Типы мировоззрения и их характеристика. Мировоззрение человека: структура, типология характерные особенности

Ориентация в жизни, рефлексия, поступки и поведение человека определяются мировоззрением. Это довольно сложное философское понятие, которое охватывает психологическую, когнитивную, логическую и социальную сферы существования человека. Разные науки по-своему определяют это явление, философия стремится объединить все существующие подходы, создавая интегральное понятие.

Понятие мировоззрения

Сознание человека имеет сложную структуру, базовую часть которой составляет мировоззрение. Основные виды мировоззрения формируются по мере становления личности и являются ее неотъемлемой частью наравне с характером. Оно есть концентрированные представления личности о мире, ее опыт, когнитивный запас.

Мировоззрение – это обобщающая категория, обозначающая в философии обретение человеком теоретической основы в представлениях о жизни. В него включаются результаты осмысления личностью глобальных вопросов бытия: о смысле жизни, о понятии счастья, о том, что такое добро и зло, что есть истина и т. п. Это самые общие принципы существования отдельного человека.

Признаки мировоззрения

При этом мировоззрение, несмотря на ярко выраженный субъективный характер, имеет исторический и социальный аспекты, поэтому данное явление выступает приметой человеческого вида в целом и имеет объективные, обобщенные признаки. Главная характеристика мировоззрения – его целостность, оно представляет собой сложнейшее образование, является формой общественного и индивидуального человеческого сознания. Также оно характеризуется обобщенностью, так как из опыта человек делает универсальные выводы, объясняя мироздание.

Структура

Так как мировоззрение – сложное образование, то в нем выделяется несколько уровней, как минимум их два: это виды мировоззрений теоретического и практического порядка. Первые – результат абстрактного осмысления самых общих принципов существования мира, который обычно образуется в ходе обучения, философского и научного познания, вторые – это сформировавшиеся стихийно представления о порядке вещей в мире, они обусловлены индивидуальным опытом. Компонентами структуры мировоззрений являются знания, интересы, стремления, принципы, идеалы, стереотипы, нормы, верования.

Мировоззрение, его виды и формы являются результатом осмысления человеком окружающей действительности. Основными структурными элементами выступают мировосприятие и миропонимание как реализация двух базовых способов освоения действительности.

Мировосприятие – итог познания при помощи органов чувств, восприятия и эмоций. Миропонимание – результат логического, рационального осмысления фактов объективного и субъективного миров.

Сложный процесс формирования

Человек не получает от рождения все виды мировоззрений, они могут только формироваться прижизненно. Социализация напрямую связана с формированием мировоззрения. Когда человек начинает задаваться общечеловеческими и философскими вопросами, тогда и начинает складываться мировоззрение. Это сложный процесс, который протекает в нескольких плоскостях одновременно. Человек накапливает опыт и знания, у него формируются интересы и умения, все это станет компонентами мировоззрения.

Главной точкой в формировании мировоззрения является поиск своего места в обществе, здесь важную роль играют самооценка и направленность личности. Постепенно система оценок мира и себя в нем закрепляется и переходит в разряд убеждений и представлений, которые и составляют основу мировоззрения.

Процесс формирования мировоззрения долгий, а возможно, даже бесконечный. Начинается он в детстве, когда закладываются базовые жизненные представления и формируются стереотипы. В юности появляется система принципов, которые будут основанием для поступков человека, и в зрелом возрасте происходит кристаллизация мировоззрения, его осознание и коррекция. Этот процесс может длиться всю жизнь. Важную роль играет образование. Разнообразные пути и виды формирования мировоззрения приводят к тому, что оно принимает многочисленные формы и варианты.

Традиционные виды мировоззрений

Широкий взгляд на мир – это есть мировоззрение, оно на первых этапах может складываться стихийно, исходя из жизненного опыта, но обычно подвергается социальным факторам воздействия, в первую очередь важнейшее влияние оказывает семья.

Традиционно принято выделять такие виды мировоззрений как обыденное, философское, научное, историческое, религиозное, мифологическое. Также есть попытки выделить типы по различным основаниям, например, оптимистическое и пессимистическое мировоззрение, рациональное и интуитивное, системное и хаотическое, эстетическое. Таких примеров может быть бесчисленное множество.

Мифологическое мировоззрение

Первобытное осознание и освоение мира принимало разные формы и виды, мировоззрение человека формировалось на их основе. Мифологическим представлениям о мире характерны синкретизм и метафорическая форма. Они в нерасчлененном виде сочетают верования, знания, убеждения. Именно поэтому из мифов в свое время выросли наука, религия, философия.

Мифологическое мировосприятие строится на непосредственном переживании, человек не мог еще во времена становления проникнуть вглубь вещей, но ему требовались ответы на вопросы бытия, и он создает систему объяснений, которую облекает в мифопоэтическую форму.

Мифологическому мировоззрению в меньшей степени характерны знания, в большей степени - представления и верования. Оно отражает непреодолимую зависимость человека от сил природы. Мифологические представления происходят из первобытной древности, но они не исчезают из жизни современного человека - социальная мифология с успехом использует простейшие объяснительные механизмы и сегодня. Каждый из нас в своем индивидуальном развитии проходит стадию мифологического познания, и элементы мифологического мировоззрения актуальны в любую историческую эпоху.

Религиозное мировоззрение

На смену мифологическому миропониманию приходит религиозная картина мира. У них много общего, но религиозное мировоззрение – это более высокая стадия развития человека. Если мифологическое базировалось только на сенсорных образах и выражалось в мироощущении, то религиозное добавляет к чувственному восприятию логическое познание.

Основная форма существования религиозного мировоззрения – вера, именно на ней базируется картина мира верующего. Она дает человеку ответы на основные вопросы бытия, опираясь не только на эмоции, но и на логику. Религиозное мировоззрение уже содержит идеологический компонент, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями, поступками людей и миром.

Основные виды религиозного мировоззрения - иудаизм, ислам, христианство, буддизм - воплощают разные картины мира и идеалы. Религия, в отличие от мифа, не только объясняет мир, но и диктует определенные поведенческие правила. Религиозная картина мира содержит нравственные идеалы и нормы, это мировоззрение уже строится в ходе ответов на вопросы о смысле жизни и о месте и значении отдельного человека в мире.

Центральное место в религиозном мировоззрении занимает персона и идея Бога, он выступает источником всех явлений и главным объяснительным аргументом. Человеку предлагается единственная форма реализации религиозности – это вера, то есть, несмотря на наличие логики в религиозных текстах, все-таки строится картина мира верующего на эмоциях и интуиции.

Историческое мировоззрение

Человечество в процессе развития претерпевает существенные изменения в мироощущении и миропонимании. В связи с этим можно говорить о мировоззрении различных исторических эпох, которые связаны с доминирующим взглядом на мир. Так, античность – это время господства эстетических и философских идеалов. Именно они являются главным ориентиром человека в восприятии мира.

В средние века господствует религиозное мировоззрение, именно вера становится источником миропонимания и ответов на главные вопросы. В Новое время базой для формирования мировоззрения становится научная картина мира, естественные науки отвечают на главные вопросы бытия в русле своих открытий и гипотез.

19-й век – это время становления многополярной картины, параллельно существует несколько философских и научных концепций, которые становятся для людей главным идеологическим принципом. В 20-м веке мозаичность мировоззрений только нарастает, а сегодня можно увидеть, что они формируются на различных основаниях - от мифологических до научных.

Обыденное мировоззрение

Самым простым видом мировоззрения является обыденное, которое объединяет представления о повседневной жизни. Это часть сознания, которая напрямую вытекает из опыта человека. Она формируется на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.

Основной источник представлений обыденного мировоззрения – участие в практической деятельности, трудовая и социальная активность. Человек наблюдает за окружающей действительностью: природой, другими людьми, за собой. Он устанавливает закономерности, которые и становятся исходными положениями обыденного мировоззрения. Часто его еще называют здравым смыслом. Характерная черта обыденного мировоззрения – традиционность. Сегодня за его формирование в первую очередь ответственны СМИ, а основная форма существования – стереотипы. Нередко оно реализуется в виде суеверий, так как основывается на представлениях, передаваемых из поколения в поколение, не всегда подтверждаемых наукой или практикой.

Философское мировоззрение

Размышления о смысле жизни, об основаниях бытия и предназначении человека приводят нас к возникновению философского мировоззрения. Оно постоянно развивается и расширяется, как и любое теоретическое знание, обогащается все новыми размышлениями. Характерной чертой философского мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного, является базирование на знании. Философия исходит из объективных знаний о мире, но интерпретирует их через субъективный метод – рефлексию. Также философской рефлексии свойственно опираться на законы логики, оперируя при этом своими категориями и понятиями. Философскому мировоззрению характерна систематичность, вместо чувственного переживания ведущим методом познания является размышление.

Философское мировоззрение прошло три эволюционных стадии становления:

  • космоцентризм, когда велись поиски ответа на вопросы о возникновении мироздания;
  • теоцентризм, первопричиной всего сущего признается Бог;
  • антропоцентризм, когда на первое место выходят проблемы человека, этот этап длится со времен эпохи Возрождения и доныне.

Основные виды философского мировоззрения: идеализм и материализм. Они возникли еще на заре человечества. Идеалистическое мировоззрение главным началом мира считает идеальное: духовные, мыслительные, психические явления. Материализм, напротив, первичным началом именует материю, то есть вещи, предметы и тела. Таким образом, философия не только осмысляет вопросы о месте человека на Земле и его значимости, но и размышляет о первоисточниках мира.

Также выделяют другие виды мировоззрения в философии: агностицизм, скептицизм, и более частные: позитивизм, иррационализм и рационализм, экзистенциализм и другие.

Научное мировоззрение

В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.

Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.

Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

Тематика и функции мифов

Функции мифа

<вечное возвращение>

Основные разделы и функции философии

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

- гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

- аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

- праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

- антропология – философское учение о человеке;

- социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Обозначим некоторые функции:

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании оно базируется - на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т.е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий.

Методологическая функция . Под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.

Рефлексивно-критическая функция . С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении рефлексивно-критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания.

Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

Интегративная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохиТаким образом, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными, в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Историческое осознание категории бытия

Проблема единства и многообразия мира

Истина и заблуждение вера и знание

Вера и знание

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет дав­нюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан откры­то выступал против разума, провозглашал парадоксальный

тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский за­менил изречение Тертуллиана своей компромиссной фор­мулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гар­монии между верой и знанием при приоритете веры.

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание - сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала по­ложение о том, что вера не должна быть слепым движе­нием души и что не может быть никакого действительно­го расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Например, папа Пий XII неоднократ­но выступал с заявлениями о том, что «церковь - друг науки», отмечая, однако, что церкви приходится вмеши­ваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры.

Основные характеристики мировоззрения

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов)

Тематика и функции мифов

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Функции мифа

Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:

Аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления);

Телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования);

Праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история - "творимый миф");

Коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);

Познавательная и объяснительная;

Компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы).

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их <вечное возвращение> и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

Заочный факультет

Кафедра Философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений.

Выполнила: студ. гр. 9СР -71

Проверил преподаватель:

ГУСЕВА А.А.

Введение..............................................................................................................4

Общая характеристика мировоззрения…………. ………...…………………5

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, как основные формы мировоззрения..……………………..………………..10

Схематическая связь философии, религии, мифологии…………………....17

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов……….18

Контрольные задания к теме №2…………………………………………….21

Заключение.......................................................................................................23

Литература........................................................................................................24

Введение.

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VÌÌ-VÌ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVÌ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас.

Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысли, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себя мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. И это необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

Общая характеристика мировоззрения.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Мировоззрение- необходимая составляющая человеческого создания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Жизнь людей в обществе носит исторических характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личности также подтверждено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной деятельности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используются личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрения каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрении можно выделить ряд укрупненных градаций, типов. Мировоззрение комплексная форма сознания, объемляющая самые разные «пласты» человеческого опыта, -способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносится данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение– это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющее самое общее видение, понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы действий людей.

В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная, и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

В различных формах мировоззрений по –разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляетмироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относятся к мировосприятию. Познавательно- интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрение включает в себя оба этих «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.

Жизнь в природном и общественно мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжение и многое другое. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного разрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем люди присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущение радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворения жизнью, своими свершениями.

Сочетание таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистичным; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливых или несчастным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различие их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающие напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадание, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находятся выражение типовых, преобладающие настроение, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благовонием, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Мировоззрение сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

Разум и чувства входят в ткань, мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы, действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения- взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений –так велика их побудительная сила – люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Стараясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира, ориентация в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды –ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе – всего мирового сообщества.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не включает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней- без внутренней критичности, собственного анализа- называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от суждения высоким целям.

С моей точки зрения мировоззрение- это сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного творческого мышления. В мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов – также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

С состав мировоззрения входят и играет в нем важную роль обобщенные знания- повседневные, или жизненно- практические, профессиональные, научные. Чем солидней запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непосредственное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Существенно значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов-знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов, и т.д.. Таким образом в структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

1.Познавательный компонент . Базируется на обобщенных знаниях- повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно- научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивы действия и т. д.

3.Морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность, действовать.

4.Практический компонент. Без практической составляющей носило бы крайне абстрактный характер.

Жизненно- практическое мировоззрение находит своё обобщение выражение в мифологию и религию. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественником философии.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия , как основные формы мировоззрения.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Исторической первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Мифология (от греческого mifos –предание, сказание и logos–слово, понятие, учение)- форма общественного сознания, способ понимания мира, характерных для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы- древние сказание разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев- многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройство природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижения людей- добывание огня, изобретение ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение.

У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единое повествования. Миф –наиболее ранняя форма духовной культуры человечества –объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчлененная, универсальная форма познания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себя реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, значение и веру, мысль и эмоции. Природу мифологического сознания нужно осмысливать в рамках той исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным способом понимания мира. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключалась в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли гуманитарную культуру различных народов- в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая миология отражена в произведениях литературы и искусстве. Известно, как много мифологических образов вобрал в себя поэтический язык А.С. Пушкина. Мифами наполнены мировые религии- христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая степень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратил начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы –происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения смерти –коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологическое мышление еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф- это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии - Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотъемлемая часть.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях развития. Они были важными стабилизаторами общественной жизни. Главное значение мифов состоит в том, что устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала религия.

В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое, то есть с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия не разделимы.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культурную систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности, религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Религия -(от латинского religio–благочестие, набожность, святыня, предмет культа) -такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний- «небесный», сверхъестественный, сверхчувствительный.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «ускорить» человека в трансцендентное. Специфика религии–в особом характере мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидностей сверхъестественных сил и в и их главенствующую роль мировоззрении и жизни людей.

Вера–способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются с религией, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образом, смыслам, с их личным творчеством.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они- продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религии, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия- социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поколения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемые данным обществом ценностям.

Природа религиозного мировоззрения сложна и тредует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия- определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению.

Исследования показывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отражен постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных общественных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о «высших силах» причудливо сплетались начало добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смущалось чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасение в обращении к божественным силам. Поклонение «высшим силам» постепенно приводилось к понятию (образу) бога –высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религии идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец- сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилием этого момента связанно развитие в рамках религиозного сознания- на высших его ступенях- этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередко придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия -сложное духовное образование и общественно- историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторической миссии религия, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирования сознания единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разными группами людей одной веры. В рамках различных религиозных вероучений формировались единые образцы, нормирующие образу чувств, мыслей, поведения людей. Благодаря этому религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев. Это важная культурно историческая роль. Но в тех случаях, когда церковь выступала орудием социально-политического гнета, осуществляла монополию на духовную жизнь народов (католическая церковь в середине века, во многом православная церковь в царской России), вероучения принудительно навязывались миллионами верующих в качестве жесткого регулятора образа мышления и поведения, санкционировали существующий общественно- политический строй.

Религия- явление многоплановое и многозначное. Ее порождают специфические закономерности развития общества. Общественные процессы определяют в конечном итоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений наук, при всей фантастичности форм, в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей на общественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико. Это в значительной мере связанно с тем, что «человеческий мир» религий по- своему отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему эмоционально- образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно- ценностную сторону жизни людей, религиозное состояние способствовало развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспекта человеческого бытия. Он социален и поэтому не улавливается посредством природных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальной стороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально- теоретическому толкованию, регулированию.

Сходство философии и религии состоит в том, что обе они являются общественно историческими формами мировоззрения, обе решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.

Велико и их различие: а) тысячелетием философские мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе религиозных людей; б) для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена способны были не многие, большинство людей черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире; в) и, наконец, в отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира человека с позиции знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связанны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам философия вынесла на первый плат интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей. Оно зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от господствующего общественного строя. Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием общества изменяется и мировоззрение людей. В антогонистическом классовом обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом обществе носит классовый характер; господствующим мировоззрением является мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя господствовало религиозно-идеалистическое мировоззрение крупных землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-крепостнической России возникло мировоззрение революционных демократов Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного крестьянства.

Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия. Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивным развитием общества и тем ускоряет развитие общества.

Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и звеньями.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, (то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д.). она унаследовала весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а иное с позиции рациональной оценки, с позиции разума. Поэтому можно сказать, что философия –это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия- это мировоззрение- система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечал Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Таким образом, философия в целом обладает опредленной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренчеких проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.

Контрольные Задания к теме №2.

Задание №1 Русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948), характеризуя соотношение философии с религией и наукой, писал: «Философия есть самая незащищенная сторона культуры … Философия подвергается нападению с верху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем».

Ответ; Николай Александрович Бердяев - один из самых известных русских философов XX века. Его философия впитала в себя множество самых разнообразных источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс, Беме, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей на него заметное влияние оказали Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Несмелое, Розанов и другие.

Н. А. Бердяева и поныне считают одним из властителей дум XX века. Чему же конкретно обя­зан своей известностью этот философ? Он не аналитик, не исследователь. Он, конечно, автор ориги­нальных концепций: о богоподобных возможностях человека-творца, о «ничто» как по­доснова мира, не входящей в божественную компетенцию, и т. п. Но, думается, не в этом дело. А в том, что Бердяев - мыслитель, не устававший возвещать о драгоценной че­ловеческой личности и пророчествовать о ее судьбе.

Ответственный, озабоченный состоянием мира, взгляд Бердяева формулировался в ответ на вызов времени. Большинство его пророчеств, рождавшихся как будто от соударений с духовными реальностями и, как молнии, озарявших будущее, до сих пор остаются в силе.

Духовная жизнь общества является особой сферой деятельности людей, где имеет место производстве и распространение ими духовных ценностей. Она включает в себя все многообразие форм и проявлений духовной деятельности, протекающей на основе и в рамках общественного сознания.

В чем существо религии, основной нерв ее, зачем и почему религия нужна нам? Религия есть гнозис, не отвлеченное знание, а конкретное, органически полное постижение и испытание смысла жизни. Сущность религиозной жизни в таинстве, в действии, но таинство предполагает некоторый гнозис: чтобы таинство было, нужно знать Бога, во имя которого оно совершается. В существе своем религия индивидуальна, так как открывает тайну личной судьбы, разрешает томление индивидуальности, и универсальна, так как связывает судьбу личности со смыслом мира. Глубокий корень всякой религии в том, что так ужасна и нестерпимо бессмысленна судьба личности, если она оторвана от судьбы мира и предоставлена слабым силам человеческим. Смерть - самый страшный, трагический факт разрыва между личностью и миром, и все религии пытались осмыслить смерть, сделать ее менее ужасной, более для человека выносимой, хотя бы путем подчинения роду, обоготворения предков. Мне нужна религия, потому что я хочу жить вечно, хочу утвердить свою личность во вселенской жизни, хочу соединяться с миром свободно, а не в силу роковой необходимости. (Н.А.Бердяев)

Задание №2 Выберите пизнаки, наиболее характерные для мифологического (первобытного) мировоззрения:

Выбрать пять вариантов ответов, которые считаются наиболее верными.

1. абстрактное (рефлексивное) мышление;

2. образное восприятие действительности;

3. одушевление естественных явлений;

4. вера в сверхчувствительый мир;

5. разведение эмпирического и логического уровней мышления;

6. теоретическое миропонимание;

7. нерасчлененость социального и индивидуальног;

8. антропоморфизм (очеловечивание природы);

9. ассоциативный язык общения;

10. наличие четких понятий и категории

Ответ; 2,3,4,6,8

Заключение

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею.

Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепринято (то есть мнение), и того, что имено на самом деле (то есть знание).

Философ все ставит под сомнение. Но это не означает, что он стремиться разрушить коллективных верования, нравственные устои т.д.. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны эти человеческие установления, отбросить те из них, которые отложили свой век, а так же, те которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. В отличие от конкретной науки, философия может сомневаться, а точные науки этого правила лишены.

Но все-таки основная цель-это человек и еще раз человек! Человек создает окружающий его мир, двигает Научно-технический Прогресс все дальше и дальше, но душа человека, его духовное начало, вот основа всего. Душа-это понятие не материальное, духовное. Без нее человек-это робот, запрограммированный на выживание.

Список использованной литературы

1. Введение в философию. т.1,т.2 - Москва - Издательство политической литературы - 1989г.

3. И.А. Крывелев “История религий” М. “Мысль”, 1975 г.

4. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.

5. Н.А. Бердяев «Новое религиозное сознание и общественность» М.;1999

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущихисторических типа мировоззрения :

§ мифологическое;

§ религиозное;

§ философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека