Чем может помочь психолог? Что делает психолог.

Не секрет, что среди многих людей до сих пор распространённо мнение, что к психологам ходят психи, ну в лучшем случае слабаки или нытики. И если вдруг судьба завела вас к этим странным специалистам, то это надо тщательно скрывать от других или стыдиться. Все эти тревоги часто идут от незнания того, кто такой психолог, как он работает, в каких случаях стоит к нему обращаться и что можно получить в результате.

Кто такой психолог?

Психолог — это человек, который получил профессиональное образование в сфере психологии, имеет диплом и опыт практической работы. Психологи работают в основном со здоровыми людьми, имеющими разные сложности: в отношениях, собственных переживаниях, нуждающихся в поддержке и понимании ситуации (если у человека наблюдаются серьёзные нарушения психики, психологи его направляют к психиатру). Каждый психолог имеет своих клиентов, с которыми он работает и сферу, в которой он специализируется, например, детский психолог, семейный, бизнес-консультант, клинический психолог. Есть психологи, которые охватывают достаточно широкую аудиторию и список решаемых проблем, а есть те, кто работает узконаправленно.

Кроме того, существует несколько направлений психологии, к которой относится тот или иной психолог. Разность подходов указывает на многообразие вариантов решения одной и той же ситуации:

  • Психолог-консультант будет разговаривать и в процессе обсуждения консультировать вас по вашему вопросу. Объяснять, прояснять ситуацию и помогать найти решение в ней;
  • Гештальт-терапевт тоже будет разговаривать и в процессе беседы обращаться к вашим чувствам, замечать то, как вы строите с ним контакт и общаетесь, спрашивать о ваших желаниях и потребностях;
  • Арт-терапевт может предложить вам нарисовать вашу проблему и обсудить её. Часто используется творчество в сессиях;
  • НЛП-мастер , выслушав вас, предложит провести определённую технику, в которой, продвигаясь по шагам, вы будете видоизменять ситуацию;
  • Телесный терапевт поможет вам почувствовать своё тело и как та или иная проблема в нём отражается. Много будет телесных практик на осознавание процессов происходящих в теле.

Зачастую многие практикующие психологи синтезируют разные подходы в своей работе. Например, с детьми очень хороша арт-терапия, сказкотерапия, в проблемах психосоматики (телесные недуги которые проявляются вследствие удержания эмоций) телесная терапия, в проблемах общения гештальт-терапия и.т.д.

Психолог это не волшебник, а такой же живой человек со своими переживаниями и трудностями. Чаще в психологию приходят и остаются люди, которые хотят преодолеть свои личные сложности. У психолога за плечами всегда есть большой опыт не только теоретической базы как справляться с теми или иными проблемами, но и свой практический опыт прохождения этого пути. Чтобы получить, например, сертификат гештальт-терапевта необходимо пройти помимо групповой работы 240 часов личной терапии.

Как выбирать?

Кроме того, выбирая специалиста, важно поинтересоваться образованием и практическим опытом работы. Так же хорошо бы узнать работает ли он с данным вопросом и в каком направлении психологии специализируется. А дальше уже при встрече ориентироваться на личную симпатию и интуицию. Так как у каждого психолога есть свои слабые и сильные зоны, индивидуальность и свои способы работы.

В каких случаях обращаться?

Это вопрос очень личный и здесь не существует каких-то обязательных норм и правил когда надо, а когда нет. Каждый решает для себя пришло время обращаться за помощью к специалисту или справляться самостоятельно. Конечно, специалист быстрее сориентируется в ситуации, ведь мы же не чиним сами себе обувь, не строим мебель, не лечим зубы, а идём к тому, кто на этом специализируется.

Помощь психолога необходима:

  • Если вы пережили сильнейший стресс (смерть близкого, насилие, развод и.т.д.)
  • Если есть ощущение " что ходите по кругу", ситуации повторяются, вы не знаете что делать, сложно найти выход.
  • Если долгое время чувствуете себя угнетённо, плохо спите, нет аппетита.
  • Если отношения с кем-то из близких с каждым днём ухудшаются, и вы не знаете, как быть.

Если вы что-то хотите, но не получаете, если сложные чувства переполняют вас и мешают жить, если по старому жить не хотите, а по новому как непонятно, если вообще не знаете чего хотите — это всё вопросы, которые можно решать вместе с психологом.

Зачем к психологу ходить не стоит?

  • Не стоит тратить своё время и ресурсы, если вы пришли к психологу в надежде изменить другого, будь то супруг, ребёнок, родитель, начальник. С другим сделать вряд ли что удастся. Скорее всего, психолог в этом случае переведёт внимание на вас согласно философской мысли "Начни изменения с себя и изменится мир" .
  • Если вы идёте на 1-2 сеанса и хотите очень многое решить. Это просто нереально. Многие проблемы и трудности создаются годами и на их решение тоже нужно время. Иногда можно получить поддержку или решить что-то небольшое на один сеанс. Определение, прояснение того чтобы вам хотелось и за какое время это можно сделать определяется на первой встрече вместе с психологом.
  • Если есть идея передать психологу ответственность за свою жизнь или выбор "скажите, что делать?" или "сделайте со мной что-нибудь".
  • Если вы хотите получить от психолога волшебный совет или таблетку, чтобы ваша жизнь сразу преобразилась и состояние облегчилось. Есть, конечно, в психологии некое волшебство, которое заключается в изменениях, инсайтах, преображениях и это случается при совместной работе двух людей психолога и клиента.

На что можно рассчитывать в результате?

Результат зависит от общих усилий и складывается из мелочей. Например, раньше это было сложно сейчас легко, раньше было непонятно теперь понятно, в сфере чувств нет тяжести и невыносимости, а иногда уже появляется спокойствие и радость. В мыслях больше ясности, становится понятно, что не хочу и что хочу, как это можно достичь, а что-то просто принимаю, потому что изменить это не в силах. Если большинство сфер жизни вас устраивает и вы довольны собой, а возникающие вопросы и сложности решаемы, то вам психолог уже не нужен.

Психотерапевт – это специалист, который занимается лечением пограничных состояний и расстройств психики легкой и средней степени тяжести.

Квалификацию психотерапевта получает прошедший дополнительное обучение и овладевший одним из направлений психотерапии врач-психиатр или психолог.

Кто такой психотерапевт

Психотерапевт в зависимости от базового образования может быть:

  • Врачом-психиатром. Благодаря наличию высшего медицинского образования и специализации в области психиатрии этот специалист имеет право лечить пациентов с любыми психическими нарушениями, ставить пациенту диагноз и назначать медикаментозные препараты. Этот врач имеет клинический опыт и для практической деятельности в качестве психотерапевта должен иметь лицензию.
  • Врачом любой другой специальности (имеет высшее медицинское образование и основную специализацию в любой области медицины). Такие специалисты составляют около 10 % от всех психотерапевтов с медицинским образованием, имеют право использовать при лечении медикаментозные препараты, обязаны иметь клинический опыт и лицензию. Психотерапевтические методы врачи-психотерапевты используют при лечении психосоматических заболеваний (возникают при взаимодействии физических и психических факторов, включают бронхиальную астму, язву и др.), однако лечить психические заболевания они не имеют право.
  • Клиническим (медицинским) психологом. У данного специалиста благодаря высшему медицинскому и психологическому образованию есть право заниматься лечением некоторых психосоматических и психических заболеваний (в контакте с психиатром), однако нет права назначать медикаментозное лечение. И клиническая практика, и лицензия обязательны.
  • Психологом, окончившим ВУЗ по специальности «психология». Поскольку психология относится к гуманитарным наукам (не медицинским), психолог-психотерапевт не имеет права ставить клиенту диагноз, лечить психические заболевания и работать с медицинскими проблемами, использовать при лечении медикаменты и проводить медицинские манипуляции. Есть клиническая практика, но лицензия на психотерапевтическую деятельность для этих специалистов не обязательна.
  • Психологом, получившим сертификат на курсах, семинарах или тренингах. Не имеют серьезной многоуровневой подготовки, клинической практики и лицензии, не могут лечить психические и психосоматические заболевания, а также применять медикаментозные методы лечения.
  • Человеком с высшим гуманитарным образованием (или в сфере естествознания), который получил сертификат психотерапевта на курсах, семинарах или тренингах. Серьезная многоуровневая подготовка отсутствует, клинической практики и лицензии нет, не имеют права и навыков лечить психические и психосоматические заболевания, а также назначать медикаментозные препараты.

Основное отличие психиатра от психолога – наличие у психиатра медицинского, а у психолога – высшего гуманитарного образования. Медицинское образование (специализация психиатрия) дает возможность и право лечить разнообразные психические заболевания и применять медикаментозную терапию, а образование психолога позволяет вести психологическое консультирование психически здоровых людей, заниматься профессиональным подбором кадров и т.д.

Врачи-психотерапевты и клинические психологи принимают пациентов преимущественно в лечебных заведениях, а психологи-психотерапевты ведут частную практику, включающую онлайн-консультации.

Психотерапевт может быть более узким специалистом – наркологом (консультирует и лечит наркозависимых пациентов) или сексологом (занимается исследованием и лечением сексуальных фобий, патологического сексуального влечения, отклонений в сексуальном поведении).

Что лечит психотерапевт

Психотерапевт с базовым образованием в области психиатрии лечит:

  • Кратковременные психотические расстройства, при которых у пациентов возникают внезапные, кратковременные периоды психотического поведения (аномального психического поведения, которое не оценивается личностью критически). Возникает в ответ на сильный стресс (смерть близких, угроза насильственной смерти и т.д.).
  • Вызванное приемом некоторых веществ психотическое расстройство. Возникает при приеме или отказе от алкоголя, кокаина и других наркотических веществ, проявляется в появлении галлюцинаций, сбивчивой речи.
  • Вызванные состоянием здоровья психотические расстройства. Появление галлюцинаций, бредовых идей и других психических нарушений может быть связано с черепно-мозговой травмой или опухолью мозга.
  • Бредовое расстройство (манию) – заболевание психики, для которого характерно наличие доминирующего, систематизированного бреда. Бредовые идеи основаны на возможных реальных ситуациях (преследование, ревность к сопернику и др.), лишены причудливости и стойких галлюцинаций, сохраняются от 3-х месяцев и больше.
  • Распределенное психотическое расстройство, которое развивается у человека при отношениях с лицом, страдающим бредовым расстройством.
  • Шизофрению, которая является полиморфным психическим расстройством. Для этого заболевания характерны фундаментальные расстройства мышления и восприятия, неадекватный или сниженный аффект. Проявляться эти расстройства могут в виде слуховых галлюцинаций, параноидного или фантастического бреда, дезорганизованности речи и мышления, наблюдаются социальная дисфункция и нарушение работоспособности.
  • Шизоэмоциональное расстройство, для которого характерно сочетание симптомов шизофрении с симптомами депрессии или биполярного расстройства.
  • Расстройство шизофренической формы — проявляется симптомами шизофрении, которые наблюдаются более месяца, но не более полугода.
  • Маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство), для которого характерны маниакальные и депрессивные состояния, либо быстрая смена или сочетание симптомов депрессии и мании.
  • Депрессию. Является психическим расстройством, при котором наблюдается «депрессивная триада»: снижение настроения, утрата способности радоваться и нарушения мышления. Пессимистическое настроение сопровождается двигательной заторможенностью.

Психотерапевт, имеющий медицинское образование, может также лечить:

  • Эпилепсию. Данное неврологическое расстройство требует обращения к психотерапевту при наличии у больного различных нарушений сознания и настроения.
  • Состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы. Влияние негативных воздействий на мозг в сочетании с психологическим кризисом, который переживают больные, может привести к разнообразным изменениям в психике.
  • Неврозы. Являются группой обратимых психогенных функциональных расстройств, которые склонны к затяжному течению. У пациентов с неврозом могут наблюдаться астенические, навязчивые или истерические проявления, временное снижение умственной и физической работоспособности.
  • Тревожное состояние – расстройство психики, при котором наблюдается общая устойчивая тревога, не связанная с определенной ситуацией или объектом. Проявляется в виде разнообразных дурных предчувствий, может сопровождаться постоянной нервозностью, дрожью, напряжением мышц, потливостью, головокружением и сердцебиением. Часто возникает при хроническом стрессе, может иметь волнообразное течение и переходить в хроническое состояние.
  • Паническое расстройство (эпизодическую пароксизмальную тревожность) – расстройство психики, которое сопровождается внезапным приступом панических атак (необъяснимых приступов тревоги и страха в сочетании с соматическими проявлениями).
  • Разнообразные фобии, которые являются сильно выраженным, упорным и навязчивым страхом, регулярно проявляющимся в определенной ситуации и не поддающимся рациональному объяснению.
  • Неврастению – расстройство психики, которое относится к группе неврозов и проявляется повышенной раздражительностью, утомляемостью, утратой способности к длительному напряжению (умственному и физическому). Обычно развивается при сочетании психической травмы, физиологических лишений (отсутствие отдыха и др.) и чрезмерно напряженной работы.
  • Психосоматические заболевания – болезненные состояния, которые включают конверсионные симптомы (наблюдаются симптомы объективно отсутствующего заболевания), функциональные синдромы (функциональные нарушения органов и систем при отсутствии в них патологии) и психосоматозы (заболевания, которые развиваются в результате конфликтных переживаний и первичной телесной реакции на эти переживания).

Кроме того, психотерапевт также оказывает помощь людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.

Психотерапевт с психологическим образованием проводит психологическое тестирование и консультирует клиентов, которые не страдают психическими и психосоматическими заболеваниями.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств и психосоматических заболеваний у детей и подростков.

К сфере деятельности детского психотерапевта относят лечение:

  • психопатии;
  • депрессии;
  • невроза;
  • фобии;
  • аутизма;
  • булимии;
  • апатии;
  • нервной анорексии;
  • разнообразных зависимостей (зависимость от азартных игр, интернета и др.);
  • задержки психического развития;
  • суицидального синдрома.

Детский психотерапевт также занимается коррекцией негативизма, провокационного поведения и расстройства обучения.

В процессе лечения психотерапевт анализирует среду обитания ребенка, а также влияние социума и наследственности.

Обращаться к детскому психотерапевту нужно, если у ребенка:

  • наблюдается неадекватное, агрессивное или асоциальное поведение;
  • длительное время присутствует чувство вины, страха, наблюдается повышенная тревожность или отмечается равнодушие;
  • занижена самооценка;
  • присутствуют тики, энурез, заикание, стереотипные двигательные расстройства;
  • отмечается перенапряжение в результате воздействия стрессовых факторов.

В каких случаях следует обращаться к психотерапевту

Консультация врача-психотерапевта необходима людям, у которых:

  • Возникла серьезная стрессовая ситуация или имеется психическая травма, которую сложно пережить самостоятельно;
  • при отсутствии объективной причины наблюдается подавленное состояние, нервозность или раздражительность;
  • присутствуют перепады настроения, при которых необоснованно-возбужденное состояние беспричинно сменяется апатией и равнодушием;
  • наблюдается хроническая усталость;
  • отсутствует (утрачен) интерес к важным в профессиональной и личной жизни моментам (эмоциональное «выгорание»);
  • на фоне внешнего благополучия присутствует постоянная тревога, навязчивые мысли, ритуалы, страхи и фантазии;
  • присутствует иррациональная, неконтролируемая боязнь какого-либо предмета или явления (фобия);
  • наблюдаются зависимости различного рода (алкоголь, шопингомания и др.);
  • есть психосоматические заболевания, при которых симптомы болезни есть, а физиологическая патология либо отсутствует, либо носит психогенный характер (бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит и др.).
  • имеется внутренний конфликт, мешающий полноценной жизни и развитию.

Этапы консультации

Психотерапевт проводит консультирование по принципу «пятишаговой» модели:

  1. Устанавливает контакт с клиентом и ориентирует его на работу.
  2. Собирает информацию о клиенте и выясняет, в чем суть его проблемы. После оценки психологического статуса клиента и его общей жизненной ситуации, основных трудностей и мотивации, психотерапевт рассматривает возможность наличия органического дефекта и при необходимости переориентирует клиента на получение психиатрической помощи.
  3. Выясняет, какого результата ожидает клиент, чего он хочет добиться. С целью исключения нереалистичных ожиданий психотерапевт помогает клиенту осознанно построить систему целей, ориентированную на конкретный и достижимый в ближайшее время результат. Также выясняются пределы психотерапии, выраженные не во временном, а в содержательном виде. Клиент на данном этапе должен быть предупрежден о трудностях психотерапии, с которыми он может столкнуться.
  4. Вырабатывает альтернативные решения проблемы. Выбор психотерапевтической стратегии для достижения поставленных ранее целей зависит от подготовки психотерапевта, особенностей личности клиента и характеристик проблемы.
  5. Обобщает результаты взаимодействия с клиентом и оценивает эффективность терапии.

До проведения непосредственно терапии психотерапевт применяет разнообразные диагностические процедуры, выбор которых зависит от психотерапевтической школы (диагностическая беседа, наблюдение и проективные методы в психоанализе и т.д.).

Методы лечения

Подход к лечению конкретного психотерапевта зависит от выбранного при обучении направления психотерапии (в настоящее время выделяется около десятка направлений). Основными направлениями психотерапии являются:

  • Психоанализ, в котором основой психики считаются подсознательные процессы (инстинкты, мотивации, защитные механизмы). Используются: на этапе накопления материала методы свободных ассоциаций и толкования сновидений; в процессе терапии — методы интерпретации, анализа «сопротивления» и «переноса», проработка информации.
  • Гештальт-терапия, которая основана на представлении о саморегуляции психики. Используются различные техники («Здесь и сейчас», «Очистка луковицы» и др.), упражнения, перенос и контрперенос, завершение гештальта (ситуации).
  • Экзистенциальная психотерапия, которая сконцентрирована не на отдельных проявлениях психики человека, а на всей его жизни (психодинамический подход). Используется групповая терапия, техника работы с защитными механизмами, сновидениями, уменьшения сензитивности к смерти и др.

Психотерапевт может также быть специалистом в области когнитивно-поведенческой или клиент-центрированной терапии, арт-терапии, игровой терапии и т.д.

Казалось бы сейчас, все знают кто такой психолог и для чего он нужен. Для многих это даже показатель определенного статуса, это как-бы даже круто иметь личного психолога.

Но тем не менее, в нашем обществе существует целый ряд стереотипов и барьеров, которые не позволяют человеку обратиться за квалифицированной помощь. До сих пор, психологов путают с социальными работниками, знахарями, психиатрами и пр. Так кто же такой психолог и для чего он нужен?

Сейчас, психологи все чаще оказываются востребованными в бизнес – тренингах. На тренинги приходят люди, которых направили их руководители, для того, чтоб повысить их эффективность в работе. И в каждом таком случае, человек – инструмент для достижения какой-то цели. Приходит ли он сам, направляет ли его кто-либо другой… На таких, навыковых (обучение техникам и методам влияния на других) очень часто, вскрываются индивидуальные психологические трудности. Например, мы учимся задавать вопросы, казалось бы, чему там учиться? А кто-то вдруг обнаруживает, что он смущается, когда все на него смотрят и ждут его вопроса, а он его «выжать» из себя не может - входит в ступор. И вот она индивидуальная психологическая трудность – как справляться со смущением, ведь, по сути, я знаю, как надо задавать вопросы, я могу это написать на бумажке, я могу это подсказать коллеге слева и справа, но как только внимание людей на мне – я вырубаюсь.

И чаще всего, истоками таких «трудностей» выступают неразрешенные проблемы человека.

На самом деле, мы постоянно встречаемся с разного рода проблемами, и даже если для кого-то они кажутся смешными и высосанными из пальца, для нас, именно в этот момент это реальная, неразрешимая проблема. При этом, не каждый раз мы бежим за помощью. Мало того, проблемы зачастую оказывают полезное воздействие: они учат нас самостоятельности, стрессоустойчивости, способствуют развитию как умственному, так и духовному. Но когда мы сталкиваемся с какой-то ситуацией впервые или в неподходящем для этого состоянии (мы ни физически, ни морально не способны ее пережить), тогда она становится критической. А это значит, что есть риск застрять в этой ситуации. В этот момент, в это время, мы просто не в силах думать и искать выход из положения. И это состояние неудачи, растерянности и бессилия начинает преследовать нас в похожих ситуациях.

Любому живому человеку, необходимо присутствия кого-то рядом, чтобы он смог помочь пережить то, что происходит, чтоб смог поддержать и если нужно объяснить, что происходит. Когда мы кому-то рассказываем о своих чувствах и переживаниях, мы отдаем ему их часть. В психологии этот процесс называется «контейнирование чувств». Психолог - это тот, который на время выступает в роли такого контейнера. Психолог никогда не дает оценок ни поступкам человека, ни его личности, ни его чувствам. Для него каждый человек – это уникальная, ценная личность, которая просто, в этом промежутке времени растеряна и нуждается в поддержке.

Психолог не выступает в роли учителя, советчика, эксперта или друга, он просто идет рядом с вами, разделяя тяжелую ношу чувств, позволяя быть таким, каким хочется быть в этот момент.

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.


Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания.


Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.


Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.


Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив , испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный . Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается , склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный . Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе . Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию . Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.


Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения.


Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.


Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.


Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.


Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

Выкладываю, так как часто спрашивают, путают и т.д.

"Рассмотрим наиболее распространённые мифы о психологах:

1) Психолог и психиатр - по сути, одно и то же.

Психиатр - это специалист в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения, но также и разные виды психотерапии.
Психиатр работает с людьми психически нездоровыми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Ассоциативный ряд: таблетки, палата, электрошоковая терапия, маниакально-депрессивный психоз...

Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психологическое - это не медицинское образование, и поэтому психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Области применения его знаний - психологическое консультирование здоровых людей.
Ассоциативный ряд: рекомендации, кабинет психолога, "вы хотите об этом поговорить?"...

В каких ситуациях может помочь психолог: при трудностях: в общении, в принятии решений, во взаимоотношениях; при стрессах и психологических травмах: развод, смерть близкого, физическое или моральное насилие...

Психотерапевт - специалист(врач или психолог), который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Упрощённо говоря, психотерапевт - человек, овладевший одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях" , то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Ассоциативный ряд: рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез..."

Иногда психолог работает вместе с психиатром. Так, например, психолог может проводить с психически-больным определенную диагностическую методику, в это время психиатр будет наблюдать за процессом диагностики.
Психолог не может лечить психические болезни, он может работать в команде с психиатром или другим лечащим врачом, заниматься диагностикой определенных психических функций, работать над коррекцией вторичных отклонений (все это происходит в сообщении с другими специалистами).

Так, к примеру, мое образование звучит как практический коррекционный психолог. Я прохожу практику с детьми с разными формами дизонтогенеза (ДЦП, аутизм, психопатии, ЗПР, умственная отсталость и т.д.). Я могу проводить диагностику, программы по коррекции той или иной психической функции. Но, все это происходит в команде с педагогом дефектологом, невропатологом и другими врачами в зависимости от формы дизонтогенеза.

Психолог не ставит диагнозов.

Самостоятельно я могу работать над запросами клиента - условно))) психически здорового человека (все мы немного психи:)).
По таким запросам как:
Избавление от фобий, страхов, вредных привычек, неприятных переживаний, конфликтов в взаимоотношениях.
Так же по запросам "что-то не так, но я не могу понять что", "жизнь говно, а я не муха", психосоматика и т.д.
Подготовка к презентациям, выступлениям, приобретение чувства уверенности, спокойствия, или какого-то другого чувства:), принятие важного решения, новые способы поведения, смена установок, реализация планов, гармонизация личности
и т.д.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека