Что означает понятие «Возрождение».

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад. А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства. Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс - эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

Что значит термин "эпоха Возрождения"?

Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.

В переводе с итальянского термин "Ренессанс" - это название, созданное слиянием двух слов "снова" и "родиться". Поэтому понятия "Ренессанс" и "эпоха Возрождения" являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.

Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

Ренессанс: годы эпохи Возрождения

Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.

Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время. Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век. Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его "осенью Средневековья".

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс - это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Где зародился Ренессанс?

В понимании искусствоведов Ренессанс - это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин "Ренессанс" был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.

Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте. Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев. Считается, что Флоренция - город купцов и богемы - дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.

До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс - это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Позднее Возрождение.

В некоторых источниках указан еще один период - Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это - весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности. Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства. Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс - эпоха Возрождения - заложил основы интеллигенции как социального класса. Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

Живопись Возрождения

Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе. Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека. Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором. Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются "Тайная вечеря" и "Джоконда". Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи "универсальным человеком", который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая "Сикстинская мадонна".

Ренессанс: литература

Литературный жанр претерпел большие изменения, которые принес Ренессанс. Литература эпохи Возрождения характеризуется обличением церкви, человек становится главным действующим лицом всех сюжетов. Уже немодно использовать библейские притчи и восхваления церковнослужителей. На первый план выходят отношения людей и их чувства.

Среди жанров становятся популярными новеллы и сонеты. Эти стишки в несколько строк вмещали в себя огромный смысл и эмоциональный посыл. Появились первые публицисты, пишущие о реалиях жизни в философском жанре. Большое значение приобретает драматургия. В эпоху Возрождения творили Шекспир и Лопе де Вега, которые до сих пор считаются величайшими представителями своего времени.

Научная мысль Эпохи Возрождения

Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

Архитектура эпохи Ренессанса

Для архитектуры Возрождения характерно стремление к симметрии и соблюдению пропорций. В моду входят арки, купола и ниши. Архитекторы создают здания, которые словно парят в воздухе. Они, несмотря на свою монументальность, кажутся легкими и очаровательными.

Больше всего памятников эпохи Возрождения сохранилось во Флоренции и Венеции. Достаточно просто один раз взглянуть на собор Санта-Мариа-дель-Фьоре в городе купцов, чтобы понять все те идеи новой эпохи, которые вдохновили архитектора на создание подобного шедевра.

О Ренессансе можно говорить бесконечно долго. Этот период в истории человечества можно назвать одним из самых ярких и продуктивных. До сих пор творения многих представителей того времени современные искусствоведы изучают с большим трепетом и восхищением. Можно с уверенностью говорить о том, что деятели эпохи Возрождения опередили свое время на несколько столетий.

Возрождение, Ренессанс это термин, употребляемый для обозначения двух разнообразных, хотя и часто связанных явлений в истории культуры. В более широком смысле возрождением называется культурный подъем после сравнительно долгого периода упадка или застоя либо качественно новый период в развитии культуры, сопровождаемый бурным, по сравнению с предыдущим этапом, ее развитием. Это может относиться как к большому географическому региону (12 век в истории культуры Западной Европы называют Возрождением), так и к отдельной стране (принято говорить о возрождении провансальском, каталонском, ирландском и некоторых других культур в 19 веке). Последнее часто происходит в национальных культурах, долгое время подавлявшихся насильственно в условиях политической несвободы, и связано с борьбой за обретение национального статуса культуры. В более специальном смысле возрождением называется явление в истории культуры, при котором ее деятели, через голову предшествующих эпох ищут в античности образцы для подражания и стремятся их возродить. Большинство исследователей настаивает на том, что попытки обнаружить восточное славянское возрождение или возрождение на Руси неубедительны и это явление свойственно лишь культуре Западной Европы. В ней обращение к античности как эпохальный феномен имело место неоднократно. Однако его цели и последствия, соотношение с иными синхронными явлениями культуры, а также его функции каждый раз были различны - из-за чего происходит известная терминологическая неточность и путаница при обозначении одним термином «возрождение» внешне похожих феноменов в разные эпохи.

Термин: возрождение

В качестве термина возрождение поначалу употребляется применительно к изобразительному искусству («Всеобщий словарь» А.Фюретьера, 1701), а в 19 веке переносится в область культуры в целом и словесности в частности. Возрождением начинают называть имевшее место в первую очередь в Италии в 14-16 веках явление в истории культуры, основанное на разыскании греческих и римских памятников искусства, подражании античности и состязании с ней. Повод к появлению этого термина дали деятели самой итальянской культуры уже в 15 веке, воспринимая свою эпоху как пробуждение и воскресение искусств после длительного периода сна человеческого духа и разума и искажения истинной сути искусства в предшествующие, «варварские» века, отделяющие их от античности и окрещенные не без презрения «средними» (Дж.Вазари впервые применительно к живописи, Л.Бруни - применительно к словесности). На основании этого самоопределения итальянской культуры 14-16 века во второй половине 19 века закладываются основы (прежде всего Я.Буркхардтом) последующего «мифа о возрождении», который не до конца изжит и в настоящем времени. «Открытие» античности и увлечение ею вслед за Италией во всей Европе в 16 веке прочно связывается в этой концепции с жизнерадостностью, носящей языческий характер, ученостью, светскостью, открытием личности и индивидуализмом, гуманизмом, подкрепленными великими географическими открытиями, изобретением книгопечатания, формированием национальных государств. Возрождение провозглашается результатом подспудного вызревания буржуазных отношений в недрах феодального общества и противопоставляется средневековому обществу и его культуре как безусловно «положительное» и прогрессивное явление в истории развития человечества. Понятие возрождение постепенно переносится на всю эпоху, заслоняя параллельные явления в социальном и культурном развитии общества и превращается в точку отсчета как новой социальной системы (буржуазного общества), так и нового культурного этапа (так называемого Нового времени). Все явления эпохи таким образом либо «подтягиваются» под ренессансные (протестантизм, бюргерская культурная традиция), либо объявляются «пережитком» Средневековья (натурфилософия, магия, контр-реформация). Кроме того, вся современная цивилизация рассматривается в данной концепции как продолжение возрождения, как кристаллизация указанных процессов. Соответственно в сознании 14-16 веков обнаруживают понятия, свойственные 19 и 20 веку.

Эта концепция возрождения подверглась критике и переосмыслению в 20 веке. С одной стороны, многие исследователи говорят о преувеличении роли явления возрождения в культуре Западной Европы и самой Италии. По мнению Й.Хейзинги, никакой культурной целостностью указанный период не обладал и контраст между Средневековьем и возрождением явно преувеличен. В наше время особо акцентируется внимание на противоречивости явлений эпохи возрождения, на особой значимости в эту пору и жизнестойкости средневековой концепции мира, на вычленении общих тенденций и характеристик возрождения и Средневековья, позволяющих отделить его от Нового времени. Так, особо подчеркивается риторически-традиционалистский характер культуры возрождения, отсутствие философской оригинальности у гуманистов, сохранение до 17 века средневековой «научной» картины мира, наконец, выявление прямой связи возрождения не с развитием буржуазных отношений, а с секуляризацией культуры, в свою очередь, опосредованной развитием городов. Предлагается также определить статус эпохи возрождения как переходной - в отношении общей картины мира и культуры-от Средневековья к Новому времени. Исследователи настаивают на необходимости четко различать роль феномена возрождения в истории культуры и в истории развития общественных отношений, шире говоря - цивилизации (Косиков).

С другой стороны, критикуются отдельные аспекты «мифа о возрождении» - рост индивидуализма и «отпадение» человека от Бога. Эта критика базируется на взгляде, в значительной степени модернизирующем возрождение , основанном на преувеличенном значении индивидуальности и «атеистических» воззрений в 14-16 веках. А.Ф.Лосев осуждает оборотную сторону титанизма. Э.Жильсон говорит о том, что возрождение связано не столько с приобретениями, сколько с потерями: возрождение не есть Средние века плюс человек, но Средние века минус Бог. С другой стороны, предпринимаются попытки найти черты, выделенные как характерные для возрождения, также и в Средневековье. Жильсон настаивает на существовании средневекового гуманизма, без которого в принципе не было бы возможно возрождение и закономерным развитием и расцветом которого оно и явилось.

Проблема вычленения собственно ренессансного гуманизма и его соотношения с феноменом возрождения античности является - наряду с проблемой взаимоотношения их обоих с религией и со средневековой картиной мира - важнейшей в культуре 14-16 века в Италии и 16 века в остальной Европе. Синтез возрожденной античности и гуманизма, зародившегося в Италии, во многом был определен деятельностью Ф.Петрарки, который первым обозначил многие элементы парадигмы ренессансной культуры: «Петрарка, истинный родоначальник нового преклонения перед классической humanitas (духовной культурой)», впервые заговорил о «ценности, которую имело имело для всего человечества воспитание духа в постоянном общении с великими учителями древности» (Гарен. 41). Петрарка же возвел «studia humanitatis» (гуманитарные науки и, в первую очередь, филологию) в ранг наиглавнейших, как помогающих исследовать жизнь и душу человека. Увлечение античностью в возрождение неразрывно связано с увлечением «земным» человеком, и, скорее всего, опосредовано им. Рецепция античности в эту эпоху таким образом также необъективна, как и в Средневековье, однако она гораздо более широка и объемна за счет ощущения гуманистами исторической дистанции по отношению к античности и к средним векам и состязания с античными авторами, а не простого подражания. Слово, риторика, наука, знание носят у античных авторов этический характер, они не только служат познанию «земной» природы человека, но и воспитывают в нем прекрасные качества (отсюда, в частности, распространение трактатов о воспитании). Античность приобретает у гуманистов статус «золотого века» в истории человечества, в состязании с которым возможно установить на земле идеально устроенное общество с гармонически развитыми идеальными людьми (идеал при этом понимается достаточно различно). В этой утопичности мышления гуманистов, поновому осмысляющих соотношение земного и небесного, тварного и вечного, - одна из причин выхода возрождения за рамки собственно увлечения античностью.

Ощущение дистанции деятелей возрождения по отношению не только к античности, но и к непосредственно предшествовавшей им культурной эпохе приводит не к однозначному отрицанию последней, но к сложному диалогу со средневековой культурой на самых разных уровнях. Призыв «Ad fontes!» («К истокам!») относился в равной мере и к изучению античных источников, и Библии, и раннехристианских текстов. Гуманисты (в первую очередь, немецкие, французские и нидерландские) заново осваивали труды, легшие в основу христианской концепции мира, а значит и всего средневекового мировоззрения. Поэтому так много точек соприкосновения у гуманистов и протестантов. Гуманизм не означал атеизма: он в первую очередь обосновывал новое место религии в сознании, научном мышлении, культуре и общественной системе. Ярким выражением этой тенденции стало стремление гуманистов к согласованию античной и христианской мудрости, к синтезу античной культуры, философии и христианской веры. Особенно четко это заметно в период зрелого возрождения в трудах Эразма Роттердамского и итальянских неоплатоников. Неоплатонизм выдвигает идеи сополагаемости христианства с другими религиями, наибольшей адекватности постижения Божественной истины именно путем освоения множества учений. Отсюда - «всеядность» гуманистов не только по отношению к античности, но и к другим культурам (иудейской и некоторым восточным). Наряду с этим понимание гуманистами идеального как имманентной сути реального вело к реабилитации земного бытия, которое переставало представляться иерархически приниженным. На бытовом уровне эти идеи проявляются как непосредственное перенесение античного типа поведения, античных реалий в повседневную жизнь, в строительстве «идеальных» городов и зданий, в гуманистических диспутах, демонстрирующих различные склады ума, синтез которых и обеспечивает овладение истиной.

В истории возрождения выделяются три этапа:

  1. Раннее
  2. Зрелое
  3. Позднее

Наиболее продолжительными они были в Италии, где каждый длился в среднем по столетию (так называемому треченто, кваттроченто и чинквеченто - 14-16 век). В остальных европейских странах возрождение в целом приходится на один 16 век . Итальянское возрождение играет особую роль во всем западноевропейском, являясь своеобразным эталоном. Итальянская культура была также проводником античных идей и произведений в Европе. Опыт итальянских гуманистов и творцов искусства позволил гораздо быстрее усвоить наследие античности и новые идеи в других странах, однако именно с итальянцами в первую очередь ведется полемика в зрелое и позднее возрождение. Эволюция внутри самого возрождения связана с тем, что принципы и идеи, выдвинутые ранними гуманистами, развиваются, проверяются и дополняются в зрелое и оспариваются в поздний период, который характеризуется появлением трагического мироощущения и скептицизма. В ранний период делается больший акцент на освоении античности, в зрелое возрождение активнее синтезируется опыт средневековой культуры, художественная система приобретает большую четкость и многообразие, позднее возрождение, закрепляя художественные открытия эпохи, в то же время предвосхищает переход к искусству Нового времени.

В соответствии со взглядами гуманистов именно поэзии в широком смысле слова принадлежит главная роль в раскрытии и изображении земной природы человека и его места в мире, в переустройстве действительности и формировании человека. Соответственно меняются статус, задачи и сам характер словесности. Прежде всего она утрачивает средневековый синкретизм, основой которого было христианство. Начинает вычленяться собственно литература, то-есть та сфера словесного творчества, которая не несет в себе в прежнем виде сакральной, назидательной, познавательной и прочих функций. Отдельное произведение перестает выражать мнение целого коллектива, неоспоримую истину. Авторское сознание переходит в качественно иную стадию, поэт, помимо овладения словесным ремеслом, должен быть творцом с индивидуальным талантом, его социальный статус повышается. Происходит постепенное осознание индивидуального в творчестве не только на уровне формы, но и содержания. При всей значимости категории жанра роль категории авторства возрастает и вступает в новые отношения с жанровыми канонами. Активно развивается идея земной природы национальных поэтических языков и их равноправия с латынью, о свободном языковом творчестве авторов. Жанровая система возрождения также кардинально перестраивается. Средневековая иерархия жанров, связанная с христианским и сословным представлением о «возвышенном» и «низменном», подвергается пересмотру. Земное перестает однозначно отождествляться с низменным и комическим, и «низкие» жанры перестают играть исключительно подчиненную роль, становясь более независимыми. Большинство средневековых жанров либо постепенно отмирают, либо трансформируются. Наиболее радикальные перемены касаются эпоса и драмы. Большие эпические формы прекращают существование в живой устной традиции, их материал перекочевывает в новый жанр рыцарских поэм, развивающийся в первую очередь в Италии. Средневековая эпическая традиция скрещивается здесь с куртуазной, а также с античным эпосом. Предпринимаются попытки возродить античную эпопею в чистом виде. Лироэпические жанры оказываются более живучими, однако воспринимаются уже с некоторой дистанцией (возникает мода на испанские романсы, шутливые подражания народной поэзии во Франции, английские народные баллады к легенды используются в трансформированном виде в поэмах и в драматургии). Так же дистанцирование воспринимается и народная смеховая традиция (памятники «священной пародии», народные книги), а арсенал ритуальных карнавальных действ отрывается от самого ритуала и включается в иную - античную и средневековую ученую письменную традицию, с принципиально измененной функцией («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1533-64, Ф.Рабле; «Похвала Глупости», 1509, Эразма Роттердамского).

Роман, в первую очередь рыцарский, оказывается жанром, адекватным для выражения нового комплекса идей и одним из наиболее активно развиваемых в эпоху возрождения. Основные образцы рыцарского романа создаются на Пиренейском полуострове (серия романов об Амадисе Галльском и др.). В то же время возникают не известные Средневековью разновидности романа - плутовской и пасторальный (см. ), в которых переосмысляются многие ключевые элементы поэтики романа средневекового. Новый вариант жанра представляет собой и эвфуистический роман в Англии. Создаются образцы романа, проблематика которых сближается с романами Нового времени («Дон Кихот», 1605-15, М.Сервантеса). Среди малых нарративных жанров возрождения самыми распространенными и при этом теснее всего связанными генетически со средневековыми оказываются новелла (точнее, сборник новелл), восходящая к фаблио, и повесть с доминирующей прозаической (а не стихотворной, как ранее) формой, восходящая кле и ди. Распределение стихотворного и прозаического регистров также претерпевает изменение в эпоху возрождения, как в нарративных, так и в драматических жанрах. Это происходит, в частности, в связи с сокращением разновидностей текстов, включаемых в понятие «литература», с переосмыслением оппозиции высоких и низких жанров, с возникновением и разработкой понятия литературного языка.

В драматургии в эпоху возрождения прежде всего развиваются комедия и трагедия, возникающие на пересечении античной и средневековой традиций и затем превращающиеся в новый по существу жанр ( в Италии, комедия плаща и шпаги в испанской драматургии, английская комедия и трагедия эпохи У.Шекспира и др.). Мистерии, миракли, моралите хотя и ставятся, однако новые тексты почти не создаются. В ренессансном театре используются некоторые приемы фарсов, соти или моралите, но целостная концепция этих жанров постепенно разрушается. В поэзии средневековая традиция оказывается наиболее устойчивой. Не случайно, начиная с Данте, именно поэты, наследуя традицию средневековых трактатов по поэзии, пытаются осмыслить новый статус литературного языка и в теоретических трактатах излагают новые взгляды на язык и литературу как на личное творчество людей, а не на отражение Божественнной воли (П.Бембо, Ж.Дю Белле, Ф.Сидни). В лирике возрождение развиваются жанры куртуазной литературы , в которой с наибольшей силой проявлялась индивидуальность и мастерство поэтов и которые носили относительно светский и игровой характер (канцоны, баллады, виреле). Особой популярностью пользуется во всех западноевропейских странах и во все периоды возрождение возникший в позднее Средневековье сонет, который в новую эпоху постепенно вбирает, помимо любовной, самую разнообразную тематику (от возвышенных философских тем до отражения будничной жизни). Осваивается также античная традиция. На раннем этапе возрождение возникает неолатинская светская поэзия (в творчестве поэтов Лионской школы). В зрелое возрождение на национальных языках создаются оды, элегии, сатиры и другие образцы заимствованных у античных поэтов жанров, в которых переплетаются античные и современные мотивы.

Термин «возрождение» применяется, по некоторой аналогии, для обозначения специфических явлений западноевропейской средневековой культуры, связанных с увлечением античностью, - Каролингского и Оттоновского возрождения. Первое происходит в 8-9 веке при дворе Карла Великого и его потомков, где постепенно был собран цвет культурной элиты из всех стран Западной Европы, от Ирландии до Италии, второе - в 10 веке при дворе германских императоров Отгона I, II и III, имеет более замкнутый характер и сосредотачивается не при дворе, а в монастырях. Каждое из них отличается своими особенностями, однако оба эти возрождения, возглавлявшиеся самими монархами и преследовавшие также политические цели, имели основной задачей восстановление культуры и, в частности, словесности после длительного периода «темных веков». Книжная христианская традиция здесь впервые вступила во взаимодействие с античной, а также народной романской и германской культурой. Доминировала при этом христианская концепция мира, так что заимствованные из античности жанры и образцы наполнялись новым содержанием и соответствующим образом трансформировались (античная биография приобретала черты жития, драмы Хротсвиты (10 век) представляли собой произведения «обращенного в христианство» Теренция и пр.) В результате усилий, предпринятых деятелями Каролингского и Оттоновского В., культурное развитие Европы не только было восстановлено, но в дальнейшем не прерывалось. Наиболее известны Алкуин, Павел Диакон, Теодульф, Эйнхард, Хросвита Гандерсгеймская, Лиутпранд.

Слово возрождение произошло от французского Renaissance.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистский - индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес над мировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А. Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания "божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто "Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

Понятие и происхождение Возрождения

возрождение культура католическая церковь

Коренные изменения в духовной жизни европейского общества, во взглядах на человека произошли в эпоху Возрождения. Возрождение (Ренессанс) - термин, принятый для обозначения периода в культурном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV- XVI века, в других странах - конец XV-XVI века).

Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стало городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое. Эта новая культура возникла в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодальных отношений, в эпоху возникновения национальных государств и подрыва духовной диктатуры католической церкви - главной твердыни средневекового мировоззрения. Это и предопределило революционный характер переворота в области науки и культуры, которым явилось Возрождение.

Возрождение - период в истории европейской культуры, получивший своё определение через отношение к другой эпохе, античности. Целое тысячелетие, прошедшее от падения Римской империи (IV-V вв.), сочли тогда бесплодной паузой в развитии человечества. Её назвали Средними веками. Пробуждение интереса к древним классическим образцам было воспринято как знак обновления. Понятие «возрождение» (ит. rinascita) ввёл историк искусства XVI в. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Он утверждал, что живопись, скульптура и архитектура со времён античности пришли в упадок, низверглись «до крайней своей гибели»; но, так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые, как человеческие тела, родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусства и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». В середине XIX в. в культуру вошло французское слово «Ренессанс» (Renaissance - «Возрождение»), характеризующее эпоху, последовавшую за Средневековьем.

Первый исследователь эпохи - швейцарский философ и искусствовед Якоб Буркхардт, автор книги «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860 г.), - представлял Ренессанс как время решительного разрыва со Средневековьем, освобождения от христианского догматизма. С Буркхардтом начали спорить ещё в конце XIX в. Доказывали, что он преувеличивал новизну эпохи и степень её отказа от средневековых ценностей; что Возрождение не было антихристианским даже в своём утверждении идеала светской культуры. В одном Буркхардт, безусловно, прав: эпоха Возрождения началась с того, что признала способность человека быть творцом, художником.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого.

Буркхардт пытался воплотить психологию и этические ценности прошлых эпох в серии конкретных типов, таких, как грек «героической эпохи» или «универсальный человек» Возрождения. Жизнь и личности великих людей интересовали его постольку, поскольку он считал их творцами «стилей жизни», придающих единство и своеобразие историческим эпохам. Так, Возрождение было для него эпохой художников, которые задали тональность всему этому периоду. Всякая деятельность в то время выражала стремление к прекрасному - даже в политике, где государство рассматривалось прежде всего как «произведение искусства».

Иная точка зрения была высказана ученым П.О. Кристеллером, который полагал, что гуманисты были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.

Главные перемены происходили в сфере сознания, образования и творчества. В пределах старого мира рождался новый человек. (С него и начинается Возрождение.) Место его рождения не вызывает сомнений - Италия. Сроки устанавливают чаще всего в промежутке между 1300 и 1350 гг. Иногда дату называют с точностью до месяца и дня: 8 апреля 1341 г., на Пасху. В этот день на Капитолийском холме сенатор Рима увенчал лаврами великого Франческо Петрарку. Такая церемония чествования поэта существовала в античной древности, но уже много веков не возобновлялась. Петрарка возложил венок на алтарь главного римского храма - собора Святого Петра. Античный ритуал совершился в новом обрамлении: поэт предлагал не вернуться к античности, но соединить античный идеал гармоничной личности с христианской духовностью. Мерилом времени, которое прежде мыслилось подвластным Богу, становится история человеческих дел. Это смело и ново, хотя осознаётся скорее как одно из следствий возрождаемой античной мудрости: человек есть мера всех вещей. В Средние века были очень распространены сочинения на тему «О презрении к миру», что означало и презрение к человеку. На смену приходят трактаты и речи иного содержания - «О достоинстве человека». Центр мирового устройства сместился в умах по направлению к личности, баланс сил нарушился в её пользу.

Баткин Л.М. в своей работе «Итальянское возрождение в поисках индивидуальности» говорит о том, что «само Возрождение «не могло» достроить героическое и натуралистическое понимание индивида до понятия личности. Это вообще не было его задачей. Идея личности, не прорываясь во «внешнюю речь» Возрождения, остается всецело моментом внутренней его речи, в которой слиплись (одномоментны) античный, средневековый и новоевропейский культурные смыслы. А именно: «благородство» индивида, его «универсальность», его отличие от всех других индивидов, его «природность», его «божественность», его «бренность», «вечность», земная «слава», «доблесть», «фортуна» и пр.

Баткин пишет, - «это мышление как бы одними предикатами. Логический субъект подразумевается с тем большей интенсивностью, что он не называется, не определяется. Предикатами буйно обрастает пустое место. Но место не пустое, оно - нечто, что порождает предикаты - оно их возможность.

Неполнота, неготовность, неявность ренессансной личности, строящей себя (культурологически) с краев и по частям,- не какая-то ее неполноценность, «незрелость» в сравнении с личностью Нового времени. Напротив, именно в этом - исторически-особая зрелость и мощь, то, что делает ее «титанической», «безграничной», словом, ренессансной».

Индивид отпадает от внешнего мира. Больше нет его естественной включенности изнутри в мировой порядок вещей. Нет слияния с этим макрокосмом или уподобления ему. Это означает, что индивид попадает в положение отстраненного наблюдателя. Натурфилософия становится гносеологией, т. е. учением об «отношении субъекта к объекту». До XVII в. не слыхивали ни о каком «объекте». Возникает наука в современном смысле слова, руководствующаяся критериями «научности». До XVII в. под наукой понимали осведомленность, ученость, но понятия не имели ни о какой «научности» и ее строгостях.

В культурном же плане (и, в частности, в нравственном) отделение человека от внешнего мира парадоксально означает, что отныне на индивида ложится тяжкая личная ответственность за этот мир.

Отделившись от внешнего мира, личность тем самым устанавливает с ним некое своеобразное и эффективное отношение. Внешний мир в ней овнутряется. А ее внутреннее состоит не только в мыслях и выражается не только словами. Срабатывает обратная связь. Личность есть, конечно, рефлексия; но благодаря суверенности личность онтологична. Личность есть последняя истина своего существования. О своеобразии личности можно, судить по ее отношениям с миром, развивающимися биографически, по свойственному только ей способу отвечать на вызов обстоятельств, короче, судить, ничего непосредственно не зная о рефлексии, но исходя из фактов. Ибо это - в случае с личностью - всякий раз сросшиеся с нею, относящиеся только до нее, насквозь индивидуальные факты.
С этой точки зрения личность заявляет о себе поступками, и она такая, как поступает. Как говаривал Дон Кихот: «Каждый сын своих дел». Здесь речь идет именно о личных поступках, а не о действиях, пусть и пропущенных через рефлексию, но внушенных верой в норму и утверждающих Смысл, которому причастен индивид. То есть собственно-индивидно здесь скорее переживание и осмысление действий, но не действия. В поступках, напротив, выражается смысл, причастный индивиду, восходящий к тайне его оригинальной личности и потому порой труднообъяснимый, словно бы не мотивированный, не отрефлектированный. Но сам человек говорит: «Просто я иначе не могу». Или: «Принимайте меня таким, каков я есть». И окружающие часто это тоже ощущают и соглашаются: «Да, в этом он весь». Он - а не Истинная Мудрость или Провидение, которому он послушен. Разумеется, отсутствие рефлексии - мнимое. В поведении личности, в принципе, все существенное окрашено и подготовлено раздумьями всей жизни, уникальной логикой этой судьбы. Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма (от лат. человеческий, человечный). Этим термином обозначалась светская образованность в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры - признание интересов и прав человеческой личности, игнорировавшихся государственными феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма.

Сегодня под гуманизмом понимается направление общественной мысли, характеризующейся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность общественных отношений.

Понятие «гуманизм» означает признание человека высшей ценностью, воплощает дух человеколюбия. Этим термином обозначают философию эпохи Возрождения. Однако тогда существовало лишь слово «гуманист»: оно указывало на изменившийся характер образования. Новые люди посвящали себя не богословию - постижению Бога, а расширению знания о земном и человеческом (лат. studia humanitatis). Вершиной мудрости гуманисты считали литературу и философию античности, созданную на классической, «золотой», латыни (противопоставляемой вульгарной латыни Средневековья).

Было бы неверно, впрочем, думать, что гуманисты проводили время исключительно в библиотеке или архиве. Новое знание они, особенно вначале, спешили внести в жизнь. В разнообразии деятельности и выявляется, по их представлению, разносторонне развитая личность (лат. homo universalis), которая более всего ценит свободу и достоинство и, естественно, более всего ненавидит тиранию в государственной жизни и лицемерие в нравственной.

Первые итальянские - точнее, флорентийские - гуманисты вплоть до 30-х гг. XV в. активно отстаивают это убеждение именно как гражданской принцип. На протяжении нескольких поколений гуманисты традиционно занимали во Флоренции пост канцлера республики. Они выполняли роль политических советников, воспитателей общества и своими памфлетами порой пугали внешних врагов больше, чем военная сила. Но постепенно (во Флоренции с приходом к власти семейства Медичи в 1434 г.) гражданские идеи тускнеют; местом деятельности гуманиста становится не зал заседаний совета республики, а загородная вилла, где он беседует с друзьями. Гуманист выступает уже не в роли оратора, а в роли философа.

Граф Пико делла Мирандола (1463-1494) предлагает обобщить мудрость человечества в едином учении и создаёт самый прославленный трактат на тему «О достоинстве человека». Однако на практике оказывалось всё труднее примирять принцип деятельности с утверждением нравственно достойной личности. Знаком кризиса стало учение Никколо Макиавелли. Автор печально знаменитого трактата «Государь» (1513 г.), Макиавелли вошёл в историю как защитник тезиса: «Цель оправдывает средства». Опираясь на него, политический деятель мог легко оправдать любые свои злодеяния величием намеченной цели - такой, например, как создание мощного государства или достижение всеобщего счастья. Может ли создатель подобной теории, отделившей политику от морали, считаться гуманистом? Макиавелли, безусловно, был им - по характеру образованности и по складу личности. Его идеи рождались в отчаянной исторической ситуации; стало очевидным, что Италия, с которой связывали мечтания несколько поколений гуманистов, гибнет, так и не сумев достичь политической целостности и защитить себя от врагов. Оставалось искать столь же отчаянных средств - и прежде всего надеяться на сильную личность, способную спасти страну. В этом тогда виделась великая цель; ради неё, полагал Макиавелли, можно пойти на всё.

Эпоха родилась с мечтой о единстве деятельности и нравственного достоинства, а закончилась трагическим разочарованием. Впрочем, когда в Италии уже пережили крушение иллюзий, в других странах Европы лишь начинали мечтать о той же гармонии. Англичанин Томас Мор даже дал мечте имя - Утопия, в книге с таким же названием (1515-1516 гг.).

Вся эпоха Возрождения была утопической по характеру, т. е. исполненной надежды на осуществление в реальности человеческого идеала. Если Мор вёл речь о построении справедливого и разумного общества, то другая знаменитая утопия - «Город солнца» (1602 г.) Томмазо Кампанеллы (1568-1639) - проникнута «природной идеей». Залог счастья соляриев, жителей солнечного города, в любви к природе и готовности овладеть её законами с помощью науки.

Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К.Дживелегов,- имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется». В традиционном христианском понимании человек - это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь одному - любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.

Итак, с конца XIII - начала XIV в. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм Возрождения, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

С наступлением эпохи Возрождения человек вновь подвергается кардинальному изменению, и этого нельзя не заметить, с новой силой разгорается интерес к древнему искусству и литературе. На базе достижений древности складывается новая литература и новое изобразительное искусство, и не только.

В эпоху Возрождения вновь появляются эпикурейцы, стоики, преисполненные верой в природу пантеисты, скептики и атеисты. И впервые у молодых германо-романских народов все эти оттенки жизненной настроенности и веры выступают открыто в ясном свете дня, с открытым забралом. Лоренцо Балла, Эразм, Макиавелли, Монтень, Юстус Липсиус, Джордано Бруно выражают различные жизненные позиции человека. От лиц итальянских тиранов исходит дьявольское соблазнительное сияние атеизма и эпикуреизма и среди правителей старых монархий также появляется новый тип свободной духовной, проникнутой идеями Возрождения образованности, представителем которой в средние века был только Фридрих II. Вообще теперь, в этом свободном воздухе, когда новый гуманистический дух требует жизни, которая может быть прочувствована в фантазии, увеличивается многообразие характеров. Постепенно появляются совершенно различные типы жизненного поведения: набожный католик, различные его типы вплоть до иезуита, индепендентская вера протестанта как единая воля, идущая от Бога и в качестве таковой подчиненная лишь Божьему суду, оттенки этой веры в направлении деизма в сектах, основывающийся на силе разума философ, следующий Эпикуру сдержанный светский человек и, наконец, атеистически настроенный чувственный человек. И одновременно среди всех этих типов возникает углубленная энергия мышления о человеке и о моральном законе. Представители церковных партий высказываются в научной философской форме вплоть до позднего XVII в.; так среди иезуитов появляются Беллармин, Суарес, Мариана, среди ораторианцев - Мальбранш, среди янсенистов - Паскаль, Арно, Николь, среди французских гугенотов - выдающиеся юристы и ученые-государственники того времени, среди ремонстрантов - Гуго Гроций.

Литература и изобразительное искусство в эпоху возрождения стали основными изобразительными средствами в искусстве. Самым важным объектом для изображения стал человек. Особенностям жизни человека уделяли внимание все больше и больше. В огромной мере этому способствовало развитие христианской культуры.

Возрождение в литературе, началось несколько ранее чем в изобразительном искусстве, а потому, литература дала более яркие плоды.

Подводя итоги, следует еще раз сказать, что человек поверивший в свои силы способен достигнуть в искусстве большего, чем человек средневековья.


Список использованной литературы


1.Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Отв. ред. С.С. Аверинцев; АН СССР. - М. : Наука, 1989. - 270, с. - (Научно-популярная литература. Серия "Из истории мировой культуры"). - Библиогр. в примеч.: с. 248-271.

2.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин. - М. : Наука, 1978. - 199 с. - (Из истории мировой культуры).

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт: [Пер. с нем. / Вступ. ст. и коммент. К.А. Чекалова; Послесл. А.Е. Махова, с. 474-509]. - М. : ИНТРАДА, 1996. - 523, с. : ил.

Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: учеб. пособие / под ред. В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберга. - СПб. : Специальная литература, 1996. - 564 с.

Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: [В 2 кн.] Т.1. / А.К. Дживелегов. - М. : ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 1998. - 351 с.

Кристеллер П.О. Ренессансный образ мыслей и его источники (перевод с нем. на англ.), Н.-Й., 1979.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1982. - 623 с. : ил. - Библиогр.: с. 615-623.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения / [Послесл. М.Т. Петрова]; АН СССР. - 2-е изд. - М. : Наука, 1991. - 151, с. : ил. - (Серия "Из истории мировой культуры").

Человек в культуре Возрождения: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения; [Редкол.: Л. М. Брагина (отв. ред.) и др.]. - М. : Наука, 2001. - 262, с., л. ил. - Библиогр. в примеч. в конце ст.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека