Эдгар дейл: как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему. Дэйл Э

Эдгар Дейл (1900г-1985г) – исследователь и преподаватель новых методов обучения с использованием аудио- и визуальных материалов. Своей деятельностью занимался с 1929 по 1970 гг. Жил и работал в США. Являлся преподавателем государственного университета, расположенного в штате Огайо (США). Работал над изучением проблемы усвоения учебных материалов при вербальном преподавании и тестировал «читаемость текстов».

В течение последних десятилетий педагоги и ученые всего мира поднимают вопрос о странной тенденции, которая наблюдается в ходе эволюции и развития нашего общества – с увеличением благосостояния общества снижается образовательный и культурный уровень его членов. Этот вопрос интересовал ученых еще в начале 60-х годов ХХ века. А в 1969 году один из многочисленных исследователей данной проблемы – Эдгар Дейл – изложил свой взгляд на нее. Результат его сложной и кропотливой работы был представлен в виде конуса, который назвали «конусом обучения Эдгара Дейла». В дальнейшем последователи изобретателя данного учения провели обширные статистические исследования на обучающихся в школах и высших учебных заведениях, которые полностью подтвердили правоту идеи Эдгара Дейла.

Исследования показали, что мало иметь желание учиться. Необходимо правильно подобрать способы и методы получения учебной информации от педагога с целью максимального усвоения полученных знаний.

Для проведения исследований было подобрано несколько групп из учащихся различных возрастов. В каждой из них обучение велось только одним из 6 указанных в конусе методов, но материал давался одинаковый. После этого было проведено контрольное тестирование.

Тесты показали следующие результаты:

  • Самым неэффективным методом подачи информации является чтение. Обычный человек через 2 недели после визуального изучения учебного материала помнит только 10% изложенной в нем информации. Несмотря на это, данный метод передачи информации при обучении является самым распространенным во всех учебных заведениях мира.
  • 20% информации человек помнит при изложении материала вслух – при прослушивании аудиокниги, учебной программы или аудиозаписи лекции.
  • На 10% процентов больше учебного материала обучающийся помнит при просмотре таблиц и иллюстраций, то есть при сведении информации в блоки с общими признаками для каждого блока. Это информация, которую мы видим.
  • Когда восприятие материала идет через зрение и слух одновременно – присутствие на лекции или выступлении педагога, наблюдение за каким-либо учебным процессом – просмотр видеофильма, то обучающийся запоминает до 50% информации.
  • До 70% информации запоминается при непосредственном участии в процессе получения информации – дискуссии, докладе, семинаре, обмене мнениями.
  • Наиболее эффективным методом закрепления материала, когда запоминается до 90% полученной информации, считается участие в реальной работе с применением полученных знаний и умений либо ее имитации в условиях, близких к реальным.

Из приведенных цифр видно, что современная система образования, которая мало чем отличается от системы 60-х гг. ХХ века, больше всего применяет самые неэффективные методы представления обучающего материала.

Однако в каждом конкретном случае степень усвоения учебного материала зависит от желания самого обучаемого. А развитие коммуникационных возможностей в обществе с приходом в жизнь каждого человека сети интернет только облегчает этот процесс.

Однако из любого правила бывают исключения и соотношение восприятия материала у отдельно взятого ученика может быть иным, отличным от данных Эдгара Дэйла.

Известно, что многие крупные бизнесмены, члены политических элит, ученые, деятели культуры внимательно изучали результаты этих исследований и признали их правильными. Некоторые крупные предприятия и организации проводят обучение не только руководства, но и рядовых работников организаций по методикам господина Дэйла. Данные методики изучаются в высших учебных заведениях, где обучают будущих педагогов и психологов. Они используются при разработке некоторых учебных программ.

Однако несмотря на это, а также явную необходимость реорганизации системы высшего и среднего образования и повышения ее эффективности, никаких общих мероприятий по внедрению результатов исследований Эдгара Дейла в жизнь не проводится не только в России, но и в других, более развитых странах.

Одного желания развиваться и получать новые знания недостаточно. Очень важно иметь представление, как делать это с максимальной эффективностью. Так называемый схематический конус обучения Эдгара Дейла дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует то, что, чем больше мы вовлекаемся в процесс, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию . Ознакомившись с нижеприведенной информацией, вы сможете корректно выставлять приоритеты в процессе обучения.

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что теоретики не смогут быстро чему-либо научиться и добиться успеха до того момента, пока не начнут применять имеющиеся у них знания на практике. Нужно действовать еще на этапе получения какой-то информации .

Отрывок из книги миллиардера Дональда Трампа и мультимиллионера Роберта Кийосаки гласит, что в 1969 году имело место исследование, целью которого было оценить эффективность различных способов получения знаний. В результате был создан так называемый «конус обучения », который явно демонстрирует то, что лекции и чтения являются наиболее неэффективным способом усвоения информации. В то же время практическая работа занимает первое место по эффективности. При этом методы, которые имитируют реальный опыт, занимают промежуточное положение. К сожалению, действующая система образования до сих пор делает упор на лекции и чтение. Это более чем удивительно, потому как о «конусе обучения» известно с 1969 года.

Эдгар Дейл предоставлял своим подопечным учебный материал различными способами. После этого он проводил анализ их способностей восстанавливать полученную информацию. В итоге он сделал следующие выводы :

  • Прослушивание лекций и чтение материалов на конкретную тему является самым неэффективным способом усвоения информации;
  • Обучение людей и применение личных знаний на практике является наиболее эффективным методом усвоить что-либо.

Результаты проведенного анализа он заключил в виде схемы, что получила название конуса обучения Эдгара Дейла. В его основу легли результаты, к которым пришел Дейл, однако проценты были получены его последователями, которые проводили свой собственный анализ.

Игнорируя то, что конус Дейла имеет недостаточно точные данные, его активно используют при разработке наиболее эффективных подходов к предоставлению знаний. Данная схема дает понимание того, почему какие-то отрезки фильма воспринимаются и запоминаются человеком лучше, чем книга . Поскольку человеческий мозг больше воспринимает аудиальные и визуальные аспекты, в нем лучше откладываются именно фрагменты кино.

Давайте рассмотрим, как можно эффективно изучить и зафиксировать в памяти определенную информацию.

  1. Во-первых , следует проводить лекции. Несмотря на то, что их прослушивание относится к самым неэффективным методам обучения, чтение лекций в качестве преподавателя является продуктивным способом усвоить конкретный материал.
  2. Во-вторых , если у вас есть личный онлайн-блог, вы можете заниматься компиляцией статей по вашей теме и создавать свой собственный полезный материал.
  3. В-третьих , вы можете начать создавать видеопрограммы. Не имея собственного сайта, можно публиковать свои видеоматериалы на таких порталах, как Youtube.com. Данный метод достаточно эффективен, поскольку вы его предоставляете не узкому кругу людей, а огромной многомиллионной аудитории.
  4. В-четвертых , у вас есть возможность обсуждать полученные знания с вашими знакомыми. В любой момент вы можете вынести на обсуждение конкретную тему и предоставить окружающим весь свой багаж знаний. Если вы обсудите материал с большим числом собеседников – вероятность, что вы восстановите его в голове через некоторое время, в разы возрастет. Более того, вы можете дискутировать в режиме онлайн, посещая тематические форумы, чаты или социальные сети.

Кроме того, все, чему вы учите других, вы должны практиковать в своей жизни. Только так от ваших знаний будет толк.

Не стоит воспринимать конус обучения как догму. Каждый человек склонен к определенному способу усвоения информации. То, что демонстрирует свою неэффективность для большинства людей, может оказаться весьма продуктивным способом усвоения материала для вас.

Эдгар Дейл: Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему

Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что :

Слушать лекции на тему или читать материалы по предмету - это наименееэффективный способ выучить что-либо;

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.

Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.

Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему :

1. Проводите лекции

Хотя слушание лекций - это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) - один из самых эффективных.

2. Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, Вы можете компилировать статьи по своей теме.

3. Создавайте видеопрограммы

Даже если у Вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, куда Вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как Вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

4. Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов - общение с людьми Вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую Вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у Вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей Вы это обсудите, тем выше вероятность того, что Вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

5. Делайте это сами

Чему бы Вы ни учили других, Вы должны быть уверены, что делаете это сами.

Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения - это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.

Результаты исследований он представил в виде схемы "Конус обучения":

Сколько человек запоминает после пройденного им обучения? Обучаемый в среднем запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного … 90% того, что сделал сам. Многие сталкивались c этими цифрами. Они приводятся отдельно или часто совмещаются с так называемой пирамидой обучения или конусом опыта. И все было бы хорошо и замечательно, если бы этими цифрами не был заполнен весь интернет, а сами они не являлись обманом и мистификацией.

Конус опыта, конус обучения или пирамида обучения пользуются большой популярностью. На них часто ссылаются в различных статьях, книгах, научных работах и презентациях. В Интернете легко найти множество картинок с изображением треугольника, в который последовательно вписаны методы обучения. Заявляется, что у вершины треугольника указаны менее эффективные способы обучения, а более эффективные – у основания. Эффективность каждого метода подтверждается цифрами, показывающими какой процент данных обучаемый способен запомнить.

Цитата из книги Роберта Кийосаки и Дональда Трампа «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты»:

«В 1969 году в рамках системы просвещения было проведено исследование, которое продемонстрировало эффективность различных типов обучения. На базе материалов исследования был создан «Конус обучения». Из него видно, что наименее продуктивным средством обучения является чтение и лекции, а наиболее эффективным – практическая работа. Между ними занимают положение методы, имитирующие реальный опыт. Не кажется ли вам парадоксальным, что наша система образования все ещё использует в процессе обучения главным образом чтение и лекции? И это при том, что «конус обучения» известен уже с 1969 года!»


Проблема в том, что фундамент их умозаключений построен на зыбучем песке и в любой момент может рухнуть. Собственно, сейчас мы эту катастрофу и устроим.

Меня терзают смутные сомнения

Горькая правда

Поиск правды о пирамидах и конусах в русскоязычном Интернете положительных результатов не дал. Везде, как в мантре, повторяется примерно одно и то же:

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
- слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
- обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки.

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching . Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Постскриптум

Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.

Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.

Конус Эдгара Дейла позволит сотрудникам усвоить максимум полезной информации – без лекций и чтения учебников

Хотите обучать своих сотрудников ярко и нестандартно, чтобы получить от процесса максимальную отдачу? Проанализируйте конус известного американского педагога Эдгара Дейла! Подробности – в этом материале.

Если хотите, чтобы человек учился и развивался, грамотно мотивируйте его к этому. Как именно, зависит от вида обучения

Если нужно, чтобы сотрудник прочитал книгу, пусть ее порекомендует руководитель или авторитетный коллега. Если хотите пробудить интерес к обучению как таковому и выработать стремление постоянно совершенствовать навыки, покажите, что это даст, как повлияет на успешность и эффективность специалиста, как поможет ему решать конкретные и все более амбициозные бизнес-задачи. Требуется создать систему наставничества? Ищите опытных сотрудников, которым нравится обучать других. Повышайте авторитет этих сотрудников с помощью нематериальной мотивации, конкурсов «для лучших». Если есть задача мотивировать сотрудника «идти в неизвестность», взяться за принципиально новый проект, приглашайте внешних экспертов и коучей.

К такому выводу Вы придете, изучив конус Эдгара ДЕЙЛА (см. рисунок ниже ).

Теперь по существу

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:

  • слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
  • обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching. Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Интересно, но из текста книги следует, что созданная автором схема никак не относится к способностям к обучению или запоминанию. По сути, конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.

В схеме последовательно указаны различные уровни абстракции: слова, самые абстрактные, наверху конуса и опыт, полученный из реальной жизни, наиболее конкретный, находится у основания.

К сожалению, с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.

Кстати, видим, что на рисунке отсутствуют какие-либо цифры, ведь никаких практических исследований автор не проводил, а любые утверждения об обратном являются ложью:

«Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения».

Остаются вопросы, как и откуда появились цифры, связанные с запоминанием?

Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.

Опровержения и разоблачения ученых предпринимались уже с 1971 года. В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.

Исследователи с упорством, достойным уважения, потратили годы, чтобы найти первоисточник и понять, кто и как получил экспериментальные данные по запоминанию. Это оказалось не так просто – все цепочки ссылок указывали на восемь разных источников:

  • Edgar Dale
  • Wiman & Meierhenry
  • Bruce Nyland
  • Various oil companies (Mobil, Standard Oil, Socony-Vacuum Oil)
  • NTL Institute
  • William Glasser
  • British Audio-Visual Society
  • Chi, Bassok, Lewis, Reimann, & Glaser (1989)

Детальная проработка каждого из источников не позволила их подтвердить! В качестве примера расследования, небольшая иллюстрация из работы Keith E. Holbert and George G. Karady Removing an Unsupported Statement in Engineering Education Literature

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека