Определения понятия «здоровье. Паттерны добродетелей

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит какHealth отWhole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Здоровье – состояние при котором живой организм выполняет все свои функции; при отсутствии болезни. Изучают здоровье следующие науки: психология (клиническая и экспериментальная психология, социальная психология, психология развития, психология здоровья ), психиатрия, психофизиология, педиатрия, фармакология, диетология, эпидемиология, биология, психогигиена, дефектология, медицинская антропология, медицинская социология и другие.

Одной из функций государства является охрана здоровья человека (здравоохранение). Охраной здоровья человечества в масштабе всего мира занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Определения здоровья

Согласно ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» . Это определение, однако не может применяться для оценки здоровья на индивидуальном и популяционном уровне. ВОЗ считает, что под здоровьем в медико-санитарной статистике понимается отсутствие заболеваний и расстройств, а на популяционном – процесс уменьшения уровня заболеваемости, смертности и инвалидности.

П. И. Калью в своей работе «Сущностная характеристика понятия “здоровье” и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассматривает 79 определений здоровья , данные в разных частях мира, в разное время и представителями разных научных дисциплин. Встречаются следующие определения:
1. Здоровье – естественная деятельность организма на всех уровнях его организации, естественный ход биологических процессов, которые помогают индивидуальному воспроизводству и выживанию.
2. Динамический баланс организма и его функций с окружающей средой.
3. Участие в общественно полезном труде и социальной деятельности, возможность к полноценному выполнению основных социальных функций.
4. Отсутствие болезненных состояний, изменений и болезни.
5. Возможность организма адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Все возможные характеристики здоровья , согласно Калью, можно свести к следующим концепциям:

  • Медицинская модель – в определениях содержится медицинские характеристики и признаки; рассматривает здоровье как отсутствие болезней и их симптомов.
  • Биомедицинская модель – отсутствие органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.
  • Биосоциальная модель – включает в себя и рассматривает в единстве социальные и медицинские признаки, приоритет при этом отдается социальным признакам.
  • Ценностно-социальная модель здоровье как ценностью человека; определение ВОЗ придерживается этой модели.
  • Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

  • Индивидуальное здоровье здоровье человека в отдельности.
  • Групповое здоровье здоровье этнических и социальных групп.
  • Региональное здоровье здоровье жителей административных территорий.
  • Общественное здоровье здоровье общества и популяций в целом, дается определение как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное» . Способы для профилактики здоровья общества – включить образовательные программы, разработать политику обслуживания, а также проводить научные исследования. Вакцинация тоже связана с понятием общественного здоровья . Широко признается большое позитивное воздействие государственных программ в области здравоохранения. В частности из-за политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано понижение смертности детей и младенцев, а также во многих частях света продолжительность жизни постоянно увеличивается. Например, подсчитано, что с 1900 года средняя продолжительность жизни американцев увеличилась на 30 лет, а по всему миру – на 6 лет.
  • Показатели здоровья

    Здоровье человека – это качественная характеристика, которая складывается из набора количественных параметров:

  • физических (температура тела, частота пульса, артериальное давление);
  • биологических (наличие вирусных и инфекционных заболеваний, состав кишечной флоры);
  • биохимических (содержание химических элементов в организме, гормонов, лейкоцитов, эритроцитов и пр.);
  • антропометрических (вес, рост, объем грудной клетки, геометрическая форма тканей и органов) и др.
  • Существует понятие «нормы» для состояния человеческого организма, выработанный медициной, когда значения параметров укладываются в определенный диапазон. Признаком ухудшения здоровья может служить отклонение от заданного диапазона. Утрата здоровья внешне выражается в измеримом нарушении в структурах и функциях организма, изменении его адаптивных возможностей.

    ВОЗ считает здоровье людей социальным качеством, и в связи с этим рекомендуются для оценки общественного здоровья следующие показатели:

  • степень иммунизации населения.
  • состояние питания детей.
  • уровень обследования квалифицированными специалистами беременных.
  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико- санитарной помощи.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • уровень детской смертности.
  • гигиеническая грамотность населения.
  • Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

  • Артериальное давление – не выше 140/90 мм рт. ст.
  • Частота сердечных сокращений – 60-90 в минуту
  • Температура тела – от 35,5 до 37,4 °C
  • Частота дыхательных движений – 16-18 в минуту
  • С позиции здоровья определяют 2 уровня артериального давления:
    1. Нормальное: ДАД 84 мм рт. ст, САД 120-129.
    2. Оптимальное: ДАД менее 80 мм рт. ст, САД менее 120.

    ДАД – диастолическое артериальное давление, САД – систолическое артериальное давление.

    Критерии общественного здоровья

  • Заболеваемость – инфекционная, общая, с временной утратой трудоспособности, госпитализированная, основными не эпидемическими заболеваниями, по данным медицинских осмотров.
  • Медико-демографические – смертность, рождаемость, ожидаемая средняя продолжительность жизни, младенческая смертность, естественных прирост населения.
  • Показатели физического развития.
  • Показатели инвалидности.
  • Оценивать эти критерии надо в динамике. Индекс здоровья , то есть доля не заболевших на момент исследований – это важный критерий оценки здоровья населения.

    Факторы здоровья

    Психология здоровья выделяет 3 группы факторов, которые влияют на здоровье : передающие, мотиваторы, и независимые (предшествующие).

    Передающие факторы

  • Совладание с проблемами на разных уровнях
  • Употребление и злоупотребление (никотин, алкоголь, пищевые расстройства)
  • Виды поведения, которые способствуют здоровью (физическая активность, выбор экологической среды)
  • Выполнение правил здорового образа жизни.
  • Мотиваторы:

  • нахождение в болезненном состоянии (процессы адаптации к острым периодам болезни)
  • стрессоры
  • Независимые: корреляции со здоровьем и болезнью очень сильны

  • Факторы, предрасполагающие к болезни и здоровью
  • 1. Поддерживающие диспозиции (например, пессимизм и оптимизм)
    2. Паттерны эмоциональные (например, алекситимия)
    3. Паттерны поведенческие; причины поведения типа А (агрессивность, амбициозность, раздражительность, компетентность, убыстренный тип деятельности, мышечное напряжение, высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и В (противоположный стиль)

  • Факторы социальной среды: семья, профессиональное окружение, социальная поддержка
  • Демографические факторы – этнические группы, социальные классы, индивидуальные копинг-стратегии, фактор пола.
  • Когнитивные факторы – представление о болезни и здоровье , установки, о норме, самооценка здоровья , ценности и т.п.
  • Факторы физического здоровья:

  • степень физической подготовки;
  • степень физического развития;
  • степень мобилизации адаптационных резервов и возможность к такой мобилизации, которые обеспечивают приспособление к различным факторам окружающие среды;
  • степень функциональной готовности к выполнению нагрузок.
  • При исследовании отличий в здоровье женщин и мужчин ВОЗ советует использовать не биологические критерии, а гендерные, потому что они лучше всего объясняют существующие отличия. В процессе социализации мужчин поощряют отказываться от поведения самосохранения, реализовать поведения связанного с риском, который направлен на увеличение заработка; женщин ориентируют сохранять здоровье как будущих матерей, однако акцентируя такое проявление здоровья , как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать свойственные женские нарушения – как правило, пищевые расстройства.

    Отличие в продолжительности жизни женщин и мужчин зависти от страны проживания; в Европе она оптимальна, а в Африке и в ряде стран Азии практически отсутствует, и это в первую очередь связана с тем, что высокая женская смертность от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и неквалифицированно сделанных абортов.

    Показано, что врачи предоставляют мужчинам более полную информацию об их заболеваниях, чем женщинам.

    К факторам здоровья относятся социальный статус и доходы, грамотность и образование, социальные сети поддержки, физическая среда, занятость/условия работы, навыки и личный опыт сохранения здоровья , здоровое развитие ребенка, уровень развития генетики и биологии, гендер, культура, услуги медицины.

    Душевное здоровье

    Душевное здоровье – это способность человека справляться с трудными жизненными обстоятельствами, сохраняя при этом оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения. Значение душевного здоровья , описывается Демокритом в euthumia («благое состояние духа»), касающихся жизни и смерти Сократом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона. В работах различных исследований источником душевных страданий называют культуру (характерно для Альфреда Адлера, Эриха Фромма, Карен Хорни, Зигмунда Фрейда). Важнейшим фактором душевного здоровья Виктор Франкл называет наличие у человека системы ценностей.

    Гендерный подход к здравоохранению послужил толчком для создания несколько моделей психического здоровья :

  • Андроцентрическая, где принят мужской стандарт психического здоровья
  • Нормативная, использует двойной стандарт психического здоровья (для женщин и мужчин)
  • Ненормативная (согласно модели Сандры Бем) базируется на тех качествах, которые не ассоциируются исключительно с мужскими или женскими.
  • Андрогинная, которая предполагает единый стандарт психического здоровья и единое отношение к клиентам не зависимо от пола.
  • Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни в психолого-педагогическом направлении рассматривается с точки зрения мотивации, сознания, и психологии человека. Существуют другие точки зрения (например, медико-биологическая), хотя резкой грани нет между ними, так как у них одна цель – укрепление здоровья человека.

    Основой для разностороннего развития жизнедеятельности человека – это здоровый образ жизни, которая помогает ему в достижении долголетия, активной трудовой и общественной деятельности, семейно-бытовой, выполнения социальных функций и во время досуга.

    Важность здорового образа жизни вызвана повышением и характером нагрузок на организм человека, в связи с увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, усложнением общественной жизни, военного и политического характера, которые провоцируют отрицательные сдвиги в состоянии здоровья .

    Здравоохранение

    Здравоохранение – отрасль деятельности государства, цель которого является обеспечение и организация доступного медицинского обслуживания населения, повышение и сохранения уровня его здоровья .

    Отрасль здравоохранения в 2008 году потребляла в среднем 9,0% от валового внутреннего продукта (ВВП) в более развитых странах ОЭСР. Она составляет значительную часть экономики страны.

    Традиционно здравоохранение считается фактором, помогающим сохранить общее здоровье и благополучие людей во всем мире. Пример этого ликвидация повсеместно оспы в 1980 году, объявленная ВОЗ болезнью номер один в человеческой истории, которая была полностью устранена преднамеренным вмешательством здравоохранения.

    Всемирная организация здравоохранения
    ВОЗ (в переводе с англ. World Health Organization, WHO) или Всемирная Организация Здравоохранения – специальное учреждение Организации Объединенных Наций, в которую входят 193 государств-членов, главная функция которой охрана здоровья населения мира и в решении международных проблем здравоохранения. Основана она была в 1948 году. В Женеве в Швейцарии находится ее штаб квартира.

    В состав ВОЗ могут приниматься как государства-члены ООН, так и невходящие в ООН стран.

    В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

    При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

    Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

    Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

    Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В.П.Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

    Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».

    Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.

    1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

    2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

    3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

    4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.

    5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.

    6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.

    Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Для полного представления, учета индивидуальных показателей здоровья человека в настоящее время выделяют восемь основных групп показателей индивидуального здоровья (таблица 1), значительная часть их может быть выражена количественно, что позволяет получить суммарную величину уровня здоровья, кроме того, динамика показателей индивидуального здоровья позволит судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека.

    Таблица 1

    Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С.М.Громбах и др. В основу группировки положено состояние здоровья организма, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.

    Выделены следующие группы здоровья:

    I группа – здоровые;

    II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологиче-

    Скими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нару-шения зрения средних степеней;

    III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни;

    IV группа – больные с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;

    V группа – больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды I и II групп.

    Для характеристики состояния здоровья детских и подростковых контингентов приняты следующие показатели:

    Заболеваемость по обращаемости определяется путем учета всех случаев заболеваний за год на 100 обследуемых детей и подростков;

    Индекс здоровья – удельный вес лиц, совершенно не болевших за год в процентах к числу обследованных;

    Количество часто болеющих детей в течение года. Этот показатель определяется в процентах отношением часто болеющих детей к числу обследованных. При этом часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели четыре раза и более;

    Патологическая пораженность или болезненность – распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. Выявляется в результате углубленных медицинских осмотров.

    существует значительное разнообразие представлений о том - что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия. Выделяются три фундаментальные проблемы при построении определений здоровья. Первая - это очевидная условность противопоставления двух качественно разных состояний: нормального, физиологического (которому соответствует понятие "здоровье") и патологического, синонимом которого является понятие "болезнь". Болезнь и здоровье при указанном разграничении оказываются статичными в своей полярности состояниями. В действительности между ними существует множество переходных состояний, создающих в комплексе единый континуум. Состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. Вместе с тем отсутствие нарушений здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, так как перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни. Таким образом, здоровье - это не только, и даже не столько отсутствие болезней. Суть второй проблемы - это различные системные уровни, на которых встречается понятие здоровье. В качестве полюсных вариантов принято рассматривать "здоровье индивида" и "популяционное здоровье", или здоровье населения. Абсолютизация этого принципа привела к утверждению, что понятийный аппарат, описывающий здоровье на разных системных уровнях, сугубо специфичен, вследствие чего для описания здоровья населения не могут быть заимствованы термины, описывающие здоровье индивида. Здоровье человека обычно определяется как динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья человека лежит совокупность антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом пола, возраста и других характеристик индивида. Вместе с тем, популяционное (общественное) здоровье рассматривается обычно как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни. Жесткое противопоставление понятий "здоровья" на разных системных уровнях не продуктивно и может быть преодолено. Примером удачного компромисса служит известное определение, зафиксированное в Уставе Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым, "здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". Действительно, термины благополучия: физического, психического и социального, - это термины универсальные и для индивида, и для группы, и для населения в целом. Однако операционализация термина благополучие возвращает к пониманию, что благополучие индивида, социальной или профессиональной группы, а также населения в целом описывается различной системой характеристик. Таким образом, не понятийный аппарат, а именно язык описания здоровья специфичен для разных системных уровней. Третья проблема связана с тем, что понятие здоровья не является статичной конструкцией. Оно претерпело значительную эволюцию тесно связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций. В соответствии с ключевыми фазами эпидемиологического перехода (революциями), в развитии концепции здоровья выделяются два принципиальных этапа. Первый пересмотр концепции связан с выполнением, в основном, целей защиты населения от предотвратимых смертей, в результате чего основная масса людей стала доживать до пожилых возрастов, периода развития хронических заболевания и связанных с ними ограничений жизнедеятельности (инвалидности). Согласно определению, принятому в середине ушедшего столетия в документах ВОЗ, здоровье - это состояние, позволяющее людям вести активную в социальном и экономическом плане жизнь. Произошел перенос акцентов с длительности жизни (с ней традиционно идентифицировалось определение здоровья) на продолжительность здоровой жизни, т.е. жизни в отсутствие болезней и инвалидности. Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни, однако худшего качества за счет расширения групп населения с ограниченными возможностями. Суть пересмотра концепции здоровья на этом этапе заключается в рассмотрении здоровья сквозь призму качества жизни, то есть, - как степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются. Таким образом, акцент был сделан не на избавление от болезней (от которых принципиально нельзя избавиться, поскольку они являются неизбежным спутником старения), а на полную реализацию возможностей личности при любом состоянии здоровья. Следовательно, единое определение здоровья отсутствует не случайно. Оно в принципе не может быть создано. Оно всегда исторически конкретно и отражает особенность сложившейся эпидемиологической ситуации, а по языку и системе характеристик специфично для разных системных уровней: индивида, группы или населения. В современном понимании, здоровье - это высокое качество жизни. А это не только, и даже не столько - жизнь свободная от болезней, это состояние максимальной реализации потенциальных возможностей людей по самому широкому спектру направлений. Иными словами, удовлетворенность качеством жизни является наиболее общим современным пониманием состояния здоровья. В соответствии с логикой определения понятия "здоровье", его структуру можно представить себе следующим образом. Базовое представление о состоянии популяционного здоровья дает характеристика распространенности в населении болезней и смертей. То есть, здоровье определяется от обратного – через болезнь и ее последствия. Этот уровень является необходимым, но недостаточным и интерпретировать его результаты можно только в непосредственной связи отражения ими качества жизни. Второй уровень развивает понимание здоровья, как позитивного состояния, через самооценку людьми уровня благополучия: физического, психического и социального. Вспомогательными параметрами здесь могут быть доли лиц, охваченные оздоровительными программами, доли имеющих благополучные весо-ростовые показатели, доли не обращающихся за медицинской помощью и др. Главная проблема в использовании этих характеристик - наработка точек отсчета: местных, национальных и международно признаваемых стандартов. Наконец, на третьем уровне здоровье рассматривается с позиций качества жизни, для чего используются оценки способностей людей решать жизненные проблемы. Оценке подлежат такие, например, характеристики как способность решать определенные комплексы проблем, типичных для повседневной жизни, постоянно в ней присутствующих и изменяющихся. Ограничение способности решать такие проблемы есть признак нездоровья, признак ущерба в социальной или персональной сферах, хроническое состояние неполной дееспособности, признак "ущерба". Такое структурированное видение понятия здоровья позволяет четко сформулировать, с одной стороны, требования к информации, необходимой для оценки каждого из компонентов здоровья населения, с другой, - систему показателей для такой оценки. А. ИВАНОВА

    Класс 8

    Беседа на уроке физкультуры

    тема: Что та кое здоровье человека?

    Вопрос: Что та кое здоровье?

    По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Здоровье не купишь. И даже, если у вас имеются большие финансовые возможности, вы можете как-то укрепить его или залечить недуг, но купить само здоровье не сможете.

    Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.

    Здоровье классифицируется на две категории: физическое и психическое. Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно. Психическое здоровье – это способность человека справляться со сложными жизненными ситуациями, которая проявляется в адекватности поведения и сохранении эмоционального фона. Понятие «душевного здоровья» связывают с достижением человека внутренней гармонии.

    Ребята, как вы думаете, какие факторы укрепляют здоровье? А какие ослабляют?

    Давайте проверим, все ли факторы мы знаем (слайд №)

    Факторы, укрепляющие здоровье:

      Чёткий режим дня.

      Высокая двигательная активность.

      Сбалансированное питание.

      Постоянное общение с природой

      Здоровое психологическое состояние

    Факторы, ослабляющие здоровье:

      Нерегулярный отдых

      Низкая двигательная активность

      Нерегулярное питание

      Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени

      Конфликтные ситуации

      Вредные привычки

      Психологические кризисы

    Ученые подсчитали, что здоровье человека зависит:

      на 50% от образа жизни;

      на 20% от наследственности;

      на 20% от состояния окружающей среды;

      на 10 % от здравоохранения

    Вред алкоголя (Слайд)

    Алкоголь относится к легальным психоактивным веществам. Разрешен он потому, что приносит доход, употребление его исторически обусловлено.

    Чем вреден алкоголь для организма человека?

    Алкоголь в организме ослабляет процессы торможения в центральной нервной системе и ведет к утрате осторожности, самоконтроля, самообладания.

    Алкоголь снижает умственную и физическую работоспособность, остроту зрения, ухудшает координацию движений, что нередко ведет к дорожно-транспортным происшествиям, тяжелым травмам и несчастным случаям.

    Алкоголизм ослабляет умственные способности, снижается сообразительность, развивается забывчивость, неспособность сосредоточиться на чем-либо, кроме мыслей о спиртном. Нередко возникают подавленность, злобность.

    Алкоголь приводит к истощению нервных клеток в полушариях головного мозга, что приводит к инертности процессов возбуждения и торможения;

    в запущенных случаях алкоголизмом возникает острое психическое заболевание - белая горячка

    Деградация личности!!!

    «Употребление спиртных напитков - скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное - необратимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность». (Ф.М. Достоевский)

    Ответить на вопросы:

    1. Как алкоголь влияет на работу головного мозга и на какие отделы головного мозга?

    2. Почему употребление алкоголя особенно опасно в подростковом возрасте?

    О трицательные влияния наркотиков.

    Испытав однажды, человеку трудно отказаться от наркотиков, они становятся морально распущенными, безвольными, грубыми, эгоистичными. (Слайд). Так первая стадия наркомании характеризуется привыканием человека к наркотику. Причем раз от раза действие наркотического вещества ослабляется и человеку приходится увеличивать дозу, а, следовательно, сильнее разрушать свой организм. Вторая стадия характеризуется появлением психической, а
    затем и физиологической зависимости от наркогенного вещества: резко ухудшается настроение, появляется дрожь в руках, боли в суставах и костях, головные боли. Эти явления сопровождаются неукротимым влечением и приему наркотиков.
    Третья стадия характеризуется падением переносимости наркотика и может закончиться гибелью больного в случае, если он останется без лечения.

    Есть и другие вещества, которые также отравляющедействуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания.

    Последствия:

      повреждение тканей мозга;

      нарушение сознания;

      видения – галлюцинации;

      нарастающее слабоумие;

      полная утрата контроля за своими действиями.

    И еще:

    Наркомания и токсикомания – это всегда преступность!

    Наркомания – это неизлечимо.

    И так вы должны знать, что Наркотическая служба организована в каждом городе и если еще человек осознает, что ему нужно лечение, необходимо немедленно обратиться к врачу наркологу или психиатру.

    Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние.

    Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания.

    Ответить на вопросы:

    а) Сколько стадий наркомании выделяют?

    б) Если человек осознает, что ему нужно лечиться к какому врачу он должен обратиться?

    Вред никотин а

    Также к легальным психоактивным веществам относится никотин. Многие думают, что сигарета – это не наркотик, и вред организму она не принесет.

    Никотин очень вреден и опасен для человека, и употребление его в любых дозах небезопасно. (Слайд)

    Как и когда люди научились курить, никто не знает. Но без уголька не закуришь, а значит, это произошло уже после того, как люди научились добывать огонь. Полагают, что все началось с костра, в который попал росший на месте кострища дикий табак. Сладостно обалдевший от дыма первобытный человек сообразил, в чем тут дело. Потом научился делать микрокостры в виде цигарки и трубки.

    В Россию табак был завезен англичанином Ченслером в XVI веке, при Иване Грозном. Цари поначалу правильно сориентировались. Михаил Романов – первый царь династии Романовых – за употребление табачного зелья рвал ноздри, бил плетьми и ссылал в Сибирь. Алексей Романов законом запретил табак. Но Петр I , набравшись в Голландии западных привычек, сам курил и других заставлял.

    Всех ловит в свои сети никотин: . Мальчики начинают курить из стремления казаться взрослыми, а девушки – из кокетства и подражания мужчинам. Для многих поначалу важно не само курение, а ритуал. Некоторые курильщики удивительно интересно и красиво разминают папиросу, прикуривают.

    В табачном дыму содержится в 10 000 раз больше вредных частиц, При выкуривании одной сигареты выделяется примерно 2 литра дыма, содержащего много опасных для клеток ядов. Около 70 % дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!

    Состав табачного дыма, поступающего в организм:

      никотин,

      угарный газ,

      синильная кислота,

      аммиак,

      радиоактивные и другие вещества

    Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, в Последствия:

      головные боли;

      ухудшение памяти;

      утомляемость;

      истощение нервной системы;

      возникает нервозность, раздражительность, утрачивается работоспособность;

      страдает психика.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека