Словарь специальных терминов. Термины и определения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 17 г. ИРКУТСКА

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Оформление методических указаний: Методические рекомендации. /Составитель. – Иркутск: ПЛ № 17, 2005, с.

Введение. 4

1. Структура методических указаний. 6

2. Общие требования к оформлению методических указаний. 9

Список литературы.. 13

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для решения задачи обучения, воспитания и развития обучающихся и должны соответствовать:

Действующему стандарту начального профессионального образования и среднего профессионального образования;

Правилам оформления и составления методических указаний;

Современному уровню развития знаний с точки зрения методов исследования, теорий, гипотез, фактов. Готовить обучающихся к самостоятельному использованию научных методов при решении типовых и/или нетиповых задач теории и практики. Содержать методический аппарат, организующий самостоятельную работу обучающихся, развивающий их творческие способности. Материал в методических указаниях должен быть изложен в ясной, доступной и последовательной форме.

Методические указания, имея общую структуру, могут иметь различный вид. Виды методических материалов

Учебник (воспроизводит логику и структуру программы и, соответствует ее требованиям, содержит необходимый материал для освоения всех тем и основных вопросов программы, организует самостоятельную работу обучающихся);

13. Иванов использования документов архива // Делопроизводство. – 2000. - № 1. – с. 22-32.

14. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год: тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 62 с.

15. История России: учеб. пособие для студентов всех специальностей / [и др.] ; отв. ред; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Которой должны придерживаться авторы. Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.

На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.

В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного , который лег в их разработки и перечислите сферы их возможного применения. Внизу второго поместите сведения об авторе или авторах.

Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе. Определите цели и дайте краткое ожидаемых результатов от использования данного документа. Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.

В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, и методы выполнения данного процесса. Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных .

В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, карты, фотографии.

Источники:

  • как не давать рекомендации

Часто бывает, что никак не получается начать какую-нибудь очередную письменную работу – будь то реферат, курсовая или просто докладная записка, отчет о проделанной работе. Однако это внутреннее оцепенение можно одолеть при помощи четко очерченного плана и ясно сформулированных задач и приемов их решения. Совершить такую умственную навигацию и должно любое хорошее , при составлении которого всегда не лишне обозначить следующие этапы для написания работы.

Инструкция

В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей. Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.

Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обчычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение. План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.

Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете. Здесь важно только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.

Методически указания - это те рекомендации, которые преподаватель дает своим подопечным перед тем, как они приступят к выполнению практической работы. Безусловно, данный термин имеет более широкое значение. Методические рекомендации это и критерии, которыми пользуются педагоги при составлении поурочных учебных планов. Учитывая многогранность термина, постараемся отразить некоторые стороны его применения.

Курсовая работа

Разработка методических указаний осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретной специальности. Курсовая работа предполагает научное самостоятельное исследование студента, которое завершает знакомство с конкретной дисциплиной.

Материал может быть посвящен какой-то одной актуальной проблеме. Методические указания по специальности «менеджмент организаций», к примеру, касаются оформления работы, специфики проведения математических вычислений.

Общие правила

Выполнение методических указаний позволяет студенту рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Курсовая работа имеет особое значение при подготовке специалистов высокого класса, ведь при ее написании студент глубоко прорабатывается материал, получает дополнительные сведения по предмету.

Методические указания и задания помогают максимально полно раскрывать выбранную тему, исследовать отдельные вопросы и проблемы, касающиеся экономического анализа, системного подхода к достижению и разработке целей и задач. Особое место в процессе работы студент данной специальности должен уделить вопросам психолого-социального плана, так как без них менеджер не способен принимать эффективные действия и решения.

Перечень тем, а также особенности их написания содержат «Методические указания». Это существенно упрощает задачу студентов, им не нужно самостоятельно придумывать направление деятельности, достаточно изучить перечень, выбрать понравившуюся тему для курсовой работы.

Важные моменты

При анализе теоретического материала студент должен учитывать последние достижения в хозяйственной практике, подбирать для своей работы такой материал, который бы учитывал основные требования к правилам техники безопасности и охраны труда.

Выполняется курсовая работа на базе стандартов, которые содержат методические указания по организации.

У студента есть право на самостоятельную разработку темы, если он заручится поддержкой своего куратора. Сделанный материал сдается на рецензию, затем производится защита курсовой работы у руководителя. При несвоевременной сдаче курсовой работы, студент не поучает допуска к основной экзаменационной сессии.

Цель и задачи

В высшей школе методические указания - это отличное пособие, которое позволяет выполнять качественно и эффективно задачу, поставленную преподавателем.

Цель курсовой деятельности состоит в закреплении студентами практических и теоретических знаний, приобретенных в рамках лекционных занятий. От правильности постановки цели напрямую зависит конечный результат работы:

  • углубление навыков и знаний по выбранной тематике;
  • повышение общего интеллектуального уровня;
  • приобретение навыков и опыта в работе с газетной, управленческой, экономической литературой;
  • развитие творческих навыков;
  • овладение методами научного исследования;
  • подготовка к дипломной работе.

Методические указания Минфина помогают создавать качественные курсовые работы, которые можно будет плавно перевести в диплом.

Подготовка к деятельности

Это важное звено в образовательной цепочке получения полного представления об изучаемой дисциплине будущего бакалавра или специалиста. При выполнении курсового проекта студенту необходимо:

  • доказать актуальность и важность выбранной темы в теории, показать возможность ее внедрения в практику;
  • осуществить обзор литературных источников по проблеме, провести системный обзор выбранного материала;
  • дать детальную экономическую и техническую характеристику объекта работы, отразить управленческий аспект;
  • проанализировать специфику функционирования;
  • провести расчеты предполагаемой экономической эффективности от практического внедрения данной работы;
  • логично и последовательно изложить результаты собственных исследований по тематике;
  • подтвердить свои рассуждения и умозаключения дополнительными пояснительными и иллюстративными материалами.

Для того чтобы успешно решить все эти вопросы, помогут методические указания. Расчет осуществляется студентом с учетом возможных рисков, которые зависят от специфики выбранной темы. Допускается упущение какого-либо элемента «Указаний», но это может негативно отразиться на оценке выполненной курсовой работы либо на качестве ее защиты.

Порядок выполнения работы

Он предполагает некий алгоритм действий, на котором следует остановиться подробнее. Сначала выбирается тема, она согласовывается с руководителем. Далее осуществляется знакомство с проблемами, составляется план работа. На следующем этапе происходит подбор и детальное изучение литературных источников. Далее уточняются все моменты, связанные с планом предстоящей деятельности.

Если работа предполагает эксперименты, то преподаватель дает студенту определенные методические указания по учету их результатов. Затем идет написание самой работы, ее оформление, готовый материал передается руководителю на рецензию. Последним этапом является защита подготовленного проекта.

Последовательность действий

Итак, остановимся подробнее на основных моментах, которые связаны с выполнением курсовой работы. При подборе темы студент руководствуется теми методическими рекомендациями, которые разработаны в данном учебном заведении. Что важно учитывать при подборе тематики курсовой работы? Она должна быть связана со специализацией студента, совпадать с тем опытом, которым он уже успел овладеть на момент начала своей деятельности. Если на данном этапе возникают какие-либо сложности, можно обратиться за помощью и консультацией к руководителю или к преподавателю данной учебной дисциплины.

Планирование

На втором этапе предполагается составление примерного плана будущей работы. Это ответственный и важный элемент деятельности. Именно от него напрямую зависит качество и целостность создаваемого материала. Методические рекомендации, разрабатываемые специалистами кафедр для каждой учебной дисциплины, помогут студенту справиться с возникающими сложностями.

Необходимо помнить о том, что логичный и последовательный план является половиной успеха в работе. В нем важно отразить основные проблемы темы, выделив 3-5 вопросов, которые будут рассматриваться в ходе курсовой работы.

Чтобы упростить задачу, можно выделить несколько подразделов. План, который будет составлен студентом, предоставляется преподавателю для окончательной проработки.

Особенности работы с литературными источниками

Данный этап работы также предполагает применение методических рекомендаций. Существуют определенные требования к оформлению библиографических источников, цитированию их внутри работы. Во многих учебных заведениях преподаватели рекомендуют своим подопечным составлять краткую аннотацию тех литературных источников, которые были выбраны для последующего применения.

В составляемую библиографию необходимо включать только ту литературу, которая была издана в последнем десятилетии. В противном случае курсовая будет считаться устаревшей и неактуальной, она не получит высокой оценки от преподавателя.

Основной этап

Он предполагает непосредственное написание и оформление работы. Подобранный материал группируют, обрабатывают, систематизируют, учитывая те рекомендации, которые разработаны в плане работы. После уточнения структуры, можно переходить к подбору иллюстративного материала. Далее идет работа над черновым материалом, который подвергается качественной литературной обработке, проходит редактирование. На завершающем этапе курсовая работа оформляется обязательно по тем методическим рекомендациям, что указаны в ГОСТ 73281, а также с учетом дополнительных требований, которые разработаны в данном учебном заведении (организации). Готовую работу передают на рецензирование руководителю. Для того чтобы материал был качественно прорецензирован преподавателем, студент должен сдать его не позднее, чем за три дня до указанного срока.

Специфика защиты

В том случае, когда студент не в полной мере выполнил методические указания, это отмечается преподавателем, он возвращает студенту материал на доработку. Только после устранения всех указанных недостатков, автор получает допуск к защите готовой курсовой работы.

Процедура защиты предполагает публичное представление материала. В аудитории присутствует группа студентов. Автор за 5-7 минут кратко информирует собравшихся однокурсников и преподавателя о проделанной им работе, полученных результатах, перспективах практического применения материала.

На защите присутствует заведующий кафедрой, его первый заместитель. Докладчик обосновывает актуальность материала, выделяет объект анализа, задачи, поставленные в курсовой работе, делает выводы.

Рецензенты, которыми выступают преподаватели, выделяют преимущества и недостатки материала, задают студенту дополнительные вопросы. При ответах на вопросы автор материала должен продемонстрировать всем присутствующим свою осведомленность по теме, доказать отличные знания по проделанной работе, проанализированной литературе.

В заключительном слове докладчик отвечает на замечания, сделанные преподавателями, пытается корректными способами доказать правильность своей точки зрения, изложенной в курсовой работе.

Чтобы уроки и внеклассная работа в учебных заведениях проводилась на должном уровне, каждый педагог пользуется специальными пособиями, которые носят название «Методические рекомендации». В самом начале учебных пособий для учителя по какому-либо предмету находится статья, в которой указываются единые требования к учебному процессу, перечисляются основные виды как текущих, так и проверочных работ, обговариваются общие требования по ведению и назначению тетрадей.

Методические рекомендации дают подробную инструкцию по ведению ученических тетрадей, уточняют порядок проверки учителем письменных работ. Тут же указываются выставляемых педагогом, правила внесения записей в классный журнал.

Далее методические рекомендации содержат более конкретный материал, касающийся непосредственно ведения занятий. Опираясь на документ - учебную программу - во вводной статье приводится количество занятий, отведённых на ту или иную тему предмета, даётся примерное планирование темы, расписанное поурочно.

Однако никто и не станет настаивать, что методические рекомендации - это незыблемый авторитарный документ, отступление от статьи которого подобно преступлению. Ведь даже сам процесс преподавания, как и есть процесс творческий, постоянно изменяющийся и развивающийся.

Даже один и тот же урок в разных параллельных классах талантливый педагог не станет проводить одинаково. Он составит индивидуальный для каждого конкретного класса, учитывая его подготовку, уровень способностей учащихся.

В одном коллективе, например, дети умеют прекрасно работать индивидуально, усидчивы и исполнительны. А вот различные викторины и импровизации здесь смущают ребят: они теряются, ухудшается их работоспособность.

Другой класс, напротив, ненавидит рутину и постоянство. В таком коллективе педагогу приходится каждый раз находить новые для того, чтобы увлечь школьников, захватить их внимание, заставить принимать участие в уроке абсолютно всех ребят.

Прекрасный эффект дает такой метод, как назначение учителем одного из учеников. Весело? Да! Интересно? Конечно! И, самое главное, необходимость находить ошибки в ответах и работах других, выставление справедливой оценки знаний товарищей помогает «учителю» впоследствии легко находить ошибки у себя, давать оценку и своим работам, что является далеко не маловажным, как это может показаться на первый взгляд.

Многие методические рекомендации также содержат в себе примеры индивидуальных заданий. И снова следует предупредить начинающего педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальных возможностей.

Недаром говорят, что учитель - это и учёный, и психолог, и артист, и писатель, и даже иногда фокусник. А обучающий процесс - это постоянно текущая вперёд бурная река. Технический прогресс накладывает свой отпечаток на него. И если дети кривят губы при фразе «дома напишете сочинение в тетрадях», может быть, стоит «пойти у них на поводу» и немного видоизменить задание?. «Сегодня вы перешлёте мне по интернету статьи для нашего сайта. Тематика такая - описать самый весёлый случай в вашей жизни. Я выкладываю статьи, пользователи сайта их оценивают, победители отмечаются на главной, а оценки я занесу в журнал».

Конечно, в пособиях для учителя составители, наверное, такого домашнего задания не рекомендуют. Но иногда с учётом психологии учащихся можно внести в рекомендации общепризнанных преподавателей и свои собственные коррективы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека