Конфликт в школе. Виды конфликтов в школе и пути их разрешения

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты.

В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте – такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга.

По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку.

Пример конфликтной ситуации между учениками можно хорошо проследить на примере известного художественного фильма «Чучело». Там главная героиня становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Чтобы девочка не делала, к ней уже крепко прикрепилось обидное прозвище — чучело.

К сожалению, подобные ситуации довольно часто встречаются и в реальной жизни. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе.

Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность.

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников.

Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более, что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой.

Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других.

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока.

Также идут в ход различные насмешки – приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом – список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка.

Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе.

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников.

То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально, тем более, если школьник учится уже в старших классах. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками.

Конфликты ученик – ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник увел девушку либо не дал списать во время контрольной – причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное – несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту.

Конфликт меду учениками – довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт.

В статье раскрываются типичные заблуждения относительно детских конфликтов, характерные признаки опасных ситуаций и эффективные приемы решения проблем, возникших между одноклассниками.

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить». В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение). В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.

В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось. На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.

Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса. Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала. Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

    вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

    в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

    может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

    ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями. Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества». Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

Учителя довольно часто оказываются свидетелями конфликтов между учащимися и, обладая достаточной властью, могут в них вмешиваться.

Но стоит ли вмешиваться буквально в каждый конфликт? Наверное, нет. Школа - своеобразная модель жизни, где, увы, конфликты неизбежны. Поэтому в школе учатся и мирно жить, и конфликтовать с достоинством.

Итак, в некоторые конфликты учитель обязан вмешаться, а от вмешательства в другие ему, наоборот, лучше воздержаться.

В какие именно необходимо вмешиваться, а в какие не стоит? Чётких указаний относительно этого нет, и быть не может. Каждый раз на этот сложный вопрос учитель отвечает по-новому, исходя из своего жизненного опыта.

Однозначно можно утверждать следующее. Если конфликт угрожает здоровью учащихся или препятствует плодотворной учебной работе, то вмешательство необходимо.

(91) Это случилось на уроке литературы в 8 классе. Студентка-практикантка плохо управляла классом, дети занимались своими делами. Вдруг один учащийся стал теребить дневник другого. Завязалась драка. Студентка не смогла её остановить. Учеников разняли силами класса. Один из школьников получил лёгкие телесные повреждения, поэтому с происшедшим впоследствии разбирался участковый милиционер. Впрочем, в конце концов, всё обошлось.

В школе необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению подобных инцидентов, по крайней мере, в условиях урока.

Подобная профилактика в психотерапевтических группах состоит в том, что их участники заранее договариваются о таком правиле: в группе можно вести себя как угодно, но рукоприкладство категорически запрещено. На уроках в школе должно действовать аналогичное правило. Если дети примут правило о запрещении рукоприкладства как своё, а не как навязанное извне, то многих обострений конфликтов на уроке можно будет избежать.

Наконец, конфликт в рассмотренном выше случае возник, в частности, из-за плохой организации деятельности учащихся на уроке. Следовательно, одним их пунктов профилактики конфликтов на уроках будет чёткая организация учебного процесса.

Природа конфликтов между учащимися зависит от их возраста. Если, например, среди подростков нередко бывают драки, то среди старшеклассников и студентов вузов драки, по крайней мере, на занятиях исключены; конфликтность проявляется в психической сфере.

Вот случай скрытого хронического конфликта.

(92) Учащийся 11 класса, отличник, из благополучной семьи, чрезмерно обидчив и высокомерен. Он учится в классе, где учащиеся ценят знания, любят учиться. Учение даётся ему легко, он занимает первые места на олимпиадах. Престиж и авторитет ученика среди одноклассников довольно высок. И всё же, постепенно этот ученик настроил против себя весь класс.

И неудивительно, вот пример иллюстрирующий его отношение к одноклассникам. На перемене, когда в классе было много ребят, он сказал учителю литературы о своих одноклассниках: ”Что вы на них тратите нервы и силы? Эти дураки не знают, и никогда не будут знать литературу, сколько их не учи!”. Его отношения с одноклассниками оказались настолько испорченными, что в последствии он отказался от посещения школьного выпускного вечера.

Печально, что школа опоздала с педагогической коррекцией недостатков характера этого ученика. Жизнь его научит, только бы совсем не сломала.

(93) На занятии по философии муж и жена, оба студенты, сидят на задней парте. Кажется, вместе они образуют маленький уютный мирок, куда едва-едва доходит голос преподавателя. Рядом с этой студенткой, за соседней партой, отделённый лишь узким проходом между партами, сидит другой студент. Он проявляет активность, громко говорит на всю аудиторию, часто выступая при этом невпопад. Поэтому он невольно вторгается в уютный мирок студентов-супругов, и, тем самым, очень раздражает студентку.

Она неоднократно просила его замолчать, но студент не унимался, а лишь отмахивался от неё. Преподавателю чрезмерная активность студента тоже порядком надоела. Конечно, с одной стороны хорошо, что студент работает, думает, а с другой, преподаватель был бы рад, если студент умерил свою активность, так как его высказывания часто не имеют отношения к делу. Поэтому когда студентка в очередной раз попросила своего соседа замолчать, преподаватель неосторожно хихикнул, как бы поощряя такое действие.

Фактически, преподаватель дал разрешение на конфликт, показав, что он на стороне студентки. Разгорелся пустой, молниеносный конфликт на эмоциональном уровне. Через две минуты студентка плакала, а удивлённые, в связи с неожиданным поворотом событий, участники и свидетели конфликта не знали, что и делать.

Ответственность за этот конфликт лежит на преподавателе. Если ему мешал шумный студент, то, нужно было разбираться с ним самому, а не сталкивать слушателей друг с другом. Преподавателя отчасти извиняет то, что его поведение было не вполне осознано.

Случай, когда на занятии одна студентка унизила другую.

(94) Одна из участниц этого конфликта обладает аномалией характера (по-видимому, эпилептоидная акцентуация). Она чрезмерно авторитарна, и в связи с этим способна на грубость. Мышление её ригидно, основано на штампах.

Вот образец её поведения. Начинается занятие. Преподаватель - либерал, в начале занятия дисциплины не требует: студенты люди взрослые, сами постепенно успокоятся и станут слушать. А пока в аудитории очень шумно. И вдруг, наша студентка громко, на всю аудитории закричала: ”Ну-ка, всем замолчать! Какое вы имеете право галдеть!” Да так сердито, что даже преподаватель подчинился её требованию и замолчал. К счастью для всех эта студентка не староста, иначе она была бы несносным тираном.

Об особенностях характера студентки приходится говорить потому, что будь на её месте какой-то другой человек, то, наверное, ничего не случилось бы, тогда и говорить не о чём.

А случилось вот что. На занятии по психологии решалась задача, не имевшая однозначного ответа. По поводу решения были высказаны три различных мнения. Одно из них высказано преподавателем, другое довольно бестолковое мнение, высказано упомянутой выше студенткой, и третье мнение, достаточно обоснованное, было высказано ещё одной студенткой. Каждая сторона, естественно, отстаивала своё мнение. Спор затянулся чуть больше, чем следовало бы.

И вот, под конец спора (трансакции В → В, о трансакциях см.§ 12) упомянутая выше студентка громким голосом и безапелляционным тоном сказала другой: ”Ну, Катя, какая же ты непонятливая! Неужели так трудно понять то, что я тебе объясняю?!” (пересекающаяся трансакция В → Ре, обидная реплика, приглашение к конфликту). Преподаватель-либерал сориентировался не сразу и не защитил обиженную студентку.

После нетактичной реплики деловой спор прекратился сам собой. Явного конфликта не было, но без серьёзных последствий не обошлось.

Обиженная студентка не хотела и не могла быть статистом на занятиях по психологии, ей нравилось проявлять учебную активность. Но, проявляя активность, она не чувствовала себя защищённой от грубости и нетактичности. Единственный для неё выход в данной ситуации, - вообще перестать посещать занятия по психологии. Она так и поступила.

Студентка не выразила явно каких-либо претензий к преподавателю. Скорее всего, она даже не осознала, что преподаватель виноват: он должен был защитить её, но не защитил. Вся ответственность в данном случае лежит на преподавателе.

Отсюда понятно, что на уроке, при малейших признаках конфликта между учащимися, учитель должен незамедлительно принять меры, а именно, осудить виновную сторону, поддержать пострадавшую сторону. (Впрочем, из этого правила бывают исключения, см. случай (32)).

Часто бывает, что невозможно установить, кто прав, а кто виноват. Тогда нужно осудить обе стороны, не разбираясь, потому что лучше слегка осудить невиновного, чем позволить возникнуть конфликту, в котором сильно пострадают многие, в том числе и сам невиновный.

Иногда учащиеся могут сказать по какому-то поводу о своём товарище, совсем не желая оскорбить его, с лёгкой иронией: ”Вася у нас дурачок, он у нас глупенький”. Все улыбаются и Вася тоже. В данной ситуации необходимо, по крайней мере, психологически отстраниться от подобных шуток, не участвовать в подобных играх учащихся. Они-то могут шутить между собой по-всякому, но учителю такие же шутки ученики, как правило, не прощают, - не тот статус.

Наконец, несмотря на внешнее спокойствие, рассматриваемая ситуация является конфликтогенной, так как Васе подобные шутки могут, в конце концов, не понравиться, и он будет конфликтовать всерьёз. Поэтому рекомендуется пресекать любые шутки между учащимися, где ощущается хотя бы малейший намек, оскорбляющий чью-либо личность.

Опыт передовых учителей богат множеством приёмов, которые помогают строить добрые, щадящие отношения между учащимися на уроке.

Вот один из таких приёмов, позволяющий сразу же, в ходе урока, узнать, насколько хорошо усвоен новый материал.

С учениками нужно договориться, чтобы они при ответе на вопрос учителя, всё ли понятно, сигнализировали глазами: глаза открыты, значит ”понятно”, глаза закрыты, значит ”непонятно”. Такие сигналы - только для учителя. Чтобы соседи, сидящие рядом, не видели их, ученики прикрывают глаза ладонями так, чтобы получилось нечто вроде шор. Теперь каждый ученик сможет сообщить учителю о своих затруднениях, не признаваясь в этом публично .

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно .

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном» , то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан» , ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

+79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

11.11.2013
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека