Нарушения фазы быстрого сна у детей. Когда наступает фаза глубокого сна у ребенка

Для того, чтобы принимать правильные решения, очень важно обладать максимально полной информацией о предмете интереса. Воспитание детей, а тем более коррекция привычек сна — это та зона, которая особенно требует определенных знаний. Это важно для того, чтобы родители могли быть уверенным в своем выборе той или иной техники, не сдавались при первых же сложностях, а так же находили мотивацию продолжать в трудные моменты (сон случается ночью, и в 3 утра нужна вся сила воли, чтобы делать что-то правильно, а не быстро!).

Конечно, чтобы стать экспертом нужно потратить уйму времени, сил и где-то посвятить себя этому, но мы предлагаем вас сжатую версию основ о детском сне. В этом цикле мы кратко обрисуем, какой сон бывает, как он меняется и что важно для его полноценного развития у детей от рождения и до школьных лет.

Фазы сна

В целом, сон у взрослых и у детей делится на быстрый REM-сон (основная черта — быстрое движение глазных яблок), во время этой фазы мы видим сны, и Медленный сон (non-REM, отсутствие быстрых движений глаз). Нужно помнить, что спящий мозг, это вовсе не «отдыхающий» мозг, уровень активности разный, но работа идет беспрерывная. У взрослых и у детей во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала медленный, потом быстрый и снова по кругу. Зрелый мозг обычно распределяет фазы в следующем порядке: медленный (40-80 минут) — быстрый (12-25 минут). Чем ближе к утру, тем чаще происходит фаза быстрого сна. Между полными циклами (медленный-быстрый сон) почти всегда происходит частичное пробуждение. В это время взрослый может перевернуться, поправить подушки или одеяло, и без усилий провалиться в новый цикл сна. На утро мы этого даже не помним. Дети между циклами могут переворачиваться, плакать (от минуты до 10 минут), и если они не умеют самостоятельно засыпать — просыпаются окончательно.

Смена циклов за ночь может происходить до 12-15 раз. Вот где навык самостоятельного засыпания становится ключевым!

REM-сон — это относительно неглубокий сон. Мозг в это время очень активен и как бы дрейфует на поверхности сознания. Видимо, для того, чтобы «не перегружать систему» в это время наступает легкий паралич всего тела — двигаются только глазные яблоки, сердечная и дыхательная мышца. Во время REM-сна происходит сохранение и распределение новой информации в памяти. Именно поэтому важно, чтобы у детей были полноценные циклы быстрого сна, с их помощью они лучше учатся, быстрее запоминают новое. Новорожденные (до 3-4 месяцев с момента предполагаемой даты родов) спят хаотично, в отличие от взрослых у них может преобладать быстрый сон (ну очень многому нужно научиться!), с него может начинаться цикличность и он занимает больший процент в общем времени сна.

non-REM (медленный сон) — это сон, который сам по себе имеет 4 этапа. Предназначение этой фазы — регенерация тканей, рост, формирование новых неврологических связей. Первые два этапа — относительно неглубокий сон, проснуться от него можно даже при небольшом окружающем шуме. Последующие два этапа характеризуются погружением в глубокий сон. В этот период человека очень трудно разбудить, а если это и удается, то он будет дезориентирован. Так же в этом отрезке происходят приступы лунатизма, разговора во сне.

Дневной сон у детей

В зависимости от возраста, количество отрезков дневного сна у детей меняется: к 4 месяцам складывается 3-4 отрезка, к 6 остается 2-3, а к 18 месяцам большинство детей спят один раз в день. Между двумя и четырьмя годами регулярный дневной сон и вовсе пропадает. Отмечу, что сон в разное дневное время не одинаков. Первый утренний сон становится как бы продолжением ночного и богат на сновидения. В это время продолжается сортировка и закрепление нового, познанного вчера. Обеденный сон — это более глубокий, в основном медленный сон. Сон в обед помогает ребенку расти в прямом смысле. Вечерний сон — это мостик, который помогает «дожить» до ночного укладывания без особого переутомления.

Гормональная регуляция: как помочь малышу спать?

Вы, скорее всего, подозреваете, что сон, как и многие процессы в нашем организме, регулируется особыми химическими соединениями — гормонами. Нет, ни в коем случае не давайте гормоны ребенку только чтобы заставить его спать! Мудрый человеческий организм сам вырабатывает все, что ему нужно.

Биологически мы все запрограммированы спать, когда становится темно. Сигнал о наступившей темноте поступает из глаз в мозг и выделяется гормон мелатонин. Именно он нас «усыпляет» и помогает спать до рассвета. Нарушение выработки этого гормона у взрослых способствует удержанию лишнего веса (спите в темноте!). Этот гормон начинает вырабатываться у детей с 3-4 месяцев (или чуть позже у недоношенных), как раз с ним и связана глобальная перестройка сна у малышей этого возраста. Как мы можем это использовать?

  1. Во-первых.
    Постарайтесь избегать ночников в спальне, или сделайте их максимально тусклыми;
  2. Во-вторых.
    Ограничьте поступление света в комнату малыша на время, когда вы хотите, чтобы он спал — раннее утро, дневной сон и т.д.;
  3. В-третьих.
    За полчаса до укладывания, попробуйте приглушить освещение. Это даст ощущение «заката» мозгу ребенка, начнет выделяться мелатонин и ему будет легче уснуть.

Кортизол — еще один герой (вернее — антигерой) в нашей истории про сон. Это гормон стресса и выделяется он, когда мы устаем. Его задача взбодрить нас, дать прилив сил и энергии, открыть второе дыхание, когда основной заряд бодрости уже исчерпан. Неплохо, правда? В нашем случае — опасно. Если позволить утомленному малышу догулять до выброса кортизола, то уложить крошку будет очень сложно. Прилив новой энергии не позволит ему расслабиться и настроиться на сон, но при этом энергия эта заемная из глубоких запасников на экстренный случай. Растрата такой энергии утомляет ребенка в несколько раз сильнее. Кроме того, кортизол не так быстро выводится из организма. Поэтому даже если малыш заснул (и поверьте, вы на это потратите оооочень много сил), проспит он недолго. Не допускайте переутомления ребенка! Следите за временем и за признаками усталости , как только заметили — быстро укладываться!

Биологические ритмы и внутренние часы

Естественные биологические ритмы человека это сложная система.

В целях упрощения выделим несколько ключевых моментов:

  • В естественных условиях (без социальных ограничений вроде графика работы или расписания занятий) биологические часы идут по 24,8 часовому кругу. Это значит, что если процессом внутреннего времени не управлять, наш график будет постоянно смещаться, и в какой-то момент мы можем с трудом заснуть и в 2 ночи, а просыпаться будем к часу дня. Практический совет: следите за тем, чтобы время отхода ко сну на ночь и время пробуждения, приемов пищи были примерно одинаковы изо дня в день. Это поможет сохранить здоровый (и удобный!) распорядок в течение всего дня.
  • Управление биологическими часами происходит не только через социальные нормы (успеть на электричку в 7,15), но и через солнечный свет. Наш организм понимает, что начался день с появлением солнечного света и готовится спать с наступлением темноты. Практический совет: Помогите ребенку проснуться ранним зимним днем, включив яркий свет в его комнате. Настройте его на сон, приглушив освещение незадолго до укладывания.
  • Температура тела тоже реагирует на внутреннее время. Когда организм считает, что наступила ночь — он снижает температуру тела, а с приближением утра — поднимает ее. Практический совет: Если уложить ребенка во время такого снижения температуры он очень быстро заснет (снижение длится около 90 минут). Держите и комнату прохладной, чтобы температура воздуха не перегревала ребенка во время засыпания.
  • Существует «идеальное время» когда уложить ребенка спать днем легче всего. Соответственно возрасту, поэкспериментируйте в отрезки с 8-9 утра и с 12-13 дня. Для младших детей пробуйте более раннее время в отрезке, для старших — подвиньтесь к его концу. Эти отрезки тоже сопровождаются снижением температуры и достаточным, но не чрезмерным накоплением усталости.

Режим дня

В связи с тем, что организм в целом и биологические часы в частности хорошо поддаются тренировке, режим дня становится ключевым моментом. Соблюдение постоянных интервалов и периодичности действий (все в пределах разумного, мы ни в коем случае не призываем вас проживать день сурка!) помогут настроить организм и на своевременный сон. В зависимости от темперамента ребенка и мамы режим дня может быть достаточно жестким (для настойчивых, негибких, сложно адаптирующихся деток) или может допускать большой процент вариативности (это подойдет для гибких, адаптивных, контактных детей).

У каждого человека возникают свои ассоциации со словом «сон». Для кого-то это тягучее, безмятежное состояние, полное неги. Кто-то более прагматично оценит его, как отдых для уставших ума и тела. Но для молодых родителей иногда детский сон притягивает ощущения тревоги, волнения и еще большей усталости. Такие чувства часто связаны с недостаточной уверенностью в своих знаниях по данному вопросу.

Что же такое сон? Почему малыши часто просыпаются ночью? Что происходит в организме ребенка и взрослого во время сна?

Фазы сна

В середине 20 века ученые Чикагского университета Н. Клейтман и Ю. Азеринский, используя электроэнцефалографы, пришли к выводу о том, что ночью человеку необходимо пройти 4-6 волнообразных циклов по 80-100 минут.

Все начинается с дремоты. Это первая фаза . Этот сон крайне чуткий, он длится 5-10 минут. Дыхание, пульс замедляются, мышцы расслабляются. Если мы обращаемся к человеку, то он говорит, что не спал, а просто задумался.

Пришло время второй стадии или сна медленной глубины , которая длится приблизительно 20 минут. Сознание отключается, но также существуют пороги высокой слуховой чувствительности, т.е. человека можно легко разбудить, назвав его имя. Сон легкий и нежный, но уже настоящий.

Далее следуют третья и четвертая стадии медленного глубокого сна. В этот момент нас сложно разбудить. Мозг занят переработкой сигналов, пришедших от внутренних органов. Организм выводит продукты распада, накопившиеся в мозге за период бодрствования. На четвертую фазу приходится 80% сновидений, но как жаль, что мы их не помним.

Вот мы и подошли к фазе быстрого сна или парадоксального сна. Здесь наше поведение меняется. Мозг начинает работать стремительно, словно во время бодрствования, переживая сильные эмоции. Парадокс заключается в том, что мышцы человека полностью обездвижены, атоничны, только глазные яблоки под закрытыми веками быстро координированно выполняют движения. В этот момент мы видим самые красочные, яркие, эмоциональные сны, которые мы помним после пробуждения. Наши пульс, дыхание носят аритмичный характер, повышаются артериальное давление и температура тела. Мозг занят переработкой и структурированием информации, полученной днем. Мозг адаптирует человека к изменяющимся условиям окружающей среды, создает программу действий в будущем. Поэтому не желательно прерывать эту фазу сна, т.к. от неё напрямую зависит психическое здоровье человека. Раньше думали, что сновидения длятся лишь секунды, но на самом деле мы можем видеть сны до получаса. Это самая загадочная, неизученная фаза. Ученые особенно подчеркивают её значимость для жизнедеятельности человека.

Если объединить все перечисленные фазы, то получится один цикл сна. В зависимости от генетической предрасположенности (а вовсе не от лени) человеку надо пройти 4-6 таких циклов. Они меняются по продолжительности отдельных фаз в течение ночи. Если сначала преобладает фаза медленного сна, но под утро её время значительно уменьшается от цикла к циклу, и фаза быстрого сна становится доминирующей.

Особенности сна у детей

Переходя к объяснениям, связанным с особенностями сна детей непроизвольно в голове всплывает фраза из стиха Винни-Пуха: «Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем…» Если бы малыши рождались со свойственным взрослому человеку сном, они бы утратили свою трогательность, мы бы не смогли окружить их заботой. Конечно же детский сон иногда доставляет множество хлопот, но к его особенностям можно и нужно приспособиться. Мы можем научить кроху правильным привычкам сна, может стать для малыша мудрым и спокойным учителем, который будет активным участником совместных дневных забав и проводником в лабиринтах сновидений.

С первого дня мозг начинает кропотливую работу по адаптации ребенка к окружающему миру. Во время сна эта работа продолжается. Условно сон младенца можно разделить на 2 основные фазы: активная и спокойная. Спокойная фаза сна младенца является зачатком для формирования фазы медленного сна, который требует более сложных нейрофизиологических механизмов. Только к 2,5-3 месяцам происходит эта трансформация. Не случайно существует выражение «уснуть сном младенца», т.к. глубокий сон малыша намного крепче взрослого, если ребенок вошел в эту фазу, его не может разбудить внешний шум.

Активная фаза детского сна похожа на фазу быстрого сна у взрослого. У малыша на лице можем заметить разные выражения; ладошки сжимаются и разжимаются, кажется, всё тело передает какую-то эмоцию (хотя у взрослого человека в эту фазу замечаем минимум движений). Можно предположить, что у малышей пока не развита система подавления двигательной активности. В этот момент малыш может будить себя своими движениями. Полезно вспомнить о пеленании на сон.

Как меняется детский сон по мере взросления?

Активная фаза сна у новорожденных занимает почти 70-80% от сна. Буквально через 2 недели быстрому сну отдается 50%. К 4 месяцам быстрый сон малыша составляет 40%. К 3 годам - 30%. Нельзя забывать, что во время быстрого сна мозг малыша встраивает полученную во время бодрствования информацию в целостную картину мира.

Цикл сна ребенка составляет 40-90 минут, дети не могут связывать циклы сна, поэтому они просыпаются и плачут, это доступный им способ общения с взрослыми. Плачем они объясняют нам свои потребности. Это способ выживания.

Только к 4 месяцам родители могут начать учить своего малыша связывать циклы сна друг с другом, чтобы обеспечить более качественный сон своему ребенку и всей семье. Малыш растет, , и сам процесс детского сна становится все более приближен к взрослому. Количество сна сокращается, изменяются периоды бодрствования, фаза активного сна уменьшается, движения мышц во время сна уходят в прошлое.
Теперь полезно узнать, как научить своего ребенка связывать циклы снов. Поверьте, привычка спать всю ночь - это навык , которым могут овладеть дети с 5-6 месяцев.

В первые месяцы его жизни - настоящее испытание для молодых родителей. Либо малыш часто просыпается, особенно ночью, либо по мнению окружающих, спит слишком долго, что тоже не может не волновать.

Сразу оговоримся, писать о том, что ребенок «в таком-то возрасте должен спать столько-то и столько-то», мы не будем.

Во-первых, малыш в принципе никому ничего не должен, а во-вторых, он спит ровно столько, сколько необходимо для его крошечного организма и общего, хорошего самочувствия.

Есть несколько важных моментов, которые определяют качество этого самого здорового сна, вот о них и поговорим в этой статье.

Фазы сна новорожденного.

Прежде всего необходимо разобраться в том, из чего же состоит сон человека. Без этих знаний понять достаточно ли ребенок спит и почему он спит плохо, невозможно. Поэтому не игнорируйте данную часть материала.

Каждый сон человека, в зависимости о его возраста и зрелости нервной системы, делится на различные фазы, которые длятся от 50 до 120 минут.

Бывают следующие фазы сна:

  • беспокойный;
  • спокойный;
  • медленный поверхностный;
  • медленный глубокий;
  • медленный очень глубокий;
  • парадоксальный.

Особенности фаз сна новорожденного.

Череда беспокойного и спокойного сна характерна для самых маленьких детей, возрастом от рождения и примерно до полугода.

В беспокойной фазе сна, мышечный тонус расслаблен и тело ребенка полноценно отдыхает. В тоже время, крошечный мозг продолжает работать в полную силу. Это период, когда малыша можно легко разбудить, если говорить резко и громко, перекладывать его с места на место или даже легонько укрывать .

Фаза беспокойного сна новорожденного составляет 50-60% от общего количества «сонных часов».

На остальное время приходится фаза медленного сна, которая сопровождается полным спокойствием. Медленная фаза чередует поверхностный и глубокий сон, при котором дыхание ребенка ровное, личико и тельце полностью расслаблены, а глазные яблоки не движутся.

Видя мирно сопящего младенца, люди часто повторяют: «Он крепко уснул». Так и есть. Сейчас малыша вряд ли что-то разбудит. Безусловно, он может вздрогнуть от резкого, громкого звука, но это не означает, что по комнате нужно ходить «на цыпочках» не дыша.

В более глубокой фазе парадоксального сна, мозг трудится, как при бодрствовании. Ребенку снятся насыщенные событиями сны, он «решает сложные жизненные задачи». По сути маленький человек как-бы находится в бессознательном состоянии.

Поскольку малыш рождается на свет с несовершенной нервной системой, ему требуется время, чтобы «отладить» все ее механизмы, в том числе и фазы сна. Кроме того, для полной «перезагрузки» работы крошечного мозга, необходим продолжительный отдых. Этим фазы сна и определяются.

Причем, только когда малышу исполняется 2 года, его сон состоит из тех же фаз, что и у взрослого, а пока он совсем маленький, все обстоит несколько иначе.

  • До 6 месяцев.

Один цикл сна новорожденного, как и малыша до 6 месяцев длится 50 минут.

Этот период состоит из 2 фаз:

  • беспокойный сон;
  • спокойный сон.

За один долговременный сон у малыша может быть 3-4 таких цикла.

Причем, процесс засыпания предшествует фазе беспокойного сна. И в среднем, такой маленький ребенок спит в сутки 14-20 часов.

  • От 6 месяцев до 2 лет.

Один цикл сна такого малыша составляет 70 минут и делится на 3 фазы:

  • медленный поверхностный сон;
  • медленный глубокий сон;
  • парадоксальный сон.

В таком возрасте процесс засыпания уже предшествует фазе медленного сна, как у взрослых.

  • От 2 до 6 лет

В этом возрасте цикл сна составляет 90-120 мнут и делится на 4 фазы:

  • медленный поверхностный;
  • медленный глубокий;
  • медленный очень глубокий;
  • парадоксальный.

За ночь на смену друг другу приходят 4-6 циклов, а в целом ребенок спит примерно 13 часов.

Чтобы ребенок полноценно отдыхал, минимум до трехлетнего возраста, необходим обязательный дневной сон.

Окончательно цикличность фаз сна формируется лишь к 10-16 годами.

Сколько спит новорожденный

После появления на свет, маленький человек спит от 14 до 20 часов в сутки, в среднем 16 часов. Это определяют индивидуальные особенности ребенка (его здоровье, общее самочуствие, психологический комфорт) и тот факт, что за какие-то неведомые заслуги, кому-то из родителей "повезло" чуть больше, а кому-то чуть меньше.

В первые месяцы жизни, как и во внутриутробной жизни, сон - основное занятие младенца. Ребенок может спать подряд и 5 и 6 часов.

Самое главное в этот период, не будить малыша даже тогда, когда вам кажется, что ему пора подкрепиться. Ребенок сам знает, что и когда ему пора, поэтому не вмешивайтесь в его естественные биоритмы.

Если подобная «сонливость» вызывает у молодой мамы опасения, она всегда может поговорить об этом с врачами - педиатрами. Они обязательно успокоят женщину и объяснят ей, что быть неисправимым «соней» в первые 2-3 месяца жизни - абсолютная норма. Интерес к окружающему миру, период оживления, когда малышу будет интересно все и везде наступит ближе к 4-5 месяцам.

Лучше всего на этом этапе малышу помогают крепко уснуть мамины руки и специальные игрушки, издающие так называемый "белый шум". Он напоминает младенцу о его беспечном пребывании внутри маминого живота, передавая стук биения сердца, шелест околоплодных вод и прочие звуки, которые окружали его в утробе. Сейчас игрушки для сна - уверенные лидеры продаж по всему миру, потому что они действительно работают: даже самые капризные малыши спят на радость молодым родителям.

На самом деле именно вечером происходит то, что исследователи сна младенцев называют, биологическим программированием системы бодрствования. Ребенок не в силах контролировать этот процесс, он противится ему, ведет себя раздраженно и взвинчено. Простыми словами, он хочет спать, но не может, потому и кричит.

В данной ситуации необходимо обеспечить ребенку абсолютный покой:

Организуйте полнейшую тишину и выключите яркое освещение. Положите ребенка на материнскую грудь, не предлагая ее в качестве пищи, и немного помолчите. Иногда ребенок успокаивается в своей собственной . Если малыш не протестует, предложить теплую ванну.

  • Не спит тогда, когда это удобно маме.

Тут пожалуй, к малышу нет никаких вопросов, зато есть вопросы к его чудесной маме. Бывают ситуации, когда уставшая женщина уже настроилась на то, что через 15-20 минут малыш отправится спать. Либо, ей показалось что ребенок проявляет признаки усталости и готов уснуть. Мама неосознанно торопит эти события, ведь она уже что-то запланировала делать или тоже мечтает поспать, но ребенок «не сдается» и продолжает «гулять». И тут возникает замкнутая реакция: мама нервничает, думая о своих несбыточных планах, ребенок чувствует эту нервозность и уже не может заснуть.

Чтобы исправить ситуацию, маме нужно понять и принять тот факт, что это не ребенок родился, чтобы мешать ей спать, а она приняла решение родить младенца и теперь ее основная задача - быть с ним всегда и везде. А не расчитывать, жить прежней жизнью, вписывая природные биоритмы сна в свой собственный график.

  • Не спит так долго, как хотелось бы маме.

Ситуация такая же, как и в прежнем пункте. Если женщина готова признаться в том, что малыш не оправдывает ее собственные ожидания по количеству часов проведенных во сне, и она в состоянии изменить к этому свое отношение, проблема решается сама собой. Но если мама будет нервничать каждый раз, когда малыш просыпается в неудобное для нее время, нервозная обстановка и частые «несвоевременные» пробуждения будут оставаться. К сожалению, как бы нам не хотелось вести привычную «бездетную» жизнь, первый год после рождения младенца на 100% подчинен именно ему. Примите это, как должное.

Поэтому не пытайтесь переделать ребенка, а подстройтесь под его естественные нужды. Малыш не вредный и не капризный, просто он очень и очень маленький, на 100% зависит от мамы и абсолютно ничего не знает о существующих взрослых правилах. Помогайте ему взрослеть в располагающей, дружелюбной атмосфере рядом с любящей, а не раздраженной или даже озлобленной мамой.

  • Просыпается часто, нарушая фазы .

Это происходит таким образом. Ребенок уснул, а мама нет. Соответственно, когда она ляжет спать фазы сна матери и ребенка уже будут разными.

Когда мама, переделав все важные по ее мнению дела, крепко уснет, малыш уже как следует выспится и разбудит ее в самый неподходящий момент. Это настоящая пытка. Женщина засыпает уставшей и просыпается точно в таком же состоянии.

Поэтому, если вы валитесь с ног от постоянного недосыпа, ложитесь спать вместе с малышом. Поверьте, подобные жизненные испытания не навсегда и через время ребенок обязательно начнет спать, давая вам заниматься привычными делами. Но пока сон ребенка не стабилен, полноценно отдыхайте одновременно с крохой.

  • Не засыпает без укачивания.

Вероятнее всего к подобной ситуации, привели сами родители, чрезмерно укачивая малыша на руках с самых первых дней жизни. Ребенок воспринял это, как единственно правильный ритуал отхода ко сну, потому и протестует.

В данном случае можно посоветовать, изменить привычный перед отправкой в кровать ход вещей. Например, перенесите время купания на более раннее или позднее, поменяйте местами и расслабляющий , либо вообще, временно откажитесь от ванной в пользу потирания детского тельца влажной . Это немного дезориентирует малыша.

Затем покормите ребенка грудью и аккуратно переложите его в кроватку. Если кроха протестует подойдите к нему и убедитесь в том, что малыш капризничает не во сне, а по-настоящему бодрствует, иначе вы разбудите его еще больше.

Если малыш все же проснулся, поговорите с ним спокойным, нежным голосом. Расскажите о том, что ему пора спать, а мама и папа рядом, значит ему не о чем волноваться. Понятно, что совсем маленький ребенок не поймет ни слова, зато он уловит благожелательную интонацию и мирный тон маминой речи. Это успокаивает.

Можно сесть рядом с детской кроваткой, положить в нее малютку и начать петь колыбельную песню, держа крошечную ручку в своих руках. Ребенок не нервничает, поскольку мама рядом, ее голос тихо льется, она гладит малыша по головке или спинке. Мама поет, целует малыша, медленно прикрывает свои глаза, показывая крохе как сладко и спокойно он может уснуть рядом с ней. Самое главное сохранять терпение.

Когда малыш ворочается, вы можете улыбнуться и сказать: «Засыпай, я схожу на кухню и вернусь к тебе». И обязательно вернитесь, но не мгновенно, а через пол минуты, чтобы малыш понял «мама не исчезла, она обязательно окажется рядом». Конечно ребенок будет капризничать и протестовать, но постепенно привыкнет к тому, что мама действительно говорит правду и находится совсем близко, пока он засыпает. Возвращаясь, подходите к кроватке улыбайтесь, но не игриво, иначе маленький шалун может совсем разгуляться. Чем старше будет становиться ребенок, тем дольше могут быть периоды вашего отсутствия. Поверьте, придет день, когда вы войдете в детскую комнату, а ваш самостоятельный ребенок уже крепко спит.

  • Просыпается, если его перекладывают с места на место.

Чаще всего такие нервозные пробуждения происходят через одинаковые промежутки времени и согласно одного и того же сценария. Подобная чувствительность говорит о том, что кроха зависит от условий засыпания. Потерял грудь, оказался укрытым одеялом, открыл глаза и обнаружил себя в кроватке, а не рядом с мамой и пр. , - все эти моменты сильно расстраивают ребенка.

Причина такого поведения кроется в том, что малыш запоминает окружающую атмосферу и условия, в которых он засыпает, а затем, по окончании фазы быстрого сна кратко просыпается и бурно реагирует на произошедшие изменения. Такое поведение характерно для малышей старше 6 месяцев.

  • Спит только на руках.

Похоже, что в данном случае вы пытаетесь переложить кроху в неудачный момент, также, как в предыдущем пункте. Ребенок помнит, что засыпал в нежных маминых объятьях, а оказался в кроватке. Он чувствует смену места, теряет мамин запах и тепло ее тела.

В принципе такая реакция обоснована, поскольку постоянное пребывание детеныша с мамой-самкой, заложено самой природой. Безусловно, это крайне неудобно, но пока малыш совсем крошечный можно класть его к себе на живот и спокойно спать в таком положении вместе с ним. Также можно носить спящего ребенка в или , совершая привычные бытовые дела.

Безусловно, это не всегда удобно и далеко не всегда возможно. Поэтому пытаясь переложить малыша, используйте маленькую хитрость. «Выползая» из-под малыша, оставляйте рядом (не на лице ребенка!) свой или, например, в которой вы укачивали малютку. Даже если ребенок проснется в краткой беспокойной фазе сна, запах вашей одежды может сбить его с толку и заставит поверить, что мама все еще рядом.

Иногда в более старшем возрасте, быстро уснуть, ребенку мешают следующие причины:

  • засыпает в новом, незнакомом месте;
  • чувствует присутствие чужих людей;
  • реагирует на окружающий шум;
  • перенимает на себя нервозное состояние матери;
  • "переваривает" полученную информацию из сказки или мультфильма и пр.

Как понять, что ребенок готов уснуть?

Сразу оговоримся, что в процессе засыпания, ребенок, как впрочем и любой взрослый человек, очень похож на пассажира, готовящегося к вылету из аэропорта. Если он «опоздал на свой самолет» - важную фазу засыпания, то «улететь», т. е заснуть, сможет лишь «следующим рейсом» - в новой фазе засыпания.

Для самых маленьких такая фаза приходит к новорожденному через 30-40 минут, к более старшему ребенку через 2-3 часа, а иногда и позже. Это означает, что попытки уложить ребенка спать в эти "лишние" минуты или даже часы не увенчаются ничем иным, как испорченными нервами и мамы и малыша.

Поэтому, как только вы видите, что ребенок проявляет признаки сонливости, делайте все возможное для того, чтобы создать вокруг него атмосферу, располагающую ко сну.

Чаще всего, малыши мечтающие уснуть:

  • Теребят уши;
  • Ищут мамину грудь;
  • Трут глаза и нос;
  • Зевают;
  • Кладут на нос тряпочку или пеленку;
  • Заваливаются на бок;
  • В старшем возрасте активно ищут любимую , прижимают ее к себе.

Постарайтесь запомнить один или несколько сигналов, через которые организм малыша сообщает о своем желании отдохнуть. Учтите также, что дети имеют свойство засыпать мгновенно, только что они хохочут или бегают, а через секунду уже спят. Поэтому довольно часто спящих малышей можно обнаружить в забавных позах: попой кверху в кроватке, на полу среди игрушек, в и пр.

Как помочь новорожденному крепко уснуть.

Некоторые специалисты или родители используют термины «приучить», «заставить», «не давать спать днем» и пр. Мы в принципе против столь грубого подхода, потому что ребенок - это в первую очередь личность, которую очень легко сломать навязыванием своих «удобных» правил и любыми жесткими проявлениями. Поэтому наши рекомендации сводятся к родительской помощи, которая безусловно требует времени, сил и терпения.

Представьте себе новорожденного, который явился на свет из уютного маминого животика. Там было довольно темно, тихо и спокойно. Ребенок в основном спал, набираясь сил и чаще «активничал» по ночам, именно тогда, когда женщина ложилась спать. Так вот после рождения, для малыша ничего не изменилось, он не понимает разницы между ночью и днем, а потому может долго спать в течении дня и какое-то время гулять по ночам.

Конечно это изматывает молодых родителей, которые повторяют: «Он спутал день с ночью!». Не спутал, для него день и ночь - это одно и тоже, поэтому если спать хотите вы, помогите малышу разобраться, чем времена суток отличаются друг от друга.

Нет, мы не будем предлагать переучивать ребенка, не давая ему спать днем и травмировать его психику. Мы будем направлять малыша и подсказывать, когда именно ему пора ложиться спать.

Мамины подсказки следующие:

1. Учимся отличать день от ночи.

Утром, вставая с кровати, сразу же распахивайте занавески, заливая комнату ярким солнечным светом.

В течении дня, когда на улице светло не закрывайте окна от солнца. Слушайте музыку, двигайтесь, показывайте малышу что-то интересное, ласково «мутузьте» его и смешите. День - время для игр и развлечений.

Когда вы видите, что днем, малыш собирается вздремнуть, прикройте шторы, изолируйте ребенка от шума, унесите в тенистое место. Потому что сон - это когда тихо и темно.

Ближе к вечеру, уменьшайте в комнатах естественное освещение. Не включайте в комнате ребенка яркие лампы, громкую музыку и телевизор. Даже косметические процедуры перед вечерней ванной, вы можете проводить при . Потому что приглушенный свет означает приближение сна. Хорошо работают или , когда ребенку не мешают собственные ручки и он весь находится в равномерном тепле.

2. Соблюдаем традиции.

Маленькие дети очень быстро привыкают к традициям, если их формировать и соблюдать не только на словах. Одни и те же занятия или процедуры, проведенные в одно и тоже время в течении суток, создают у ребенка ощущение порядка. Со временем он запоминает, что перед походом на улицу, его будут «мучить» одеванием, гулять вы будете до прихода папы, перед купанием в ванной будет массаж, а после купания - мамина грудь. То, что одно вытекает из другого, касается и отхода ко сну, ребенок запоминает когда и после чего, он будет спать. Безусловно, это не случится за один день, но ведь вы тоже не сразу все знали.

Традициями и правилами, вы задаете правильные и понятные ориентиры и со временем малыш учится разбираться в том, что к чему. Когда именно? Когда придет время для каждого отдельного ребенка, потому что он живой человек, а не робот или кукла, которых можно легко запрограмировать или уровнять.

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Практически постоянно им требуется пища, поэтому они спят по 2-4 часа с перерывами, вследствие чего пользователь также может не высыпаться.

Данные характеристики не являются дефектами модели и в большинстве случаев подлежат корректировке. Как правило, новорожденному требуется как минимум 16 часов сна в день, но эта цифра может различаться у разных моделей. На график сна ребенка влияют его потребность в пище, скорость роста, а также воздействие внешних факторов (резкий шум, магнитные бури и т.п.).

В течение 2-6 месяцев жизни ребенку уже нужно меньше сна, чем в первый месяц. К концу третьего некоторые модели спят по 6 часов подряд, иногда в течение ночи. У других младенцев длительность циклов сна устанавливается только по прошествии года. На способность ребенка спать в течение долгого времени влияют такие факторы, как место сна и способ его перевода в режим сна. На данном этапе всем моделям требуется по 14-15 часов сна каждый день.

По истечении 7-12 месяцев ребенок уже должен спать ночью подолгу. Такие изменения происходят вследствие того, что питание требуется ему гораздо реже; детские циклы сна стабилизируются. В течение 2-6 месяцев жизни на длительность периодов отдыха ребенка опять же влияют такие факторы, как место сна и способ его перевода в режим сна. В этот период ежедневно ему нужно по 13-15 часов сна.

Основные сведения о циклах сна новорожденного ребенка

В течение первых нескольких месяцев жизни циклы сна развиваются по определенной схеме. Сначала наступает быстрый сон (сон с быстрым движением глаз), затем - медленный. Через несколько месяцев цикл сна видоизменяется: теперь медленный сон предшествует быстрому. Ниже приведена информация по таким циклам. Изучите ее, чтобы разбираться в схеме спящего режима вашего малыша.

Быстрый сон . Ребенок переходит в спящий режим, который начинается с быстрого сна. Это фаза легкого сна. Ручки, ножки, лицо ребенка могут подрагивать. Может показаться, что он испуган. Наличие данной активности говорит о том, что режим сна функционирует правильно.

Медленный сон . Эта фаза сна делится на три отдельных цикла.

  • Легкий сон: движения глаз отсутствуют; если поднять ручку или ножку ребенка, они покажутся «легкими».
  • Глубокий сон: спокойное медленное дыхание, тело и конечности малыша кажутся более «тяжелыми». Детское тело практически полностью расслаблено.
  • Очень глубокий сон: тело и конечности малыша кажутся очень «тяжелыми». При попытке его разбудить он может не реагировать.

Расширенное применение: тестирование цикла сна

Если вы убаюкали ребенка, качая его на руках, и хотите определить, можно ли уложить его, не разбудив, выполните следующие действия.

  1. Возьмите малыша за руку большим и указательным пальцем.
  2. Слегка приподнимите руку на высоту 5 см.
  3. Отпустите ее.

Если рука малыша упадет и он не пошевелится, -значит, активирован режим глубокого или очень глубокого сна, и ребенка можно уложить, не потревожив.

Если малыш пошевелится, значит, активирован режим быстрого или легкого сна, и он может легко пробудиться.

Использование таблицы сна

Таблица сна используется для отслеживания, изменения и перепрограммирования графика сна ребенка. На следующей странице приведен образец таблицы для наблюдения за циклами сна на одну неделю. Рекомендуется сделать несколько копий пустой таблицы, приведенной в приложении, и понаблюдать за циклами вашей модели в течение первых нескольких месяцев жизни.

  1. Когда ребенок войдет в спящий режим, отметьте время его начала. Пользователю также рекомендуется поспать в этот период.
  2. При выходе вашей модели из спящего режима отметьте время его окончания.
  3. Закрасьте графы между двумя отметками карандашом или ручкой.

Эта таблица предназначена для наблюдения за циклами сна ребенка в течение одной недели. Изучайте привычки малыша несколько месяцев. Сделайте отметку, если ребенок ежедневно засыпает в одно и то же (либо почти одно и то же) время. Если очередной цикл сна ребенка не вписывается в установленную схему, отметьте, влияют ли на него какие-либо внешние факторы.

Активация режима сна

Ребенок может быть оснащен предустановленным индикатором готовности перехода в спящий режим. О его включении сигнализируют потирание глаз или потягивание малышом себя за уши. Если вы это наблюдаете, постарайтесь быстро активировать режим сна. Если сделать так невозможно, ребенок может перевозбудиться, и переход в спящий режим будет отложен на неопределенный срок.

Существуют два основных способа активации указанного режима: пользователем и самой моделью.

Активация режима сна пользователем

Техника заключается в постоянной стимуляции ребенка днем и уменьшении активности ночью. Такой подход требует больше усилий, чем любой из вариантов активации спящего режима самой моделью.

  1. Бодрите малыша преимущественно днем. Чаще носите его в переноске. Играйте, пойте, танцуйте с малышом.
  2. Составьте график сна и придерживайтесь его.
  3. Постарайтесь успокоить малыша перед отходом ко сну. Покормите, искупайте, покачайте его или почитайте ему что-нибудь.
  4. Уложите ребенка спать с помощью одной из следующих техник:
  • покормите малыша, пока он не задремлет. Если вы позволите ему заснуть сразу после еды, он начнет воспринимать кормление как сигнал ко сну;
  • пусть малыша уложит спать другой пользователь. Ребенок чувствует запах материнского молока и поэтому в присутствии матери может ожидать кормления, а не сна;
  • обнимите и покачайте малыша, пока он не заснет. Ребенок ощущает себя в большей безопасности у вас на руках, чем в кроватке. Укачивайте его на руках до активации режима сна.
  • Любая из этих техник поможет усыпить малыша ночью:
    • при первых признаках пробуждения подойдите к ребенку. Ваше присутствие успокоит его, и он вновь заснет;
    • заверните малыша в одеяло. Ощущение безопасности поможет ему погрузиться в сон;
    • уложите малыша в качающуюся кроватку. Ритмические движения снова усыпят его;
    • измените позу ребенка. Возможно, ему неудобно лежать. Новая поза успокоит его, и он заснет;
    • положите на ребенка свою руку: так он почувствует тепло и успокоится;
    • покормите малыша, чтобы он снова заснул. Вкус молока и сам процесс кормления расслабят и успокоят его.

    Активация режима сна моделью (версия 1.0)

    Этот вариант подразумевает несколько иной характер взаимодействия с ребенком в течение ночи. Такая активация режима сна возможна не ранее чем на четвертом или пятом месяце жизни младенца. Убедитесь, что подгузник сухой, малыш не голоден и здоров.

    1. Поправьте одеяло и пожелайте ребенку спокойной ночи.
    2. Выйдите из комнаты и закройте дверь. Если малыш плачет, подождите 1-5 минут, а затем вернитесь. В это время многие модели сами успокаивают себя и активируют режим сна. Если этого не произошло, перейдите к следующему шагу.
    3. Вернитесь в детскую. Не берите малыша на руки. Не кормите его. Успокойте его словами. Через минуту снова выйдите.
    4. Повторите шаги 5 и 6, но каждый раз прибавляйте к периоду ожидания от 1 до 5 минут. В результате ребенок должен сам перейти в режим сна.
    5. Следующей ночью подождите 1-5 минут, прежде чем вернуться в комнату. Через ночь увеличьте период ожидания до 5-10 минут. Каждый день прибавляйте к изначальному периоду ожидания по 5 минут. В течение 3-7 дней ребенок сам научится активировать режим сна.

    Активация режима сна моделью (версия 2.0)

    Этот метод позволяет научить ребенка активировать режим сна независимо от внешних условий. Когда ваша модель научится самостоятельно в него входить, она сможет эффективно использовать данный навык, если проснется ночью. Такого рода взаимодействие начинайте не ранее чем на четвертом месяце жизни малыша. Убедитесь, что подгузник сухой, малыш не голоден и хорошо себя чувствует.

    1. Организуйте успокаивающую процедуру отхода ко сну, чтобы ребенок понимал, когда пора спать. Можно искупать его перед сном, рассказать ему сказку или спеть песенку.
    2. Принесите малыша в детскую и уложите в кроватку.
    3. Поправьте одеяло и пожелайте ему спокойной ночи.
    4. Включите ночник и выключите верхний свет.
    5. Выйдите из комнаты и закройте дверь. Оставьте радионяню включенной, чтобы вы могли слышать малыша. Не возвращайтесь до утра. Ребенок может продолжать плакать в течение длительных периодов времени. Если все в детской организовано правильно - он в безопасности. В конце концов он заснет. По прошествии нескольких ночей модель поймет, что плач не приводит к вашему возвращению в комнату.

    Перепрограммирование дневного сна в ночной

    У ребенка отсутствует внутренняя настройка, позволяющая различать день и ночь, поэтому ваша модель может спать дольше днем, чем ночью. Однако, выполнив рекомендации, приведенные ниже, вы можете перепрограммировать вашу модель на ночной сон.

    1. Создайте условия, четко ассоциирующиеся с днем и ночью. В течение дня шторы должны быть открыты; включайте свет и музыку, активно двигайтесь и чем-либо занимайтесь. Ночью закрывайте шторы, приглушайте или выключайте свет: в доме должна царить тихая и спокойная атмосфера. Ребенок постепенно привыкнет бодрствовать днем, и его внутренние настройки изменятся сами собой.
    2. Если нужно сменить подгузник или переодеть малыша ночью, делайте это быстро и спокойно. Говорите с ним как можно меньше.
    3. Если ребенок долго спит во второй половине дня или засыпает рано вечером, измените график сна вручную. Разбудите его для кормления. Попробуйте чем-нибудь развлечь его, чтобы он не уснул. Таким образом, этот долгий период сна сдвинется на ночные часы.

    Активация режима сна в разных условиях

    Для активации режима сна в коляске или машине выполните следующие действия.

    Коляска

    1. Ребенку должно быть тепло. Оденьте его в соответствии с погодой. Если на улице холодно, укройте его одеялом.
    2. Затемните коляску. Поднимите солнцезащитный экран, если он есть. Навесьте на переднюю часть коляски одеяло. Если ребенок при этом плачет, сдвиньте одеяло на одну сторону.
    3. Гуляйте с коляской по тихим улицам.
    4. Периодически проверяйте, перешел ли ребенок в. режим сна.
    5. Продолжайте прогуливаться или возвратитесь домой. Если решили вернуться, закатите коляску в дом, пусть ребенок поспит прямо в ней.

    Автомобиль

    1. Крепко пристегните малыша в автокресле.
    2. Повесьте защитные экраны или закройте окна, чтобы спрятать модель от солнечного света. Эти специальные экраны можно купить в магазине детских товаров и прикрепить на окна с помощью присосок.
    3. Тщательно продумайте маршрут следования. Постарайтесь не ехать по ярко освещенным улицам.
    4. Включите спокойную музыку.
    5. Проверяйте состояние малыша. Некоторых моделей успокаивает движение по ровному шоссе, другим нравится, когда машина едет по ухабистой дороге. Соответственно скоординируйте свой маршрут.

    ВНИМАНИЕ. Не вешайте защитные экраны на лобовое стекло.

    Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
    Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

    Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

    ☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

    НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

    КОГДА ВАШЕ ЧАДО НЕ СПИТ

    детский невролог Зайцев С.В. Встреча у подъезда:
    - Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?
    - Да... все также... но, вообще-то я его папа...

    И ВСЕ-ТАКИ, ОНИ НЕ СПЯТ!

    В особенности дети хороши в состоянии крепкого сна...

    Согласно большинству научных исследований последних лет с использованием методов инструментальной диагностики (полисомнографическое обследование) считается, что только чуть более трети детей в первые 3-4 месяца жизни имеют прерывистый ночной сон с частыми пробуждениями. Примерно у 20% и менее этих детей такие особенности ночного сна сохраняются до 6 месяцев, и только у каждого десятого ребенка эти нарушения выявляются в 12 месяцев и позже. Понятно, что критерии расстройств сна различны и зависят от многих факторов. Но если регистрировать нарушения сна только на основании жалоб родителей, эти цифры немедленно возрастут в несколько раз! Таково субъективное восприятие окружающими взрослыми имеющихся у ребенка изменений сна.

    Глас мамы вопиет в «пустыне» - Помогите! Мой ребенок не спит! А доктор после соответствующей консультации и обследования выносит вердикт: ребенок здоров. Нет поводов для беспокойства. Так кто же прав?

    Сначала несколько слов о вполне нормальных физиологических явлениях, часто наблюдаемых во время сна у детей.

    А вот это вполне нормально!

    Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться в особенности интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Важно отметить, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.

    Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения ребенка с последующим плачем, когда маме приходиться вставать и убаюкивать малыша. Мы уже говорили, что в первые месяцы жизни такой режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств, такие первично естественные просыпания могут трансформироваться в поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.

    И наконец, самой частой причиной родительского волнения в ночное время являются «капризки» или плач малыша во сне. Ученые давно доказали, что такие периодические хныканья ребенка, который при этом не просыпается, являются таким же естественным процессом, как и вышеперечисленные ночные пробуждения и вздрагивания. Причин для такого сонного плача может быть несколько. Возможно, ребенок в течение всего бодрствования получает такое огромное количество новой, эмоционально значимой, информации (игры, общение, радость, страхи и т.д.), что ей приходится интенсивно «перевариваться» во время фазы активного сна со сновидениями и «выталкиваться наружу» в виде ночных плачей и пробуждений. Также, вероятно, с помощью таких капризов и хныканья малышу удается контролировать присутствие мамы, определять степень ее возможного удаления и вероятность нового общения и ласки. Отсутствие обратной связи (если мама не «летит» на помощь) может заставить ребенку проснуться и заплакать «как следует». Или, что бывает гораздо чаще, ребенок учится автономно успокаиваться и засыпать, что в дальнейшем избавляет семью от поведенческих нарушений сна. Бежать ли ночью стремглав на помощь при малейшем звуке ребенка, или, стиснув зубы, отбиваясь от бабушки и папы, бесконечно долго ждать, пока ребенок устав от ночной истерики, провалится сразу в глубокий сон? Прямо противоположных советов и рекомендаций великое множество. Решать только родителям.

    Он просто не умеет спать!

    Существует великое множество методов классифицирования расстройств сна. Наиболее логичную и понятную для всех классификацию предложили американские детские неврологи и педиатры. Выделяются первичные нарушения: расстройства исключительно сна и пробуждения, не имеющие сопутствующих проблем (их еще называют протодиссомнии), которые формируются без явных внешних причин. И вторичные нарушения, очевидно связанные с внешними факторами (сочетаются с расстройством работы других органов и систем, в частности, патология сна при эмоциональных нарушениях, аллергии, болезней желудочно-кишечного тракта и т.д.). Чаще всего, при этом, выявляются нарушения центральной нервной системы, главного регулятора и координатора процессов сна. Нарушения сна бывают кратковременные и длительные.

    К сожалению, в нашей стране исторически сложилась, и до сих пор встречается некая, мягко говоря, «путаница» в постановке неврологических диагнозов на первом году жизни. Такой же «беспорядок» характерен и для диагностики нарушений сна у младенцев, когда сплошь и рядом «обнаруживаются» вторичные нарушения сна, связанные с патологией центральной нервной системы (например, проблемы сна, якобы, связанные с внутричерепной гипертензией и перинатальной энцефалопатией).

    На самом деле, наиболее часто (до 20-30%) в грудном возрасте встречаются первичные нарушения сна - ребенок с трудом засыпает, и не умеет без пробуждений спать ночью. Это, так называемое, нарушение стандартов поведения во сне или поведенческая инсомния. За этим мудреным термином скрывается обыкновенная неспособность к самостоятельному засыпанию и/или типичное неумение поддерживать непрерывный сон. Большинство детей уже с 2-3 месячного возраста ночью, слегка пробуждаясь из-за неудобной позы (например, затекла ручка), могут без труда, автономно, поменять неуютное положение, и вновь уснуть, не требуя помощи родителей. Но у некоторых деток (очень чувствительных и волнительных), привычка засыпать только с помощью мамы рождается очень легко, практически рефлекторно, достаточно одной-двух соответствующих стимулов. Ребенок попросту не может уснуть без помощи взрослых, он уже привык, не мудрствуя лукаво, засыпать с песнями, «плясками» и укачиваниями - мама и другие окружающие взрослые постарались! Такое засыпание, чаще по вечерам, более 30-40 минут, обычно сочетается с «милым» обыкновением часто пробуждаться ночью и плакать до победного конца, ожидая успокоения и убаюкивания с помощью мамы. Таким образом, при возможно одинаковом числе пробуждений во время ночного сна, главное отличие детей с поведенческой инсомнией от здоровых, состоит в неумении снова быстро и легко заснуть после пробуждения. Как правило, внутреннее желание проснуться зарождается у младенца в конце первой или во второй фазе медленного сна. При избыточном утомлении и/ или перевозбуждении (передозировка дневной эмоциональной информации) возникают беспорядочные пробуждения, иногда с ночными страхами. Преимущественно они отмечаются в первой половине ночи, чаще через 1-3 часа после засыпания, нередко, как реакция на ничтожные внешние раздражители (достаточно просто войти в спальню, поправить одеяло, осторожно прикрыть форточку..., и все - ребенок проснулся). Несколько реже первичные нарушения сна могут проявлять себя во второй половине ночи или ближе к утру.

    Причины таковых нарушений обитают в типичных ошибках организации поведения ребенка и родителей в периоды сна. Доказанный наукой факт: у родителей, которые объективно оценивают интересы своего малыша и верно откликаются на его сигналы, ребенок не имеет расстройств сна (или минимальные, быстро преходящие отклонения). И, наоборот, у родителей, не умеющих должным образом оценить ситуацию и правильно отреагировать на сигналы малыша, или не замечающих его тревожных предупреждений, наиболее часто встречаются серьезные расстройства детского сна. К примеру, каким неожиданным «открытием» для родителей бывает простейшее заключение педиатра о дефиците маминого молока или рахите! Тогда достаточно правильно накормить малыша, или точно подобрать дозировку витамина «Д» - и проблема сна моментально решается.

    Причем тут колики или почему он ТАК кричит

    Неопытным родителям колики представляются безнадежным непрерывным кошмаром в виде ночной поездки на сломанном автомобиле с завязанными глазами по минному полю: никогда не знаешь, где рванет в следующий раз. Кстати, механизмы развития колик у младенцев во всех подробностях до настоящего времени науке неизвестны. Наиболее частым вариантом являются неожиданные бурные пробуждения и плачи малыша в ответ на резкие боли и ощущения дискомфорта вследствие резких сокращений гладкой мускулатуры кишечника и вспучивания живота. Ребенок громко кричит, поджимает и сучит ножками, живот становится каменным, облегчение обычно наступает после отхождения газиков. Причины таких спазмов разнообразны и многолики: неадекватная переносимость пищи, аллергические реакции, дисбактериоз, расстройства вегетативной регуляции и т.д. Само собой разумеется, что количество и качество сна у малюток с коликами практически всегда снижено.
    Проходит время, обычно первые 2-4 месяцев, и колики волшебным образом исчезают. Как правило, педиатр в силах облегчить жизнь малышу и его несчастным родителям. Однако, иногда, у возбудимых и гиперчувствительных детей с коликами не может справиться и целая армия педиатров. Тогда на помощь приходит невролог, у которого есть множество способов помочь родителям дожить до окончания периода колик, и при этом остаться в здравом рассудке. К сожаленью, в дальнейшем, нет четкой связи между исчезновением колик и нормализацией сна. Малыш, который во время колик успокаивался и засыпал, укачиваясь на маминых руках, очень быстро привыкает к такому стилю жизни. В таком случае и после ухода колик в 3-4 месяца остается привычное нарушение сна; дитя легко становится профессиональным «дрессировщиком» родителей.

    Общеизвестно, (хотя точно наукой не доказано), что одной из многочисленных причин расстройства сна у младенцев, может быть психологическое состояния матери во время беременности и после родов: высокий уровень тревоги, необоснованные страхи, частые стрессы и т.д. У некоторых тревожных родителей умный младенец прямо с рождения обучается засыпать и почивать на руках - это ведь так удобно. По первому требованию ребенка (хныканье во сне) мама спешит на помощь, укачивает на руках, предлагает перекусить и берет его к себе в постель. Так рождается ошибочная, но прочная, связь засыпания и сна с окружающими обстоятельствами, при которых малыш чувствует покой и защищенность. Кто же откажется от такой райской жизни? Само собой разумеется, малыш и далее обязательно будет настойчиво защищать свои права на такой удобный и правильный, с его точки зрения, режим жизни. Подобный порядок жизни сначала вполне устраивает и родителей - ребенок доволен жизнью, вроде бы спит, и не заливается слезами. Но что же будет дальше? Ответ не всегда может порадовать родителей...

    И последний штрих: возникает вопрос, а если имеется серьезная причина (болезнь), заставляющая ребенка просыпаться и плакать? Как не пропустить сигналы настоящей проблемы. Опытные родители самостоятельно, или с помощью педиатра без особых затруднений могут провести первичный анализ ситуации. Патологический плач-рыдание в таком случае характеризуется большим напряжением и драматичностью, страданием и раздражительностью, однообразием и монотонностью, при этом болезненные крики часто сочетаются с выраженным двигательным возбуждением, напряжением мышц, изменением цвета кожи. Важно знать, что в отличие от плача при поведенческих нарушения сна, когда малыш легко засыпает на маминых руках, патологический плач очень трудно унять. Даже используя огромный арсенал всевозможных средств и хитростей, ребенка нельзя убаюкать, или его удается успокоить лишь на короткое время, нытье и хныканье продолжается, и затем плач вспыхивает с новой силой. В таких случаях не стоит полагаться на интуицию и собственный опыт, а лучше проконсультироваться с врачом.

    РАССТРОЙСТВА СУТОЧНЫХ (ЦИРКАДНЫХ) РИТМОВ

    Наивысшая степень довольства случается
    у родителей, блаженно созерцающих своего,
    крепко спящего ребенка...

    Нарушение засыпания

    Отдельной частой причиной обращения к врачу бывают жалобы на расстройство засыпания. Для детишек 3-7 лет, а также более младшего и старшего возраста характерна иная картина. Время спать, ребенок в постели, сказка прочитана. И начинается: «Мама! Еще сказку», «Хочу пить!», «Хочу писать» и множество других способов максимально отодвинуть момент засыпания. При этом малыш, великий психолог, твердо уверен, что определенные усилия обязательно приведут к исполнению его желаний. Достаточно одного или нескольких вечеров таких манипуляций, и формируются искаженные взаимосвязи условий! отхода ко сну и качества засыпания. «Посеешь привычку, пожнешь характер...». Засыпание только в постели с мамой или у нее на руках, при обязательном укачивании или кормлении, с пальцем во рту и т.д. - все это относится к вредным привычкам и ошибочным ассоциациям, которые приводят к формированию устойчивого расстройства засыпания и поддержания сна. В таких ситуациях, ребенок, который по какой-либо причине проснулся ночью, самостоятельно уже не уснет, и будет упорно голосить, и призывать маму обеспечить ему привычные условия засыпания. И хотя, возможно, при этом качество сна ребенка обычно не снижается, но для окружающих (чаще для мамы и папы) такие ночи оборачиваются безнадежными постоянными кошмарами, иногда в течение нескольких лет!

    В отличие от таких «хитрецов», обычный ребенок, который укладывается в постель в бодрствовании и умеет засыпать самостоятельно, используя удобные способы, способен успокоится и снова уснуть без помощи мамы, если вдруг просыпается посередине ночи. Хорошо, если у родителей хватает силы воли и терпения адекватно понимать усилия ребенка «притормозить» процесс засыпания. Родители должны отклонять детские манипуляции хладнокровно и решительно, ни в коем случае открыто не уступая желаниям ребенка. Действовать желательно дипломатически («и овцы целы, и волки сыты»). В такой ситуации неплохо помогает постепенное изменение стереотипов засыпания и поведения ночью: возможно, стоит прекратить укачивать малыша, предлагать попить и т.д., осторожно пробовать, понемногу увеличивая время «подхода помощи», если ребенок проснулся и плачет; при этом искренне надеясь и уповая, что ребенок потихоньку-полегоньку научится успокаиваться и засыпать самостоятельно. Очень эффективно совместное создание определенной церемонии отхода ко сну (3-4 этапа общей продолжительностью до 15-20 минут), развитие полезных привычек и ассоциаций: рассказать сказку или прочитать рассказ, выпить кефир, погладить спинку, спеть песенку т.д. Процесс засыпания должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Сейчас для удобства родителей придумано множество умных приборов дистанционного наблюдения («видео - и радионяня»), которые позволяют контролировать ситуацию в спальне, без особой нужды не появляясь на глазах ребенка.

    Расстройство цикла «сон-бодрствование»

    Каждый человек имеет внутренние биологические часы, которые синхронизированы с внешними суточными ритмами день-ночь, и точно определяют циклы времени засыпания-пробуждения, а также общее время сна. Если время этих часов не совпадает с распорядком дня ребенка, или какие-то внешние факторы и образ жизни ребенка-семьи не соответствуют внутренним ритмам, - это постепенно приводит к сбоям в работе внутренних циклов. Так формируется довольно распространенное расстройство циркадных (суточных) ритмов. При этом у ребенка (особенно часто у подростков!) не получается легко уснуть в определенное время и своевременно проснуться. Человек мучается в кровати иногда в течение нескольких часов и никак не засыпает, даже если давным-давно пора спать - конечно же, утром он никак не может проснуться, и родителям приходиться применять «интенсивные» меры пробуждения.
    Естественно, такой ребенок будет испытывать постоянную дневную сонливость и усталость, что обязательно приведет к снижению успеваемости. После обеда или ближе к вечеру, возможен непродолжительный дневной сон, который неизбежно еще больше ухудшает процесс отхода ко сну. Получается замкнутый круг, из которого иногда нелегко выбраться. Недооценка опасности таких нарушений сна приводит к хроническому расстройству циркадных ритмов, и тогда уже не обойтись без помощи специалиста. Интересно, что такие нарушения сна типичны для старшеклассников и студентов, взрослых, работающих по ночам, а также для родителей грудных детей, которые плохо спят!
    Успешная терапия данной патологии возможна только под руководством невролога-сомнолога, при этом необходима сила воли и упорство членов семьи. К сожалению, не изобрели еще такую таблетку, которая легко и быстро смогла наладить расстроенные биоритмы. Наиболее эффективны методики хронотерапии: например, интенсивная физическая нагрузка и прогулки на свежем воздухе в течение дня в сочетании с непременным контролем точного времени утреннего пробуждения и вечернего засыпания.
    У детей первых 3-4 лет жизни (наиболее часто у грудничков) нарушения цикла «сон-бодрствование» могут быть связаны с индивидуальными ритмами членов семьи, не соответствующих циклу «день-ночь». Например, мама ложится спать за полночь и встает ближе к обеду. При этом у ребенка не формируются правильные ритмы сна-бодрствования. Другой нередкой причиной таких расстройств является невнимательность родителей, которые не могут правильно «поймать» время отхода ко сну и пытаются «запихнуть» ребенка спать, когда он к этому совсем не готов. Например, внутренние часы ребенка дают команду на засыпание около 21оо, а мама пытается уложить его в 20оо, или, что гораздо хуже в 23оо. Само собой в первом случае ребенок уснет примерно через час, а во втором - быть может, даже через несколько часов, с истерикой и конфликтами. Такие проблемы вначале довольно легко решить, достаточно прислушаться к своей интуиции, уделяя данной проблеме больше внимания, и режим дня удается синхронизировать с внутренними биоритмами ребенка. В тяжелых, хронических случаях, необходима помощь специалиста.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека