>> Урок 19. Измерения и дроби

Человеку нужны измерения на каждом шагу. Без измерений он не смог бы сшить одежду, построить дом, запустить космический корабль. Человек научился измерять многие величины, например длину, плош;адь, объем, массу, время, температуру.

Чтобы измерить величину, надо узнать, сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения. Однако не всегда мерка укладывается в измеряемой величине целое число раз. Например, мерка е содержится в отрезке АВ больше 5, но меньше 6 раз:

Площадь фигуры на рисунке больше 4, но меньше 5 квадратных единиц:

5 яблок разделили поровну между тремя детьми. Каждому досталось по одному яблоку и еще по некоторой части яблока:

1 < n < 2

Во всех подобных случаях натуральные числа позволяют указать лишь приближенное значение величины. Чтобы найти ее точное значение, надо научиться выражать числами части единиц счета или измерения (яблока, отрезка, квадрата и т. д.). Такие числа называют дробями .

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом.

Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать вопрос с помощью ключа;
  • найти ответ на вопрос в ходе исследования;
  • получить представление о дробях как числах, выражающих части единиц счета или измерения;
  • работать в группе, совершенствуя коммуникативные навыки.

Материалы: ключ «как?», бумажные вопросы, рабочие листы, модели фигур (прямоугольник, круг); для каждой группы 4 круга, ножницы; карточка с определением понятия «дроби», модели фигур на этап «Применение», карточки с записанными на них дробями.

Ход урока

I . Обзор.

Вспомните тему, над которой мы работали на уроке математики. (Величины. Оценка площади.)

Что такое величина? (Это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.)

Сегодня на уроке мы узнаем ещё что – то новое.

Практическая работа.

У вас на столах фигуры. Возьмите прямоугольник. Разделите его на 2 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики находят выход: разделить перегибанием.)

На сколько частей разделили прямоугольник? (На 2 части)

Заштрихуйте 1 часть.

Сколько частей не раскрашено?

Возьмите круг. Разделите его на 4 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики действуют так же).

Сколько получилось частей? (4 части)

Закрасьте 1 часть. Какая это часть круга? (четвертая)

Сколько частей не раскрашено? (3 части)

II . Мотивация.

Один ученик, которого звали Петя, решал задачу. Но затруднился в её решении.

Давайте ему поможем.

Задача. Разделите поровну 4 яблока между тремя детьми.

У вас на столах предметные модели. (круги вместо яблок)

С помощью ножниц попробуйте 4 круга разделить поровну. (Ученики работают в группах).

Вывод: каждый ребенок получит 1 целое яблоко и третью часть.

Как Пете записать числом ответ этой задачи?

В чем трудность? Умеем мы записывать часть числом? (Нет)

С помощью ключа «как?» сформулируйте вопрос урока.

(Вопрос урока записывается на бумажном вопросе и вывешивается на доску).

III . Исследование.

Чтобы ответить на вопрос, поработаем в группах.

Прочитайте план на доске.

1. Работа по плану.

  1. Выделите на отрезке маркером указанную часть.
  2. Напишите свой способ обозначения этой части с помощью числа.

2. Работа в группах.

В группы выдаются рабочие листы с заданием.

IV . Обмен информацией.

1. Каждая группа отчитывается по предложенному плану. Дети предлагают свой способ обозначения части, с помощью числа. (Обращается внимание на правильную запись) Учитель обобщает все ответы.

Что объединяет все предложенные задания? (Отрезок надо было разделить на части и выделить одну такую часть).

2. Формулирование вывода.

Вывод : в математике существуют числа, выражающие части единиц счета (измерения). Они называются – дроби .

(Число под чертой показывает на сколько равных частей разделен отрезок.

Число над чертой показывает, сколько таких частей взяли.)

Как правильно записать выделенные части? ()

Учитель возвращается к задаче с этапа «Мотивация».

Как же Пете записать ответ задачи? (Одно целое яблоко и одна третья часть яблока – это ).

V . Применение.

Детям предлагаются различные модели фигур, которые разделены на части.

Определите, какая часть закрашена.

Как записать числом?

VI . Рефлексия.

Удалось ли нам ответить на вопрос урока?

Что такое дроби? (Это числа, выражающие части единиц счета или измерения).

Измерения и дроби. Математика 4 класс

5. Раздели прямоугольники на 3 равные части разными способами. Раскрась на каждом из них третью часть цветным карандашом. Равны ли эти части по площади? Докажи.

6. Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом и придумай свой способ обозначения этих частей с помощью чисел.

7. Реши уравнения:

32 x - 59 = 453 у: 23 + 312 = 390 7035: (120 - z) = 67

8. В школьном саду на клумбах посадили 900 цветов, причем 630 из них были тюльпаны, а остальные розы. На клумбы с тюльпанами посадили по 35 цветов на каждую клумбу, а на клумбы с розами - по 30 цветов. Сколько всего получилось клумб?

9. а) 306 24: 72 - (35 280: 7 - 63 80): 97;

б) (2005 8 - 704 21 + 6400: 800): (702 860 - 603 704).

10. Литературная викторина “В мире животных”.

а) Расшифруй, как звали красивого и мужественного черного лиса из рассказа Э. Сетона-Томпсона?

б) Кто из писателей рассказал историю о лисичкином хлебе? Проверь свой ответ, расположив ответы примеров в порядке убывания и сопоставив их с соответствующими буквами. Какие еще рассказы этого писателя ты знаешь?

11. Сколько минут в одном часе? Сколько секунд в одной минуте? Вырази: а) в часах и минутах: 142 мин, 256 мин, 1032 мин; б) в минутах и секундах: 68 с, 608 с, 6008 с.

12*. Перед мастером 5 звеньев цепи. Их надо соединить в одну цепь, не употребляя дополнительных колец. Какое наименьшее число колец надо мастеру для этого расковать, а потом опять заковать?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека