Собрать команду для создания игры. Создание команды разработчиков игр

Индустрия компьютерных игр - один из самых динамично развивающихся сегментов IT-сферы. Насколько сложно научиться создавать игры или хотя бы отдельные их элементы? Может ли пользователь справляться с подобными задачами в одиночку? Как создают игры на компьютер профессионалы?

Что нужно, чтобы начать создавать игры?

Прежде всего необходима вовлеченность в индустрию в качестве игрока. Без знаний устройства игр изнутри и психологии геймеров, наблюдений за тем, как работает компьютерная графика в режиме реального пользования, а не в теории, успеха в выпуске собственных игр достичь очень тяжело. Если игра создается с прицелом на коммерческие продажи (или хотя бы с целью раскрутки персонального бренда ее разработчика), то она должна быть конкурентоспособной, отражать актуальные запросы игрового сообщества. Выпустить продукт, не угадав с "трендом" - значит потратить время впустую. Поэтому важно быть не просто геймером-любителем, но также и изучать рынок, иметь возможность ставить новые игры на компьютер, тестировать их. А это значит, что разработчику понадобится также и очень И здесь мы переходим ко второму основному условию успеха в сфере гейм-индустрии. Речь идет об аппаратных компонентах - "железе".

Известно, что (из числа ПК, разумеется, речь не идет о промышленных ЭВМ) - игровые. Они включают в себя аппаратные компоненты (процессор, видеокарту, память, чипсет), намного более технологичные, чем ПК для офисных и домашних нужд. Внешне, безусловно, компьютеры различных классов могут почти не различаться, но с точки зрения электронной "начинки" разница существенна. Игровой ПК может стоить в 5-10 раз дороже, чем офисный или домашний. Не исключено, что даже какой-то отдельный его компонент (к примеру, тот же процессор) будет иметь цену выше, чем весь готовый ПК для офиса. Мощное "железо" понадобится, кстати, не только для тестирования геймерских продуктов. Высокопроизводительных компонентов требуют также и специализированные программы для игр на компьютер. Те, при помощи которых будут создаваться шедевры индустрии.

Третий компонент успеха в выпуске классных игр - это, как говорят специалисты "геймерского цеха", - особый вид мышления. Оно должно сочетать в себе два, казалось бы, совершенно разных начала: логику и творчество. Первое нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться в построении скриптов, сценариев и различного рода зависимостей, заложенных в концепцию продукта, определиться с тем, как написать игру в структуре, которую поймут и примут будущие пользователи. Второе - для придания своему продукту уникальных признаков, отличающих его от похожих или конкурирующих решений.

Методы создания игр

Как создают игры на компьютер? Эксперты выделяют три основных способа разработки геймерских продуктов: использование конструкторов, задействование игровых движков, а также написание с нуля. Первый - самый простой, третий - наисложнейший. Поэтому, если мы - новички в области создания игр, то нам имеет смысл обратить внимание именно на возможность пользования конструкторами. Однако полезно будет рассмотреть особенности каждого из инструментов.

Конструкторы игр

Конструктор - это набор шаблонов, которые имеют запрограммированную модель поведения. Ближайшая аналогия, которую можно привести, объясняя то, как при помощи такого решения создать игру - "лего"-детали. Подобно тому, как дети конструируют, читая руководство или же импровизируя, домики, машинки и прочие интересные шедевры из пластмассы.

Пользователь обладает относительно большой свободой в управлении шаблонами, задании сценариев их работы. Маловероятно, конечно, что при помощи конструктора даже опытному разработчику игр удастся изготовить продукт, который произведет сенсацию на мировом рынке. Такие программы носят, скорее, обучающий характер, позволяющий начинающим энтузиастам геймерской индустрии понять, как создают игры на компьютер. Однако даже такого рода задача, возложенная на конструкторы, важна с точки зрения развития индустрии.

Игровые движки

Создание игр при помощи движков - процесс, в рамках которого пользователь получает в распоряжение несоизмеримо более широкий, чем в случае с конструкторами, набор инструментов. Вполне реально говорить о том, что посредством интерфейсов, поставляемых производителями таких решений, можно создавать конкурентоспособные даже на мировом уровне решения - аркады, 3D-экшны, игры-симуляторы. На компьютер движки ставятся без проблем и почти всегда сопровождаются удобным интерфейсом пользования ими. Как правило, также и качественной справочной и обучающей системами.

Что такое движок? Это, по сути дела, всего лишь набор команд (хотя и очень сложный, состоящий из сотен тысяч алгоритмов), позволяющих запускать отдельные игровые процессы. Количество шаблонов, подобных тем, что имеются в конструкторах, как правило, сведено к минимуму. А те, что есть, очень легко поддаются видоизменению или же замене на те, что разработает сам пользователь. Задействование движков требует, конечно же, большей квалификации, чем работа с конструкторами. Если речь идет о создании серьезной игры, то пользователю, скорее всего, придется привлекать в помощь еще кого-то (структуру типичной команды разработчиков мы рассмотрим далее). Но однажды освоившись в интерфейсах движка, впоследствии человек сможет адаптировать имеющиеся знания и навыки к созданию практически любых игровых продуктов.

Игра с нуля

В том случае, если пользователь перерос возможности игровых движков, не говоря о конструкторах, выучил несколько языков программирования, изучил в деталях принципы создания 3D-графики, то ему самое время осваивать самый сложный инструмент создания игр - написание геймерского шедевра с нуля. Этапы выпуска нового продукта, скорее всего, будут включать разработку собственного движка - редко какая игра без него обходится, тем более претендующая на признание в сообществе.

Стоит, однако, отметить, что в одиночку справиться с выпуском продукта с нуля очень тяжело (хотя история геймерской индустрии знает такие прецеденты). Но пройти какие-то этапы разработки игры (такие как, например, создание персонажей, прорисовка графических элементов) с тем, чтобы затем подключить других людей, собрав команду, вполне реально и одному пользователю.

Профессиональные разработчики

Если вести речь о разработке игр как отдельном сегменте рынка, то главную роль здесь играют профессиональные студии, обладающие финансовыми и кадровыми ресурсами для выпуска конкурентоспособных в коммерческом отношении продуктов.

Создание игр топ-уровня стоит сотни тысяч, а то и миллионы долларов, а к их выпуску приобщаются десятки специалистов различного профиля. Есть, безусловно, маленькие и средние компании-разработчики, чьи бюджеты на выпуск геймерских продуктов может укладываться в сумму 8-10 тыс. "зеленых", но это очень специфический сегмент.

Структура профессиональной игровой студии

Продолжая разговор о профессиональной полезно будет изучить структуру среднестатистической фирмы-разработчика. Кто должен работать в компании, претендующей на создание мирового геймерского бестселлера? Как создают игры на компьютер те люди, кто занимается этим на профессиональной основе?

В команду разработчиков обязательно должны входить дизайнеры и художники. Без их таланта компьютерная графика не впечатлит пользователей. Графика - это, по признанию многих экспертов, ключевой фактор успешности игры. В некоторых случаях должности этого типа делятся по функциям. Например, в команде создателей игр могут быть отдельно 2-D, 3D-дизайнеры, а также так называемые концепт-художники, которые предлагают своим коллегам и руководству фирмы на утверждение эскизы будущих элементов графики.

Следующая группа специалистов - это "моделеры". Они, под стать именованию своей должности, создают прообразы персонажей игры, а также окружающих их артефактов, техники, зданий, "моделируют" будущий виртуальный мир. В ряде случаев специалистам этой категории помогают аниматоры (в тех случаях, когда предстоит моделировать особо сложные движения персонажей).

В большинстве случаев к созданию игр привлекаются собственно программисты. Это происходит чаще всего тогда, когда компания-разработчик использует свой собственный движок, но нужно периодически согласовывать прописанные в нем скрипты с особенностями игровой анимации, заложенной художниками. Если же движок поставляется сторонним разработчиком, то, как правило, изменений в программном коде делать не требуется.

Серьезный геймерский продукт не сделать без арт-директора. Этот человек призван консолидировать усилия художников и дизайнеров в рамках единой концепции. Он, к тому же, будет ответственен за эффективность работы, организацию процессов так, чтобы игра была выпущена в срок.

Создаем игры сами: обзор программ

Как создать игру, имея лишь общие познания касательно работы программ для разработки геймерских продуктов? Существует очень много инструментов, позволяющих даже любителю создать свою собственную игру. Приведем примеры из числа решений тех типов, о которых мы говорили выше.

Game Maker

Эта программа дает возможность создать игру даже тем пользователям, которые не владеют языками программирования. Речь, правда, не идет о разработке трехмерных шедевров. Программа позволяет создавать только 2D-игры, но в широком многообразии жанров. Можно делать очень простые игры "бродилки". Меню, доступное пользователю, содержит большое количество готовых шаблонов. Все, что, по сути, остается сделать - так это придумать свой сценарий игры.

Программа содержит достаточно подробные инструкции, хорошего качества справочную систему. Освоив возможности Game Maker на базовом уровне, пользователь может перейти к изучению встроенного языка этой программы - Game Maker Language. Используя его возможности, можно выйти за пределы заложенных в ПО шаблонов и создавать игры практически с нуля.

Construct-2

Продукт Construct-2 признается экспертами одним из самых функциональных в классе решений для создания игр пользователями, не владеющими языками программирования. Огромный плюс этого решения в том, что с его помощью можно выпускать игры под большинство используемых сегодня платформ - Windows, iOS, Android, создавать их на языке HTML5 и приложения для Facebook (поняв, как делать программы для запуска в этой социальной сети, пользователь научится тому, как в "ВК" создать игру, показать ее друзьям). Пользователи Construct-2 отмечают простоту и понятность ее интерфейса. Работать можно в основном по шаблонам, но их очень много, а потому найдется практически любой, что впишется в сценарий, придуманный пользователем. Приятный аспект - с помощью Conustruct-2 можно бесплатно.

Unity 3D

Две вышеперечисленные программы предназначены для создания игр в 2D-режиме. Unity позволяет работать, используя возможности 3D-графики. Возможностей, которые дает программа - огромное количество. Так же как и в случае с Construct 2, есть мультиплатформенность (присутствует даже поддержка консолей - Xbox, PlayStation, Wii).

В составе программы - один из лучших в мире, по признанию экспертов, игровых движков (называется он так же - Unity). Поэтому это решение, без всякого преувеличения, позволяет создавать геймерские шедевры мирового уровня (если, конечно, нам удастся собрать команду, сопоставимую по кадрам хотя бы со среднестатистической студией разработки). Можно будет выпускать очень серьезные игры на компьютер. Стрелялки - однозначно, стратегии - также вполне реально, гонки, симуляторы - легко.

Пора и мне написать чёнить полезное.

Введение.
Ну вот. Мир переполнен статьями о создании игр, разработки движков и выборе вторых... По сути большинство из этого, скажу честно, мусор. Растёт число бессмысленных советов=>растёт число бессмысленных статей=>растёт число бестолковых создателей=>растёт число бестолковых игр. В этой статье я постараюсь "поставить новичков на путь истинный".

Всё начинается с идеи. Кто то где то зачем то почему то хочет создать игру, потому что играть надоедает, т.к. всё хлам, либо хочет оставить свой отпечаток в мире гейм-индустрии (как правило из-за бесконечного рвения остаётся "кучка" и множество недовольных комментариев). И, почему-то, это либо подобие игры S.T.A.L.K.E.R."а, либо создание карт в редакторе WarCraft (простите если неправильно написал название). И, примерно, год назад интернет был переполнен сообщениями "саздаём игру шоб прям STALKER во все дыры ищу праграмистав я сам суперпрофи С== знаю прям ваще!" ну и подобным барахлом. Что изменилось сейчас? Пожалуй, ничего. Только названия игр начали чуточку меняться. Собственно, так вы никого не найдёте.

С чего начать.
Естественно главное в команде-лидер. Желательно, что бы это был самый опытный человек в команде, способный организовать людей. За ним и последнее слово. Так что в команде у него должен быть неоспоримый авторитет. Это мозг команды. В идеале "верхушка" состоит из 2-3 человек (лидер,профи в программировании, знает все этапы создания игр, генератор умных идей, помощник). Если Вы хотите стать лидером-заинтересуйте людей, покажите что вы умеете не только орать и указывать. От плохого руководителя уйдут все. Не стоит набирать 999999 человек, т.к. на управление всей этой массой уйдёт уйма времени. Но и 2 человека врятли справятся.

Люди.
Конечно же хочется, что бы в команде были профессионалы, но извиняйте-такой вариант отметается сразу. В странах СНГ настоящих профи 200-300 человек, уникумов 10-20. Остальные либо среднячки с раздутым самомнением, либо... либо новички с раздутым самомнением. В сравнение-в США по неподтвержденным данным 5000 профи, и 500 уникумов (официальный статистики никто не составлял). Ну что ж. Можно искать среди среднячков, но этот вариант редко когда улыбнётся, т.к. они заламывают большую цену и требуют королевских условий. Остаётся самый распространённый вариант-новички. А тут два пути - есть люди которые "зырь я в 3ДэМаксе чё намутил за 5 минут" и те кто "да я как то не очень, в институте мы это не учили.. Давай я попробую". Второй вариант более оптимистичен, т.к. среди них нередко попадаются и довольно талантливые люди, способные за 2-3 месяца неплохо освоить свою роль. Главное - это отделить действительно способных людей от всего остального. Ваша команда должна быть:
1)Разделена на уровни: программисты, дизайнеры, музыканты. В идеале каждый уровень состоит минимум из 3 человек, из которых 1 этакий "подлидер". Ему поручается работа, он её распределяет между участниками ведомого им уровня.
2)Дружной, т.к. разлады 2-3 человек способны развалить всю команду.
3)Целеустремлённой, способной к самосовершенствованию.
Самый приятный вариант-набор людей из своего города, а желательно из друзей. Но если Вы решили искать людей на форуме, прошу Вас, все кто это читает - УДЕЛИТЕ ОФОРМЛЕНИЮ ОБЪЯВЛЕНИЯ ХОТЬ 5 МИНУТ!!! Реально прост бесят "создаем МоМоМо нужны все". Я бы лично рад примкнуть к подобному проекту, но смысл если создатель сразу приказал ему долго жить?

Организация.
В команде есть новички, некоторые люди не знают друг друга? Труд объединяет! Создайте вместе какую-нибудь игру, но лучше мод. Желательно уже на этом ровне определиться с редакторами, движком. Графика не ахти, баги... Ну что ж. Зато хоть какой то опыт работы в команде будет, да и основы освоите. Желательно, что бы лидер, подлидеры и вся "верхушка" работала наравне со всеми, и даже больше - заслужите доверие, да и люди будут стараться, потому что увидят, что для Вас это не просто баловство.

Проект.
Пора создавать игру. Бюджетную. Бесплатно пахать на одном интузиазме никто не будет! Выберите тему, обсудите её с командой, а затем вместе со всеми создавайте чертежи, планы. Желательно участие в этом этапе принимали и подлидеры. Искать сразу на готовый проект людей и сразу к нему приступать тоже не вариант, сами понимаете почему.

Тут просто изложена организация и подбор людей. О движках, 3D редакторах и графических 2D редакторах расскажу в следующей теме. Вечером будет готово.





Разработка игр  - дело кропотливое, сложное, объёмное и весьма разнообразное по характеру выполняемых работ. Коммерческие проекты создаются профессиональными командами из десятков, а иногда и сотен человек в течение долгого времени.

Естественный способ ускорить разработку своей игры, привлечь к ней новых людей, расширить свои возможности - это сбор своей собственной команды разработчиков. Однако начинающего руководителя такой команды подстерегает большое количество подводных камней, тонкостей, деталей и прочих неприятных сюрпризов, которые будут подрывать основы свежеиспечённой команды и в итоге приведут к её скоропостижной кончине.

Памятка создателю команды разработчиков игр

Во-первых, в команде, как и в любом коллективе, обязательно должен быть лидер , способный грамотно организовать работу людей, принимать решения и что называется - руководить. В идеале лидер должен быть самым опытным человеком в команде, способным решать вопросы, напрямую к его обязанностям не относящиеся. "Генератор идей", которых на тематических форумах как грибов после дождя со своими проектами и командами, на роль лидера явно не подходит - от такого руководятела рано или поздно сбегут все люди, которые были настроены на реальную работу и результат.

Если вы хотите собрать свою команду и быть её руководителем - вы должны уметь нечто большее, чем просто указывать другим, что им нужно сделать, чтобы получилась игра, которую хотите видеть вы. Подход "сделайте всё за меня" ни к чему не приведёт - дураков нет, особенно среди тех, кто действительно может что-то сделать. Помните, лидер - самое заинтересованное лицо в успехе своего проекта, поэтому и сил, времени и прочих ресурсов он должен вкладывать больше всех. Тогда и люди потянутся, видя, что для руководителя это не сиеминутная забава, а реальный задача, которую он намерен решить.

Ядро команды - ключ к успеху

Из вышесказанного плавно вытекает следующее положение - путь к успеху лежит через создание прочного, монолитного ядра команды из 1-3 человек. Жизненно необходимо иметь такое ядро в том или ином виде, даже если его будете составлять один вы - это должны быть высокомотивированные, целеустремлённые и ответственные люди, которые в случае чего будут готовы работать над проектом в узком составе до победного конца (иными словами - если кроме ядра никого не останется). В идеале это должны быть люди, которые имеют некоторый уровень знаний в своей области и видят ваш проект как средство реализации своих способностей. Ваша задача как руководителя - найти таких людей и заинтересовать их в достаточной мере для того, чтобы они не ушли от вас в более перспективный проект.

Ещё раз: "скелет" команды - это то, вокруг чего можно наращивать "мышцы " в виде остальных участников команды, потеря которых не выльется в полный коллапс. Скелет не должен быть большим, скелет должен быть прочным. Очень хорошо, если свой проект вы можете закончить в одиночку - это весомая заявка на его жизнеспособность в любых ситуациях.

Поиск людей - несколько моментов

Теперь подробнее остановимся на том, как же обрасти теми самыми "мышцами" в лице заинтересованных в вашем проекте людей. Сразу отмечу, что конкуренция за толковых специалистов на условном "рынке" разрабатываемых проектов огромная - если вдруг в вашу команду попался профессионал своего дела, его следует беречь как зеницу ока.

Всегда следует помнить о том, что многие люди, которые видят себя профессионалами (будущими или состоявшимися), набравшись опыта во время работы над вашим проектом, в случае, если он так и остаётся некоммерческим (иными словами - если они не видят перспектив получения длинного рубля хотя бы в обозримом будущем) почти наверняка попробуют найти оплачиваемую работу и с лёгкостью вас покинут в случае успеха.

Другая крайность - это совсем уж новички , которые первый раз открыли Photoshop неделю назад и уже горят желанием участвовать в разработке игр. Несомненно, что среди таких людей попадаются достаточно талантливые художники, моделеры, программисты и т.д. Главное для них - это стремление к самосовершенствованию и постоянному развитию. Как я и говорил в одной из статей этого цикла "Создание игр для начинающих", разработка игр - это постоянное, непрекращающееся обучение и повышение своего уровня. Ваша основная задача на этапе поиска и рассмотрения потенциальных участников команды - разделить тех, кто реально готов работать, от тех, для кого это забава на две недели. Помните : фраза "я вот тут за 5 минут в триДэМаксе наклепал " - это отчётливый сигнал к тому, что человек не настроен на серьёзную работу и толку от него не будет.

Хорошим решением может быть публичное размещение не слишком сложного тестового задания на своём сайте с просьбой выполнить его для тех, кто интересуется вступлением в вашу команду. Таким образом можно отсеять изначально случайных людей, а с теми, кто его выполнит - вести уже более предметный разговор, имея на руках конкретный пример его работы.

Подведём небольшой итог : наиболее ценный человеческий ресурс для вашего проекта - это талантливые люди вне зависимости от того, являются они состоявшимися профессионалами или полностью новичками. Многие из них способны прогрессировать так быстро, что через месяц-два смогут достигнуть весьма неплохого уровня в своих работах.

Где и как искать людей

Теперь о том, где и как искать людей для своего проекта. Очевидно, что самое "рыбное" в этом плане место - тематические форумы о разработке игр, 3D или 2D графике и программировании. Поиски следует начать именно отсюда, велика вероятность, что там вы найдёте нужных людей.

Отдельно стоит заострить внимание на то, каким образом вы подаёте себя и свой проект на сайте/форуме с нужными вам людьми . Небрежное отношения к созданию и оформлению темы-объявления с анонсом проекта и предложением вступить в команду - величайшее зло. "Создаётся MMORPG, проект основан сегодня, нужны все" - такое содержание темы не сможет привлечь даже самых отчаянных людей, умирающих от скуки.

Потратьте хоть двадцать часов на оформление темы, но сделайте её презентабельной и привлекательной. Ваша тема - это ваша визитка, по которой будут судить о вас и вашем проекте, и чем лучше она оформлена - тем лучше будет впечатление от её прочтения. Лично я небрежно оформленные темы даже не читаю - человеку, который не может оформить текст, заниматься играми слишком рано. Изучите форум, в котором собираетесь разместить свою тему - найдите удачные примеры хорошего оформления и используйте их.

Второй решающий фактор, который будет влиять на результативность ваших происков - это то, что вы можете показать людям, то, чем вы их можете заинтересовать. Если вам нечего показать - создавать тему слишком рано. Имейте ввиду, что каждый день на форуме появляется множество похожих тем, игровые проекты плодятся как кролики и у специалистов, которые в принципе не против примкнуть к кому-нибудь, попросту нет ни малейшего желания ввязываться в очередную авантюру и терять своё время там, где нет перспектив успеха и хоть какого-то результата.

Плоды вашей работы как наиболее заинтересованного лица в проекте - вот что играет важнейшую роль в поиске новых участников команды. Покажите им то, что вы сделали - это могут быть наработки по движку, 3D-модели, рисунки, диздок, сценарий - в общем, всё что угодно, что может показать, что вы действительно работаете над проектом. Простого описания своих планов, игрового мира, фишек игры и прочего-прочего-прочего бесконечного текста ни в коем случае не достаточно . Один скриншот одинокого ящика в игровом движке либо рендер 3D модели эффективнее любых описаний уникальности ваших идей.

Итого - сначала результат вашей личной работы над проектом, затем - тема на форуме. Ни в коем случае не наоборот. В конце концов, где гарантия, что поработав над своей идеей месяц, вы не разочаруетесь в ней и не забросите все дела? А если команда уже набрана и люди потратили своё время?..

Первый материал рубрики - состав команды разработчиков мобильных игр. Мы выясняем, без кого невозможно создать мобильную игру и без кого невозможно донести её до пользователей, а эксперты из компаний Game-Insight, On 5 Games и Piston Games рассказывают о своих командах.

Наведите на картинку для дополнительной информации

Программист(ы)

Человек или несколько человек, которые будут писать программный код игры, собственно «создавать» её.

Гейм-дизайнер

Разрабатывает правила, стиль и дизайн игры, разрабатывает игровую механику. Некоторые считают, что его роль можно приравнять к роли режиссёра в кино.

Художник

Занимается созданием
персонажей, текстур.

Максим Донских

Вице-президент по издательству:
Game Insight

«Сколько человек нужно для разработки мобильной игры? Сначала надо разобраться, что это за игра. Если мы говорим о простенькой (или даже не очень простенькой) аркаде, каких тысячи в магазинах мобильных приложений, то иногда достаточно буквально пары целеустремлённых человек: программиста и художника (один из них обычно занимается ещё и гейм-дизайном). Такая команда даже в свободное от основной работы время за несколько месяцев может создать игру, которая при удачном стечении обстоятельств будет замечена и заработает несколько десятков тысяч долларов. Или сотню тысяч, если сильно повезет.

Но если мы говорим о серьёзном проекте, который может стать основой для долгосрочного бизнеса - то есть будет зарабатывать деньги длительное время, то тут ситуация иная. Нужно несколько программистов (клиентских и серверных), гейм-дизайнер(ы), несколько художников. Оптимальная проектная команда состоит из 7–10 человек. И после выхода игры (если мы говорим об игре, распространяемой по модели free-to-play) её чаще всего необходимо расширять, регулярно выпускать обновления».

Композитор

Создаёт то, что касается звука в зависимости от концепции игры. Композитор пишет музыку сам, инженер по звуковым эффектам занимается подбором нужных композиций, актёры озвучивают героев игры.

Тестировщик

Человек, который играет в готовую игру, находит там ошибки и недоработки.

Продюсер

В зависимости от проекта может заниматься множеством повседневных проблем - от координирования общения между участниками проекта до контактов с заказчиком.

Илья Кайнов

Гейм-дизайнер On5 Games

«Для создания мобильной игры мне потребовались бы следующие профессионалы: продюсер, гейм-дизайнер, программист, художник-дизайнер, музыкант, тестировщик. Количество людей имеет второстепенное значение, по моему опыту, многие функции может выполнять один человек. Главное, чтобы было общее желание делать оригинальную и качественную игру».

Этот пост для тех, кто мечтает сделать свою игру, но не знает с чего начать. Я предполагаю, что этот человек уже прочитал как минимум пяток книг по геймдизайну и у него уже есть определенный опыт работы в индустрии. Если одно из этих условий не выполнено, этот пост не для вас и читать его не надо. Как не надо и начинать делать свою игру мечты. У меня было несколько стартапов, с переменным успехом. Первый раз я попробовал сделать свою игру, если не путаю, где-то в 1999-2000 году. В то время существовала компания Fireglow , сделавшая известнейший тайтл «Противостояние» (в английском варианте «Sudden Strike»). Наверняка вы помните эту стратегию; это была первая русская игра, которая попала на первые строчки мировых чартов. К сожалению, я был еще слишком юн и в разработке тайтла не принимал участия. Но я дружил с некоторыми ребятами, которые его делали (мы подружились на почве общих, компьютерных, интересов, будучи еще совсем подростками).

Однажды ко мне пришел в гости один из них, прекрасный программист Виктор Баргачев. Между делом зашел разговор о том, как идут дела в их команде, когда ждать следующую игру. И оказалось, что дела идут никак, идей нет. И Витя, зная, что я тогда учился на режиссуре, предложил мне написать сценарий (слов геймдизайн мы еще не знали). Вдруг да что получится. Я привлек товарища, мы написали страниц триста разных вариантов и сценариев; ключевой программист команды Fireglow и менеджер (технический директор, вроде как) ушли из Fireglow и мы начали работать, впятером, над новой, суперсложной РПГ. Через полгода начинание умерло из-за высокой сложности задумки, недостатка опыта всех членов команды, неправильного менеджмента и других детских болезней стартапов. Тем не менее, начало моей карьеры геймдиза было положено именно тогда. Потом были еще игры, и тоже самостоятельные. Некоторые были завершены с переменным успехом, одна довольно удачно. Но во всех случаях я использовал один и тот же подход к формированию команды, готовой работать в свободное время, за идею и исключительно на энтузиазме. Этот подход работает; может быть это какой-то особый секрет, может быть нет. Возможно, мне повезло найти лайфхак, благодаря которому я могу теперь создавать команды, вместе с которыми могу реализовывать идеи (и свои, и команды). Ниже я поделюсь способом, который так хорошо для меня работает (но не факт, что так же хорошо будет работать и для вас). Я сознательно опускаю тут объем задуманного проекта. Это может быть ММО с динамическим изменением игрового мира и грабежом корованов, или простенький паззл. Во втором случае ваши шансы сильно возрастают, но это предмет для другой статьи; здесь я только порекомендую не делать ничего сложного в качестве первого проекта с новой командой. Оптимальная команда для старта — три человека: геймдизайнер, программист и художник. Все остальное (звуки, музыка и т.п.) легко находится позже. И тут возникает вопрос: где найти этих двух человек (при условии, что вы — геймдиз)? Далее — поэтапный план действий.


Шаг 1: организация рабочего пространства

Что это такое? Это вики и планировщик задач. Для вики я использую Atlassian Confluence, трекер — в зависимости от сложности проекта. Наверное, привыкать лучше сразу к хорошему, поэтому рекомендую Atlassian Jira. И то, и то суммарно обойдется в $20 / месяц. Далее, если нужен контроль версий и единое хранилище, то SVN или GIT ; Bitbucket для гита — бесплатный до какого-то вполне приемлемого количества пользователей. Если есть собственный хостинг и знание, как поднять СВН — то он точно не помешает. Для работы с Unity3D рекомендую Asset Server, но последние версии Unity умеют работать и с СВНом/перфорсом, так что тут что больше нравится. Дешевый хостинг (бесплатный на год) берем на Amazon AWS (micro instance) — полный рутовский доступ, любая операционная система. Требует знания азов админки; для меня было прекрасным способом получить базовый скилл в linux’е. Теперь я знаю несколько линуксовых команд, могу поднять вордпресс из консоли, поставить PostgreSQL и Trac, а также все напрочь безвозвратно запороть, поэтому бекапить систему настоятельно рекомендую. Если таких скилов нет, то Atlassian Confluence On Demand — ваш выбор. Все уже установлено, настроено и вам остается только начать работать над диздоком. Здесь многие спросят: «зачем это надо, ведь и в ворде прекрасно можно работать!», и будут не правы. Вики позволяет делать перекрестные ссылки, жизненно необходимые для создания полноценной документации; позволяет работать над документацией совместно, обеспечивает доступ к последним изменениям в любой момент и так далее. После работы в конфлюенсе в ворд возвращаться не захочется.

Шаг 2: написание диздока и необходимых материалов

Обязательный шаг, если вы хотите найти вменяемую команду, с которой будете долго и продуктивно работать. Или если вы не хотите найти людей, щедрых на обещания, но исчезающих, как только доходит дело до работы. Это случается даже с оплачиваемыми сотрудниками, что же говорить о тех, кто будет работать с вами на энтузиазме? В общем, если вы хотите найти настоящих бойцов-соратников, то напишите нормальный диздок. Конечно, полный вы не сможете написать; по мере работы вы будете его дорабатывать и это нормально и правильно. Но отправная точка должна быть. Даже не точка, а мощная платформа, которая выдержит все возникающие у будущих членов команды вопросы, предложения и критику. Как писать диздок, я рассказывал . Кроме того, нужны литературные описания, питч. Это должна быть эссенция вашего диздока и видения, в котором выверена каждая буква, в котором каждое слово стреляет, поражая воображение ваших будущих соратников. Этот документ должен запасть им в сердце, душу и мозг, воспламенить их — и только тогда они будут с вами преодолевать все последующие трудности и сложности (которые гарантированно возникнут). Питч должен занимать не более двух страниц, четко и лаконично описывать игру, какой она будет, и ее USP (уникальные особенности). Прочитав питч, люди должны почувствовать, что это — игра. Они должны видеть, как она будет работать, ощущать ее так, словно они в нее уже играли. В общем, питч будущей игры — это ваш шанс собрать сильную команду. Нет питча — нет сильной команды.

Шаг 3: поиск команды, привлечение соратников

Многие начинают создание своего проекта с этого шага. Находят пару человек, собираются и затем возникает вопрос: «Ну что, какую игру делать будем?». В случае сработанных команд, которые закончили предыдущую игру, это здорово. Но не в случае, если вы собираете новую команду. Плохо и то, если вдруг вместо предоставления материалов для ознакомления, вы начинаете рассказывать о том, какая это будет отличная игра. Этот этап тоже будет нужен, но потом, Ваша задача — найти команду на то видение, которое у вас есть; это должны быть люди, которые разделяют ваше видение и будут ему следовать, помогая и участвуя, без попыток изменить игру под свое видение, которое с вашим может расходиться. Поэтому шаг 2 полезен еще и тем, что отфильтрует не подходящих вам людей до того, как вы начнете работать. Итак, у вас есть дздок и питч. Вы точно знаете, какую хотите сделать игру. Я всегда начинал (и начинаю, и буду начинать впредь) с поиска художника, который может хорошо рисовать концепт-арты. Он сможет превратить ваши слова в картинки, и это сильно облегчит поиск программиста (и других членов команды, если это понадобится). Факт: под красивые картинки найти других членов команды в разы легче, чем без них. Именно поэтому я считаю, что начинать надо с художника . Ищем художника . Следующий вопрос: где и как его искать? Есть gamedev.ru, где найти кого-то стоящего по-моему почти невозможно (конечно, чудеса случаются, но это должно сильно повезти). ДТФ тем более. Я не трачу время на форумы и объявления. Для своего последнего проекта я обошел порядка двадцати тематических ресурсов (где выкладывают свои работы художники стиля, в котором будет игра); нашел несколько самых интересных и написал (где-то по е-мейлу, где-то по скайпу). Мне дико повезло (или нам повезло, и мы таким образом встретились): идея игры зажгла первого, самого сильного художника, и мы начали работать. Концепты получаются сногсшибательными — ни на одном проекте вообще я еще не работал с таким талантливым концеп-артистом (ни на финансируемых, ни на стартапах). Поэтому — не надо бояться высокого уровня человека. Вполне возможно, что ваша идея является именно тем, что он сам уже давно ищет. Кроме того, на текущем энтузиастском проекте остался и художник-моделер с предыдущих стартапов, найденный точно таким же образом, но несколько лет назад.

После того, как у вас уже есть готовые концепт-арты и дизайн-документ (который гарантированно дополнится и детализируется во время работы над концептами), и будет питч, вы будете готовы к привлечению программиста . Но теперь вам будет гораздо проще: во-первых, вас уже двое; во-вторых, у вас будет не только текст, но и визуальный ряд. Под картинки, как я говорил выше, привлекать проще, особенно технических людей, которым сложно визуализировать подобные вещи. Концепты помогут вам не только рассказать, что и как надо сделать, но и как оно должно выглядеть. Заражать идеей, имея на вооружении картинки, легко. Если же программист узнает, что у вас есть и вики, и СВН, и трекер, и вы вообще хорошо подготовились, то в его глазах вам цены не будет. И это действительно большая редкость просто потому, что до этого момента выживает один и ста (утрирую) геймдизайнер-ваннабисов. Доведя разработку до этого уровня, вы, помимо прочего, показываете и серьезность своих намерений, что тоже очень ценно.

Шаг 4: прототип

Шаг опционален потому, что если вы прислушались к моему совету в самом начале, на создание простой игры вам деньги не нужны. Вы сделаете ее сами, причем мой опыт показывает, что сделаете вы ее примерно за то же время, что и при обычной (оплачиваемой) разработки. Но если вы делаете среднюю или большую игру, вам понадобятся деньги на расширение команды, далее на маркетинг и т.д., а значит, и прототип. Раньше, когда в 2001 году я приезжал в Москву за деньгами, встречался с замечательным человеком Сергеем Герасевым и Юрой Мирошниковым, прося $300к на разработку, меня вежливо отправляли обратно. Кстати, если вдруг Сергей или Юра будете читать эту статью, то выражаю благодарность за то, что не смеялись и были такими терпеливыми. Так вот, меня отправляли обратно, в дождливый и сонный Питер, с сакральными словами: «приезжай с демо-версией». Тогда я не понимал, зачем она им нужна, ведь я так хорошо все рассказал и описал! Но демка/прототип нужен не потому, что они дураки и не понимают, какой будет игра. Прототип нужен для того, чтобы понять, может эта команда что-нибудь вообще делать или нет, стоит с ней связываться или все закончится на словах. Отсутствие прототипа не гарантирует, что команда ничего не сделает; наличие прототипа не гарантирует, что команда сделает игру. Но это существенное снижение рисков. Это — демонстрация серьезности и ответственности команды и того, что с ней можно работать. И, самое главное: прототип нужен не тому, кто будет вам давать деньги. Прототип нужен вам самим.

Шаг 5: привлечение инвестиций — классический вариант

Да, я написал это капслоком, еще и жирным, еще и подчеркнул. Деньги на игру найти очень просто, причем источники могут быть разными, но во всех случаях вам нужна демо-версия или прототип. Для себя я вывел правило: нет прототипа — нет работы с инвесторами. Мне регулярно предлагают деньги, в разных размерах и с разным количеством нулей. Но я каждый раз отказываю по той причине, что сейчас веду другой проект и есть определенные обязательства, которые я выполню. Но если бы я не имел таких обязательств, то я бы все равно отказал по двум оставшимся: а) еще нет играбельного прототипа и б) есть краудфандинг. Я считаю, что начинать разработку без рабочего прототипа — это очень большие риски, в случае срабатывания которых вы потеряете чужие деньги и кучу своего времени; без рабочего прототипа условия, на которых вы можете договориться, скорее всего будут сильно хуже, вплоть до кабальных (практикуется в нашей стране очень хорошо). Имея прототип, вы можете торговаться или даже выбирать с кем работать. Например, после презентации прототипа одной из игр в 2009 году в Доме Предпринимателя, ко мне обратились два разных инвестора и я выбрал того, который показался мне более подходящим (ошибся, кстати). Финализируя: делайте прототип.

В общем, что касается классического подхода: делаете демо, берете пакет документов (концепты, питч) и получаете деньги, отдавая большой % компании. Взамен получаете деньги, если профильный инвестор — профессиональное продюссирование, хорошие фидбеки и контроль качества, стимулы в виде пинков и нагоняев, маркетинг и все прочее (если доживете до релиза). Для многих это стоит того огромного процента, который у вас возьмут.

Шаг 5: привлечение инвестиций — альтернативый вариант

Да, краудфандинг . Я там был, собрал $30k на проект, который теоретически не должен был собрать и $10k (об этом я писал на хабре, в этом пост-мортеме). Если делать все правильно изначально, то собрать $50k не проблема. Есть сложности с выходом на Кикстартер , но есть и ИндиГоГо , есть и наши площадки (planeta.ru , boomstarter.ru , где пока что рекорд на игру — 500 тыс. рублей, против десяти миллионов $ в США). Но даже если вы приступите к шагу 1 немедленно, выйти на площадку вы сможете не ранее, чем через годик — к этому времени и на нашем рынке станет получше, и может быть на Кикстартер выйти проще будет. Чем хорош краудфандинг для разработчиков игр? Тем, что отсутствуют кабальные условия. Собрали — и вперед. Есть и минусы, заключающиеся в необходимости наработки других материалов (для кампании) и того, что вы будете сами по себе, никто не даст вам умных (или не очень) советов и вы не будете работать с профессиональными продюсерами первое время. О том, какие нужны будут материалы, и как вообще это работает, можно прочитать в нашей группе

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека