Заниженная самооценка у подростков и методы ее преодоления.

Хотя большинство родителей имеет желание укреплять чувство собственного достоинства своих детей, особенно подросткового возраста, но не у всех, получается делать это правильно. В этой статье вы найдете несколько простых способов, как повысить самооценку у ребенка и что поможет ее поднять подростку, неважно девочки или мальчика?

Самооценку следует воспитывать в детях с самого начала их детства. Наличие хорошего уровня самооценки имеет решающее значение, особенно в подростковом возрасте. Так как позволяет ребенку, несмотря на трудности строить позитивный образ самого себя, не бояться экспериментировать и правильно относиться к сверстникам. А когда они достигнут юношеского возраста у них уже будут прочные основы, позволяющие им строить собственную личность. И развивать чувство доверия к собственным способностям, а также к окружающему миру.

Как узнать самооценку ребенка, по каким признакам, можно понять какая она

Самооценка является основным элементом личного формирования детей. Детское развитие в обучении, а также хороших отношениях и построение личного счастья будет зависеть от их степени самооценки.

Когда ребенок приобретает хорошую самооценку, он чувствует себя компетентным, уверенным и ценным. Это помогает ему быть ответственным человеком, свободно общаться и относиться к другим соответствующим образом. Напротив, ребенок с низкой самооценкой не будет доверять своим возможностям или другим людям. Детям и подросткам с низкой самооценкой характерны следующие черты:

  • Его поза и манера вести себя принимает закрытое положение. Например, с изогнутыми плечами, использует слабый тон голоса, ходит с опущенной головой, бегающий взгляд из-за боязни смотреть другим в глаза.
  • Ему кажется что другие не испытывают к нему интереса, поэтому он не пытается понять чувства других.
  • В группе дети с низкой самооценкой никогда не являются лидерами наоборот самоограничиваются.
  • Обычно такие дети не говорят о себе хорошо, а иногда и о других из-за зависти или тенденции сосредоточиваться на негативе.
  • У них есть трудности в принятии решений, потому что они не доверяют своим критериям.
  • Страх неудачи и разочарований мешают им делать что-то по собственной инициативе.
  • Они не способны к истинным дружеским отношениям, так как не верят во взаимность.
  • Часто хвастаются материальными вещами, чтобы завоевать уважение или признание своих сверстников
  • Обычно много фантазируют и переоценивают собственные способности, которые не поддаются проверке в школьной среде. А чтобы не быть обнаруженными во лжи говорят, что рассказанное ими событие произошло с ними не в этом городе, деревне либо стране.
  • Если заниженная самооценка у ребенка он будет чувствовать себя хуже других людей. Следовательно, будет вести себя более робко, критично или агрессивно.
  • Когда сталкиваются с новой или трудной задачей, то их неумение ее решить или преодолеть может сопровождаться слезами либо агрессией.
  • Они импульсивны.
  • Для них неудача является результатом их интеллектуальных способностей, а успех приписывается случайности. Поэтому им трудно поверить в искренность похвалы в свой адрес.
  • Им не хватает энергии.
  • Часто довольно таки неряшливы, потому что не беспокоятся о своем внешнем виде.
  • Их мало интересует собственное будущее.
  • Они пассивны и избегают трудных ситуаций, с которыми, по их мнению, им не справиться.
  • Он может быть застенчивым или наоборот, раздражительным, надменным, агрессивным.
  • Ему чужда собственная инициатива в отношениях с другими.
  • Плохо реагирует на критические замечания или суждения других (одноклассники, учителя, родители), отвечает на них злобно, категорически.
  • Когда самооценка у ребенка низкая он часто замыкается в себе, предпочитает одиночество.
  • Ему трудно справляться с разочарованиями и неудачами, это его деморализует. Сильно эмоционально расстраивается, когда получает критику в свой адрес. Либо испытывает сильное чувство неловкости из-за того, что стал чьим-то центром внимания.
  • У него плохое мнение о себе, имеет склонность преуменьшать или недооценивать собственные способности и ресурсы.
  • В его словах часто прослеживается пессимизм, как будто все действия, которые он должен выполнять, обречены на провал.
  • Часто сравнивает себя с другими, притом не в свою пользу.
  • Боится браться за любые поручения, особенно новые дела, а, желая скрыть свою боязнь, придумывает много отговорок либо задает слишком много вопросов.

Зная, как выглядят, ведут и чувствуют себя дети и подростки с заниженной самооценкой, спросите себя: «хотелось бы вам подобного будущего своему чаду»? Наверняка нет, тогда что можно сделать, чтобы поднять самооценку своим детям?

Как повлиять на развитие адекватной самооценки у ребёнка

Самооценка ребенка - это его настоящее зеркало, которое учит тому, кто он, какие навыки у него есть и как он развивается благодаря приобретенному опыту. Это результат отношения между характером и окружающей средой, в которой он развивается.

  • Важно, чтобы дома малыш чувствовал себя комфортно, а в семье всегда были любовь, взаимопонимание, доверие и уважение. Счастливые дети развиваются более гармонично и вырастают уверенные в себе.
  • Сосредоточьтесь на позитиве. Позитивный настрой родителей создает более здоровую и спокойную среду для ребенка. Эта атмосфера обеспечит ему большую безопасность и поможет научиться, даже в трудных ситуациях видеть положительную сторону.
  • Необходимо поощрять самостоятельность ребёнка. Чем раньше он научится оценивать свои силы в какой-либо деятельности, тем смелее в дальнейшем будет браться за выполнение разной работы. Во взрослом возрасте такие люди могут соотносить свои возможности с окружающей обстановкой и брать на себя то количество обязанностей, которое способны выполнить. Ценный навык в современном мире.
  • Запомните в том, как повысить самооценку и уверенность ребенку важно понять, что любить надо не за что-то, а просто так (сообщая об этом ребёнку). А вот хвалить следует за конкретные старания и достижения, даже самые маленькие, делая акцент на его сильных качествах.
  • Нельзя препятствовать проявлению детской инициативы. Вредны фразы: «У тебя это не получится» или «Ты сделаешь это плохо, давай лучше я». Такая позиция родителей сформирует у крохи лишь комплекс неполноценности, и в будущем он может испытывать страх перед любой деятельностью, так как посчитает, что не способен её выполнить.
  • Важно хвалить, но не перехваливать. Ведь можно воспитать зазнайку, если постоянно чрезмерно хвалить ребенка. Малыш будет думать, что он самый лучший и Земля вертится вокруг него, все для него. Если в поведении ребенка проявляются эти черты, необходимо провести с ним беседу по этому поводу, объяснив, что вести себя высокомерно по отношению к другим людям - плохо. Это не хорошая черта характера. Его отношение к людям должно быть таким, какое он хочет видеть к себе
  • Нельзя сравнивать своё чадо с другими детьми, иначе он может вырасти тревожным и неуверенным в себе. Всегда следует опираться на его индивидуальные особенности.
  • В том, как поднять самооценку у ребенка, запомните нельзя навешивать ярлыки. Любая критика должна относиться не к личности ребёнка, а только к его действиям. Не стоит бросать обвинения в стиле: «Не будь неумехой!» Гораздо благоприятнее фраза: «Ты же у меня способный, а сейчас ленишься. Попробуй ещё раз, и всё получится!»

  • Важно всегда демонстрировать веру в своего ребёнка. Это подкрепляет его самооценку и вызывает желание проявлять инициативу.
  • Необходимо приучать детей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Если они привыкнут выглядеть достойно, то будут выше себя оценивать.
  • Нельзя игнорировать совершение ребёнком плохих поступков. Надо обязательно указывать ему на это и говорить, как следует поступать в подобных ситуациях, то есть направлять в нужное русло. Как родители вы не можете избавить свое чадо от совершения ошибок, они будут их совершать, но и учиться на них. Так детки научатся тому, что действия имеют последствия.
  • Повышение самооценки у детей возможно, только если вы поможете им учиться на своих ошибках. Учите детей рассматривать ошибки как способы научиться чему-то новому, положительному. Учите тому, что всегда лучше попробовать что-то и допустить ошибку, чем ничего не делать из-за боязни неудачи.
  • Важно помнить, что чрезмерная опека довольно часто провоцирует развитие низкой самооценки, поскольку ребёнок вырастает несамостоятельным и может даже не представлять своих способностей. Чем позже он начинает сталкиваться с трудностями, тем больнее обжигается.
  • Необходимо учить доводить начатое до конца. Чем больше завершённых дел в копилке у человека, тем выше его удовлетворённость собой.
  • Вознаграждайте усилия независимо от результата. Важно ценить усилия детей, независимо от того, преуспели они или потерпели неудачу. Так вы поможете ребенку понять, что его тяжелая «работа», даже если вышла неудачной всегда будет вознаграждена родителями.
  • Проводите время с детьми. Даже если очень вы заняты, постарайтесь провести качественное время со своими детьми. Вам это поможет построить лучшие отношения, а детям чувствовать, что их любят, поддерживают и ценят. (Советуем вам узнать ).

Как повысить самооценку подростку

Правильная, адекватная самооценка не означает быть самонадеянным. Это означает иметь реалистичное понимание своих сильных и слабых сторон. При этом пользоваться сильными сторонами и работать в проблемных областях.

Согласно многочисленным исследованиям подростки с адекватной самооценкой имеют более позитивный взгляд на жизнь и, следовательно, более счастливые, чем дети с низкой самооценкой. При этом правильная самооценка ведет к большему успеху в школьных и социальных отношениях. А заниженная самооценка ведет к депрессии и стрессу. Поэтому крайне важно научить детей и подростков навыкам противостоять детско-подростковым трудностям, не позволяя им влиять на их самооценку.

Хотя это непростая задача, родителям иногда нужно использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для улучшения самооценки своих детей-подростков. Вот несколько советов для достижения успеха на этом поприще.

Спрашивайте мнение своего подростка

Нет ничего такого, что так повышало бы самооценку подростка, чем отношение родителей к ним словно к взрослым. Обычно они всякий раз польщены таким родительским доверием, когда их приглашают участвовать в мире взрослых. Однако, формируя личное мнение у детей, избегайте навязывать им свои собственные идеи или видение других.

Поощряйте развивать свои таланты и интересы

Это следующий хороший способ, как поднять самооценку подростку. Пусть детский потенциал раскрывается в его интересах. Даже интересы, которые, по мнению родителей, считаются легкомысленными, могут обеспечить возможности для успеха. Это необязательно, спорт, музыка или танцы, возможно, это некое хобби. Главное чтобы любое времяпрепровождение не мешало более важным обязанностям, таким как учеба, успеваемость, некоторая работа по дому. Помогите подростку найти позитивные пути для укрепления чувства собственного достоинства и изучения своей идентичности.

Поощряйте участвовать в школьных мероприятиях и презентациях

Подростки хотят чувствовать себя ценными не только своими семьями, но и обществом в целом. Один из способов достичь желаемого - это возможность иметь важные и полезные социальные функции. Когда подростки участвуют в школьных мероприятиях, выполняют общественные работы, они получают признание и одобрение других, что способствует повышению их собственной самооценки.

Научите детей позитивно относиться к самим себе

Это поможет им не винить себя в случающихся неудачах или своих недостатках. Некоторые примеры позитивного отношения: «Я обязательно смогу решить эту проблему, если просто больше приложу усилий». «Все нормально, если наша команда сегодня проиграла. Мы все старались изо всех сил, но не всегда получается всех победить, зато в следующий раз мы свое наверстаем». «Мне хорошо, потому что я помог другому человека, даже если он меня за это и не поблагодарил или не заметил мою помощь».

Подобное отношение сочетает в себе методы релаксации наряду с позитивным взглядом и мысленными картинками, что естественно помогает детям развить собственную адекватную самооценку.

Будьте щедры на похвалу

Многим родителям свойственно желать, чтобы их дети добивались успехов и побеждали других. При этом чаще всего родители сосредотачиваются на том, в чем их дети подростки не преуспели или как они могли бы улучшиться. Даже если подросткам нужно ставить цели, родителям также важно замечать то хорошее что они уже сделали.

Но особенно важно хвалить их за навыки, которые они сами решили развивать или, к примеру, за хорошую дисциплину. Даже если вкусы или устремления детей отличаются от родительских предпочтений все равно нужно уважать и признавать их ценность. Чтобы самооценка подростка небыла заниженной, а он себя чувствовал признанным и любимым, ему нужно и важно слышать слова родительского одобрения.

Однако не стоит преувеличивать с похвалой, забывая обо всем остальном. Честная похвала может мотивировать, тогда, как ее переизбыток имеет негативные последствия. Особенно если похвала всегда сопровождаются материальными вознаграждениями,

Стимулируйте принятие собственных решений

Подросткам нужно также учиться принимать собственные решения в соответствии с критериями, основанными на их личных ценностях, а затем уметь отвечать за них. Поощряйте своих детей-подростков самим решать, каким жизненным целям ставить приоритет, а какие подождут. Это как с маленьким дитём, которое учится ходить. Родители позволяют ему идти в том направлении, которое он предпочитает. Но смотрят, чтобы на его пути не было никаких препятствий, которые могут ему навредить.

Поэтому не стоит слишком сильно оберегать подростка от возможных трудностей. Если его чрезмерно оберегать, он будет расти с ощущением постоянного родительского контроля или «зоркого ока». При этом так и не научится рассчитывать на свои силы и свое умение принимать те или иные решения даже по преодолению каких-то жизненных барьеров. А это фундаментальный аспект не только чтобы обрести уверенность в себе, но и в том, как им поднять собственную самооценку.

Можно предложить подросткам помощь, но не брать все в свои руки. Аккуратно, тактично направляйте, подсказывайте, открывайте глаза на опасности, но при этом оставьте ему место для автономии решений. (Это не относится к тому, если подросток выбрал плохую компанию или вредные привычки, так как там, в силу вступают другие родительские принципы).

Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Каждый подросток уникален, по своему характеру, в своих интересах или способностях. Поэтому постарайтесь избегать нереалистичных ожиданий о нем, воздерживаясь от ненужного давления. Если непрерывно сравнивать его с другими и притом не в его пользу, желая, таким образом, промотивировать своего подростка-ребенка то из этого вряд ли получится что-то стоящее. Самооценка не поднимется у ребенка, скорее у него появится еще больше разочарований в отношении себя.

Заключение

Некоторые эксперты говорят, что низкая самооценка может привести детей к проблемам. Например, к депрессии, анорексии или употреблению наркотиков, в то время как хорошая самооценка может помочь ребенку чувствовать уверенность в своих способностях, а не манипулировать другими. А также быть более внимательным к потребностям других и, кроме всего прочего, быть готовым отстаивать свои принципы и ценности. Поэтому родителям и учителям крайне важно знать способы повышения детской самооценки, описанные в данной статье.

Самооценка очень важна для формирования личности. Если она является объективной, и человек с детства способен реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является основным шагом на пути к успешной жизни. Изначально дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно подвергается различным изменениям в силу влияния родителей и окружающих людей.

Заниженная самооценка у детей и подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.

Признаки неуверенности в себе

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

Основные причины

Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.

В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.

Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности. Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников. Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.

Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых. Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.

Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе. Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину.

Чаще всего подвержены заниженной самооценке дети и подростки, которые лишены родительской опеки в силу сложившихся обстоятельств. С раннего детства они считают себя несовершенными и не воспринимают себя как полноценную личность, рассматривая свое существование как помеху для окружающих на фоне ощущения беззащитности и отсутствия поддержки близких людей.

Способы повышения самооценки

Заниженная самооценка является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и дальнейшего развития личности. Опасность ее заключается в том, что неуверенные в себе дети постоянно испытывают чувство страха, вины и собственной неполноценности, тем самым постепенно отстраняясь от окружающих людей. В итоге уже во взрослом возрасте человек ощущает свою эмоциональную и телесную зажатость и стесняется выражать свое мнение другим.

Окружающие неосознанно воспринимают человека по его самооценке. Соответственно, чем она ниже - тем хуже отношение.

Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков. Если это вовремя не пресечь и не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.

  1. 1. Исключить при общении необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки.
  2. 2. Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
  3. 3. Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще - это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
  4. 4. Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.
  5. 5. Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
  6. 6. Оказывать поддержку и проявлять уважение.

Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.

Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему. Мы взяли интервью у психолога, специалиста центра «12 коллегий» Юлианы Исаковой и выяснили: неуверенность в себе – приговор или зона развития.

— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?

— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.

В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?

— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь, поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он по этой причине школу?

— Самооценка у подростка неустойчивая?

— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.

— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?

— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.

Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей.

— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

— Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?

— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами.

— Низкая самооценка поддается корректировке?

— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном, подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.

— Каким образом?

— Чаще всего происходит комплексная работа. Во-первых, необходимо научить родителей давать положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги. Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.

— Ребенок переживает из-за внешности – что делать?

— Из-за внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый образ.

Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.

— Что делать, если ребенок переживает из-за интеллектуальных способностей или спорта?

— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.

— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать возможность заниматься тем, что нравится и получается?

— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.

Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи. Это тоже стоит учитывать.

— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?

— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное, вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.

— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки актуальна…

— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих переживаниях и ты можешь с ними справиться.

Биографическая справка:

Юлиана Исакова — психолог-консультант, специалист центра «12 коллегий», закончила факультет психологии СПбГУ по специальности «Общая психология».

С 2008 Юлиана ведет тренинги, развивающие занятия и индивидуальные консультации для детей в возрасте 6-13 лет, а также проводит диагностику детей и подростков.

Прошла дополнительную подготовку по следующим курсам:

  • Специальный курс «Посредничество в разрешении конфликтов» (21 час, СПбГУ, факультет психологии) 2008 г;
  • Специальный курс «Технология практической групповой работы» (36 часов, СПбГУ, факультет психологии) 2009 г.;
  • Методический семинар-тренинг «Арт-терапия эмоциональных нарушений и кризисных состояний у детей и подростков» (24 часа, «Иматон») 2011 г.;
  • Повышение квалификации по программе «Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции» (72 часа, «Иматон») 2012 г и др.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «12 коллегий», где работает Юлиана:

Тематический лагерь:

Психологический лагерь:

Борислава Билявская

Переживая переходный период в подростковом возрасте, мы не подозреваем, что нам придется преодолевать эти трудности еще раз – уже став взрослыми, вместе с нашими детьми. Это тяжелое время как для подростка, так и для родителей. Естественно, что мы хотим облегчить его для наших чад, помочь им.

Одной из основных проблем в подростковом возрасте является заниженная самооценка. Объективно оценить себя и свои способности зачастую не способен и взрослый, что уже говорить о подростке. Дети могут найти у себя кучу выдуманных недостатков, а уж если существует какая-то реальная проблема, то самооценка падает вообще ниже нуля. Это формирует комплексы неполноценности и в дальнейшем может повлиять на всю жизнь вашего ребенка. Главное для родителей – научить подростка нормально оценивать свои данные, верить в себя. Это очень сложная задача, так как психологическое состояние подростка очень нестабильно, авторитет родителей уже не столь непреклонен, как в младшем возрасте, а мнение окружающих приобретает главенствующее значение, особенно мнение ровесников.

Подростки склонны замыкаться в себе, скрывать свои переживания, поэтому мамы и папы должны быть особенно внимательны, чтобы вовремя заметить проблему. Основные принципы поведения родителей приобретают особую актуальность.

Во-первых, осторожность с критикой. Никогда нельзя критиковать самого ребенка, его внешность и способности. Каждое слово бьет подростка буквально «по живому» и может навсегда отпечататься на его психике. Если это необходимо, критикуйте исключительно его действия и поступки, и только в конструктивном ключе.

Во-вторых, не скупиться на похвалу. Не бойтесь перехвалить, поощряйте ребенка за любые позитивные поступки, будь то уборка в комнате, достижение в учебе, умное замечание или хорошее поведение. Даже если подросток внешне никак не отреагирует, будьте уверены, он это обязательно оценит.

В-третьих, никакой критики внешнего вида. Подросток и без вашей помощи найдет в своем отражении в зеркале миллион недостатков — ведь у него в этот период и без того заниженная самооценка. Вкусы в одежде и макияже у разных поколений всегда не совпадают, не стоит создавать проблему из столь преходящего вопроса. А с последствиями гормональной перестройки организма в виде прыщей, сальных волос, излишком или недостатком веса, лучше помогите бороться, обеспечив своего ребенка здоровым питанием и средствами ухода за лицом и телом.

В-четвертых, никаких сравнений. Ваш ребенок уникальный. Не нужно сравнивать его с другими, ставить кого-то ему в пример. Забудьте фразы «Вот я в твоем возрасте…» или «А Вова получил за эту контрольную оценку выше, чем у тебя…» и прочие в таком духе. Ни к чему хорошему это не приведет, только к озлоблению подростка и еще большему понижению и без того низкой самооценки.

Даже внимательным и чутким родителям порой сложно вовремя подметить изменения в поведении подростка и соответственно вовремя взяться за решение проблемы. Поэтому психологи составили список вопросов, на которые нужно ответить.

  1. Часто ли ваш ребенок проявляет тревожность, панические настроения?
  2. Ребенок не хочет общаться, потому что боится критики и осмеяния?
  3. Насколько мнение вашего ребенка зависит от мнения окружающих?
  4. Есть ли среди окружения ребенка товарищи, которым он подражает?
  5. Рассказывает ли вам ребенок о своих проблемах, переживаниях, делится планами?
  6. Стремиться ли ребенок избежать внимания к себе на собраниях родственников?
  7. Предпочитает ли ребенок проводить время в одиночку или в шумной компании?
  8. Отказывается ли ребенок принимать участи в школьной самодеятельности и других подобных мероприятиях?
  9. Положительный результат в каком-либо деле ребенок считает своей заслугой или стечением обстоятельств?

Если вы ответили положительно на три вопроса и более, ваш ребенок действительно нуждается в помощи. Не надо выяснять, кто виноват, нужно просто действовать, чтобы решить проблему. Помните, что в этом возрасте подростки очень ранимы. В особо сложных случаях не стоит полагаться на то, что проблема «рассосется» сама собой, лучше обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.

Со своей стороны родители должны стремиться к тому, чтобы быть примером для своего ребенка. В этом возрасте он уже не считает вас лучшими только потому что вы его родители. Уважение и любовь подростка нужно заслужить, пусть это вас не обижает.

Старайтесь, чтобы ваш ребенок не выглядел хуже сверстников. Для подростка очень важны модная одежда и прическа – глупые «подколки» приятелей могут реально испортить жизнь ребенка, сделать его изгоем. Не стоит потакать всем прихотям подростка, но и не недооценивайте этой проблемы.

Помогайте ребенку достигать результатов. Поощряйте его занятия, особенно те, в которых он может иметь успех. Пусть он участвует в конкурсах и посещает мастер-классы, это поможет подростку обрести уверенность в своих силах.

Не экономьте на прогрессе. Сейчас для каждого ребенка практически обязательно наличие компьютера, современного мобильного телефона и прочих девайсов. Не думайте, что если вы пользуетесь своим телефоном уже пять лет, то и ваш ребенок не будет стесняться доставать устаревшую модель на виду у сверстников. Такие вещи, как и модная одежда, позволяют подростку чувствовать себя увереннее в коллективе, а их отсутствие – прямой путь к низкой самооценке и комплексам.

И самое главное – научитесь уважать своего ребенка. Он – пусть еще не до конца сформированная, но уже самостоятельная уникальная личность. У него есть свои интересы, свое мнение. И это мы должны уважать, хотя и не всегда соглашаться. Когда между детьми и родителями есть любовь и уважение, они способны преодолеть любые трудности подросткового периода. И не только.

самооценка детский подростковый личностный

Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Совсем иначе вели себя дети с низкой самооценкой. Они проявляли неуверенность в себе, боялись учителя, ждали успеха, на уроках предпочитали слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

В своём суждении А.И. Лапкина использовала ряд способов для повышения адекватности самооценки.

1. На протяжении года все дети должны были сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оценивались учителем, обсуждались случаи несовпадения и выяснились основания, на которых строилась оценка этих работ детьми - с одной стороны, и учителем - с другой. Степень адекватности оценивания своих работ возрастала. Если в начале учебного года 80% детей оценивали свои работы на балл выше, то к концу года это наблюдалось только у 20% учащихся.

2. Работы, выполненные в классе, раздавались на взаимное рецензирование. Требовалось отметить достоинства и недостатки и высказать своё мнение об оценке. После рецензирования работа возвращалась автору, и учащийся мог ещё раз проанализировать собственную работу, что формировало критические отношение к собственной деятельности.

3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручалось оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяло социально - личностную позицию ребёнка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае было предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

Выяснялось, при каких условиях сравнивание детей друг с другом оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование самооценки. Наибольший эффект был в случае, когда сравнивались дети с одинаковыми возможностями (способностями), но в силу определённых личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинарности) достигающие в учении разных результатов. Все оценки, замечания, высказывались с целью показать, что отставание или успех в учении зависит от отношения к работе. В этом классе оказалось меньше всего детей с неправильной самооценкой.

Близким к этим результатам оказался класс, к котором каждый ребёнок сравнивался с самим собой, когда ученику сообщалось о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем.

Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., формирование правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

Школьникам с заниженной самооценкой необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997)

Способы изменения самооценки

Пути выполнения

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да - то не откладывайте

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Социально-психологический тренинг - это один из видов групповой психологической работы школьного психолога.

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков, без каких - либо психических отклонений. Направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренингов приблизительно такие: 14 - 20 лет. Возраст, в данном случае, определяется тем этапом в формировании Я - концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи этого возраста, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонентов Я - концепции: в первую очередь самосознания и на его основе - системы мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во - первых создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Тренинг можно проводить 1 - 2 раза в неделю, не реже. Но и не чаще, за исключением летнего трудового лагеря, либо любой другой ситуации, в которой впервые познакомившиеся подростки общаются друг с другом все 24 часа в сутки. Каждое занятие длится, приблизительно, 2,5 - 3 часа. Продолжительность самого тренинга определяется количеством занятий, требуемых для решения подростком и руководителем своих задач.

Примерная программа тренинга

ЗАНЯТИЕ №1

Упражнение 1 . «Я - это я».

Учащиеся повторяют установку: «Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники передают по кругу игрушку и говорят о том, что ценного взяли из занятия.

ЗАНЯТИЕ №2.

Цель: осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственные недостатки и умеющей работать над ними; повышение толерантности по отношению к окружающим.

Материалы : пластилин или тесто, магнитофон, спокойная музыка, корона.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Приветствие».

Участники приветствуют участника, которого выбрали и бросают мячик со словами: “Здравствуй, ….. Мне нравится в тебе, что ты…”, получивший мяч бросает его другому с теми же словами.

Упражнение 2 . «Образ настроения» (под музыку).

Участникам предлагается выбрать пластилин того цвета, который ему нравится и вылепить из него «Мой мир», или «Мир моей души», «Пластилиновый город» и т.д. Ребенок может сам предложить тему для скульптуры. Затем попросите его придумать и рассказать историю о ней. Пластичность материала позволяет маленькому скульптору многократно изменять свое произведение - например, в процессе фантазирования он может добавить какие-то элементы или убрать, придать им новую форму. Таким образом, поправляется его эмоциональное самочувствие. Тренеру важно в процессе рассказа акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах и предложить ему внести в скульптуру новые изменения, которые сделают ее еще лучше и добрее.

Анализ и обсуждение работы.

Упражнение 3. Тест «Лесенка»

Участникам предлагается нарисовать лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей.

На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя, и объяснить, почему.

Обсуждение: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

Упражнение 4: « Я - это Я!»

Учащиеся повторяют установку:

«Я принадлежу себе и потому могу строить себя. Я могу быть лучше и буду еще лучше. Сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки. Я горжусь собой! Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники берутся за руки, прощаются и желают друг другу успехов.

ЗАНЯТИЕ №3.

Цель: Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.

Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.

Материалы : листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, стирательная резинка, ножницы, распечатанные рекомендации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх».

Ребенку дается лист бумаги с нарисованными на нем квадратиками. Участники должны нарисовать свой страх (страхи) в каждом из квадратиков. Пока ребенок рисует, не комментируйте его работу и не направляйте его. Когда он закончит, попросите рассказать о своей картинке, при этом старайтесь как можно подробнее прояснить все детали и конкретизировать общие слова. После предложите вырезать квадратики с рисунками и спросите: что сам ребенок хочет с ними сделать? Скорее всего, он предложит уничтожить рисунки - например, разорвать их или сжечь. Пусть он осуществит это самостоятельно, вы не должны ему помогать.

Оставшийся трафарет положите на чистый лист бумаги и предложите ребенку заполнить то место, которое освободилось от страхов, чем-нибудь приятным для него. Пусть он сам определит, что это будет - солнце, радость, друзья и т.д. Когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком - как он себя чувствует сейчас, что изменилось в его состоянии?

Упражнение 2. «Мой характер».

Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Раздели круг на сектора, соответствующие по величине той или иной мере проявления каждой из черт твоего характера.

Оставшееся неразделенным пространство обозначьте как Х - неизвестное, что пока в себе еще непонятно. Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске. Например, это может выглядеть так:

Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Проигрывание ситуаций из разных позиций: 1) такой, какой я сейчас; 2) такой, каким я хочу быть.

Ритуал прощания. Окончание тренинга.

Вот, и закончились наши занятия. Каждый из нас определил все свои слабые и сильные стороны, которых он раньше не замечал. Каждому из вас я раздаю рекомендации, чтобы вы их иногда читали и задумывались об отношении к себе. Желаю вам всем успехов!

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

4. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

10. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека