Конспект занятия предлог около. Конспект фронтального логопедического занятия «Предлоги: в, из, на, под, к, от

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность учащихся.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить с пространственными предлогами: на, над, под, за, у, к, около, с их грамматическим определением;
  • дифференцировать предлоги с противоположным значением: «над» и «под»;
  • учить соотносить предлог с его схематическим изображением;
  • упражнять в правильном употреблении предлога с существительным;
  • закреплять умение использовать предлоги в устной и письменной речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать пространственные представления, пространственное мышление;
  • развивать зрительную память;
  • развивать звуковую культуру речи;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи;
  • совершенствовать выразительность чтения;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
  • воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе.

Оборудование: магнитная доска или фланелеграф (для демонстрации сказки), дерево с предлогами (на, над, под, за, у, к, около), карточки со словами для составления предложений (игра «Живые слова»), схемы изучаемых предлогов, игра «Лото», ромашка с предлогами на лепестках, облако для рефлексии и солнышки по количеству учеников, мяч, конверты с заданиями, коробочки со спичками, ручки и тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Загадка . Кто на себе иголки носит, а шить не умеет? (Ёжик).

2. Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 2-3 раза).

Ёжик свернулся в клубочек. (Голову наклонить, подбородок и руки прижать к груди, глаза зажмурить). Ёжик греется на солнышке. (Шея расслаблена, голова откинута назад, глаза открыты, губы принимают положение улыбки, руки широко разведены в стороны) выполнить 2-3 раза.

3. Отработка скороговорки.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа - иголки.

Алгоритм работы:

  • Чтение хором.
  • Чтение хором с поочерёдным интонационным выделением каждого из слов.
    А) Кто лежит? Б) Что делает ёжик? В) Где лежит? Г) Что у ежа?
  • Индивидуальное проговаривание с ускорением темпа.
  • Индивидуальные ответы детей с отстукиванием мячом каждого слова.

4. Сообщение темы занятия.

Как называется короткое слово У? (обращаю внимание детей на скороговорку).
(На доску выставляется дерево с предлогами: над, под, на, за, к, у, около).
- Что это за слова?
- Правильно, эти маленькие слова называются предлогами. Они пишутся отдельно от других слов. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Между предлогом и словом можно вставить ещё одно слово.
- У какой ёлки? (У зелёной, у колючей и т. д.)

5. Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или магнитной доске.

(Детям даётся инструкция запомнить как можно больше предложений из сказки с изучаемыми предлогами).

Как ёжик и хомяк расставили предлоги.

Жил - был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу, а утром ложился спать. Днём солнышко будило его яркими лучами, а мама- ежиха звала его завтракать. Цветы на полянке и листья на деревьях радовались ему. Но однажды…

Проснулся ёжик и видит - всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет и листьев на деревьях тоже нет. И решил ёжик пойти поискать их.

Стал он собираться в дорогу. Нацепил на иголки разных грибов, ягод и задумался… Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не пойти ли мне к белке?- подумал ёжик. У дороги рос старый дуб, в нём жила белочка.

Эй, белка, где ты? Может под деревом?

Ёжик стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Тогда ёжик заглянул за дерево. За деревом он увидел муравья. Ёжик посмотрел вверх и увидел белку на дереве. Но она была очень занята, так как собирала жёлуди и не смогла пойти с ёжиком.



Потом ёжик встретил крота и предложил ему пойти поискать солнце, листья и цветы. Но тот ответил, что ему больше нравится ходить под землёй.

Затем ёжик подошёл к полю и увидел там хомячка. Они подружились и вместе пошли искать маму ёжика.

Шли они шли и попали в дремучий лес. И когда они вошли в него, то сразу поняли, что лес был заколдован. Всё в нем было не так: грибы и цветы росли над деревьями, птицы летали под деревьями. Листья росли под ветками. Ёжик и хомячок расставили всё на свои места: грибы посадили под деревья, птицам помогли подняться в небо, чтобы летать высоко над деревьями. /Дифференциация предлогов над и под / . Листья они повесили на ветви, а цветы посадили на полянке. /Дети выполняют действия с картинками на магнитной доске и на фланелеграфе/ .

Около полянки они увидели избушку. /Ученику даётся задание расположить избушку около полянки/ . А в ней что-то светило из окошка. Это было солнышко. Они выпустили его на небо. И ёжик увидел, что в домике сидит мама- ежиха. Она очень обрадовалась и сказала:

Хорошо, что вы пришли сюда в тёмный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. А вы с хомячком все предлоги поставили на свои места и теперь у нас всё правильно.

- Вопросы к детям по сказке:

1. Что произошло с ёжиком? 2. Кто и как ему помогал? 3. Что нового узнал ёжик? 4. Какие слова помогли ему найти маму?

6. Работа в тетрадях.

Детям предлагается карточка в конверте №1. Вставьте вместо пропусков один из данных предлогов: на, у, к, над, под, за, около .
1. Белка сидит _____ ветке. 2. Дуб растёт ___ дороги. 3. Ёжик подошёл ___ полю. 4. Муравей спрятался _____ деревом. 5. Крот живёт ______ землёй. 6. Птицы летают ______ деревьями. 7. Избушка стояла ________ полянки. (Проверка задания)

7. Динамическая пауза.

Дети становятся на носочки и тянутся вверх за яблочком. Затем приседают на корточки и собирают грибы под деревьями. Прыгают на лужайке сначала 3 раза на правой ножке, затем 3 раза на левой. (Можно повторить несколько раз эти упражнения).

8. Игра «Живые слова».

(В конвертах находятся разрезанные карточки со словами. Дети выходят в круг и «превращаются» каждый в какое-нибудь слово, затем из данных слов составляют предложение и становятся по порядку. Потом каждый ученик называет своё слово и получается предложение.

Дети наглядно убеждаются в том, что предлог - это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов Уточняется какой по счёту предлог в каждом из предложений). Игра проводится 2-3 раза.

Примерные варианты предложений для игры в конверте:

  1. Бабочка порхает над красивым цветком.
  2. Щенок спрятался под старым диваном.
  3. Около луга течёт глубокая река.
  4. На небе ярко светит солнышко.

9. Составление фигур из спичек.

Вскрывается конверт № 2 с образцами.

Образец № 1 солнце над домом, образец № 2 ель у дороги, образец № 3 гриб под деревом, образец № 4 ваза на столе, образец № 5 дерево за забором, образец № 6 цветок на клумбе.

Дети работают в парах и договариваются между собой кто будет делать домик, а кто солнышко над ним и т. д.

10. Схематическое изображение предлогов.

Знакомство со схематическим изображением изучаемых предлогов.
Составление словосочетаний и предложений с ними.

11. Игра «Лото»

Цель: учить составлять предложение по картинке, находить в нём предлог и соотносить значение предлога с его схемой.

На доске схемы предлогов: на, над, под, к, за, около/у

и картинки с изображением сюжетов:

1. Солнце спряталось за тучей. 2. Под берёзой растёт гриб. 3. Девочка подбегает к бабушке. 4. Картина висит над диваном. 5. Около дома растёт дерево. 6. На окне стоит ваза.

Инструкция: надо составить предложение по картинке, назвать предлог и найти соответствующую схему, расположить картинку рядом со схемой.

12. Задание «Расшифруй-ка» (в конверте № 3)

Вместо графической схемы необходимо вставить соответствующий предлог.

13. Игровое упражнение с ромашкой «Оторви лепесток».

На каждом из лепестков с обратной стороны написан один из изучаемых предлогов (по количеству детей). Надо составить и записать предложение с данным предлогом.

14. Подведение итогов занятия.

Смысловая рефлексия.

С какими маленькими словами мы сегодня познакомились? Как они называются? Как пишутся предлоги в предложении?

Эмоциональная рефлексия.

На доске большое белое облако. У каждого ребёнка в конверте есть солнышко. Предлагается каждому ученику разместить своё солнышко в определённом месте в зависимости от того, на сколько ему понравилось занятие:

  • за облаком, если занятие не понравилось
  • над облаком, если занятие очень понравилось
  • под облаком, если занятие не очень понравилось

Пароль на выход . Назови один любой предлог.

Домашнее задание. Предложить детям сделать рисунок к сказке с любым из предлогов.
Как показал опыт работы с детьми, не усваивающими предлоги, введение таких упражнений, использование перечисленных методов и приёмов непосредственно в структуру занятий по развитию грамматического строя речи, способствует осознанию предлога как средства выражения пространственных отношений между предметами, формирует представление о предлоге как отдельном самостоятельном слове, помогает детям выделить предлоги в потоке речи и писать их отдельно от следующего слова, а также помогает раскрыть значение предложного управления и подготавливает учащихся к последующему этапу - дифференциации предлогов, а также различению предлогов и приставок.

Светлана Ходаковская
Логопедическое занятие «Предлоги»

ТЕМА : ПРЕДЛОГИ

Цели :

сформировать представление о смысловой значимости предлогов ;

сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

сформировать навык грамматического значения предлога ;

учить детей правильно произносить и писать предлоги ;

уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами .

Оборудование : раздаточные карточки с заданиями, мяч схемы предлогов .

Ход занятия:

Орг. момент. Ответить на вопросы логопеда .

ЗА КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

МЕЖДУ КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ВПЕРЕДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ?

ПОЗАДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ? РЯДОМ С КЕМ ТЫ СТОИШЬ?

Сделать вывод о пространственных значениях предлога .

В ШКОЛЕ, К ДОМУ, ИЗ ШКАФА, У СТОЛА, БЕЗ ШАПКИ, С КНИГОЙ, ПОД ЕЛКОЙ, ЗА ПАРТОЙ, ИЗ ЖУРНАЛА, ПОД ЛЕСОМ, ПО ДОРОГЕ …

Маленькие слова : в, на, под, у, о, об, от, к, из, с, для – ПРЕДЛОГИ . Они пишутся отдельно с другими словами, служат для связки слов в предложениях .

Составить предложения с данными предлогами и словами , с которыми они «дружат» .

Пример : В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК.

Задание 2.

Прослушайте предложения . Назовите предлоги и слова , с которыми они

«дружат» .

ДИМА ВОШЕЛ В КЛАСС.

МАЛЬЧИК СЕЛ ЗА ПАРТУ.

ДИМА СИДИТ С ГАЛЕЙ.

ОН ВЫНУЛ ИЗ РАНЦА ТЕТРАДИ.

ПОЛОЖИЛ ИХ НА ПАРТУ.

УЧИТЕЛЬ ВЫЗВАЛ ДИМУ К ДОСКЕ.

УЧЕНИК СТОИТ У ДОСКИ.

ТРОПИНКА ВЕЛА ОТ ЛЕСА К ДОМУ.

ОТ МАМЫ ПАВЛИК ПОШЕЛ К СЕСТРЕ.

ВОРОБЕЙ ОТ МОРЖА ПОЛЕТЕЛ К СЛОНУ.

У ЛЕНЫ ЕСТЬ МНОГО ФАНТИКОВ ОТ КОНФЕТ.

Задание 3.

Списать, изменяя данные в скобках слова – существительные, выбирая подходящий предлог . Выделить предлог и слово , с которым он «дружит» .

Мы повесили карту – (стена) . Мама положила фрукты – (ваза) . Зонт висит – (вешалка) . Кошка спряталась – (кровать) . Дети вернулись – (школа) . Моя мама работает – (библиотека) . – (стол) упала тарелка. – (крыша) каркает ворона. На лыжах ходят – (снег) . На коньках бегают – (лед) . На лодке плавают – (вода) . Белка прыгает – (дерево) . Поезд едет – (рельсы) .

Прослушать стихотворение и запомнить.

ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ,

У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,

ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ –

ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ !

Н. Бетенькова

Задание 4. Составьте предложения из данных слов .

Обобщите, как же пишутся предлоги .

РЕБЯТА, РЕЧКЕ, В, КУПАЮТСЯ.

КОШКА, КОМНАТЫ, ИЗ, ВЫСКОЧИЛА.

ПТИЦЫ, НАД, ЛЕТАЮТ, ДЕРЕВЬЯМИ.

МУРАВЕЙ, ГРИБОМ, ПОД, ПОЛЗЕТ.

МАРИНА, С, ДРУЖИТ, ВИКОЙ.

УЗКАЯ, ДОМУ, ТРОПИНКА, К, ВЕСТИ.

ВЫГЛЯНУЛО, ТУЧ, СОЛНЫШКО, ИЗ-ЗА.

Физ. минутка. Игра с мячом «Наоборот» .

Передавая мяч, назови противоположный предлог .

Образец ответа : В ШКОЛУ – ИЗ ШКОЛЫ, В СУМКУ – ИЗ СУМКИ….

НАД ОКНОМ –, К ДОМУ – ….

ПЕРЕД УРОКОМ – …., К ДВЕРИ – …

НАД ДИВАНОМ – …., ПЕРЕД БОЕМ – ….

ДО ГОРОДА –, ДО ПОВОРОТА – …

ПЕРЕД МАШИНОЙ – …

Задание 5. Графический диктант.

Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными .

Образец : ЛАСТОЧКА С ЮГА ВЕРНУЛАСЬ НА РОДИНУ.

___ __ ___ ___ ___ ___ .

В УГЛУ ЗА ШКАФОМ СПИТ ЩЕНОК.

ПЧЕЛЫ ЛЕТАЮТ С ЯБЛОНИ НА ЯБЛОНЮ.

ВОЛНЫ С ШУМОМ БИЛИСЬ О БЕРЕГ. В ЛЕСУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕЖИТ СНЕГ. НА ЦВЕТОК СЕЛА БАБОЧКА. ИЗ-ЗА КУСТОВ ПОКАЗАЛАСЬ КУРИЦА. ПЛАЩ ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ В КОРИДОРЕ. ДЕТИ ВЫШЛИ ИЗ ЛЕСА НА БОЛЬШУЮ ПОЛЯНУ.

Задание 6. Составить предложения из данных слов , изменяя слова по смыслу. Предлоги выделить .

Птицы, над, кружатся, деревьями.

Марина, вика, с, дружат.

Кошка, комнаты, выскочила, из.

С, взял, Степан, полки, журнал.

Налить, стакан, полки, молоко.

Узкая, дом, тропинка, вести.

Сосна, Зоя, стоять, под.

Куст, заяц, из-под, выпрыгнул.

Машина, поворота, из-за, выехала.

Птицы, над, летают, деревьями.

Дети, мокрая, бежали, по, трава.

Муравей, грибом, сидит, под.

Остановились, озера, у, туристы.

Смеялся, радости, от, Вова.

Лида, боли, от, заплакала.

Итог занятия .

Отметить работу детей, подвести итог.

Для чего нужны предлоги ? Можно ли обойтись без них?

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [р]» МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида» Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальное логопедическое занятие «Звук.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги» Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С»; упражнять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ФФН Тема: «Звук ш в словах, фразах, текстах». Цели: 1. Автоматизация.

Конспект занятия «Предлоги и приставки» Грамматическая тема: Предлоги и приставки. Лексическая тема: «Инструменты» Цели: Учить дифференцировать предлоги и приставки. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект по образовательной деятельности

«Коммуникация: развитие речи»

для детей старшей группы по теме:

«Предлоги В, НА, ПОД»

Задачи:

  • образовательные: упражнять детей в правильном употреблении предлогов В, НА, ПОД, учить выделять эти предлоги в предложении, закрепить умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам и схемам, правильно употреблять их в речи
  • коррекционные : развитие речевого слуха и фонематического восприяти я, прослеживающей функции глаза, зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов, мышления, развитие мелкой моторики, творческого воображения
  • воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы

Оборудование:

Демонстрационный материал:

котёнок Гав, щенок Шарик, иллюстрации к стихотворению «Пирог», шапочка кошки, дом объёмный с мебелью, лягушка, трава, куст, гнездо, улей, паук, камень, жук, клумба с цветами, дерево, птичка, заяц, пенёк, ёжик, грибок, мыши

Раздаточный материал:

схемы предлогов, карточки: ручка, ножницы, комод, стол; картинки: коты, клубки, корзины, картины, верёвочки

Проведение НОД:

Ребята, сегодня я приглашаю вас в страну маленьких слов. Мы познакомимся с предлогами В, НА, ПОД. Когда мы с вами говорим:

«НА» – когда предмет находится сверху (на столе)

«ПОД» – когда предмет находится внизу (под диваном)

«В» – когда предмет находится внутри (в шкафу)

Эти маленькие словечки мы обозначим схемами:

Игра со схемами слов

Я вам буду говорить предложения, а вы поднимайте карточку с услышанным предлогом.

  1. «Не ошибись» (услышав предлог, поднимают карточку)
  • Лисичка вырыла нору под деревом.
  • Зайчик спрятался в кустах.
  • Белка прыгнула на пенёк.
  1. «Найди ошибку» (поднимают карточку с правильным предлогом)
  • Мышка спряталась в грибок. (под грибок)
  • Под веткой гнездо. (на ветке)
  • На дупле сидит белка. (в дупле)
  1. «Составь предложение» (по двум предметным картинкам и схемами предлогов)
  • Ручка на столе. Ручка под столом. Ручка в столе.
  • Ножницы на комоде. Ножницы под комодом. Ножницы в комоде.
  1. Игра «Закончи предложение» (вместо предлога показать схему его)
  • Лампа висит … на потолке.
  • Ключ находится … в замке.
  • Тапочки стоят … под кроватью.

Пальчиковая гимнастика с верёвочкой «Паучок»

(оплести шнурком пальцы шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика)

Паучок пошел гулять, паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда и букашку, и жука.

Паучок из паутинки н ам плетёт свои картинки.
Он плетёт, плетёт, плетёт, паутиночка растёт.
Вот он сплёл большую шаль, а в ней бабочка - как жаль.
Но мы бабочку спасём, паутиночку порвём!

Игра «Путаница» с предлогами

Один мальчик любил сочинять стихи. И попрошу вас выложить на карточках, то что он сочинил. Дети выкладывают индивидуально.

Как-то раз я ждал гостей - много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл, и цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
« На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а
по д нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«
На стене висит корзина, а в корзине той картина.
Под корзиной кошка спит, а на ней клубок лежит».

Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Зрительная гимнастика «Кошка» (педагог надевает шапочку кошки)

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую походку кошки)

Посмотрела кошка вверх. (смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз. (смотрят вниз)
Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

(смотрят влево, взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

Глаза вправо отвела, посмотрела на кота. (смотрят вправо)
Солнце светит ей в глаза, их прищурила она. (прищурить глаза)

Игра «Путешествие котёнка Гав и щенка Шарика»

На столе разложены различные предметы, с помощью которых дети придумывают рассказ, каждое предложение должно быть с одним из предлогов.

Котёнок Гав и щенок Шарик отправились на прогулку. По дороге они встретили лягушку, она пряталась в траве. Под большим кустом они увидели гнездо, а в нём было 3 яичка. В пустом улье сидел мохнатый большой паук. Котёнок Гав понюхал паука, испугался и прыгнул на забор. В это время подбежал щенок, и начал лаять на паука, тот забрался обратно в улей. Друзья продолжили путь. Щенок увидел под камнем маленького жучка, сунул нос под камень, лизнул жучка, тот испугался и убежал. По дороге они увидели большую клумбу с цветами, щенок обрадовался и прыгнул на неё, чихая, вылез, помяв все цветы. Вдруг они услышали пение птички, которая сидела на дереве. Этим голоском можно было заслушаться. Они остановились под деревом и слушали. Вдруг на полянку выскочил зайчик и сел на пенёк, в это время, мимо пробежал ёжик, на его иголках был грибок. Друзья подошли к дому. А там …. Мыши. Давайте поймаем их. Они где? На кресле, под столов, в шкафу, на пианино, в тумбочке, под одеялом. Друзья увидели на полу тарелку, на которой лежала колбаса, съели её и пошли отдыхать, Котёнок улёгся на кровать, а щенок на пол.

Нам тоже пора отдохнуть.

Итог

Давайте вспомним, с какими предлогами мы сегодня познакомились? В какие игры мы играли с предлогами? Что вам очень понравилось сегодня? Молодцы, вы хорошо потрудились, порадовали меня!


Источники


Тема: Предлоги.

Цели:

  • Уточнить представления о роли предлогов;
  • Развивать умения выделять предлоги из предложений, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять предложения используя предлоги;
  • Формировать навыки анализа и синтеза предложений;
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент

Вы готовы трудиться? Все ли готово для работы?

II. Основная часть

1. Отгадать о чем идет речь
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно

2. Выделение предлогов в тексте. Прочитать стихотворение, записать в тетрадь все предлоги.
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.
Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.
(С. Смирнов)



3. Подобрать существительное, с которым сочетаются все предлоги из первого задания. Объяснить значение предлога.

4. Игра «Наоборот». Учащиеся должны назвать противоположный предлог.

6. Сравнение предлогов над, под, из-под.
А) Сравнить схемы, объяснить роль предлога

Б) Прочитать загадки, вставить нужные предлоги. Отгадать загадки.
Кто ___ нами вверх ногами? (Муха)
___ полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
Вдруг иголки и булавки
Выползают ____ лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
В). Вставит подходящее по смыслу существительное с предлогом.
Во время грозы не стой ___ _______.
___ _____ пролетел большой самолет.
От дождя дети спрятались ___ ______.
_____ _____ достали коробку с обувью.

Большой белый гриб вырос … елью. … снега пробивались первые подснежники. Подземные реки текут … землёй. Котенок выполз … шляпы. Маленький грибок спрятался … листиком. Большая собака выскочила … крыльца.

8. Из специально подобранных слов составить предложения, вставить нужный предлог. Записать предложения в тетрадь, составить схемы предложений.

Серенький, куста, зайчишка, выпрыгнул.
Ласточки, дома, гнездо, построили, крышей.
Дима, щенка, достал, крыльца

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле ). Где спит медведь? (В берлоге ). Птичка? (В гнезде ). Лиса? (В норе ).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола ). Карандаш? (Из стакана ). Книжку? (Из шкафа ). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с» ).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из» ).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола) . Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека