуального потенциала.

В результате параллельного использования диагностирования и педагогического мониторинга мы получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления. Это значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика же личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем данные, характеризующие ученика. Именно здесь наиболее полно реализуются преимущества компьютерного варианта. Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных, представлять их в форме, удобной для пользователей.

Каждую четверть, анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

Для получения информации о проведенном мониторинге в школе предусмотрены формы отчетных и аналитических материалов, позволяющие отслеживать динамику результатов, накопительные данные об образовательных достижениях учащихся и профессиональных достижениях педагогов.

Такие формы отчетности образовательного учреждения позволяющие получить кроме результатов уровня обученности и качества обучения в целом, данные:

О движении учащихся, пропусках уроках без уважительных причин и по уважительным причинам;

О количестве учащихся (в % - м отношении), закончивших год на «4» и «5»;

О количестве учащихся, имеющих одну двойку, тройку, четверку, по предметам;

- число учащихся повысивших и понизивших успеваемость;

Учет учащихся снизивших и повысивших успеваемость даёт возможность оценить продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач. Побуждать учащихся к приложению усилий, мотивировать на достижение успеха. Фиксируемые достижения и неудачи должны ориентировать учащихся как можно их избежать, улучшить.

О предметах, по которым учащиеся имеют неудовлетворительные отметки;

Такой подход к проведению мониторинга качества позволит:

· оперативно корректировать деятельность участников образовательного процесса.

· определить уровень обученности учащихся по предметам;

· выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на качество обучения;

При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков , диаграмм. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. Мониторинг предполагает широкое использование современных на всех этапах. Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Накопление , педагогических и административных рекомендаций обеспечивает саморазвитие системы, переводя работу на качественно новый уровень. С течением времени накапливаются и систематизируются описания типичных проблем и способов их разрешения, выделяются наиболее эффективные педагогические приёмы, появляется возможность прогнозирования направления развития образовательной системы.

Таким образом, сегодня перед школой поставлены принципиально новые задачи, открылись широкие твор­ческие возможности. Получают широкое распространение многообразные эксперименты, используются новые мо­дели учебных планов, программ, перестраиваются в духе демократизации и , приоритета общечелове­ческих ценностей содержание и технология целостного педагогического процесса. Одним из шагов в этом направ­лении является использование в школьной практике сис­темы мониторинга и управление качеством образования учащихся. С ее внедрением по­является возможность объективно оценивать результаты ученической деятельности, проводить сво­евременный анализ и корректировку образовательного процесса.

5. Механизм реализации.

Проведение мониторинговых исследований возможно в три этапа: I этап. Подготовительный 1. Постановка цели.

2. Определение объекта.

3. Установка сроков проведения.

4. Изучение соответствующей литературы.

5. Разработка инструментария для проведения педагогического мониторинга.

II этап. Практический Сбор информации: -наблюдение -собеседование -тестирование -анкетирование -выход на уроки-контрольные работы

III этап. Аналитический 1.Систематизация полученной информации.

2.Анализ полученных данных.

При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др. На заключительном аналитическом этапе необходимо сделать вывод, разработать рекомендации. Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет. Насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности. Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне качества образования обучающихся на данный момент времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов мониторинга: «условия», «процесс», «результат».

Требования к организации и проведению педагогического мониторинга

1. Наличие программы мониторинговых исследований 2. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени. 3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования. 4. Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями

5. При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия:

Системность -продолжительность во времени

Сравнимость -объективность -комфортность

1. Необходимо определить направления деятельности по организации и проведению мониторинга:

В соответствии с функциональными обязанностями

В соответствии с инновационной, экспериментальной деятельностью данного образовательного учреждения

В соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения

2. При организации и проведении мониторинга необходимо учитывать, что основной целью является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося

3. В начале учебного года необходимо провести вводные (нулевые)срезы по определению качества знаний обучающихся по предметам и другим направлениям.

4. Целью среза можно считать определение уровня качества знаний обучающихся в начале цикла обучения

5. Составляется график проведения среза, который утверждается директором образовательного учреждения

6. Срез проводится и проверяется ассистентом, результаты анализируются, выводы и предложения обсуждаются с педагогами и учениками

7. Анализ результатов срезов необходимо использовать при выборе адекватной методики обучения, формировании мотивации обучающихся, коррекции учебного процесса

8. В планах внутришкольного контроля необходимо запланировать время проведения промежуточных и итоговых срезов.

Проведение промежуточного среза необходимо для оценки успешности продвижения обучающихся в предметной области, на основании данных срезов учитель оценивает успешность выбора своей методики обучения, проводит корректировку учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения. Итоговый срез проводится по результатам обучения за две недели до окончания учебного года. Результаты итогового среза анализируются в соответствии с результатами текущих срезов.

9. Для успешного отслеживания уровня обученности, качества формирования общеучебных навыков, общеучебных мыслительных умений необходимо формировать содержание образования таким образом, чтобы на каждом этапе обучения выделялись общеучебные, специальные умения и навыки обучающихся

10. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоениение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения

11. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), степень обученности класса

12. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней

Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников.

По мнению А.К. Марковой, обученность - это те характеристики психического развития, которые сложились в результате предыдущего года обучения, т.е. запас знаний сегодня.

Л.Н. Засорина считает, что обученность - это глубинная характеристика личности обучающегося и одновременно показатель успешности усвоения ЗУН, готовности к продолжению образования.

В.Н. Максимова утверждает, что обученность - это владение учеником системой знаний и умений за определенный период обучения. Все функции и этапы процесса мониторинга, т.е. все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагогов или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему. Безусловно, этот цикл наполняется в каждом конкретном случае разным содержанием. Осуществление полного цикла педагогического мониторинга способствует повышению эффективности педагогического процесса в системе «учитель-ученик».

Результативность.

Такой подход к проведению мониторинга качества позволит нам:

· получить достаточно полную информацию о результатах учебной деятельности учащихся с учетом показателей динамики;

· получить объективную картину пробелов в знаниях и умениях учащихся по проверяемым учебным элементам;

· оперативно корректировать деятельность участников образовательного процесса

· и индивидуально подходить к учащимся с разным уровнем обученности и обучаемости на уроках. Отработать с потенциальными отличниками и хорошистами в течение четверти

· оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач.

· отслеживать индивидуальное развитие учащихся, разрабатывать индивидуальные траектории.

III .Заключение . Мониторинг помогает путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мелких второстепенных деталях также не способствует принятию правильных решений. Динамика результатов обучения положительная. Динамика результативности обучения на «4» и «5» достаточно стабильная.

Список использованной литературы

1. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н., Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 199с.

2. Поташник М. М. Качество образования //Качество образования в современной школе (сборник статей под редакцией А. П. Тряпициной). Санкт-Пеиербург.2000.

3. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качество образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.- С.10.

4. Школьная система мониторинга как фактор влияния на ее эффективность, с.57-74 Научно-практический журнал. «Завуч управление современной школой», №7 2007

5. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. Санкт-Петербург, 2006.

6. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольного управления. Москва. Центр «Педагогический поиск», 2000.

7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М, «Владос» 2001

8. Тебякина А. И., Клемешова И. В. Внутришкольный контроль от «А» до «Я» М., «Аркти» 2007

По утверждению В. А. Левина , школа представляет собой сложную социальную систему, требующую осознанного управления и целенаправленного, продуманного развития. Важно подчеркнуть, что школа до сих пор остается достаточно закрытым социальным институтом. Происходящие в ней перманентные изменения, заданные как извне, так и изнутри, не всегда полностью осознаются школьным сообществом, сосредоточенным в целом на формировании знаниевого компонента образования, что предопределено существованием ЕГЭ и ГИА. Поэтому в качестве источника получения объективной информации о качестве своего функционирования педагогические коллективы зачастую используют только формальные количественные показатели.

В свою очередь, исследование процессов развития требует соответствующего методического, диагностического инструментария, адекватного тем целям, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Внедрение в систему управления школы разумной и эффективной психолого-педагогической экспертной деятельности является сегодня одной из перспективных и ключевых задач развития всей образовательной системы. Экспертная деятельность в образовательном учреждении, по мнению В. А. Левина - особый вид исследовательской деятельности, объектом которой является педагогическая практика . Главный смысл экспертизы состоит в прояснении той реальности, которая существует в стенах конкретного образовательного учреждения, при этом экспертиза основывается на субъективные мнения экспертов. Экспертиза предполагает осмысление всей совокупности полученных в процессе диагностических данных, получаемых из разных источников. Одним из перспективных направлений в экспертной деятельности, по мнению С. Л. Братченко (2004), является гуманитарная экспертиза, которая может ответить на вопрос: в какой мере в исследуемом воспитательном пространстве созданы условия для полноценного развития всех его субъектов. Инструментом экспертизы является внутренний мониторинг качества образования, который представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, включающее систему сбора, обработки, и распространение информации, отражающей количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Несомненно, что современное управление образовательным учреждением возможно на основе системной аналитической деятельности по отношению к получаемым результатам. Внутренний мониторинг качества образования является одним из самых важных элементов системы управления инновационным образовательным учреждением, устраняющий эффект неполноты и неточности информации о качестве образования и позволяющий принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.

Система внутреннего мониторинга качества образования представляет собой деятельность по аналитико-информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Основными пользователями результатов внутреннего мониторинга качества образования школы являются педагогический совет школы, учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур фронтальных проверок, лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, муниципальные органы управления образованием. Система внутреннего мониторинга качества распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. Система внутреннего мониторинга качества использует следующие понятия:

  • - качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам;
  • - качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в образовательном процессе;
  • - Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса;
  • - критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг выполняет функции обратной связи (управление образовательным процессом), оценки результативности педагогической деятельности (соотнесение достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности), воспитательно-побуждающую функцию (активное включение коллектива, его субъектов в воспитательную деятельность), коммуникативную, функцию информирования участников образовательного процесса о результатах диагностики и прогностическую (определение перспективы развития диагностируемого объекта).

В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников школы; посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Основными пользователями результатов мониторинга в первую очередь является администрация и педагогический совет школы, которые обеспечивают разработку и внедрение модели системы мониторинга, проведение необходимых оценочных процедур, их количественный и качественный анализ и дальнейшее использование полученных результатов.

Внутренний мониторинг качества образования является одним из компонентов научно-методического сопровождения управления инновационной деятельностью коллектива, однако не ограничивается изучением содержания деятельности, связанной с инновациями.

Целями системы внутреннего мониторинга качества образования являются:

  • - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • - прогнозирование развития образовательной системы школы.

В качестве критериев оценки качества образования были выбраны следующие:

  • - критерий здоровья;
  • - образовательный критерий: достижение заданного качества образования;
  • - критерий продуктивного развития воспитательного пространства школа-вуз;
  • - критерий эффективности управления образованием (системность, активность и продуктивность управления ОУ);
  • - критерий индивидуально-личностного развития;
  • - критерий профессиональной компетентности.

Мониторинг качества образования осуществляется по следующим

трем направлениям, которые включают перечисленные объекты мониторинга:

  • 1. Качество образовательных результатов.
  • 2. Качество реализации образовательного и воспитательного процесса.
  • 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. Наиболее важным, определяющим исход всей образовательной деятельности учреждения, по нашему мнению, является критерий профессиональной компетентности педагогического коллектива. Новый стандарт профессионального образования неразрывно идеологически связан с ФГОС нового поколения и предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителя. Процесс повышения квалификации учителя современной школы должен быть ориентирован на освоение путей профессионального развития и участие в инновационной деятельности. Образовательные инновации характеризуют антропологический аспект, личностное приращение, «перезагрузку» профессиональной деятельности, постижение новых смыслов образования, обретение личностно значимых качеств педагога, как безусловного субъекта. Важнейшими критериями в этом являются определение ценностей собственной профессиональной позиции в инновационной деятельности (например, разработка проекта, публикации), выход педагога за пределы собственного опыта.

В Приложении 8 представлена модель внутреннего мониторинга качества образования, разработанная в процессе инновационной деятельности коллективом МБОУ «СОШ» № 15 г. Владимира. Модель содержит критерии и индикаторы, позволяющие получать полную информацию о качестве образовательных результатов, качестве реализации образовательного и воспитательного процессов и условий, обеспечивающих эти процессы. В Приложениях 2, 3 представлены диагностические методики, которые апробированы в мониторинге качества образования на базе МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира.

Организация контроля за деятельностью образовательного учреждения. Термин «мониторинг качества образования» является новым для отечественной педагогики. Его появление связанно с реформированием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования. Мониторинг качества образования - понятие ёмкое и многогранное. В масштабах государства мониторинг качества образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают государственные образовательные стандарты и другие нормативы (например, санитарно-гигиенические нормы), государственные органы по контролю за качеством образования, экспертные процедуры (лицензирование, аттестация ОУ и педагогических работников, государственная аккредитация ОУ, итоговая аттестация обучающихся и др.). Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, норме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обусловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.



Качество образования не всегда поддаётся точному количественному измерению, ведь многие результаты образования связаны с оценкой личностного развития, воспитанности личности, что можно определить только квалиметрически - качественно. Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Объекты, методы и содержание контроля. Измерение качества в современной науке рассматривается с позиции системного подхода. С этой точки зрения качество образования есть качество не только конечных результатов (знаний, умений, навыков), но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Поэтому управление качеством образования включает в себя организацию эффективного функционирования всех элементов системы образования, то есть:

· органов управления образованием;

· образовательного процесса;

· управления образовательными учреждениями;

Управление качеством образования в образовательном учреждении выражается в организации внешнего и внутреннего контроля. Внешний контроль может включать в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей обучающихся, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг и др.). Осуществление внешнего контроля над социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива и, в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Внутренний контроль включает в себя:

· Контроль содержания социально-психологической, медико-социаль-ной, финансово-хозяйственной, санитарно-эпидемиологической и других видов деятельности;

· Контроль образовательного процесса.

К осуществлению контроля в образовании предъявляются следующие требования:

* создание единой системы контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы образовательного учреждения;

* выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

* своевременность и регулярность;

* оценка деятельности отдельных педагогических работников и всего коллектива;

* подведение итогов в соответствии с законодательством РФ.

Контроль выявляет достоинство и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива образовательного учреждения. Главным объектом контроля в образовательном учреждении выступает учебно-воспитательный процесс. В целом, можно выделить следующие объекты, методы и содержание контроля:

Объекты контроля :

· образовательный процесс;

· документация ОУ;

· методическая работа;

· санитарно - гигиенический режим;

· техника безопасности;

Методы контроля :

· наблюдение за педагогической деятельностью работников ОУ;

· анализ работы кружков, секций, студий;

· изучение и анализ документации ОУ (журналов, планов, образовательных программ, тетрадей и дневников обучающихся);

· анкетирование обучающихся, родителей, педагогических работников;

· анализ информации, полученной в беседах с родителями, учащимися и педагогическими работниками;

· анализ смотров, выставок, мероприятий и т.д.;

· изучение внеклассной работы по конкретным направлениям.

1. Контроль за состоянием методической работы в ОУ и повышением квалификации работников ОУ (работа творческих групп, самообразование, организация методических выставок, работа методического кабинета, аттестация педагогических работников).

2. Контроль за состоянием преподавания в ОУ (соблюдение требований возрастной и педагогической психологии, личностно-ориентированный подход к обучающимся).

3. Контроль за организацией, содержанием и результативностью внеурочной работы (нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, физическое развитие, укрепление здоровья обучающихся, организация внеурочных мероприятий и др.).

4. Контроль условий совместной работы ОУ, семьи и общественности (изучение условий жизни и состояния воспитания в семье; совместная деятельность ОУ, семьи и других учреждений по воспитанию детей; качество проведения родительских собраний; участие родителей и воспитателей в деятельности совета ОУ и др.).

5. Контроль над качеством знаний, умений и навыков обучающихся.

6. Контроль за соблюдением прав и обязанностей субъектов образова-тельного процесса.

7. Контроль за организацией условий образования (профилактика заболе-ваний и охрана здоровья, санитарно - гигиенический режим, предупреждение травматизма и пожаров в ОУ и др.).

8. Контроль над выполнением решений вышестоящих органов народного образования.

9. Контроль над состоянием документации образовательного учреждения.

АТТЕСТАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Контроль над качеством образовательного процесса позволяет осуществлять аттестация и государственная аккредита­ция образовательного учреждения. Под аттестацией образовательного учреждения понимается экспертная процедура, направленная на выявление качества образовательного процесса в образовательном учреждении. Аттестация является основной формой государственного и общественного контроля за деятельностью образовательного учреждения. Цель и содержание аттестации – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трёх последовательных лет, предшествующих аттестации. Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики. Правовое регулирование аттестации образовательных учреждений обеспечивается, главным образом, Законом РФ «Об образовании» (ст. 33) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 № 1327). Основные положения этих документов, касающиеся процедуры аттестации образовательных учреждений, заключаются в следующем:

1). Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по её поручению или по её доверенности органами государственной власти, органами управлением образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности.

2). Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

3). Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

4) Для проведения аттестации образовательное учреждение предоставляет в аттестационную комиссию заявление, копию своего устава, копию лицензии на образовательную деятельность, учебный план и другие документы.

5). Форма и процедуры проведения аттестации. аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

6). По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми её членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.

7). В двухнедельный срок после заключения аттестационной комиссии аттестующий орган издаёт приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным.

8). Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

9). Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

10). Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

Таким образом, в содержание аттестации ОУ входят два вида экспертиз. Во-первых, экспертиза учебных планов, образовательных программ, расписания учебных занятий, классных журналов. В ходе этой экспертизы определяют, содержание образования. Второй вид экспертиз, входящих в содержание аттестации ОУ, - проверка качества подготовки выпускников.

На практике в содер­жание аттестации ОУ иногда включают экспертизу других показа­телей, например: вопросы управления образовательным учрежде­нием, методической работы, повышения квалификации кадров, осу­ществления внеклассной (воспитательной) работы, состояния материально-технического, обеспечения образовательного процесса; анализируется проведение уроков и др. Нередко от ОУ требуют про­ведения и предоставления материалов самообследования. Для учреждения, впервые выходящего на аттестацию, это, как правило, бывает очень полезно, т.к. является толчком к приведению в порядок документов, планов, осмыслению своей работы.

Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится по итогам его аттестации. Под государственной аккредитацией образовательного учреждения понимается процедура признания государством в лице его государственных органов управлением образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации. подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации . имеет право на: 1) выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации; 2) на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации; 3) на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Правовое регулирование государственной аккредитации осуществляется, в целом, теми же нормативно-правовыми актами, что и аттестация, а именно – законом РФ «Об образовании» (ст. 33) и Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 22.05.98 № 1327). Основные положения этих документов, касающиеся процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений, заключаются в следующем:

1). Государственная аккредитация проводится Министерством образования и науки РФ, ведомственными государственными органами управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов РФ;

2). Для получения государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы: заявление, копию заключения аттестационной комиссии, копию приказа о признании образовательного учреждения аттестованным, копию лицензии на право ведения образовательной деятельности, сведения об образовательном учреждении по установленной форме;

3). Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создаёт постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта РФ, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений. а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения;

4). Порядок работы аккредитационной комиссии (коллегии) регламентируется положением, утверждённым государственным (ведомственным государственным) органом управления образованием;

5). При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие показатели:

· уровень реализуемых образовательных программ – на основании заключения аттестационной комиссии;

· направленность реализуемых образовательных программ – на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;

· структура классов (гимназические, с углублённым изучением ряда предметов и т. п.);

· качество подготовки выпускников – на основе заключения аттестационной комиссии;

· кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических. руководящих работников;

· информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

· медико-социальные условия пребывания обучающихся. воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса.

6). Государственный статус образовательного учреждения устанавли-вается с учётом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа. вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации;

7). Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в государственной аккредитации с указанием причин отказа выдаётся (высылается) образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения.

Для того, чтобы процедура аттестации и аккредитации образовательных учреждений имела значимость для педагогических работников было предложено ввести категории образовательных учреждений . Аттестация и аккре­дитация образовательных учреждений на категорию влечетза собой их дифференцированное финансирование в зависимости от ка­чества образования. Так у работающих в них специалистов появля­ются стимулы к повышению качества своей деятельности. Для введения в действие механизма аттестации и аккредита­ции образовательных учреждений на категорию необходимо его нормативно-правовое обеспечение. Именно поэтому, совместно с депутатами Государственной Думы, были подготовлены соответствующие поправки к Закону "Об образовании", которые введены в действие Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образова­нии". Так, в пункте 6 ст. 12 новой редакции Закона РФ "Об об­разовании" записано: "Государственный статус образователь­ного учреждения (тип, вид и категория образовательного уч­реждения), определяемые в соответствии с уровнем и направ­ленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации". В пункт 2 ст. 41 внесено дополнение: "Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения". Указанные поправки к Закону нашли свое отражение также в рассмотренном выше Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Таким образом, введение категорий делает механизм атте­стации и аккредитации образовательных учрежде­ний важным управленческим рычагом для развития каждого образовательного учреждения, поскольку задает практическим работникам соревновательную мотивацию по­вышения качества своей деятельности. Аттестация и аккредитация в буквальном смысле высту­пают как средство профессионального роста, роста профессио­нального сознания. Форма, в которой они проходят, часто в какой-то мере является психотерапевти­ческой, не ущемляющей достоинства личности педагога. Аттестации и государственная аккредитация обеспечивают механизм государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, стимулируют деятельность ОУ в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества образования.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека