Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны? Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои .

Как передается сообщение?

Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:

  • Вас неправильно понимают.
  • Вы неправильно трактуете слова других людей.

Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:

  1. Возникновение причины или сказать что-либо.
  2. Композиция сообщения (внутренняя и техническая разработка того, что вы хотите выразить).
  3. Кодирование сообщения (речь, жесты).
  4. Передача кодированного сообщения в виде последовательности сигналов.
  5. Источники шума, такие как природные звуки, могут повлиять на качество сигнала и то, как собеседник воспримет ваше сообщение.
  6. Прием сигнала реципиентом (вашим собеседником).
  7. Расшифровка собеседником вашего сообщения.
  8. Интерпретация вашего сообщения.

Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.

Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.

Пять основных барьеров

На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.

Судить другого человека

Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.

Не проявлять интереса к словам собеседника

Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.

Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.

Использовать технический или непонятный язык

Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.

Давать непрошенные советы

Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».

Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.

Не проявлять эмпатию

Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.

После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.

Пять основных навыков коммуникации

За один день вы не станете . И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.

Активное слушание

Чтобы научиться , нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.

Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.

Невербальная коммуникация

Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.

Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.

Задавание вопросов

Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:

  • Каким образом?
  • Почему?
  • Сколько?
  • Как часто?

Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.

Прояснение

Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:

  • Позволяет вам полностью понять цели и мотивы собеседника.
  • Показывает, что вы действительно его слушаете.

Осознанность

Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.

Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.

Игры на развитие коммуникационных навыков

Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.

Коммуникационные оригами

Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.

Для прохождения упражнения требуется от трех человек.

  1. Дайте каждому по листу А4.
  2. Сообщите группе, что вы начнете давать инструкцию, как складывать бумагу, чтобы создать форму оригами.
  3. Скажите группе, что, пока вы даете им инструкции, они должны держать глаза закрытыми и не могут задавать вопросы.
  4. Начните давать группе инструкции, согласно которым им нужно будет сложить и разорвать свой лист несколько раз, а затем попросите их развернуть и сравнить вид.

Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.

Открыть глаза = слушать и понимать.

Задавать вопросы = уточнять.

Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.

Угадайте эмоцию

Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.

Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.

Инструкция:

  1. Разделитесь на две команды.
  2. Положите на стол колоду эмоций, на каждой из карт которой написано название эмоции.
  3. Попросите участника из группы A взять верхнюю карту (или несколько карт) со стола и показать пантомиму для своей группы. Это должно быть сделано за определенное время (например, минуту или две).
  4. Если эмоция угадывается, группа А получает 10 очков.
  5. Теперь то же самое должна проделать группа Б.
  6. Через несколько кругов подведите итоги.

Сценка

Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.

Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:

  • Служба поддержки (трудный клиент).
  • К продавцу-консультанту обращается разгневанный клиент.
  • Спор двух людей о том, нужно ли колонизировать Марс.

Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.

Язык тела

Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.

  1. Объясните группе, что вы собираетесь дать им ряд инструкций, которые они должны скопировать как можно быстрее.
  2. Произносите вслух следующие указания для группы, и в то же время выполняйте их:
  • Прикоснитесь пальцем к носу.
  • Хлопайте руками.
  • Расставьте руки.
  • Прикоснитесь указательными пальцами к плечам.
  • Скрестите руки.
  • Положите руку на живот – но во время этих слов коснитесь пальцем кончика носа.
  1. Обратите внимание на количество людей, которые скопировали то, что вы сделали, а не то, что сказали.

Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.

Книги

Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.

  • «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци
  • «Как разговаривать с кем угодно» Марк Роудз
  • «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» Ванесса Эдвардс
  • «Я слышу вас насквозь» Марк Гоулстон
  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно» Пол МакГи
  • «Как побороть застенчивость» Филип Зимбардо
  • «Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей» Джеймс Борг
  • «Секреты общения. Магия слов» Джеймс Борг

Желаем вам удачи!

Коммуникабельные люди получают удовольствие от общения, у них обширная сеть контактов, они не теряются в сложных ситуациях и легко адаптируются к новым условиям. Если для вас предстоящие переговоры превращаются в ожидание мучений, пора работать над собой.

Кто такой коммуникабельный человек? Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс.

Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе , они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.

Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, если вы хотите развить в себе коммуникативные навыки общения, прислушайтесь к следующим советам.

Как развить коммуникабельность

Не следует избегать и уходить от общения

Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.

Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.

Научитесь получать удовольствие от общения

Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.

Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.

Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.

Старайтесь выступать инициатором беседы

Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»

Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.

Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними

Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.

Работайте над своим артистизмом

Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.

Убейте в себе пессимистические настроения

Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.

Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.

Умение устанавливать контакт с людьми – важный навык, значение которого особенно велико в сегодняшнем мире больших возможностей. Развитая коммуникабельность помогает понимать окружающих и быть понятным, успешно вести переговоры, продавать себя и товары, быть лидером – легко приспосабливаться к новым условиям и добиваться практически любых целей, как в повседневной жизни, так и в бизнесе. Цель тренинга на развитие коммуникации – формирование практических навыков для решения задач говорящего. Отрабатывая в игровой форме вербальный и невербальный способы коммуникации, мы научимся:

  • производить “правильное” впечатление на собеседника;
  • легко устанавливать и поддерживать контакт;
  • убедительно аргументировать свою позицию и отстаивать свои интересы;
  • выделять и нейтрализовывать попытки манипуляции;
  • управлять эмоциями и безболезненно преодолевать конфликты.

Некоторые из нас очень остро нуждаются в собеседниках, другие могут подолгу оставаться наедине с собой. Потребности каждого человека в общении различны, но от них никуда не деться даже самому глубокому интроверту. Общение - это биологическая потребность, и попытки сопротивляться ей бесполезны. Уже после пяти дней в полном одиночестве в нервной системе человека начинаются дегенеративные изменения, возникают галлюцинации. Сам себе не отдавая отчет, человек ищет собеседника в зрительных и звуковых образах и общается с ним, как с реальным.

Как любой театр начинается с вешалки, так и тренинг на развитие коммуникации начинается со знакомства.

Общительность, умение контактировать с окружающими - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности является одним из важных условий нормального психологического развития ребенка, а также, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ДЕТЕЙ

Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

М.А. Виноградова, Л.В. Июдина изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.

Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.

Навык –это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.

Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» .

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативность (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина, Л.А. Петровская, П.В. Растянников). Для того, чтобы обладать коммуникативностью человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

1. межличностной коммуникации;

2. межличностного взаимодействия;

3. межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов:

  1. ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем- это довербальный этап.
  2. осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова- это этап возникновения речи.
  3. охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми- это этап развития речевого общения.

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями, требующего адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?», «Ответь», «Назови», «Повтори»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, что только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Именно поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления- в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии. Но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного возраста.

Предметом общения как деятельности является другой человек, являющийся партнером по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те свойства и качества партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они постепенно становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.

В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир сверстников. Он осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы.

Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.

Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.


Коммуникабельность - это талант и своего рода творчество. Коммуникабельные люди обаятельны и уверены в себе, не боятся новых знакомств и приятного общения. Перед ними открыты все двери, им больше доверяют, чем замкнутым молчунам. Узнать людей с высокими коммуникативными навыками в компании не составит особого труда, они всегда в центре внимания и чаще всего становятся лидерами. Их умение общаться притягивает к себе, в результате, у них всегда много друзей и приятелей.

Коммуникативные умения и навыки развиваются в раннем детстве и обычно напрямую зависят от того, как рано ребенок начал разговаривать. Умение общаться зависит от окружения ребенка, от его родителей и близких. Обычно если в семье есть старшие дети, ребенок легче находит общий язык с окружающими.

Часто успешность людей зависит от их хороших коммуникативных навыков. Например, в школе ученик, не зная урока, может рассказать учителю столько интересных вещей, пусть даже не по теме, но в итоге он получает хорошую оценку, а ученик выучивший урок, но не способный донести его в красивой форме до учителя, получает низкий бал.

Как развить коммуникативные навыки?

Для того чтобы стать общительным человеком необходимо следовать следующим советам:

  1. Не избегайте общения. Общайтесь везде: на работе с сослуживцами, во дворе с соседями, встречайтесь с приятелями. Общайтесь с детьми, взрослыми, пожилыми. Все они могут дать вам что-то полезное. Люди в годах научат вас своей мудрости, а дети заразят своим оптимизмом и беззаботностью.
  2. Получайте удовольствие от общения. Научитесь управлять своим общением. Если чувствуете, что беседа перетекает в неприятное для вас русло - меняйте тему.
  3. Не будьте слишком формальны. Если хотите, чтобы людям нравилось общение с вами, будьте приветливы. Не отвечайте на вопросы односложно. Сухость ваших ответов расценивается как нежелание общаться.
  4. Для развития общения используйте гимнастику. Есть ряд упражнений на развитие коммуникативных навыков. Например, встаньте перед зеркалом и попытайтесь изобразить различные эмоции на своем лице: страх, радость, печаль, грусть и др. Эта методика поможет контролировать мимику в процессе общения и повысить уверенность в себе.

Научитесь вести правильно беседы. Для того чтобы вас не боялись и не избегали вы должны стать приятным собеседником. Что для этого нужно?

  • внимательно слушайте оппонента;
  • после завершения изложения точки зрения собеседника отметьте положительные стороны его мнения и только после этого скажите, с чем вы не согласны;
  • высказывайте свою точку зрения, не обижая и не унижая других;
  • пытайтесь найти в любом споре компромиссное решение.

Эти методы стимулируют развитие коммуникативных навыков у взрослых. Такой набор тактик и стратегий прост, но весьма действенен. После их применения на практике человек способен добиться успеха в социуме и в своей трудовой деятельности.

Виды коммуникативных навыков

Общение включает в себя два вида:

  • вербальный;
  • невербальный.

Первый вид состоит из слов, предложений, фраз. Это наиболее простой тип общения. Второй вид включает в себя мимику и жесты. Язык тела часто может сказать больше, чем сами слова, поэтому необходимо для улучшения коммуникативных навыков развивать в себе способность выражения эмоций и чувств при помощи невербальных форм общения. Для их развития неплохо подойдет выше описанное упражнение с зеркалом.

Совершенствование коммуникативных навыков может происходить в течение всей жизни. Чем лучше вы постигнете это умение, тем больше дверей будет открыто перед вами. Задайтесь целью стать приятным собеседником и стремитесь к этой цели и совсем скоро увидите, как расширился круг ваших друзей и знакомых, и как ваша жизнь перешла в новое качество.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека