Как оформлять 27 задание егэ по биологии.

Пресинтетический-рост клетки, синтез РНК, белков, АТФ-2п2с

Синтетический- репликация ДНК, процессы обмена веществ-2п4с

Постсинтетический- синтез РНК и белков, затухают обменные процесы, накапливается АТФ-2п4с

Митоз - непрямое деление соматических клеток

Репликация ДНК происходит в синтетическом периоде интерфазы

Профаза

Набор хромосом- 2п; число ДНК-4с

Хромосомы представлены двумя хроматидами, поэтому число ДНК в 2 раза больше, чем число хромосом

Метафаза

Хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид, располагаются на экваторе клетки- 2п4с

Анафаза:

Центромера делится, и нити веретена деления растягивают отделившиеся друг от друга хроматиды к противоположным полюсам

Сестринские хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки и становятся самостоятельными хромосомами из гомологичной пары

Набор 2п2с у каждого полюса клетки , т.к. в анафазе сестринские хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки и становятся самостоятельными хромосомами

В клетке 4п набор хромосом. Т.к. каждая хромосома разделилась на хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, число молекул ДНК- 4с, т.к. число молекул ДНК в клетке с момента синтетического периода интерфазы не изменилось

Телофаза

Набор хромосом- 2п; число ДНК-2с

Дочерние хромосомы представлены одной хроматидой, поэтому число хромосом и ДНК одинаково

Мейоз

Перед началом мейоза I ДНК реплицируется, и каждая хромосома состоит их двух хроматид, но число хромосом не меняется

Перед началом деления в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется, каждая хромосома состоит из сестринских хроматид

Перед началом мейоза – 2п4с клетка имеет диплоидный набор хромосом, количество ДНК удвоилось за счет репликации в интерфазу

Первое деление-редукционое деление, в конце мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшается вдвое- п2с

Профаза I

Гомологичные хромосомы, сближаясь, образуют структуру, состоящую из двух хромосом (бивалент) и четырех хроматид (тетрада)

Соприкосновение двух гомологичных хромосом по всей длине называется конъюгацией, в процессе конъюгации м/у хроматидами гомологичных хромосом может происходить обмен уч-ками (кроссинговер)- 2п4с

Метафаза I

По экватору клетки расположены пары гомологичных хромосом (биваленты), в клетке 2п набор хромосом, Т.к. имеются пары гомологичных хромосом, число молекул ДНК -4с, т.к. каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК

2п4с- гомологичные хромосомы попарно располагаются над и под плоскостью экватора, веретено деления сформировано

Анафаза I

Произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы двухроматидные

К полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из двух хроматид

Телофаза I

В телофазе мейоза I образуются клетки, имеющие гаплоидный набор удвоенных хромосом

    В конце телофазы мейоза I набор хромосом-п; число ДНК-2с

Интеркинез-небольшая пауза м/у делениями

Перед началом мейоза II после редукционного деления мейоза I число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза

Второе деление- эквационное деление

Профаза II

Метафаза II

Анафаза II

В анафазе мейоза II в дочерние клетки разошлись сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК

2п2с- образуются хроматиды, число хромосом в клетке становится диплоидным, но на каждом полюсе формируется гаплоидный набор

Телофаза II

Формируются дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом- пс

В конце телофазы мейоза II набор хромосом – п, число ДНК-1с

| Биология Реальные задания 27 1. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и спор папоротника? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются? 1. Хромосомный набор клеток листьев папоротника2n (взрослое растение– спорофит). 2. Хромосомный набор спор папоротника1n, формируется из клеток взрослого растения(спорофит) мейозом. 3. Споры формируются из клеток спорофита мейозом. Клетки листьев формируются из клеток спорофита митозом, спорофит развивается из зиготы митозом. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Какой хромосомный набор имеют клетки чешуи женских шишек и мегаспора ели. Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются? 1. Хромосомный набор клеток чешуй женских шишек ели2n (взрослое растение– спорофит). 2. Хромосомный набор мегаспоры ели1n, формируется из клеток взрослого растения(спорофит) мейозом. 3. Клетки чешуй женских шишек формируются из клеток спорофита митозом, спорофит развивается из зародыша семени митозом. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. В соматических клетках дрозофилы содержится8 хромосом. Определите, какое число хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах в интерфазе и метафазе мейозаI. 1. Соматические клетки дрозофилы имеют набор хромосом­ 2n, набор ДНК­ 2с; 8 хромосом8 ДНК. 2. Перед мейозом(в конце интерфазы) произошла репликация ДНК, набор хромосом остался неизменным, но каждая хромосома теперь состоит из двух хроматид. Следовательно, набор хромосом­ 2n, набор ДНК­ 4с; 8 хромосом16 ДНК. 3. В метафазеI мейоза набор хромосом и ДНК остается неизменным(2n4с). По экватору клетки выстраиваются пары гомологичных хромосом(биваленты), к центромерам хромосом прикрепляются нити веретена деления. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Какой хромосомный набор у спор и гамет хвоща полевого? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются? 1. Хромосомный набор спор хвоща полевого1n. 2. Хромосомный набор гамет хвоща полевого1n. 3. Споры формируются из клеток спорофита(2n) мейозом. Гаметы(половые клетки) формируется из клеток гаметофита(1n) митозом. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Определите, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка. 1. Хромосомный набор макроспоры1n. 2. Хромосомный набор яйцеклетки1n. 3. Макроспоры формируются из клеток спорофита(2n) мейозом. Яйцеклетка(половая клетка, гамета) формируется из клеток гаметофита(1n) митозом. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце мейозаI и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. 1. Соматические клетки пшеницы имеют набор хромосом­ 2n, набор ДНК­ 2с; 28 хромосом28 ДНК. 2. В конце мейозаI (телофаза мейозаI) набор хромосом­ 1n, набор ДНК­ 2с; 14 хромосом28 ДНК. Первое деление мейоза– редукционное, в каждой получившейся клетке гаплоидный набор хромосом(n), каждая хромосома состоит из двух хроматид(2с); гомологичные хромосомы в обособленных ядрах отсутствуют, так как в анафазу мейоза1 гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки. 3. В конце мейозаII (телофаза мейозаII) набор хромосом­ 1n, набор ДНК­ 1с; 14 хромосом14 ДНК. В каждой получившейся клетке гаплоидный набор хромосом(n), каждая хромосома состоит из одной хроматиды(1с), так как в анафазеII мейоза к полюсам расходятся сестринские хроматиды(хромосомы). _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор(n) и число молекул ДНК(с) в ядре клетки при гаметогенезе в метафазеI мейоза и анафазеII мейоза. Объясните результаты в каждом случае. 1. В метафазеI мейоза набор хромосом­ 2n, число ДНК­ 4с 2. В анафазеII мейоза набор хромосом­ 2n, число ДНК­ 2с 3. Перед мейозом(в конце интерфазы) произошла репликация ДНК, следовательно, в метафазаI мейоза число ДНК увеличено в два раза. 4. После первого редукционного деления мейоза в анафазеII мейоза к полюсам расходятся сестринские хроматиды(хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК. (Ключ эксперта ЕГЭ) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТГГАААААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать центральному антикодону этой тРНК? Какая аминокислота будет транспортироваться этой тРНК? Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. Принцип комплементарности: А­Т(У), Г­Ц. 1. Нуклеотидная последовательность участка(центральная петля) тРНК - ААЦ­ЦУУ­УУУ­ГЦЦ­ УГА; 2. Нуклеотидная последовательность антикодона(центральный триплет) тРНК - УУУ, что соответствует кодону иРНК– ААА. 3. Эта тРНК будет транспортировать аминокислоту– лиз. Аминокислота определена по таблице генетического кода(иРНК). _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следующую нуклеотидную последовательность: ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ. Определите нуклеотидную последовательность двуцепочной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте молекулы ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь двуцепочной ДНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. Принцип комплементарности: А­Т(У), Г­Ц. 1. РНК вируса: ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ ДНК1 цепь: ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ АЦЦ ДНК2 цепь: ГТГ ААА ГАТ ЦАТ ГЦГ ТГГ 2. иРНК ЦАЦ УУУ ЦУА ГУА ЦГЦ АЦЦ(построена по принципу комплементарности по второй цепи молекулы ДНК) 3. Последовательность аминокислот: гис– фен– лей– вал– арг– тре(определена по таблице генетического кода(иРНК).

Задание относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ получишь 3 балла .

На решение примерно отводится до 10-20 минут .

Для выполнения задания 27 по биологии необходимо знать:

  1. Типы задач по цитологии, которые встречаются в заданиях:
    • 1 тип - связан с определением процентного содержания нуклеотидов в ДНК
    • 2 тип - расчетные задачи, посвященные определению количества аминокислот в белке, а также количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК.
    • 3, 4 и 5 типы - посвящены работе с таблицей генетического кода, требуют знаний по процессам транскрипции и трансляции.
    • 6 тип - основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза,
    • 7 тип - проверяет усвоения материала по диссимиляции в клетке эукариот.
  2. Требования к решению задач:
    • Ход решения должен быть последовательным процессам, протекающим в клетке.
    • Каждое действие обосновывать теоретически.
    • Цепи ДНК, иРНК, тРНК прямые, символы нуклеотидов четкие, расположены на одной линии по горизонтали.
    • Цепи ДНК, иРНК, тРНК размещать на одной строке без переноса.
    • Ответы выписывать в конце решения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области «Разбор 27 задания части С ЕГЭ по биологии» Подготовила: учитель биологии и химии МБОУ «Карповская СОШ» Чиркова Ольга Александровна 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Задание 27. Задача по цитологии. Биосинтез белка Задача 1. Фрагмент цепи и-РНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦУЦАЦЦГЦАГУА. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 27. Задача по цитологии. Биосинтез белка Алгоритм решения 1. Внимательно прочти задание. Определи, что требуется выполнить. 2. Сделайте запись по плану: ДНК и-РНК Ц У Ц А Ц Ц Г Ц А Г У А т-РНК Аминокислоты 3. Запишите последовательность цепи ДНК. Для этого используйте принцип комплементарности (цитозин - гуанин, урацил - аденин (в ДНК азотистого основания урацил нет). ДНК Г А Г Т Г Г Ц Г Т Ц А Т и-РНК Ц У Ц А Ц Ц Г Ц А Г У А т-РНК Аминокислоты 4. Запишите нуклеотидную последовательность т-РНК используя принцип комплементарности. ДНК Г А Г Т Г Г Ц Г Т Ц А Т и-РНК Ц У Ц А Ц Ц Г Ц А Г У А т-РНК Г А Г У Г Г Ц Г У Ц А У Аминокислоты

4 слайд

Описание слайда:

5. Определите нуклеотидную последовательность молекулы белка по таблице генетического кода. Правила пользования таблицей приводятся в экзаменационном материала. Для кодона ЦУЦ соответствует аминокислота ЛЕЙ, для кодона АЦЦ соответствует аминокислота ТРЕ. Дальнейшее выполнение работы происходит по плану. 6. ДНК Г А Г Т Г Г Ц Г Т Ц А Т и-РНК Ц У Ц А Ц Ц Г Ц А Г У А т-РНК Г А Г У Г Г Ц Г У Ц А У Аминокислоты лей тре ала вал Задание выполнено

5 слайд

Описание слайда:

Задача 2. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГЦЦГТЦАААА. Задание 27. Задача по цитологии. Биосинтез белка

6 слайд

Описание слайда:

Алгоритм решения 1. Внимательно прочти задание. Определи, что требуется выполнить. 2. Сделайте запись по плану: ДНК Г Т Г Ц Ц Г Т Ц А А А А и-РНК т-РНК Аминокислоты 3. Запишите последовательность цепи и-РНК. Для этого используйте принцип комплементарности (цитозин - гуанин, аденин – урацил) ДНК Г Т Г Ц Ц Г Т Ц А А А А и-РНК Ц А Ц Г Г Ц А Г У У У У т-РНК Аминокислоты 4. Запишите нуклеотидную последовательность т-РНК используя принцип комплементарности ДНК Г Т Г Ц Ц Г Т Ц А А А А и-РНК Ц А Ц Г Г Ц А Г У У У У т-РНК Г У Г Ц Ц Г У Ц А А А А Аминокислоты 5. Определите нуклеотидную последовательность молекулы белка по таблице генетического кода. Правила пользования таблицей приводятся в экзаменационном материала. Запомните таблица Генетического кода и-РНК.

7 слайд

Описание слайда:

Для кодона ЦАЦ соответствует аминокислота ГИС, для кодона ГГЦ соответствует аминокислота ГЛИ, для АГУ – СЕР, для УУУ - ФЕЛ 6. ДНК Г Т Г Ц Ц Г Т Ц А А А А и-РНК Ц А Ц Г Г Ц А Г У У У У т-РНК Г У Г Ц Ц Г У Ц А А А А Аминокислоты гис гли сер фен Задание выполнено

8 слайд

Описание слайда:

Задача 3. Последовательность нуклеотидов фрагмента цепи ДНК ААТГЦАГГТЦАЦ. Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК, аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Используйте таблицу генетического кода Задание 27. Задача по цитологии. Биосинтез белка

9 слайд

Описание слайда:

Алгоритм решения 1. Внимательно прочти задание. Определи, что требуется выполнить. 2. Сделайте запись по плану. ДНК А А Т Г Ц А Г Г Т Ц А Ц и-РНК У У А Ц Г У Ц Ц А Г У Г Аминокислоты Лей Арг Про Вал 3. В задании не сказано, что необходимо определять т-РНК, следовательно, сразу определяем аминокислотную последовательность. 4. Определяем аминокислотную последовательность, при выпадении второго триплета нуклеотидов. Аминокислотная последовательность будет иметь вид: Лей – Про – Вал.

10 слайд

Описание слайда:

Задача 4. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов АГГТТЦАЦЦЦГА. В процессе мутации четвертый нуклеотид изменен на «Г». определите последовательность нуклеотидов на исходной и измененной и-РНК, а также последовательность аминокислот в исходном и измененном белке. Изменится ли состав и свойства нового белка? Задание 27. Задача по цитологии. Биосинтез белка

11 слайд

Описание слайда:

Алгоритм решения 1.Внимательно прочти задание. Определи, что требуется выполнить. 2. Сделайте запись по плану. ДНК А Г Г Т Т Ц А Ц Ц Ц Г А и-РНК У Ц Ц А А Г У Г Г Г Ц У Аминокислоты Сер Лиз Три Ала 3. В задании не сказано, что необходимо определять т-РНК, следовательно, сразу определяем аминокислотную последовательность. 4. По заданию четвертый нуклеотид изменен на «Г», делаем изменение и определяем последовательность и-РНК и аминокислот в новом белке. ДНК А Г Г Г Т Ц А Ц Ц Ц Г А и-РНК У Ц Ц Ц А Г У Г Г Г Ц У Аминокислоты Сер Глн Три Ала Аминокислотная последовательность в молекуле белка изменилась, следовательно изменится и функция выполняемая данным белком. Задание выполнено

12 слайд

Описание слайда:

Задача 5. В биосинтезе белка участвовали т-РНК с антикодонами: УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин, гуанин, тимин, цитозин в двухцепочечной молекуле ДНК. Задание 27. Задача по цитологии. Биосинтез белка

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм решения 1.Внимательно прочти задание. Определи, что требуется выполнить. 2. Сделайте запись по плану. т-РНК УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ и – РНК ААУ ЦЦГ ГЦГ УАА ГЦА 1-ая ДНК ТТА ГГЦ ЦГЦ АТТ ЦГТ 2-ая ДНК ААТ ЦЦГ ГЦГ ТАА ГЦА 3. Подсчитать в двух цепочках ДНК число аденинов, цитозинов, тиминов и гуанинов. А-Т = 7 Г-Ц = 8 Задание выполнено

14 слайд

Описание слайда:

Задание 27. Задача по цитологии. Деление клеток Типы задач Определение количества хромосом и молекул ДНК в различных фазах митоза или мейоза. Определение набора хромосом клеток, образующихся на определенных стадиях гаметогенеза у животных или растений. Определение набора хромосом растительных клеток, имеющих различное происхождение Для решения задач необходимо знать процессы, которые происходят с хромосомами при подготовке клетки к делению; события, которые происходят с хромосомами во время фаз митоза и мейоза; сущность митоза и мейоза; процессы гаметогенеза у животных циклы развития растений

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Задание 27. Задача по цитологии. Деление клеток Рекомендации: Внимательно прочитать условие задачи. Определить, о каком способе деления клетки идет речь в задаче. Вспомнить события фаз деления, о которых идет речь в задаче. Если в задаче имеются количественные данные, подсчитать и записать количество хромосом и молекул ДНК для каждой стадии

20 слайд

Описание слайда:

Задача 1. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в профазе, анафазе и после завершения телофазы митоза. Объясните полученные результаты Алгоритм решения 1) При подготовке клетки к делению происходит репликация ДНК, число хромосом не меняется, число молекул ДНК увеличивается в 2 раза, поэтому число хромосом 8 , молекул ДНК–16. 2)В профазе митоза хромосомы спирализуются, но их количество не меняется, поэтому число хромосом 8 ,молекул ДНК –16. 3) В анафазе митоза к полюсам расходятся хроматиды хромосом, у каждого полюса –диплоидное число однохроматидных хромосом, но разделения цитоплазмы еще не произошло, поэтому в целом в клетке 8 хромосом и 16 молекул ДНК. 4) Телофаза митоза завершается разделением цитоплазмы, поэтому в каждой образовавшейся клетке 8 хромосом и 8 молекул ДНК Задание 27. Задача по цитологии. Деление клеток

21 слайд

Описание слайда:

Задание 27. Задача по цитологии. Деление клеток Задача 2. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников при овогенезе в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните полученные результаты на каждом этапе. Алгоритм решения 1) перед началом деления в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется - 60, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, поэтому число молекул ДНК - 120; число хромосом - 60; 2) мейоз I - редукционное деление, поэтому число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза, поэтому после мейоза I число хромосом - 30; число молекул ДНК - 60.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 27. Задача по цитологии. Деление клеток Задача 3. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в ядре клетки при гаметогенезе в метафазе I мейоза и анафазе II мейоза. Объясните результаты в каждом случае. Алгоритм решения 1) В метафазе I мейоза набор хромосом - 2n, число ДНК - 4с 2) В анафазе II мейоза набор хромосом - 2n, число ДНК - 2с 3) Перед мейозом (в конце интерфазы) произошла репликация ДНК, следовательно, в метафаза I мейоза число ДНК увеличено в два раза. 4) После первого редукционного деления мейоза в анафазе II мейоза к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК.

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (10-11) (баз.)

Линия УМК Пономаревой. Биология (10-11) (Б)

Биология

ЕГЭ по биологии-2018: задание 27, базовый уровень

Опыт показывает: высокий балл ЕГЭ по биологии получить легче, если максимально аккуратно решать задачи базового уровня. К тому же, по сравнению с прошлым годом даже базовые задания несколько усложнились: они требуют более полного, распространенного ответа. Решение придет к учащемуся, если он немного поразмышляет, даст пояснения, приведет аргументы.
Вместе с экспертом разбираем примеры типичных задач линии № 27, уточняем алгоритм решения, рассматриваем разные варианты задач.

Задание 27: что нового?

Часть заданий этой линии изменилась: теперь чаще требуется предсказать последствия мутации участка гена. В первую очередь будут встречаться варианты заданий на генные мутации, но и хромосомные, и геномные мутации тоже уместно повторить.

В целом, задание № 27 в этом году представлено очень разнообразными вариантами. Часть заданий связана с синтезом белка. Здесь важно понимать: алгоритм решения задачи зависит от того, как она сформулирована. Если задание начинается со слов «известно, что все виды РНК транскрибируются на ДНК» - это одна последовательность синтеза, но может быть предложено и просто синтезировать фрагмент полипептида. Независимо от формулировки, крайне важно напомнить ученикам, как правильно писать последовательности нуклеотидов ДНК: без пробелов, дефисов и запятых, сплошной последовательностью знаков.

Чтобы грамотно решать задачи, нужно внимательно читать вопрос, обращая внимание на дополнительные комментарии. Вопрос может звучать так: какие изменения могут произойти в гене в результате мутации, если в белке одна аминокислота заменилась на другую? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Может быть также дано задание восстановить фрагмент ДНК в соответствии с мутацией.

Если в задаче встречается формулировка «объясните, используя свои знания о свойствах генетического кода», уместно будет перечислить все свойства, которые известны учащимся: избыточность, вырожденность, неперекрываемость и т.д.

Какие темы должны быть изучены, чтобы успешно решать задачи 27 линии?

  • Митоз, мейоз, циклы развития растений: водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных.

  • Микроспорогенез и макроспорогенез у голосеменных и покрытосеменных.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Как вести подготовку?

  1. Покажите учащимся схемы и алгоритмы: как у растений образуются споры и гаметы, как у животных - гаметы и соматические клетки. Полезно просить учеников смоделировать самостоятельно схемы митоза и мейоза: это позволяет понять, почему гаплоидные клетки, образовавшиеся при мейозе, позже становятся диплоидными.

  2. Включите зрительную память. Полезно запоминать иллюстрации базовых схем эволюции жизненного цикла различных растений - например, цикл чередования поколений у водорослей, папоротников, мохообразных. Неожиданно, но вопросы, связанные с жизненным циклом сосны, почему-то часто вызывают затруднения. Сама по себе тема не сложна: достаточно знать о микроспорангиях и мегаспорангиях, что образуются они мейозом. Необходимо понимать, что шишка сама по себе диплоидна: для педагога это очевидно, а для ученика - не всегда.

  3. Обратите внимание на нюансы формулировок. При описании некоторых вопросов нужно вносить уточнения: в жизненном цикле бурых водорослей наблюдается чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорафита с преобладанием последнего (так мы избавимся от возможных придирок). Нюанс в теме жизненного цикла папоротников: объясняя, из чего и каким образом образуются споры, можно ответить по-разному. Один вариант - из клеток спорагона, а другой, более удобный, - из материнских клеток спор. Оба ответа удовлетворительны.

Разбираем примеры задач

Пример 1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ТТТГЦГАТГЦЦЦГЦА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могут произойти в гене в результате мутации в, если в белке третья аминокислота заменилась на аминокислоту ЦИС? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ поясните, используя таблицу генетического кода.

Решение. Эта задача легко раскладывается на элементы, которые составят правильный ответ. Лучше всего действовать по проверенному алгоритму:

  1. определяем последовательность аминокислот во фрагменте;

  2. пишем, что произойдет при замене одной аминокислоты;

  3. делаем вывод, что имеет место вырожденность генетического кода: одна аминокислота кодируется более чем одним триплетом (здесь нужен навык решения подобных задач).

Пример 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Решение. Перед нами классическая, всем известная задача по цитологии. Здесь важно запомнить: если в задаче просят определить хромосомный набор и число молекул ДНК, к тому же показывают цифры - не ограничивайтесь формулой: обязательно указывайте числа.

В решении обязательны этапы:

  1. указать начальное число молекул ДНК. В данном случае это 56 - так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется;

  2. описать анафазу мейоза I: к полюсам расходятся гомологичные хромосомы;

  3. описать анафазу мейоза II: число молекул ДНК - 28, хромосом - 28, к полюсам расходятся сестринские хроматиды-хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.

В такой формулировке, ответ, скорее всего, принесет желаемый высокий балл.


Пример 3. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

Решение. Задача сформулирована прозрачно, ответ прост и легко разбивается на компоненты:

  1. клетки пыльцевого зерна и спермии имеют гаплоидный набор хромосом;

  2. клетки пыльцевого зерна развиваются из гаплоидных спор - митозом;

  3. спермии - из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки), тоже митозом.

Пример 4. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Решение. Задача решается по ранее описанному алгоритму. В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК 120, хромосом - 60; после мейоза I-соответственно 60 и 30. Важно отметить в ответе, что перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, а число хромосом не изменяется; мы имеем дело с редукционным делением, поэтому число ДНК уменьшается в 2 раза.


Пример 5. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Решение. Это тот самый тип задачи, где ответ легко раскладывается на три элемента:

  1. указываем набор хромосом заростка n, гамет - n;

  2. обязательно указываем, что заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза, а гаметы - на гаплоидном заростке, путем митоза;

  3. поскольку точное число хромосом не указано, можно ограничиться формулой и писать просто n.

Пример 6. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ.

Решение. Как вы могли заметить, в подобных задачах точно просматривается число критериев ответа. В данном случае они такие: определить набор хромосом; определить его в определенных фазах -и обязательно дать объяснения. Логичнее всего в ответе давать пояснения после каждого числового ответа. Например:

  1. даем формулу: перед началом мейоза набор хромосом и днк равен 2n4c; в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК;

  2. в анафазе мейоза число хромосом не изменяется и равно 2n4c;

  3. в профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c. Следовательно, на этом этапе мы имеем 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Выучить можно все что угодно, но важнее научиться размышлять и применять выученные знания. иначе набрать адекватные проходные баллы не получится. во время учебного процесса уделите внимание формированию биологического мышления, научите учеников пользоваться адекватным для предмета языком, работать с терминологией. Нет смысла использовать в параграфе учебника термин, если он не будет работать в следующие два года.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека