Методы и особенности правового регулирования. Особенности правового регулирования в сети интернет Правовое регулирование сети интернет

Отдельного рассмотрения требует система Интернет, которая относится к открытым

международным негосударственным информационным системам, имеет свою историю,

особенности обеспечения безопасности в настоящем и особую роль в будущем.

История

появления и развития Интернет на первом ее этапе тесно связана с интересами обеспечения

национальной безопасности.-

Хотя, официальный запрет на участие государств СНГ в глобальной сети Интернет был

снят лишь в 1993-1994 годах, интернет-технологии использовались в нашей стране еще до

этого момента. В 1983 г. в Европе организовалась академическая научная сеть,

которая была сделана не на протоколах Интернет, а на протоколах, разработанных IBM. В

1990 г. узел этой Международной европейской сети был открыт в России - будущая

отечественная сеть "Фринет" и начал свою деятельность "РЕЛКОМ".

В России Интернет сегодня- - это уже около 330 организаций - провайдеров, которые

обеспечивают подключение к сети более 1 500 000 (в 1998 г. - 0,9 - 1 млн. пользователей)

индивидуальных и корпоративных пользователей, которые получают доступ к 2500

российским серверам. По сведениям, полученным в результате мониторинга

информационного наполнения российской части сети, который осуществляется

Центральным экономико-математическим институтом (ЦЭМИ) совместно с РОЦИТ, не

менее 1000 таких узлов являются активными, постоянно обновляют свою информацию,

ведут некоторые станционные услуги, осуществляют обмен информацией друг с другом и с

пользователями Интернет. Для сравнения в США количество подобных узлов колеблется от 270 до 350 тыс. По числу человек, приходящихся на один уникальный информационный ресурс или адрес сети на первом месте - Финляндия - 18 человек, в Норвегии - 35, в Швейцарии - 69, в Великобритании - 101, в США - 70, в России - 3 тыс. человек.-Интернет - это уникальная совокупность локальных, региональных и национальных компьютерных сетей и универсальная технология обмена данными, где отсутствует централизованная система управления (роль координатора играет Общество участников Интернет (ISOC) - общественная организация, базирующаяся на взносах участников и пожертвованиях спонсоров).-

Интернет - это система, которая стала в последнее время средством информационного общения многих миллионов людей во многих странах мира;

не признает национальных границ, что делает эту систему качественно новым явлением в мировом сообществе;

является редким по своим возможностям средством доступа к информации по всему многообразию человеческой деятельности и интересов;

становится мощным инструментом познания мира, обучения, доступа к профессиональным знаниям;

являясь новым средством массового распространения информации, становится трибуной политических высказываний и политической агитации;

становится объектом разработки и применения новейших программных и инструментальных технологий, что делает ее сферой бурного развития в будущем. Наряду с подключением информационных систем к глобальным информационным системам (в том числе - Интернет) и использованием их возможностей происходит активное

использование интернет-технологий при построении других информационных систем, так называемой Интранет. Полномасштабная Интранет - это способ использования стандартных технологий Интернет для построения полнофункциональной, всеобъемлющей информационной среды для совместного использования информации, для коммуникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой платформы приложений, опирающейся на сеть. Появление систем Интранет знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых технологиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного приложения) и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов.-

Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня фактически стали стандартами информационных систем: управление сетевыми устройствами (SNMP); электронная почта (SMTP, IMAP, MIME); телеконференции (NNTP); информационный сервис (HTTP, HTML); справочная служба (LDAP); программирование (Java). В настоящий момент в Интранет разработаны открытые стандарты, позволяющие строить на их основе большинство видов приложений, которые достаточно мощны, чтобы успешно конкурировать с закрытыми системами класса Lotus Notes и Microsoft Back Office. Сервисы, предоставляемые Интранет образуют вместе целостную сетевую инфраструктуру, в которой различают два вида сервисов - пользовательские и сетевые. Среди пользовательских сервисов выделяются четыре основных типа: создание и публикация документов; координация работ и взаимодействие пользователей информационной системы - системы электронной почты и средства коллективной работы (groupware); навигация (быстрый поиск и доступ к информации); доступ к приложениям. К сетевым сервисам относятся: справочники - управление информацией о людях и ресурсах (единая справочная служба); репликация - прозрачное распространение данных по сети; безопасность; управление. Приложения, в свою очередь, делятся на три группы: базовые, предоставляемые Интранет в качестве стандартных средств: электронная почта, средства коллективной работы, телеконференции, компьютерная телефония, хранение и совместное

использование информации, навигация и поиск, справочники; приложения, поставляемые независимыми производителями программного обеспечения; приложения, разрабатываемые специально для нужд каждой организации: базы и хранилища данных, исследования, проекты, продажи и маркетинг, кадровые и финансовые приложения, взаимодействие с партнерами и поставщиками.

К основным тенденциям развития систем Интранет можно отнести: интеллектуальный сетевой поиск; высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии; сетевые компьютеры; превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс с компьютером, когда "вытесняется" пользовательский интерфейс операционных систем. После создания системы Интернет на бюджетные средства при активном содействии со стороны государственных органов на начальном этапе, общественного саморегулирования

На этапе становления сегодня назрела необходимость государственного участия в дальнейшем развитии и функционировании этой системы в силу, как ее огромных возможностей, так и наличия больших проблем, которые общество решить само не в состоянии.

Как свидетельствует обсуждение вопроса о степени и необходимости государственного регулирования процессов в электронном сообществе здесь существуют различные точки зрения: от полного саморегулирования Интернет как "международной общественной организации" до совместного участия государства и общественных организаций, которые сегодня регулируют эту деятельность в России, в решении проблем обеспечения безопасности. При этом владелец сети обязан обеспечить безопасность системы управления сетью, а пользователь сети имеет право воспользоваться услугами по защите своей собственной информации. На наш взгляд, должно быть совместное государственно-общественное регулирование процессов развития и дальнейшего успешного и безопасного функционирования Интернет.

Практика зарубежных стран показывает, что использование государственными органами новых сетевых технологий оказывает огромное положительное влияние на взаимоотношение общества и

государства. Появление электронных представительств и возможности обратной связи у органов государственной власти облегчает доступ к законодательно-нормативной информации, облегчает участие граждан в процессе управления государством как на стадии принятия решений, так и на стадии их реализации; повышает доверие граждан к органам власти и уменьшает дистанцию между органами власти и гражданами. Примером этому может служить ситуация в Амстердаме (Голландия), где принята концепция цифрового города, согласно которой вся информация муниципалитета обязательно полностью публикуется через Интернет. Государственные чиновники обязаны реагировать на обращения, поступающие по Интернет, как если бы они общались ежедневно с просителями. Аналогичные программы сейчас приняты во всех скандинавских странах. Правительство Российской Федерации приняло лишь одно решение в отношении Интернет

О подключении 32 региональных университетов России к сети Интернет. Наряду с этим, Президент РФ, Парламент и Правительство России, большинство федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти в субъектах РФ также имеют свои электронные представительства в глобальной сети, где выставляются как принятые нормативные акты, так и их проекты.

В то же время при феноменальном успехе Интернета и использовании таких технологий многократно увеличились и опасности для таких информационных систем- . Среди причин и условий, порождающих такую ситуацию можно условно выделить несколько групп: технологические, социально-экономические и организационно - правовые. А. К технологическим условиям можно отнести-:

уязвимость сервисов TCP/IP - ряд сервисов TCP/IP являются небезопасными и могут быть скомпрометированы злоумышленниками; сервисы, использующиеся в локальных сетях для улучшения управления сетью особенно уязвимы;

легкость наблюдения за каналами и маскировки под других(маскарада) - большинство

трафика Интернета незашифровано; электронная почта, пароли и передаваемые файлы

могут быть перехвачены, используя легкодоступные программы, затем злоумышленники

могут использовать пароли для проникновения всистемы;

отсутствие политики безопасности - многие сети могут быть сконфигурированы по

незнанию таким образом, что будут позволять доступ к ним со стороны Интернета, не

подозревая при этом о возможных злоупотреблениях этим; многие сети допускают

использование большего числа сервисов ТСРЯР, чем это требуется для деятельности их

организации, и не пытаются ограничить доступ к информации об их компьютерах, которая

может помочь злоумышленникам проникнуть в сеть;

сложность конфигурирования - средства управления доступом в хостах зачастую являются

сложными в настройке и контроле за ними; неправильно сконфигурированные средства

К этим причинам, имеющим достаточно общий характер во всех странах, следует отнести

также и ряд особенных условий в этой области, присущих для России:

недостаточная пропускная способность и низкая надежность линий связи и

коммуникационного оборудования;

низкий уровень телефонизации России;

использование в преимущественно англоязычной Интернет русского и других

национальных языков нашей страны.

Б. К социально-экономическим условиям, порождающим низкий уровень обеспечения

информационной безопасности при пользовании Интернет в России, можно отнести:

чрезвычайно низкий уровень информационной культуры населения страны и наряду с этим

высокий уровень квалификации отечественных компьютерных мошенников,

осуществляющих многочисленные попытки противоправного вмешательства в работу

национальных и международных сетей;

отсутствие у населения финансовых средств для приобретения компьютера и подключения

к сети (в настоящее время стоимость компьютера почти в 10 раз превышает уровень

среднемесячной

заработной платы, а стоимость подключения и доступа - до $ 100 в месяц, в зависимости от

объема работы, для сравнения: в США - около $20 в месяц, независимо от объема работы);

отсутствие у государства возможности создать магистральные телекоммуникации за счет

собственных средств. Привлечение для этих целей иностранных инвестиций, с одной

стороны, позволяет развивать сетевую инфраструктуру, а с другой стороны, ставит Россию

в зависимость от владельца этой сети.

Достаточно быстро мировое сообщество отреагировало на проблему компьютерной

безопасности созданием специальных структур, научно-исследовательских центров,

коммерческих организаций, которые занимаются предоставлением услуг по защите,

занимаются научными разработками по защите. Но развитие структур, отвечающих за

безопасность в России, не поспевает за развитием Интернет.

К сожалению, несмотря на экономическую рентабельность развития Интернет в России,

сейчас вопросам компьютерной безопасности уделяют минимальное внимание даже

сервис-провайдеры. При проектировании и развитии инфраструктуры сети в лучшем

случае принимаются во внимание только те аспекты компьютерной безопасности, которые

не требуют дополнительного финансирования. Во многих государственных и

негосударственных организациях осуществляется подключение к Интернет всей сети, а не

конкретного компьютера, так как выделение двух сетей: одной - закрытой для организации,

другой - для подключения к Интернет, связано с большими материальными затратами.

В. К организационно-правовым условиям недостаточного уровня обеспечения

информационной безопасности можно отнести следующие:

отставание традиционного информационного законодательства развитых стран от

серьезных изменений в общественных отношениях при вхождении в единое

информационное пространство;

трансграничные сети, в том числе и Интернет, не признают географические и

геополитические границы, в связи с чем происходит столкновение национальных

законодательств в новом телекоммуникационном безграничном пространстве;

телекоммуникации создают новые возможности не только для труда и отдыха

(телемедицина, телеобразование,

телевоспитание, телеотдых), но и для совершения правонарушений, как традиционных так

и для новых видов преступности - компьютерные преступления: -

нарушение прав интеллектуальной собственности; -

проникновение в системы управления; -

распространение информации, оказывающей негативное влияние на социальное здоровье общества, в том числе бесконтрольное распространение оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет и доступ к ним детей; -

проведение мошеннических коммерческих операций и построения по типу пирамидальных мошеннических структур;

Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации юридических лиц и органов власти;

Нарушение прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена. Наряду с общими для мирового сообщества проблемами, в России имеются и специфические:

правовой нигилизм и отсутствие однозначно установленного правового статуса различных информационных объектов, в силу чего происходит бесконтрольное их использование; в области обеспечения информационной безопасности в России крайне остро стоит кадровая проблема: отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов по этим вопросам как в органах исполнительной власти, правоохранительных органов, таки среди судей, адвокатов; достаточного количества специалистов, занимающихся разработкой новых технологий в области программирования и оборудования, обеспечивающих защиту информации (при этом, по оценкам Гостехкомиссии при Президенте РФ, в случае сохранения общей ситуации с обеспечением информационной безопасности в России в 2000 г.

Потери составят до $2000 на один хост, что примерно равно стоимости оборудования хоста);

крайне неразвитая нормативно-правовая база по этим вопросам, как на федеральном, так и, по свидетельству начальника группы компьютерной безопасности Института космических исследований РАН СВ. Полунина, на первичном уровне, где "отсутствует нормативная или методическая документация по организации системы безопасности внутри предприятия. Если коммерческие организации имеют какие-то средства на разработку или внедрение иностранного опыта, то государственные, научные и академические организации таких возможностей не имеют".

Хотя, Интернет - это система, где отсутствует централизованная система управления, в то же время каждое государство создает свои правовые и организационные механизмы регулирования использования Интернет. Понимая преимущества и отрицательные последствия по вхождению в информационное общество, стержнем которого являются трансграничные телекоммуникационные сети, и в том числе Интернет, практически каждая из стран сегодня подготовила и реализует свою программу.

Отсутствие в кибернетическом пространстве территориальных границ побуждает к объединению усилий законодателей различных стран с целью унификации национальных законодательств и разработки международных соглашений, определяющих правила функционирования Интернет как единой интернациональной сети, разработки Кодекса отношений в новой электронной реальности, в том числе по защите неприкосновенности

частной жизни, защите прав интеллектуальной собственности, обеспечению органами власти прав граждан на доступ к информации, создаваемой на деньги налогоплательщиков, и другие. Практически все проблемы, связанные с феноменом Интернет, могут быть успешно решены только в результате объединения усилий мирового сообщества. Координационный Центр расследования происшествий с компьютерной безопасностью (CERT/CC), который ведет некоторую статистику о числе инцидентов, расследованных им после его создания в 1988 г., считает, что Интернет очень уязвим к атакам. Сети, которые соединены с Интернетом, подвергаются некоторому риску того, что их системы будут атакованы или подвергнуты некоторому воздействию со стороны злоумышленников, и что риск этого значителен. На уровень риска могут повлиять следующие факторы: число систем в сети; какие службы используются в сети; способ соединения сети с Интернетом; профиль сети и степень ее известности; степень готовности организации к улаживанию инцидентов с компьютерной безопасностью. Чем больше систем в сети, тем труднее контролировать их безопасность, так же как, если сеть соединена с

Интернетом в нескольких местах, то она будет более уязвима, чем сеть с одним шлюзом. По мнению ряда авторов, Интернет и информационная безопасность несовместны по самой природе Интернет. Она родилась как чисто корпоративная сеть, однако, в настоящее время с помощью единого стека протоколов ТСРЛР и единого адресного пространства объединяет не только корпоративные и ведомственные сети (образовательные, государственные, военные и т. д.), являющиеся, по определению, сетями с ограниченным доступом, но и рядовых пользователей, которые имеют возможность получить прямой доступ в Internet со своих домашних компьютеров с помощью модемов и телефонной сети общего пользования. Платой за пользование Интернет является всеобщее снижение информационной безопасности, поэтому для предотвращения несанкционированного доступа к своим компьютерам все корпоративные и ведомственные сети, а также предприятия, использующие технологию интранет, ставят фильтры (fire-wall) между внутренней сетью и Интернет, что фактически означает выход из единого адресного пространства. Еще большую безопасность даст отход от протокола ТСРЛР и доступ в Интернет через шлюзы.-

Этот переход можно осуществлять одновременно с процессом построения всемирной информационной сети общего пользования, на базе использования сетевых компьютеров, которые с помощью сетевой карты 10Base-T и кабельного модема обеспечивают высокоскоростной доступ (10 Мбит/с) к локальному Web-серверу через сеть кабельного телевидения. Для решения этих и других вопросов при переходе к новой архитектуре Интернет предлагают:

ликвидировать физическую связь между будущей Интернет (которая превратится во Всемирную информационную сеть общего пользования) и корпоративными и ведомственными сетями, сохранив между ними лишь информационную связь через систему World Wide Web;

заменить маршрутизаторы на коммутаторы, исключив обработку в узлах IP-протокола и заменив его на режим трансляции кадров

Ethernet, при котором процесс коммутации сводится к простой операции сравнения МАС-адресов;

перейти в новое единое адресное пространство на базе физических адресов доступа к среде передачи (МАС-уровень), привязанное к географическому расположению сети, и позволяющее создать адреса в рамках 48-бит.

В качестве разновидности такого шлюза при доступе в Интернет предлагается использовать брандмауэры. Система брандмауэра - это набор систем и маршрутизаторов, добавленных в сеть в местах ее соединения с Интернетом и политики доступа, определяющей правила их работы. Брандмауэр заставляет все сетевые соединения проходить через шлюз, где они могут быть проанализированы и оценены с точки зрения безопасности, и предоставляет другие средства, такие как меры усиленной аутентификации

вместо паролей. Кроме того, брандмауэр может ограничить доступ к тем или иным системам или доступ к Интернету от них, блокировать определенные сервисы. В зависимости от необходимой степени безопасности выделяют три разновидности подключения информационных систем к Интернет.

Первый пример - для организаций, которые решили не ограничивать свое взаимодействие с Интернетом, целесообразно выделить наиболее важные данные и обрабатывать их отдельно.

Второй пример (типовой) - внутренние и внешние системы разделяются с помощью брандмауэра (обычно используется шлюз, присоединенный к двум сетям или хост-бастион), когда большинство интернетовских служб доступны внутренним пользователям, а с помощью криптографии создаются виртуальные частные сети или туннели в Интернете. Третий пример - для организаций с высокими требованиями безопасности рекомендуется иметь свой информационный узел в Интернете, который не соединен с внутренними информационными системами.

Дальнейшее развитие Интернет в России сдерживается не только состоянием технической базы, но и отсутствием государственной политики, определяющей роль, место и формы участия органов государственной власти в Интернет. Стремительное развитие Интернет опережает процесс создания и совершенствования

соответствующей нормативно-правовой базы. Анализ отечественного законодательства показывает, что в этой области пока не обеспечивается эффективное регулирование. В этих целях необходимы следующие меры:

1) принять законодательные меры поддержки развития национальных сетей связи, в первую очередь широкополосных, высокоскоростных и спутниковых каналов, обеспечивающих современный технологический уровень передачи информации; отечественных сервис-провайдеров и производителей коммуникационного оборудования для обеспечения национальных интересов при использовании Интернет в России;

2) разработать модельный Кодекс поведения в Интернет;

3) всемерно поддерживать инициативы, направленные на создание программных и технических средств, позволяющих осуществлять доступ в Интернет, а также блокирование или сокрытие оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет;

4) ускорить разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, включая развитие системы подготовки и переподготовки кадров;

5) создать систему подготовки судей (в том числе и арбитражных судов) по проблемам нарушений прав интеллектуальной собственности и компьютерных преступлений, а также подготовки специалистов по расследованию компьютерных преступлений для МВД, ФСБ и Прокуратуры РФ и специалистов по информационной безопасности; 6)

определить функции государственных органов по регулированию использования Интернет, имея в виду разделение функций разработки и эксплуатации информационных систем и функций контроля за состоянием этих систем, а также расследования нарушений в этой сфере; 7)

создать негосударственный центр (или систему центров) для проведения научных исследований в области разработки средств защиты информации и сертификации этих средств, с функциями аналитического мониторинга этой области знаний, информирования пользователей всех уровней об угрозах, мерах противодействия и

оперативной помощи в случаях нарушения информационной безопасности;

8) привлекать внебюджетные источники инвестиций, включая иностранные, обеспечивая при этом национальную независимость российского телекоммуникационного пространства;

9) создать Российский центр по распределению адресного пространства в целях оптимизации развития сетевой инфраструктуры и оптимизации использования сетей, а также для обеспечения контроля адресного пространства Интернет в России; 10)

активизировать российское участие в подготовке международных актов (особенно в рамках ЕС и СНГ) о развитии общедоступных компьютерных сетей, подготовку и принятие единых правил их использования, а также инициировать со стороны России разработку двусторонних межгосударственных соглашений в этой области.

Беляев С. Т. - директор Института общеядерной физики в РНЦ "Курчатовский институт", академик Российской академии наук. Из выступления на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.; Волчинская Е. К., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. С. 14-15.

Сегодня в мире накоплено более 54 млн гипертекстовых документов. Эта информация, в первую очередь, относится к бизнесу, экономике, культуре, развлечениям. Мы отстаем по количеству информации, размещаемой в сети, от североамериканских штатов более чем в 100 раз, а по числу пользователей в 50 раз. В настоящее время наиболее популярной частью Интернет является то, что называют Всемирной информационной паутиной (World-Wide Web). По сведениям американских экспертов, ежегодно Всемирная информационная паутина растет чуть менее чем в два раза. Рост в США составляет 100%, в России - 200-300%. По оценкам экспертов из Релкома, Роцита, Демоса, "Russia on line" и академических сетей, услугами разнообразных видов электронной почты в нашей стране пользуются более миллиона человек. Ежегодно число пользователей электронной почтой увеличивается примерно в два раза. Их количество возрастает ежегодно в 2 раза (без учета тех пользователей, которые получают доступ к Всемирной информационной паутине со своих рабочих мест из корпоративных сетей). -

В Интернет различают три уровня. Первый уровень (чисто технический, сетевой) - это глобальное объединение десятков тысяч различных компьютерных коммуникационных сетей с более 6 млн компьютеров совершенно разного статуса, но на основе единых протоколов и единой системы адресации. На этом уровне возможности Интернет используют и закрытые системы (ведомственные, государственные, фирменные, профессиональные и так далее), которые между собой связь ведут по тем же самым каналам, сервисным сетевым программам. Второй уровень (сервисный) - программные средства, обеспечивающие различный сетевой сервис. Это и обслуживание, и возможности передавать почту, и передача данных, и режим удаленного терминала, и поиск банка данных, и всемирная паутина, которая принесла возможность использования гипертекста, средства мультимедиа. Благодаря этому уровню объединения все появляющиеся новые программные сервисные продукты становятся достоянием всей Интернет. Третий уровень (информационный) - это информация разного типа, разного значения, которая циркулирует в сети (конференции, передача новостей, банки данных, биржевые, торговые, банковские операции, информационные агентства, электронные научные журналы, которые сегодня уже функционируют, путеводители по Интернет и так далее). Хотя, следуя технократическому подходу, информация по-прежнему включена здесь в состав собственно информационной системы, но с позиций права, изложенных выше, мы будем в дальнейшем рассматривать Интернет как информационную систему, состоящую только из первых двух компонентов. -

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.; Волчинская Е. К., Терещенко Я, Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. С. 14-15. -

Подробнее см.: Лопатин В. Н. Информационная безопасность и сеть Интернет //Тематическая серия: нормативная база вузовской науки. Годичное собрание научной общественности высшей школы России 3-5 марта 1998 года. Спецвыпуск. Тверь, 1998. С. 39-45. -

Барбара Гутман, Роберт Бэгвилл. Политика безопасности при работе в Интернете-техническое руководство. М., 1997. -

Закурдаев СВ. Internet и проблема информационной безопасности / Информационные системы. 1996. № 6. С. 96. -

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г

Еще по теме 15.3. Особенности правового регулирования отношений в Интернет:

  1. Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА
  2. 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
  3. 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве

Интернет - объединение юридически и коммерчески самостоятельных узлов и сетей, пользующихся общим сетевым протоколом связи и форматом адреса. При полной самостоятельности узлов вся сеть представляет собой относительно цельную, стабильную и надежную систему. Узлы обмениваются между собой сообщениями. Любое сообщение разбивается на пакеты и отправляется по доступным каналам связи. Деятельность Интернета регулирует Общество Internet, или ISOC (Internet Society), - организация, существующая на общественных началах. Она назначает Совет по архитектуре Интернета (IAB - Internet Architecture Board), который отвечает за техническое руководство Интернетом и представляет собой группу приглашенных лиц, добровольно изъявивших желание принять участие в его работе. IAB регулярно собирается для утверждения стандартов и распределения ресурсов (например, адресов). Интернет функционирует только благодаря наличию стандартных способов взаимодействия компьютеров и прикладных программ друг с другом. Следует также учитывать, что помимо Интернета функционируют как зарубежные (BITNET, MCI-mail, Compuserve, SPRINTB), так и российские сети (ИНФОТЕЛ, РОСНЕТ, СИТЕК, IASnet, GLASNET, Relcom), а в Великобритании и США предпринимаются попытки создать альтернативные Интернету сети. Таким образом, возможность государств регулировать процессы в Интернете крайне ограниченны, тем более только на национальном уровне.

По мнению Н.А. Дмитрика, можно сформулировать следующий перечень имеющих юридическое значение особенностей отношений в сети Интернет:

1) неопределенность местоположения сторон, что обусловливает возможные проблемы с применимым правом, а также с реальным исполнением обязательств;

2) сложность идентификации участников отношений в Сети;

3) зависимость отношений между участниками Сети от отношений с информационными провайдерами;

4) электронный характер документооборота в сети, что обусловливает необходимость применения специального программного и аппаратного обеспечения.

Иные признаки, в том числе признак трансграничности, по мнению автора, являются дополнительными. Ключевым из вышеперечисленных признаков автор считает именно особые стандарты адресации.

Данный перечень признаков наиболее близок к изложенной ниже позиции автора настоящей работы, с той лишь разницей, что по меньшей мере для целей нашего исследования обусловленность многих интернет-отношений использованием системы доменных имен является более значимым признаком, а проблема идентификации субъектов отношений может быть объединена с проблемой неопределенности местоположения сторон.

Однако сложно согласиться с тем утверждением, что именно стандарты адресации являются ключевым признаком интернет-отношений. Каждый признак, рассматриваемый по отдельности, не позволит отграничить интернет-отношения от иных категорий общественных отношений.

Например, зависимость отношений между участниками сети от провайдеров сама по себе очень похожа на любую систему, доступ к которой осуществляется через третье лицо, что можно увидеть, например, на примере электроэнергетического комплекса, где также субъектный состав участников крайне сложен; другим, быть может, более наглядным примером является структура отношений в сфере биржевой торговли.

То же самое касается и стандартов адресации. Техническая специфика функционирования сети определяет возможность соединения пользователей в единую систему, однако следует помнить, что Интернет представляет собой прежде всего "сеть сетей", где технические средства объединения пользователей носят не сущностный, а скорее технологический характер.

А.С. Кемрадж, а вместе с ним и многие другие исследователи акцентируют внимание на проблемах, связанных с неопределенностью юрисдикции государства в отношении сети Интернет. Данный вопрос в его процессуальном аспекте (в отношении категории международной подсудности) исследуется в данной работе далее; однако неопределенность юрисдикции государства а) является неопределенностью относительной, б) весьма вероятно, неопределенностью временной, в) вытекает из сущности интернет-отношений, а не определяет ее.

По мнению А.В. Глушкова, интернет-отношения - часть отношений в виртуальном пространстве, участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в сети Интернет. Идентичным образом определяются интернет-отношения в докторской диссертации И.М. Рассолова.

Специфика интернет-отношений, по мнению А.В. Глушкова, наиболее ярко проявляется в следующих сферах:

1) в юридической специфике Интернет, заключающейся в неопределенном юридическом статусе сети (включая спор о том, является ли Интернет субъектом или объектом права);

2) в структурных элементах интернет-отношений, к которым автор относит: в части субъекта - трудность определения дееспособности лица - участника правоотношения; существование виртуальных организаций; использование программ-роботов, которые позволяют вступать в отношения автоматически; трудность в определении местонахождения лица. Автором также выделены некоторые особенности содержания правоотношений;

3) в доказывании состава правонарушения, совершенного в Интернете;

4) в регулировании коммерческой деятельности.

С изложенным выше трудно согласиться, так как указанные признаки не отражают сущность таких правоотношений, позволяющую выделить их из других отношений.

Грешит, на наш взгляд, неточностями и сама формулировка, что обусловлено использованием неправовых категорий. Фактически такое определение отсылает к понятию "киберпространство" - только оно позволит говорить об Интернете как самостоятельной среде.

Как верно отмечает в своем фундаментальном исследовании О.В. Мозолина, у действий, производимых в Интернете, есть два существенных отличия от обычных операций, производимых с помощью технических средств: техническая сложность и множественность субъектов. Однако в аспекте заявленной темы исследования только этих признаков недостаточно.

Наконец, С.А. Бабкин указывает на то, что американский законодатель при формулировании определения Интернета акцентирует внимание на свойствах сети. Автор приводит в пример положения § 231 гл. 47 Кодекса США:

1) Интернет представляет собой совокупность технических и программных средств;

2) Интернет имеет трансграничную природу;

3) Взаимодействие внутри сети осуществляется с помощью специальных протоколов и иных программных средств.

Данное определение также является верным до определенной степени; однако формально под него можно было бы подвести отношения, складывающиеся между субъектами при использовании, например, телефонной связи.

Важную роль в обеспечении нормальной эксплуатации информационных систем играет юридическая ответственность лиц из числа пользователей и персонала. В теории права юридическая ответственность рассматривается как вид социальной ответственности в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном), т. е. ответственность за добросовестное выполнение субъектом возложенных на него задач, обязанностей и функций и ответственность за уже совершенные противоправные деяния. При этом позитивная юридическая ответственность понимается как объективно обусловленная законом и охраняемая государством необходимость выполнения правовых предписаний участниками правоотношений. Под негативной юридической ответственностью понимается предусмотренная законом обязанность отвечать за содеянное и претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В связи с этим необходимо отметить, что в нормативных актах, определяющих вопросы эксплуатации информационных

систем, прежде всего, закрепляются вопросы позитивной ответственности персонала и пользователей этих систем. Так, на конкретных должностных лиц персонала в нормативных актах возлагается ответственность за организацию работ на компьютерах, взаимодействие пользователей, анализ и устранение сбойных ситуаций во время работ, а также за организацию процедур информационного процесса.

Кроме того, необходимо установление ответственности должностных лиц за исправность и надежную работу технических средств, организацию и качественное проведение ремонтно-профилактических работ, а также своевременную и правильную загрузку операционной системы и правильную эксплуатацию программного обеспечения. В условиях циркуляции в информационных системах информации, содержащей охраняемую законом тайну, большое значение имеет также установление ответственности персонала и пользователей за обеспечение разграничения доступа и безопасности информации в системе, а также за обеспечение режима секретности. За правонарушения в сфере информации, информационных технологий и зашиты информации пользователи и персонал информационных систем несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственные гражданские служащие, входящие в состав персонала и будучи пользователями информационных систем, за правонарушения в данной сфере могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской

Федерации» (ст. 57-59). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. Работники предприятий и организаций за указанные нарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 192, 193). За ущерб, причиненный органу или организации при исполнении служебных или трудовых обязанностей, указанные лица несут материальную ответственность.

Гражданско-правовую ответственность персонал и пользователи информационных систем несут за причинение имущественного вреда органу или организации не при исполнении служебных или трудовых обязанностей.

Основной проблемой в случае привлечения данных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности является определение размера действительного прямого материального ущерба, причиненного правонарушением. Размер действительного материального ущерба в случае создания программных средств в учреждении, организации, использующих компостерные системы, будет определяться стоимостью разработки программных средств, которая исчисляется исходя из расчетной трудоемкости разработки программных средств, оценки затрат времени и дополнительных факторов (затрат на материалы, командировки и т. д.). В случае приобретения программных средств в других организациях размеры ущерба должны исчисляться исходя из действующих цен на данные программные продукты.

Что же касается определения размера материального ущерба при разрушении машинной информации, то этот размер должен исчисляться на основе стоимости труда специалистов по созданию данной совокупности машинной информации (тарифная ставка специалиста умножается на расчетную трудоемкость работы) и стоимости использованного машинного времени (тарифная стоимость часа машинного времени умножается на количество часов использованного машинного времени). Уголовную ответственность за преступления в информационной сфере указанные лица несут в соответствии с нормами, предусмотренными гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного кодекса РФ. К преступлениям, предусмотренным данной главой, относятся неправомерный

доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

За совершение административных правонарушений в данной сфере персонал и пользователи информационных систем несут административную ответственность в соответствии со статьями, содержащимися в гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» Кодекса РФ об административных правонарушениях. К данным правонарушениям, в частности, относятся нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушение правил зашиты информации (ст. 13.12), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14) и др.

Специфика юридической ответственности персонала информационных

систем и их пользователей связана также со спецификой ответственности за неверные управленческие решения, принятые на основе ошибочной информации, выданной компьютером. При этом необходимо исходить из того, что выдача ошибочной машинной информации может произойти вследствие четырех групп различных причин:

Сбоев в работе ЭВМ и программных средств чисто технического свойства, не зависящих от действий людей;

Недостатков, допущенных по вине проектировщиков, разработчиков и изготовителей компьютерного оборудования и программных средств;

Неправильных действий персонала и пользователей;

Несанкционированного доступа к системе (прекращение работы системы, появление компьютерных вирусов и т.п.).

Если ошибка вызвана сбоями в работе ЭВМ и программных средств чисто технического свойства, не связанными с действиями людей, говорить о чьей-либо вине нельзя. Вести речь об ответственности разработчиков, проектировщиков и изготовителей компьютерного оборудования и программных средств можно вести лишь в том случае, если выдача ЭВМ неправильной информации произошла из-за их неправомерных действий.

И, наконец, ответственность за ошибку, связанную с несанкционированным

доступом, несет лицо, совершившее несанкционированный доступ.

В связи с этим важно отметить, что если нет вины физических лиц, то речь идет об ошибке, вызванной чисто техническими причинами. Личная ответственность разработчиков, изготовителей, персонала и пользователей информационных систем наступает в том случае, когда выдача ЭВМ неправильной информации основана на их неправомерных, виновных действиях. Таким образом, и в случае привлечения к ответственности за неверные управленческие решения, принятые на основе ошибочной машинной информации, действует основополагающий принцип юридической ответственности - привлечение к ответственности только за виновные деяния, т. е. действия или бездействие.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Информатизации и её значение для общества

XIX век называли веком производства XX век веком управления а XXI век по.. Современное материальное производство и другие сферы деятельности нуждаются в информационном обслуживании переработке..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение информатизации общества и основные её последствия
Переход к информационному обществу совпал с острой фазой информационного кризиса - наиболее болезненной, мешающей дальнейшему развитию цивилизации проблемы. Общество столкнулось с п

Государственное регулирование в сфере информатизации
Целями государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным орг

Понятие информационно-правовых норм, их структура и виды
Механизм правового регулирования в сфере информации представляет собой совокупность правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуют их в соответствии с

Информационные правоотношения и их элементы
С реализацией информационно-правовых норм связано возникновение информационных правоотношений. Они являются одним из видов правовых отношений, т. е. общественных отношений в информа

Методы правового регулирования информационных отношений
Подметодом правового регулирования понимают определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Методы - это приемы юридического воз

Информационное законодательство
За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных актов, в том числе федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федер

Понятие информация и её правового режима
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными

Режим свободного доступа
К режиму свободного доступа относятся режим исключительных прав, режим информации, отнесённой к общественному достоянию, и режим массовой информации. Режим исключит

Режим ограниченного доступа
Понятие и общая характеристика ограниченного доступа к информации. Правовая модель закрытия каких-либо сведений от доступа к ним третьих лиц строится на применении для этих целей е

Объекты служебной тайны
1. Военная тайна. 2. Тайна следствия. 3. Судебная тайна. 4. Налоговая тайна. 5. Охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковску

Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения
Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должно

Профессиональная принадлежность
2. Конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации. 3

Правовое регулирование распространения информации
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладателем информацииможет быть гражданин (физическое лицо), юридическое лиц

Право на доступ к информации
Важнейшая составляющая права на информацию - право на доступ к информационным ресурсам. Говоря о доступе к информации, следует отметить, что интересы личности в информационной сфер

С доступом к персональным данным и их обработкой
Одним из важнейших направлений защиты прав личности в информационной сфере является регулирование отношений в сфере персональных данных - любой информации, относящейся к определенному или определяе

Биометрический документ - это документ с биометрическими данными, который позволяет с точностью установить личность человека
Биометрические данные - особый физический элемент личной идентификации (например, радужная оболочка, отпечаток пальца или изображения лица), хранимый в документе в форме, приемлемой для считывания

Правоые основы применения информационных технологий
5.1 Понятие информатизации и ее правовые основы.Средством перехода современного общества к информационному является информатизация.Под информатизацией согласно Фед

Понятие информационной системы
В настоящее время происходит бурное развитие информатизации. Ее можно определить как внедрение информационных систем, базирующихся на использовании современных средств вычислительной техники и науч

Объектом правового воздействия при внедрении информационных
системстановятся три различные группы общественных отношений, связанных с автоматизацией. В первую группу входят общественные отношения, связанные с созданием информационных систем

И эксплуатации информационных систем
Структуру правового регулированиясоздания и эксплуатации информационных систем можно представить в следующем виде: - нормативно-правовая база, определяющая создание и эксп

Информационных систем
Эффективность использования информационных систем во многом зависит от четкой правовой регламентации информационного процесса. Под информационным процессомпонимаются конкретные опе

Информационных систем
В ряду правовых проблем создания и использования информационных систем важное место занимает проблема правового положения пользователей и персонала этих систем. К пользователяминфо

И правовые основы их использования
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть- это технологическая система, предназ

Понятие связи и ее структура
Использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи. В связи с этим представляется необходимым детал

В области связи
Государственное регулирование деятельности в области связи осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, а также в пределах компетенции федеральными органами исполнительной власти. Федеральными

Механизмы обеспечения функционирования сети Интернет
Исследование механизмов саморегулирования и самоуправления в Интернете - нетипичная для правового курса тема, поскольку преимущественно в ней рассматриваются не законодательные нормы, а иные механи

Системы защиты информации
12 февраля 2013г. приказом ФСТЭК России №17 утверждены требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах

Система защиты информации на предприятии
Практически в любой организации, учреждении или на предприятии существуют компьютеры, как правило, объединённые в сеть, на которых обрабатывается какая-либо информация. Специалист п

Этап: Анализ информации, обрабатываемой в организации, составление перечня информации ограниченного распространения
На первом этапе нам необходимо определить какая информация циркулирующая в организации подлежит защите. Для правильного понимания этого вопроса необходимо ознакомиться с Указом Президента Российско

Этап: Разработка организационных документов регламентирующих общие требования по защите информации в организации
Вполне возможно, что на момент проведения работ по защите информации в организации уже приняты определенные меры по защите информации, например, установлено антивирусное программное обеспечение на

Этап: Устранение актуальных (вероятных) угроз безопасности информации
Алгоритм После определения актуальных угроз для информационной системы эти угрозы необходимо устранить. Устранение угроз осуществляется двумя способами: организационными и техниче

Сегодня Интернет, как средство массовой коммуникации, достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с распространением новых технологий.

С целью определения направления такого регулирования в ряде стран проведены специальные исследования, созданы общественные объединения, разрабатываются кодексы поведения в Интернете, принимаются законы. Все документы, которые будут упомянуты мной в данной главе, доступны в интернете, что делает излишним их пересказ или детальный анализ. Вместе с тем краткая их характеристика дает возможность понять само направление развития законодательства и опыта регулирования Интернета.

"Интернациональная" природа сети позволяет утверждать, что проблемы законодательного регулирования деятельности в Интернете носят общий характер и одинаковы для всех стран Мелюхин И.С. Государство и Интернет // Законодательство и практика средств массовой информации: URL: http://www.medialaw.ru/publications/zip/39/contents.html (1997. 11 нояб.).

В 1997 году в Канаде был подготовлен доклад "Киберпространство - не земля вне закона" См. там же ("The Cyberspace is not a "No land Law". A Study of the Issues of Liability for Content circulating on the Internet"). В нем рассматриваются проблемы, связанные с уголовной и гражданской ответственностью, возникающие в ходе работы в сети Интернет, как пользователей, так и поставщиков содержания и информационных услуг. В контексте канадского уголовного кодекса рассмотрены такие действия в Интернете, как передача непристойных, оскорбительных сообщений, детской порнографии, нарушения прав на торговые марки. В докладе рассмотрены случаи наступления гражданской ответственности, возникающие в результате действий в Интернете, ведущих к диффамации, нанесению вреда репутации, нарушению тайны личной жизни, злоупотреблениям или не обеспечению сохранности тайны личной жизни, сообщению неверной информации, разглашению секретных данных и несправедливой конкуренции.

В Германии в том же году был принят закон об информационных и коммуникационных услугах (Informations und Kommunikationsdienste Gesetz) в котором определен статус цифровой подписи, введены поправки в уголовный кодекс, в законы о запрете на распространение морально вредной для юношества информации, охране авторских прав Мелюхин И.С. Зарубежный опыт регулирования Интернета // Информационные ресурсы России 1998 г. № 1(38) URL: http://www.kcnti.csti.ru/irr/38/index.html .

Во Франции создан официальный сайт Хартии Интернет (Charte de l"Internet), в которой определяются принципы добровольных обязательств пользователей и создателей информационных услуг и продуктов, связанных с Интернетом.

В США с инициативами государственного регулирования Интернет технологий выступала еще Администрация Б. Клинтона. Речь шла о создании Интернета следующего поколения (Next Generation Internet), концепция которого предполагает не только значительно более высокие скорости передачи информации, но и развитие интерактивных услуг в общенациональном масштабе См. там же. Подчеркивалась ведущая роль государства в организации научных исследований и разработок, в создании технологий для сети следующего поколения.

В докладе Федеральной комиссии США по связи "Цифровое торнадо: Интернет и телекоммуникационная политика" (Digital Tornado: the Internet and Telecommunications Policy, March 1997) См. там же дается анализ правовых, экономических и социальных проблем, связанных с Интернетом. В работе подчеркивается необходимость не обременять Интернет ненужным государственным регулированием и воздействием. Именно ограниченным государственным вмешательством в развитие Интернета объяснятся его быстрый рост.

В связи с этим, уместно привести позицию американского политолога Р. Лайтена по данной проблеме. В работе "Право и политика в век Интернета" он попытался дать ответ на вопрос, по каким основаниям государство должно строить свою политику в отношении Интернет-революции в современных условиях. Лайтен высказывает сомнения относительно того, что сетевые проблемы могут быть решены исключительно с помощью государственного вмешательства. На основе комплексного анализа он приходит к выводу, что государству следует делать ставку на использование рыночных механизмов и высоких технологий, вмешиваясь только в том случае, если последние в конкретной ситуации оказались недееспособны и положение может быть исправлено при помощи государственного регулирования в какой-либо конкретной форме.

Вообще, в политической науке известны три различных ответа на вопрос следует ли государству устанавливать правила для сети интернет, аналогичные тем, что существуют в оффлайн-мире, или оно должно дать возможность рыночным механизмам и развивающимся высоким технологиям доказать свою способность решать эти проблемы.

Первоначально политики и ученые придерживались мнения, согласно которому Интернет должен оставаться сферой, свободной от регулирования. Сеть рассматривалась как идеальный образец беспланового, частного, инновационного сегмента экономики, польза от которого может быть уничтожена незрелым и неподготовленным государственным вмешательством.

Второй подход - интервенционистский - опирается на тезис о том, что Интернет имеет слишком большое значение, чтобы остаться вне сферы регулирования. Аргументы здесь таковы: правила в Интернете устанавливают не законодатели, а составители программ ("кодов"); "коды" накладывают на пользователей больше ограничений, чем политика в реальном мире и, если государство не будет вмешиваться, оно выпустит Интернет из-под контроля и будет вынуждено капитулировать в борьбе с составителями "кодов".

Наконец, третий подход можно обозначить как прагматический. Он предполагает, что проблемы должны решаться с помощью рыночных и технологических механизмов в комбинации с государственным вмешательством, сущность которого должна зависеть от природы конкретной политической проблемы. Данный подход, конкретизированный в рассуждениях Р. Лайтена, на мой взгляд, представляется наиболее перспективным. На его основе уже построен ряд законопроектов, находящихся на рассмотрении в Конгрессе США. Так, Проект закона о защите Интернета (Internet Protection Act) предложенный с целью поддержки быстрейшего технологического и коммерческого развития Интернета, прямо указывает на то, что политика США должна опираться на частные инициативы и максимально избегать государственных ограничений и надзора за действиями в Интернете. Отмечается, что регулирование информационных услуг не служит общественным интересам.

В качестве примера можно привести также Проект закона о безопасности и свободе через шифрование (Security and Freedom Through Encryption Act of), который предполагает свободу использования и продажи средств шифрования и установление запрета на обязательный доступ к ключам шифрования со стороны государственных структур. Предлагается признать законным использование шифрования независимо от используемых алгоритмов, длины кода, технологий и средств шифрования. Никого нельзя обязать передать ключи шифрования другому лицу, кроме как в случае проведения расследований в соответствии с установленной законом процедурой.

Между тем, очевидными остаются основные проблемы, с которыми приходиться иметь дело государству в сфере регулирования Интернет технологий, это:

  • - защита частной сферы (до сих пор никто не может гарантировать, что информация частного характера, предоставляемая гражданами онлайн-структурам, будет недоступна для какой-либо третьей заинтересованной стороны);
  • - защита интеллектуальной собственности (речь идет о разработке программ, с помощью которых можно распространять аудио- и видеозаписи через Сеть таким образом, что дальнейшая их передача пользователям, не заплатившим владельцу, будет заблокирована).
  • - налогообложение (смысл этой проблемы в том, как обеспечить условия честной конкуренции торговли в Сети и в реальном мире, путем выработки механизмов, которые позволят подчинить виртуальные супермаркеты нормам федерального и местного налогового законодательства) Зорин В.А. Интернет и политика // Русский журнал: URL: http://old.russ.ru/politics/20020729-zor.html;

Кроме того, огромную важность имеет проблема юрисдикции в Сети. Сегодня в сознании рядовых пользователей прочно укрепляется двойной стандарт: законы должны соблюдаться, но только не в сети. Текущая ситуация раздвоения реального и виртуального мира таит в себе колоссальную опасность. Причины ее многогранны и их можно условно разделить на: технические, социально-психологические и правовые.

К первым можно отнести влияние природы информации на электронных носителях (электронные данные в нашем материальном мире выглядят чрезвычайно изменчивыми и нестабильными), колоссальные массивы данных и "текучесть" информации в сети Интернет, а также незащищенность протоколов обмена информацией.

Социально-психологическими причинами процесса становления двойного стандарта являются отсутствие понимания места и роли Интернет в человеческом обществе и эфемерный статус автономности личности, дающий возможность наслаждаться анонимностью и кажущимся могуществом. К правовым причинам относятся известная недостаточность правового регулирования, а также концептуальная сложность обеспечения доказательств в сети.

Примечательно, что в принципе не существует никакого органа, который устанавливал бы правила коммуникации в интернет. Напротив, сеть управляется структурами, часто независимыми от каких бы то ни было правительственных учреждений. Каким законодательством будут регулироваться вопросы защиты частной сферы, интеллектуальной собственности, прав потребителей и другие им подобные, происходящие из реального мира, но имеют аналоги в киберпространстве? Эти проблемы достаточно сложны, даже если они возникают в пределах одного государства, и они становятся еще более сложными, когда речь идет о взаимодействии субъектов, резиденции которых размещены в разных странах.

В длительной перспективе отчетливо вырисовывается необходимый алгоритм действий. Государства должны приложить максимум усилий для гармонизации своих законодательных баз, так чтобы их взаимодействие не было затруднено. Задача политиков при этом будет заключаться в разработке такой стратегии, которая не только не будет препятствовать, а напротив - будет стимулировать поиск рыночных и технологических способов решения существующих проблем. Государственное регулирование может быть эффективным в отношение наиболее крупных компаний, которые уже сейчас активно используют Интернет, и будут продолжать этот курс в будущем с целью сохранения и увеличения собственного влияния.

Единственное, что можно сказать с определенностью о развитии Интернета, - это то, что его практически невозможно предугадать. Это требует от политиков избегать неподготовленных действий. Если же они действуют, они должны делать это прагматично и осторожно, постоянно внося коррективы в процесс претворения своих решений в жизнь.

На современном этапе общественного развития особую актуальность приобрели вопросы правового регулирования информационнокоммуникационных технологий, и в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Современные технологии связи и обработки информации, мобильная телефония и т. д. послужили основой того, что Интернет стал необходимым инструментом в повседневной жизни большинства людей в мире. Его воздействие распространяется практически на все социальные сферы и процессы, что, в свою очередь, требует четкой нормативной регламентации отношений в виртуальном пространстве.

Проблемой законодательного регулирования интернет-отношений в первую очередь является отсутствие точного законодательного определения Интернета, которое отражало бы его современную сущность. Наиболее часто для описания данного явления используются технические признаки глобальных информационных сетей, об Интернете говорят как «о всемирной системе объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации» 1 . Такое понимание не в полной мере отражает правовую сущность Интернета и не может быть использовано юридической наукой и практикой.

П. У. Кузнецов отмечает, что одной из актуальных задач юридической науки в настоящее время является мобилизация теоретических и методологических исследований, направленных на осмысление новых информационных феноменов и на разработку соответствующих им правовых инструментов (понятий, конструкций и т. д.) . Наука информационного права призвана решать конкретные проблемы, среди которых выделяется проблема формирования понятийного аппарата информационного права, в том числе и разработка юридического понятия «Интернет».

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была предпринята попытка ликвидировать пробел и дать определение Интернета. Законодатель пошел по уже проторенной дороге определения Интернета через его техническую составляющую и даже не выработал легальное определение для включения его в ст. 2, содержащую определения основных понятий, используемых в Законе, а охарактеризовал Интернет через понятие «информационно-телекоммуникационная сеть». Анализ текста Закона дает понимание сети Интернет как информационно-телекоммуникационной сети, которая является технологической системой, предназначенной для передачи по линиям связи информации с доступом к ней средствами вычислительной техники.

Такое определение, на наш взгляд, является довольно неудачным, поскольку согласно нормативно технической документации информационно-технологическая система представляет собой набор информационно-технологических ресурсов, обеспечивающих услуги по одному или нескольким интерфейсам 1 . При этом понятие технологической системы еще более ограничено: конечная совокупность предметов производства и исполнителей для выполнения в регламентированных условиях производства. Таким образом, нормативно закреплено, что Интернет - это конечное количество компьютеров, участвующих в каком-либо технологическом процессе. В настоящее время все понимают, что это далеко не так и основными характеристиками Интернета являются его безграничность и мультисистемность.

В Модельном законе об основах регулирования Интернета, принятом 16 мая 2011 г. на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, дано более удачное определение: Интернет - это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц .

Здесь об Интернете говорится не только как о технической системе, но и как о глобальном информационном пространстве. Несмотря на некоторые шероховатости данной формулировки, ее все же можно принять за основу, но, к сожалению, этот положительный международный опыт не был учтен российским законодателем.

Представляется, что понимание Интернета как информационного пространства решило бы проблему описания его правовой сущности. В то же время такая точка зрения не была закреплена в отечественном законодательстве, хотя уже используется в нем. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», в котором говорится о правилах безопасного поведения в интернет-пространстве, и еще ряд документов, в том числе концепции развития международной информационной безопасности, подготовленные Советом Безопасности РФ .

И. М. Рассолов выделил круг специфических проблем, которые необходимо решить юридической науке в свете информатизации и глобального распространения Интернета. Среди них - разработка понятийного аппарата; проблема идентификации лиц, повышения уровня правосознания пользователей, проблема профессиональной этики и качества поведения субъектов права; проблема более четкого определения источников права; уточнения характера действия права в пространстве и по кругу лиц; проблема сбора доказательств и подтверждения так называемых сетевых юридических фактов, которые перестают существовать в доступной форме к моменту рассмотрения дела в суде; допустимость таких доказательств, их достоверность; проблема противодействия киберпреступности и др. 1

Обратимся к международному опыту определения понятия сети Интернет. Так, в Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», принятой на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве (2003 г.) и в Тунисе (2005 г.), сказано, что Интернет превратился в публичный ресурс глобального масштаба и его регулирование должно осуществляться государствами с учетом данной его особенности .

Проходивший со 2 по 5 сентября 2014 г. в Стамбуле Девятый Всемирный форум ООН по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF) в своих решениях полностью подтвердил выработанный международным сообществом курс .

В Российской Федерации ведется работа по созданию современного определения сети Интернет. Так, в проекте Концепции правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет в Российской Федерации (2013 г.), предложенном Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, четко указано на необходимость выработки современного юридического определения понятия «Интернет» .

Большинство российских ученых-юристов пришли к выводу, что при определении понятия «Интернет» необходимо отойти от его технической первоосновы.

И. М. Рассолов говорит об Интернете как о кибернетическом пространстве; И. Л. Бачило - как о сфере непрерывного информационно-коммуникационного процесса обработки информации (сведений) в цифровой форме; А. В. Минбалеев - как о виртуальной сфере, в которой массовые коммуникации находят свое реальное отображение и развитие в самых различных формах и проявлениях, и в узком смысле как о совокупности информационных технологий, с помощью которых происходит создание, размещение и распространение информации для неограниченного круга лиц 1 .

Существуют и другие мнения. Так, Е. С. Андрющенко предлагает рассматривать Интернет как глобальную децентрализованную систему информационно-телекоммуникационных сетей, соединяющих на основе единых протоколов различные типы компьютеров, а С. В. Петровский - как международную сеть электросвязи общего пользования, предназначенную для обмена машиночитаемыми сообщениями (данными), т. е. сведениями об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их непосредственную машинную обработку .

Таким образом, на основе анализа различных подходов к сети Интернет, закономерностей ее построения и управления можно сделать вывод, что юридическое определение понятия «Интернет» как информационного пространства могло бы решить проблему описания его правовой сущности.

Однако в российской юридической науке доминирует мнение о том, что Интернет - явление неправовое и он не может быть субъектом или объектом права. С этой точкой зрения нельзя согласиться, так как налицо специфика отношений, связанных с работой в сети Интернет. Его появление и развитие вносит много принципиально нового в характер взаимоотношений между людьми и организациями, связывающимися между собой через сеть. При этом главной целью текущего периода является законодательное закрепление основ регулирования отношений в сети Интернет, а также регулирования определенных областей, сторон, вопросов .

В то же время упоминание о сети Интернет как о пространстве можно встретить в качестве отдельных новелл в отечественном законодательстве, например в Концепции развития международной информационной безопасности, подготовленной Советом Безопасности РФ . В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говорится о правилах безопасного поведения в интернет-пространстве.

  • ШНл https://ru.wikipcdia.org/wiki/HHTepHeT.
  • См.: Кузнецов П. У. Социальная миссия электронного государства: ценности и терминологические проблемы // Информационное общество и социальное государство: сб. науч. работ. М., 2011. С. 16.

Интернет представляет собой единую информационную сеть, без которой жизнь современного человека практически невозможна. Однако развитие этой сферы в настоящее время требует детального изучения, поскольку ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет. Практика правоприменения в этой области недостаточно развита, усложняется отсутствием федерального закона о российском сегменте, экстерриториальным характером сети Интернет и другими факторами.

В наиболее общей форме основные положения регулирования сферы Интернет закреплены в Конституции РФ: основной закон устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71). Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, что также закреплено в Конституции РФ, а также в 10 статье Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вступая в дискуссию о правовом регулировании Интернета, следует, в первую очередь, сформулировать ответ на вопрос: есть ли острая необходимость в специальном законе, регулирующем отношения в Интернете, или в особой государственной политике по отношению к Сети, либо можно обойтись действующим законодательством, внеся в него необходимые поправки? Вопрос этот неоднократно обсуждался на различных уровнях, в том числе и в Правительстве России. В итоге сделан вывод, что сегодня необходимости в разработке специальных законов нет. Принятие подобного закона может создать какое-то дополнительное психологическое удобство для определенного круга лиц, но не предоставит никаких дополнительных гарантий, кроме тех, что даны Конституцией страны и другими базовыми законами. Однако необходимо учесть, что соотношение любого нормативно-правового акта Конституции РФ, будь то связанного с регулированием Интернет-пространства или нет, является исключительной прерогативой исполнительной власти, что, так или иначе, может послужить поводом для претворения определенной политики в сети. Таким образом, появляется формальный повод введения цензуры, что, думается, недопустимо в демократическом государстве, чем Россия в настоящее время и является.

В самой Конституции Российской Федерации закреплено: определение основ государственной внешней и внутренней политики - прерогатива Президента страны. Поэтому нормативные акты, о которых будет идти дискуссия, должны быть введены нормативными актами Президента. Поэтому, вероятнее всего, наиболее верно было бы ввести в действие специальный указ президента, регулировавший бы так или иначе эту отрасль. Однако, при дальнейшем исследовании можно понять, что на эту тему существует множество президентских указов, поэтому необходимо дальнейшее исследование проблемы.

Тем не менее, думается, что накопленный опыт позволяет создать действующую правовую базу, регулирующую как права и свободы, так и ответственность за превышение и злоупотребление ими. Реализация этой задачи требует особых технологий, но это уже не правовой вопрос. Таким образом, прежде всего необходимо создать такую правовую базу в отношении конкретных областей использования Интернета, чтобы не были нарушены конституционные права граждан.

Что касается правового регулирования информационного обеспечения, то здесь необходимо выделить три ключевых проблемы: во-первых, необходим порядок регистрации доменных имен, предусматривающий пресечение попыток захвата доменных имен, совпадающих с торговыми марками. Это острая проблема, которая должна быть решена за счет внесения соответствующей поправки в закон о товарных знаках. В ней должно быть четко расписано, как наказываются попытки присвоения товарного знака или доменного имени. Во-вторых, требуется решить вопрос с электронной цифровой подписью - т.е., в этой связи необходимо принятие федерального закона, регулировавшего бы данный вопрос. В-третьих, назрела необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Закон «Об информации, информатизации и защите информации» - здесь необходимо учесть, что необходимо внести поправки, связанные с реализацией защиты личной и персональной информации, в том числе и в Интернете. Здесь следует особое внимание уделить так называемой информационной безопасности, которая представляет собой три взаимосвязанных части. Первая - это обеспечение конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере. Вторая - интеграция России в мировое информационное пространство, а также создание конкурентоспособной индустрии информационных услуг. Третья - это обеспечение безопасности функционирования информационной инфраструктуры.

В целом, судебные прецеденты в рассматриваемой сфере крайне редки и сосредоточены в основном вокруг института интеллектуальной собственности, ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистские материалы, привлечения к ответственности лиц, распространяющих детскую порнографию в сети Интернет. В этой связи наряду с общей поддержкой свободного функционирования Интернета, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что Интернет - это сила, которая может быть конструктивной, полезной, а может быть деструктивной и способной разрушить общественные системы, нанести прямой вред здоровью и жизни людей. Несмотря на отсутствие специального акта об Интернете, субъекты отношений в российском сегменте сети Интернет, имеют права и несут обязанности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами и в случае совершения правонарушений подлежат установленной законом ответственности.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека