Хороводная игра «Плетень». Осенние игры в детском саду

– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.

С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.

Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.

Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.

Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:

Дети:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:

сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.

А еще я принесла корзину со своими дарами.

Принесла вам мёду

Полную колоду.

Осень:

Принесла я вам муки,

Значит, будут пироги.

Осень:

Принесла вам гречки,

Каша будет в печке.

Осень:

Принесла вам фруктов, ягод!

Мы варенья сварим на год!

Дети:

Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень:

Дождику вы рады?

Дети:

Не хотим, не надо.

После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.

Игра «Карусель» в детском саду

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.

Игра «Плетень» в детском саду

Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.

В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.

Игра «Светофор» в детском саду

Развивает внимательность и быстроту реакции.

Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.

Игра «Дождик» в детском саду

Позволяет развивать внимательность и ритмику.

Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

(3 хлопка в ладоши)

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

(по 3 притопа каждой ногой)

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем

(3 прыжка на месте)

Игра «Пузырь» в детском саду

Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.

Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.

Раздувайся, пузырь!

(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)

Раздувайся, большой…

Оставайся такой

И не лопайся!

(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)

(начинают сходится к центру круга)

Игра «Ловишки» в детском саду

Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.

Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.

Рубрика:

Подвижная игра « БЫСТРО ШАГАЙ!»

На одном конце площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играю­щим, лицом к стене, становится во­дящий. Он закрывает лицо руками и говорит:

Быстро шагай! Смотри не зе­вай! Стоп!

Пока водящий произносит эти сло­ва, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они долж­ны немедленно остановиться и заме­реть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сде­лал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. За­пятнанный становится водящим.

Подвижная игра « ПЛЕТЕНЬ»

Играющие разбиваются на две команды и строятся в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10-15 шагов.

Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого на­до, скрестив руки перед собой, со­единить свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую-спра­вой рукой соседа справа.

Когда ребята это усвоят, обе шеренги, опустив руки, движутся на­встречу друг к другу со словами:

Раз, два, три, четыре.

Мы читаем и считаем,

На луну слетать мечтаем…

Повторяя эти же слова, шеренги возвращаются обратно. Руководитель подает свисток. Ребята разбегаются, образуют один общий круг на сере­дине площадки и весело пляшут под музыку. По второму свистку они должны вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя плетень.

Русская народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель : Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

По божьей росе,

По поповой полосе

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

Дети: Ах ты, дедушка Рожок,

На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

Русская народная игра «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

Татарская народная игра «Татарский плетень»

Цель: учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:

“Вейся, ты вейся, капуста моя!

Вейся, ты вейся, вилковая моя!

Как мне капусте не виться,

Как мне вилковой не свиться!”.

Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя.

Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

Мордовская народная игра «Бег по стволу»

Цель: закрепить навык равновесия; ходьба и бег с меняющимся темпом движения.

Описание игры:

Произносятся слова:

“Белая береза,

Чёрная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой.

Поворачивай! Не стой!”

Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряя темп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)

Методические указания: не толкаться, соблюдать дистанцию.

Русская народная игра «Игровая»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Русская народная игра «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Художественное слово:

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп - гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы, -

Рысью-рысью, конь мой милый!

Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

Русская народная игра «Скакалка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Правила игры:

Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

Русская народная игра «Мороз красный нос»

Цель:

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная игра «Два Мороза»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Играющие ходят по игровой площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто­роне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Русская народная игра «Жмурки»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

Башкирская игра «Конное состязание»

Цель : развитие быстроты; согласованность в движениях;

Соревновательный момент.

Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).

Методические указания: пары бегут прямо, не пересекая дорогу другим, не тянуть сильно “наездника”.

Русская народная игра «В ногу»

Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.

Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Русская народная игра «Ястреб»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.

Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Варианты:

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой.

Русская народная игра «Бубенцы»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

Русская народная игра «Матушка Весна»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку

Русская народная игра «Пирог»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Русская народная игра «Малечина-Калечина»

Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.

Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Варианты: Палку можно держать по-разному:

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.

2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.

3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

Русская народная игра «Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

Стёпой! - отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская народная игра «Салки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я - салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я - салка!»

Игра повторяется.

Правила игры:

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Башкирская игра «Ласточки и ястребы»

Цель: развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание.

Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.

Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).

Русская народная игра «Ткачиха»

Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха,

Ткать умею лихо, лихо.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

Русская народная игра «Медведь»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».

«Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

Русская народная игра «Горелочки с платочком»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Русская народная игра «Хромая лиса»

Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе для ГМО

Тема: Семейная викторина «Знатоки родного города».

Цели: обобщить, систематизировать и расширить знания детей о своем городе, стране; воспитывать чувство любви и уважения к своему родному городу, Родине; желание лучше узнать ее историю; привлечь к участию в викторине родителей.

Предварительная работа :беседы о достопримечательностях родного города, о героическом прошлом Ржева во время войны, рассматривание книг, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен о Ржеве, рисование на тему «Мой любимый город», работа над понятиями «Родина», «малая родина», работа с родителями (подборка литературы, создание герба своей семьи).

Ход викторины

Звучит песня «С чего начинается Родина ...».

Ведущий: - Добрый день, дорогие гости! Сегодня в нашем музыкальном зале открывается клуб знатоков родного города., в котором принимают участие дети подготовительной к школе группы, родители и вы, уважаемые болельщики.

Представление участников команд и жюри. Капитаны команд представляют свое название и эмблему.

Сейчас прозвучала замечательная песня «С чего начинается Родина». Скажите пожалуйста, а что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья…)

Ребенок: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

А как называется наша Родина, наша страна? (Россия). Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Она простирается от Северного Ледовитого океана до южного Черного моря., на востоке доходит до Тихого океана. (показать на карте).

Ребенок: Здесь – мороз, а там – жара,

Урожай снимать пора.

Там – закат, а здесь – рассвет,

Там садятся за обед.

В горы нас везет ишак,

В тундре – упряжь из собак,

А в пустыне могут люди

Ездить только на верблюде.

Да, действительно, страна наша очень большая. Когда в одной части ее люди ложатся спать, в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части может идти снег. А в другой – светить яркое солнце.

Песня «У моей России».

Начнем мы нашу викторину с небольшой разминки. Сначала я предлагаю ответить на вопросы только родителям.

1. Официальная эмблема государства. (герб).

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (страна)

3. Объясните значение слова «патриотизм» (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

4.Что означают цвета на флаге России?

А теперь вопросы детям.

1. Назовите главный город России (Москва)

2. Как называется главная площадь страны? (Красная)

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Малая Родина – это часть большой страны, в которой живет наш народ.

Вопросы детям: 1. Как называется область, в которой мы живем? (Тверская).

2. Какое название носит областной центр? (Тверь).

На карте огромной страны Тверская область занимает скромное место, но мы легко отыщем ее, потому что именно здесь рождается Волга – одна из самых больших и знаменитых рек. И на этой земле много веков назад был основан чудесный город, в котором нам посчастливилось родиться и жить.

С двух сторон по Волге, на краю Валдая,

Город встал с названьем, рожь напоминая.

То ли корень Ржева – ржавая водица,

То ли слышен отзвук ржанья кобылицы.

Ржевичи – вояки был народ из гордых,

Угрожали Ржеву Чингиз – хана орды,

Рыцари в доспехах к Ржеву подходили,

Удалой Мстиславич – первый князь во Ржеве,

Отстоял наш город – бил врагов во гневе.

А потом наследством князь распоряжался,

Левый берег князю Федору достался.

Ну а князь Димитрий правый берег принял,

Так все и осталось до сих пор поныне.

А теперь наш город выше стал и краше,

Слава предкам гордым – ржевитянам нашим! (Роман Леонов)

Создал господь бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни. Хорошо получилось.

Потом призадумался: «А какими бы богатствами одарить каждое место на земле?» И решил – соберу все подарки и отправлюсь путешествовать. Пришел на Урал – подарил ему камни самоцветные. Оказался в Восточной Сибири – оставил там уголь и руду железную, Кавказу подарил минеральные источники, южным областям – сады и виноградники.

Когда же на Ржевской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу полмешка подарков. Тут тебе и леса богатые, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего…

Тысячи безымянных ключей бьют из нашей щедрой земли. Одному из них выпала великая судьба стать могучей рекой, символизирующей Россию. По нашим Тверским лугам делает она первые робкие шаги, на нашей земле она становится полноводной, здесь она становится труженицей. Волга – река – красавица! Волга – река – кормилица! Так называют ее русские люди.

Вопросы командам:

1.Что кроме рыбы добывали в древности в Волге? (жемчуг)

2.Покажите на карте России Волгу, начиная с того места, откуда она берет свое начало.

3.Какими ремеслами славилась земля ржевская? Чем занимались наши предки? (крестьяне обрабатывали землю, выращивали лен, занимались деревообработкой (прялки), гончарным ремеслом (посуда из глины), плели лапти из бересты, лыка, рыболовство и плетение сетей, веревок из конопли, из которых затем изготавливали морские канаты, торговали хлебом, железом, пеньковыми веревками).

4.Что было в старину на месте обелиска? (красивый Успенский собор – самое высокое здание в городе)

5.Сколько раньше было церквей во Ржеве? (22). Сколько их осталось сейчас? (5).

Над тихой речкою на круче

Стоял купеческий наш Ржев.

Висел над городом тягучий

Протяжный звон колоколов.

6.Где мы многое можем узнать об истории нашего города? (в краеведческом музее).

Молодцы! Очень много вы знаете о древнем городе Ржеве. Да наши предки славно трудились, а в свободное время, конечно же, гуляли. Самым большим праздником у ржевитян был Петров день (отмечался в середине июля). Люди отдыхали, веселились, играли в различные игры.

Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем.

Хороводная игра «Плетень».

Жюри подводит итоги.

Испокон веков славились наши места богатыми лесами. Самое красивое и нежное дерево нашего леса – это, конечно же, … (береза). Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная.

Ребенок: Березка, лебедь белая, Из – за тебя, красивая,

Рядком с тобой стою, Светло в лесу моем.

Тебе, моя несмелая, Зеленая, раздольная,

Я песенку пою. Ты гибче камыша.

Как ты стоишь, счастливая, Березка белоствольная

Веселым летним днем. Ну всем ты хороша!

Хоровод «Березка».

А теперь следующий конкурс. Все вы знаете, что каждая страна, каждый город имеет свои символы, одним из которых является герб.Задание так и называется «Собери герб». (кто быстрее сложит правильно герб из восьми деталей).

Каждая семья, участвующая в нашей викторине, заранее получила задание: нарисовать свой семейный герб. Ведь семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами. Визитные карточки своих семей сейчас представят мамы как хранительницы своего государства.

Ребята, скажите, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Республиканская). А вот чтобы узнать, как эта улица называлась в старину, выполните задание: расположите буквы по порядку номеров шариков. Сделать это нужно быстро и правильно. А затем родители помогут вам прочитать это слово. (Петровская)

А пока ребята выполняют задание, мы проведем игру с болельщиками.

1.Как называют жителей г. Ржева? (ржевитяне).

2.На какой стороне города мы с вами проживаем: Дмитровской или Федоровской?

3.Какие заводы, находящиеся в нашем городе вы знаете?

4.Я буду называть место работы родителей, а вы – их профессию: стройка (строитель), магазин, гараж, школа; а теперь – наоборот: профессия – место работы: воспитатель, токарь, доктор.

Жюри подводит итоги.

Следующий конкурс называется «Улицы нашего города». Команды поочередно будут называть улицы родного города. Победит команда, последней назвавшая улицу.

Старинному русскому городу на Волге выпала особая доля в Великой Отечественной войне. Ржев 17 месяцев не только находился в фашистской оккупации, но почти все это время был городом – фронтом. Летом и осенью 1942г. земля под Ржевом стонала от поступи сотен танков, от разрывов бомб, снарядов и мин. Более сорока братских захоронений находится на территории Ржева и ржевского района.

Внимание, вопрос командам: Какие памятные места Ржева вы знаете? (пушка, паровоз, танк, самолет). Эти памятники были установлены к 30 – летию освобождения города от немецко – фашистских захватчиков. Стелла подпольщикам на Советской площади, обелиск павшим воинам.

Кто знает, когда был освобожден Ржев?

Как еще люди чтят память героев? (сложены стихи, песни, их именами названы улицы).

Начертала война на трагических плитах

Имена, имена, имена.

Вы навек рождены,

Вы вовек не забыты,

Если Родина – мать спасена!

Ребенок: Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Он стоит из года в год –

Наша гордость и оплот!

Вот и пришла пора для нашего последнего конкурсного задания. Сейчас команды поочередно должны назвать как можно больше пословиц о Родине.

Вот и подошла к концу наша викторина. Мы сегодня много говорили о любимом городе, вспоминали о его прошлом. Мы все очень любим наш город. Давайте же беречь его и прославлять своими делами.

Ребенок: Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья,

Это все называется Родина,

Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут,

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

Подведение жюри общего итога конкурса. Награждение участников викторины.

Песня о Ржеве.

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Репка»

Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку». Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

«Тополек»

В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него «пушинки» на любом расстоянии.

Ведущий произносит слова:

На Кубань пришла весна,

Распушила тополя.

Тополиный пух кружится

Но на землю не ложится

Дуйте ветры с кручи,

Сильные, могучие.

С последними словами «налетает» ветер, он «уносит», ловит «пушинок». Пойманные пушинки становятся ветрами.

«Конники»

Верхом на палках, наперегонки «конники» устремляются от «старта» к «плетню», по пути преодолевают «водное препятствие», перепрыгнуть и не замочить ноги. Затем, используя палку в качестве шеста достают из «озера» шапку-кубанку, победит тот, кто успешно достигнет цели («плетень»).

«Калачи»

Дети встают в круг, в центре круга лежит «калач» (муляж). За «кустом» сидит грач (ребенок). Грачей может быть 2-3. грачи выбираются с помощью считалки.

Бей качи, качи, качи!

Глянь, баранки-калачи.

С пылу с жару из печи -

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки,

Ой!

На слова игры дети идут хороводом, показывают на калачи, имитируют движения. На слова «налетели тут грачи» прилетают «грачи», хватают калачи. Дети в удивлении на слова «Ой!» хватаются руками за голову.

«Завивайся, плетень»

Две команды игроков: зайцы и плетень.

Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород.

Плетень заплетайся, плетень заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

«зайцы» бегут на «плетень» и пытаются пробраться в огород. Кто не смог попасть в огород выходит из игры. «Не попал в огород, иди в лес, погрызи осинки».

«Петушок»

Ведущий выбирает казака, остальные дети образуют круг, в котором назначается «петушок». Казак должен угадать по голосу, кто был «петушком».

Утром кто чертей гоняет

Песни звонкие спивает

Спать мешает казаку

И кричит …(кукареку)

«Дуня»

С помощью считалки выбирается Дуня и пастух.

Воспит . Ди, ди-ли, ди, ди-ли.

А вы Дуню видели?

Дети. Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Дети делают круг, в круг выходит девочка Дуня. Дети идут, поют на любую мелодию.

В огороде, во саду

Берет Дуня лебеду,

Она рвет и берет,

Во передничек кладет, приговаривает:

Дуня:

Ой, ду-ду ду-ду ду-ду

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастуху отдала.

Выходит мальчик-Пастух, Дуня отдает ему дудочку, он берет ее под руку.

Пусти меня, пастушок, в чисто поле погулять.

Я тебе, пастушку, много ягод принесу.

Пастушок: Я ягод не хочу, тебя в поле не пущу.

Дуня: Пусти меня, пастушок, в зелен сад погулять.

Я тебе, пастушку, много яблок принесу.

Пастушок: Я яблок не хочу, тебя в сад не пущу.

Дети поднимают сцепленные руки и делают «воротики» - Дуня убегает, а Пастух ее ловит.

«У Василки, у казаченька»

Дети идут хороводом, «казак» в кругу. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры. По окончании слов «казак» танцует, а остальные дети повторяют за ним движения «казак» выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казаченька

Жили в сарайчике

Семь сыновей – все без бровей,

С такими ушами

С такими носами

С такой головой

С такой бородой

Ничего не ели

Ничего не пили

Целый день сидели

На него глядели.

«Подарочек»

В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили.

Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят мальчики. Звучит музыка, любой народный наигрыш. Казаки боковым галопом двигаются вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто успеет взять подарок, дарит девочке и с ней танцует. Игра повторяется 2-3 раза.

«Плетень»

Дети разделены на две команды, стоят с противоположных сторон шеренгой, руки сцеплены «плетень». 1-ая часть. Поочередно двигаются навстречу друг другу, приветствуют. 2-ая часть. Врассыпную двигаются по залу. По окончании должны быстро построить каждый свой «плетень».

«С кубанкой»

Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Варианты игры «Сними кубанку», «Одень кубанку».

«Дорога»

(говорят вместе)

– По дороге ты беги,

Красно яблочко сорви.

Площадка делится на две равные части. Берутся две веревки одинаковой длины. Каждая веревка выкладывается произвольно на одной из половинок площадки. Получается лабиринт. Два конца веревки соединяются в середине площадки у черты. Это крыльцо, на крыльце девочки, которым принесут яблоки. Играющие делятся на две команды с одинаковым числом участников. Начинает игру первая пара, представители от двух команд. Они встают у крыльца и по сигналу начинают бег, каждый вдоль своей веревки до конца дороги. Добежавший первым срывает с дерева яблоко (бутафория), относит своей девочке.

«Петушок»

Дети стоят в хороводе. Петух ходит по кругу, участники игры произносят слова.

Трух, трух, трух, трух.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

(петух кричит: «Кукареку!» Дети разбегаются)

«Гылкы»

Ударом «гылкы» (биты) нужно суметь «забить» подброшенный кверху мячик (кожаный, резиновый) высоко и далеко, чтобы дать своей команде максимум времени, за которое она должна добежать до «городка» на поле

соперника и успеть вернуться обратно (получив право на очередной удар).

Соперники стараются поймать летящий мяч до того, как он упадет на землю (если это удавется – команды меняются местами, кто бил, идет «в поле» и наоборот).

Если мяч упадет надо быстро его подхватить и попасть в одного из перебегающих игроков подавшей мяч команды.

Если игрок не попал «гылкой» по мячу – удар можно повторить до трех раз.

«Ярочки»

На заранее выровненной площадке игроки стараются закатить 3 – 5 мячиков с определенного расстояния в лунки, расположенные в самом замысловатом порядке. Побеждает тот, у кого больше попадет мячей в лунки.

«Колодези»

На прочную дощечку, уложенную в глубокую ямку («колодезь»), кладут мяч. Верхний конец дощечки выступает наклонно над поверхностью площадки. По нему бьют битой – и мяч должен взлететь вверх. Его ловят игроки, стоящие «в поле», приобретая право на очередной удар.

«Чижик»

На земле рисуется квадрат размером метр на метр. В центре квадрата устанавливается дощечка, а на нее сверху кладется щепка («чижик»). Водящий ударяет по «чижику» битой, если «чижик» задел кого-либо из игроков, то он выбывает из игры. Водящий имеет право на три удара. После этого его сменяет другой игрок, который выбирается жеребьевкой.

«Сторожевые»

На поляне выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг нее, на расстоянии 5 -6 метров от центральной лунки маленькие ямки-лунки. В игре принимают участие 8-10 человек «сторожевые» и один «нападающий». «Сторожевые» с палками в руках выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Нападающий находится за кругом с палкою и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача сторожевых этот мяч не пропустить.

Дается 3-5 попыток. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку, опустив в нее свою палку. Тот, чья лунка занята, становится нападающим.

«Казак и воробей»

Из детей с помощью считалки выбирается Казак и Воробей. Остальные дети образуют круг-плетень. На середину круга кладут орехи, яблоки, груши, сливы и т.д. – это «огород». В стороне от круга чертят кружок – это «гнездо» Воробья. Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая):

Воробей маленький,

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает,

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое «гнездо». Казак сторожит Воробья за кругом и может ловить его только там, на пути воробья к «гнезду». Если Воробью удается положить свою «добычу» из «огорода» в «гнездо», он снова играет. Если Казак поймал Воробья, то Воробей меняется ролью с одним из участников игры.

В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей принес больше всех орехов в «гнездо».

«Подсолнухи»

Игроки-подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет,

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек,

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!

«Утка и селезень»

В то время, как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:

Селезень ловил утку.

Молодой ловил серую,

Поди, утица домой!

Поди, серая домой!

У тебя семеро детей,

Дети малые пищат!

Есть хотят!

Дети открывают ворота, утка может забегать в «дом». Селезень ловит утку только за кругом.

«Бояре»

Разделившись на две команды, участники игры поочередно приближаются друг к другу равномерным шагом в такт приговорки. Одна группа задает вопрос, другая отвечает.

Бояре, мы к вам в гости пришли,

Дорогие, мы к вам в гости пришли.

Бояре, а зачем пришли?

Дорогие, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна,

Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы пряничком ее,

Дорогие, а мы пряничком ее.

Бояре, она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест.

Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

При словах «нам вот эта нужна» выбранный игрок поворачивается спиной к команде соперников и в таком положении ходит до конца «переговоров». По окончании «переговоров» бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки игроков другой команды. Если ему не удается прорвать цепь, он остается у соперников, а если удается, возвращается в свою команду и уводит с собой «пленника». Побеждают те, кому удается перевести к себе всех игроков.

«Брыль»

Считалкой выбирается ведущий. В руках у ведущего соломенная шляпа (брыль). Игроки находятся в кругу. Ведущий идет за кругом, по команде ведущего: «Солнце», игроки закрывают глаза. Ведущий одевает на голову одному из игроков шляпу. После слов ведущего «Тень», игроки открывают глаза и пытаются осалить игрока в шляпе. Игрок, у которого на голове шляпа должен успеть выскочить в круг.

«Золотые ворота»

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой - «наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота,

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь - серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой - берут длинную верёвку и перетягивают её.

«Колечко»

Вариант 1.

По считалке выбирается ведущий. Он берет в руки «кольцо» - камушек, что-нибудь. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: «Я по горенке иду, колечко несу. Угадайте-ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдёт!

Задача игрока, у которого в руках колечко, - вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

Вариант 2.

Дети образуют тесный круг. В нем девочка Галя. Ведущий незаметно дает кому-то из детей колечко. Дети говорят слова, показывая перед собой руки с зажатыми кулачками:

Галя по садочку ходила

И маленькое колечко обронила.

Ходит по саду, гуляет

И маленькое колечко шукает.

Не грусти, Галя, серденько,

Мы нашли твое колечко

В саду, у малины,

Под зеленым листом калины.

КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ-ЗАБАВЫ

ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Собери яйца

На табурет кладут деревянные яйца (на подносе или на блюдце, чтобы не раскатились).

Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо успеть взять с табуретки яйцо. Те, кому это удается, продолжают играть, т.е. берут с табурета еще яйца. Побеждает тот, кто смог взять больше яиц за то время, что мяч был в воздухе.

Правила игры: ребенок, бросавший мяч вверх и не успевший во время полета мяча взять яйцо, передает мяч следующему игроку.

Найди яйца

В различных местах комнаты заранее прячутся (их должно быть много). Дети должны найти их и положить в свои лукошки или ведерки. Можно разделить детей на команды и определить команду победительницу. Можно определить личное первенство. Можно указать время поиска, ограничив игру во времени.

Чьи яйца дольше прокрутятся

Дети раскручивают яйца. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель. Тот забирает яйцо проигравшего ребенка.

Катание яиц с горки

Катание яиц навстречу

Двое играющих становятся у разных стенок и катают яйца навстречу друг другу. Один приговаривает: «Христос воскресе!», другой отвечает: «Воистину воскресе!» У кого яичко разобьется, тот и проиграл. Он отдает яйцо выигравшему.

Катание яиц

Делали простой картонный или деревянный «каток», вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши и игрушки. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо. Ты выигрываешь тот предмет, который твое яйцо тронет.

МАСЛЕНИЦА

Разоружение

Собранные у всех снежки делят поровну между командами. Две команды построены по росту так, чтобы соперники стояли через одного.

Игроки одной команды поворачиваются на 180 градусов и продевают руки под локти соседей справа и слева.

По сигналу судьи каждая команда начинает тянуться вперед - к черте, проведенной с обеих сторон параллельно строю в двух метрах от него.

Волк во рву

Проводятся две линии, ими обозначают «ров», в котором бегает «волк». «Семеро козлят» (остальные игроки) прыгают через «ров». Игроки нередко поскальзываются, но падать в зимней одежде на снег не больно, а даже весело.

За каждого осаленного или наступившего на территорию рва, команда, выставившая волка, получает очко.

Сковорода

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга - «сажать на сковороду» - своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» - все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».

Иногда на «сковороду» кладут комки снега - «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное - не наступить на «оладьи».

Разбей башню

Команды строят из снега башенки высотой 1 м, Команды строят из снега башенки высотой 1 м, толщиной не более 25 см. Потом противники начинают обстреливать снежками «вражескую» башню.

Команде, которая первой разрушит башню больше чем наполовину, разрешается атака и разрушение башни до основания.

Покорители гор

Каждой команде предстоит пройти следующие этапы:

Спуститься с горы на санках сидя; стоя; объезжая расставленные по склону горы флажки; проезжая в ворота из прутьев.

Спуститься с горы - кто дальше проедет, не отталкиваясь палками после спуска; подняться и спуститься без палок; подняться «лесенкой»; спуститься парами, взявшись под руки; подняться «елочкой»; спуститься вдвоем на одной паре лыж.

Спуститься с горы на лыжах, объезжая расставленные по-разному флажки; проезжая, пригнувшись, в воротца из прутьев.

Спуститься на санках, попадая снежками на ходу, в расставленные справа и слева мишени.

Спуститься с горы на лыжах, прыгая с трамплинчиков разной высоты, построенных самими ребятами из утрамбованного снега.

Первенчики-червенчики

Дети произносят «певалку»:

Первенчики, червенчики,

летели голубенчики

по свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок

Все должны замолчать, а ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми прибаутками. Тот, кто засмеется или скажет что-нибудь, отдает фант.

Баба Яга

По считалке выбирается «Баба Яга». Она берет в руки ветку («помело») и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг нее и дразнят:

Баба Яга, Костяная нога, Печку топила, Кашу варила, С печки упала, Ногу сломала. Пошла на базар, Раздавила самовар. Пошла на улицу, Раздавила курицу. Пошла на лужайку, Испугала зайку. Пошла гулять в сад - Рассмешила всех ребят. Пошла в огород - Рассмешила весь народ.

«Баба Яга» скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят своим «помелом». Как только запятнает кого-нибудь, тот замирает на месте. Кто-либо из играющих может выручить замеревшего. Для этого он должен приподнять запятнанного, помочь ему встать в круг. Но если при этом он сам будет запятнан, то становится новой «Бабой Ягой».

Дедушка

Один из играющих по жребию становится «дедушкой». Он садится на стул посреди комнаты. Вокруг него чертят круг. Все играющие, взявшись за руки, поют, одновременно передвигаясь по кругу:

Уж ты, дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку, Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас!

Как только прозвучит последнее слово, «дедушка» встает с места. Он старается схватить кого-нибудь из играющих. Причем, в отличие от остальных играющих, «дедушка» не может ступить за пределы черты. Задача «дедушки» - не выходя из круга, дотронуться до кого-нибудь из играющих. Осаленный занимает его место и становится «дедушкой».

Играющие, в свою очередь, также не должны заходить за очерченный круг. Нарушивший это правило должен заплатить фант.

ЛЕТНЕ-ОСЕННИЕ ЗАБАВЫ

« Плетень »

Ведущ. Плетень, заплетайся,

На березоньку завивайся.

Дети идут в полукруг и приговаривают.

Дети. Пошли, пошли в лес гулять,

Белую березку завивать.

Вью, вью, ай люли,

Березоньку позавью.

Дети делают полукруг. Выходит девочка березка, она несет шнур за который берутся дети.

Березка Я к вам согнуся,

Сама в веночки завьюся,

А вы меня прославляйте,

Алой лентой украшайте.

Будут веночки зеленые,

А вы – весь год веселые.

Я березка белена, маковкою зелена,

Весною мохнатенька, зимою сучковатенька,

Среди поля стою, листочками шевелю.

Дети (хором):

Белая березонька, ходи с нами гулять.

Будем песни петь да тебя потешать!

Все идут за березкой, держась за веревочку, и закручивают клубок, говоря:

Вокруг березоньки идем,

В косы ленты ей плетем.

Плеть, плеть, плетена,

Вьется наша змейка, вьется,

В поле, в лес волочется.

Расплетись, наш клубок, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Все бросают веревку и врассыпную отбегают, по сигналу все стараются наступить на веревку, а ее все время укорачивают (взрослый наматывает на руку).

«Птичка в клетке»

Ведущий выбирает птичку. Птичка стоит в центре с завязанными глазами. Дети ходят по кругу, приговаривая такие слова:

Птичка, птичка

Когда ты на небо полетишь?

(3 раза)

Потом останавливаются и тот на кого показал ведущий, говорит:

Птичка, птичка,

Угадай, кто откроет твою клетку.

« Коники »

Дети делятся на две группы. Одни дети – коники, другие – казаки. Площадку делят линией. На одной стороне стоят казаки, на другой – коники. Коники подходят к линии и все вместе говорят:

Тара, тара, тара-ра,

Вышли кони со двора.

После этих слов разбегаются, приговаривая: «Цок, цок, цок», а казаки ловят их и отводят в другую сторону площадки. Когда всех коников переловят, дети меняются ролями.

«Ласточка»

Участники игры стоят двумя рядами лицом друг к другу. Один игрок ходит между рядами, подходит сзади к одному из играющих, кладет руку на плечо и говорит:

– Ласточка, ласточка, убежишь?

– Убегу.

– Хлеба напечешь?

– Напеку.

– Сама съешь?

– Съем.

– Мне дашь?

– Не дам.

Ласточка убегает, бегает вокруг тех, кто в рядах, другой ловит ее, игроки меняются ролями.

« Коза »

Самую быструю и ловкую девочку выбирают козой. Подводят к определенному месту и издали дразнят ее:

Ме-ме-ме, коза, коза бе-бе!

Коза начинает сердиться, стучать ногами, угрожать:

Я коза-дереза

Пол бока луплено,

За копу куплена,

Тупу-тупу ногами,

Заколю тебя рогами,

Лапками загребу,

Хвостиком замету,

Брррр…

Потом козу спрашивают:

– Коза, коза, где ты была?

– Траву ела.

– Зачем сюда пришла?

– Отдохнуть.

После этих слов девчонки убегают, а коза бегает за ними и кого-то ловит. Кого поймает, тот становится козой.

Примечание . Игра для девочек.

СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игры эколого-краеведческого содержания

«Удержи шишку»

Цель. Закреплять у детей знания о растительном мире родного края, разнообразии хвойных деревьев; выполнять упражнения в равновесии.

Ход игры.

Разбейте группу на пары и предложите каждой паре найти шишку, зажать ее плечами и попрыгать, не уронив. После короткой тренировки соедините пары в четверки (пара, которая стоит сзади, держится руками за стоящую пару впереди). Напоследок соедините всю группу в цепочку или круг и предложите попрыгать 30 секунд, не роняя шишек.

« Сороконожка »

Цель. Формировать у детей представления о разнообразии мира насекомых, их особенностях, выполнять упражнения в равновесии.

Ход игры.

Используйте для игры веревку длиной 4-5 метров. Возьмитесь за один конец и предложите кому – то из детей взяться за противоположный. Остальных расставьте вдоль веревки с обеих сторон в шахматном порядке так, чтобы они держались за веревку одной рукой. Предложите им встать только на одну ногу (ту, что ближе к веревке), а другую согнуть в колене и удерживать свободной рукой. Объявите, что вы все вместе – сороконожка, которой живется очень трудно: попробуй не перепутай которой ногой ступать! Итак, вы – голова сороконожки, а каждый участник игры – одна ее нога: по вашей команде все прыгают на оной ноге, стараясь сохранить строй.

Поменяйтесь с тем, кто стоит в конце веревки – теперь он будет головой сороконожки, а дети могут сменить ногу. Играйте, пока сороконожка не начнет разваливаться.

« Лесорубы »

Цель. Закреплять у детей знания о растительном и животном мире родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры.

Детей распределить на три группы. Одна группа – лесорубы, вторая – деревья, третья звери. По команде «Лесорубы идут!» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери спасают каждый свое дерево (по экологическому родству.) Звери должны добежать к деревьям раньше лесорубов и взять их за руку. Если звери не спасают дерево, лесорубы забирают свою добычу.

«Кто в домике живет?»

Цель. Формирование знаний у детей о домашних животных, их детенышах; развитие внимания и речи.

Ход игры.

Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Педагог обходит домики, стучит в каждый и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети отвечают: «Му-му-му» и т.д. воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Четвертый лишний»

Цель. Учить детей замечать ошибки, развивать наблюдательность, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания о животных своего региона.

Ход игры

Педагог раскладывает перед детьми карточки с животными, предлагая выбрать из группы животных лишний объект. Ребенок должен отметить лишнее животное, закрыв его изображение фишкой и доказать правильность своего выбора.

«Кто рядом живет»

Цель. Закреплять у детей знания о животных и их среде обитания. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры.

Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут место в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

«Когда это бывает?»

Цель. Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания.

Ход игры.

1-й вариант . Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

2-й вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди .

Лото «Загадки с Настиной грядки»

Правила игры . Воспитатель загадывает загадку с обратной стороны карточки. Карточку получит тот, кто отгадает загадку первым и сумеет объяснить, как он это сделал. Победит в игре набравший наибольшее количество карточек.

Материал. Разрезные карточки с загадками на обратной стороне., большие карточки с изображением овощей.

«Кто живет в лесу, а кто дома?»

Цель. Закреплять у детей знания о домашних и диких животных родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать речь, внимание.

Ход игры

Педагог раздает детям картинки с изображением диких и домашних животных, загадывает загадку о животном. Дети отгадывают загадку и помещают картинку на фланелеграфе. Объясняют свой выбор.

«Угадай, какой наш дом?»

Цель . Описать деревья и найти их по описанию.

Ход игры.

Игру проводят в сквере, роще. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая группа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.

«Найди дерево по семенам»

Цель. Найти целое по части. Закреплять у детей знания о растительном мире своего города.

Ход игры Игра проводится на прогулке. Воспитатель раздает детям семена и просит детей свободно передвигаться по площадке. По сигналу педагога каждый ребенок бежит к тому растению, семена которого у него в руках.

«Найди лист, плод, кору, семена» (Настольная игра )

Цель. Найти часть по целому. Закреплять у детей знания о растительном мире своего города.

Ход игры. Воспитатель показывает детям изображение дерева, и они должны назвать его и подобрать к нему соответствующие листья, кору, плоды.

Предварительная работа. Рассматривание на прогулке листьев, коры, плодов деревьев.

ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

«Одень казака и казачку»

Материал : бумажные куклы – казак и казачка, комплекты разной одежды для каждого.

Правила игры .

1 вариант . Ведущий показывает части костюмов. Дети должны выбрать одежду в которую одевались казаки и казачки. Правильно назвавший тот или иной предмет женской (мужской) казачьей одежды, забирает его и одевает куклу.

Побеждает тот, кто первым оденет свою куклу.

«Помоги казачке накормить скот»

Материал : макет казачьего скотного двора, кукла Маруся, одетая в казачье платье.

Правила игры .

К детям приходит кукла Маруся и просит их помочь ей управиться по хозяйству (подводит их к макету скотного двора).

Дети рассматривают макет. Затем, по просьбе Марусе, по одному называют животное (из имеющихся на данном казачьем подворье), показывают его всем и рассказывают о нем: чем питается, где живет.

Рассказывая о том, чем питается животное, ребенок отыскивает нужный корм на гумне (помещение, где хранится корм для скота) и ставит коробочку с кормом тому животному, о котором идет рассказ.

В конце игры Маруся благодарит ребят за помощь, приглашает всех вместе с нею сыграть (спеть) казачью песню. Например, «Распрягайтэ, хлопци, конэй…», слова и музыка народные.

«Улица, на которой я живу»

Материал для игры: макет с изображением жилого района.

Правила игры:

Участники игры (от 1 до 4 человек), рассказывают о своей улице, на которой они живут с помощью макета. На котором расположены здания, растения, транспорт, людей и пр.

Игроки называют улицу, на которой они живут и рассказывают, что на ней находится.

«Сложи целое»

Материал для игры : разрезные картинки, изображающие объекты архитектуры города.

Правила игры. Играет один или группа детей (семья). По образцу необходимо собрать целую картину здания (изображение памятника архитектуры).

«Путешествие по городу»

Материал для игры : игровое поле с изображенными на нем достопримечательностями города, кубик с количеством точек от 1 до 6, фишки – 4 шт., жетоны.

Правила игры.

Играет 1-4 человека. По договоренности игроки определяют очередность, бросают кубик, делают ход. «Останавливаясь» на остановке с изображением достопримечательности города ребенок рассказывает об объекте. Тот, кто затрудняется назвать и рассказать об объекте, возвращается назад. Ответивший правильно, получает жетон.

Побеждает тот, кто первым прошел дорожку от старта до финиша и набрал большее количество жетонов.

«Объясни казачье слово»

Материал : карточки с изображением предметов.

Правила игры .

В игре принимают участие все желающие. Воспитатель называет любое казачье слово или выражение (или показывает карточку с изображением предмета). Играющие дети объясняют смысл сказанного воспитателем слова.

Если воспитатель показывает картинку, то дети называют изображенный предмет по-казачьи, затем объясняют, что означает слово.

Примечание . При проведении игры можно брать любые слова, знакомые детям и обязательно познакомить с новыми. Например:

Воспитатель называет любое казачье слово или выражение, дети объясняют смысл сказанного слова.

При проведении игры детей знакомят и с новыми словами.

  1. Крынка – кувшин.
  2. Чувяки – тапочки.
  3. Жерделы – абрикосы.
  4. Жмень – горсть.
  5. Кабак (гарбуз) – тыква.
  6. Кавун – арбуз.
  7. Бурак – свекла.
  8. Глэчик – чайник.
  9. Хата – казачий дом.
  10. Великая хата – горница.
  11. Саж – сарай для свиней.
  12. Теплушка – кухня.
  13. Кабица – летняя печь.
  14. Груба – печь.
  15. Чашка – тарелка.
  16. Сенцы – коридор.
  17. Загнетка – под печью.
  1. Цибарка – большое ведро.
  2. Лопас – навес.
  3. Четверть – банка.
  4. Сопетка – корзина.
  5. Подвода – телега.
  6. Бечевка – веревка.
  7. Узвар – компот.
  8. Рушник – полотенце.
  9. Лакшина – лапша.
  10. Затирка – суп.
  11. Кулеш (кондер) – каша.
  12. Кулиш – суп.
  13. Юшка – уха.
  14. Кохточка – кофта.
  15. Подшальник – легкий платок.
  16. Спидница – нижняя юбка.

«Путешествие в прошлое»

Материал : предметы быта казаков, карточки с изображением предметов (прялка, лавка, образа, шаль с бахромой, жакет, гребень, восковые свечи, рукоделие, спицы, пряжа, кошелка, полати, ухват, чугунок, печная заслонка, поддувало, керосиновая лампа и пр.), цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей кухни и горницы.

Правила игры .

1 вариант . Воспитатель показывает предмет казачьего обихода (или карточку с изображением предмета). Дети называют его, рассказывают о назначении этого предмета.

2 вариант . На одной из иллюстраций изображен интерьер горницы, на второй - интерьер кухни. Карточки с изображением предметов казачьего обихода находятся в «чудесном мешочке» .

Игроки делятся на 2 группы. Игрок каждый группы (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Те называют предмет, рассказывают о его назначении и называют, куда этот предмет необходимо поместить: в горницу или на кухню. Затем выкладывают карточки возле первой или второй иллюстрации. За правильный ответ игроки получают очко.

Та группа, которая наберет большее количество очков, выигрывает.

«Выставка казачьих вещей»

Материал: старинные казачьи и современные предметы быта.

Правила . Перед детьми в беспорядке разложены старинные казачьи и современные предметы быта (деревянные миски, горшки, самовары, махотки, рогачи, таганок, утюг, электрочайник, игрушки).

Дети должны в течение определенного времени отобрать старинные казачьи вещи и «оформить выставку».

«Знаток родного города» (викторина)

Материал для игры : фотографии родного города, вопросы к игре, жетоны.

Правила игры.

Игрокам задаются вопросы

  • Назови улицы родного города.
  • Как называется река, в устье которой расположен наш город.
  • Назови реку, которая протекает через наш город.
  • Какое озеро расположено в нашем городе.
  • Назови предприятия нашего города, какую продукцию они производят?
  • Какие люди прославили наш город?

За каждый правильный ответ игрок получает жетон. Выигрывает тот, кто получает больше жетонов.

«Подумай и назови»

Материал для игры: фотографии старинных вещей.

Правила игры.

Перед ребенком раскладываются фотографии, педагог описывает одну из изображенных на фотографии вещей, ребенок называет описанный объект.

Второй вариант. Ребенок описывает – взрослый отгадывает.

«Помоги художнику исправить ошибку»

Материал для игры: картинка с изображением казачьей горницы.

Правила игры .

Ребенку демонстрируется картинка с изображением кубанской горницы. Предлагается найти ошибки, которые допустил художник.

ИГРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

«Угадай, что мы задумали»

Цель. Определить пейзаж, натюрморт, портрет зрительно и по словесному описанию.

Материал для игры: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета.

Правила игры. Считалкой выбирается водящий. Детям раздаются картины, которые они будут описывать. Водящий должен угадать, какой вид картины описывает ребенок.

«Собери натюрморт из овощей»

Цель. Закрепить представление об овощах, растущих на Кубани. Упражнять в употреблении названия оттенков цвета (темно-красный, светло-зеленый); в составлении композиции.

Материал для игры: фланелеграф, вырезанные блюда и овощи.

Правила игры. Воспитатель загадывает загадку об овощах. Кто отгадает, тот имеет право взять овощ и положить на свое блюдо.

«Сложи узор»

Цель. Закрепить знания детей о содержании кубанского растительного орнамента. Применение различных композиционных приемов, исходя из формы и назначения изделия. Изучать сочетания цветов симметричность расположения элементов в узоре, прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Материал для игры. Элементы цветочного орнамента, несколько образцов с растительным орнаментом (полотенце, фартук, юбка).

Правила игры. Рассмотреть узоры на готовых изделиях (образцах), затем предложить детям составить узор на полоске бумаги с использованием элементов растительного орнамента.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24

ИГРОТЕКА

В ДЕТСКОМ САДУ

(материал собран коллективом МДОУ)

г. Усть-Лабинск, 2006 г.

«Разбежалися узоры»

Цель. Закрепить знания детей о содержании орнаментов народных промыслов: хохломы, филимоновской игрушки, городецкой, гжельской посуды. Изучать сочетания цветов симметричность расположения элементов в узоре, прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Материал для игры. Четыре карточки с фрагментом изображения народного орнамента, разрезные карточки с оставшимися фрагментами.

Правила игры. Играющим раздаются карточки, и они должны выбрать из разрезанных карточек фрагменты своего орнамента и собрать его.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека