Когда появилась первая компьютерная мышь. Кто является изобретателем компьютерного манипулятора (мышь)

История возникновения, развития и совершенствования манипуляторов не так проста и коротка, как может показаться на первый взгляд: так например, обыкновенная компьютерная мышь была изобретена уже почти полвека назад.

С тех пор за ее перевоплощениями пристально следит весь цивилизованный мир. Что же касается первых клавиатур - их концепция появилась еще задолго до возникновения персонального компьютера (вспомните механические печатные машинки). Однако, прежде чем приступить к изложению истории этих устройств определимся с терминологией:под манипуляторами мы будем подразумевать следующие устройства вода, когда-либо существовавшие: мышь, клавиатура, трекбол, трекпоинт (pointing stick), графический планшет (дигитайзер), световое перо, тачпад, сенсорный экран, Roller Mouse, джойстик, Kinect и прочие игровые манипуляторы.

Как изменялась клавиатура

Первые компьютеры, датированные концом 40-х годов, поддерживали ввод информации с использованием одновременно и перфокарт, и телетайпов. Позднее, с развитием ЭВМ, перфокарты стали восприниматься в качестве пережитка прошлого, а на смену им пришли более совершенные способы хранения информации, такие как магнитные ленты..

В 60-х годах с появлением первых видеотерминалов, позволявших в реальном времени отображать вводимую и выводимую информацию, основным способом общения человека с компьютером окончательно стал текстовый ввод. Безусловно, в те времена еще не существовало графических интерфейсов, а для работы в текстовом режиме было достаточно примитивной клавиатуры.

Как уже говорилось во вступлении, первые клавиатуры появились задолго до персональных компьютеров: их история началась с момента разработки механических печатных машинок в 1868 году. Такой способ ввода информации был оперативным и удобным, в результате чего быстро прижился. Следующим шагом стали телетайпы, пришедшие на смену телеграфу в начале прошлого столетия, а затем появились электрические печатные машинки и первые компьютеры. Таким образом, клавиатуры из механических превратились в электронные. Первым в мире компьютером с графическим интерфейсом, разработанный в Xerox PARC стал Xerox Alto.

В первых персональных компьютерах клавиатура являлась частью корпуса, однако позднее, с появлением концепции IBM PC они стали выпускаться в качестве самостоятельных устройств, а позднее появились и их беспроводные аналоги.

Как же осуществлялась связь устройства ввода с операционной системой персонального компьютера? Сначала для связи использовались оптические интерфейсы, но они доставляли массу неудобств из-за того, что требовали прямой видимости между приемником и передатчиком, давали сбои при ярком свете, и в последствии они были вытеснены радиоинтерфейсами.

Помимо стандартных клавиатур на сегодняшний день известны игровые клавиатуры , полностью переработанные для игры левой рукой (Thrustmaster Tacticalboard и Belkin SpeedPad Nostromo n50), клавиатуры со сменными наборами клавиш для различных игр (Zboard), клавиатуры с углублениями (DataHand System), аккордовые клавиатуры, клавиатуры с подсветкой и прочее. Студией Артемия Лебедева был разработан проект Optimus - клавиатура, в которой текущее значение каждой клавиши отображается через небольшой встроенный ЖК-дисплей, который отображает именно то, чем управляет в данный момент. «Оптимус» одновременно подходит для любых клавиатурных раскладок - кириллической, древнегреческой, грузинской, арабской, может отображать ноты, цифры, спецсимволы, ХТМЛ-коды, матфункции, изображения и пр. Программа-конфигуратор позволяет запрограммировать каждую кнопку на воспроизведение последовательности символов, а также отредактировать изображение для каждой отдельной раскладки.

Подобную клавиатуру в свое время в США запатентовала и компания Apple.

Среди перспективных направлений разработок последних лет можно выделить адаптацию текстового ввода для портативных устройств. На телефонах и смартфонах традиционных моделей клавиатуры ужимаются до двенадцати клавиш, каждая из которых отвечает за массу символов. Для ускорения ввода используются системы наподобие T9 (появившейся в 1996 году), способные по словарю подбирать подходящее слово. Из полноразмерных клавиатур, характерных для устройств с сенсорными дисплеями, наиболее популярна в настоящее время латинская раскладка клавиатуры QWERTY. Ее название произошло от 6 левых символов верхнего ряда раскладки. На основе такой клавиатуры сегодня созданы раскладки для многих других языков мира. Экспериментальная система Shark (Shorthand-Aided Rapid Keyboarding) разработанная в 2004 г. компанией IBM, представляла собой род стенографии и позволяла вводить в мобильное устройство слова, отмечая их - буква за буквой - на виртуальной клавиатуре. Например, чтобы ввести слово word, пользователь не нажимал стилусом четыре отдельные виртуальные клавиши, а просто проводил прямую линию от буквы «w» к букве «d». Такая система позволяла печатать на виртуальной клавиатуре, не отрывая пера от экрана, однако массовое внедрение подобных расширений так и не началось.

Еще одна разновидность - проекционная клавиатура . Идея реализации виртуальной клавиатуры без проводов и кнопок родилась примерно десятилетие назад в стенах израильской компании Developer VKB Inc. Представленная на выставке CeBIT 2002 компанией Siemens Procurement Logistics Services первая виртуальная клавиатура без единого механического или электрического элемента стала первой практической реализацией этой идеи. Создатели лазерного интерфейса виртуальной клавиатуры предполагали, что их разработка на практике может быть интегрирована в любое мобильное устройство - телефон, ноутбук, планшетный ПК и даже в стерильное медицинское оборудование. Однако за все время существования концепции была разработана лишь одна модель (iTECH Bluetooth Virtual Keyboard), представляющая собой небольшую коробочку, из которой при помощи лазера на любую гладкую поверхность проецируется изображение клавиатуры, а нажатие виртуальных клавиш фиксируется специальным инфракрасным сенсором.

Эволюция компьютерной мыши

История возникновения компьютерной мыши начинается с появления трекбола .

Устройство было разработано для нужд военных, однако заказчики остались недовольны предоставленным образцом, и об изобретении забыли вплоть до появления первых моделей ноутбуков, но и в этих устройствах от применения трекболов впоследствии отказались.

Функционально трекбол представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку, и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом, не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи - при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

В настоящее время трекболы не используются в домашних и офисных компьютерах, однако нашли применение в промышленных и военных вычислительных установках, аппаратах ультразвуковой диагностики, где пользователю приходится работать в условиях недостатка места и при наличии вибрации. Вообще первую компьютерную мышь (в том функционале, к которому мы привыкли) изобрёл в 1964 году Дуглас Карл Энгельбарт, сотрудник Стэнфордского исследовательского института. Устройство ввода информации выглядело как деревянная коробочка с кнопкой, которая перемещалась по столу на колёсиках, и, отсчитывая их обороты и развороты, вводила информацию в компьютер и, таким образом управляла перемещением курсора на экране.

Первоначально мышь предназначалась отнюдь не для персональных компьютеров, а для более точного управления точкой на экране радара. Отметим, что Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, но само устройство технически изготовил не он. Первая мышь была сделана руками аспиранта Билла Инглиша, а присоединившийся к ним позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для неё программное обеспечение.

В последствии создатели первой мыши получили грант на серийный выпуск своих устройств, и уже конце 1968 года появилась первая полноценная мышь, у которой, в отличие от прототипа была уже не одна кнопка, а целых три.

Следующий этап эволюции компьютерных мышей относится к 70-м годам ХХ века, когда инженеры стали задумываться об удобстве использования компьютеров при сложных технических расчетах. Так, первым запатентованным компьютером, в комплект которого входила мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ.), представленный ширкой публике в 1981 году, и уже в 1983 году фирма Apple выпустила собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, отметим, что данная конфигурация устройства сохранялась долгие годы. Широкую популярность компьютерная мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Вскоре GUI (Graphic User Interface - графический интерфейс пользователя) вытеснил текстовый ввод-вывод в область специфических задач. К этому времени вместо неудобных колесиков мыши стали оснащаться шариками.

Следующим этапом эволюции компьютерных мышей стало появление оптических манипуляторов , а в последствии, начиная с создания в 2004 г. мышки Logitech MX1000 (Рис6), их лазерных беспроводных аналогов с оптическими и радиоинтерфейсами, а также с индукционным питанием (устройства, производимые компанией A4Tech).

Еще одним вариантом данного манипулятора является трехмерная мышь , способная работать в трехмерном пространстве.

По замыслу конструкторов, использование подобных девайсов даст возможность пользователю свободно перемещаться в трехмерном пространстве, что может пригодиться как в играх, так и при работе с трехмерной графикой. Манипулятор автоматически подстраивается под используемый трехмерный редактор (AutoCAD, Autodesk Inventor, Autodesk 3ds Max). Нажатие, перемещение, поворот или наклон, изменение масштаба изображения и вращение модели — все эти действия можно совершать одновременно. Основной элемент 3D-мыши - контроллер движения, который во всех моделях имеет одинаковый принцип действия. Шесть степеней свободы (три линейных и три угловых) обеспечивают перемещение и вращение модели во всех направлениях. При этом можно отключать степени свободы, инвертировать оси, менять местами функции Приблизить/Удалить и Вверх/Вниз. Скорость перемещения/вращения зависит от усилия, прилагаемого к контроллеру движения. Чувствительность к усилию настраивается через панель настройки.

Заслуживают внимания и графические планшеты (устройства компании Wacom, Genius и др.), которые особенно ценятся художниками и архитекторами, работающими за компьютером. Никакой другой манипулятор не позволяет добиться столь же правдоподобной имитации карандаша или кисти. Перо графических планшетов призвано компенсировать «неуклюжесть» мыши в художественных вопросах. К примеру, система от Genius WizardPad различает 256 степеней давления на перо. Разрешение планшета достигает 2540 линий на дюйм, а площадь его рабочей поверхности составляет 4-5 дюймов.

Планшет имеет последовательный интерфейс. Устройство снабжено драйверами для большинства операционных систем Microsoft, включая DOS и Windows 3.xx/95.

В отдельную группу можно выделить манипуляторы для ноутбуков. Как известно, мыши не всегда подходят для работы в дороге, а трекболы достаточно сложно встроить в тонкий корпус устройства. Здесь им на смену приходят тачпады (TouchPad - сенсорная панель).

Сенсорная панель была изобретена в 1988 году Джорджем Герфайде. Позднее корпорация Apple лицензировала его проект и, начиная с 1994 года стала использовать в ноутбуках PowerBook. С этого момента, тачпад стал наиболее распространенным устройством управления курсором для ноутбуков. Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью. Разновидностью тачпадов является TouchWriter, он отличаются тем, что способен воспринимать нажатие как пальцами, так и любыми предметами (основанием карандаша, стилусом).

Ранее производители ноутбуков использовали вместо тачпадов миниджойстики (трекпоинты ), расположенные в центре клавиатуры и трекболы. Трекпоинт - Pointing stick был изобретён ученым-исследователем Тедом Зелькером, и впоследствии зарегистрирован компанией IBM под торговой маркой TrackPoint. Традиционно такой джойстик имел заменяемый резиновый кожух, который для удобства пользователя изготавливают из шершавого материала. Курсор управляется определением примененной силы (отсюда и название тензометрический джойстик), для этого используется пара резистивных датчиков деформации (резистивных тензодатчиков). Вектор перемещения курсора определяется в соответствии с примененной силой. Основным недостатком устройства являлся дрейф курсора, требующий частой повторной калибровки. Поэтому с временем от его внедрения отказались.

Для того чтобы использование манипуляторов, встроенных в ноутбук не стало серьезным стрессом для пользователя, производители изобретали все новые девайсы. Одним из таких решений был комплект Mouse Tablet (модель MT-604C) производства WinPal Electronics. В его состав входил графический планшет, электронное перо и трехкнопочная мышь без шарика. Отметим, что комплект при использовании потреблял внушительные объемы электроэнергии, а к набору Mouse Tablet прилагается внушительный пакет драйверов и программного обеспечения. Смена активного устройства (то есть переход с пера на мышь и наоборот) осуществлялась нажатием любой кнопки соответствующего манипулятора. Скажем, при нажатии на кончик пера последнее становилось активным; тот же эффект достигается и нажатием на левую кнопку мыши. Графический планшет и перо могли работать в режимах как прямого взаимодействия с экраном монитора (absolute coordinator), так и и косвенного (relative). Меню драйвера Mouse Tablet позволяло также откалибровать перо и мышь, задать площадь рабочей поверхности и подстроить перо-мышь в соответствии с предпочтениями пользователя.

Существенными недостатками приспособления были: 1. из-за использования в Mouse Tablet электромагнитной технологии планшет мог подвергаться воздействию помех со стороны других элементов компьютера (например, монитора). Кроме того, он не переносил температуру выше 40°С, так что чашка горячего кофе на столе запросто могла оказаться для него «смертельной». Еще один серьезный недостаток: несовместимость со стандартными манипуляторами, поддерживаемыми Windows: в случае входа в safe mode Mouse Tablet прекращала функционировать, и, более того, могла «потащить» за собой клавиатуру, что существенно тормозило процесс работы.

Технологии наших дней

Что касается современных технологий, отметим, что в последнее время пользователи отдают предпочтение сенсорным экранам , созданным специально для уменьшения размера КПК. Их можно встретить и в карманных компьютерах, и в смартфонах, и в Tablet PC, и во всевозможных терминалах. Одним из основных недостатков сенсорных панелей всегда считалось отсутствие обратной тактильной связи, в результате ими было невозможно пользоваться вслепую. Однако американская компания Immersion предложила выход иразработала технологию TouchSense, добавляющую чувствительным экранам функцию обратной отдачи.Технология была впервые продемонстрирована на 19-дюймовом экране в 2005 году, а ее долгожданное перенесение на мобильные устройства запланировано на 2010-2011 год.

Зачастую управление сенсорным экраном осуществляется при помощи стилуса, устройства, выполненного в виде маленького тонкого пера со специальным наконечником. Прародителем стилуса является световое перо (англ. light pen).

Внешне устройство имело вид шариковой ручки или карандаша, соединённого проводом с одним из портов ввода-вывода компьютера. Обычно на световом пере была одна или несколько кнопок, которые нажимались рукой, удерживающей перо. Ввод данных с помощью светового пера производился путем проведения линий пером по поверхности экрана монитора. В наконечник пера устанавливался фотоэлемент, который регистрировал изменение яркости экрана в точке, с которой соприкасалось перо, за счёт чего соответствующее программное обеспечение вычисляло позицию, «указываемую» пером на экране. Кнопки на световом пере использовались аналогично кнопкам мыши — для выполнения дополнительных операций и включения дополнительных режимов.

Благодаря сенсорным экранам развитие получила технология мультитач (англ. multi-touch) - функция сенсорных систем ввода, осуществляющая одновременное определение координат двух и более точек касания. Мультитач-экраны позволяют работать с устройством одновременно нескольким пользователям, а также с максимальной точностью определять координаты точек касания. Правильное распознавание всех точек касания увеличивает возможности интерфейса сенсорной системы ввода. Наиболее популярной формой мультитач устройств являются мобильные устройства (iPhone, iPad, IPod Touch), мультитач столы (например: Microsoft Surface) и мультитач стены.

Использование технологии началось с сенсорных экранов (touchscreen) для управления электронными устройствами. Создатели первых синтезаторов и электронных инструментов, Hugh Le Caine и Bob Moog экспериментировали с использованием тач-сенсоров емкостных датчиков для контролирования звуков, издаваемые их инструментам.

Мультитач-стол представляет собой пьедестал со стеклянной поверхностью-столешницей, которая служит экраном для проектора, расположенного в его основании.На таком столе может отображаться различный мультимедийный контент: презентации, ролики, слайд-шоу. Связь пользователя и системы обеспечивает интерактивная пленка (touch screen), наклеенная на стеклянную поверхность, также при помощи специального программного обеспечения она позволяет управлять контентом.

В отличие от сенсорных экранов мультитач-стол дает более широкие и гибкие возможности управления объектами: пользователь может применять функции множественного касания, а также изменять мультимедийные объекты, например, увеличивать, уменьшать, вращать, перемещать изображения. Еще одним преимуществом мультитач-столов является возможность для нескольких пользователей одновременно работать в пределах единой системы, управляя большим объемом информации.

В отдельную группу следует отнести игровые манипуляторы . К ним относятся джойстики, геймпады, компьютерные рули и штурвалы, танцевальные платформы, kinect и др.

Интересно, что некоторые современные игровые манипуляторы обладают эффектом обратной отдачи (технология Force Feedback). Первые подобные девайсы появились в 90-х годах в США, когда компания Immersion, получив от госструктур заказ на создание тренажера для хирургов, решилась попробовать перенести в игровое пространство одну из созданных технологий. Изобретением заинтересовались военные. В последствие Военное ведомство США приобрело партию новых манипуляторов для тренировки пилотов. Так в начале 1996 г. Immersion выпустила первый серийный джойстик Force-FX.

После этого началось активное серийное производство игровых рулей, штурвалов и т.п. Другой интересной технологией в сфере игровых манипуляторов стали гироскопы, с помощью которых реализована возможность определения изменения местоположения джойстика в пространстве. Их массовое внедрение началось с приставок нового поколения Nintendo Wii и Sony PlayStation 3.

Интересным современным устройством ввода является Kinect (ранее Project Natal).

Игровой «контроллер без контроллера» для Xbox 360 разработан фирмой Microsoft. Основанный на добавлении периферийного устройства к игровой приставке Xbox 360, Kinect позволяет пользователю взаимодействовать с ней без помощи игрового контроллера через устные команды, позы тела и показываемые объекты или рисунки. Впервые девайс был представлен 1 июня 2009 г. на выставке E³, где Microsoft продемонстрировал несколько методик применения технологии: Рикошет — Breakout-подобная игра, в которой используется всё тело для отбивания мячей разбивающих блоки и Paint Party — в которой игрок может разбрасывать краску на стену. Игрок может выбирать цвет голосом и использовать позы тела для создания трафаретов. Визуально Kinect выглядит следующим образом: это горизонтально расположенная коробка на небольшом круглом основании, которую помещают выше или ниже дисплея. Ее размеры: примерно 23 см в длину и 4 см в высоту.

Устройство состоит из двух сенсоров глубины, цветной видеокамеры и микрофонной решетки. Проприетарное программное обеспечение осуществляет полное 3-х мерное распознавание движений тела, мимики лица и голоса. Микрофонная решетка позволяет Xbox 360 производить локализацию источника звука и подавление шумов, что дает возможность говорить без наушников и микрофона Xbox Live.Датчик глубины состоит из инфракрасного проектора объединенного с монохромной КМОП-матрицей, что позволяет датчику Kinect получать трёхмерное изображение при любом естественном освещении. Диапазон глубины и программа проекта позволяют автоматически калибровать датчик с учётом условий игры и окружающих условий, например мебели, находящейся в комнате.

Как эволюционируют манипуляторы в недалеком будущем - нам остается только предполагать. В ближайшее время станут совершенными системы распознавания компьютером человеческой речи и почти всеми техническими устройствами можно будет управлять при помощи голоса; возможно, возникнут полноценные тактильные интерфейсы, позволяющие, к примеру, геймерам все, что происходит с их героем во время игры.

Ведутся разработки и нейронных интерфейсов. Уже известно несколько случаев, когда люди, прикованные к инвалидной коляске, согласились участвовать в эксперименте по вживлению в мозг специального имплантанта, благодаря которому смогли управлять курсором на экране монитора исключительно при помощи «силы мысли». В общем, сюжет фильма «Суррогаты» в скором времени может воплотиться в реальность.

Однако отмечу, что как и в жизни, новшества в работе с манипуляторами хороши лишь до тех пор, пока программа работает как часы. Мельчайшая неполадка в работе операционки - и все нестандартные устройства с их фирменными драйверами мгновенно «слетают», а рядовому юзеру останется лишь любоваться графическим интерфейсом, судорожно вспоминать (если знает) «горячие клавиши» и сожалеть о том, что не взял с собой обычную компьютерную мышь.

В наше время, когда без компьютера уже сложно представить жизнь, любая техника, имеющая к нему отношение, также стала неотъемлемой частью нашего существования. Современным компьютером и даже ноутбуком достаточно трудно пользоваться без компьютерной мыши. Однако это название устройства, управляющего курсором на экране, появилось чуть позже. Но все по порядку.

История создания компьютерной мыши начинается с идеи Дугласа Энгельбарта сделать подобный манипулятор. Его целью было изобретение устройства, которое могло бы согласовывать действия человека и машины. Прежде всего, манипулятор создавался не для управления персональными компьютерами, а для нужд Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА). Им необходимо было устройство, позволяющее интерактивно взаимодействовать с объектами на экране. Энгельбарту удалось создать такое приспособление, которое первоначально называлось «индикатором позиций X и Y».

Вместе с Дугласом над манипулятором работал Билл Инглиш, который и воплотил в жизнь идею своего коллеги. Устройство с подключенным к нему проводом получилось внешне похожим на мышь с хвостом. Отсюда и появилось название «компьютерная мышь». Однако изобретение не вызвало особого интереса в НАСА, поскольку им невозможно было работать в условиях невесомости. Энгельбарт, не найдя другого применения устройству, продал патент и явно продешевил. Его выкупили всего за 10 тысяч долларов.

А вот коллега Энгельбарта Билл Инглиш решил не останавливаться на достигнутом и рассказал о манипуляторе компании «Xerox». Именно там впервые решили попробовать применить мышь для управления персональным компьютером, однако устройство там посчитали бесперспективным. Новый этап в истории компьютерной мыши связан со Стивом Джобсом, главой компании «Apple», именно он увидел потенциал в изобретении Инглиша и сразу же выкупил лицензию у Стэндфордского университета.

После этого компьютерная мышь вышла в свет в сочетании с новым компьютером компании «Apple» — «Lisa». Устройство оценили по достоинству все ведущие производители компьютерной техники. Возможно, именно создание компьютерной мыши вдохновило Билла Гейтса на создание Windows.

Любой современный компьютер невозможно представить без компьютерной мыши, хотя сегодня получили распространение и другие устройства ввода – тачпады, сенсорные экраны, графические планшеты и так далее. Тем не менее, история компьютерной мыши не заканчивается, каждый год появляются новые модели этих устройств отличающиеся от своих собратьев отсутствием провода, наличием дополнительных кнопок, более удобной формой и регулировкой веса с помощью грузиков. Кстати, в настоящее время ведется разработка компьютерной мыши, которая будет парить над поверхностью стола, это устройство создатели иронично назвали «Bat».

Специалисты Xerox Palo Alto Research Center (PARC) позднее уменьшили размер и заменили колеса на шарик в подшипниковом шарнире, вращение которого считывалось валиками с набором контактов. Эта мышь стала одним из элементов ввода «компьютера будущего» Alto, и именно ее увидел основатель Apple Стив Джобс, посетивший в 1979 году PARC для ознакомления с техническими новинками, которые можно было бы использовать в следующих компьютерах компании.

Концепция Джобсу понравилась, а вот реализация — нет. Мышь Alto стоила $400, еще в 300 обходился интерфейс для ее подключения, размеры напоминали кирпич, а об удобстве использования говорить даже не приходилось. Поэтому Джобс обратился в юную компанию Hovey-Kelley Design, основанную двумя выпускниками Стэнфорда, с поручением… изобрести все заново. Задача выглядела практически неразрешимой — молодые инженеры Hovey-Kelley слышали о таком устройстве впервые в жизни, при этом требовалось сделать его проще, надежнее и неприхотливее к поверхности (Джобс выдвинул требование нормальной работы на джинсах) и, главное, более чем в десять (!) раз дешевле — ценой от $10 до 35.

Дин Хови, руководитель компании, собрал первый грубый прототип уже через несколько дней из пластиковой масленки и шарика от дезодоранта. Этот простой дизайн и лег в основу дальнейшей работы. Электронщики Джим Сакс и Риксон Сан перепробовали массу способов считывать обороты шарика — от встраивания в него магнитов до нанесения специального полосатого рисунка, и остановились на двух валиках с датчиками поворота в виде перфорированных дисков, которые считывались с помощью светодиодов и фототранзисторов. Джим Юрченко, отвечавший за механику, взял на себя непростую задачу соединить все это в одном компактном корпусе, а также сделал устройство надежным и нечувствительным к пыли и грязи, введя в конструкцию пылесборную прокладку и сделав шарик легкосъемным (для чистки валиков). Затем наступила очередь Дугласа Дейтона, отвечавшего в Hovey-Kelley за экстерьер и эргономику «грызуна». В то время никто не представлял себе, как пользователи будут держать подобный манипулятор. Ладонью? Кончиками пальцев? Как рукоять рычага КПП? Как шлифовальный брусок? Какой формы должна быть мышь — овальной, треугольной, квадратной?

После утверждения формы на первый план вышел вопрос о количестве кнопок. Энгельбарт в свое время использовал три кнопки, потому что не придумал, как разместить больше. Дейтон тоже выступал за три кнопки, в то время как инженеры Apple рассматривали две. Спор разрешил сам Джобс, сделавший ставку на простоту и ограничивший количество кнопок одной, и это стало стандартом Apple на многие годы. А сама мышь — образцом устройства ввода, дожившим с момента появления в комплекте компьютера Apple Lisa в 1981 году до наших дней.

В современное время практически в каждой квартире имеется персональный компьютер, или ноутбук. Пользоваться ими умеют, как пенсионеры, так и маленькие дети. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто изобрел первую компьютерную мышь? Что сподвигло его на кропотливый умственный труд для разработки приспособления, которое многократно упрощает работу за ПК.

Кто и когда изобрел первую компьютерную мышь

Первую компьютерную мышь создал инженер-новатор Дуглас Энгельбарт. Изобретение появилось благодаря желанию ученого упростить работу на вычислительной технике.

Итак, в каком же году появилась компьютерная мышь? Энгельбарт стал продумывать и рисовать эскизы устройства еще с 1961 года. В то время уже существовали контроллеры, с помощью которых можно было управлять вычислительной машиной, но они были слишком большими и неудобными в использовании. Спустя год инженер выдвинул свой новый проект, и запросил грант от лаборатории Nasa. Организация поддержала ученого, и в 1965 году появилась первая модель мыши. Она представляла собой небольшой деревянный корпус, соединенный проводом с компьютером, и снабженный двумя перпендикулярными колесиками.

В 1968 году Энгельбарт выступил с презентацией усовершенствованной пластиковой мышки с тремя кнопками. Спустя два года изобретатель получил патент на производство гаджета.

Гаджет, придуманный Дугласом Энгельбартом, назвали мышкой, из-за того, что она имела толстый шнур, напоминающий хвост. Новатор надеялся, что по прошествии времени, ее название сменится на более достойное, но оно сохранилось по сей день. В дальнейшем, ученый не занимался усовершенствованием своего изобретения, посвятив время семье и борьбе с обнаруженным раком.

Кто такой Дуглас Энгельбарт?

Первый человек, начавший работу над созданием компьютерной мыши родился в 1925 году. Будучи юношей, он получил образование инженера-электрика, а после войны стал работать в организации NASA, когда и понял, что ему нравится заниматься компьютерными технологиями.

К изобретениям инженера относится не только мышь. Дуглас Энгельбарт разработал аккордную клавиатуру. Узнать в пластинке с пятью кнопками клавиатуру, сможет только человек, интересующийся историей развития компьютерных технологий. Нажимая на кнопки, можно набирать целые слова, словосочетания, тексты, программы, путем различных комбинаций одновременного нажатия.


Сейчас существуют современные модели аккордной клавиатуры, правда гаджет разработан не для «слабых умов». Запомнить множество сочетаний клавиш не так просто, как привычные многим «CTRL + C» и «CTRL + V».

Самому создателю было удобно пользоваться такой клавиатурой до последних дней. Он скончался в возрасте 88 лет.

Что принесло изобретение мыши в жизнь создателя

Работая над созданием гаджета, Энгельбарт не думал о том, как он обогатится. За успешное изобретение он получил всего 10000 долларов, которые потратил на покупку дома для своей семьи. Дальнейшие идеи новатора не принимались руководством. Некогда известный ученый ушел в тень.


В девяностых годах небольшое вознаграждение того, кто изобрел компьютерную мышь, посчитали несправедливым, и он получил премию – 500000 долларов.

На полученные средства ученый основал собственный институт, директором которого назначил свою дочь. Поступок был весьма благородным, ведь наверняка ученый мог обеспечить безоблачную, богатую жизнь себе и своим потомкам. Однако он счел более важным позволить высокоинтеллектуальным молодым людям обучаться, совершенствоваться и дарить миру такие же новаторские идеи, какие принес сам Дуглас.

Что станет с компьютерной мышью в будущем?

Несмотря на то, что изобретение Дугласа Энгельбарта верой и правдой служит людям уже более 50 лет, на смену всего старого, всегда приходит что-то новое. Разрабатываются все более и более усовершенствованные модели мышек. Уже существует устройство в виде перчатки, позволяющее управлять курсором, движениями пальца в воздухе, а в скором времени возможен переход на полностью сенсорное управление компьютером. К сожалению, через несколько десятков лет, мышь можно будет увидеть только в музее.

[Всего: 1 Средний: 5/5]

60-е годы XX века. Персональный компьютер станет массовым устройством только два десятилетия спустя, но учёные уже во всю пользуются вычислительными машинами. Для управления хватает клавиатуры - надо только знать команды. Однако появление графических элементов заставляет изобретателей задуматься о том, как удобнее ими пользоваться.
Доктор электротехнических наук Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart), сидя на конференции по компьютерной графике, кажется, находит неплохую идею. Экран - это массив пикселей, расположенных по вертикали и горизонтали. Для передвижения по нему можно использовать два диска, каждый из которых отвечает за свою ось. Для контроля добавим на экран метку, она же позволит взаимодействовать с объектом, который находится под ней. Со временем это сложное описание будет низведено до понятия «клик», но в 60-е годы идея была прорывной. Осталось её реализовать.

Дерево, диски и скучное название

Когда Министерство обороны США приглашает доктора Энгельбарта работать над проектом системы передачи информации, он понимает - здесь не обойтись без нового манипулятора. О дизайне никто не думает, важнее функциональность. Поэтому первая мышь, представленная 9 декабря 1968 года, выглядит как шкатулка. Название изобретения не менее топорное - «X-Y индикатор для систем отображения данных».



Внутри устройства установлены два диска: один отвечает за движение по горизонтали, второй - по вертикали. Возможно, этими же дисками выпиливался деревянный корпус мыши. Курсор выглядел как пятно света, ни о какой стрелки речи не было. Сверху - одна кнопка, больше и не надо. Мышью устройство начали называть практически сразу после публичной демонстрации - всё из-за провода, который напоминает хвост.

Впоследствии от дерева отказались в пользу пластика, а количество кнопок увеличилось до трёх. Какое-то время в комплекте с мышью поставлялся модуль с дополнительными клавишами. Он располагался слева от клавиатуры и поддерживал большое количество сочетаний для выполнения различных операций. Вот только запомнить все команды не могли даже разработчики, поэтому от модуля быстро отказались.



Шарик открывает новые направления

Кататься на дисках мыши долго не пришлось. Уже в 1972 году Билл Инглиш (Bill English), который работал вместе с Дугласом Энгельбартом ещё над деревянным прототипом, разработал для компании Xerox конструкцию с трекболом внутри. Курсор приводился в движение металлическим шариком и двумя роликами, так что количество возможных направлений наконец-то стало больше четырёх.



Главная проблема шарика - постоянное загрязнение, даже при использовании специального коврика. Старожилы помнят, что когда-то залипающий курсор лечился разбором мышки с последующим протиранием внутренностей спиртом. Ещё шарик можно было украсть после урока информатики.

Впрочем, в 70-х годах проблемы кражи шариков не было, как и персональных компьютеров для массового пользователя. Когда же в 1981 году в продаже появился первый ПК с мышью в комплекте (Xerox 8010), манипулятор ждал провал. Люди отлично пользовались клавиатурой, работали с системой через текстовый интерфейс и не понимали, зачем тратить 400 долларов (половина средней месячной зарплаты в США в то время!) на непонятную коробку, у которой так мало кнопок.

Компьютерную мышь от забвения спас Стив Джобс.

Революция от Apple

Январь 1983 года. В продаже появляется компьютер Apple Lisa, а вместе с ним - мышь всего за 25 долларов. Оценив потенциал устройства, Джобс настоял на максимально возможном снижении цены. Разработкой мыши занимались инженеры компании Hovey-Kelley, впоследствии переименованной в IDEO. Они создали сотни прототипов, проводили исследования с фокус-группами, чтобы определить необходимое количество кнопок и даже громкость щелчка.


Благодаря резкому снижению стоимости устройство стало массовым, а пользователи начали постепенно привыкать к управлению графическим интерфейсом с помощью нового манипулятора. Всё это могло произойти намного раньше, если бы компания Xerox осознала потенциал устройства. Но никто из руководителей не оценил важность графического интерфейса и варианты использования манипулятора. Все разработки Xerox в этом направлении обошлись Apple в 40 000 долларов.

Джобс не был бы собой, если бы не обратил внимание на дизайн. У мыши от Apple была только одна кнопка, но это не сказалось на функциональности. В последующие годы устройство будет получать всё более скруглённые формы, менять цвета, Джобс будет лично проверять громкость щелчка, но отказ от большого количества кнопок останется неизменным.









Бездушные технологии вытесняют шарик

В течение 80-х и 90-х годов XX века менялся дизайн мыши, но в целом технологии оставались прежними. Металлический шарик заменили на прорезиненный, появилось колесо прокрутки, которое независимо друг от друга разрабатывали несколько человек, а популяризовала корпорация Microsoft. Инженеры работали и над формой, делая её более эргономичной, но главную проблему - загрязнение шарика - удалось решить только в 1999 году вместе с выходом первой массовой оптической мыши Microsoft IntelliMouse Explorer.



Вообще-то первая оптическая мышь была создана ещё в 1982 году, но она работала только на особом коврике. Виной тому были оптические датчики, которым требовалась специальная штриховка. В конце XX века появились мыши с матричным сенсором. В них установлена быстрая видеокамера, которая непрерывно снимает поверхность, определяя направление движения устройства. Работу ей облегчают светодиоды. Однако такие устройства тоже не были совсем уж универсальными: на зеркальной и прозрачной поверхности сенсор терялся, а пыль и ворс приводили к ошибкам в движении - например, мелкому дрожанию курсора на экране.

Позже разработчики начали использовать полупроводниковый лазер. Это позволило увеличить скорость перемещения и снизить количество ошибок. Оптические светодиодные и лазерные мыши сейчас - основной ассортимент магазинов компьютерной техники.

Хвост потерялся

В том, что некоторые модели мышей остались без хвоста, более других виновата компания Logitech. Хроника преступлений:
  • 1984 год - Logitech разрабатывает первую беспроводную мышь, которая работает через инфракрасный канал.
  • 1991 год - появляется Logitech MouseMan Cordless, беспроводная мышь на основе радиосигнала с частотой 150 кГц.
  • 1994 год - Logitech представляет следующее поколение беспроводных мышей с радиочастотой 27 МГц.
  • 2001 год - первая серийная беспроводная мышь Logitech Cordless MouseMan Optical.



Будущее компьютерной мыши

Вряд ли в ближайшее время произойдет революция, которая кардинально изменит внешний вид и предназначение мыши. Производители, конечно, экспериментируют с дизайном и даже пытаются продвинуть новые технологии передвижения, но дальше прототипов или редких устройств для решения узких задач дело почти не доходит. Индукционные мыши, гироскопические мыши - спасибо за интересное описание возможностей, но это не массовый продукт.




Куда интереснее, как разработчики играют с количеством кнопок. Одни отказываются от них совсем, предлагая мультитач, другие добавляют новые клавиши с возможностью назначения им определённых команд. Но, по крайней мере, в XXI веке никто по собственной воле не отказывается от компьютерной мыши в любом её проявлении, предпочитая использовать только клавиатуру и текстовый интерфейс.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека