Страны восточной европы в конце 20 начале 21 века. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в конце XX – начале XXI в

Перестройка в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. Между тем советское руководство к концу 80-х гг. отказалось от сохранения режимов, существовавших в этих странах, напротив, призывая их к демократизации. В большинстве правящих партий сменилось руководство. Но попытки нового руководства проводить реформы, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудшилось экономическое положение, массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные силы, всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября-ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 9 ноября началось разрушение Берлинской стены. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти. Правящие партии самораспустились или преобразовались в социал-демократические. Прошли выборы, на которых победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события получили название «бархатные революции». Однако не везде революции были «бархатными». В Румынии противники главы государства Николае Чаушеску в декабре 1989 г. устроили восстание, в результате чего погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. Драматические события разыгрались в Югославии, где на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. В 1991 г. Словения, Хорватия и Македония провозгласили независимость. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опасались преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Первоначально сербы создали свои республики, но к 1995 г. они были захвачены хорватами при поддержке западных стран, а большинство сербов истреблено или изгнано.

В 1992 г. независимость провозгласили Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославия (СРЮ).

В Боснии и Герцеговине началась межэтническая война между сербами, хорватами и мусульманами. На стороне боснийских мусульман и хорватов в нее вмешались вооруженные силы стран НАТО. Война продолжалась до конца 1995 г., когда сербы были вынуждены уступить давлению превосходящих сил НАТО.

Государство Босния и Герцеговина ныне разделено на две части: Республику Сербскую и мусульмано-хорватскую федерацию. Сербы потеряли часть своих земель.

В 1998 г. вспыхнул открытый конфликт между албанцами и сербами в Косово, являвшемся частью Сербии. Истребление и изгнание сербов албанскими экстремистами вынудили власти Югославии вступить в вооруженную борьбу с ними. Однако в 1999 г. НАТО начало бомбардировки Югославии. Югославская армия была вынуждена покинуть Косово, территорию которого заняли войска НАТО. Большая часть сербского населения была уничтожена и изгнана из края. 17 февраля 2008 г. Косово при поддержке Запада в одностороннем порядке незаконно провозгласило независимость.

После свержения в 2000 г. в ходе «цветной революции» президента Слободана Милошевича в СРЮ продолжался распад. В 2003 г. образовалось конфедеративное государство Сербия и Черногория. В 2006 г. Черногория отделилась, и возникло два независимых государства: Сербия и Черногория.

Распад Чехословакии произошел мирным путем. После референдума она разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики, перейдя к восстановлению рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные позиции в экономике получил иностранный капитал. Первые преобразования вошли в историю под названием «шоковая терапия», поскольку были связаны с падением производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция.

К концу 90-х гг. положение в большинстве стран немного стабилизировалось. Была преодолена инфляция, начался экономический рост. Определенных успехов достигли Чехия, Венгрия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвестиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовыгодные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Но мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., имел для экономик восточноевропейских стран разрушительные последствия.

Во внешней политике все страны Восточной Европы ориентируются на Запад, большинство из них в начале XXI в. вступили в НАТО и ЕС. Для внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946г.).



Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалистов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско - демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и социальной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий.

Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее, национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически «замораживали» зарплату (запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн. человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела не-которые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе.

В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

Страны этого региона имеют немало общего в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в XX веке. После окончания второй мировой войны все они приступили к осуществлению социалистических преобразований. Кризис авторитарно-бюрократического социализма привел к тому, что на рубеже 80-90-х гг. в странах этого региона произошли новые качественные изменения, оказавшие большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь как этих , так и всего мирового сообщества. Наибольшее значение имели следующие факторы.

1.Распад в 1991 году Советского Союза, утверждение политической независимости сначала трех бывших республик Прибалтики, а затем и остальных 12.

2.Массовые, преимущественно мирные (кроме , где произошло вооруженное восстание) народно-демократические революции 1989-1990 гг., повлекшие за собой глубокие преобразования во всех сферах жизни. Эти перемены - отражение общемировой демократической тенденции. Их существо заключается в переходе от тоталитаризма к парламентскому плюрализму (многопартийности), к гражданскому обществу, к правовому государству. Антитоталитарные революции в Восточной Европе приобрели антикоммунистическую направленность.Этот процесс приводит и к глубоким преобразованиям в экономике: формируется новый тип хозяйства, основанный на реальном многообразии форм собственности, расширении товарно-денежных отношений. Новый важный аспект развития восточноевропейских стран на современном этапе - их «возвращение в Европу». Оно выражается прежде всего в начале развития интеграционных связей этих стран с Европейским Союзом. Современный этап в жизни стран Восточной осложняется еще и тем, что крушение в них тоталитарного режима обнажило истинную картину накопившихся в этом регионе межнациональных конфликтов, причем некоторые из них обрели острые формы: положение мусульманского (турецкого) населения в ; начинает выдвигать требования о присоединении Закарпатья, переданного в состав СССР в июне 1945 года; польские национальные меньшинства в стремятся создать автономию в этой стране; положение национального меньшинства в , острый конфликт в Югославии.

3.Прекращение деятельности Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку в Европе.

5.Распад Чехословакии на (со столицей в ) и Словакию (со столицей в Братиславе), завершившийся 1 января 1993 года.

6.Изменение характера деятельности Североатлантического блока (НАТО) и его отношений с бывшими социалистическими странами Европы, означавшее конец «холодной войны» и изменение международной обстановки от конфронтации к сотрудничеству и взаимопониманию, демократизацию международной жизни.

7.Распад СФРЮ, который так же, как и распад Советского Союза, имел глубокие социально-политические корни, Югославия в качестве единого независимого государства была провозглашена 1 декабря 1918 года, и до 1929 года она называлась Королевством сербов, и словенцев.

Хотя , и Воеводина, входившие ранее в состав Австро-Венгерской , были наиболее развитыми в экономическом отношении, правящие круги Сербии стремились занять доминирующие позиции в стране и выступали за централизованное . Это привело к обострению сербохорватских отношений, к активной борьбе политических сил Хорватии за независимость государства. Противоборство Сербии и Хорватии особенно масштабно проявилось в годы второй мировой войны, когда Югославия была оккупирована . В это время на территории Хорватии был установлен профашистский режим, проводивший политику геноцида в отношении населения.

В 1946 году, после освобождения страны, была принята новая конституция, фактически закрепившая федеративный принцип устройства страны. Однако на практике Югославия оставалась унитарным государством, где монополией на власть обладал Союз коммунистов, исключавший всякую возможность устранения бюрократического централизма. Между тем в стране наблюдались глубокие различия в уровне экономического развития республик: так, в Словении валовой национальный продукт на душу населения был в 2,5 раза выше, чем в Сербии, Словения обеспечивала почти 30% экспорта Югославии, хотя население здесь было в 3 раза меньше, чем в Сербии.

Традиционно считалась оплотом федерации, и другие республики воспринимали ее враждебно, так как правящие круги Сербии захватили руководящие позиции в стране. Будучи экономически более развитыми, Словения и Хорватия не хотели делиться своими доходами с более бедными республиками. Это расценивалось как проявление национального эгоизма, так как считалось, что социализм - это прежде всего раздел общего богатства. Поэтому очевидно, что важнейшей причиной распада СФРЮ был общий кризис социализма. В ходе парламентских выборов в 1991 года Сербия и сохранили верность социалистическому выбору, в Словении же и Хорватии к власти пришли антикоммунистические силы. Разразившаяся затем гражданская война была лишь прикрыта «национальными одеждами», фактически же это была социальная несовместимость различных политических группировок внутри федерации.

8 октября 1991 года парламенты Словении и Хорватии подтвердили полную независимость этих республик, а в январе 1992 года все государства - члены ЕС признали эту независимость. Объявили о государственной независимости , а также . Сербия и Черногория объединились в Союзную республику Югославию, объявившую себя правопреемницей СФРЮ. Полный распад Югославии не означает ликвидации югославского кризиса, сильно влияющего на обстановку во всей Европе: продолжается кровавый межнациональный конфликт в Боснии и Герцеговине; очагом напряженности остается автономный край Косово в составе Сербии; непростая обстановка сложилась вокруг независимой Македонии - республики с весьма сложным населения.

Итак, в последние годы в Восточной Европе появились новые независимые государства. Они переживают сложный и болезненный процесс становления национальных экономик, вхождения в мировое сообщество, формирования отношений с соседями в экономическом и общеевропейском пространстве.

Тема № 2.3 Страны Центральной и Восточной Европы в конце 20 начале 21 века.

Восточная Европа во второй половине 20 века

Большинство стран современной Восточной Европы - Польша, Чехословакия, Венгрия - появились на политической карте мира после Первой мировой войны. Это были в основном аграрные и аграрно-индустриальные государства, к тому же имевшие друг к другу территориальные претензии. В межвоенный период они стали заложниками взаимоотношений великих держав, «разменной монетой» в их противоборстве. В конечном счете они попали в зависимость от фашистской Германии.

Подчиненный, зависимый характер положения государств Восточной Европы не изменился и после Второй мировой войны.

Восточная Европа в орбите влияния СССР

После разгрома фашизма к власти почти во всех восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства. В них были представлены антифашистские партии - коммунисты, социал-демократы, либералы. Первые преобразования носили общедемократический характер и были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной
войной экономики. Проводились аграрные реформы, нацеленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть земель передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

С обострением противоречий между СССР, США и Великобританией и началом «холодной войны» В странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил. В 1947-1948 гг. все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Переход власти к коммунистам произошел мирным путем, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. На территории большинства восточноевропейских стран находились советские войска. Авторитет коммунистов, завоеванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. Они наладили тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки получили на выборах от 80 до 90 % голосов (в том числе в Албании и Югославии, на территории которых не было войск СССР). Возможности оспорить результаты этих выборов антикоммунистические партии и их лидеры не имели. В 1947 г. король Румынии Михай отрекся от престола, в 1948 г. президент Чехословакии Эдуард Бенеш вынужден был уйти в отставку. Его сменил Клемент Готвальд, руководитель компартии.

Просоветские режимы в восточноевропейских странах получили название «народно-демократических». Многие из них сохранили остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям предоставлялись места в парламентах и правительствах.


За основу модели преобразований был взят советский путь развития. К началу 1950-х гг. банки и большая часть промышленности перешли в собственность государства. Мелкий бизнес, да и то в крайне ограниченных масштабах, сохранился лишь в сфере обслуживания. Повсюду (кроме Польши и Югославии) было проведено обобществление сельского хозяйства. В тех восточноевропейских странах, где промышленность была развита слабо, важнейшей задачей стало проведение индустриализации, прежде всего развитие энергетики, добывающей и тяжелой промышленности.

С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция - ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

СССР оказывал большую помощь государствам Восточной Европы продовольствием, оборудованием для заводов и фабрик. Это привело к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объем производства ВВП в странах Восточной Европы как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

Зависимость восточноевропейских стран от СССР усилилась после того, как в 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро или Коминформ). В него входили правящие партии стран Восточной Европы, а также компартии Франции и Италии. Руководство ими стало осуществляться централизованно. При решении любых вопросов позиция СССР играла определяющую роль. И.В. Сталин очень негативно относился к любым проявлениям самостоятельности со стороны правящих партий восточноевропейских стран. Его крайнее недовольство вызвало намерение руководителей Болгарии и Югославии - Георгия Димитрова и Иосипа Броз Тито заключить Договор о дружбе и взаимопомощи. В него должен был войти пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Димитров и Тито выступили с планом создания конфедерации восточноевропейских стран. Советское руководство увидело в этом угрозу своему влиянию на освобожденные от фашизма страны.

В ответ СССР разорвал отношения с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика контролировалась государством, вся власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, именовался фашистским.

В 1948-1949 гг. по странам Восточной Европы прокатилась волна расправ над всеми, кого подозревали в симпатиях к идеям Тито. При этом, как ранее и в СССР, к «врагам народа» причислялись представители независимо мыслящей интеллигенции, коммунисты, чем-либо не угодившие своим лидерам. В Болгарии, после смерти Г Димитрова, также утвердилось враждебное отношение к Югославии. В социалистических странах искоренялось всякое инакомыслие.

  • II. Влияние начальной концентрации Н2О2 на период полупревращения. Определение порядка реакции.
  • А) списание заключительными оборотами начисленных доходов от необменных операций в конце отчетного периода;
  • А) формування концепції «розвиненого соціалізму» внаслідок усвідомлення нереальності побудови комунізму
  • В советской орбите влияния . В первые послевоенные годы благодаря поддержке СССР коммунисты установили свою без­раздельную власть практически во всех странах Восточной Евро­пы. Коммунистические партии стран ЦЮВЕ провозгласили официальный курс на построение основ социализма. За образец была взята советская модель социально-экономического и политического развития: приоритет государства в экономике, ускоренная индустриали­зация, коллективизация, фактическая ликвидация частной собственности, диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Пос­ле создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и в 1955 г . военно-политической Организации Варшавского догово­ра (ОВД) формирование социалистического лагеря окончательно завершилось.

    Кризисы и потрясения . Несмотря на относительный экономи­ческий прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистической власти. Массовые вы­ступления рабочих охватили ГДР (1953 ), забастовки и уличные беспорядки происходили в Польше (1956 ).

    В конце октября 1956 г . Венгрия оказалась на грани граждан­ской войны: начались вооруженные столкновения между рабочи­ми и силами правопорядка, участились случаи расправы над ком­мунистами. Надь (премьер-министр Венгрии) заявил о намерении правительства выйти из ОВД и превратить Венгрию в нейтральное государство. В этих условиях руководство СССР приняло решение о быстрых и незамедлительных действиях. Для «восстановления порядка» в Буда­пешт были введены советские танковые части. Эти события по­лучили название «будапештская осень ».

    В 1968 г. к либеральным реформам в Чехословакии приступил первый секретарь ЦК Компартии А. Дубчек. Пытаясь ослабить партийно-государственный контроль над всеми сферами жизни, он призвал к построению «социализма с человеческим лицом». Руководители правящей партии и государства по существу стави­ли вопрос об отказе от социализма. Страны ОВД во главе с СССР ввели в Прагу свои войска. Дубчек был смещен с поста, а новое руководство Компартии Чехословакии жестко пресекло деятель­ность идеологической оппозиции. События 1968 г. получили на­звание «пражская весна ».

    Независимый курс И. Броз Тито . Из всех стран социалистиче­ского лагеря Югославия была практически единственной, на ко­торую не распространялось советское влияние. И. Броз Тито уста­новил в Югославии коммунистическое правление, но проводил независимый от Москвы курс. Он отказался присоединиться к ОВД и заявил о нейтралитете в «холодной войне». В стране сло­жилась так называемая югославская модель социализма, которая включала самоуправление на производстве и элементы рыночной экономики. В Югославии было больше идеологической свободы, чем в других странах социалистического лагеря. При этом сохра­нялась безусловная монополия на власть одной партии - Союза коммунистов Югославии.



    Борьба Польши за демократию . Едва ли не самым проблемным союзником СССР являлась Польша. Подобно венграм и чехам, поляки также стремились к большей самостоятельности. После волнений и забастовок 1956 г. польское правительство провело некоторые реформы. Но недовольство по-прежнему сохранялось. Ведущей силой польской оппозиции стала римско-католическая церковь. В 1980 г. по всей Польше прокатилась новая волна выступле­ний рабочих. Центром забастовочного движения стал Гданьск. Здесь при активном участии католических деятелей и представи­телей оппозиционных группировок была создана межотраслевая профсоюзная организация «Солидарность». Новый профсоюз превратился во влиятельную политическую силу. «Солидарность» развернула широкую антикоммунистическую агитацию и выступи­ла с требованием политических перемен. Власти ввели чрезвычай­ное положение, запретили деятельность «Солидарности» и аресто­вали ее лидеров. Польское руководство во главе с В. Ярузельским на время стабилизировало ситуацию.



    «Бархатные революции». Начавшаяся в СССР в конце 1980-х гг. перестройка, связанная с новым лидером СССР М.С.Горбачевым, послужила толчком для по­следней серии реформ в восточноевропейских странах, в которых политическая инициатива переходила в руки оппозиционных, антикоммунистических партий и движений.

    В 1989 г. была легализована «Солидарность» в Польше и впер­вые за 50 лет проведены свободные парламентские выборы. Через год на президентских выборах победу одержал лидер «Со­лидарности» Л. Валенса. Новое руководство начало трудный пере­ход к рыночной экономике. Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Была разрушена Бер­линская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа. Распад социалистиче­ской государственности в Венгрии завершился демократически­ми выборами весной 1990 г. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения с человеческими жертвами. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия. Стремительная смена власти и бескровный характер событий в бывших социалистиче­ских государствах (за исключением Румынии) дали основание на­звать их «бархатными революциями ».

    Ликвидация коммунистических режимов в странах Централь­ной и Юго-Восточной Европы в 1989-1991 гг. привела к распаду социалистической системы, восстановлению капитализма в вос­точноевропейских государствах и изменению расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека