Сырная масленица. Масленица, сырная неделя

Началась сырная седмица (в простонародье - масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы - масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная - пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших ( от греч. συναξάριον - сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 - 641 гг.), - а раньше она была мясоястной, - ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, - что и исполнил.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания - на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

По существу, для верующих христианское содержание масленицы - постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его - праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

«Масленица. Прощёный день в крестьянской семье». Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день - преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню », - говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) - предтеча Великого поста », - определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели - подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица - это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться - чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Братия и сестры! Наступает сырная седмица, подготовительная седмица к Великому посту. О том что необходимо знать об этом времени и как его провести и пойдет речь в нашей статье!

Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям.

Из истории : как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.

Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

«Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).

Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире.

Из истории : родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие.

И. Шмелев (Лето Господне) : «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением . Вечером – заговенье на Великий пост.

Предлагаем вашему вниманию несколько видео сюжетов о сырной седмице:

Кратко о сырной седмице (масленице):

Передача «Церковь и мир» . О сырной седмице — митрополит Илларион (Алфеев):

Сырной неделей (или по-народному Масленицей ) называют неделю перед наступлением . Вот как пишет о масленице русский писатель Иван Шмелев , трогательно и проникновенно рассказывающий в романе «Лето Господне » о жизни русских людей начала XX века:

Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… — перед постом… Завтра будет печальный звон. Завтра — «Господи и Владыка живота моего…» будет. Сегодня прощеный день, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуги, у дворника, у всех. …Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи чистились.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Предлагаем читателю описание, как праздновали наши предки.

В церковных книгах Масленица называется сырною неделею, подобно всей предшествующей седмице, на которой в среду и пяток едят сыр и яйца, в отвращение предания Яковитской и Гетрадитской ереси. В России Масленица начинается после Вселенской субботы, в которую бывает память усопших родственников, между тем как в сырную неделю Церковь наша воспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя христиан к Великому посту. Тогда народ предается масленичным удовольствиям, катаньям с гор на санях, попойкам и пиршествам, а встарь предавались даже кулачным потехам.

Во всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу. От этого-то происходят поговорки: «Не житье, а масленица » или душа моя, масленица, перепиленные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты же моя перепелочка .

Иностранный писатель, как очевидец этого праздника 200 лет назад, так изображает наше русское празднование Масленицы .

Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло; ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за 8 дней до Великого поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство (вероятно, кулачные бои), так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во все время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх (описание Масленицы принадлежало к 1698 г.) давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить, но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на 8 дней.

Таким образом изобразил иностранный писатель наш народный праздник с одной только стороны, не упомянув о любимых русских забавах: о катанье с гор на салазках, лубках, санях и на бересте, на лыжах и прочее.

Масленичное пиршество можно разделить на три части:

  1. Встреча Масленицы, это понедельник.
  2. Разгул, или широкая Масленица, то есть четверг.
  3. Прощанье — воскресенье.

В старину, как праздник народный, Масленица начиналась с понедельника, а как праздник гражданский — с четверга. Ныне начало гражданской, свободной от дел Масленицы начинается с утра субботы. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Как все народы пекли пресные лепешки на угольях прежде, чем достигли знания приготовлять заквасное тесто, то по смыслу былины должны быть, по словам проф. Снегирева, древнее хлеба. По общепринятому обычаю, блинами поминали и поминают усопших. В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на сырной неделе, кладут на слуховое окошко, посвящая его для душ родительских. Блины у русского народа служат каким-то символом поминовения усопших исстари. В книгах Св. Писания мы встречаем, что царь Давид раздавал по случаю празднества при перенесении Кивота Завета по млину сковрадному. В Германии также пекутся обварные оладьи, крендели и тому подобные хлебные печенья.

Катанье

Катанье на санях везде и повсюду после мясного заговенья начинается в понедельник, хотя площадные удовольствия открываются после 12 часов пополудни в Москве, в Петербурге и в других многолюдных городах России. Но преимущественно предаются таким экипажным прогулкам с четверга сырной недели. Ныне прогулки производятся очень чинно и без шуму, где позволяет местность и где сосредоточена народная веселость; но прежде эта конная и экипажная езда была сопряжена с песнями и музыкой.

В Петербурге в прежнее время масленичное гулянье было устраиваемо на Исаакиевской площади. Тут были устраиваемы и балаганы, и ледяные горы, и карусели, а по окраинам или вне пределов этой местности, назначенной для удовольствия публики, так называемой горной, была установлена езда в экипажах, прогулка аристократии и вообще богатого народа. В Москве до конца XVIII века катание о Масленице производилось на Москве-реке и на Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне разбит Александровский сад. Конторини в «1473 году видел на Москве-реке конные ристания и всякие увеселения». При Петре Великом масленичные потехи помещались близ Красных ворот, где Петр I сам в понедельник на Масленице открывал масленичное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях.

Торжественный маскарад в 1722 году

По заключению Петром Великим Нейштатского мира в 1722 году император дал в Москве знаменитый, еще невиданный до того времени маскарад и санное катание на 4-й день сырной недели. В этот день началось движение большого поезда из села Всесвятского, где еще с вечера собрано было множество морских судов разной величины и вида, около сотни саней, запряженных разными зверями. По сделанному ракетою сигналу сухопутный флот, напоминающий собою флот Олега, на полозья и санях потянулся длинною вереницею от Всесвятского к Тверским Триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей гусем, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов, облеченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь-цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями.

Наконец, появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного в воду в марте 1721 г. в С.-Петербурге: он имел три мачты и полное корабельное вооружение даже до последнего блока. На этом корабле, везенном шестнадцатью лошадьми, сидел сам государь Петр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою появились настоящие члены маскарада под именем неугомонной обители: они сидели в широких длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и наряжены были волками, журавлями, драконами, представляя в лицах Эзоповы басни и т. п. Такое пестрое и чудное маскарадное шествие чрез Тверские ворота потянулось в Кремль при пушечных выстрелах, куда и достигло к вечеру.

На следующий день, и на третий день, и 2 февраля сбор назначен был у ворот, построенных тогда купечеством. Этот маскарад окончился великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырех дней московского карнавала участвовавшие в нем особы переменили по нескольку раз свои костюмы.

Некоторые исторические карнавалы

По свидетельству Штелина, императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленице гвардейских унтер-офицеров с их женами, где они тешились плясками, тут же бывали и другие народные забавы. При императрице Елизавете Петровне открылось катанье в любимом ее селе Покровском, прежнем Рубцове: там сама государыня со своими придворными каталась на лыжах и на санях. Екатерина II после коронации своей в Москве о Масленице дала народу блистательный маскарад в аллегорической процессии на городских улицах, который сочинен был актером Волковым, под названием Торжествующей Минервы. Вероятно, в подражание римскому карнавалу, <во время> Масленицы рядились в маски и в разные странные и смешные костюмы, которые составляли подвижной уличный маскарад, и катались по улицам. В некоторых местностях России и посейчас сохранился обычай о Масленице рядиться и разъезжать по улицам.

Свадьба шута

На площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом в С.-Петербурге в 1739 г. был построен Ледяной дом, в котором даже дрова были изо льда. В назначенный день к крыльцу между Ледяным домом и дворцом подъехала золотая десятистекольная карета, запряженная восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными золотой сбруей и страусовыми перьями на головах. В ней сидела Государыня Императрица Анна Иоанновна с придворной дамой. Когда поезд тронулся, 12 пеших гайдуков сопровождали лошадей по шести со стороны. Кучера, сидевшие на козлах, одеты были в ливрейные шубы, украшенные золотыми галунами, в башмаках и шелковых чулках. Блестящие пажи во французских кафтанах и блондах окружали карету государыни. Два араба в золотых шубах и в белых чалмах. 12 сержантов в гренадерских мундирах и в шляпах с плюмажем охраняли карету верхами. Позади этой кареты следовали несколько других с великими княжнами. В одной из них сидела дочь Петра Великого Елизавета Петровна, будущая Императрица. Тут Анна Леопольдова. Далее — карета Герцога Курляндского (ужасного Бирона), окруженная его собственными гусарами, скороходами, егерями и пажами. Рядом с ним его жена, с головы до ног залитая в бриллианты, что оценивали в два миллиона. Там Миних… и пр., а затем уже в хвосте придворного кортежа ехали не придворные, а все те, которые почему-либо могли участвовать в поезде. В голове шествия рота гвардейцев: треугольные шляпы солдат украшены еловыми и дубовыми ветвями, у офицеров — лаврами. Так ходили они, возвратившись из славного турецкого похода.

Вот выступает громадный слон в теплых котах. Вожак с молотком сидит на хребте. На спине была помещена железная клетка, в которой сидели шут Кульковский с супругой, барской барыней Подачкиной, оба, сидя один против другого, блистали через железную решетку клетки золотом и бархатом. Они ехали из церкви на обед, сопровождаемые оригинальною свитою. За экипажем новобрачных ехали на оленях остяки; за ними новгородцы на паре козлов, малороссы на волах, чухонцы на ослах, татарин с своей татаркою на откормленных свиньях, финны на своих шведских лошадях, камчадалы на собаках, белорусы под войлоком колтуна, зыряне, ярославцы и проч. Всех до 150 самых разнообразных костюмов свидетельствовали о разнообразии племен. Картина была чудная и привлекала весь Петербург; она оживлялась звоном бубенчиков, колокольчиков и криками животных самого разнообразного характера. По воле государыни поезд сделал два оборота по луговой линии и потянулся к манежу Бирона, где был приготовлен обед для новобрачных и гостей на 303 куверта. Гостей встретили музыкой и посадили всех за стол, причем каждому представителю нации было подано его национальное кушанье. Государыня с блестящей свитою придворных расположилась на возвышении. Лишь только все расположились обедать, как Третьяковский Василий Кириллович прочел во всеуслышание следующие стихи:

Торжествуйте вси Российсти народы.
У нас идут златы годы.
Восприимем с радости полные стаканы,
Восплещем громко и руками,
Заскачем весело ногами
Мы, верные гражданы.
Имеем мы днесь радость учрежденну,
Повсюду славно вознесенну:
Анна над Россиею воскрылилась всею!
То-то есть прямая царица.
То-то добра Императрица!
Признаем всей душою.

После обеда начались пляски: каждая пара свою национальную. Пир кончен, и новобрачные в том же порядке отправлены в Ледяной дом, где их и заперли до утра. Поезд распущен, и часовые стали караулить дверь ледяного дома, дабы влюбленная чета не могла освободиться ранее.

Лубочные комедии и игрища

Народные комедии, или «Камеди», появились в России, а именно в Москве, с XVIII века. Иностранные фигляры стали угощать русский народ разными фокус-покусами и разными немецкими масленичными играми. Таким образом, время от времени образовались масленичные игрища. Здесь наряжались козой с рогами, к которым привешивались бубенчики, и это называлось «Козу в мешке играть», Ману в глаза пущать или морочить. Еще лет семь назад такое игрище, или гулянье, существовало в Москве под Новинском, где урочище Куковинка, напоминавшее немецких фокусников, которые, по словам профессора Снегирева, издавна показывая свои райки и штуки, приглашали смотреть словом «Kucke», и где о Святой неделе кокались красными яйцами.

Борьба и кулачный бой

Борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху, преимущественно на сырной недели, чему, между прочим, может быть, способствовали морозы и случай погреться: эти гимнастические упражнения назывались играми или игрищами.

Часто в старину кулачными боями любовались Цари и Князья наши.

Олицетворение Масленицы

В Переяславле Залесском, в Юрьеве-Польском, Владимире и в Вятке Масленицу возят по улицам; это шуточное изображение Масленицы следующее: берут огромные сани, в которые впрягаются 12 лошадей, и в этих санях возят наряженного мужика, который сидит на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином и калачи. Его сопровождают сидящие с ним музыканты, а затем поезд Масленицы сопровождают с песнями поезжане из обывателей. В Симбирской губернии Ардатовского, Алатырского, Курмышского и Карсунского уездов, частью в Пензенской губернии о Масленице оснащивают 8 или 10 дровней (подсанки), в средине дровней утверждается довольно толстое дерево, притом высокое, в виде мачты; наверх его вдевается колесо, на которое садится какой-нибудь деревенский весельчак, и представляет различные штуки, свойственные деревенскому мужику. Этот обряд называется проводами Масленицы. Обыкновенно эту сплоченную массу возят по всем закоулкам, причем вместо лошадей запрягают несколько человек, разряженных уродливо и без вкуса, которые также иногда изображают лошадей. В это время пред ними прыгают и поют деревенские весельчаки.

В Архангельске, подобно как и в Париже, мясники возят по городу о сырной неделе быка на огромных санях, которые запряжены несколькими десятками лошадей и связанных с другими санями. В Нерехте масленичные увеселения начинаются с середы. В этот день из окрестностей приезжают туда девки в праздничных платьях и набеленные, особенно новобрачные, и катаются отдельно от мужчин до самого вечера. В четверг и в пятницу здешние жители не катаются. В субботу сюда съезжается великое множество народа из окрестностей. Здесь, продав напряженную в ту неделю пряжу, покупают лакомства и гуляют по рынку до вечера. В округе масленичные потехи начинаются в экономических селениях со вторника, а в помещичьих — с четверга и катаются ежедневно от одной деревни до другой, причем новобрачные ездят в гости к сродникам, которые одаривают их мылом.

Сожигание Масленицы

В больших вотчинах в сыропустное воскресенье собирается съезд из нескольких сот лошадей под названием «обоз», который известен в Ярославле под именем околок (может быть, сокращение слова «околоток»). При этом некоторые ездят верхами, наряженные в соломенных колпаках и кафтанах. К вечеру того дня молодые люди обоего пола в своем селении на улицах поют песни; после того каждый, взяв со своего двора по снопу соломы, вместе сожигают ее в селении, а чаще за селением. Этот обряд, встречающийся и в других местах России, называется сожигание соломенного мужика, или Масленицы. С вероятностью можно заключить, что это обыкновение, существующее с незапамятных времен, есть остаток от языческих треб и обрядов. Такой обряд существует у немецких славян, которые 1 марта выносят из селения соломенное чучело в образе смерти и сожигают его в память усопших или бросают в воду, как римляне в мае бросали в р. Тибр тростниковые болваны.

В Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и в Польше в этот день хаживали с факелами на кладбища, догадка эта, по словам М. Я. Диева, утверждается тем, что в воскресенье сырной недели, которое по большей части приходится около 1 марта, доныне ходят нерехотские жители на кладбища прощаться, и в некоторых других местах России. В Силезии и Польше в воспоминанье истребления идолов 965 года, марта 7-го, в воскресенье сырной недели бросают в реки и пруды чучела из соломы. Ныне это применилось к смерти, к земле, к Масленице. В Восточной Пруссии крестьянские ребята делают небольшую деревянную лошадь, которую наряжают разноцветными лентами, и носят ее по домам с песнями и с плясками, играя на скрыпке. В каждом доме дают им по два, по три гарнца овца, который они после меняют на водку, и пьют. На другой день женщины ходят сбирать лен или рожь, которые назначаются для такого же употребления.

В Сибири о Масленице сплачивалось несколько саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы. Все это слыло Масленицею; в сани впрягали лошадей по 20 и возили ее по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. Там блины заменяются хворостами (род пирожного). В Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленице крестьянские ребята строят на реке из снега род города с башнями и двумя воротами, между которыми сделана прорубь. Игра начинается так: ребята разделяются на две партии — на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его. Устроясь в боевой порядок, конные по данному знаку пускаются во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, стараются маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всем скаку въезжают в ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купают в проруби; после чего угощают вином всех ратоборцев, отличившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращаются в деревню с песнями. Этой игрой оканчивается Масленица. Происхождение этого обычая приписывают какому-нибудь местному историческому событию.

В городе Ярославле есть особое обыкновение на сырной неделе петь Коледу, которую обыкновенно распевают на Святках. С четверга этой недели фабричные с бубнами, балалайками, рожками и другими народными музыкальными инструментами ходят по домам и, пришедши во двор, поздравляют хозяина с праздником и просят позволения коледу пропеть; получив позволение, поют:

Уж как шли ребята коледовщики.
Виноград, красно-зеленая моя!
Коледовщики, все фабричники,
Виноград зеленая моя!

Этот припев поется после каждого стиха.

Мы искали двора господина своего;
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, на осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоит три терема.
Три терема златоверхие;
В первом терему — красно солнышко,
Во втором терему — часты звездочки;
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяюшка в дому, госпожа в высоком,
Молодые девушки в дому, что орешки во меду,
Виноград, красно-зеленая моя.

После этого хозяин подносит им вина и обделяет деньгами; коледовщики в знак благодарности поют:

Благодарствуй, хозяин на хлебе, на соли и на жалованье!
Виноград, виноград, красно-зеленая моя!
Напоил, накормил, со двора спустил.
Виноград, красно-зеленая моя!

В Сольвычегодске на Масленице сваренное в складчину пиво вместе распивается, и этот обычай варить пиво в складчину называется братчиною. В Костромской губернии тоже варят пиво целою деревней и принимают общее участие как в варении его, так и в употреблении. У пермяков на Масленицу каждый хозяин варит брагу, пиво, а зажиточные покупают и вино. Потом, начиная с сырного понедельника, ежедневно пекут блины, оладьи сырные (творожные), а некоторые и рыбные пироги, яичницы, солянки и варят уху. Мужчины и бабы ходят из дома в дом, ездят из деревни в деревню к родным и знакомым на угощенье. Девки и парни по вечерам собираются в один дом и пляшут целые ночи; а днем, начиная со среды, вместе с малолетними с раннего утра до позднего вечера катаются с ледяных гор.

Прощеное воскресенье

Сцены русской Масленицы заключаются провожанием ее и прощанием.

На Масленице, — пишет очевидец Маржерет в начале XVII столетия, — русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга в чем-либо в продолжение года словом или делом, встретясь даже на улице, и хотя бы никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимным поцелуем. „Прости меня, пожалуй“, — говорит один. „Бог тебе простит!“ — отвечает другой. При этом нужно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долговременной разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню.

Обыкновение это существует и поныне, с лишком два века спустя после Маржерета, и соблюдается между родными и знакомыми. У некоторых старинных людей существует обычай посещать в прощеное воскресенье, или воскресенье на Масленице, могилы родственников и прощаться с ними. А в Нерехте также — к священникам и своим духовникам, в этот день новобрачные к родственникам возят пряники, а молодые новобрачным большие косяки мыла. И в прежнее время запрещалось вечером этого последнего дня разводить огни и зажигать свечи. Мысль прощаться перед началом Великого поста как дней общего покаяния, как дней очищения грехов и раскаяния — похвальная. Очистив свою совесть, примиряясь с братом, и тело свое, мы готовы тогда с раскаянием в сердце приступить к Богу и с молитвою на устах просить отпущения во грехах наших, чего без примирения с людьми невозможно получить от Бога, так как Бог есть вечная святая любовь. Пермяцкие женщины и девицы в соборное или сборное воскресенье служат по церквам молебны.

Заключение о Масленице

В этом последнем зимнем празднике, оканчивающем зиму, видим смесь стихии языческой и христианской, обычаев старого с новым, иностранных с русским. Так, например, олицетворение Масленицы в виде мужика, соломенного чучела или деревянного истукана, скоморошеские игры, коледа, сожжение чучел, бросание их в воду принадлежит к обрядам языческим. Между тем как прощание с людьми накануне Великого поста, хождение прощаться на кладбище с покойниками принадлежит новым обычаям миролюбивого христианства. Впрочем, сожжение чучел и бросание их в воду также приписывают началу христианства как воспоминание вечного торжества христианства над язычеством. В некоторых приволжских губерниях хлебные яства, оставшиеся с Масленицы на чистый понедельник, считаются погаными. Точно так же это мнение существует и поныне между староверами и простым народом, живущим под влиянием старинных обычаев. Самый бедный брезгает куском хлеба, оставшимся от Масленицы, и бросает его или отдает домашним животным, а также меняет посуду, лудит или тщательно промывает и даже освящает покой посредством священника.

В юго-восточной России, в Приволжском крае обыкновенно все остатки масленичной снеди отдают бедным кочевым калмыкам. В некоторых местностях России на первой неделе у мужчин есть обычай полоскать рот, то есть опохмеляться, а в субботу первой недели Великого поста печь блины, конечно постные, что называется у них «тужилкой о Масленице». Этот обычай существует и по сие время не только в отдаленных провинциях, но даже в обеих столицах России между купцов и мещан, а особенно хорошо этот обычай оживляется в Ростовской ярмарке.

———————————

Источник : М. Забылин. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».

Протоиерей Г.С. Дебольский

П оследняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной , а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною , потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже « преддверие покаяния, предпраздненст­во (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная » (cм. церковную службу в седмицу сырную). В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

«Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало–помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста », Церковь, снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю перед Четыредесятницей сырную пищу; а по словам блаженного Симеона Фессалоникийского - в противодействие какому-то еретическому мнению . Это древнее постановление Церкви в 7 веке еще более утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу перед Великим постом (Синаксарь в субботу сыропустную).

Кроме этого постановления о воздержании в сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовлений к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыка живота моего » и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании (Иоил. 2:12); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, синаксарь в эту субботу начинается стихами:

Душам праведным, их же память присно пребывает:
Жертвы покаяния приношу словеса.

Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников. « Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть », помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству (Синаксарь в субботу сыропустную).

Изобразив вкратце дела Божий от начала мира и приблизив нас ко вратам св. Четыредесятницы, Церковь в воскресный день сыропустной седмицы приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя в утрате ими невинного блаженного состояния достойный предмет для слез и покаяния в св. Четыредесятницу; а бедствием, в которое низвергла человечество страсть себялюбия и плотских угодий, внушая: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Синаксарь в неделю сырную начинается словами:

Мир с родоначальники горько да восплачет:
Снедию сладкою падший с падшими.

На Литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов, нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии:

аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный.

Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не перед глазами ближних, но перед очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время удобнейшее для стяжания духовных сокровищ, подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ; есть истинный день для делания благих Дел, как говорит Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю мясопустную: нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света. Ядый не ядущего да не укорят: и неядый ядущаго да не осуждает (Рим. 13:12-14:3).

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день перед Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы; врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустыно–подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни сырной недели по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем богослужении, в знак примирения и освящения постановлено Церковью для верующих лобызать и священные изображения Бога и святых.

Примечание. Так прощение перед св. Четыредесятницей изображается в исторических актах 1598 года, относящихся к России: «Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг св. Четыредесятницы совершити» (Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, № 7.)

Чин богослужения в сырную седмицу получил начало свое в древние времена христианства. О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своем об уединенной жизни Феофил, патриарх Александрийский, живший в 4 веке. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, между прочим представляет в пример пощения ветхозаветных постников - Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. Св. Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал:

Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут появления весны после хладной зимы.

Подобно св. Григорию Нисскому перед вступлением в Четыредесятницу поучал в 6 веке Лев Великий, епископ Римский.

В 9 веке Феодор и Иосиф Студиты, Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне исполняемые Церковью в сырную седмицу.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека