Отличие биологического возраста от паспортного. Паспортный и биологический возраст: наследственность или среда? Или нужен ли паспорт на тренировке? Кто быстрее стареет - мужчины или женщины

23 Октября 2012

Жизнь на склоне
Не умирай раньше смерти! – этот девиз поэта по-своему используют психотерапевты

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Ирина Рощина.

– Ирина Федоровна, кто-то из писателей однажды не без изящества сказал: «Каждый человек сам выбирает себе возраст». С вашей точки зрения, этот девиз может оказывать психотерапевтическое влияние на того, кто в него поверит?

– Думаю, да. Дело в том, что в практической работе психологи иногда встречают такие феномены. И обнаруживается, что есть люди, которые обладают самоощущением определенного возраста. Он может быть больше реального возраста или наоборот – меньше. Замечательная актриса Алла Сергеевна Демидова писала, что она всю сознательную жизнь чувствовала себя на сорок лет. Знаю человека уже почтенного возраста, который не раз говорил мне: «Как ни удивительно, но я все время ощущаю себя на 38 лет. Мне кажется, что это какой-то мой базисный возраст. Я когда и моложе был и когда стал старше этого возраста, все равно продолжаю себя ощущать в этом возрастном диапазоне».

Безусловно, это ощущение есть не у всех. Во всяком случае, восприятие человеком своего возраста в контексте всей жизни, к сожалению, исследовано в психологии недостаточно. Характеристика человеческого возраста возможна с разных позиций. Скажем, есть хронологический (паспортный) возраст – это тот срок, который вы на данный момент прожили. Есть биологический возраст, который определяется не паспортными данными, а состоянием различных систем организма и скоростью их возрастных изменений. То есть можно по совокупности биологических параметров, отражающих состояние сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем организма, узнать биологический возраст человека. Разные системы организма изменяются с возрастом в разном темпе. У кого-то раньше начинаются изменения в эндокринной системе, у кого-то в сердечно-сосудистой системе.

Есть еще понятие и психологического возраста, которое научно мало разработано. Это то, как человек себя ощущает в данный момент жизни. Пока анализ этих состояний сводится к метафорическим описаниям, таким как «бодрость духа», «ясность мысли» и т.д.

Подводя итог, можно сказать: если биологический возраст опережает хронологический, мы имеем дело с ускоренным старением. Если же все выглядит наоборот – мы говорим о том, что человек стареет медленнее и успешнее.

Важно понимать, что каждый из нас стареет индивидуально. Конечно, есть общие закономерности этого этапа жизни, но персонально на качества старости каждого из нас влияет то, как мы прожили предыдущие годы своей жизни. В этом контексте очень важно, как пожилой человек использует опыт предыдущих этапов своей жизни, и то, насколько он научился использовать сознательно или невольно наработанные стратегии саморегуляции для борьбы с теми изменениями, которые с годами в нас происходят. Если человек находит в себе и для себя различные способы саморегуляции и пользуется ими, то это приводит к гармоничному ощущению себя в старости. И в молодости, и при старении мы можем быть здоровыми или переносить болезни, что, конечно же, влияет на организм, психику, продолжительность жизни и на то ощущение возраста, о котором вы спросили.

– Можем ли мы при этом предполагать, что есть национальные, этнические особенности старения, возраста, отношения к старости?

– Конечно. Потому, что человек и его психика определяются биологическими, психологическими и социальными факторами. А это и образ жизни, и привычки, правила, стереотипы и даже предрассудки той среды, в которых протекает жизнь каждого из нас. Это все нельзя сбрасывать со счета. С другой стороны, есть биологические факторы, обуславливающие, скажем, генетическую предрасположенность к каким-то болезням, и это в итоге может проявиться как у жителя высокоразвитой страны, так и у того, кто живет в менее комфортной для существования среде.

Но, безусловно, еще и другое: общество, которое заботливо и ответственно относится к старению каждого своего гражданина, делает старость людей благополучной, обеспеченной и, если хотите, радостной. Тут огромную роль играют как материальные, так и моральные условия, а также уровень психологической культуры общества.

Кроме этого, если говорить о национальных особенностях, можно вспомнить, что в восточных культурах (а в России такие регионы представлены в полной мере) отношение к старикам традиционно замечательное. В человеке, прожившем долгую жизнь, окружающие априори видят мудреца, советчика, наставника. Отсюда уважение, внимание и даже послушание. Причем это соблюдается и по отношению к тем старцам, которые вовсе не обладают этими важными для своего возраста качествами и не являются носителем мудрости своего народа. Можно говорить, что при таких традициях и молодые, и зрелые люди чувствуют себя уверенно, зная, что в старости их ждет такое же уважение и понимание.

– А такое понятие, как «красивая старость», психология как наука признает и как-то комментирует?

– Это понятие связано, конечно же, не только с внешним видом старого человека, а скорее определяется особенностями личности и делами и достижениями человека. Если человек все предыдущие этапы своего существования развивался, сознательно работал над собой, то и в старости он живет интересно, активно, отыскивая для себя какие-то новые возможности, занятия, контакты. Это включает в себя и расширение круга интересов, и достижение новых реальных целей. Конечно, резкая смена образа жизни в определенном возрасте уже нежелательна. Но тот, кто набирал с годами мудрость и опыт, это и сам понимает. Главное, что таких людей не жизнь ведет, а они – ее. То, что личность может развиваться до конца жизни, доказано всеми исследованиями. Это во-первых. А во-вторых, если раньше между старостью и болезнью всегда ставился знак равенства, то есть преобладало отношение к старости как к болезни, то сегодня это представление начинает в обществе меняться. Хотя это процесс нелегкий. Например, еще нередко срабатывает странная целесообразность: стоит ли прилагать значительные усилия для лечения тех, кто все равно уже заканчивает свою жизнь.

– Вы хотите об этом поговорить?

– Это, конечно же, в корне неверная позиция. Ее нельзя оправдать ни профессионально, ни морально. Но в нашем обществе, мне кажется, с осуждением аморальности такого отношения к больным старым людям дело обстоит не лучшим образом. Помимо падения нравов сказываются многие социальные проблемы, превращающие пожилых людей в изгоев, лишних членов семьи и т.д.

– Но нередко у нас можно наблюдать активность пожилых людей в общественном поле. Взять те же митинги. Казалось бы, пассионарность, активность с годами уходит, но некоторые пожилые люди находят для себя некие компенсаторы, когда вдруг выходят на площадь – что-нибудь требовать или защищать…

– Тут все зависит от конкретного человека. Понимание перспективы жизни у пожилых людей иное. Оно ограничено продолжительностью оставшейся жизни, и поэтому нужно ставить перед собой реальные, выполнимые задачи. Но чувство долга перед родными, близкими, перед собой – оно никуда не исчезает. Вот оно и заставляет одних доводить до ума домашние, семейные дела, находить смыслы и цели именно в этом. А есть те, чье сознание всегда было включено в общественные сферы, и это тоже не исчезло. И вот такие старые активисты могут находить удовлетворение в митинге, собрании, встрече с депутатом, в публичной критике сложившегося порядка вещей…

– Понятно, что улучшить социальные условия для стариков, поднять пенсии ваша наука не в силах. Но все-таки какова роль психологии, психиатрии в поддержании этого слоя общества в нормальном психологическом, духовном состоянии?

– Врачи-психиатры занимаются лечением психических заболеваний в позднем возрасте. Есть даже такое направление в психиатрии – геронтопсихиатрия. Психиатры лечат весь спектр психических заболеваний у больных в позднем возрасте. Важной особенностью лечения больных в позднем возрасте является комплексный подход к больному. Потому что старость – это такой возраст, когда соматическая и психическая сферы человека находятся в тесном взаимодействии. Поэтому обострение любого хронического заболевания (желудка, почек, сердца) приводит к ухудшению психического состояния больного. И наоборот – если подлечить хроническое соматическое заболевание, то улучшается и психический статус пациента.

В проблемах старения есть, конечно, и психологическая составляющая. А значит, есть психологи, хотя их явно недостаточно, которые работают с пожилыми пациентами. Они хорошо знают психологические особенности нормального и патологического старения, владеют методами диагностики вариантов нормального и болезненного старения, проводят коррекционно-реабилитационные занятия, занимаются тренингом памяти и других функций, а также другими формами поддержки психического здоровья пожилых и старых людей.

Кстати, когнитивный тренинг необходим и здоровому стареющему человеку. Особенно это важно для тех, кому за 50. С этой возрастной черты уже требуются тренировка памяти, внимания, мышления. Это должно быть регулярной дополнительной нагрузкой, которые американцы образно называют «массажем мозга».

– У нас уже не вызывают зрительский смех фразы из американских фильмов вроде «Ты был сегодня у своего психотерапевта?» или «У тебя проблема? Ты хочешь об этом поговорить?»

– Я не хочу сказать, что у нас в этом смысле проблема психологической помощи достигла американских масштабов. Но, несмотря на то что личный психолог есть далеко не у каждого даже в Москве, возможность получения психологической помощи становится все более реальной. Это выражается прежде всего в том, что люди уже не боятся пойти на прием к психологу. К психиатру за лечением, конечно, пойдет не каждый. Остается довольно стойкое и несправедливое предубеждение против психиатрического лечения. Но обращаться за психологической помощью для себя и для детей стали многие.

Сложнее дело обстоит с пожилыми людьми. Они очень обделены психологической помощью и часто за ней приходят в поликлинику – к терапевту, невропатологу.

У нас была удачная научная программа, когда в обычной районной поликлинике был организован специальный кабинет для пожилых людей, который мы, чтобы никого не пугать, поименовали табличкой «психоневролог». В этот кабинет терапевты, другие специалисты направляли преимущественно пожилых людей с психическими проблемами. У них психиатры, психологи обнаруживали депрессивные расстройства и другие симптомы психического неблагополучия. С пациентами тщательно и внимательно работали психиатры и психологи, занимались лечением, психокоррекцией, психотерапией. Пожилым пациентам очень нравилось отношение к ним, они отмечали существенное улучшение качества своей жизни. Но потом, к сожалению, этот кабинет закрыли, и работа была прервана. При этом часть пациентов довольно долго после этого приезжала на амбулаторный прием к нам в НЦПЗ.

– Им важно было общение?

– Общение тоже. Но главным все-таки была профессиональная клинико-психологическая помощь. Мы же их консультировали, выписывали лекарства, психологи занимались с ними когнитивным тренингом, другими методами психотерапии. И то, что они к нам возвращались и очень высоко оценивали получаемую помощь, говорит об эффективности нашей работы и необходимости развития амбулаторной геронтологической службы.

– Я не сомневаюсь. Вы же специалисты. Но когда таковых поблизости нет, их место занимают шарлатаны, целители всего и вся. Одни просто изображают чудо-врачей, другие за счет ловких манипуляций втираются в доверие, и дальше, сами знаете, что происходит…

– Да, это действительно широко распространено. И никто эту, проблему серьезно не решает. Я могу говорить об этом как психолог. Это объясняется тем, что у многих пожилых людей снижаются критические возможности. Они становятся очень доверчивыми. Бдительность ослабевает, увеличивается вера в чудные исцеления и легкие способы что-то выиграть, получить дешевое и эффективное лекарство. Когда пожилые люди лишены возможности получать качественную медицинскую помощь, у них вольно или невольно возникает вера в чудесную таблетку от всех болезней. Но разумного человека, который стареет активно, критично, такими психологическими фокусами убедить невозможно.

– С другой стороны, и молодые люди попадаются на эти махинации! И все потому, что плохо образованны, легковерны. У меня есть пытливые студенты, которые читают много современной литературы. Приходит такой студент с новостью: «Слышали? Нашли лекарство против старения…»

– И мне приходится напоминать, что старение – это сложнейший системный процесс возрастных изменений во всех системах организма и никакой чудо-таблеткой его не замедлить и уж тем более не остановить. Гораздо более правильно утверждать, что к активной успешной старости нужно готовиться смолоду. Уровень образования, полученный в молодости, способность достигать поставленные цели, жизненный оптимизм – все это определяет качество старости, что подтверждается огромным числом примеров.

– Это верно. Но при этом нельзя обойти вопрос, который занимает всех людей: что с возрастом происходит с нашей памятью?

– С памятью происходят изменения, которые характерны и для других психических функций. По мере старения снижаются темп и объем психической деятельности, что сказывается на объеме запоминания новой информации, возрастает забывчивость на текущие события. То есть любой здоровый пожилой человек, как правило, признает, что память у него стала хуже. Причем память на прошлое остается хорошей, а вот события, только что произошедшие, запоминаются хуже. Но это не мешает нормальной жизни. Пожилые люди понимают, что они довольно быстро забывают элементы текущей жизни. Поэтому они применяют самые разные компенсаторные приемы – делают записи, кладут вещи на определенное место, снижают темп деятельности, тренируют память. А она действительно в определенных пределах поддается тренировке. Но, повторю, память на прошлое при нормальном старении практически не страдает. И произвольная память – тоже. Когда пожилой человек ставит себе задачу что-то запомнить, ему это неплохо удается. Да, требуется больше времени и усилий, но результат это оправдывает.

– Некоторые пожилые люди, например, учат стихи…

– Очень хорошо. Это как раз элементы когнитивного тренинга. Еще полезно работать с памятью на прошлое: вспоминать события, детали, даты. Также полезно тренировать память на текущие события, которая особенно подвержена возрастным изменениям. Поэтому все, что касается текущего запоминания – стихи, кроссворды, головоломки, загадки, решение задач и прочее, – несомненно, идет на пользу. Писать, читать, считать, запоминать – вся эта вербальная деятельность со словами чрезвычайно полезна. Главное, делать это в разумных объемах, предпочитая то, что больше нравится (с удовольствием!) и что имеет смысл для самого человека. Причем делать все надо не спеша. Тише едешь – больше запомнишь, я бы так перефразировала известную пословицу. Темп психической деятельности с возрастом снижается у всех. А импульсивное стремление к быстроте приводит к ошибкам, которые, естественно, раздражают и могут отвратить от действительно полезных занятий, снизить самооценку и т.д.

Я хочу подчеркнуть, что, безусловно, существует активное и успешное старение. Многое зависит от того, как человек прожил свою жизнь, как подготовился к старости, чем он в ней занят, какие нити связывают его с окружающими и с самим собой.

На мой взгляд, в шкале ценностей любого уходящего поколения на первом месте должно стоять и, я уверена, стоит чувство семьи, рода. Этот приоритет рождается из ощущения, понимания того, что ты еще можешь сделать для родных, близких. Многое решают чувства, из которых главное – это любовь. Тот, кто растет в атмосфере тепла, семейной гармонии, ощущает на себе любовь не только родителей, но и бабушек, дедушек, вырастает психологически более защищенным и психически здоровым. Роль старшего поколения в психическом здоровье последующих поколений семьи очень велика.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОУ ВПО ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ С КУРСОМ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: «Сестринское дело в гериатрии»

ТЕМА: «Биологический и паспортный возраст, возрастная классификация. Факторы риска преждевременного старения»

Выполнила: студентка IV курса

451 группы

Факультет ВСО

Курмазова Инесса Валентиновна

Проверил:

Введение………………………………………………………………...…………3

1. Биологический и паспортный возраст.…………………………….....……….4

2. Возрастная классификация…………………………………………….....……6

3. Механизм старения………………………………………………………....….7

4. Старение и болезни………………….………………………………………....9

5. Факторы преждевременного старения……………………………………....12

Вывод…….…………………………………………………………………….....14

Список используемой литературы……………………………………………...16

Введение

Процесс постарения населения выдвигает ряд социально-гигиенических и психологических проблем. К ним относятся: наиболее целесообразное устройство пожилых людей; положение пожилого и старого человека в семье и обществе, особенно изменяющееся после окончания профессиональной деятельности и часто связанное с одиночеством, отсутствием должного внимания и поддержки членов своей семьи. Проблема одиночества, которая возникает вследствие развода, смерти близких, отделения от семьи, часто влечет за собой угасание интереса к жизни, социальную изоляцию. Немалое значение имеют проблема расселения старых людей, требующая большого внимания гигиенистов и градостроителей, проблема целесообразного питания, некоторого изменения характера производства продовольственных товаров.

Современная геронтология ставит целью обеспечение высокого качества жизни пожилого человеке в обществе, его активного участия в общественно-политической жизни и культурной работе с использованием опыта, навыков, мудрости людей старшего поколения. Главной целью геронтологии является достижение активного и творческого долголетия.

Отношение к старым людям, заинтересованность в их судьбах, общественная и государственная забота о них, служит критерием оценки нравственности и зрелости любой страны. Одним из показателей совершенства медицины и системы здравоохранения является освоение медицинскими работниками проблем наблюдения и лечения пожилых и старых людей.

1. Биологический и паспортный возраст

Старение человека - закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие человека может быть разделено на два периода - восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30-35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Физиологическая старость характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям. Физиологическая старость не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. От степени развития и совершенствования этих компенсаторных приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение наблюдается у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности гетерохтонности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально и часто состояние организма стареющего человека не соответствует возрастным нормам, следует разграничивать понятия КАЛЕНДАРНОГО (хронологического) и БИОЛОГИЧЕСКОГО возраста. Биологический может предшествовать календарному, что свидетельствует о раннем, преждевременном старении. Степень расхождения между календарным и биологическим возрастом характеризует выраженность преждевременного старения, ускоренный темп развития процесса старения. Биологический возраст определяется комплексной характеристикой функционального состояния различных систем. Определение биологического возраста человека и его соответствия календарному весьма важно для правильной диагностики и терапии, так как позволяет выяснить, какие изменения самочувствия, какая степень изменений органов и систем, ограничения их функций - проявление возрастных сдвигов и что обусловлено болезнью, патологическим процессом и подлежит лечению.

Старость как определенный этап существования и старение как динамический процесс, сопровождающий нисходящую стадию развития человека, - разные понятия. Для того чтобы считать физиологическим определенный этап старения человека и изменения его организма чисто возрастными, необходимо убедиться в том, что обследуемый физиологично прошел весь путь нисходящего развития, достиг физиологической старости, активного долголетия.

2. Возрастная классификация

Возрастная периодизация в значительной мере определяется средней продолжительностью жизни человека, изменения которой резко меняют и представления о сроках наступления старости.

На симпозиуме в Ленинграде (1962) и международном симпозиуме по проблемам геронтологии ВОЗ в Киеве (1963) была принята возрастная классификация, в соответствии с которой рекомендуется различать три хронологических периода в позднем онтогенезе человека:

Средний возраст - 45-59 лет;

Пожилой возраст - 60-74 года;

Старческий - 75 лет и старше.

В среднем возрасте происходят интенсивные сдвиги в регуляторных механизмах, связанные с нарушениями в центральных механизмах регуляции эндокринных функций. Изменения в системе гипоталамо-гипофиз - половые железы являются ведущими в развитии климактерического периода, изменяющего сложные нейроэндокринные взаимоотношения. Возникшие возрастные нейрогуморальные сдвиги сказываются на обмене и функции тканей, могут определять развитие дистрофических и дегенеративных процессов в тканях и органах стареющего организма, его адаптацию к новым условиям существования.

Второй период позднего онтогенеза - пожилой возраст. Вряд ли можно называть его периодом ранней старости, а людей этого возраста престарелыми людьми или людьми преклонного возраста. Это диктуется и психологическими моментами и положением человека на седьмом десятилетии его жизненного пути в обществе. По данным ВОЗ, более 20 процентов людей в возрасте 65 лет и старше сохраняют свою профессиональную трудоспособность. Это дает возможность воспринимать физиологическую старость человека не ранее 75 лет.

3. Механизм старения

Биология старения человека, выяснение физиологических особенностей стареющего организма или достигшего уже периода старости, его реакция на факторы внешней среды, как болезнетворные, так и лечебные, имеют большое значение для правильного понимания происхождения и развития заболеваний, свойственных второй половине жизни человека, для правильного построения терапии. Возрастные изменения стареющего организма часто являются фоном, нередко основой, на которой развивается хронический патологический процесс.

Родоначальником биологии старения как основного раздела научной геронтологии является И. И. МЕЧНИКОВ. Его опыты по выяснению влияния на организм животного ядовитых веществ, образующихся при гнилостном брожении в кишечнике, были первой попыткой получить экспериментальную модель старости.

А.А. БОГОМОЛЕЦ - основоположник советской геронтологии. Оценивая возрастные изменения на клеточном и системном уровнях, придавал соединительной ткани ведущее значение в механизмах старения. Исходя из своих представлений о роли соединительнотканных элементов в питании, метаболизме паренхиматозных клеток, состоянии реактивности организма, А. А. Богомолец считал, что нарастание с возрастом метаболических структурных изменений в этих элементах неминуемо приводит к развитию сложных и значительных изменений в организме. В целях профилактики преждевременного старения А.А.Богомолец предлагал стимулировать как специфические клетки, так и элементы соединительной ткани.

А.В.Нагорным была выдвинута гипотеза о постепенном затухании процесса самообновления белков, ведущем к снижению функций организма, его старению. По мнению А. А. Нагорного, в процессе самообновления появляются структуры белков с низким метаболизмом, которые, не участвуя в обмене веществ, способствуют постепенному уменьшению образования энергии.

Большое значение в исследованиях возрастных изменений имели работы школы И.П.Павлова, которые заложили основы современных представлений о высшей нервной деятельности, раскрыли наиболее подвижные формы регуляции приспособления организма к среде и установили важнейшие принципы взаимоотношений между головным мозгом и железами внутренней секреции. Была доказана роль функциональных нарушений высшей нервной деятельности в патологических процессах и преждевременном старении.

Рядом наших ученых было показано, что при старении изменяются интенсивность обновления РНК, связь ДНК с гистонами, состояние хроматина, уменьшается скорость обновления отдельных белков. Обменные и структурные изменения приводят к существенным изменениям функции клеток, ограничивающих их приспособительные возможности.

В.В.Фролькис и другие исследователи доказали, что при старении изменяется реакция тканей на нервные и гуморальные влияния, изменяются внутрицентральные соотношения, гипоталамо-гипофизарные влияния, обмен гормонов и др.

Современные теории старения тесно связаны с раскрытием сущности биосинтеза белка и роли в нем нуклеиновых кислот. Новые представления о роли нуклеиновых кислот повели к предположению, что старение организма связано с изменением процесса биосинтеза белка, обусловленным нарушениями в генетическом аппарате, нарастающими в ходе онтогенеза. По мнению В. В. Фролькиса (1970), возрастные изменения раньше развиваются в регуляторных генах и позже - в структурных. Процесс старения клетки обусловлен в основном накоплением с возрастом в ней метаболитов, которые могут образовывать с белковыми молекулами крупные неактивные комплексы, нарушающие нормальную функцию клеток. Таким образом старение - это сложный комплекс обменных изменений в клетках и сдвигов в нервной и гуморальной регуляции организма.

4. Старение и болезни

Старение и болезни - понятия, трудно отделимые в медицинской практике, главным образом в связи с нечетким представлением о возрастной норме, частым сочетанием процессов физиологического старения с явлениями, типичными для возрастной патологии.

С точки зрения патолога, организм старого человека всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу, и отличить структурные изменения, обнаруживаемые в старости, от изменений, связанных с болезнями, наблюдаемыми в старости, не удается.

С точки зрения физиолога и клинициста, старость не может быть отождествлена с болезнью. Огромный диапазон адаптационных возможностей стареющего организма может на весьма длительное время, у многих до глубокой старости, обеспечить достаточное сохранение функций, характеризующих практическое здоровье в позднем онтогенезе.

Старость является закономерным и неизбежным этапом развития организма, болезнь - нарушение жизнедеятельности организма, которое может возникнуть в любой возрастной период. В развитии многих болезней у пожилых и старых людей может быть установлена прямая генетическая связь с естественно возникающими возрастными изменениями. Прогрессирование этих изменений у многих людей в течение многих лет и нередко до конца жизни происходит без выраженных болезненных явлений. Однако при определенных условиях, под влиянием различных внешних факторов они могут послужить основой заболевания. К таким факторам относятся неадекватные для стареющего организма нагрузки, требующие достаточного совершенства адаптационных механизмов, часто приводящие к соматической и психической декомпенсации. Возрастные изменения нередко являются фоном, облегчающим развитие патологического процесса. Существует мнение, что в процессе старения адаптация становится все более несовершенной, что многочисленные «ошибки» в процессе адаптации приводят в конце концов к нарушению гомеостаза, и тогда весьма затруднительно провести дифференциацию между возрастным и патологическим. Но этот процесс старения не является патологическим.

Устранение представления о старости как о болезни важно не только для осуществления правильного подхода медицинского персонала к пациентам старших возрастных групп, но и для целесообразного построения гериатрической помощи. Для того чтобы понять потребность пожилых и старых людей в медицинской помощи, необходимо прежде всего определить состояние их здоровья. До тех пор пока все старые люди будут рассматриваться как больные, немощные, инвалиды, рациональное планирование и организация для них соответствующей медицинской помощи невозможны.

Тем не менее существует несколько важных положений гериатрии, подтвержденных практикой и которые следует обязательно учитывать. Во-первых, это множественность патологических процессов, так как число диагностируемых заболеваний у одного и того же больного возрастает с возрастом. Во-вторых, необходимо учитывать особенности развития и течения заболеваний у пожилых и старых людей, обусловленные новыми качествами стареющего организма, что весьма важно для правильной постановки диагноза, национальной терапии и профилактики болезней.

Прогрессирующее с возрастом (после 35 лет) падение процессов метаболизма является основой постепенного развития инволюции, строфических процессов, развивающихся в паренхиме органов, регенеративных процессов в брадитрофных тканях. Результатом сдвигов, наступающих в стареющем организме, является изменение его реакций на факторы внутренней среды, на внешние воздействия, значительное изменение компенсаторно-приспособительных механизмов. Процесс старения сопровождается появлением новых качеств, направленных на сохранение компенсаторных механизмов, однако они лишь в неполной мере поддерживают процессы адаптации.

Пожилые и старые люди могут страдать болезнями, которые возникли у них еще в молодости, но возрастные особенности организма обусловливают значительные отклонения в течении этих болезней. Наиболее характерны атипичность, ареактивность, сглаженность клинических проявлений.

Обобщая особенности проявления и течения болезней у стариков, Н.Д.Стражеско отмечал:

симптоматика различных заболеваний в старости значительно беднее, чем в зрелом возрасте;

все болезни у стариков протекают вяло и растянуто;

во время болезней у них более быстро истощаются физиологические системы, способные вести борьбу с вредностью;

защитный аппарат не в состоянии обеспечить при инфекции быстрое развитие гуморального и тканевого иммунитета и вместе с сосудистой системой и органами обмена и тканями не может гарантировать течение энергетических процессов при различных заболеваниях на такой высоте, как в зрелом возрасте.

В пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после перенесенного острого заболевания, обострения или осложнения хронического патологического процесса происходят более медленно, менее совершенно, что и обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии. В связи с этим в проведении восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста в разных стадиях реабилитации должна быть проявлена большая настойчивость и учтены возрастные особенности физического и психического состояния.

5. Факторы преждевременного старения

Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.

Преждевременное (ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период.

Основными признаками, позволяющими отличить преждевременное старение от физиологического, являются существенное опережение паспортного возраста биологическим, наличие в анамнезе хронических заболеваний, интоксикаций, быстро прогрессирующие нарушения способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, неблагоприятные нейроэндокринные и иммунологические сдвиги, выраженная неравномерность возрастных изменений различных органов и систем стареющего организма.

К факторам риска преждевременного (ускоренного) старения относятся:

Неблагоприятные факторы окружающей среды.

Вредные привычки.

Гиподинамия.

Нерациональное питание.

Отягощенная наследственность (короткая продолжительность жизни родителей).

Длительные и часто повторяющиеся нервно-эмоциональные перенапряжения (дистрессы).

Они могут воздействовать на разные звенья цепи возрастных изменений, ускорять, извращать, усиливать обычный их ход.

Существует также замедленное (ретардированное) старение, ведущее к увеличению продолжительности жизни, долголетию. Одним из основополагающих вопросов геронтологии является вопрос возраста.

В огромном большинстве люди умирают не от самой старости, а от болезней, настигающих человека в старости, которые необходимо и возможно лечить. Жить долго, сохраняя здоровье и творческую активность - естественное место каждого человека.

Из выше сказанного следует сделать следующий вывод. Особенности клинической картины:

Течение болезни обычно атипичное - малосимптомное, латентное, с наличие «масок», но тяжелое, часто индвалидизирующее.

Большая склонность к рецидивам, переходу острых форм в хронические.

Укорачивается латентный период болезни.

Учащаются осложнения заболевания.

Сокращаются сроки присоединения осложнений, в частности функциональной декомпенсации пораженной системы.

Сокращается продолжительность жизни больного.

Особенности диагностики:

Необходимы настороженность и целенаправленный поиск, исходя из структуры заболеваемости.

Необходима верификация полученной от больного информации.

Важно использовать адекватные параклинические методы исследования.

Необходимо учитывать малые симптомы.

Необходимо динамическое наблюдение за пациентом.

В оценке результатов изучения больного нужно исходить из критерия возрастной нормы.

Особенности профилактики:

Предшествующие возрастные факторы риска повышают роль первично и вторичной профилактики.

Помимо общепринятых профилактических мероприятий, нужно использовать способы и средства повышения сниженной у старого человека толерантности к вредностям (геропротекторы, рациональный двигательный режим, рациональное гериатрическое питание, климатолечение и др.).

Особенности лечения:

Четкая реализация принципа высокого гуманизма.

Соблюдение принципа разумного щажения многолетних привычек пациента.

Строгое соблюдение принципа малого воздействия.

Потенцирование эффективности лечебных мероприятий включением в терапевтический комплекс геропротекторов, адаптогенов, активного двигательного режима, эффективной оксигенотерапии и др.

Список используемой литературы

1. Государственный образовательный стандарт 2002 г. по специальности «Сестринское дело».

2. Сестринское дело, том 2. Под ред. Г.П. Котельникова. Учебник для студентов факультетов высшего сестринского образования мед. вузов. - Самара: Издательство ГУП «Перспектива», 2004. - 504 с.

3. Л.И. Дворецкий «Ятрогения в гериатрии». – Клиническая геронтология №4, 1997 г.

4. А.Н.Окороков. «Диагностика болезней внутренних органов». -М.: Медицинская литература, 2000 г.

5. Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестринское дело в гериатрии. - М.: АНМИ, 2005. - 438 с.

6. Л.Б. Лазебник, В.П. Дроздов «Генез полиморбидности». - Клиническая геронтология №1-2, 2001 г.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст анатомо-физиологический - возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

Возраст хронологический (паспортный) - период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Кроме этого, существует понятие биологический возраст – это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего.

Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Почему же люди одного календарного возраста могут выглядеть совершено по-разному? Мы все встречались с такими "взрослыми" людьми, когда даже в присутствии этого человека - своего ровесника чувствуешь себя подростком, по сравнению с ним.

Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Пока внутренние органы и системы нормально работают и взаимодействуют друг с другом, поддерживается сбалансированный обмен веществ, происходит обновление старых клеток - организм существует.

С биологической точки зрения, процесс старения организма - это очень медленный процесс. Смерть чаще всего наступает не от самого естественного старения тела, а от сопутствующих ему болезней.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения.

Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.

Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст – это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Основными критериями биологического возраста считаются:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

Показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений. С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению.

Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

"Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей. Это проявляется, например, при исследовании групп людей одного паспортного возраста. Например, в группе 10-летних девочек 50% обследованных по биологическому развитию будут соответствовать "типичному", среднему варианту, остальные будут отклоняться в пределах 1-2 года в ту или другую сторону, т.е. биологический возраст их будет соответствовать 11-12 годам или 8-9 годам.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо - функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Варианты ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения .

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме,при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития. Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия.

ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно потакая его капризам, и заставляют ребенка поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные, так и мнимые. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.

Развитие личности по невротическому типу наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст

"Сколько вам лет?" - элементарный вопрос, имеющий простой ответ: "Я родился в YY году. С тех пор прошло ХХ лет. Мне ХХ лет".

"А сколько лет Васе (Пете, Маше…)?" Если вы знакомы с этим "Васей" и он сказал вам, сколько ему лет, то вы ответите, особо не задумываясь. То же будет, если вы видели какой-нибудь "Васин" документ, например паспорт.

А теперь подумайте, как вы ответите, если не видели его паспорта, и сам он ничего о своем возрасте не говорил? Вам придется задуматься: "Вася - мой сокурсник - значит ему примерно столько же, сколько и мне… Хотя, нет, бывают же вундеркинды и вечные студенты… Он одевается, как тинэйджер, и у него растет такая реденькая бородка - наверное, он помоложе… Хотя он такой крепкий и мускулистый, как 40-летний мужик… Да и серьезный он такой всегда. Нет, видимо, он все-таки старше…". Так может длиться до бесконечности, пока вы не переберете все возможные социальные, психологические и биологические характеристики, которые наше восприятие соотносит с понятием возраста. А ведь, казалось бы, вопрос был аналогичен.

Вся разница заключалась в том, что мы попросили вас оценить возраст другого человека, а индивидуальный стереотип восприятия возраста имеет каждый из нас. По нему самые разнородные черты (признаки) соотносятся с некоторым уровнем развития (статусом), который мы и считаем типичным, то есть соответствующим тому или иному возрасту. Больше того - этот стереотип зависит от нашего личного опыта, то есть сам изменяется по ходу жизни. В результате, оценки возраста бедолаги "Васи", сделанные нами и другими людьми, могут существенно различаться. То же будет, если свое мнение выскажут специалисты (психологи, антропологи и др.). Их суждение (экспертная оценка) будет ближе к истине, чем наше, и оно будет более обоснованно. Все вместе, мы получим интервальную оценку возраста и, скорее всего, примерно угадаем ту цифру, которая стоит у человека в паспорте и о которой он сам может рассказать.

Не менее важно и то, что мы определим, на сколько лет этот конкретный человек выглядит с точки зрения биологии, психологии и т.п., причем это определение - суждение о темпах индивидуального развития - будет также обоснованным.

Период времени, прошедший в абсолютном выражении (то есть в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента называется хронологическим, или паспортным, возрастом. Спрашивая человека о возрасте, мы интересуемся этой цифрой.

Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст - это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится наша интегральная оценка морфофункционального статуса.

Введение в научный оборот термина "биологический возраст" связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего, гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория - реалия не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п.

Выше мы рассмотрели схемы периодизации онтогенеза, отражающие наше представление о нормальности ростового процесса. Действительно, в среднестатистической группе людей, скажем, в период от 8 до 12 лет у мальчиков и в 8-11 лет у девочек происходит прорезывание большинства постоянных зубов, начинается развитие вторичных половых признаков, идут характерные изменения психики и т.п. Однако все вместе эти "типичные" изменения характерны только для "среднего" ребенка из этой группы, то есть тех мальчиков или девочек, у которых процесс роста и развития отдельных систем организма наиболее интегрирован (сбалансирован или нормален).

Обычно же, не меньшая часть индивидов отклоняется от этого среднего варианта развития:

их биологический возраст отстает от паспортного - происходит ретардация (замедление развития по данным признакам);

наоборот, их морфофункциональный статус соответствует большим значениям хронологического возраста - то есть развитие ускорено и характерна акселерация.

Из этого следует, что возрастной статус данного индивида определяется по степени близости со средними значениями соответствующего критерия у хронологических ровесников, относящихся к той же группе населения, антропологической выборке или популяции (подробнее, см.: Властовский В.Г., 1976; Павловский О.М., 1987).

Акселерация или ретардация может быть общей, то есть отмечаться по всем показателям биологического возраста, а может быть частной - когда непропорционально ускоряется или замедляется развитие отдельных параметров. В первом случае организм испытывает воздействие общего или ведущего фактора, во втором - фактора, действующего только на определенную систему организма. Эти явления - основа для дифференцированного изучения факторов развития, а также путь для индивидуальной профилактики, реабилитации и лечения.

Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг о друга (отход от широкой групповой нормы реакции), возникает реальная угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития. Нарушается интегрированность регуляции, и даже при устранении ведущего фактора, никакой наверстывающий рост может уже не помочь.

Таким образом, одна из важнейших практических функций изучения биологического возраста - контроль темпов развития отдельных систем организма, поиск соответствий между ними и определение тех из них, которые мы считаем нормальными. Рассматривая в этих исследованиях самые разнообразные эндо- и экзогенные параметры мы максимально приближаемся к пониманию действия конкретных факторов, обуславливающих онтогенетическую изменчивость. Наконец, определение биологического возраста - единственно возможная оценка в палеоантропологических исследованиях и при криминалистической идентификации.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека