Восточная европа конец 20 начало 21 века. Новейшие изменения в восточной европе

    1990- объединились разделенные с 1949 г. Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии.

    1991- распалась крупнейшая в мире федерация - СССР.

    1992- распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия; образовалась Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории, Хорватия, Словения, Македония*, Босния и Герцеговина).

    1993- образовались самостоятельные государства: Чешская Республика и Словацкая Республика, ранее входившие в федерацию Чехословакия;

    2002- Союзная Республика Югославия стала именоваться «Сербия и Черногория» (республики должны были иметь единую оборонную и внешнюю политику, но отдельные экономики, валютные и таможенные системы).

    2006- по результатам референдума провозглашена независимость Черногории.

21. Политико-географическая характеристика Западной Европы.

22. Политико-географическая характеристика Европы.

Северная Европа включает Скандинавские страны, Финляндия, страны Балтии. Скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. Учитывая общие исторические и культурные особенности развития, в страны Северной Европы относят также Данию и Исландию. Под странами Балтии понимают Эстонию, Литву, Латвию. Северная Европа занимает территорию 1433 тыс. км2, что составляет 16,8% площади Европы - третье место среди экономико - географических макрорегионов Европы, после Восточной и Южной Европы. Большие по площади страны - Швеция (449,9 тыс. км2), Финляндия (338,1 км2) и Норвегия (323, 9 тыс. км2), которые занимают более трех четвертей территории макрорегиона. К малым странам относятся Дания (43,1 тыс. км2), а также страны Балтии: Эстония - 45,2, Латвия - 64,6 и Литва - 65,3 тыс. км2. Исландия по площади наименьшей из всех стран первой группы и почти вдвое превышает площадь любой отдельно взятой малой страны. Территория Северной Европы состоит из двух субрегионов: Феноскандии и Балтии. В первый субрегион вошли такие государства, как Финляндия, группа скандинавских стран - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия вместе с островами северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана. В частности, в составе Дании находятся Фарерские острова и остров Гренландия, который пользуется внутренней автономией, а в Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген. Большинство северных стран сближены сходством языков и характеризуются историческими особенностями развития и природно-географической целостностью. Во втором субрегионе (страны Балтии) входят Эстония, Литва, Латвия, которые в силу своего географического положения всегда были северными. Однако реально их можно было отнести к Северному макрорегиона только в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале 90-х годов XX ст., То есть после распада СССР. Экономико - географическое положение Северной Европы характеризуется следующими особенностями: во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку, а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана, во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция), в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы, в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения, в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией, экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции; в-пятых, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии). Природные условия и ресурсы. В рельефе Северной Европы отчетливо выделяются Скандинавские горы. Они сформированы в результате поднятия каледонских сооружений, которые в последующие геологические эпохи в результате выветривания и новейших тектонических движений превратились в относительно выровненную поверхность, которую в Норвегии называют Фельд. Скандинавские горы характеризуются значительным современным оледенением, которое занимает площадь почти 5 тыс. км2. Снеговая граница в южной части гор находится на высоте 1200 м., а на севере может опускаться до 400 м. В восточном направлении горы постепенно снижаются, переходя в кристаллическое плато Норланд высотой 400-600 м. В Скандинавских горах проявляется высотная зональность. Верхняя граница леса (тайга) на юге проходит на высоте 800-900 м. над уровнем моря, понижаясь на севере до 400 и даже 300 м. Выше границы леса находится переходный пояс шириной 200-300 м., который выше (700-900м.) превращается в зону горной тундры. В южной части Скандинавского полуострова кристаллические породы Балтийского щита постепенно исчезают под толщами морских отложений, образуя Середньошведську холмистую низменность, которая с поднятием кристаллической основы перерастает в невысокое плато Споланд. Балтийский кристаллический щит понижается в восточном направлении. На территории Финляндии он несколько поднимается, образуя холмистую равнину (Озерное плато), которая севернее 64 ° с.ш.. постепенно повышается и на крайнем северо-западе, куда заходят отроги Скандинавских гор, достигает наибольших высот (гора Хамты, 1328 г.). На формирование рельефа Финляндии повлияли четвертичные ледниковые отложения, которые перекрыли древние кристаллические породы. Они образуют моренные гряды, валуны различной величины и формы, которые чередуются с большим количеством озер, болотистых понижений. По климатическим условиям Северные земли - строжайшая часть Европы. Большинство ее территории подвергается воздействию океанических масс умеренных широт. Климат отдаленных территорий (островов) - арктический, субарктический, морской. На архипелаге Шпицберген (Норвегия) практически не бывает лета, а средние температуры июля соответствуют показателям от... +3 ° до... -5 °. Наиболее удаленная от материковой Европы Исландия имеет несколько лучший температурный режим. Благодаря одной из веток Североатлантического течения, проходит у южных берегов острова, здесь в июле температуры составляют... +7 ° ... +12 °, а в январе - от... -3 ° до... +2 °. В центре и на севере острова значительно холоднее. Осадков в Исландии много. В среднем за год их количество превышает 1000 мм. Больше всего их выпадает осенью. В Исландии практически нет лесов, зато преобладает тундровая растительность, в частности моховые и осиновые заросли. Вблизи теплых гейзеров прорастает луговая растительность. В целом природные условия Исландии мало пригодны для развития сельского хозяйства, в частности земледелия. Лишь 1% ее территории, преимущественно луга, используется для сельскохозяйственных целей. Все другие страны Феноскандии и Балтии характеризуются лучшими климатическими условиями, особенно выделяются западные окраины и южная часть Скандинавского полуострова, находящихся под непосредственным влиянием атлантических воздушных масс. В восточном направлении теплый океанический воздух постепенно трансформируется. Поэтому климат здесь значительно суровее. Например, средние температуры января северной части западного побережья меняются от... -4 ° до 0 °, а на юге от 0 до... +2 °. Во внутренних районах Феноскандии зимы очень затяжные и могут длиться до семи месяцев, сопровождаясь полярной ночью, низкими температурами. Средние температуры января здесь составляют... -16 °. Во время проникновения арктических воздушных масс температура может понижаться до... - 50°. Для Феноскандии характерно прохладное, а на севере еще и короткое лето. В северных районах средняя температура июля не превышает... +10- ... +120, а на юге (Стокгольм, Хельсинки) - ... +16- ... + 170. Заморозки могут донимать до июня и появляться в августе. Несмотря на такое прохладное лето, большинство сельскохозяйственных культур средних широт созревают. Это достигается благодаря продолжению вегетации растений во время длительного полярного лета. Поэтому южные районы страны Феноскандии пригодны для развития земледелия. Осадки распределяются очень неравномерно. Больше всего их выпадает в виде дождя на западном побережье Скандинавского полуострова - на территории, обращенной к насыщенных влагой атлантических воздушных масс. Центральные и восточные районы Феноскандии получают значительно меньше влаги - около 1000 мм., А северо-восточные - всего 500 мм. По сезонам года количество осадков тоже распределяется неравномерно. Южная часть западного побережья всего увлажняется в зимние месяцы в виде дождя. Максимум осадков в восточных районах приходится на начало лета. Зимой преобладают осадки в виде снега. В горных районах и на северо-западе снег лежит до семи месяцев, а в высоких горах остается навечно, подпитывая таким образом современное оледенение. Дания по природным условиям несколько отличается от своих северных соседей. Будучи расположенной в средней части Среднеевропейской равнины, она больше напоминает приатлантической страны Западной Европы, где преобладает мягкий влажный климат. Максимум осадков в виде дождей приходится на зиму. Здесь почти не бывает морозов. Средняя температура января около 0 °. Лишь изредка, когда прорывается арктический воздух, могут быть низкие температуры и выпадать снег. Средняя температура июля - ... + 16 °. В странах Балтийского субрегиона преобладает морской климат с переходным к умеренно континентальному. Лето прохладное (средняя температура июля - ... +16 ... +17 °), зима мягкая и относительно теплая. Наиболее континентальный является климат Литвы. Количество осадков за год колеблется в пределах 700-800 мм. Больше всего их выпадает во второй половине лета, когда завершаются жатвы и заготовка кормов.В целом климат и равнинная местность Эстонии, Литвы и Латвии способствуют хозяйственной деятельности человека. Страны Северной Европы неодинаково обеспечены минеральными ресурсами. Больше всего их в восточной части Феноскандии, фундамент которой составлен из кристаллических пород магматического происхождения, ярким проявлением которых является Балтийский щит. Здесь сосредоточены залежи железных, титаномагниевый и медно-колчеданов руд. Подтверждением сказанному являются месторождения железистых руд Северной Швеции - Кирунаваре, Луссаваре, Гелливаре. Породы этих месторождений залегают от поверхности до глубины 200м. Ценным попутным компонентом этих железорудных месторождений является апатит. Титаномагнетитовые руды занимают обширные территории в Финляндии, Швеции, Норвегии, хотя такие месторождения не выделяются значительными запасами сырья. До недавнего времени считалось, что Северные земли бедны запасы топливно-энергетических ресурсов. Лишь в начале 60-х годов XX в., Когда в донных отложениях Северного моря были открыты нефть и газ, специалисты заговорили о значительных залежи. Было установлено, что объемы нефти и газа в бассейне этой акватории значительно превышают все известные запасы данного сырья в Европе. Международными соглашениями бассейн Северного моря был поделен между государствами, расположенными вдоль его берегов. Среди северных стран наиболее перспективным на нефть оказался норвежский сектор моря. На его долю пришлось более одной пятой запасов нефти. К числу нефтедобывающих стран, пользующихся нефтегазоносным районом Северного моря, вошла и Дания. Среди других видов топлива в странах Северной Европы промышленное значение имеют горючие сланцы Эстонии, уголь Шпицбергена, торф Финляндии. Северные территории хорошо обеспечены водными ресурсами. Наибольшей их концентрацией выделяются Скандинавские горы, в частности их западная часть. За ресурсами полного речного стока впереди находится Норвегия (376 км3) и Швеция (194 км3), занимая первые два места в Европе. Важное значение для стран Северной Европы имеют гидроэнергетические ресурсы. Лучше всего обеспечены гидроэнергоресурсами Норвегия и Швеция, где обильные осадки и горный рельеф обеспечивают формирование сильного и равномерного стока воды, а это создает хорошие предпосылки для строительства гидроэлектростанций. Земельные ресурсы, особенно в Скандинавского полуострова, незначительны. В Швеции и Финляндии они составляют до 10% сельскохозяйственных угодий. В Норвегии - всего 3%. Доля непродуктивных и неудобных для освоения земель в Норвегии - 70% общей площади, в Швеции - 42% и даже в равнинной Финляндии - почти одна треть территории страны. Совсем иной ситуация в Дании и странах Балтии. Пашня в первой занимает 60% общей территории. В Эстонии - 40%, в Латвии - 60 и в Литве - 70%. Почвы в Северном макрорегионе Европы, особенно в Феноскандии, подзолистые, переувлажненные и малопродуктивные. Некоторые земли, особенно тундровые ландшафты Норвегии и Исландии, где преобладает мохово-лишайниковая растительность, используются для экстенсивного выпаса оленей. Одним из величайших богатств стран Северной Европы являются лесные ресурсы, то есть "зеленое золото". По площади лесов и валовыми запасами древесины выделяются Швеция, Финляндия, занимая по этим показателям соответственно первое и второе места в Европе. Лесистость в этих странах высока. В Финляндии она составляет почти 66%, в Швеции - более 59% (1995). Среди других стран Северного макрорегиона высокой лесистостью выделяется Латвия (46,8%). Северная Европа обладает разнообразными рекреационными ресурсами: средневысотные горы, ледники, фьорды Норвегии, шхеры Финляндии, живописные озера, водопады, полноводные реки, действующие вулканы и гейзеры Исландии, архитектурные ансамбли многих городов и другие историко-культурные памятники. их высокая атрактивнисть способствует развитию туризма и других форм отдыха. Население. Северная Европа отличается от других макрорегионов как по количеству населения, так и по основным демографическим показателям. Северные земли относятся к наименее заселенных территорий. Здесь проживает более 31,6 млн. человек, что составляет 4,8% общей численности населения Европы (1999). Плотность населения невысока (22,0 человека на 1 км2). Наименьшее количество жителей на единицу площади приходится в Исландии (2,9 человека на 1 км2) и Норвегии (13,6 человека на 1 км2). Слабо заселены также Финляндия и Швеция (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии, Финляндии). Среди стран Северной Европы наиболее густо заселена Дания (123 человека на 1 км2). Страны Балтии характеризуются средней плотностью заселения - от 31 до 57 человек на 1 км2). Темпы прироста населения Северной Европы очень низкие. Если в 70-е годы XX века. численность населения росла на 0,4% в год, преимущественно за счет естественного прироста, то в начале 90-х его прирост был сведен к нулю. Вторая половина последнего десятилетия XX в. характеризуется отрицательным приростом населения (-0,3%). Определяющее влияние на такую ситуацию оказали страны Балтии. Фактически Латвия, Эстония, Литва вступили в стадию депопуляции. В результате численность населения в Северном макрорегионе Европы, согласно прогнозам, в ближайшие десятилетия почти не расти. Страны Феноскандии, кроме Швеции, характеризуются положительным, но низким естественным приростом населения, за исключением Исландии, где естественный прирост сохранился на показателе 9 человек на 1000 жителей. Такая напряженная демографическая ситуация объясняется, в первую очередь, низкой рождаемостью. Тенденция к снижению рождаемости в европейских странах проявилась еще в 60-х годах и в начале 90-х прошлого века составляла в Европе всего 13 человек на 1000 жителей, что вдвое ниже среднемирового показателя. Во второй половине 90-х годов эта тенденция сохранилась, а разрыв даже несколько вырос. среднем в странах Северной Европы на одну женщину приходится 1,7 ребенка, в Литве - 1,4, в Эстонии - 1,2, а в Латвии - всего 1,1 ребенка. Соответственно и уровень детской смертности здесь самый: в Латвии - 15%, Эстонии - 10 и в Литве - 9%, тогда как в макрорегионе этот показатель составляет 6%, а в среднем по Европе - 8 смертей на тысячу родившихся (1999). Уровень смертности всего населения в североевропейских странах тоже достаточно дифференцирован. Для стран Балтии он составлял 14%, будучи на три пункта выше среднеевропейского показателя, для субрегиона Феноскандии - меньше на 1 ‰, составляя 10 человек на тысячу жителей. В мире на то время смертность составила 9% с, т.е. на 2 ‰ ниже среднеевропейского и на 2,5 ‰ ниже середньомакрорегіонального. Причины такого явления надо искать не в жизненном уровне или в существующем социальной защите, сложившегося в странах Северной Европы, а в росте потерь населения, связанных с профессиональными заболеваниями, производственными травмами, разного рода несчастными случаями, а также со старением населения. Средняя продолжительность жизни в странах Северной Европы высока - для мужчин она составляет почти 74 года, а для женщин более 79 лет.

На протяжении послевоенного пятидесятилетия страны Восточной Европы дважды оказывались в ситуации исторического выбора: во второй половине 1940-х гг. и в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Таким образом, продолжились поиски своего пути, начатые многими из них в 1918 г.

После возрождения или образования национальных государств. Примечательно, что во всех случаях схожие по характеру переломные события охватывали практически все страны региона и были сконцентрированы в довольно кратких по историческим понятиям отрезках времени (1918 г., 1944-1949 гг., 1989-1990 гг.). При рассмотрении истории Восточной Европы второй половины XX в. можно видеть и общность судеб ее народов, и своеобразие, неповторимый характер их опыта. 1.

Альтернативы 40-х гг. «Социалистический выбор». После окончания Второй мировой войны в восточноевропейских странах высказывались различные, часто противоположные суждения о будущем характере и путях общественного развития. Одни стояли за восстановление довоенных режимов, другие (в особенности социал-демократы) отдавали предпочтение западноевропейской модели демократического государства, третьи - коммунисты, следуя советскому образцу, стремились к утверждению государства диктатуры пролетариата. По мере того как укреплялись экономические и социальные основы послевоенных государств, обострялась борьба между этими силами в рамках существовавших в 1944-1947 гг. коалиционных правительств, в прессе, в пропагандистской работе с населением.

В 1944-1948 гг. во всех странах региона были проведены национализация основных средств производства и аграрные реформы. В руки государства переходили банки и страховые компании, крупные промышленные предприятия, транспорт и связь, национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами. К концу 40-х гг. доля государственного сектора в валовой промышленной продукции в большинстве восточноевропейских стран составила свыше 90%, в Югославии - 100%, в Восточной Германии - 76,5%. В результате аграрных реформ 40-х гг., проводившихся под лозунгом «Землю тем, кто ее обрабатывает!», было ликвидировано крупное помещичье землевладение. Часть изъятых у помещиков земель закреплялась за государственными хозяйствами (госхозами), часть передавалась малоземельным и безземельным крестьянам. Преобразования вызывали поддержку одних групп населения и сопротивление других. Коммунисты выступали за более радикальные меры, политики либерального и консервативного направлений противостояли этому. Усиливалось общественное и политическое размежевание.

1947-1948 годы стали переломными в развернувшейся борьбе. В Польше при проведении референдума (1946) большинство населения поддержало предложения левых партий об упразднении высшей палаты парламента - сената, о закреплении в будущей конституции страны проведенных преобразований - аграрной реформы и национализации основных средств производства, а также об утверждении границ Польского государства на Балтике, по рекам Одре и Нисе Лужицкой (Одеру и Нейсе). Выборы в Законодательный сейм в январе 1947 г. принесли 80% голосов избирателей блоку, возглавлявшемуся Польской рабочей партией (партией коммунистического толка). В Чехословакии в феврале 1948 г. возник правительственный кризис (из-за несогласия с предложениями о новом витке национализации 12 министров подали в отставку). Коммунисты мобилизовали рабочих, в течение недели проводились митинги и демонстрации, были созданы отряды вооруженной рабочей милиции (до 15 тыс.

человек), состоялась всеобщая забастовка. Президент страны Э. Бенеш вынужден был принять отставку 12 министров и согласиться с предложениями лидера коммунистов К. Готвальда о новом составе правительства. 27 февраля 1948 г. новое правительство, руководящую роль в котором играли коммунисты, было приведено к присяге. Вскоре Э. Бенеш подал в отставку с поста президента. Новым президентом страны был избран К. Готвальд.

К 1949 г. коммунисты взяли всю полноту власти в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. К этой группе стран присоединилась провозглашенная 7 октября 1949 г. Германская Демократическая Республика. Несмотря на то что в ряде стран сохранились многопартийные системы (в ГДР, Болгарии, Польше, Чехословакии), существовали организации Национального фронта, парламенты, в некоторых сохранился пост президента, руководящая роль безраздельно принадлежала коммунистическим партиям. В их программах определялись направления развития всех сфер - огосударствленной экономики, социальных отношений, образования и культуры. В 50-е гг. была поставлена цель - «построение основ социализма». Примером служил опыт СССР, выдвигались три главные задачи: индустриализация, кооперирование сельского хозяйства, культурная революция.

Результатом индустриализации, проводившейся по советскому образцу, стало превращение группы восточноевропейских стран из аграрных в индустриально-аграрные. Упор делался на развитие тяжелой промышленности. Она была практически вновь создана в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии. В ГДР и Чехословакии, которые еще до Второй мировой войны входили в число развитых индустриальных государств, осуществлялась структурная перестройка и реконструкция промышленности. Индустриализация оплачивалась высокой ценой, напряжением всех человеческих и материальных ресурсов. Как правило, устанавливались завышенные задачи и темпы хозяйственного строительства. Приняв пятилетний план, тут же выдвигали лозунг «Выполним пятилетку в четыре года!». Из-за преимущественного внимания к развитию тяжелой промышленности недостаточным было производство товаров широкого потребления, сохранялся дефицит на необходимые предметы повседневного спроса, быта.

Кооперирование сельского хозяйства в странах Восточной Европы имело черты своеобразия в сравнении с советским опытом: здесь в большей степени учитывались национальные традиции и условия. В одних случаях предлагался один тип кооператива, в других - несколько. Обобществление земли и техники проводилось поэтапно, применялись разные формы оплаты (по труду, за внесенный земельный пай и др.). К концу 50-х гг. доля обобществленного сектора в сельском хозяйстве в большинстве стран региона превысила 90%. Исключение составили Польша и Югославия, где в аграрном производстве преобладали частные крестьянские хозяйства.

Перемены в области культуры в значительной степени определялись особенностями предшествующего развития стран.

В Албании, Болгарии, Польше, Румынии, Югославии одной из первоочередных задач являлась ликвидация неграмотности населения. В ГДР такая задача не стояла, зато особые усилия потребовались для преодоления последствий многолетнего господства нацистской идеологии в образовании, духовной культуре. Несомненным достижением культурной политики в восточноевропейских странах стала демократизация среднего и высшего образования. Вводилась единая неполная (а затем полная) средняя школа с бесплатным обучением. Общая длительность обучения в школе достигла 10-12 лет. На старшей ступени действовали гимназии и технические школы. Они различались не по уровню, а по профилю подготовки. Выпускники средней школы любого типа получали возможность поступать в высшие учебные заведения.

Значительное развитие получило высшее образование, в ряде стран впервые сложилась сеть вузов, готовивших научные и технические кадры высшей квалификации, появились крупные научные центры.

Особое значение во всех странах придавалось утверждению коммунистической идеологии как общегосударственной. Всякое инакомыслие изгонялось и преследовалось. Это особенно выразительно проявилось в политических судебных процессах конца 40-х - начала 50-х гг., в результате которых были осуждены и репрессированы как многие партийные работники, участники антифашистской борьбы, так и крупные представители интеллигенции. Обычным явлением в те годы были партийные чистки. В этом отношении также широко использовался советский опыт. Идеологическая и культурная сферы продолжали оставаться полем борьбы. 2.

Противоречия и кризисы 50-х гг. Жесткое регламентирование всех сфер жизни в странах «социалистического лагеря» не могло устранить противоречивости их внутреннего развития и межгосударственных отношений. Одним из первых свидетельств этого был конфликт между партийным и государственным руководством СССР и Югославии (его часто называли конфликтом между И. В. Сталиным и И. Броз Тито), случившийся в 1948-1949 гг. и закончившийся разрывом отношений между двумя странами. Контакты восстановились по инициативе советской стороны лишь после смерти Сталина. Но за годы разрыва в Югославии был избран собственный путь развития. Здесь постепенно утвердилась система рабочего и общественного самоуправления (было отменено централизованное управление отраслями хозяйства, расширились права предприятий по планированию производства, распределению фондов заработной платы, в политической сфере расширилась роль местных органов власти). В области внешней политики Югославия приняла статус неприсоединив- шегося государства.

Проблемы возникали и в других странах. Трудности послевоенных лет, партийный диктат во всех сферах, напряжение индустриализации сказывались на жизни людей, порождая недовольство, а порой открытый протест разных слоев населения. 17 июня 1953 г. во многих городах Германской Демократической Республики (по разным данным, их число колеблется от 270 до 350) произошли демонстрации и забастовки населения с требованиями улучшения материального положения, антиправительственными лозунгами. Имели место нападения на партийные и правительственные учреждения. Против демонстрантов наряду с полицией были брошены советские войска, на улицах городов появились танки. Выступление было подавлено. Погибли несколько десятков человек. Для недовольных остался один путь - бегство в Западную Германию.

Значительными потрясениями и испытаниями ознаменовался 1956 год. Летом произошли выступления в Польше. В городе Познани рабочие объявили забастовку, протестуя против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с направленными против бастующих полицейскими и военными подразделениями погибло несколько человек. После этих событий произошла смена руководства в правившей Польской объединенной рабочей партии.

23 октября 1956 г. студенческая демонстрация в столице Венгрии Будапеште положила начало трагическим событиям, поставившим страну на грань гражданской войны. Студенты требовали замены догматического руководства страны во главе с М. Ракоши политиками умеренного толка, в первую очередь И. Надем (он был премьер- министром страны в 1953-1955 гг.), общеполитических и экономических перемен. Собравшаяся вокруг демонстрантов толпа штурмом захватила здание радиокомитета, редакцию центральной партийной газеты. В городе начались беспорядки, появились вооруженные группы, нападавшие на сотрудников полиции и служб безопасности. На следующий день в Будапешт были введены советские войска. И. Надь, возглавивший правительство, провозгласил происходившие события «национально-демократичес- кой революцией», потребовал вывода советских войск, объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился за помощью к западным державам. В Будапеште повстанцы вступили в борьбу против советских войск, начался террор против коммунистов. При содействии советского руководства было образовано новое правительство во главе с Я. Кадаром. 4 ноября 1956 г. советские войска взяли под контроль положение в стране. Правительство И. Надя распалось. Выступление было подавлено. Одни назвали его контрреволюционным мятежом, другие - народной революцией. События, длившиеся две недели, привели к большим человеческим жертвам и материальным потерям. Тысячи венгров покинули страну.

Выступления 1953 г. в ГДР и 1956 г. в Польше и Венгрии хотя и были пресечены, но имели существенное политическое значение. Это был протест против партийной политики, советской модели социализма, насаждавшейся сталинскими методами. Становилось очевидно, что нужны перемены. 3.

За «социализм с человеческим лицом». В 1960-е гг. в ряде восточноевропейских стран были начаты экономические реформы. В ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии вводились новые системы планирования, в рамках которых расширялась самостоятельность отраслевых объединений и предприятий, предусматривался хозрасчет. Усиливалось стремление к переменам в политической сфере. В апреле 1968 г. пленум Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии принял «Программу действий», направленную на реформирование партии, всех сторон жизни общества. Ее предложила группа партийных руководителей - А. Дубчек, Й. Смрковский, 3.

Млынарж, О. Черник и др. (некоторые из них учились после войны в СССР), выступавших за обновление системы, за «социализм с человеческим лицом».

  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.

    Начало строительства социализма.

    В годы Второй мировой вой­ны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они воз­главили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в дру­гих руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех стра­нах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выбо­рах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они при­зывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали

    буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.

    Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшей­ся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и даль­нейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.

    На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многоднев­ных массовых митингов рабочих добились создания нового прави­тельства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бе­ неш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.

    К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках ком­мунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В неко­торых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.

    СЭВ и ОВД.

    С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической си­стемы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двусто­роннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жес­тко контролировал деятельность правительств этих стран.

    С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна ­Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении эко­номических связей стал играть Совет экономической взаимопомо­щи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже всту­пила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.

    В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападе­ния на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению госу­дарствам немедленную помощь всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифи­цировались вооружение и организация войск.

    Развитие стран «народной демократию» в 50 - 80-е п. ХХ в.

    К середине 50-х гг. хх в. В результате ускоренной индустриализа­ции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы был создан значительный экономический потенциал. Но курс на преимуще­ственное развитие тяжелой промышленности при незначитель­ных вложениях в сельское хозяйство и производство потребитель­ских товаров привел к снижению уровня жизни.

    Смерть Сталина (март 1953 г.) породила надежды на полити­ческие перемены. Руководство ГДР в июне 1953 г. провозгласило «новый курс», предусматривавший укрепление правопорядка, увеличение выпуска товаров народного потребления. Но одновре­менное повышение норм выработки рабочих послужило толчком к событиям 17 июня 1953 г., когда в Берлине и других крупных городах начались манифестации, в ходе которых выдвигались эко­номические и политические требования, в том числе проведения свободных выборов. С помощью советских войск полиция ГДР подавила эти выступления, которые руководство страны оценило как попытку «фашистского путча». Тем не менее, после этих собы­тий началось более широкое производство товаров народного по­требления, снизились цены.

    Решения ХХ съезда КПСС о необходимости учета национальных особенностей каждой страны были формально одобрены руко­водством всех компартий, но далеко не везде стал осуществляться новый курс. В Польше и Венгрии догматическая политика руко­водства привела к резкому обострению социально-экономических противоречий, что привело осенью 1956 г. к кризису.

    Выступления населения в Польше привели к отказу от на­сильственной коллективизации и некоторой демократизации по­литической системы. В Венгрии внутри коммунистической партии возникло реформистское крыло. 23 октября 1956 г. начались де­монстрации в поддержку реформистских сил. Их лидер И. Надь возглавил правительство. По всей стране происходил и митинги, начались расправы над коммунистами. 4 ноября советские войска стали наводить порядок в Будапеште. В уличных боях погибло 2700 венгров и 663 советских солдата. После «чистки», проведен­ной советскими спецслужбами, власть была передана Я. Кадару. В 60-70-е гг. ХХ в. Кадар проводил политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения при недопущении полити­ческих перемен.

    В середине 60-х гг. обострилась обстановка в Чехословакии. Эко­номические трудности совпали с призывами интеллигенции со­вершенствовать социализм, придать ему «человеческое лицо». Партия одобрила в 1968 г. программу экономических преобразова­ний и демократизации общества. Страну возглавил А.Дучек., сто­ронник преобразований. Руководство КПСС и компартии восточ­ноевропейских стран к этим переменам отнеслось резко отрицательно.

    Пять членов руководства КПЧ тайно направили письмо в Москву с просьбой вмешаться в ход событий и предотвратить «уг­розу контрреволюции». В ночь на 21 августа 1968 г. войска Болга­рии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР вошли в Чехословакию. Опираясь на присутствие советских войск, противники реформ перешли в наступление.

    На рубеже 70-80-х гг. хх в. кризисные явления обозначились в Польше, которая довольно успешно развивалась в предшествую­щий период. Ухудшение положения населения вызвало забастов­ки. В их ходе возник независимый от властей профсоюзный коми­тет «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. В 1981 г. президент Польши генерал В. Ярузельский ввел военное положение, лидеры «Солидарности» были подвергнуты домашнему аресту. Однако структуры «Солидарности» начали действовать в подполье.

    Особый путь Югославии.

    В Югославии коммунисты, руково­дившие антифашистской борьбой в 1945 г., взяли власть. Прези­дентом страны стал их лидер хорват И Броз Тито. Стремление Тито к независимости привело в 1948 г. к разрыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессированы десятки тысяч сто­ронников Москвы. Сталин развернул антиюгославскую пропаган­ду, но не пошел на военное вмешательство.

    Советско-югославские отношения были нормализованы после смерти Сталина, однако Югославия продолжала идти по своему пути. На предприятиях функции управления осуществляли трудо­вые коллективы через выборные советы рабочих. Планирование из Центра передавалось на места. Ориентация на рыночные от­ношения привела к росту выпуска товаров широкого потребле­ния. В сельском хозяйстве почти половину хозяйств составляли крестьяне-единоличники.

    Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в нее. Общее руководство осуществлял Союз коммунистов Югосла­вии (СКЮ). Председателем СКЮ с 1952 г. был Тито. Он же зани­мал посты президента (пожизненно) и председателя Совета Фе­дерации.

    Перемены в Восточной Европе В конце хх в.

    Политика пере­стройки в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. При этом советское руководство к концу 80-х п. ХХ в. отказалось от политики сохранения существовавших режимов в этих странах, напротив, призывала их к «демократизации». В боль­шинстве правящих там партий сменилось руководство. Но попыт­ки этого руководства проводить реформы наподобие перестроеч­ных, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудши­лось экономическое положение. Массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные вла­стям движения. Всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября - ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 8 ноября началось разрушение Берлинской сте­ны. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

    В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти в ходе демонстраций населения. Правящие партии самораспусти­лись или преобразовались в социал-демократические. Вскоре были проведены выборы, на которых победу одержали бывшие оппо­зиционеры. Эти события получили название «бархатных револю­ций». Лишь В Румынии противники главы государства Н. Чаушеску организовали в декабре 1989 г. восстание, в ходе которого погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. В 1991 г. сме­нился режим в Албании.

    Драматические события разыгрались в Югославии, где на вы­борах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. Словения и Хор­ватия провозгласили независимость в 1991 г. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опаса­лись преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Позже провоз­гласили независимость Македония и Босния и Герцеговина. Пос­ле этого Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. В Боснии и Герцеговине начался конфликт между сер­бами, хорватами и мусульманами. Он продолжался до 1997 г.

    По иному произошел распад Чехословакии. После референду­ма она мирно разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

    После политических перемен во всех восточноевропейских стра­нах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики и командно­административной системы управления, началось восстановление рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные по­зиции в экономике получил иностранный капитал. Первые пре­образования получили название «шоковой терапии», поскольку были связаны с кризисом производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция. Особенно тяжелая обстановка сложил ась в Албании, где в 1997 г. произошло народное восстание против правительства.

    Однако к концу 90-х гг. ХХ в. положение в большинстве стран стабилизировалось. Была преодолена инфляция, затем начался экономический рост. Наибольших успехов достигли Чехия, Венг­рия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвес­тиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовы­годные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Во внешней политике все восточноевропейские страны ориенти­руются на Запад, они взяли курс на вступление в НАТО и ЕС. ДЛЯ

    внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена у власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

    Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

    Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. 1.

    Расстановка ведущих политических сил. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

    Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалистов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

    В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и социальной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо. 2.

    От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.).

    После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

    Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

    В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

    Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

    В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработ-

    Плакат, иллюстрирующий послевоенное «экономическое чудо» в странах Западной Европы

    ная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически «замораживали» зарплату (запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

    Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

    Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

    Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, a JI. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия. 3.

    Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

    Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все же в 1962 г. Алжир получил независимость.

    В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

    Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки.

    Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого ПІ. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель гол- листской партии Ж. Помпиду.

    1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

    Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

    При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

    В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

    Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

    Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4.

    В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

    В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

    В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу. 5.

    Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в. Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

    В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

    Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

    Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

    Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984- 1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

    В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

    1. Охарактеризуйте расстановку политических сил в странах Западной Европы во второй половине 40-х гг. Что изменилось в ней по сравнению с довоенной ситуацией? 2. В чем заключались наиболее значительные демократические завоевания второй половины 40-х гг. в странах Западной Европы? Благодаря чему они стали возможны? 3. Объясните, почему стало возможным и в чем выразилось «экономическое чудо» 50-х гг. 4. Охарактеризуйте политику социал-демократических правительств в 60-е - начале 70-х гг. Что вы отнесете к ее достижениям, а что - к недостаткам? 5. Выскажите ваше суждение о том, почему стал возможен переход от авторитарного к демократическому режиму в Испании. 6. Объясните причины того, что в конце 70-х гг. к власти в целом ряде европейских стран пришли консерваторы. Что в их позициях было традиционным, а что - новым? 7*. Как вы думаете, какую роль в успехе политического движения (партии) играет личность лидера? Покажите на примерах.

    Доминантой развития государств принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако страны столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений. Это технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы, социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

    Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

    Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений.

    Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

    Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

    В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер

    Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки

    Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г.

    В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека