Как сконцентрировать внимание собаки на хозяине. Отработка внимания собак

]. Теперь настало время рассказать, как наладить настоящую коммуникацию.

Основные правила общения с собакой

Все мы знаем, что у собак хорошо развит слух. Кроме того, мы знаем, что собаки способны запоминать слова и связывать их с определенными явлениями. Однако собаки способны на большее: они способны понимать, по меньшей мере, общий смысл человеческой речи. Люди, которые часто разговаривают со своей собакой, замечают, что собака начинает более осознанно реагировать на их слова и даже целые фразы.

Как известно, способность к восприятию речи в значительной степени способствует развитию мозга. Поэтому меня не удивляет, что у собак, с которыми хозяева разговаривают, появляется особое, осмысленное выражение глаз. Причем, реакции такой собаки на человеческую речь бывают настолько точными, что могут шокировать даже тех, кто полностью убежден в собачьем разуме. Однажды я наблюдала такую цену: прыгая от радости, собака, стаффордширский терьер, сбила хвостом прикрепленный к холодильнику магнит. Хозяйка попросила собаку: «Нюша, подними, что уронила» . Нюша повернулась вокруг себя, нашла магнит и отдала его хозяйке. Нюша с ее уникальной способностью понимать слова в детстве прошла своего рода «курс чтения»: хозяйка читала ей вслух детские книжки.

Быть членом общества — это значит уметь чутко реагировать на сигналы других членов своей группы и адекватно отвечать им. Только таким образом можно создать прочную семью.

К сигналам, исходящим от других членов семьи, относятся в первую очередь, их эмоции. Они, как лакмусовая бумажка, отражают состояние других и дают возможность каждому быстро и гибко подстроить свое поведение под конкретную ситуацию.


Собака тоже ориентируется на эмоциональное состояние хозяина . Придя в дом, собака начинает наблюдать за состоянием членов ее новой семьи. По их эмоциям она быстро выучивает, как в семье относятся к тем или иным явлениям. Например, она запоминает, кто из членов семьи любит, когда она залезает на диван или просит у стола — а кто решительно настроен против этого. Она перенимает настроение, сопутствующее приходу гостей, сборам на прогулку, приготовлению пищи, встречам на прогулке и т.д. Некоторые считают, что собаки перенимают наше отношение к грозе и поэтому учатся бояться грозы непосредственно у своих хозяев. Я случайно научила свою собаку бояться больших собак. Как-то, когда моя собака была еще щенком, к нам приблизился большой дог и спокойно наклонился, чтобы понюхать Дайну. Я закричала на дога, потому что боялась, что он поранит моего щенка. Позже я гоняла с улюлюканьем и других больших собак, непреднамеренно склоняя Дайну повторять за мной. Поэтому мы всю жизнь вместе страдали неприятием больших собак.

Получается, что благодаря нашим эмоциям, наши собаки как бы воспитываются сами по себе. Но обучение через эмоции можно использовать и более сознательно. Можно показывать собаке свой интерес к различным предметам, людям и явлениям — чтобы научить ее не бояться этих явлений и повысить ее исследовательский интерес. Я указываю собаке пальцем или движением руки на лакомства, разбросанные на полу, или на миску с едой - тогда она учит следить за моим указательным жестом.

Применяя наказания, хозяин тоже создает эмоции — только негативные. В большом количестве эти эмоции разрушают контакт . Хотя вопрос, сколько негативных эмоций может вытерпеть собака, не теряя доверие к хозяину, остается открытым. Известны случаи, когда собака моментально теряла доверие, когда хозяин начинал применять наказания во время тренировки, например, кричать на собаку или дергать за поводок. Испытав такое обращение, собаке может понадобиться много времени, чтобы доверие к хозяину снова восстановилось, хотя некоторые собаки так и остаются недоверчивыми.

У современных тренеров есть поговорка: «Чтобы создать первое впечатление не может быть второго шанса». Эта поговорка отражает свойства эмоций: при знакомстве с новым явлением, впечатление от этого явления формируется мгновенно — и остается навсегда. Этот механизм мгновенного обучения необходим для выживания. Он способствует тому, чтобы животное смогло быстро отличать опасные явления и успевать своевременно избегать опасности. Когда люди начинают применять к собакам методы, вызывающие неприятные эмоции, собаки реагируют также. Причем, мы никогда не можем сказать, каким образом наказание подействовало на собаку. Получается, что наказаниями мы вполне можем быстро отучить ее кооперировать с нами или отбить желание обучаться какому-то навыку.

Старайтесь следить за своими эмоциями и контролировать их как можно более сознательно! Это поможет вам не только в общении с собаками, но и в общении с другими людьми.

3. Наблюдайте за выражением внутреннего состояния собаки и приводите его в норму

Внутреннее состояние собаки можно очень просто определить по ее сигналам. Самые важные из них – сигналы примирения и симптомы стресса [ , , ]. Эти основные состояния дают достаточно практической информации о поведении собаки в повседневной жизни. Например, если какое-то событие, какой-то предмет, другая собака или человек вызывают у вашей собаки неприятные чувства, она будет часто показывать сигналы примирения. Если неприятные чувства собаки станут слишком сильными, собака попадет в состояние стресса. Это состояние вы определите по симптомам стресса.

Понять, как сигналы примирения связаны с состоянием стресса, помогает шкала стресса.

Если ваша собака неспокойна, постарайтесь сделать все возможное, чтобы успокоить ее. Проще всего это сделать, если вы обратитесь к ней спокойным, дружеским тоном . Нередко помогают лакомства или ласка.

Например, если вы поняли, что собаке неприятна встреча с каким-то определенным индивидуумом, отделите ее от него. Моя собака очень часто нервничает при встрече с другими собаками. Поэтому на прогулке я внимательно наблюдаю, с каким чувством она приближается к другой собаке. Если моя собака или встречная собака показывает сигналы примирения или даже симптомы стресса, я стараюсь успокоить ситуацию. Для этого у меня есть несколько вариантов реакции:

  1. Встать между своей собакой и собакой, которая к нам приближается;
  2. Остановиться на обочине дороги как можно дальше от приближающейся собаки и подождать, пока она пройдет мимо;
  3. Переключить внимание собаки на себя и в таком состоянии пройти мимо другой собаки;
  4. Если моя собака настолько отвлечена, что не обращает внимания на мои жесты, я привлекаю ее голосом и зову за собой. При этом я стараюсь, чтобы мой голос звучал как можно веселее.

После неприятной встречи я всегда стараюсь сделать своей собаке что-то приятное. Я обязательно даю ей возможность понюхать следы прошедшей мимо собаки, пописать на ее метку, поесть траву, поваляться в траве или снять стресс каким-то другим действием.

Приведу другой пример. Если собака пришла возбужденная домой и не может успокоиться в течение длительного времени, например, минут за 15, я начинаю успокаивать ее какими-то дополнительными мерами. Можно предложить ей что-то погрызть (например, набитый лакомствами конг). Нередко собакам помогает отдых в их кроватке или уединение в другой комнате. Можно погладить ее, поговорить с ней, сделать ей массаж, заняться поиском лакомств [ , ]. Можно предложить собаке решить какую-то простую задачку на сообразительность, которую она уже умеет решать. Смысл такого упражнения в том, что собака не может одновременно нервничать и концентрироваться. Поэтому, пытаясь концентрироваться, собака успокаивается. Такой метод подходит только, если собака взволнована не настолько сильно, и ее можно переключить на задачу.

Многие люди стараются успокоить собаку тем, что добиваются от нее выполнения команд послушания. Не исключено, что этот метод тоже может сработать. Однако я никогда им не пользуюсь, потому что выполнение команд — это неестественное действие. Оно может само по себе вызывать стресс и, таким образом, тормозить успокоение. Как мы знаем, сам процесс обучения командам для многих собак проходит неприятно. Есть также немало собак, которые не любят выполнять команды по каким-то другим причинам. Поэтому я предпочитаю естественные методы успокоения — методы, которые максимально освобождают собаку от какого-то принудительного состояния и дают возможность интуитивно выбирать поведение, способствующее успокоению.

Постарайтесь заранее понять, в каких ситуациях ваша собака начинает нервничать, и какими методами можно ее быстро успокоить.

Немало людей ломает голову над тем, чтобы вычислить, какие действия выучит собака, например, в результате поддержки со стороны хозяина. Так, многие говорят, что собака должна справляться с разными ситуациями самостоятельно. Считается, что поддерживая собаку, когда ей страшно, хозяин поощряет ее чувство страха. Кто-то вообще игнорирует состояние собаки, словно ее и нет рядом.

Если вы – сторонник такого подхода, постарайтесь вспомнить, что ваша собака – это высоко социальное существо. Одной из основных потребностей социальных животных является осознание чувства защищенности и чувства принадлежности к семье. Поэтому в любой ситуации она запоминает в первую очередь факты, показывающие, насколько эти условия выполняются.

Кроме того, стресс – это физиологическое состояние, с которым далеко не всегда можно справиться самостоятельно. Более подробно об этом вы можете прочитать в статье «Поддержка – или баловство?»

Внимание! Попытки интерпретировать поведение собаки с помощью таких понятий, как статусные отношения, подчинение, доминирование, баловство и т.д. приводят к путанице – тем более, что эти понятия каждый человек определяет по-своему.

Не заставляйте собаку всегда делать только то, что хотите вы сами! Это не соответствует правилам совместной жизни в семье: в хорошей семье должны удовлетворяться потребности всех ее членов. Поэтому члены семьи стараются найти компромисс, уступая друг другу. Пусть в половине случаев собака уступает вам, а в половине – вы ей. Предоставьте ей волю! Собаки – это развитые существа. У них есть свои желания. Эти желания часто связаны с удовлетворением инстинктивных потребностей, которые вы не сумели заметить и удовлетворить. С другой стороны, они вызваны естественной потребностью собаки исследовать мир, удовлетворять свой интерес к окружающей среде и, таким образом, развиваться ментально и физически. Некоторые желания собаки вызваны простым желанием получать удовольствие. Эти желания также естественны, как и все остальные: радостное существование – это состояние полного здоровья, оно наполняет жизнь смыслом.

Удовлетворить желания собаки очень просто:

Например, если вы идете на прогулку, пронаблюдайте, в какую сторону хочет пойти ваша собака. Может быть, она почувствовала в той стороне какой-то особый запах? Может быть, ее заинтересовали какие-то места, к которым ведет новая дорога? Может быть, ее отпугнул от привычного пути какой-то звук? Может быть, ей просто скучно все время ходить по одной и той же дороге каждый день? Мы не собаки, поэтому мы не способны ответить на эти вопросы. Остается только довериться тому, что у наших собак есть веская причина, которая привела их к определенному выбору [ , ].

Однажды мне рассказали историю собаки, которая вдруг захандрила и перестала есть. Не зная, чем накормить собаку, хозяйка положила перед ней несколько продуктов и предложила выбрать то, что ей нравится. Собака выбрала определенный сорт мяса. Видимо, для восстановления функции желудка, ей не подходили никакие другие продукты. Точно так же поступают больные животные, живущие в дикой природе. В их рацион входят множество различных видов пищи. В случае болезни они стараются найти пищу, способствующую выздоровлению. Некоторые мои знакомые проводят эксперимент: они ставят перед своей собакой несколько мисочек с разными видами продуктов и наблюдают, из какой миски собака поест в первую очередь, из какой – во вторую, а какую миску она вообще не затронет. Для многих собак это миска с кашей, которой мы, как правило, разбавляем ее любимое мясо.

Многие собаки убегают и прячутся, когда хозяин вытаскивает ошейник. Таким образом можно догадаться, что собаке неприятно, когда ей давит в шее. Но и к шлейкам у собак не всегда однозначное отношение: выпускается много моделей шлеек, и ваша собака может предпочитать только некоторые из них.

Для того чтобы у собаки был здоровый сон, ей необходимо иметь несколько мест, подходящих для сна: животные, как правило, меняют место сна по нескольку раз за ночь. Это связано с окружающей обстановкой, а также с их фазами сна. Создается впечатление, что собака отказывается спать на загрязненном, влажном, продуваемом месте. Бывает, что собаке неприятен материал, из которого изготовлена купленная вами кроватка. Ей также приходится перекладываться, если мимо нее начинают ходить или становится шумно. Поэтому у нее должна быть возможность выбрать место себе по душе .

Игры и игрушки, косточки для жевания – дело вкуса собаки. Поинтересуйтесь, что ей нравится! Это поможет также правильно подобрать поощрение во время тренировки.

Если собака не хочет работать, подумайте, почему она делает такой выбор. Боль, стресс, страх, а также многообразный личный опыт меняет привычки и характер вашей собаки. Не забывайте об этом!

Научитесь понимать сигналы, которыми собака выражает свои желания

Если собака заметит, что хозяин с ней общается, она начнет придумывать способы, как сообщить ему о своих желаниях. Например, если собака принесет вам свою пустую миску для воды, значит, она просит вас налить туда воду. Если собака пытается уловить ваш взгляд и начинает медленно отходить от вас, она просит вас пойти за ней. Мы, как правило, быстро учимся понимать, когда наша собака хочет выйти на балкон или на прогулку. Своим повышенным вниманием к сигналам собаки мы можем значительно расширить репертуар ее сигналов и, таким образом, улучшить наш контакт.

5. Гибко реагируйте на поведение собаки

В те далекие времена, когда нам внушали мысль, что собака – это набор рефлексов, были составлены некие рецепты обращения с собакой:

  • «Если собака рычит на вас, когда вы приближаетесь к дивану, значит, она чувствует себя шефом. Заставьте ее уйти с дивана, даже если это требует наказания!»
  • «Если собака скулит, когда остается одна, игнорируйте ее, чтобы она почувствовала себя независимой!»
  • «Если собака тянет за поводок, накажите ее неприятным ощущениями».
  • и т.д.

Теперь мы знаем, что каждая собака – индивидуум. Поведение собаки – это вовсе не спонтанный выстрел из ниоткуда. Это результат гибкого взаимодействия внутреннего состояния собаки и окружающей среды. В течение своей жизни собака накапливает индивидуальный опыт. Но когда она попадает в различные ситуации, она выстраивает свое поведение гибко, придумывая тактику по ходу дела.

В традиционной кинологии принято ссылаться на И.Павлова и его учение о рефлексах. Но гораздо реже можно слышать, чтобы кто-то вспомнил, что И.Павлов также указал на способность животных к гибким, разумным действиям. В своей книге «Рефлекс свободы» он говорит, что поведение собак слишком сложно, чтобы объяснить его всего лишь цепочкой рефлексов. Действительно: выживание животного в сложной, быстро меняющейся среде обитания возможно только, если животное способно быстро анализировать ситуацию и гибко приспосабливать к этой ситуации свое поведение. По этой причине невозможно создать список стандартных реакций людей на поведение собаки, даже если ситуации, в которые они попадают, часто повторяются .

В случае проблемы поведения

Для примера рассмотрим проблему поведения: собака облаивает гостей. Вот небольшой список вариаций, как именно собака ведет себя у двери:

  1. Собака истерически лает, крутится на месте, у нее изо рта пена, потом она долго не может успокоиться;
  2. Собака стоит в стороне от двери и звонко тявкает;
  3. Собака периодически рычит и «букает», когда к двери подходят гости. Но как только хозяин начинает приветствовать гостей, она успокаивается и становится дружелюбной;
  4. Собака на одних гостей лает, на других рычит, от третьих убегает в другую комнату, к четвертым она относится дружелюбно, на пятых не обращает внимание;
  5. Собака рычит на любых гостей, и если они все-таки попытаются войти в дом, она начнет рычать еще более грозно и может наброситься.

В каждом из этих пяти случаев собака испытывает особенные эмоции. В книгах по решению проблем поведения чаще всего дается рецепт, как постепенно приучать собаку к приходу гостей с помощью лакомства или с помощью отвлечения игрушкой. Этот рецепт может быть полезен тем, у кого проблемы номер 1 или 2. Однако к случаю 3 и 4 я бы не стала применять этот метод: в этом случае собака показывает совершенно нормальные реакции. Такие реакции можно гибко регулировать контактом. Все мои собаки относились к гостям как описано в случае 4. Они не боялись гостей: они просто реагировали на них так, как воспринимали их своим собачьим умом. Более подробно я описываю это в статье «Волшебный треугольник» . Случай 5 представляет собой проблему поведения, вызванную охранным инстинктом. Это сложная проблема, которая требует комплексного решения. В данном случае хозяину потребуется научиться понимать инстинкты своей собаки и найти способ их отрегулировать.

В конкретной ситуации

С такой же гибкостью нужно реагировать на поведение собаки в каждой конкретной ситуации. Например, если собака сидит с вами у стола, у нее каждый день могут быть на это свои причины:

  1. Собаке хочется просто побыть с вами, потому что она чувствует себя членом вашей семьи;
  2. Собаке хочется попробовать то, что едите вы: раз все это едят, то ей, как члену семьи, тоже этого хочется;
  3. Собака голодна, потому что ее еще не покормили;
  4. Собаке надоело есть ее корм и хочется разнообразия;
  5. Собака привыкла просить у стола. Она постоянно скулит, прыгает на ваши колени, не давая ни минуты покоя.

Постарайтесь понять, что чувствует собака в каждой конкретной ситуации – и подумайте, действительно ли нужно бороться с проблемой. Для меня проблемой стало бы только поведение из случая 5.

Требования, предъявляемые к собаке

Гибкость реакций хозяина помогает уйти от сказок типа «собака должна…». В этом случае я всегда вспоминаю, как собаку заставляют идти у ноги всю прогулку, садиться у светофора, игнорировать других собак. Вспоминаются советы типа «собака не должна лежать на диване», «собака не должна просить у стола». Или советы типа «собака должна быть злой и смелой, должна любить хозяина», «собака должна беспрекословно и немедленно выполнять любую команду хозяина» и т.д. Все эти правила были созданы в среде военных – людей, которые хотели сделать из собаки инструмент. Но собака инструментом быть не может - просто потому, что она живая. Собаки очень страдают от такого нечеловеческого отношения. Они чувствуют себя одинокими, изолированными. Кроме того, у них возникает сильный перекос в системе саморегуляции.

6. Ставьте границы допустимого без использования наказания

Конечно, воспитание собаки невозможно пускать на самотек – несмотря на то, что многие правила совместной жизни собака выучивает самостоятельно, просто запоминая наши реакции.

Если же вам все-таки нужно подкорректировать поведение собаки, вы можете:

Если нежелательное действие вызвано стрессом, собаку успокаивают простыми приемами, которые можно разучить заранее (см. книгу и ). Каждая из реакций на нежелательное поведение зависит от конкретной ситуации и напоминает скорее гибкую коммуникацию, чем акт воспитания. В результате этих реакций со стороны хозяина у собаки формируется новое поведение, так как создается нужная ассоциация - вместо нежелательной.

7. Введите сигналы, которые вам помогут строить контакт

Если хозяин любит свою собаку и заботится о ней, социальный контакт складывается сам по себе, в ходе повседневного общения. Этому во многом способствует генетическая предрасположенность собак строить контакт с людьми, искать его. Собаки от природы испытывают сильный интерес к людям. Они склонны ориентироваться на людей, способны понимать их эмоции и указательные жесты и направление взгляда. Тем не менее, полезно усилить это качество с помощью специальных упражнений.

Указательный жест пальцем

Я тренировала указательный жест, показывая собаке очень интересные для нее вещи – игрушки, лакомства, интересные места. Это упражнение хорошо тренировать для разучивания развивающих игр. Например, показывая собаке путь через тоннель или лакомство, спрятанное в коре дерева.

Ведущая рука

Если собака научится ходить за рукой хозяина, у него появится дополнительный способ направлять ее действия в различных ситуациях. Для тренировки этого упражнения возьмите в руку лакомство и постарайтесь увлечь собаку за этой рукой. Выдавайте лакомство, когда собака проследует за рукой несколько шагов. Постепенно увеличивайте расстояние, которое должна пройти собака до момента, когда вы ее вознаградите.

Контакт глазами

Я поощряла собаку за то, что она посмотрела на меня. В качестве поощрения я использовала как лакомства, так и простой отклик. Если собака обратилась ко мне, я отвечала ей взглядом, выполняла какую-то ее просьбу, ласкала или просто говорила ей что-то приятное. Собаки ищут контакт с нами! Поэтому чем чаще мы откликаемся на их обращение, тем чаще она будет к нам обращаться!

Ритуалы повседневной жизни

Когда мы постоянно повторяем одни и те же действия, эти действия превращаются в ритуал. Многие собаки сами по себе запоминают, например, каким образом мы собираемся на прогулку, как мы готовим им еду или как приготавливаемся ко сну. Во всех этих ситуациях собаки придумывают свою роль, и, таким образом, вписываются в наши ритуалы.

Моя собака выучила ритуал сборов на прогулку под особую песню. Как только я начинала ее петь, Дайна начинала прыгать вокруг меня. Дальше мы вместе вываливались в коридор, и Дайна подставлялась, чтобы одеться.

Дайна также выучила, что вечерняя прогулка начинается в 9.00. Поэтому уже в 8.45 она вылезала из-под дивана, где она спала после обеда, и проделывала ряд движений, постепенно подготавливающих нас к прогулке. Сначала она зевала и укладывалась посреди комнаты подремать еще на пять минут. Потом она подтягивалась и начинала медленно прохаживаться по комнате. Эти прохаживания постепенно переходили в суету и встряхивания, потом дополнялись воркованием и, наконец, превращались в настойчивую просьбу, с лаем и грохотом, после которой я, наконец, соглашалась выйти с ней во двор.

Существует бесчисленное множество ритуалов, поскольку ритуалы, как правило, складываются в ходе повседневной жизни конкретной семьи. Но у социальных животных существует также несколько ритуалов, которые просто необходимы для поддержания приятной социальной атмосферы. К таким ритуалам относится ритуал приветствия, ритуал прощания и ритуал перемирия.

Ритуал встречи

Когда вы приходите домой или встречаетесь со своей собакой после разлуки, даже короткой, поздоровайтесь с ней. Достаточно произнести спокойное «Привет!» и легко, ласково дотронуться до собаки - чтобы вы оба почувствовали себя счастливо .

Ритуал прощания

Уходя, я говорю собаке «Пока! Ждать!». Тогда собака понимает, что предстоит разлука. Чтобы эта разлука переносилась проще, я придумала несколько прощальных ритуалов: для совсем короткой разлуки, на пару минут - когда я просто спускаюсь к почтовому ящику; для разлуки средней продолжительности – когда я иду в магазин; и для длительной разлуки, когда собаке предстоит ждать меня несколько часов.

Ритуал перемирия

Когда исследователи более детально изучили социальную жизнь животных, они выяснили, что развитые животные и даже птицы часто используют ритуал перемирия после ссор. В противном случае обстановка в социальной группе останется напряженной, что может повлечь за собой новые конфликты. Такой ритуал наблюдался, например, у приматов и ворон. Собаки, как высокоразвитые социальные животные, используют множество ритуалов, помогающих предотвратить конфликт, успокоиться или успокоить других, в том числе – после ссоры.

Поэтому представляется очень важным перенести ритуалы перемирия на наши отношения с собакой. Если вы случайно задели собаку, споткнулись о ее поводок так, что собаке стало неприятно, ненароком наступили собаке на лапу или просто не сдержали эмоции, сделайте ей что-то приятное: угостите ее, погладьте или просто скажите: «Извини!».

Многие собаки очень хорошо отличают ситуации, когда злобно ругают именно их, от ситуаций, когда несчастье происходит случайно. Они готовы простить нам наше плохое настроение или неловкость. Тем не менее, в таких ситуациях они могут начать сильно волноваться. Моя собака волнуется, когда мы спорим или громко выясняем какие-то вопросы. В таких случаях мы извиняемся перед ней: «Все нормально! Хорошая собака!»

Сообщайте собаке об изменениях

Хорошие отношения в семье складываются, если члены семьи обмениваются информацией. Это создает чувство единства и защищенности: если что-то произойдет, тебя вовремя предупредят или разъяснят ситуацию. Тогда у каждого появляется возможность понять состояние другого или подготовиться к предстоящим переменам, даже если они незначительные. Основную информацию о нас собаки получают из наблюдений, которые они проводят очень внимательно и очень чутко. Нам лишь остается сообщать им о том, что их ожидает в ближайшем будущем. Например, на прогулке важно сообщить собаке о каждой смене направления. Дома я сообщаю ей, что ухожу, что к нам идет определенный человек, или, что у нее в миске появилось новое лакомство.

Научите собаку задавать вам вопросы

Если вы рассказываете собаке о происходящем, она научится задавать вам вопросы. Например, она будет поднимать на вас глаза, спрашивая, куда мы идем. Она будет спрашивать у нас, что делать при встрече с другой собакой. Тогда я могу разрешить ей подойти ближе или наоборот, пройти мимо. Причем, в этом случае собака будет гораздо больше мотивирована сделать так, как вы хотите, чем в случае, когда вы будете ей приказывать что-то сделать.

Дома я научила свою собаку спрашивать, как встречать того или иного гостя. Если к нам идет наш знакомый, я зову собаку, и мы вместе встречаем его у двери. Если это чужой человек, я прошу собаку отойти от двери и просто спокойно присутствовать рядом. Если пришедший сильно волнует собаку, я попрошу ее уйти в комнату и сидеть там, пока он не уйдет. Иногда мне надо, чтобы Дуся просто посторожила комнату, когда приходит незнакомый человек (например, сантехник или монтер). Тогда я говорю собаке остаться и ненадолго удаляюсь сама.

Специально натренированные ритуалы

Ритуалы можно наработать специально, путем тренировки. Это особенно важно, если собака еще не привыкла к жизни в семье или если у нее есть определенные проблемы поведения. Например, если собака сильно возбуждается, ожидая свою еду, можно отработать ритуал, при котором она должна сесть по сигналу и просидеть хотя бы несколько секунд, чтобы получить еду.

Более подробно вы прочтете о ритуалах в книге Марии Хензе .

Примеры контакта в определенных ситуациях

На прогулке

Всегда надо помнить, что собака – это умное животное. Она постоянно ждет от хозяина сигналов коммуникации - слов, указательных жестов, взглядов и просто эмоций. Чем больше вы общаетесь со своей собакой, тем больше она вам отвечает. К тому же эмоциональное состояние хозяина передается собаке удивительно быстро и точно.

Поэтому на прогулке человек и собака – это ни в коем случае не механическая связка «хозяин + поводок + собака». Вы идете по улице вместе, как единое целое.

Во время прогулки общайтесь со своей собакой, словно вы гуляете с другим членом своей семьи. Тогда собака будет следовать за вами более осмысленно. Она научится ориентироваться на улице, привыкнет к особенностям мест прогулки. Кроме того, если вы будете время от времени обращаться к ней, она научится следить за вашими сигналами. Таким образом, у вас появится прекрасная возможность регулировать поведение собаки в самых разных ситуациях. Например, в сложной ситуации вы сможете переключить внимание собаки на себя, успокоить ее или просто поддержать.

Как сделать из собаки приятного спутника:

    Расслабьте мышцы рук и настройтесь на приятную прогулку.

    Если вам понадобится изменить направление, сообщите об этом собаке голосом и жестом: «Тузик, нам туда!». Если вы решили перейти дорогу, можете сообщить своей собаке: «Остановись, дорога».

    Не требуйте от собаки выполнения команд, регулирующих ее поведение на улице: дайте ей самой выработать подходящую ей стратегию. Например, ожидая у светофора, не заставляйте собаку сесть по команде: у дороги собака чувствует себя напряженно. Поэтому требовать от нее принять расслабленную позу противоестественно. Вместо этого дайте собаке возможность занять любую приятную ей позу и отойти от дороги на нужное ей расстояние. Если собаке неприятен какой-то встречный объект, дайте ей возможность пройти мимо него на расстоянии, которое собака выберет себе сама. Это возможно только, если поводок будет достаточно длинным.

    Завидев другую собаку, спокойно отзовите свою собаку в сторону. Вы можете также встать между своей собакой и встречным псом (сигнал примирения «разделение»). Это поможет вашей собаке спокойно перенести встречу. При этом не дергайте ее за поводок и не волнуйтесь (см. выше).

    Если собаке захотелось что-то понюхать на дороге, остановитесь: прогулка должна доставлять ей удовольствие. Чтобы прогулка не превратилась в постоянное обнюхивание, заведите порядок: научите собаку проходить какие-то участки дороги без остановки, а на каких-то участках давайте собаке возможность исследовать все, что ей понравится. Если вы все-таки решили пойти дальше, позовите собаку за собой, не напрягая поводок.

    Если собака захочет подобрать мусор, просто спокойно отзовите ее в сторону. В крайнем случае спокойно отберите подобранное или обменяйте его на что-то другое. Если же вы будете разыгрывать драму из-за каждого подобранного собакой куска, собака поймет, что подбирание мусора – это что-то важное и ценное. Возможно, она будет стараться подбирать куски незаметно от вас и быстро проглатывать. Итак, в отношении подбирания мусора важно, чтобы собака поняла две основные вещи: 1) что мусор на улице – это штука совершенно неинтересная. 2) что вы в любом случае остаетесь другом и не представляете опасность, поэтому от вас не надо защищать свои куски .

    Всегда следите за тем, как ваша собака воспринимает то или иное событие на улице: что ей понравилось, что ее огорчило или разозлило. Это даст вам возможность избавиться от многих неприятных ситуаций или научиться справляться с ними. Сигналы примирения и симптомы стресса помогают быстро и однозначно понять состояние собаки .

    Если собака тянет за поводок, просто остановитесь. Так собака поймет, что она может идти дальше только, если будет вести себя спокойно. Собака может тянуть на поводке по многим причинам. Поэтому для приучения собаки к хождению на расслабленном поводке вам, возможно, понадобится методика обучения, описанная в книге Тюрид Ругос .

    Показывайте собаке что-то интересное на улице, займитесь чем-то вместе с ней. Для этого хорошо подходят развивающие игры . Выбирайте для прогулки все новые интересные места. В противном случае собаке может надоесть место прогулки, и она начнет искать себе интересные занятия самостоятельно — например, убегать в соседний двор или выискивать душистые помойки, гонять кошек или просто безобразничать.

    На прогулке не увлекайтесь тренировкой команд послушания. Эти занятия не приносят особой радости и не занимают ум собаки. Они могут быть необходимы только для того, чтобы немного приучить собаку к порядку. Но на прогулке собаке важно прежде всего почувствовать свободу, радость жизни, удовлетворить свой интерес к окружающему миру.

    Подзывайте собаку легко, радостно и дружелюбно. Тогда собака будет с удовольствием подходить к вам.

    Не паникуйте, если ваша собака ведет себя не так, как вы себе представляете правильным: иногда мы не в состоянии понять реакцию собак. Если она никому не угрожает и не вносит хаос в общественный порядок, разрешите ей быть просто собакой.

    Во время общения своей собаки с другими собаками, постарайтесь понять, насколько ваша собака действительно рада этому общению. Для этого вам придется немного понаблюдать язык телодвижений собак. Если встреча превращается в нервную потасовку, прервите общение и успокойте свою собаку.

    Если вы хотите поиграть в мяч, фрисби или в другие подвижные игры, помните, что такие игры быстро возбуждают собаку. По сигналам примирения и симптомам стресса вы можете быстро определить момент, когда нужно прекратить игру.

    Предоставьте своей собаке возможность самой определить продолжительность прогулки. Хорошо организованная прогулка должна проходить в радостном настроении. После нее собака легко успокаивается, а выход на следующую прогулку не вызывает у собаки слишком бурной радости.

Теперь вы стали для своей собаки источником важной информации и приятным компаньоном на прогулке.

Дома и в гостях
  • Показывайте своей собаке все предметы, которые ее заинтересуют
  • Позволяйте ей быть рядом с вами и принимать участие в ваших делах
  • Создайте ей уютное место, где бы она могла отдыхать без помех
  • Радостно здоровайтесь с собакой при встрече со своей собакой.

Собаки – это, как известно, высокосоциальные животные. Поэтому в их естественном репертуаре поведения существует множество ритуалов, позволяющих сохранять единство сообщества. Приветствие – это один из таких ритуалов.

Я много раз наблюдала, как собака старается поприветствовать подошедшего к ней человека. Практически все собаки приветствуют хозяина, который вышел к ним из магазина или вернулся домой. С другой стороны, собаки очень расстраиваются, если их жесты приветствия остаются незамеченными. Для того, чтобы собака была счастлива, достаточно всего лишь спокойно сказать ей «Привет» и ласково провести по шерсти.

  • Откликайтесь на инициативу собаки пообщаться с вами (пусть это будет не каждый раз, а когда вам самим это захочется.)
  • Ежедневно уделяйте собаке внимание – играйте с ней и ласкайте ее.
  • Используйте альтернативные методы воспитания, чтобы показать собаке, что ей можно делать – а что нельзя.
  • Выучите несколько ритуалов, позволяющих регулировать определенные ситуации в жизни, например, выдачу пищи, выход на прогулку, правила пользования диваном. Собаки прекрасно обучаются сами. Они могут самостоятельно выучить правила поведения, наблюдая ваши движения и эмоции в той или иной ситуации.
  • Используйте сигналы примирения, чтобы помыть и одеть собаку, дать лекарство и т.д. (см. книгу и статьи о сигналах примирения)

Приятным побочным эффектом такой коммуникации станет то, что собачья душа начнет раскрываться. Ее глаза постепенно станут более осмысленными, настроение повысится, мотивация к кооперации с вами возрастет. А это значит, что она лучше интегрируется в вашу жизнь.

Дополнительные источники

  1. Ольга Кажарская. .
  2. Ольга Кажарская. .
  3. Любовь Жижина. .Моя собака тянет за поводок. Что делать?
  4. Ольга Кажарская.
  5. Барри Итон.
  6. Андерс Халлгрен.
  7. Андерс Халлгрен. .

Настает момент, когда хозяин успешно закончил обучение своего четвероногого питомца. Но, это не означает, что он не столкнется с игнорированием с его стороны.

Правильно расставленные приоритеты в отношениях - залог успешной жизни с собакой

Каждый может столкнуться с ситуацией, когда собака перестала слушаться. В таком случае возникает определенная нервозность и растерянность, ведь обучению было посвящено столько времени. Необходимо сразу взять себя в руки, вспомнив, что приходится иметь дело с живым существом, способным допускать ошибки, отвлекаться на сильные раздражители, тонко чувствовать настроение хозяина. Каждая собака обладает своим характером, перемены настроения ей также не чужды.

Причинами игнорирования могут быть как человеческий фактор, так и попытка домашнего любимца проявить свой характер. Необходимо правильно оценить происходящее событие, чтобы сделать правильную корректировку в его поведении. Иногда, исправление ситуации может начаться с изменения каких-либо действий владельца пса.

Наиболее распространенные ситуации, когда собака игнорирует команды

Настроение хозяина может зависеть от различных факторов. Да мало ли, что случилось дома, на работе, в общении с родственниками. Человек может быть излишне раздражен, что легко передается его голосу. Питомец хорошо слышит команду, выполнял ее ранее весьма успешно, но воспринимает напряженность интонации как угрозу. В связи с этим, он явно не торопится выполнять команду «Ко мне!», например. Он может находиться в непосредственной близости, но будет стараться избегать контакта с человеком. Следует следить за интонациями в голосе, стараться сохранять ровный тон и не допускать угроз.

Несвоевременное и неточное выполнение команды, не следует воспринимать как повод для немедленного наказания. Ведь собака команду все-таки выполнила. Возможно, при обучении были допущены ошибки, когда подопечному пришлось выполнять ее с какими-либо отклонениями, которые не пресекались на месте. Он прекрасно запомнил именно этот алгоритм действий и делает все что от него требуется, но с некоторым запозданием. Это нужно поправлять в ходе дополнительных занятий и упражнений , а не подвергать четвероногого друга различным «санкциям». Если проблема не преодолевается самостоятельно, то лучше воспользоваться услугами инструктора. Любое наказание может породить дальнейшее полное игнорирование команды (ведь оно следует сразу за ее выполнением).

Периодические тренировки освежают в памяти собаки порядок различных действий

Иногда, собака может сильно отвлечься. Ей многое интересно, в том числе, кроме хозяина. Сильным раздражителем может быть присутствие суки, в период ее течки. В такие моменты следует быть очень внимательным и не отпускать пса слишком далеко от себя. Иначе есть перспектива не дозваться его в ближайшее время, ломая голову почему же собака не слушается на улице. Есть вещи, которые заложены природой и на самотек их пускать не надо. Лучше при приближении представительницы собачьего слабого пола, заблаговременно взять своего питомца на короткий поводок.

Это один из ярких случаев, большинство происходят в более привычной обстановке - собака что-либо унюхала и не реагирует на команды. Тогда нужно привлечь ее внимание подачей команды громким голосом, хлопаньем в ладоши, свистом. Не следует пытаться ходить или бегать за питомцем. Нужно помнить, кто является хозяином и вожаком. И своему подопечному напоминать, в случае необходимости. Как правило, начинают медленно уходить в противоположную сторону, приглядывая за собакой, на что та реагирует должным образом. Если питомец проявляет характер, то необходимо продолжать движение, соблюдая меры предосторожности. Его нельзя оставлять в одиночестве, особенно в новом месте, а также вблизи объектов (например, проезжей части).

Бывает, что владелец умнейшей на свете собаки игнорирует элементарные вещи, за что она отплатит ему тем же. Перед тем как требовать выполнения команд, нужно просто хорошо выгулять питомца. У него есть естественные надобности, о которых он, возможно, думал в предыдущее время. Его активность не позволяет проводить бесконечное количество времени в четырех стенах. Порядка 30 минут, ему нужно отдать на откуп, иногда дать немного пробежаться, поиграть с ним.

Наиболее негативный вариант развития событий, когда питомец не выполняет команд, по причине страха перед хозяином. Возможно, имел место какой-либо перегиб при наказании собаки ранее. Молодые псы бывают непослушны в период своего взросления, что иногда невозможно оставить без реакции в виде наказания. Делать это нужно осторожно и правильно, чтобы не травмировать излишне психику подрастающей собаки. При успешном выполнении команды, обязательно и незамедлительно хвалить своего подопечного, можно закреплять подачей лакомства. Для установления с ним надежного контакта, необходимо проводить больше времени вместе, уделять внимание потребностям и всегда помнить, кто из вас двоих является лидером.

Что делать если собака не слушается хозяина, несмотря на все принимаемые меры?

Необходимо обратить внимание на здоровье питомца. Возможно, что он игнорирует хозяина, по причине плохого самочувствия. Чтобы убедиться в своих подозрениях или опровергнуть их, необходимо по возвращении домой (либо перед прогулкой) обратить внимание на признаки ухудшения здоровья. Нужно осмотреть нос собаки, глаза, при необходимости измерить температуру. После этого, многое встанет на свои места, появится осознание того, нужно ли продолжать добиваться от нее нужных действий или наступил момент для обращения в клинику.

Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] Крушинский Леонид Викторович

5. Ошибки дрессировщика при дрессировке собак

В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и затрудняющие дрессировку. Особенно часты ошибки у начинающих, слабо теоретически подготовленных и практически малоопытных дрессировщиков. Ошибки возможны и у опытных дрессировщиков из-за недостаточного внимания и отсутствия должного анализа своих действий при дрессировке.

Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.

Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.

Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными «впечатлениями», «представлением», «желанием» или «нежеланием» и т. д.

Такое «очеловечивание» собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.

Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого собака при команде «ко мне» начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик («очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды «ко мне». Условный раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, «очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители - команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке. Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.

Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип - «от простого к сложному». Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления «выборка вещи по запаху». Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

При организации занятий по дрессировке и проведении их необходимо учитывать строгую последовательность ввода отвлечений. Занятия, проводимые без учета условий окружающей среды, ведут к грубейшим ошибкам, особенно это относится к первым занятиям. Если первые занятия по дрессировке проводят в обстановке, где имеется значительное количество отвлекающих раздражителей, это весьма затрудняет быстроту выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.

Недопустимо изо дня в день ставить собаке одни и те же задачи. В этом случае дрессировщик не совершенствует работу собаки, а довольствуется примитивным выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.

Вот характерные примеры таких ошибок: во время занятий по общей дрессировке дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две минуты); при хождении рядом дрессировщик ограничивается небольшими расстояниями (100–200 м). При таких методах дрессировки собака будет способна выполнять только облегченные задания.

Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то же расстояние (причем небольшое - 1–2 километра) в облегченных условиях: по следу небольшой давности (до двух часов) и несложной конфигурации, при благоприятных атмосферных условиях и т. п., приводит к тому, что собака становится работоспособной только в облегченных условиях.

Дрессировщик должен последовательно и постоянно усложнять тренировку собаки, совершенствуя ее служебные качества.

При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях остальных условий. Так, запланировав проработку давнего следа, надо предусмотреть уменьшение длины его, исключить различные отвлекающие факторы, заниматься в безветренную погоду и т. д.

Передрессировка собаки. Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы вследствие излишне длительного повторения собакой одних и тех же действий.

Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать служебные качества собак, что зачастую вызывает у собак отказ от работы.

Передрессировать собаку можно на любом приеме, но чаще всего при занятиях по преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов, задержанию убегающего.

Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом отрицательно сказываются на результатах дрессировки. Поэтому, например, готовясь к состязаниям, они на 3–4 дня до состязания предоставляют собакам отдых. Отдохнувшие собаки более четко выполняют привычные для них навыки.

Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься этим приемом больше не следует. Если хотят у собаки выработать условный рефлекс на какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2–3 раз выполнять одно и то же действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.

Для предотвращения ошибок (по передрессировке) надо четко планировать занятия, чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.

Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, можно рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2–3 недели, с постепенным вводом упражнений после отдыха 2–3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1-lVa месяцев).

Неправильное использование раздражителей. Непродуманное использование раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.

Неправильное сочетание условных и безусловных раздражителей. Начинающие дрессировщики при воспитании условных рефлексов часто неправильно пользуются условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли пищевого порядка. Если же условный раздражитель применяют после безусловного, то обычно условный рефлекс не вырабатывается.

Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика применить раньше подачи команды «рядом», условный рефлекс на команду «рядом» не выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на различные жесты.

Например, если команду «сидеть» подавать ранее соответствующего жеста, то условный рефлекс на жест не вырабатывается. Начинающие дрессировщики в результате излишней поспешности часто совершают эту ошибку.

Неправильное пользование интонацией голоса. Большой ошибкой будет также неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и той же интонации, без учета поведения собаки, злоупотребление подачей команды в угрожающей интонации и т. д. В результате интонация голоса в командах теряет свое значение как вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды. Чтобы не допустить этого, дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки и умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным раздражителем).

Неправильное использование команды «фу». Неопытные дрессировщики часто применяют команду «фу» по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.

Вместо команды «фу» во многих случаях с успехом можно подать другую команду, например:

1) при занятиях по укладке собака самостоятельно пытается встать; неопытный дрессировщик применяет в таких случаях команду «фу». Это неверно. Надо произносить команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям, когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;

2) прорабатывая след, собака отвлеклась. В данном случае команда «фу» может затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда «след» с угрожающей интонацией.

При контрольной выборке вещей неопытные дрессировщики по невнимательности часто путают искомый предмет с другим и при попытке собаки взять требуемую вещь подают команду запрещения. Такие действия тормозят стремление собаки к правильной выборке.

Аналогичные ошибки допускают и при проработке контрольных следов, когда проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят собаку.

Команду «фу» целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.

Неправильное пользование командой. У молодых дрессировщиков часто встречается вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя такой дрессировщик воспитывает у собаки навык выполнения приема только после неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду «лежать», но она не выполняет приема, будучи чем-то отвлечепа, а повторную команду «лежать» дрессировщик не связывает с принуждением. Такой метод не может воспитать у собаки безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.

Неуместное пользование парфорсом (строгий ошейник). Многие дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом - одна из крайних мер принуждения, сочетающегося обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль парфорса как принудительного фактора снижается.

Злоупотребление дачей «лакомства». В дрессировке служебных собак лакомство не является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка. Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.

Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей интонацией и командой «хорошо». Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.

Сталкивание процессов возбуждения и торможения. Сталкивание одинаковых по силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.

Отрабатывая «задержание убегающего», дрессировщик, желая отшлифовать навык, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает команду запрещения «фу», сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова натравливает собаку, подавая команду «фасс». Резкая смена возбуждения и торможения, особенно у животных со слабыми и малоподвижными раздражительными и тормозными процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.

Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением сильных средств принуждения при ошибках; злоупотребление выдержкой на брошенный предмет при ярко выраженном стремлении собаки в аппортировке; дача невыполнимых заданий по преодолеванию препятствий и другие подобные ошибки нервируют собаку и могут привести к срыву в сторону возбуждения или торможения нервной деятельности собаки в зависимости от типа.

Недооценка значения прочих раздражителей. Обстановка, и которой дрессируют собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.

Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику следа на глазах у собаки. На конечной точке, после проработки следа, сразу же собаку привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу. Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты, как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней иногда и рывок поводка.

Отрицательно действует на собаку и то, когда дрессировщик обращается с обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу, а отпускает на глазах собаки.

Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и жестов, неумелое пользование контрастными интонациями, скупость в поощрениях, неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.

Нежелательные связи у дрессируемой собаки. Наиболее частое последствие перечисленных выше ошибок дрессировщиков - появление у собак так называемых «нежелательных связей». Внешним показателем ошибочных действий дрессировщика является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо нежелательную связь или же совсем отказывается от выполнения команд или жестов, проявляя при этом слишком возбужденное или, наоборот, тормозное состояние. Нежелательные связи - это условные рефлексы, возникшие у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов, может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик должен уметь предотвратить образование нежелательных связей и знать методы их устранения.

Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.

Нежелательные связи при постоянной последовательности приемов. Если дрессировщик несколько дней подряд во время занятия, усадив собаку, потребует от нее «голос», затем уложит ее, а потом усадит, то примерно на 3–5 день, услышав команду «голос», собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если дрессировщик каждое занятие с собакой будет проводить в одной и той же последовательности, у собаки прочно закрепится постоянная последовательность выполнения отдельных действий, т. е. образуется «стереотип». Услышав первую команду, собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от подаваемых в дальнейшем команд и жестов.

Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают ей сначала команду «сидеть», а затем уже «лежать», воспитывая этим самым связь на определенный порядок выполнения действий.

Надо приучить собак и требовать от них выполнения команд в разной последовательности. Укладывая из положения «стоять» или заставляя ползти из положения «стоять» или «сидеть», надо делать паузы (выдержки) между приемами. Это будет шлифовать четкость выполнения действий.

В дрессировке не должно быть места шаблону. Нельзя занятия превращать в ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной очередности.

Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой «ко мне», не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки - звуковая команда «лежать» сопровождается подъемом руки, а не опусканием ее. В результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку, садится, ложится или подбегает к нему.

При обучении преодолению препятствий возникает нежелательная связь на обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.

Иногда приходится наблюдать, как собака по команде проводника «вперед» преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень, взбирается по лестнице и т. д.

При следовой работе обычно всегда к ошейнику собаки пристегивают длинный поводок, затем усаживают ее перед исходной точкой, а после этого следует осмотр дрессировщиком места; все это, повторяемое неоднократно, воспитывает у собаки нежелательные связи - уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии, что вредно для работы по следу.

Чтобы предотвратить возможность возникновения таких нежелательных связей, необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2–3 минут перед взятием препятствия (в положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например, собака ждет команды «барьер», но звучит спокойный голос дрессировщика «рядом», и собаку отводят для дрессировки другим приемам.

Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу и на обратный прыжок при преодолении препятствия. После нескольких подобных упражнений нежелательный условный рефлекс угаснет, и собака будет четко выполнять требования той команды, которая ей подана.

Умелое сочетание и чередование последовательности приемов, воспитание у собак выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.

Нежелательные связи на обстановку. Если собака при обыске одного и того же участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах укрывшегося помощника или спрятанные вещи, то она в последующем, не производя обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.

Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов в одной и той же местности или при прокладке следов с конечной точкой у отдельно стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.

Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста или другого какого-либо выделяющегося укрытия, у собаки обязательно возникнет нежелательная связь на вид этих предметов. Вид дерева, куста приобретет для собаки значение определенных условных раздражителей, и собака будет стремиться искать помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.

При прокладке следов по снежной целине в зимнее время собаки увязывают обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.

Чтобы предотвратить такую нежелательную связь, надо в зимнее время проводить занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и веерную выборку следов.

Для собак со стойкой нежелательной связью па отпечатки ног рекомендуется прокладывать контрольные следы небольшой давности на территории, где имеются отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.

Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.

Малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников при прокладке контрольных следов оставлять ясно видимые условные знаки в виде воткнутых в землю палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.

Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи - постоянная смена участков занятий, мест укрытия помощников, прокладка следов в разных направлениях, параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.

Нежелательные связи на команды. У некоторых дрессировщиков имеется вредная привычка часто повторять во время работы команду «след». При частом повторении команда «след» по существу превращается в сигнал «вперед» даже при утере разыскиваемого запаха.

При выборке вещей и человека частое повторение команды «нюхай» служит сигналом для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает это, как «брать нельзя, иди дальше».

Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки следует подкреплять командой «хорошо».

Нежелательная связь на поведение дрессировщика. При проработке углов иа контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление темпа движения дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении поводка, не принюхиваясь к следу, поворачивает в сторону. Для устранения этого рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и самостоятельного определения направления следа. Полезно при проработке следа между углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп движения.

Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по следу нежелательная связь обязательного поворота на углу в одну какую-либо сторону. Форму углов (прямой, тупой, острый) и направление их (вправо, влево) надо постоянно изменять в различных вариантах.

Нежелательная связь на время суток. Занятия в одни и те же часы, как это часто практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода на занятия, еще до появления дрессировщика, собаки приходят в суетливо-возбужденное состояние. К проработке следа или обыску местности в необычное для них время они проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в работе следует проводить занятия в разное время суток.

Нежелательные связи при выборке. Причинами часто встречающихся нежелательных связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки или построения группы людей; постоянство формы предметов, места и выбираемого помощника; ослабление натянутого поводка при приближении собаки к разыскиваемому человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.

Нежелательная связь на дрессировочный костюм. Она возникает в том случае, если, например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.

Нежелательная связь на постоянного помощника. Когда один и тот же человек привлекается в качестве помощника при прокладке следов, выборке, обыске местности, вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного человека собака привыкает четко диференцировать, отличая их от других, похожих раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится неспособной находить других людей.

Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а также свои действия, правильно определяя причины изменения поведения собаки. Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки - результат его ошибок, необходимо найти и устранить такие ошибки.

Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:

1) изменить обстановку занятий, при которых возникла нежелательная связь. Это исключит внешние раздражители, вызывающие или содействующие проявлению нежелательной связи,

2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до угашения условного рефлекса на нежелательную связь.

Это - основные способы исправления результатов ошибочных действий. Однако в каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и основная задача дрессировщика - не допускать ошибочных действий. Поэтому каждый способ воздействия на собаку, намечаемый дрессировщиком, должен быть тщательно и всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.

Из книги Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак автора Коппингер Лорна

Изучение собак Почему нужно изучать собак? Биологический вид, к которому принадлежат домашние собаки, Canis familiaris, можно смело назвать успешным, даже чрезвычайно успешным. Это означает, что, трансформировавшись по сравнению со своими предками, волками, они и теперь

Из книги Расширенный фенотип [Дальнее влияние гена] автора Докинз Клинтон Ричард

Ошибки вследствие непредсказуемости или «недоброжелательности» окружающей среды Хотя животное может быть хорошо приспособлено к условиям внешней среды, но эти условия нужно расценивать как нечто среднее. Обычно невозможно подстроиться под каждое мелкое

Из книги Проверка поведения, ее теоретические основы и ее практическое выполнение автора Менцель Рудольф

III РАЗДЕЛ: Направленность положений по дрессировке и испытаниям на требования целевого разведения (Wesenszucht) и практического применения В вышеизложенном мы пытались разработать основные понятия для анализа поведения и дать приблизительные рекомендации для практического

Из книги Ступени эволюции интеллекта автора Сергеев Борис Федорович

Ошибки епископа Беркли Говорят, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Действительно, лучше. Люди – зрительные существа. Однако как часто нас подводят ошибки зрения и зрительные иллюзии. Обман зрения можно вызвать специально, чем профессиональные фокусники

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Как разводить собак? Это колоссальный вопрос! Разведение собак - это игра, игра со своими правилами, с шансами на выигрыш и возможностью поражения, и может быть, поэтому оно так привлекательно. Постоянное стремление к совершенству - это предназначение собаковода, и нужно

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

2. Раздражители, применяемые при дрессировке собак В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на нервную систему собаки безусловными и условными раздражителями.Для правильного использования этих раздражителей необходимо знать, какие безусловные и условные

Из книги Вдохновенные искатели автора Поповский Александр Данилович

6. Индивидуальный подход при дрессировке Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

7. Основная ошибка дрессировщика Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке.Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

Часть третья Основы мичуринской биологии. Вопросы содержания, ухода, кормления, разведения и выращивания собак. Краткие сведения о болезнях

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович

Из книги Биофизика познает рак автора Акоев Инал Георгиевич

Ошибки при изучении рынка сбыта Большинство врачей, направляясь на работу в перенасыщенные больными регионы, по наивности надеются на быстрый успех, не учитывая реальной обстановки. Речь же идёт о большом разочаровании с серьезными и чаще всего болезненными

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Ошибки прошлого: отмена процентных норм За 25 лет количество врачей утроилось, увеличившись на 40 % в промежутке между 1980 и 1985 гг. И это не предел! В начале 1988 г. ситуация складывалась следующим образом: плотность врачей: один врач на 405 жителей; терапевтов - 55 тыс.;

В практике дрессировки собак известны случаи, когда по различным причинам у собак прекращалось образование условных рефлексов. А также изменялось поведение и затормаживались ранее выработанные навыки.

Ошибки — это неправильные действия дрессировщика или его помощника. В результате у собаки образуются нежелательные условные рефлексы. Они затрудняют дальнейшую подготовку и использование собак на службе. Иногда это приводит к порче собак.

По своему характеру ошибки могут быть:

  • методические;
  • технические.

К основным причинам, вызывающим ошибки, можно отнести следующие:

  1. Слабое знание дрессировщиком принципов дрессировки собак и основных положений высшей нервной деятельности собак.
  2. Недостаточный опыт дрессировщиков в практике дрессировки собак.
  3. Отсутствие у дрессировщика индивидуального подхода к собаке и неумение анализировать свое воздействие на нее.
  4. Нарушение методики проведения занятия по дрессировке собак (методические ошибки).
  5. Дрессировка собаки без учета ее физиологического состояния (течка, поствакцинальный период, различные заболевания).
  6. Отсутствие снаряжения и инвентаря, которое необходимо для дрессировки собак.
  7. Неудовлетворительное техническое состояние дрессировочной площадки или полосы препятствий.
  8. Отсутствие плана в организации занятий с собакой.
  9. Наличие различных методических погрешностей в построении приемов.
  10. Проведение дрессировки без учета типовых особенностей собаки.
  11. Неправильное понимание поведения собаки в следствии ее «очеловечивания».

Наиболее существенными ошибками при дрессировке собак могут быть следующие:

  • Субъективное понимание сущности поведения служебной собаки.

Эта грубейшая ошибка встречается у многих дрессировщиков. Особенно у недостаточно подготовленных теоретически и слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак.

  • Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений.

Нередко, молодые дрессировщики стремятся, как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения. Они делают это для того, чтобы ускорить подготовку собак.

  • Чрезмерно многократное повторение одних и тех же приемов (передрессировка).

Одной из ошибок малоопытных дрессировщиков является их стремление скорее отшлифовать, закрепить условные рефлексы у собаки. С этой целью один и тот же прием отрабатывается без перерыва 4-5 раз и более. В результате чего, наступает угнетение ЦНС, также угасание условного рефлекса. В дальнейшем собака отказывается от работы.

  • Неправильное применение условных и безусловных раздражителей.

Одной их подобных ошибок является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей. А именно применение безусловного раздражителя, ранее, чем условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не образуется.

  • Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки.

Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке . Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и в начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак, нередко выявляется, что дрессировка велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки. Т.е. шаблонно, по общей методике, в составе группы на первой стадии дрессировки. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблюдается у собак холерического и флегматического типов. Которые преобладают пассивно-оборонительной, ориентировочной и пищевой реакцией поведения.

  • Неправильное пользование поводком.

Короткий и длинный поводки, являются важным средством воздействия на собаку для управления ее поведением. Поэтому результаты дрессировки, в значительной мере, зависят от умения дрессировщиков пользоваться поводками. Довольно часто, особенно в первый период дрессировки, допускаются ошибки в применении поводка, которые отрицательно влияют на качество выработки у собаки условных рефлексов.

  • Неуместное пользование парфорсом.

Некоторые дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе. Однако пользование парфорсом — одна из крайних мер принуждения, сочетающаяся обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень восприятия его собакой и роль парфорса, как принудительного фактора, снижается.

Если собака сосредоточенно фиксирует внимание на вас, постоянно наблюдает и следит за вами - прекрасно. Но так бывает не всегда, часто пес практически игнорирует хозяина, особенно на прогулке. Часто внимание собаки к вам отсутствует из-за ее характера или в связи с последствиями ее неправильного воспитания и обучения. Примените к псу индивидуальный подход, выяснив, что же больше всего в жизни его интересует.

Научить собаку сконцентрировать внимание и удержать его на вас довольно непросто. На самом деле она способна сосредоточиваться на каком-либо предмете практически с самого рождения, ваша задача - развивать эту способность. Отработка внимания собак намного облегчит жизнь, как собаки, так и вашу, поможет достичь успехов в воспитании и обучении пса при подготовке его к взрослению.

Щенки, молодые и большинство взрослых собак обычно хорошо сосредоточиваются на том, что доставляет им удовольствие, например на пище или игре. Используйте это для развития внимания к вам (привлекайте внимание пса лакомством, миской с пищей или игрушкой). Возьмите игрушку, совершайте ей различные движения, заставьте собаку внимательно следить за предметом в вашей руке.

Наполните миску кормом и позовите щенка к себе. Когда собака концентрирует внимание на вас, ее необходимо поощрять.

Собаке, которая научится концентрировать внимание на вас или ваших действиях, доставляющих ей удовольствие, будет легче сосредоточиться на выполнении команд при обучении. Однако концентрация внимания - это достаточно сложная задача для подрастающего щенка, потому что, в отличие от игр, поставленные хозяином задачи должны быть обязательно выполнены независимо от желания пса. Приготовьтесь к тому, что собака достаточно часто будет воспринимать приказы как неприятную обязанность.

Еще один способ привлечь внимание пса - обычное общение с ним (не командуя), например: «Пойдем туда, посмотрим, что там» и т. д. Такое ваше поведение наверняка заинтересует собаку, она не станет слушать вполуха, а будет внимательно, следить за действиями хозяина.

При обучении собаки концентрации внимания придерживайтесь определенных правил:

  • убедитесь, что место для занятий с собакой безопасно: отсутствуют посторонние предметы, которые могут травмировать пса; вблизи нет автомобильных и железных дорог; осмотрите и еще раз проверьте правильность подгонки снаряжения (не туговат ли ошейник или шлейка);
  • строго соблюдайте методику выполнения упражнений, для чего предварительно составьте план занятий, учитывая индивидуальные особенности пса;
  • во время занятий обязательно делайте перерывы; способность собаки концентрировать внимание зависит от ее возраста: более молодому псу нужно давать отдыхать;
  • правильно кормите собаку: если по содержанию питательных веществ рацион сбалансирован, у пса сохранится достаточное количество энергии для учебы; не забывайте о физических нагрузках для собаки: они улучшают обмен веществ и укрепляют здоровье, что положительно сказывается на кровообращении мозга, от которого напрямую зависит состояние внимания;
  • не практикуйте очень длительные упражнения, особенно если собака не обладает достаточным вниманием; выполняйте короткие упражнения, но часто и регулярно.

Перед началом упражнений на увеличение концентрации установите для себя и собаки определенный распорядок дня. Постарайтесь разделить день на части (обучение и отдых), чтобы они равномерно чередовались. В процессе обучения постарайтесь добиться, чтобы собака выполняла поставленную задачу до конца не отвлекаясь (следите за раздражителями). Более сложные задания осваивайте в начале занятий, когда пес еще не устал. При явных признаках утомления делайте паузы для отдыха.

После того как вы установили общие правила развития внимания собаки к вам, наступит время пристально присмотреться к себе. Для того чтобы успешно работать с собакой, вы должны стать выдержанным, спокойным и терпеливым. Это крайне важно! Если вы научитесь контролировать свои эмоции, то уже этим заставите собаку внутренне собраться. Если вы невыдержанны, беспокойны, нетерпеливы, не умеете сдерживать себя, тогда чего вы ждете от собаки? Все негативные составляющие вашего поведения непременно передадутся собаке.

При формировании концентрации внимания позаботьтесь об отсутствии как внутренних (потребность оправиться, усталость, недомогание, страх, нервозность), так и внешних (другие собаки, животные, посторонние люди) раздражителей.

Подобные недостатки вы можете устранить специальными упражнениями на развитие внимания: периодически произносите кличку пса; показывайте игрушку; знакомьте с новыми предметами; совместно изучайте новую местность; разговаривайте с собакой; издавайте различные звуки и т. д.

Попробуйте обратить на себя внимание изменением положения туловища (поверните плечи, поднимите руки, присядьте). Такие упражнения старайтесь выполнять как можно чаще. Никогда не поощряйте собаку за мимолетное внимание к вам (подбежала, получила лакомство и убежала). Поощряйте пса словом, если он просто подошел, а если позвали - обязательно посадите с помощью команды и поощрите.

Помните, что без команд управлять собакой почти невозможно. Отрабатывайте навык ее реагирования на хозяина тогда, когда собака чем-то отвлечена и не смотрит на вас либо находится вне зоны видимости. Классика обучения - произнесение клички собаки для привлечения ее внимания перед подачей какой-либо команды. Вместо этого можно подавать сигналы свистком, манком для уток, «гремучкой», хлопнуть в ладоши или по бедру.

Подключите свои творческие способности и постарайтесь, чтобы собаке с вами было интересно.

Если при всех ваших усилиях собака не особо обращает на вас внимание и постоянно отвлекается, обязательно попытайтесь установить причину такого поведения и найти способы повышения концентрации ее внимания. Причины могут быть разные: плохое состояние здоровья, физические и психические травмы, ваши ошибки в воспитании, нездоровая обстановка в семье хозяина, нарушения методики и техники обучения собаки. Помните, что любое полезное качество собаки необходимо развивать и тренировать, тогда его стабильное проявление станет для вас хорошим помощником.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека