Что такое аутизм и лечится ли он. Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "журавлики"

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Накануне этого дня мы предлагаем вашему вниманию статью из британской газеты Daily Mail «Излечим ли аутизм»? Это несколько историй, несколько точек зрения.

Это пройдет!

Как и все молодые родители, Рона и Кристофер Робертсон были очарованы своим малышом. Они не находили ничего страшного в том, что он преодолевал рубежи нормального для своего возраста развития чуть позже своих сверстников. Но когда Джейми исполнилось два года, родители забили тревогу.

«Сын начал ходить в 18 месяцев, что, конечно, немного поздно, но говорить он так и не научился, – вспоминает Кристофер, консультант по маркетингу из Кембриджа. – Он мог выучить новые слова, а затем вновь забыть их. Он не общался с окружающими, мы не могли наладить с ним зрительный контакт и он любил бегать по комнате взад-вперед».

Их семейный врач и прочие специалисты в один голос твердили, что у Джейми просто позднее развитие – это случается у мальчиков.

Но когда Джейми исполнилось три года, а он так и не заговорил, Робертсоны сводили его к психологу проверить на наличие аутистического расстройства. «Да мы уже почти и не сомневались в этом», – говорит Кристофер.

У малыша нашли тяжелую форму аутизма – нарушение развития, порождающее проблемы с коммуникацией и обучением. Принято считать, что такое бывает у одного ребенка из ста, и чаще у мальчиков, нежели у девочек.

«Расстроились мы очень сильно, – вспоминает Кристофер. – Нам сообщили, что Джейми никогда не сможет пойти в обычную школу, что от аутизма нет лекарств, что все, что нам остается – это пытаться решать свалившуюся на нас проблему самим. Это было не просто горькой правдой – теперь я знаю, что это не было правдой вообще».

Аутизм не приговор

Джейми, которому сейчас 11 лет, разрушил все опасения и не оправдал ни одного предсказания. В четыре года он пошел в первый класс обычной подготовительной школы (в Великобритании дети идут в школу в 4,5-5 лет – Д.С.), где получает неплохие оценки. Его родители и учителя надеются, что все у него и дальше будет хорошо. В школе у Джейми есть друзья, а сам он был выбран секретарем школьного совета. Недавно он научился играть в «Монополию».

Робертсоны принадлежат к тем людям, кто верит, что аутизм – это не приговор на всю жизнь, а лишь болезнь, поддающаяся лечению.

Так можно ли вылечить ребенка от аутизма? «Мы, конечно, встречались и с теми, кто, несмотря ни на что, думает по-другому и считает, что в этой ситуации нельзя ничего поделать, но продолжали отстаивать свое мнение, – говорит Кристофер Робертсон. – Аутизм – сложное состояние, и я не стал бы использовать слово “лечить”. Я верю, что дети могут полностью восстановиться. Думаю, что такое возможно, мы просто не знаем, как».

Можно ли вырасти из аутизма?

По данным Национального общества исследования аутизма (National Autistic Society), в Англии сейчас насчитывается около 500 тысяч людей с расстройствами аутистического спектра. Важнейшие его признаки – нехватка социального инстинкта, интерес к вещам, которых в обычной жизни не заметишь, трудности с речью и нахождение удовольствия в рутине и постоянном повторении. У людей, страдающих аутизмом, присутствуют все симптомы, но у состояния бывают разные степени тяжести.

Люди с аутизмом часто талантливы. Например, они проявляют себя в математике или музыке. Принято считать, что так мозг «компенсирует» недостаток чего-то одного успешным продвижением в чем-то другом. Хотя многие эксперты считают, что аутизм – это на всю жизнь, так как обусловлен генетикой, исследования в этой области показывают, что некоторые дети могут «вырасти» из этого состояния. В прошлом году в Англии проводилось исследование, в котором приняли участие почти 1,5 тысячи родителей детей-аутистов, и треть опрошенных заявили, что их дети уже не больны.

Эксперты полагают, что часть этих случаев может быть объяснена тем, что некоторым детям был поставлен неправильный диагноз. другая часть выздоровевших – дети с самыми слабыми проявлениями недуга.

Много надежд сейчас возлагается на исследования в области поведенческой терапии аутизма, которые активно ведутся в последнее время. Профессор Саймон Барон-Коэн, психолог Кембриджского университета и один из лучших британских экспертов по этому вопросу, недавно сказал: «Люди с аутизмом абсолютно такие же, как и остальные, и их возможно обучать. Это может изменить природу их мозга, поскольку пока ребенок учится, сам этот процесс делает возможным изменения в его мозге».

Ричард Миллс, директор по науке в благотворительном фонде исследования аутизма Research Autism, говорит: «Так происходило и прежде. В детстве человеку ставится диагноз “аутизм”, а потом, когда он вырастает, этого диагноза уже нет – мы только до сих пор не можем выяснить причину этого. Быть может, все дело в хорошем, поддерживающем окружении. Однако нельзя показать на что-то и сказать, что именно здесь корень всех зол».

Папа за ПАП

Кристофер Робертсон говорит, что наиболее эффективной для его сына оказалась методика Прикладного анализа поведения (Applied Behavioural Analysis, сокращенно – ПАП). Разработанная в Калифорнийском университете, она использует систему вознаграждений, чтобы привить ребенку необходимые навыки и научить вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами. Под руководством опытных психологов ПАП-тренеры работают на дому в семьях, разбивая задания на кусочки и повторяя их снова и снова. Этой технике они обучают и родителей. ПАП может использоваться во всем – в обучении пользования туалетом, прохождении школьной программы, приобретении умения играть и общаться.

В три года Джейми начал проходить интенсивную программу ПАП, которая занимала 40 часов в неделю. «Мы потратили 50 тысяч фунтов на это, взяв их из своих пенсионных сбережений», – говорит Кристофер. – Но уже после года занятий, Джейми продемонстрировал такие результаты, что мы стали подумывать, что ему кроме нашего домашнего обучения нужно что-то еще». Помимо ПАП, Кристофер и Рона перепробовали массу других методик, что-то работало, что-то нет.

Мистер Робертсон полагает, что пребывание в обычной школе очень помогло Джейми. Когда тому исполнилось три с половиной года, родители сделали ему анализ на наличие ртути в крови: существует ряд исследований, доказывающих связь между повышенным уровнем этого металла в организме человека и развитием аутизма. Действительно, ртути в крови Джейми оказалось в шесть раз больше нормы, и ему стали давать препарат для выведения ее из организма.

Родители говорят, что именно тогда наступил переломный момент. Например, Джейми стал рисовать – то есть, делать то, чего раньше никогда не делал. В четыре года Джейми стал ходить в обычную школу 2 дня в неделю, в остальное время занимаясь дома ПАП. В семь лет начались ежедневные школьные уроки с помощником.

«Специальные школы дают очень упрощенную программу, они ориентированы на самый низкий уровень учеников, – говорит Кристофер. – Те выходят без аттестата о среднем образовании, адаптироваться во внешнем мире им очень сложно и, таким образом, жизнь в специализированном учреждении для них становится почти неизбежной. Я полагаю, таких детей нужно “выводить в свет”, чтобы научить их независимости».

Панацея или пустышка?

Но далеко не все считают, что аутизм настолько простое дело. Ричард Миллс, эксперт ассоциации Research Autism, говорит, что многие родители считают психологические методики – такие, как ПАП, полезными и эффективными, но предупреждает: находясь в состоянии стресса после получения диагноза, легко поддаться на разговоры о «чудесном исцелении».

«Эффект плацебо – очень мощный, – добавляет он. – Если вы видите, что все идет хорошо, продолжайте. Но будьте честны сами с собой, и если чувствуете, что что-то пошло не так, прекращайте. Существует очень много экстравагантных, а, зачастую, просто бесполезных способов лечения, от которых пользы ноль, зато стоят они очень много».

Национальное общество исследования аутизма также призывает родителей к осторожности. «Существует множество способов лечения, – говорит его представитель, – об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой».

Вот случай с Джун Кокс-Смит. Ее сын Эдвард (сейчас ему 15) проходил ПАП на протяжении четырех лет – с трех до семи. Вот что рассказывает его 58-летняя мама Джун, которая вместе с мужем Патриком и двумя детьми она живет в Айкшеме, графство Сассекс: «Это стоило 15 тысяч фунтов в год. Мне пришлось продать все свои драгоценности. ПАП стал непрерывной, тяжелой работой. Мы сидели и делали десятки попыток издать хоть один звук, немного отдыхали – и все начиналось сначала. Первые попытки были просто кошмаром, но спустя год поведение Эдварда стало намного лучше. В последующие два с половиной года мы научили его говорить. Это на самом деле потрясающее достижение!»

В течение следующего года, Эдвард научился читать. В шесть лет он пошел в обычную школу, где Джун была его ПАП-помощником. Но что-то пошло не так. «В школе Эдварду стало хуже, – говорит его мама. – Он не понимал, что происходит. Он привык работать один на один, а не сидеть тихо в группе других детей и слушать урок. Если меня не было рядом, он пугался и пытался сбежать.

Через восемь месяцев родители были вынуждены перевести сына в специализированную школу. Хотя Джун и признает, что Эдвард научился говорить и читать благодаря ПАП, теперь она полагает, что была излишне оптимистична относительно выздоровления ее сына: «Мы потратили тысячи часов, пытаясь обучить его таким предметам, как математика, география и история – все тщетно. Пытались обучить его играм. Но аутисты не играют. Была запущена целая пропагандистская кампания с рассказами об исцеленных детях – и мне так хотелось, чтобы все это оказалось правдой. Ты так хочешь помочь своему ребенку, что забываешь на время о собственном недоверии и скептицизме».


Сейчас Джун твердо убеждена: дети с аутизмом могут лишь научиться жить со своим состоянием, но улучшений в нем не будет никогда: «Ничто не может изменить их картину мира. Их мозг поврежден, и вы ничего с этим не поделаете. Если вы считаете, что ваш ребенок вылечился, значит, у него вовсе не было аутизма, – говорит она. – И еще. Я пришла к выводу, что пытаться “лечить” их вообще неправильно. Мой сын похож на мягкого славного медвежонка. Просто так случилось, что он немного другой».

Мы войдем в его мир сами

Многие родители солидарны с Джун: с годами аутизм их детей только ухудшается, и никаких улучшений в их состоянии не наблюдается.

Сыну Пола Стюарта Эндрю поставили диагноз «аутизм», когда ему было четыре года. «Пока ребенок маленький, его проблемы могут быть незаметны. Люди часто говорят: “Все нормально, вырастет”, – говорит Пол, учитель из Глазго. – Сейчас Эндрю 16, и его проблемы видны невооруженным глазом. Ведь люди ожидают от него большего, чем от 8-летнего ребенка».

Пол понимает родителей, которые никак не хотят смириться с диагнозом своего ребенка. «Они отдают детей в обычные школы в надежде, что там они станут “как все”, но это никогда не срабатывает. Хотелось бы, конечно, взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “аутизма больше нет” – но это невозможно».

Пол с женой решили не тратить попусту время и деньги на методики, которые, скорее всего, не помогут. Они решили сами войти в мир Эндрю, и попробовать сделать так, чтоб облегчить его жизнь настолько, насколько это вообще возможно.

«Хуже всего Эндрю по утрам, – говорит Пол. – Сам он может надеть не те брюки, забыть деньги на школьный завтрак или свое пальто, забыть почистить зубы, и так далее. Поэтому мы придумали для него контрольный лист, по которому ему надо жить, и теперь в девяти случаях из десяти он все делает правильно. Но это происходит не потому, что он стал думать по-другому. Просто мы создаем соответствующие условия для того, чтобы он действовал правильно. Аутизм никуда не денется, и сын никогда не сможет что-то делать автоматически, как, скажем, я».

Эндрю сейчас ходит в специализированную школу, но посещает футбольные курсы в обычном колледже. У него много друзей в молодежной группе местной церкви. Его родители считают, что со временем он сможет жить независимо.

«Эндрю очень хочет быть самостоятельным, а я не смогу быть с ним вечно, поэтому, когда придет время, мы поселим его отдельно. У него будут помощники, он будет чувствовать себя комфортно и постепенно привыкать к жизни без нас», – говорит Пол.

Рецепт прост – отдать себя без остатка

Кристофер и Рона Робертсон, с которых мы начали рассказ, со страхом ждут времени, когда их сын станет подростком. Ведь он будет сталкиваться со все новыми и новыми трудностями. Они очень боятся, что в его состоянии наступит регресс и стараются сделать все возможное, чтобы предотвратить это.

«Проблемы уже здесь, и их надо как-то решать, что мы и делаем, – говорит Кристофер. – Мы знаем, что должны научить Джейми тем социальным навыкам, без которых жить нельзя. Не существует волшебной пилюли, и нельзя сказать, что наша формула подходит всем. Я боюсь лишь, что другие родители, выслушав все те неприятные вещи об аутизме, которые слушали мы, опустят руки, и у них не будет сил бороться. Я верю, что аутизм излечим, надо всего лишь отдать ребенку всего себя».

Расстройства аутического спектра — комплекс расстройств развития , каждое из которых по-разному проявляется и неодинаково влияет на развитие и поведение человека.

Говоря об аутизме, важно рассматривать их все в комплексе.

Люди, стремящиеся узнать о расстройствах аутического спектра побольше, первым делом задаются вопросом: аутизм лечится или нет ?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: лечится, но полностью вылечить его на настоящий момент невозможно. Однако помочь аутичному человеку адаптироваться в обществе более чем реально.

Как родителям понять, что у ребенка аутизм?

Родителям, у которых подрастает маленький ребенок, необходимо внимательно следить за тем, как он развивается , как взаимодействует с миром, с людьми, чем интересуется, насколько быстро приобретает навыки и умения.

Это позволит вовремя заметить отклонения в развитии и обратиться к специалистам, чтобы они осмотрели ребенка, провели ряд обследований и тестов, а после поставили диагноз и назначили лечение.

Зачастую родители не замечают до определенного момента. В отдельных случаях диагноз выставляется, когда ребенок уже пошел в школу .

Характерные признаки расстройств аутического спектра, на которые важно обратить внимание родителям:


Также у аутичных детей часто наблюдаются различные нарушения сна: они хуже засыпают, могут просыпаться по нескольку раз за ночь.

Если хотя бы часть из перечисленных симптомов наблюдается у ребенка, его важно показать специалистам. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем проще будет помочь ребенку адаптироваться.

Как диагностируется?

Если родители заметили, что у ребенка присутствуют признаки аутизма, важно отвести его к педиатру и внятно, с примерами рассказать о том, как он себя ведет, как развивается, как общается с окружающими, перечислить симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что у него есть нарушение.

Педиатр задаст уточняющие вопросы, осмотрит ребенка и направит его к детскому психиатру.

За ребенком, у которого предположительно есть аутическое расстройство, некоторое время наблюдают следующие специалисты :

  • педиатр;
  • психиатр;
  • психолог;
  • логопед;
  • невролог.

Диагноз выставляется, если у ребенка наблюдается симптоматическая триада аутизма :

  • выраженные расстройства общения;
  • выраженное нарушение социальных взаимодействий;
  • стереотипность, которая проявляется в поведении, в активности и интересах ребенка.

Также ребенка направляют на исследования, которые покажут состояние его соматического здоровья: в некоторых случаях симптомы, сходные с аутизмом, могут наблюдаться при других патологиях.

Обычно ребенка направляют на :

  • электроэнцефалографию;
  • магнитно-резонансную и компьютерную томографии.

В случае необходимости ребенка осматривают гастроэнтеролог, сурдолог, офтальмолог и генетик.

Широко используются различные диагностические тесты , которые определяют уровень интеллекта ребенка, его умение оперировать абстрактными понятиями, способность понимать материал.

Тесты подбираются с учетом возраста ребенка и позволяют специалистам не только диагностировать аутизм и отличить его от сходных патологий, но и определить наиболее подходящую схему лечения: если у ребенка, помимо аутизма, есть олигофрения , методы лечения будут отличаться от тех, которые используются, если олигофрении нет.

Диагностические критерии по возрасту

Характерные диагностические признаки аутизма в разных возрастных периодах:

  1. Ранний возраст. Ребенок не произносит отдельные слова в возрасте 1,4 года, к двум годам не способен сложить два слова в фразу, в возрасте года не использует указательный жест.
  2. Дошкольный возраст. Нарушения речевого развития, специфические особенности зрительного контакта (ребенок либо смотрит очень недолго, или очень долго и избегает смотреть в глаза), выполнение повторяющихся действий с предметами, нарушено умение реагировать на эмоции окружающих и изменять поведение в соответствии с ситуацией, нестандартная реакция при контакте с определенными раздражителями, стереотипное поведение.
  3. Школьный возраст. Ребенок не интересуется окружающими людьми, практически не общается со сверстниками, не имеет друзей. В сфере его интересов — неодушевленные объекты. Ему не нужна эмоциональная поддержка в ситуациях, когда не аутичные дети в ней нуждаются. Он увлечен одной определенной сферой (это называется «специальный интерес»), и не всегда его заинтересованность поможет ему реализоваться где бы то ни было, поскольку специальным интересом аутичных детей могут быть как квантовая физика, так и собирание пуговиц.

    Аутичным школьникам сложно поддерживать беседу с кем-либо, они с трудом понимают, когда нужно закончить диалог и когда уместно его начать.

Как отличить от олигофрении?

Аутизм имеет сходные с умственной отсталостью черты, особенно в случаях, когда речь идет о ребенке младше 4-5 лет.

Поэтому специалистам важно провести дифференцированную диагностику .

Сходные с олигофренией черты , присущие разным группам аутизма:

  • трудности при усвоении бытовых навыков;
  • игровая деятельность предметно-манипулятивна, ребенок не переходит к сюжетно-ролевой игровой деятельности;
  • речевые отклонения;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • безынициативность;
  • маленький словарный запас;
  • невыраженная психическая активность.

Отличия: дети-олигофрены стремятся сохранять зрительный контакт, проявляют заинтересованность в общении, их жизненные потребности сильно выражены.

Также у них отсутствуют характерные для аутизма речевые особенности, эмоциональная чувствительность, уязвимость, заинтересованность в знаках.

Аутичные дети показывают лучшие результаты, если находятся в комфортной для них обстановке, а в случае с олигофренами это не наблюдается.

Лечение у детей

Коррекционная работа с аутичными детьми направлена на смягчение выраженности характерных аутических симптомов, формирование коммуникативных умений. Родителям важно следовать рекомендациям специалистов и регулярно заниматься с ребенком дома , чтобы достичь высоких результатов.

В коррекционной работе участвуют следующие специалисты :

  • психолог;
  • психотерапевт;
  • логопед;
  • дефектолог.

В случае необходимости ребенка следует перевести в специализированное учебное заведение (детский сад, школу) либо обучать на дому. Особенно это важно , если у ребенка есть не только аутизм, но и олигофрения.

Основные методики, которые используются при работе с аутичными детьми:

Психолог помогает аутичному ребенку адаптироваться в коллективе сверстников, формирует навыки и умения, которые позволят ему социализироваться в обществе .

  1. В процессе работы с ребенком психолог должен учитывать его индивидуальные особенности , а его кабинет должен быть адаптирован под нужды аутичных детей: в нем не должно быть ярких, шумных предметов, которые способны вызвать у ребенка сенсорную перегрузку. Также важна звукоизоляция, чтобы ребенок не слышал посторонние шумы.
  2. Общаться с аутичным ребенком нужно тихим, спокойным голосом, в отдельных случаях — шепотом .
  3. Одежда психолога должна быть однообразной и не содержать ярких, привлекающих внимание элементов.
  4. Психолог должен уметь вовлечь ребенка в совместную деятельность и применить его интересы в своих целях. К примеру, если ребенку нравится рвать бумагу, можно предложить ему сделать аппликацию на основе оторванных кусочков бумаги.
  5. Психологи, работающие с детьми-аутистами, используют в работе игры с водой, с песком, пальчиковые игры, расслабляющие упражнения, музыкотерапию.

В большинстве случаев специалисты стремятся избегать использовать медикаменты при терапии. В приоритете всегда обучающие методики и приемы, которые помогут ребенку в развитии и адаптации.

Обычно препараты назначают в тех случаях, когда длительная работа с ребенком не показала значительной эффективности.

Могут быть назначены препараты следующих групп :

  • антидепрессанты (Флуоксетин, Сетралин);
  • антипсихотики (Клозапин);
  • транквилизаторы (Атаракс);
  • нормотимики (Рисперидон).

Коррекционные занятия на дому

Родителям прежде всего нужно набраться терпения и осознать, что они сумеют помочь ребенку, если будут внимательны к нему и учтут все его особенности.

Важно :

  • следовать ежедневному расписанию и следить, чтобы все, что окружает ребенка, было для него привычным;
  • подмечать его особые интересы и использовать их для продвижения в обучении;
  • приучить ребенка к каждодневным привычкам;
  • сопровождать его при посещении различных мероприятий;
  • создать ему комфортную зону, где будет удобно заниматься и отдыхать;
  • наблюдать за его поведением, подмечать признаки усталости.

Эти советы важны при работе с аутичным ребенком любого возраста .

Также важно помнить, что ребенок достигнет больших успехов в комфортной обстановке. Избегайте вносить радикальные изменения в его жизнь.

Домашние задания для аутичных детей:

  1. Головоломки и пазлы. Эта деятельность завязана на последовательности действий, поэтому понятна аутичным детям и вызывает заинтересованность.
  2. Игры. Благоприятно на развитие аутичных детей влияют сенсорные игры, которые заставляют его анализировать сигналы, которые он получает через сенсорные органы. Подойдут игры по типу «Где звенит колокольчик?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Слуховое лото», «Тактильные бусы». Также важно оставлять ребенку время на его собственные стереотипные игры: они помогают ему успокоиться и почувствовать себя лучше.
  3. Рисование. Аутичным детям проще дается рисование, а не лепка, поскольку оно не сопряжено с тесным сенсорным воздействием. Обычно дети переходят к лепке позднее. Чтобы ребенку было проще, предлагайте ему фотографии предметов и мест, которые ему нравятся, чтобы он срисовывал. Важно, чтобы рисование не вызывало у ребенка отторжения. Также в процессе рисования можно развивать знания и умения ребенка, стимулировать его к коммуникативной активности. К примеру, можно задавать ему вопросы по типу «Какого цвета этот карандаш?».
  4. Коллекционирование. Аутичное стремление к систематизации можно применить для получения пользы: предложите ребенку начать собирать что-либо. Это могут быть фантики, фотографии, камни, ракушки. Важно, чтобы работа с коллекцией соотносилась с ежедневным планом.
  5. Деятельность, построенная на повторении. Аутичным детям легко приспособиться к плану и совершать определенные действия в соответствии с ним. К примеру, можно предложить ему вести календари, кормить животных в одно и то же время.

Высокофункциональные аутисты и дети с обычно рано учатся читать , поскольку им интересны знаки, символы. Важно поощрять их интерес к чтению и давать книги, предлагать читать вслух и рассказывать о прочитанном.

Диета

Распространено мнение, что безглютеновая и безказеиновая диеты позволяют уменьшить выраженность симптомов аутизма у детей.

Но это не так: нет никаких официальных данных по поводу эффективности данных диет при лечении расстройств аутического спектра.

Более того: соблюдение безказеиновой диеты приводит к нарушению процессов развития костной системы : кости у детей, соблюдавших такую диету, более тонкие, чем у тех, кто ее не соблюдал.

Единственная «диета», которой действительно стоит придерживаться — правильное питание . Аутичному ребенку, как и любому другому, важно получать необходимое количество полезных веществ с пищей ежедневно.

Как лечить у взрослых?

Коррекция, помогающая детям адаптироваться и приобрести необходимые навыки, в случае со взрослыми практически не работает. Поэтому необходимо начинать ее как можно раньше.

Существуют программы и учреждения, помогающие взрослым аутичным людям адаптироваться, предлагающие им поддержку, но в России подобная сфера не развита.

Некоторая часть аутичных людей, даже несмотря на работу с ними в детском возрасте, не в состоянии существовать в обществе, поэтому им подойдет жизнь в специализированных интернатах (в случае с Россией — в коммерческих интернатах ).

Аутичным людям важна поддержка окружающих, важно принятие . Несмотря на то, что они, казалось бы, не заинтересованы в социальных контактах, общение им нужно, особенно с близкими: с родственниками, друзьями, с людьми, которые помогут.

Некоторым аутичным людям назначают антидепрессанты, нормотимики, антипсихотики, транквилизаторы, которые помогают им лучше себя контролировать, справляться с , .

Прогноз

Итак, излечим ли аутизм у детей?

Расстройства аутического спектра неизлечимы, но их выраженность можно смягчить .

У части детей (3-25%, в зависимости от выборки), с которыми активно занимались, наступает ремиссия, и диагноз снимается .

Прогноз во многом зависит от того, насколько старательно занимались с человеком в детском возрасте, когда был поставлен диагноз, какой тип и какая группа аутизма у него, есть ли олигофрения и сопутствующие заболевания.

Часть людей с аутизмом адаптируются в обществе, работают, даже имеют семью и детей.

Чтобы аутичный ребенок сумел адаптироваться в обществе , нашел свое место в нем, важно регулярно заниматься с ним, поддерживать, учитывать его индивидуальные особенности.

Лечение аутизма дома:

Для родителей диагноз «детский аутизм» звучит как страшный приговор. Однако не нужно отчаиваться и опускать руки. Доказано, что дети с такими отклонениями вполне успешно могут влиться в социум, главное – своевременно принять меры. Давайте поговорим о том, какое лечение аутизма у детей признано эффективным.

Под аутизмом подразумевают различные нарушения развития, которые проявляются в первые месяцы или годы жизни ребёнка и сопровождают его на протяжении всей жизни. Распознать аутизм можно по нарушению речевой деятельности, затруднению взаимодействий с людьми, нетипичным поведенческим реакциям и образу мышления. Аутисты живут в своём мире, им сложно найти место в социуме, однако зарубежная медицинская практика показывает, что адаптировать «других» детей возможно.

В России, к сожалению, диагностика и лечение аутистических расстройств у детей часто ложатся на плечи родителей. Если такие проблемы знакомы вам, то не отчаивайтесь: ищите хорошего специалиста и тем временем занимайтесь с малышом по специальным программам развития особых детей, которые сегодня легко найти в Сети.

Излечим ли аутизм у детей

Все родители, обнаружив аутизм у ребёнка, первым делом задаются вопросом можно ли вылечить это расстройство. Многочисленные исследования показывают, что побороть проблему действительно можно. Речь идёт не о выздоровлении как таковом, а о социализации ребёнка-аутиста, расширении его стереотипных реакций, формировании важных для жизни навыков и развитии речевой функции. Эффективность методик полностью зависит от степени развития расстройства, так, к примеру, при лёгких формах аутизма удаётся практически полностью решить проблему. К тому же чем раньше будет выявлено расстройство и начнётся работа над ним, тем лучшего результата удастся достичь. Именно поэтому рекомендуется обращать пристальное внимание на поведенческие особенности ребёнка ещё с первых месяцев, а при отклонениях от нормы обращаться к специалисту.

На вопрос излечим ли аутизм, к сожалению, нет однозначного ответа, у детей патология развивается по различным сценариям, поэтому то, что даёт результаты одним, не работает с другими. Узнать, удалось ли победить проблему можно только после длительного наблюдения по окончанию адаптационных программ.

Если этот диагноз не понаслышке знаком вашей семье, не спешите отчаиваться: хоть единого рецепта лечения нет, но положительные результаты пациентов по всему миру дают надежду. Во многих странах аутисты являются полноценными членами общества и живут нормальной жизнью.

Лечение аутизма у детей

Если у ребёнка диагностировали аутизм, то первое о чём хочется узнать родителям, как вылечить расстройство. Многие забывают, что аутизм - это не совсем заболевание, по крайней мере в прямом понимании этого слова, поэтому единого плана лечения не существует, методы подбираются индивидуально для каждого конкретного случая. Лечение в любом случае должно опираться на поведенческую терапию, только так можно свести проявления аутизма у детей к минимуму. Существует масса программ, нацеленных на коррекцию аутистических расстройств. Ребёнка учат жить в этом враждебном, как ему кажется, мире, коммуницировать с людьми, быть самостоятельным, решать хотя бы минимальные повседневные бытовые задачи. Если у малыша проблемы с речью, то важной частью лечения являются занятия с логопедом. Ребёнок должен научиться контролировать свои эмоции и своё тело, поэтому частью терапии являются психологические и физические упражнения.

Бытует мнение, что аутистические расстройства можно вылечить медикаментозно. Но как с помощью лекарств лечить аутизм у детей? К сожалению, никак, это - миф. Как и миф то, что появление аутизма у детей могут спровоцировать прививки. Лекарственные препараты как метод лечения абсолютно бесполезны, однако они могут убрать сопутствующую симптоматику, если она присутствует (например, аутистам часто выписывают успокоительные). При аутизме у детей показана специальная диета, которая ограничивает приём продуктов, содержащих казеин и глютен в большом количестве, так как считается, что эти белки влияют на функции головного мозга.

Аутизм – явление очень сложное, многогранное и противоречивое. Как и в случаях с любыми другими хроническими состояниями, не имеющими определенной природы и причины, от аутизма не существует одной-единственной таблетки или методики, способной гарантировать полное излечение в оговоренные сроки.

Все существующие на сегодняшний день профильные терапевтические методы направлены на повышение коммуникативных возможностей аутичных детей и взрослых, развитие у них необходимых навыков общения, поведения, самообслуживания и т. д. К таким методам относится и , которая помогает развивать когнитивные навыки.

Успех в борьбе с аутизмом во многом зависит от степени тяжести проявлений этого состояния. Так, ранний детский аутизм (РДА) по интенсивности симптоматики разделяется на четыре большие группы:

  • 4 группа – самая легкая степень, характеризующаяся излишней чувствительностью к чужому мнению, психологической уязвимостью и ранимостью;
  • 3 группа – повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами (например, рисовать картинки с одним определенным сюжетом ежедневно в течение нескольких лет), стремление абстрагироваться от внешнего мира в своей «раковине», однообразные не познавательные увлечения;
  • 2 группа – аутичный ребенок активно отвергает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ней. Общение с ограниченным числом людей, привередливость в еде и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против перемен, агрессия, аутоагрессия и т. д.;
  • 1 группа – аутист полностью отрешен от окружающей действительности, отсутствует какая бы то ни была социальная активность.

Разумеется, сравнительно быстро добиться высоких результатов у малыша с легкой формой РАС будет проще, чем у подопечного из первой или второй группы. Но даже вне зависимости от степени аутизма, вероятность полного излечения в наиболее краткие сроки значительно повышается при ранней постановке диагноза.

Существует множество примеров, когда двухлетних детей «выводили» из аутистического спектра за 1–1,5 года, тогда как четырехлетних – уже примерно за 5 лет и т. д. Согласно данным современной статистики, после прохождения специальной поведенческой терапии в общеобразовательные школы успешно интегрируются свыше 60% детей с аутизмом, диагностированным в возрасте до 3 лет. Потому особенно важно своевременно обнаружить и купировать его в раннем возрасте.

Методы лечения аутизма у детей и взрослых

Все используемые на сегодняшний день методики лечения аутизма можно условно объединить в четыре масштабные категории:

  • поведенческая терапия, корректирующая общение и поведение;
  • медикаментозное лечение;
  • биомедицина;
  • нетрадиционная (альтернативная) медицина.

Методы лечения аутизма, имеющие целью коррекцию поведения аутичного человека в социуме и повышение его коммуникативных возможностей, включают в себя ABA-терапию (прикладной анализ поведения), структурированное обучение TEACCH, трудо- или эрготерапию, сенсорную стимуляцию и интеграцию, логопедию, развивающую, игровую и визуальную терапию и др. Каждый из этих терапевтических подходов подбирается индивидуально, а комбинировать можно далеко не все из них. Поведенческая терапия (при условии регулярных занятий и помощи квалифицированных специалистов) практически всегда приносит ощутимые положительные результаты.

Медикаментозное лечение аутизма у детей (терапия лекарственными препаратами) направлено не на избавление от аутизма как такового, а на устранение некоторых сопутствующих ему симптомов, ухудшающих социальную адаптацию – например, гиперактивности, агрессии и/или аутоагрессии, судорожного синдрома, эпиактивности и т. д. Иногда обойтись без медикаментов практически невозможно, однако следует обязательно учитывать все противопоказания, возможные побочные эффекты от препаратов и консультироваться с врачом в каждом отдельном случае. Стоит помнить, что проявляются более явно из-за гормональной перестройки организма, так что этот факт тоже нужно учитывать при медикаментозном лечении.

Биомедицинское лечение аутизма основано на очищении окружающей ребенка среды и его организма от различных вредных веществ. Главное «оружие» этого метода – здоровое питание и некоторые специальные диеты. Такой подход вполне уместен, поскольку атипичной реакцией на многие продукты питания страдает до 75% детей с РАС. Правильно подобранный набор необходимых ребенку витаминов, ферментов, аминокислот, пробиотиков и минералов вполне способен привести к значительным положительным сдвигам как в физическом состоянии, так и в психическом развитии.

Нетрадиционное лечение аутизма у взрослых и детей представляет собой целый спектр различных альтернативных терапевтических методов от гипноза и иглоукалывания до кранио-сакральной терапии и гомеопатического лечения. Конечно, невозможно полностью избавить подопечного от аутизма при помощи одних только альтернативных методик, однако их можно использовать в составе комплексной терапии как дополнение к другим методам – например, готовить отвары успокоительных лечебных трав для малыша с повышенной двигательной активностью и т. д.

С этой же точки зрения рассматривается и физиотерапия в лечении детей с аутизмом (магнитотерапия, электросон, фотохромотерапия, электрофорез, лазеротерапия и др.): наиболее эффективным будет ее использование в комплексе с прочими программами, в первую очередь – с АВА-терапией.

Помните, что лечение аутизма у подростков, детей или взрослых – это всегда непростой и длительный процесс, иногда длиной в целую жизнь. Главное на этом пути – всегда помнить о том, что каждый аутичный человек уникален, а потому может реагировать на какие-либо методы терапии более или менее эффективно, чем другие люди с аналогичным диагнозом. И стоит правильно подбирать методики, которые позволяют , так и от других признаков заболевания.

Коррекция поведения аутиста

Применение различных видов поведенческой коррекции позволяет не только избавить ребенка от проявлений нежелательного поведения, но и во многих случаях помочь ему стать практически полноценным членом общества. могут проявляться с разной интенсивностью — и от этого будут зависеть методы лечения.

Прикладной анализ поведения (АВА)

Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения. Эта методика представляет собой один из принципов поведенческой терапии, главной целью которого является развитие нужного набора социальных навыков и знаний аутиста, необходимых для его максимально полноценной адаптации в обществе.

Метод АВА-терапии строится на поощрении и мотивации – награда за правильное поведение побуждает подопечного продолжать поступать подобным образом в аналогичных ситуациях. В настоящее время поведенческий анализ признан одним из самых эффективных коррекционных методов в отношении аутистических расстройств. С его помощью аутичных детей, подростков и взрослых можно обучать сложной речи, зрительному контакту, взаимодействию в социуме, предметам из школьной программы, профессиональной деятельности и т. д.

После применения данной терапии существенно снижаются такие проявления аутизма, как стереотипные движения, зацикленность, ритуальные действия. Подопечный начинает преодолевать коммуникативные трудности, учится понимать эмоции окружающих и в целом чувствует себя гораздо более комфортно в обществе.

Эта методика также ценна тем, что освоить ее может любой родитель аутичного малыша, чтобы обеспечить для него лечение аутизма в домашних условиях. В настоящее время разработаны эффективные программы курсов и тренингов по АВА-терапии для всех желающих.

Структурированное обучение ТЕАССН

Программа ТЕАССН была разработана в 1997 г. и до сих пор является одной из весьма популярных практик коррекционно-педагогической методики лечения аутизма. По ней аутичные дети обучаются с помощью невербальной коммуникации с акцентом на визуализацию, для чего применяются различные наглядные пособия.

Новые навыки в процессе обучения развиваются в девяти областях: имитации, восприятия, мелкой и крупной моторики, координации рук и глаз, социальных взаимодействий, речи, познавательной способности и способности к самообслуживанию. Цель структурированного обучения ТЕАССН состоит в том, чтобы помочь пациентам выработать интуитивные и простые повседневные умения, которые в большинстве случаев формируются на основании четких расписаний и зрительных инструкций.

Речевая терапия и логопедия

Одним из распространенных признаков аутизма являются речевые проблемы. Некоторые аутичные дети совсем или почти совсем не используют вербальную коммуникацию, а их речь развивается достаточно медленно и часто имеет некоторые дефекты (картавость, шепелявость, нарушение грамматики и др.). Помощь речевого терапевта часто позволяет не только улучшить речевую функцию ребенка, но и повысить его психический тонус, развить потребность в вербальном взаимодействии через налаживание и развитие эмоциональных контактов.

Индивидуальные коррекционные программы по логопедии и речевой терапии должны разрабатываться совместно с прочими специалистами (психологом, АВА-терапистом и др.).

Трудотерапия, эрготерапия или оккупационная терапия

Трудотерапия или терапия занятостью направлена на улучшение моторики и координации движений аутистов, а также помогает задействовать восприятие различной информации через чувства (зрением, слухом, обонянием, осязанием).

Инновационный метод трудотерапии – эрготерапия или оккупационная терапия (occupational therapy). Эрготерапевт помогает аутичному пациенту осваивать действия, необходимые для решения повседневных задач различных уровней: личная гигиена, приготовление еды, покупки в магазине, уход за домашним животным и т. д. Квалифицированные эрготерапевты профессионально ориентируются в областях педагогики, психологии, физической культуры, социологии, что позволяет их подопечным не только наработать необходимые бытовые навыки, но и избавиться от сенсорных расстройств (повышенной или наоборот недостаточной чувствительности к шумам, яркому свету, прикосновениям и т. д.).

Терапия социальных навыков

Данный вид терапии заключается в помощи аутисту создавать и делать более легкими социальные контакты с другими людьми, включая сверстников. Терапевты, практикующие данную методику, обучают детей вести беседу, общаться с новым знакомым, правильно вести себя на прогулке, детской площадке, в магазине – то есть, формируют адекватные социальные навыки.

Развивающая терапия

Развивающая терапия предназначена для повышения социальных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей аутистов, а потому ее приемы всегда основываются на индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.

Особенно популярны следующие три вида развивающей терапии: Son-Rise (обучающая терапия с интерактивными играми в формате «родитель – ребенок»), Floor time (игры, в которых родитель общается с ребенком по схеме, отражающей различные этапы эволюции коммуникации) и Relationship Development Intervention – развитие межличностных/партнерских отношений (метод, развивающий не обычные социальные навыки, а навыки дружеской привязанности). позволяют научить его понимать окружающий мир и без страха общаться с окружающими.

Игровая терапия

Аутизм, как и некоторые другие состояния, требующие особого терапевтического подхода, можно «лечить игрой». Игра, как наиболее естественное для ребенка состояние, помогает улучшить речевые возможности, коммуникативные способности, социальные навыки. Разработаны специальные сценарии для игр, в процессе которых игровой терапевт может выявить многие проблемы ребенка-аутиста и эффективно помочь ему преодолеть их. Данный метод может быть включен и в другие виды терапии в качестве вспомогательного инструмента. Правильно подобрать не только игры, но и поможет специалист.

Визуальная терапия

Данный способ частично перекликается со структурированным обучением ТЕАССН, поскольку тоже предполагает максимально частое использование разнообразных наглядных пособий, иллюстраций, видеоигр и т. д. При помощи видеоизображений налаживается так называемая вспомогательная или альтернативная коммуникация – то есть общение с ребенком способами, удобными ему (в том числе и посредством картинок).

Сенсорная интеграция

Сенсорные навыки – это восприятие различных граней действительности с помощью чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д). Поскольку аутичные дети самостоятельно обучаются этим навыкам весьма медленно или не обучаются вообще, методика сенсорной стимуляции и интеграции направлена на активацию способности мозга к обработке сенсорной информации.

При помощи данного метода, называемого еще предметотерапией, объединяются все системы восприятия и анализа информации, поступающей от органов чувств, благодаря чему возрастает коммуникативная способность ребенка-аутиста. Наиболее высокие результаты сенсорная интеграция чаще всего дает в комплексе с программами АВА и ТЕАССН. помогает в дальнейшем развитии навыков самообслуживания и социализации.

Пет-терапия (коррекция с помощью участия животных)

Общение со зверями оказывает благотворное воздействие на аутичных детей – ведь таким образом они получают возможность взаимодействовать с дружелюбным живым существом, но не испытывать при этом стресса как от общения с людьми.

Пет-терапия (анималотерапия, зоотерапия) способствует улучшению коммуникативных навыков и качества сна, а также снижает количество вспышек агрессии и уменьшает головные боли, свойственные многим аутистам. В настоящее время широко применяется пет-терапия с участием дельфинов, лошадей, собак, а иногда и кошек.

Диета для аутистов

Биомедицинские методы лечения аутизма, подразумевающие «очистку» организма от вредных веществ и обеспечение организму здорового питания, также включают в себя некоторые специфические диеты.

Как известно, аутизм в большинстве случаев сопровождается нарушением обмена веществ. Данная особенность иногда выражается тем, что в пищеварительном тракте аутичного ребенка неправильно усваиваются белки, глютен и казеин. Глютен, также называемый клейковиной, содержится в различных злаковых продуктах, а казеин входит в состав молока и некоторых молочных продуктов.

По мнению сторонников биомедицины, если у нейротипичных людей глютен и казеин полностью распадаются и усваиваются в процессе пищеварения, то у аутистов они транспортируются в кровь в виде эндорфинов – веществ, по своим свойствам близких к наркотическим. Результатом этого становится странное поведение аутичных людей, неадекватные реакции и прочие проявления аутизма. Соответственно, чтобы уменьшить эти проявления, многие родители применяют для детей диеты БГ, БК и БС – безглютеновую, безказеиновую и безсоевую.

Конечно, сама по себе диета не способна полностью излечить аутизм, однако может помочь наладить обмен веществ.

Антиглютеновая диета для аутистов

Безглютеновая (медицинский термин – аглютеновая) диета предполагает полный отказ от следующих продуктов:

  • магазинные хлебобулочные изделия, торты, пирожные, пироги, шоколад (как в плитках, так и в батончиках), конфеты, пиццы;
  • мюсли, злаковые смеси к завтраку;
  • любые продукты с содержанием пшеницы, ячменя (и ячменного солода), ржи, овса, ячневой и перловой круп.

Чтобы минимизировать риск попадания глютена в организм, рекомендуется отказаться и от продуктов, продающихся без этикетки с описанием состава.

Особенно актуальна диета такого рода при наличии у малыша клинически подтвержденной непереносимости глютена (это заболевание называется целиакией). Диагноз целиакии устанавливается на основании специальных анализов мочи и крови, а также биопсии тонкого кишечника.

Безказеиновая диета при аутизме

При безказеиновой диете противопоказаны:

  • молоко любых животных;
  • маргарин, в составе которого содержится животное молоко;
  • творог, сыры, йогурты, мороженое, различные десерты и прочие продукты с животным молоком в составе, включая сладкую выпечку, шоколад, конфеты и т. д.;
  • соевые продукты (например, тофу, соевое молоко и т. д.).

Разрешено употребление в пищу рисового, кокосового, миндального, каштанового молока. Сливочное масло допускается употреблять в минимальных количествах, постоянно отслеживая реакцию организма.

В настоящее время клинические тесты, подтверждающие необходимость безказеиновой диеты, еще не разработаны. Поэтому рационально будет провести самостоятельную проверку в течение трех-четырех недель, изъяв из рациона ребенка все продукты, содержащие молочный казеин. Если вы заметите какие-либо улучшения в состоянии малыша – можно продолжить придерживаться этой диеты.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственные препараты не способны устранить аутизм как таковой, но могут помочь снизить отдельные симптомы: агрессию и аутоагрессию, ОКР, тревожность, гиперактивность и т. д. Кроме того, с помощью медикаментов можно добиться усиления способности к концентрации внимания, победить дисбактериоз и гиповитаминоз, повысить общий иммунитет организма.

Препараты для лечения аутизма

В некоторых случаях аутичным пациентам могут быть выписаны следующие психотропные препараты:

  • антидепрессанты и нейролептики (снижение тревожности, раздражительности, цикличности поведения, вспышек гнева, депрессии, гиперактивности и т. д.);
  • медикаменты нестимулирующего действия – гуанфацин, атомоксетин (повышение способности концентрировать внимание, снижение нервного возбуждения, синдрома гиперактивности и т. д.);
  • аналептики (повышение концентрации внимания, снижение гиперактивности, импульсивности);
  • противосудорожные препараты (снижение частоты конвульсивных приступов, стабилизация поведения и общего настроения).

В качестве поддерживающей терапии часто назначаются:

  • пробиотики (при дисбактериозе кишечника);
  • витаминные комплексы, содержащие витамины С, Е и группы В;
  • иммуномодуляторы, стероидные препараты (для стимулирования иммунитета);
  • гормональные препараты окситоцин, секретин и др. (для улучшения общего состояния при аутизме).

Назначать любые лекарства имеет право только высококвалифицированный врач, занимающийся лечением аутизма и РАС. При использовании медикаментов необходимо учитывать все возможные побочные эффекты и риск привыкания.

Лечение аутизма стволовыми клетками

Одна из «революционных» попыток победить аутизм – лечение стволовыми клетками, взятыми из пуповинной крови при рождении ребенка. Данный метод заключается во внутривенном и/или интратекальном (в спинномозговую жидкость) введении стволовых клеток пациенту, что должно увеличивать приток крови в различные области мозга и формировать новые нейроны, благотворно влияя на состояние аутичного человека.

На сегодняшний день лечение аутизма стволовыми клетками пока не имеет весомых доказательств эффективности, однако известно несколько случаев частичной реабилитации детей-аутистов после проведенной процедуры.

Нетрадиционное лечение аутизма

Нетрадиционные, в том числе народные методы лечения аутизма включают в себя ряд практик альтернативной медицины, обозначающихся в зарубежных исследованиях аббревиатурой CAM – Complementary and Alternative Medicine (дополнительная и альтернативная медицина).

К сожалению, альтернативные практики не могут излечить аутизм, но в некоторых случаях способны поднять общий тонус организма ребенка, за счет чего нельзя назвать их полностью бесполезными. Рассмотрим наиболее популярные в этой категории методы.

Лечение в домашних условиях

Аутичные дети часто имеют совершенно уникальные особенности, одной из которых может стать необходимость домашней терапии (например, если ребенок испытывает сильный стресс при выходе из дома). Одной из наиболее надежных программ для терапии в домашних условиях является прикладной анализ поведения (ABA), также популярны методы сенсорной терапии, RDI и др. Использовать методику АВА дома можно как самостоятельно, окончив соответствующие курсы, так и при помощи приходящих терапистов.

При домашней терапии важно выделять на нее строго определенное количество часов в неделю (от 15 до 40 и более), иметь все необходимые рабочие материалы (книги, игрушки, наглядные пособия и т. д.), вести журнал учета больших и маленьких успехов ребенка на пути к нормальной жизни. Необходимо разработать при помощи специалиста учебный план, соответствующий всем имеющимся потребностям малыша.

Лечение аутизма гомеопатией

Гомеопатия при аутизме может выступать в качестве вспомогательного метода, особенно при непереносимости обычных лекарств или наличии тяжелых побочных эффектов. Лечение аутизма гомеопатией пока не имеет официальных доказательств эффективности.

Аудиторная интеграция

Методы аудиторной интеграции (Earobics, Fast Forward и др.) направлены на регулирование психических и физических особенностей аутичного ребенка, стимулирование правильного развития, улучшение восприятия речи и прочих аудиторных стимулов.

Кранио-сакральная терапия

Подвид мануальной терапии, заключающийся в «несиловом наложении рук» на тело пациента и мягкой коррекции различных смещений и деформаций костных и мышечных структур. Особое внимание кранио-сакральные терапевты уделяют черепу и крестцу (название терапии происходит от латинских слов cranium – «череп» и sacrum – «крестец»), обещая излечение аутизма, ДЦП, умственной отсталости и прочих заболеваний. Документальных подтверждений эффективности метода пока нет.

Холдинг-терапия

«Терапия объятиями», основанная на мнении, что тактильные взаимодействия способствуют появлению тесных связей между людьми. По результатам последних исследований, данный вид терапии не рекомендуется к применению среди аутичных детей, поскольку их реакция на прикосновения в корне отличается от таковой у нейротипичных людей.

Лечение аутизма гипнозом (гипнотерапия)

Согласно последним исследованиям, лечение аутизма гипнозом бывает эффективно при терапии позднего аутизма у детей. Гипнотерапия совместима с другими видами терапии и может увеличивать их эффективность. Однако результативность гипнотерапии при врожденном аутизме пока не доказана.

Фитотерапия

Лечение аутизма народными средствами включает в себя фитотерапию, при которой используются различные лекарственные растения. Эффективное лечение аутизма травами невозможно, однако некоторые из них позволяют повысить иммунитет ребенка, сгладить симптомы тревожности и гиперактивности, а также улучшить общее физическое самочувствие.

Акупунктура (иглоукалывание)

Данный метод может работать на «органическом» уровне, однако в отношении «ментальных» проблем он бессилен. Иглоукалывание допустимо использовать для улучшения кровообращения, что в свою очередь может положительно отразиться на общем состоянии здоровья ребенка.

Остеопатия

Еще один подвид мануальной терапии, иногда применяющийся при аутизме для улучшения сна, аппетита, кровообращения, снятия психоэмоционального напряжения и т. д. По словам самих остеопатов, данная методика может приносить и более ощутимые результаты, однако официальных подтверждений этому пока не имеется.

Прикладная кинезиология

Альтернативная методика диагностирования и лечения заболеваний позвоночника, суставов и нервной системы на основании мануального мышечного тестирования. Доказанных результатов в отношении аутизма не имеется, но при желании кинезиология может быть использована в качестве дополнительного метода оздоровления организма в целом.

Эффективные методы лечения аутизма

В отношении лечения аутизма, проблемы сложной и многогранной, невозможно однозначно ответить на вопрос «какая методика лучше», поскольку нельзя с точностью предсказать реакцию каждого отдельного аутичного пациента на тот или иной вид терапии.

Пока с высокой степенью уверенности можно утверждать следующее:

  • наиболее эффективными при аутизме являются методы раннего вмешательства (чем раньше начата терапия, тем быстрее будет заметен результат);
  • самые высокие показатели адаптации в социуме отмечаются сегодня у детей-аутистов, проходящих АВА-терапию с помощью профильных специалистов или собственных родителей, получивших соответствующее обучение.

Прикладной поведенческий анализ полностью основан на научных принципах, а основную роль в нем играет мотивация подопечных путем поощрения их коммуникативных и учебных успехов. Терапию по этой методике можно дополнять и другими практиками, включая биомедицинские и нетрадиционные – главное, чтобы их использование не наносило вреда здоровью ребенка.

Каждый аутичный малыш проходит собственную уникальную синусоиду развития, а задача родителей и терапевтов – правильно определить потребности ребенка, понять его и помочь максимально эффективно адаптироваться к жизни.

11 16 459 0

Довольно часто неумение ребенка разговаривать в возрасте трех лет и не желание идти на контакт с ровесниками и взрослыми родители связывают с тем, что их ребенок – индивидуальность. Однако, услышав от доктора, что их ребенок болен аутизмом, они долго не могут прийти в себя, а их чадо в это время чувствует психологический дискомфорт, не понимая эмоций окружающих.

Это заболевание чаще всего поражает младенцев, и оказывает свое негативное влияние на всю оставшуюся жизнь. Сказывается оно на нарушении психологического развития, что проявляется в расстройствах моторики, отсутствии связной речи или речи в принципе. Ребенок закомплексован, отказывается от общения в любом виде, предпочитая игры и времяпровождение исключительно наедине. Иногда наличие аутизма ошибочно называют опозданием. Но это не так. Ребенок-аутист избегает и отталкивается от нового, у него замедленная реакция на восприятие реальности, его движения монотонные и дублированные.

Причины развития аутизма у деток

Доказанных клинически причин появления аутизма у детей современная медицина не имеет. Существует несколько гипотез, то ни одна их них не признана как истинная.

Некоторые доктора связывают развитие аутизма с наследственными особенностями ребенка, другие – утверждают, что это заболевание берет свои корни в неблагоприятных родах.

Также существуют теории появления аутизма в следствии патологии беременности, инфицирования будущей матери, что привело к дисфункции частей головного мозга малыша.

Важно отметить, что большинство детей-аутистов являются первенцами в своей семье.

Кроме этого, существует большая вероятность того, что развитие аутизма у детей связано с хрупкостью эмоций, катализатором в такой ситуации становится неблагоприятный климат в семье, недостаток внимания или грубое обращение с ребенком. Как следствие – психологическая замкнутость и отшельничество крохотного человечка.

Симптомы заболевания

Признаки поражения аутизмом детей можно классифицировать по возрасту:

  • Ранний аутизм – наблюдается у детей с рождения до двух лет.

Основные симптомы:

  1. Ребенок не смотрит в глаза при обращении к нему.
  2. Ребенок не улыбается при контакте со взрослым или сверстником.
  3. Малыш предпочитает игры в одиночестве.
  4. Крошка не откликается, когда называют его имя.
  • Детский аутизм – поражает детей от 2 до 11 лет.

Наиболее встречающиеся признаки аутизма у этой возрастной группе детей состоят в следующем:

  1. Ребенок не умеет разговаривать или его речь несвязная, монотонная, один звук или слог может повторяться достаточно часто.
  2. Ребенок не показывает желание идти на контакт с окружающими, наблюдается полное игнорирование людей вокруг него.
  3. Дети-аутисты в таком возрасте часто повторяют одно и то же движение, не любит копировать жесты и мимику сверстников и взрослых. Часто привязаны к одному предмету и болезненно расстаются с ним.
  4. Дети боятся новой обстановки, проявляет истерику при появлении чего-то нового.
  5. Такие ученики всегда отстают от одноклассников в успеваемости, хотя довольно часто показывают талант к рисованию или музыке.
  • Подростковый аутизм – поражает детей 12-18 лет.

Симптомы заболевания проявляются в следующем:

  1. Дети отдают предпочтение одиночеству.
  2. Агрессия, истерика в период полового созревания.
  3. У подростков появляется первый опыт общения с окружающими.

Современная медицина не имеет стандартных способов лечения аутизма у детей. Каждый доктор выбирает тот метод, который, по его мнению, подходит маленькому пациенту больше по сравнению с другими.

Родителям или опекунам ребенка необходимо также обдумывать предлагаемую врачом программу лечения, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, ведь бывают случаи, когда конкретный метод лечения помог одному ребенку, но оказался совсем неэффективным для другого.

Как родителям, так и ребенку, следует морально подготовится перед началом терапии, это сложный процесс, на который потребуется масса сил и терпения. Однако при правильном выборе метода лечения, а также добросовестном выполнении всех его элементом существует большая вероятность, что недуг будет побежден и ребенок будет развиваться как нормальные дети.

Также стоит учесть один факт: чем раньше применяется терапия, тем больше шансов быстрого выздоровления.

  1. Для ребенка важна постоянность. Если Вы выбрали тренера для занятий, то постарайтесь максимально придерживаться работы именно с этим тренером.
  2. Очень хорошие результаты показывает применение АВА терапии. Для начала ребенка учат делать простые задания, а за их успешное выполнение дают вознаграждение (похвалу, вкусняшку, игрушку). Например: помаши рукой или кивни головой и т.д. Постепенно количество простейших умений ребенка возрастает, после этого необходимо учиться их применять в посведневной жизни (на прогулке, в магазине. в ванной). Когда ребенок умеет применять первичные знания, их повторение может осуществляться не только тренером, но и родителями, бабушками, дедушками, друзьями и т.д.
  3. Довольно хороший эффект дает трудотерапия. Суть ее состоит в том, чтобы малыш учился обрабатывать информацию, которую он получает через органы зрения, нюха, слуха и прикосновений.
  4. Холдинг-терапия также практикуется для лечения аутизма. Она осуществляется, как правило, мамой ребенка посредством насильственных обьятий. Мама берет свое чадо на руки, крепко обнимает, прижимая к груди, и, глядя в глаза, ласково говорит о своей любви, нежности и тепле. В процессе холдинг-терапии ребенок должен расслабиться, как физически, так и эмоционально. Основная суть этого метода лечения – избавление ребенка от его привычного желания избегать контакта с окружающими. Полноценное развитие ребенка невозможно без налаженной тесной связи между ним и самым родным человеком.
  5. Лечебная физкультура полезна для того, чтобы крошка научился с помощью специального комплекса упражнений владеть и руководить своим телом.

Медикаментозное лечение заболевания

Для борьбы с этим заболеванием используют множество методик, которые направлены на коррекцию психологического, поведенческого, образовательного развития ребенка и пр. Каждую из терапий назначает доктор. Кроме этих способов, для лечения аутизма довольно часто практикуют применение курса медицинских препаратов. В комплексе с перечисленными видами терапий, они позволяют ребенку бороться с проблемой неврологического характера: усиливают концентрацию, устраняют агрессию, повышенную активность, приводя поведение ребенка в норму. Любые из медикаментов должны приниматься строго по назначению врача. К таким препаратам относят:

  1. Антидепресанты – устраняют унылость, состояние депрессии, нервозность у ребенка;
  2. Препараты аналептического действия – борятся с патологической цикличностью действий, превышенной подвижностью ребенка;
  3. Нейростимуляторы – назначаются для снижения импульсивности поведения, нервозности;
  4. Нейролептики – снимают нервное возбуждение, стабилизируют поведение.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека