Протестанты — это кто такие? Католики и протестанты Протестанты в России. Основные протестантские направления

И православием, объединяет ряд самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты), отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» (латинское protestans) первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 года так называемую Протестацию - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть последователей церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 века от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. В 19-20 веках для некоторых направлений протестантизма было характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога», то есть только как нравственного учения. Протестантские церкви играют ведущую роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Догмы протестантизма

Догмы протестантизма были изложены теологами 16 века М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. «Божественная благодать» дарована человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий имеет право толковать и излагать «слово божие» - принцип «священства» всех верующих. Этим обосновывался отказ протестантов от характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание римского папы римского как ее главы, открывался путь требованиям демократических свобод и развитию индивидуализма, к созданию национальных, независимых от папства церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ был упрощен и удешевлен. В нем сохранен минимум религиозных праздников, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами, но на практике происходит назначение духовенства сверху. В протестантстве нет монашества, безбрачия духовенства (целибата).
В реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству и источником вероучения признает Священное писание (Библию), переведенное на живые национальные языки, отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в 16 веке формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство. К протестантам примыкали унитарии, в том числе польские социниане, чешские братья.
В 16-17 веках протестантизм стал знаменем социальных революций в Нидерландах и Англии. С 17 века протестантство стало распространяться в североамериканских колониях. В Англии и ее колониях кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на континенте, поглотившего цвинглианство и обычно называемого реформатством. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 веке сложились баптизм и квакерство.

Протестантская этика

Корпус нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, центральными понятиями которой являются концепции благодати, предопределения, призвания. Протестантизм представляет судьбу человека и его спасение заранее определенными решением Бога , что отрицало самостоятельность человека и значение для спасения «добрых дел», среди которых главным была поддержка католической церкви. Основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность труда и деловой успех, что, в свою очередь, дало стимул предпринимательству, оправдав сметливость, богатство, процветание как богоугодные, освятив труд, осудив праздность. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное ее совершенствование моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как добродетель, протестантизм осуждал, вместо милостыни полагалось дать нуждающемуся возможность обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к трудовой и социальной дисциплине, она осуждала пьянство и разврат, требовала создания семьи, приобщения детей к Библии, ее ежедневному чтению. Главными добродетелями протестанта стали бережливость, прилежание к труду, честность.
Со временем протестантские церкви в ряде стран получили статус государственной церкви, а в других странах - равные права с иными церквами. В них проявилась тенденция к формализму и внешней благочестивости. Возникавшие с конца 17 века новые направления протестантизма отличались изощренными формами религиозного воздействия, в них усилились мистические и иррациональные элементы. К таким направлениям относятся пиетизм , который возник в лютеранстве в конце 17 века; методизм, отколовшийся в 18 веке от англиканства; адвентисты (с 1930-х годов); пятидесятники, выделившиеся начале 20 века из баптистов. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантские течения распространились в бывших колониальных странах. Со второй половины 19 века протестантизм занимал видное место в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в среде пролетариата.
Со второй половины 19 века в рамках протестантизма развивалась либеральная теология, которая стремилась к рационалистическому толкованию библейских текстов. Это направление вплоть до начала 20 века пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием, его крупнейшими представителями А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч. В крайних проявлениях либеральной теологии выявилась тенденция рассматривать христианство как этическую доктрину. В этом случае христианство утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как сторона человеческого духа, смыкаясь с идеалистическими направлениями философии . Для протестантского богословия первой половины 20 века характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 1920-1930-х годов - выдвижение в качестве ведущего направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчеркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека. С 1960-х годов влияние неоортодоксии стало уменьшаться, наметилось возрождение либеральных течений в протестантизме, поиски путей обновления религии, приспособления к современности. В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую, постмодернистскую. В 20 веке развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских, прежде всего, протестантских церквей. С 1948 года руководящим органом экуменистического движения является Всемирный совет церквей. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывает около 800 млн. приверженцев.

Что такое протестантизм? Это одно из трех направлений христианства, совокупность независимых церквей и деноминаций. История протестантизма берёт начало в 16 столетии, в эпоху широкого религиозного и общественно-политического движения, получившего название «Реформация», что в переводе с латинского языка означает «исправление», «преобразование», «превращение».

Реформация

В Средневековье в Западной Европе всем правила церковь. Причём католическая. Что такое протестантизм? Это религиозное общественное явление, которое возникло в первой половине 16 века как оппозиция Римско-католической церкви.

В октябре 1517 года Мартин Лютер разместил в дверях виттенбергской Замковой церкви сформулированные им положения, в основе которых лежал протест против злоупотреблений церкви. Этот документ в истории получил название «95 тезисов», а его появление ознаменовало начало важного религиозного движения. Протестантизм развитие получил в рамках Реформации. В 1648 году был подписан в Вестфальской мир, согласно которому религия, наконец-то, перестала играть важную роль в европейской политике.

Сторонники Реформации полагали, что католическая церковь давно и далеко отошла от первоначальных христианских принципов. Безусловно, они были правы. Достаточно лишь вспомнить торговлю индульгенциями. Для того чтобы понять, что такое протестантизм, следует ознакомиться с биографией и деятельностью Мартина Лютера. Этот человек был лидером религиозной революции, свершившейся в Западной Европе в XVI веке.

Мартин Лютер

Этот человек первым перевел Библию с латыни на немецкий. Он считается одним из основателей Hochdeutsch - литературного немецкого языка. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, который однажды уехал в большой город, где проработал на медных рудниках, а затем стал зажиточным бюргером. У будущего общественного и религиозного деятеля имелось неплохое наследство, кроме того, он получил хорошее по тем временам образование.

Мартин Лютер имел степень магистра свободных искусств, изучал юриспруденцию. Однако в 1505 году против воли отца принял монашеский обет. После получения степени доктора теологии Лютер развернул широкую оппозиционную деятельность. Он с каждым годом всё острее ощущал свою слабость по отношению к Богу. Побывав в Риме в 1511 году, был ошеломлён развращенностью римско-католического клира. Вскоре Лютер стал главным противником официальной церкви. Он сформулировал «95 тезисов», которые были направлены, прежде всего, против продажи индульгенций.

Лютера незамедлительно осудили и, по традициям того времени, назвали еретиком. Но он, насколько это было возможным, не обращал внимания на нападки и продолжал свое дело. В начале двадцатых годов Лютер приступил к переводу в Библии. Он активно проповедовал, призывал к обновлению церкви.

Мартин Лютер полагал, что церковь не является обязательным посредником между Богом и человеком. Единственный путь спасения души, по его мнению, это вера. Он отвергал всяческие декреты и послания. Главном источником христианских истин считал Библию. Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма, суть которого отвержение главенствующей роли церкви в жизни человека.

Значение термина

Сутью протестантизма изначально являлось отвержение католических догм. Сам этот термин переводится с латыни как «несогласие», «возражение». После того как Лютер сформулировал свои тезисы, начались преследования его сторонников. Шпайерская протестация - документ, который был подан в защиту приверженцев Реформации. Отсюда и название нового направления в христианстве.

Основы протестантизма

История этого христианского направления начинается именно с Мартина Лютера, который полагал, что человек найти путь к Богу способен и без церкви. Основные истины изложены в Библии. В этом, пожалуй, заключается философия протестантизма. В свое время, конечно, основы его были изложены довольно пространно, причём на латыни. Реформаторы сформулировали принципы протестантской теологии следующим образом:

  • Sοla Scriptura.
  • Sοla fide.
  • Sοla gratia.
  • Sοlus Christus.
  • Sοli Deο glοria.

В переводе на русский язык эти слова звучат приблизительно так: «только Писание, вера, благодать, Христос». Протестанты сформулировали пять тезисов на латыни. Провозглашение этих постулатов стало итогом в борьбе с католическими догмами. В лютеранском варианте существует всего три тезиса. Рассмотрим более подробно классические идеи протестантизма.

Только Писание

Единственным источником божьего слова для верующего человека является Библия. В ней и только в ней заключаются основные христианские доктрины. Библия не требует интерпретации. Кальвинисты, лютеране, англиканцы в разной степени не приняли старые традиции. Однако все они отрицали авторитет Папы, индульгенции, спасение за добрые дела, почитание мощей.

В чем же отличается протестантизм от православия? Различий между этими христианскими направлениями немало. Одно из них заключается в отношении к святым. Протестанты, за исключением лютеран, их не признают. В жизни православных почитание святых играет важную роль.

Только верой

Согласно протестантскому учению, спастись от греха человек способен только с помощью веры. Католики полагали, что достаточно всего лишь приобрести индульгенцию. Однако это было давно, в Средневековье. Сегодня многие христиане полагают, что спасение от грехов наступает после совершения добрых дел, которые, по мнению протестантов, являются неизбежными плодами веры, свидетельством прощения.

Итак, одна из пяти доктрин - Sola fide. В переводе на русский язык означает «только верой». Католики считают, что прощение приносят добрые дела. Протестанты добрые дела не обесценивают. Однако главным для них является всё же вера.

Только благодатью

Одним из ключевых понятий христианского богословия является благодать. Она приходит, согласно протестантской доктрине, как незаслуженная милость. Единственный субъект благодати - Бог. Она всегда действительна, даже в том случае, если человек не предпринимает каких-либо действий. Люди заслужить благодать не могут своими поступками.

Только Христос

Церковь не является связующим звеном между человеком и Богом. Единственный посредник - Христос. Впрочем, лютеране чтят память Девы Марии и прочих святых. В протестантизме упразднена церковная иерархия. Крещеный человек вправе проповедовать, совершать богослужение без духовенства.

В протестантизме исповедь не столь важна, как в католицизме и православии. Полностью отсутствует отпущение грехов священнослужителем. Однако существенную роль в жизни протестантов играет покаяние непосредственно перед Богом. Что касается монастырей, то их они и вовсе отвергают.

Только Богу слава

Одна из заповедей гласит «Не сотвори себе кумира». На неё и опираются протестанты, утверждая, человек должен преклоняться только перед Богом. Спасение даруется исключительно через его волю. Реформисты полагают, что любое человеческое существо, в том числе и святой, канонизированный церковью, недостоин славы и почтения.

Существует несколько направлений протестантизма. Основные - лютеранство, англиканство, кальвинизм. Стоит рассказать об основателе последнего.

Жан Кальвин

Французский богослов, последователь Реформации постриг принял еще в детстве. Обучался в университетах, где обучалось немало лютеран. После того как во Франции конфликт между протестантами и католиками существенно обострился, уехал в Швейцарию. Здесь учение Кальвина приобрело широкую популярность. Он пропагандировал протестантизм также и на своей родине, во Франции, где число гугенотов быстро росло. Центром Реформации стал город Ла-Рошель.

Кальвинизм

Итак, основоположником протестантизма на франкоязычном пространстве стала Жан Кальвин. Однако Реформатские теории он продвигал больше в Швейцарии. Попытка гугенотов, тех же кальвинистов, закрепиться у него на родине, не имела особого успеха. В 1560 году они составляли примерно 10 % от общего населения Франции. Но во второй половине 16 столетия разразились Гугенотские войны. В ходе Варфоломеевской ночи было уничтожено около трех тысяч кальвинистов. Все же гугеноты добились некоторых послаблений, что удалось им благодаря Нантскому эдикту - закону, который даровал французским протестантам вероисповедные права.

Кальвинизм проник и страны Восточной Европы, но здесь не занял лидирующего положения. Влияние протестантизма было довольно сильным в Голландии. В 1571 году кальвинисты прочно закрепились в этом государстве и образовали Нидерландскую реформатскую церковь.

Англиканство

Вероисповедная база последователей этого протестантского течения утверждены еще в шестнадцатом столетии. Главная особенность англиканской церкви - абсолютная лояльность трону. Согласно мнению одного из основоположников учения, атеист представляет собой угрозу для нравственности. Католик - для государства. Сегодня англиканство исповедует около семидесяти миллионов человек, из них больше трети проживает в Англии.

Протестантизм в России

Первые приверженцы Реформации появились на территории России и ещё в шестнадцатом столетии. Сперва это были протестантские общины, основанные мастерами торговцами из Западной Европы. В 1524 году между Швецией и великим княжеством московским был заключён мирный договор, после чего в страну хлынули последователи Мартина Лютера. Это были не только торговцы, но также художники, аптекари, ремесленники.

Уже, в царствование Ивана IV, в Москве появились также медики ювелиры. Многие прибыли из европейских стран по приглашению, как представители социальных профессий. Ещё больше иностранцев появилась во времена Петра Первого, который активно приглашал высококвалифицированных специалистов из протестантских стран. Многие из них стали впоследствии частью российской знати.

Согласно Ништадскому договору, заключенному в 1721 году, Швеция уступила России территории Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии. Жителям присоединенных земель гарантировалась свобода вероисповедания. Об этом было сказано в одном из пунктов договора.

Иностранцы появлялись на территории России и другим путем, менее мирным. Особенно много протестантов было среди военнопленных, в частности, после Ливонской войны, завершившейся в 1582 году. В конце 17 столетия в Москве появились две лютеранские церкви. Кирхи также были построены в Архангельске, Астрахани. В течение 18 столетия в Петербурге сформировалось несколько протестантских общин. Среди них три немецкие или итальянские, одна голландская реформатская. В 1832 году был утвержден устав протестантских церквей на территории Российской империи.

Крупные протестантские общины на протяжении XIX столетия появлялись и на Украине. Их представители были, как правило, потомками немецких колонистов. В середине 19 века в одной из украинских деревень образовалась община штундистов, которая в конце шестидесятых годов насчитывала более тридцати семей. Штундисты сперва посещали православной церкви, обращались к пастырю для совершения брака в причине детей. Однако вскоре начались преследования, которые сопровождались конфискацией литературы. Тогда и произошёл разрыв с православием.

Церкви

В чём заключаются главные особенности протестантизма, сказано выше. Но есть ещё внешние отличия этого христианского направления от католицизма, православия. Что такое протестантизм? Это учение, согласно которому в жизни верующего главным источником истины является Священное Писание. Протестанты не практикуют молитвы за умерших. К святым они относятся по-разному. Некоторые их почитают. Другие полностью отвергают. Протестантские церкви свободны от пышного убранства. В них нет икон. Зданием для церкви может служить любая постройка. Протестантское богослужение состоит из молитвы, проповеди, пения псалмов и причастия.

Протестантизм — является одним из 3 главных направлений христианства, которое возникло в начале XVI века в результате реформации в Северной Европе. В 1529 году группа людей, представляющая свободные города, и глав малых государственных образований (большинство германских земель), выступила с официальными протестами против сейма. Данный протест был направлен на прекращение движений за реформу, которую проводила Римско-католическая церковь. Все эти делегаты участвовали в работе имперского сейма в городе Шпейере, где большая часть представителей состояла из католиков. Если провести хронологию, то можно заметить, что реформационное движение, которое захлестнуло Западную Европу, совпадает с началом распада феодального строя и появление ранних буржуазных революций. Выступления против феодалов огромного количества народа и движения зарождающейся буржуазии обретали религиозную направленность.

Оказалось невозможным определить в них религиозные требования и отделить их от требований социально-экономических и политических: все было взаимосвязано. В религиозном плане преобразования привели к глубочайшему спаду в летописи Римско-католической церкви, от латинских традиций западного христианства отделилась многозначительная доля верующих, которые создали новую, северную (или протестантскую) традицию западного христианства. Определение «северная традиция» применяется из-за того, что является направлением христианства и считается отличительной чертой населения Северной Европы и Северной Америки, несмотря на то, что сегодня протестантские церкви практически распространены по всему земному шару. Слово «протестант» не считается специфическим термином, а сами участники Реформы обычно представлялись реформаторами или евангелистами. Разнообразные протестантские церкви классифицируются по деноминациям, то есть по видам религиозных объединений, у которых схожие принципы организационной структуры и обучения вере, не смотря на то, самостоятельны они или сгруппированы по национальному, религиозному или международному признаку. Деноминации протестантов наделены высшей степенью приспосабливания к конкретным условиям за счет такой же высокой степени распространения. Преобразования, которые вызвали раскол западного христианства, завершились отказом признать верховенство римского папы и от применения латыни на правах официального языка, который считался единственно допускавшимся для общения в религиозной сфере. Строго централизованная иерархическая церковь - это особенность католицизма. В свою очередь, протестантизм выделяется существованием большинства разнообразных и независимых христианских движений. К ним относятся: церковь, община и секта. Эти движения автономны в своей религиозной деятельности.

Протестантская (Северная) или традиция западного христианства — это национальная традиция, локальная, местная. Исходя из требования наиболее детального и осмысленного восприятия веры всеми верующими, реформаторы престали использовать мертвую и непонятную широким массам латынь и приступили к процессу переосмысления христианства в области культур наций и государственных языков. Кальвин в наибольшей последовательности определял буржуазное направление Реформации , интересы и настроения буржуазии, которая боролась за власть. Центром его учения является доктрина об абсолютном предопределении, из чего следует, что всех людей можно разделить на избранных и осужденных. Во время Реформы уже в протестантской традиции можно проследить два главных направления, которые стремительно развиваются в последующие столетия. Первое (протестантское) направление пыталось подготовить реформированный вариант латинской церкви. Представители этого направления не принимали руководство папского престола, создавали национальные церкви, формируя иное понятие христианской веры в области культуры нации и их языка и, избавились от того что, по их мнению, расходилось со смыслом Священного Писания.

Радикальные протестанты преследовались во многих Европейских странах, особенно во время Реформации . Наиболее гостеприимными для них были Нидерланды; недолгий период XVII века в Англии сами имели преимущественные позиции, и все же настоящей родиной радикального протестантизма считается Америка. Тем не менее, начиная с восемнадцатого века, консервативное и радикальное направления стали сближаться и перемешиваться между собой, образуя иные протестантские церкви, общины и секты. К ним относятся мормоны и пятидесятники. В XVIII веке в рамках протестантских устоев зародились такие религиозно-нравственные учения, как пиетизм и ривайвелизм (пробуждение). Указанные движения, во многом среди церквей (евангелистическими), вкладывали особую значимость в различия среди формальными и настоящими христианами, которые брали на себя в силу личной веры известные обязательства. Протестантская, или северная, вера содействовала большому обмирщению западного христианства. Библия в роли единоличного источника учения о вере и собственная вера в качестве инструмента спасения добротно уменьшили роль духовенства и присутствие таинств в религиозной жизни.

Обмирщение религиозной жизни в протестантизме содействовало секуляризации (в переводе с латинского означает освобождение от церковного влияния). Впоследствии повод и мотивация для освящения повседневной жизни верующих потеряли свою значимость. И все же, если в странах, где доминирует протестантское влияние, скорость секуляризации общества выше, то в странах, где доминирует латинская традиция, мощнее атеистические и антиклерикальные движения. Убеждения, которые лежат в основе протестантской традиции, содействовали энергичному созданию протестантскими богословами понятий, сопряженных с такими терминами, например, «откровение», «вера», «психология веры». Протестантское мировоззрение в век Просвещения оказало влияние на происхождение и прогресс рационализма. Позднее протестантская идея влияла на философию либерализма, в XX в. протестантские богословы воздействовали на формирование экзистенциализма и диалектического учения. К числу влиятельных протестантских богословов двадцатого века можно отнести К. Барта, Р. Бультмана, Д. Бонхёффера и П.Тиллиха. Большинство протестантских церквей активно участвуют в процессе объединения всех христианских конфессий. Данному движению присвоено название экуменического (в переводе с греческого «экумена» означает мир, Вселенная) и преследует цель восстановить христианское единство, которое было утрачено во время средневековья. В современном мире сторонники данной ветви христианства могут пользоваться практически всеми благами цивилизации и достижениями научно-технического прогресса, например, могут без всяких ограничений выбрать тарифы безлимитных линеек . Они активно используют новейшие технологии, ресурсы Интернета (социальные сети, форумы, чаты), имеют свое радио и телевидение, да, в общем, практически ничем не отличаются по внешнему виду и поведению от обычных «светских» людей.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять «только»:

  • человек спасается только верой («только верой», sola fide)
  • верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);
  • человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);
  • добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);
  • авторитетом в делах веры является только Священное Писание («только Писание», sola Scriptura).

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины, признающие в отличие от пресвитериан епископат, и в отличие от конгрегационалистов – централизованное управление, стали называться реформатами. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.

Оксана Куропаткина

Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь протестантизм, как и любое религиозное движение, весьма многообразен. Да и возможно ли в короткой статье в деталях описать веру, оставившую столь глубокий след в истории культуры и религии? Протестантизм - это вера композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо и К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л.Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна.

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

Вряд ли мы положим конец этим спорам. Но все же, давайте попытаемся понять, кто такие протестанты.

Ну и в первую очередь нас, конечно, будет интересовать:

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера - доктора богословия, монаха, который, изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь.

Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А также за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви.

К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви), арминиан, меннонитов, цвинглиан, пресвитериан, англикан и анабаптистов.

В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты, пиетисты.

К «третьей волне» протестантизма, возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов.

Однако задолго до 16 века в христианской Церкви появлялись религиозные лидеры и целые движения, ставившие своей целью возвращение «к истокам». К таким проявлениям можно отнести и движение вальденсов в Европе и движение боголюбцев в России. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Поэтому даже с точки зрения истории протестантизмом можно назвать любое христианское движение к первоисточнику - Библии, вере Апостолов, которой научил их Сам Господь Иисус Христос.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма :

1. Sola Scriptura - «Только Писанием»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий . Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты.

«Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Однако богословие богословием, но многих интересует весьма немаловажный вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Общественное мнение в России не слишком жалует протестантов. Считается, что это западническое движение, чуждое русской культуре и духу русской религиозности. Многие фанатично настроенные авторы заявляют, что протестантизм - это ересь, не имеющая права на существование.

Однако есть и другие мнения. Светские религоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения»

Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантам такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции».

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве.

Люди, которым не чужда русская культура и русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма лестным образом.

Так А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты! Пусть косвенно, но Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью.

Ф.И. Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей дорогой к Богу и побуждает к молитве:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь…
Но час настал, пробил… Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

А.И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» носителем подлинной русской религиозной духовности выводит Алешку-баптиста. «Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой». А о православных главный герой Шухов говорит, что те «какой рукой креститься, забыли».

А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия - что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого - начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: «Протестантская Россия - это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая». А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе».

И хотя общественное мнение - не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее, немало россиян находят протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать:

А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Ответить на этот вопрос, конечно же, может только Бог. Но уж, коль скоро Он оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их - это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители - это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов - это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру. Он стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою любовь к ним. Любовь, как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни. Разразился грандиозный скандал. И протестанты любят рассказывать об этом скандале.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

Может быть, настало время нам всем присоединиться к этому протесту?

П. Бегичев

И.В.Подберезский «Быть протестантом в России», «Благовестник», Москва, 1996 «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда…» Библия. Деян.17:2-6 В русском синодальном тексте Библии в послании к галатам 5:11 это выражение переведено как «соблазн креста». Словом «соблазн» была переведена греческая лексема «skandalon», ставшая основой русского слова «скандал».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека