Государство как центральный институт политической системы общества. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Для изучения темы

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

Понятие и признаки политического института. Политический институт как идеальная модель системы политических отношений и как организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры. Особенности государства как политической организации. Государство как центральный институт политической системы. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Основные признаки и типы государства. Стадии развития современного конституционного государства. Внутренние и внешние функции государства.

Формы государственного устройства и правления. Формы государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. Формы правления: республика и монархия. Президентская республика (на примере США): политический статус, права и обязанности президента, основные полномочия парламента. Полупрезидентская республика (на примере Франции). Парламентская республика: положение президента в системе высших органов власти, порядок образования, партийный состав и полномочия правительства, особенности взаимоотношений между парламентом и правительством (на примере Германии). Абсолютная и конституционная монархия.

Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Истоки концепции правового государства. Социальная среда, механизм функционирования и развития правового государства. Сущность и основные черты социального государства. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Органы государственной власти Российской Федерации. Особенности формирования государственной власти в России. Система законодательной власти. Государственная Дума и Совет Федерации: порядок избрания, партийный состав, основные полномочия. Институт президентской власти в России: традиции, опыт, новации. Правовое положение, полномочия и роль президента в осуществлении государственной власти. Президент и Федеральное собрание. Особенности взаимоотношений между правительством и парламентом. Судебная система в России. Федерализм в России: проблемы и тенденции.

Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения

Политическая партия: определение, типы роль в механизме политической власти. Понятие политической партии. Основные отличия политической партии от других политических институтов. Признаки и типы политических партий. Генезис и процесс формирования современных политических партий. Основные тенденции в эволюции партий. Функции партии в механизме политической власти. Методы и формы влияния партий на политическую жизнь.

Сущность и разновидности партийных систем. Понятие «тип партийной системы». Однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Альтернативные и неальтернативные партийные системы. Партийные объединения, движения и блоки. Оппозиция и ее роль в политической жизни. Партийные системы стран Западной Европы, США и Китая.

Общественно-политические движения. Признаки общественно-политических движений. Типология общественно-политических движений. Взаимоотношения общественно-политических движений и партий.

Становление многопартийной системы в России. Социальная база и типология российских политических партий. Общая характеристика партийной системы в России. Тенденции развития многопартийной системы в современной России.

Центральным институтом политической системы является государство. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях, В широком смысле государство понимается как общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая органом высшей власти. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, французском, итальянском государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до ХУ11 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Б.Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо и другими мыслителями. В них эти понятия разделяются не только содержательно и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйствен-ного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство возникло тогда, когда воспроизводство самого человека и материальных основ его жизни переросло рамки замкнутой в себе общины. Происхождение государства - это не одноразовый акт, а длительный процесс распада первобытного самоуправления.

Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства. Это: а) теократическая, которая трактует государство как творение Бога; б) патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая его власть как опекунскую, отеческую; в) договорная, которая трактует государство как результат общественного договора между гражданами и правителями; г) насилия, завоевания, которая объясняет возникно-вение государства завоеванием одних групп, племен другими; д) идеалистическая,

Например, для Гегеля государство есть духовная идея, которая проявляется в форме человеческой воли и свободы; е) социальноэкономическая - возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм).

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи, в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными. В этом смысле государство - уникальная ценность, без властноорганизущей роли которой невозможно сохранить человеческое общежитие в современном мире.

Как специфический институт политической власти государство обладает рядом признаков, которые позволяют отличить его от других политических институтов и организаций.

1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения, составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.

2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, от партий, движений и т. п.).

4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной.

5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения.

Государство представляет всё общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличает его от других политических институтов, делает его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако, формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимности или узаконенном насилии со стороны государства.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армии и полиции). Во-вторых, его сила обусловлена вмешательством в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определённым образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу. Все это необходимо для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят своё выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.

Важнейшая и исходная характеристика демократического государства

Это народовластие. Это означает, что действительным источником государственной власти и её изначальным социальным субъектом является народ и только народ.

Демократическое государство - это государство, в котором обеспечено неукоснительное соблюдение и гарантированное осуществление личных, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, широкое участие каждого члена и всех социальных слоев общества в управлении государственными и общественными делами в целях достижения общественного согласия, социально-политической стабильности и общего блага. О политическом режиме демократического государства речь специально пойдёт в одной из глав учебника.

Правовое государство - это государство, во всей своей организации, функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву, на строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определятся в нём конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в ХУ11 - Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Адекватной социальной основой правового государства является гражданское общество, представляющее собой общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов, отделённое и независимое от государства и строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание приоритета со стороны гражданского общества - источник легитимности государственной власти и правовой системы, что, в свою очередь, служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Доктрина правового государства вместе с тем исходит из недопустимости противопоставления их друг другу, из признания необходимости достижения их гармоничного

Взаимодействия на правовой основе.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

Наличие гражданского общества;

Ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определённого верховенства законодательной власти;

Приоритет в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено всё то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;

Права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут, в конечном счете, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и её периодическим кризисам, жёсткой эксплуатации, обострению неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны, прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех

Образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Это многообразие в полной мере проявилось в историческом развитии и имеет место в современную эпоху, когда число государств на нашей планете превысило 200.

Государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Элементами формы государства являются:

Форма правления, под которой обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве;

Форма государственного устройства, которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение;

Политический режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.

Формы правления делятся по способу организации власти, её формальному источнику на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена (напр. Саудовская Аравия, Бруней и др.). Монархия ограниченная, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган власти (напр. Парламент). Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальна, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.

Республика, где все высшие органы власти избираются или формируются на определённый срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо. Роль президента в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым оно и несёт политическую ответственность, В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия, Австрия, Индия и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе государства стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская Федерация и другие.

В некоторых странах имеет место смешанная форма правления, т.е. сочетающая черты президентской республики, где глава государства избирается населением, он назначает правительство; и парламентской республики, где правительство несёт ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом. К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся, например, Франция, Финляндия и другие.

Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы - унитарное и федеративное государство, а также переходную форму - конфедерацию.

Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира (более 85%) являются унитарными. К ним относятся такие государства как Испания, Китай, Италия и другие.

Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующий органы власти членов (субъектов) федерации. Наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. 24 государств имеют федеративный характер. Среди них крупнейшие по территории страны - США, Россия, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, а также Мексика, Пакистан, Нигерия, Швейцария, ОАЭ, Бельгия и др. Составляя всего лишь 3% от общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.

Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. Конфедерации существовали в США (1776 - 1787гг.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 -1867гг.) и некоторых других странах. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.

Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.

Существует также классификация государства по типам, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В соответствии с этим выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках второго подхода основными критериями выступают культурные, религиозные, национальные, психологические и прочие признаки. В зависимости от них выделяют такие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, византийскую

Системы является государство. Причем это рассказывается в безапелляционном тоне, и многие не задумываются, почему же всё именно так. Так давайте же рассмотрим, почему рассматривается государство как основной институт политической системы.

Общая информация

Государство является историческим явлением. им не обладало. Тогда же не было и никакой Такое положение дел сформировалось из-за того, что в этом не было нужды. Все возникающие противоречия решались, как правило, авторитетом, общественным мнением и грубой силой. Но, по мере развития общества, нужно было создавать определённый механизм, который смог бы адекватно и однозначно решать споры и вести общие дела. Осуществление этого функционала без наличия соответствующих органов управления было невозможно. Вот на этом этапе и было установлено, что основной институт политической системы - это государство. Конечно, сейчас это выглядит понятно, а тогда данное понимание только формировалось. Как же происходил этот процесс?

Развитие понимания ситуации

Сейчас уверено говорят, что основным институтом является государство. Но как к этому выводу пришло человечество? Первоначально происходили процессы структуры. Они значительным образом ускорились, когда появилось Возникали новые, ранее не существовавшие социальные группы (позже названные слоями и классами). Каждая из них имела свои специфические потребности и интересы. Выделилась частная собственность. Появилась надобность в том, чтобы был создан эффективный механизм взаимоотношений между разными общественными группами, а также сформировались принципы защиты и сохранения частной и коллективной собственности у своих владельцев. Эти обстоятельства (а также ряд других) и привели к тому, что возникла такая регулирующая и охранительная структура общества.

Вот почему государство является основным институтом политической системы, объединяющим общество. Существует целый ряд аспектов и нюансов, с оговоркой на которые необходимо делать подобные заявления. В чем же они заключаются?

Разбираемся в нюансах

Почему же статус основного института в политической системе закрепился за государством, а не за церковью, политической партией или общественными организациями? Ведь религии существовали ещё во времена первобытного строя. Это можно пояснить рядом причин.

Самая первая - это то, что общество делегирует определённому государству основные властные полномочия и функцию. Так, у него есть главные рычаги (политические, экономические, военные) влияния на общество. Государство является обладателем всей полноты власти на какой-то определённой территории. Также ему принадлежит исключительное право на издание законов и иных нормативных актов, что обязательны для выполнения всем населением. Кроме этого, только государство имеет право на применение силы. Видите, как много у него возможностей? Поэтому и считается, что основным институтом политической системы является именно государство. То есть это не субъективное мнение отдельного человека, а умозаключение многих людей, которое базируется на реальных фактах. Ведь, например, церковники могут подговорить отдельных людей что-то сделать, но действовать с подобным успехом в рамках всего государства - это свыше их возможностей. Нет, конечно, можно вспомнить и о городе-государстве Ватикане, но оно существует исключительно потому, что его разрешила Италия.

Функции

Чем же занимается государство? Какую роль оно исполняет в современном обществе? Для этого существует разделение на виды государственных функций:

  1. Внутренние. Сюда относят экономическую, социальную, культурно-образовательную и правовую функции. Следует отметить, что в различной литературе кроме перечисленных можно встретить ещё ряд других. Как пример можно привести защиту конституционного строя, экологическую функцию и так далее.
  2. Внешние. Сюда относят защиту общества от внешних врагов и построение цивилизованных отношений с иными государствами.

Функции выполняются посредством системы органов. Она ещё называется Для большей специализации и эффективности деятельности работает система разделения власти. Наиболее популярной является выделение законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей. Хотя некоторые люди говорят об ещё одной составляющей - средствах массовой информации. Юридически это неверно. Про их властные функции можно говорить только в переносном смысле. Они непосредственно не входят во властную структуру. Они не могут принимать решения, законы и постановления, которые будут обязательны для всех граждан. Но СМИ могут иметь сильное психологическое и моральное воздействие на общество и сознание людей.

Процесс эволюции

Мы знаем, что основным институтом политической системы является государство. Но оно же не появилось в современном виде сразу, а развивалось постепенно. Но интерес для нас представляет не только и не столько прошлое, сколько будущее. Можно встретить измышления о том, что со временем государство «отомрёт» за ненадобностью. Несмотря на то что про такие прогнозы выносятся из столетия в столетие, пока до этого момента человечество ещё не дошло. Попытки организовать что-то подобное (марксизм и СССР) не увенчались успехом. Наоборот, сейчас можно говорить только о том, что осуществляется всё большая дифференциация (расслоение) общества, растёт количество задач, к которым привлекается государство и так далее. Также возникают различные проблемы, которые требуют решения. Поэтому и сейчас основным институтом политической системы является государство.

Заключение

Следует отметить, что нет единогласного мнения о роли государства в процессе развития общества. Также сложно достичь и единой точки зрения о том, когда же конкретно впервые оно стало основным политическим институтом. В качестве аргументации различные исследователи приводят самую разнообразную информацию, начиная от простых и небольших государств древности, заканчивая уже сформировавшимся в Средневековье положением - разделением на страны.

Государство как центральный институт политической системы (слайд).

Структуру политической системы составляет целый ряд элементов, среди которых важнейшее место занимают так называемые политические институты - организации, учреждения, объединения граждан, выполняющие специальные функции в политической жизни общества. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации, движения и пр . Что же такое государство? Какой смысл вкладывается в это широко употребляемое многими науками понятие в политологии? Какими бывают современные государства? Каковы функции политических партий и групп интересов в политической жизни? Эти и другие вопросы рассматриваются в данном модуле, посвященном основным институтам политической системы общества.

В современном мире, в котором насчитывается уже более 200 государств , существуют и крошечные (карликовые) государства (как, например, Княжество Монако с площадью 1,95 км 2 и населением менее 32 тыс. человек или же Ватикан, расположенный в столице Италии, с площадью 0,44 км2 и населением около тысячи человек), и огромные по территории и количеству жителей страны (как, например, Россия - наибольшее по территории государство с площадью 17075,4 тыс. км2 и седьмое в мире по количеству населения - 144,2 млн человек, или же Китай, с наибольшим количеством жителей - свыше 1 млрд 286,97 млн. человек, и третье в мире по территории - 9,6 млн км 2). Но независимо от размеров и количества жителей, месторасположения и истории, все они имеют ряд свойств, отличающих их от других общественных образований и организаций :

· универсальность – способность управлять социально неоднородным обществом с помощью специальных органов;

· суверенитет – верховенство, полнота и независимость политической власти;

· монополия на издание законов и норм, обязательных для всего населения;

· сбор налогов;

· применение насилия.

Государство - это центральный элемент политической системы общества. Если функции по реализации политической власти в обществе могут выполнять различные организации, партии, общественные объединения, союзы, в своей совокупности и составляющие политическую систему общества, то высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство . Оно выступает официальным представителем всего общества, координируя и упорядочивая его жизнь с помощью ресурсов власти, поступающих в политическую систему .

Термин «государство» сравнительно молод. Дело в том, что вплоть до XVI в. государство и гражданское общество не отделялись друг от друга, для их обозначения использовались такие понятия, как княжество, королевство, республика и др. Специальный термин «stato» (от лат. status - статус, положение) для обозначения государства как особой формы политической организации общества был введен в научный оборот итальянским ученым и государственным деятелем Никколо Макиавелли, первым отметившим различие между управлением небольшими городами-государствами (полисами) с помощью непосредственного участия всех его граждан и большими национальными сообществами, где управление осуществляется политической элитой с помощью государственной власти.

Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. Так, происхождение государства объяснялось божественной волей (теологическая теория ), историческим развитием - объединением родов и племен (патриархальная теория ), рациональным соглашением людей (договорная теория ), военно-политическими факторами - как аппарат управления захваченными народами и территориями (теория захвата ), экономическими факторами - политическим господством экономически господствующего класса (экономическая, марксистско-ленинская концепция ), психологическими факторами - потребностью людей в подчинении (психологические, психоаналитические концепции ) и др.

Важными элементами государства являются:

Территория

2) население сообщество людей, постоянно проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти . Население связано с государством фактом постоянного проживания на его территории, а также особым характером политико-правовой принадлежности - фактом гражданства (гражданство – постоянная связь человека с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях ). По национальному составу выделяют мононациональные государства (пример: Япония), и многонациональные государства (пример Россия).

3) Публичная власть, т.е. особая система органов и учреждений, реализующая функции государственной власти (аппарат государства) .


1) Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом .

2) Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в государстве. Высший орган исполнительной власти называется правительством.

3) Судебные органы власти, осуществляющие в государстве функции правосудия.

4) Органы контроля и надзора - органы, содействующие исполнению судебной власти (прокуратура, адвокатура и пр.), а также различные контрольно-ревизионные управления и инспекции.

5) Глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство внутри страны и на международной арене.

Каждое государство может также иметь свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык (законодательно закрепленный язык официального общения, обязательный для использования в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании, государственных средствах массовой информации), столицу. Таким образом,ГОСУДАРСТВО можно определить какуниверсальную, суверенную политическую форму организации общества, центральный институт политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер.

Функции государства:

1. Внутренние:

· Правовая (защита конституционного строя);

· Социально-экономическая (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения)

· Экологическая (охрана окружающей среды, закрепление правового режима природопользования)



· Культурно-воспитательная (государственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта)

2. Внешние:

· Оборона государства

· Сотрудничество с другими государствами

· Поддержание мирового порядка

Итак, все государства обладают примерно одинаковым набором свойств, признаков и функций. В любом государстве существуют парламенты, правительства, суды, армия, полиция и пр. Однако при более внимательном рассмотрении структуры государственной власти, национально-территориальной организации, взаимосвязи религии и светской власти можно заметить и существенные отличия в устройстве современных государств. Так, главой правительства в Германии является канцлер, назначаемый парламентом, а в США - президент, избираемый народом; глава государства в Японии - император, в Швеции - король, во Франции - президент, в Австралии и Канаде - королева Великобритании, представленная генерал-губернаторами, а на Кубе или в Ливии нет ни президента, ни монарха, ни вообще поста главы государства. Султан Брунея единолично правит государством, а власть королевы в Великобритании практически полностью ограничена независимыми парламентом, правительством и судами. Территория Германии состоит из земель, США и Мексики - из штатов, России - из республик, краев, областей и автономных округов, а территории Китая, Испании, Украины включают в себя автономные образования. Даже названия государств (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Федеративная Республика Германия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Исламская Республика Иран и пр.) говорят о существовании присущих каждому конкретному государству особенностей. При этом, безусловно, у некоторых государств существуют и достаточно сходные характеристики, что дает возможность объединить их в определенные группы по способам формирования высших органов власти (формам государственного правления) и территориальной организации (формам государственного устройства).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека