Как разоряются автодилеры. Автодилер «Независимость» банкротится

Группа компаний «Независимость» проводит оптимизацию бизнеса, говорит председатель совета директоров Роман Чайковский, она позволит сконцентрироваться на работе с наиболее успешными марками – Audi, Volkswagen, Volvo, Mazda и проч.

Основные кредиторы – Сбербанк и Газпромбанк, говорит представитель дилера, но размера долга не называет. Человек, знакомый с содержанием переговоров о реструктуризации, рассказывает, что это 5–6 млрд руб., а основной кредитор – Сбербанк. По данным кипрского реестра, общий долг головной кипрской компании автодилера перед Газпромбанком – 1,7 млрд руб.

По словам собеседника «Ведомостей», кредиты могут быть пролонгированы для снижения долговой нагрузки. Рентабельность сейчас 2–2,5%, долговая нагрузка очень высока, продолжает он, нужно увеличить срок выплаты. Выручка дилера в 2016 г. упала на 14,5% до 28,6 млрд руб., согласно данным «Автобизнесревю».

Полгода назад дилер сталкивался с такими же проблемами, говорит человек, близкий к участникам переговоров, и акционеры докапитализировали компанию на $20 млн.

Сейчас, продолжает он, акционеры «Независимости» – А1 и Чайковский – обсуждают докапитализацию, а с банками – пролонгацию кредитов. Пока о долгах не договорились, знает человек, близкий к участникам переговоров: один из вариантов – вхождение кредиторов в капитал автодилера.

Другой собеседник «Ведомостей» подтверждает, что такая возможность рассматривается. Представители Сбербанка и Газпромбанка не ответили на запрос «Ведомостей».

По словам человека, близкого к автодилеру, основная причина трудностей – спад рынка. «Ситуация выправляется, но последствия трехлетнего кризиса чувствуются», – констатировал представитель A1.

Продажи падали с 2013 г., следует из данных Ассоциации европейского бизнеса, рынок сократился в 2 раза, только в марте 2017 г. продажи начали расти: за январь – август рынок прибавил 9,6%.

Что в портфеле

«Независимость» – дилер BMW, Volkswagen, Volvo, Audi, Ford, Mazda, Mitsubishi, Peugeot, Jaguar и Land Rover. Человек, близкий к «Независимости», говорит, что основные марки, генерирующие в компании денежный поток, – это Audi, Volkswagen и Volvo. Это для дилера ключевые бренды с точки зрения заработка, констатировал он.

У «Независимости» в 2016 г. продажи новых автомобилей упали на 27,5% до 9101 шт., по данным «Автобизнесревю», дилер находится на 24-м месте по продажам в штуках и на 14-м – по выручке.

Финансовые трудности сказались на клиентах: «Независимость» остановила торговлю машинами BMW, импортер вывез все неоплаченные машины. Клиенты жаловались на задержки с выдачей машин. BMW не исключает, что расторгнет контракт с «Независимостью». И с другими брендами есть сложности, говорит человек, близкий к дилеру, но некритические.

«Независимость» перестала продавать новые автомобили в дилерских центрах Jaguar и Land Rover, рассказал работник дилерского центра, которому корреспондент «Ведомостей» звонил как клиент.

Представитель Jagu­ar Land Rover подтвердил, что новые машины в «Независимости» больше не продаются, решение о совместной работе будет принято на этой неделе.

Представитель «Независимости» отметил, что дилер максимально сократил продажи марок: «Это было сложное, но осознанное решение, связанное исключительно с экономикой бизнеса».

«Независимость» также закрыла один из салонов Audi, отмечает представитель дилера: это была излишняя инфраструктура, закрытие связано исключительно с процессами внутренней ­оптимизации.

Проблемы с выдачами автомобилей есть и в дилерском центре «Независимость Volvo». Работник салона рассказал корреспонденту «Ведомостей», представившемуся клиентом, что машину можно получить только с задержкой в месяц. Представитель автодилера не объяснил, с чем связаны задержки.

Volvo около месяца назад перешла с «Независимостью» на схему работы по предоплате, но получает жалобы клиентов по поводу задержек в доставке автомобилей, а клиенты Mazda ждут автомобилей дольше, чем в среднем по дилерской сети бренда, сообщили RNS в компаниях. Ранее BMW сообщил, что «Независимость» нарушает сроки передачи клиентам купленных автомобилей и для сохранности автомобилей компания вывозит их с территории дилерского центра.

«Ориентировочно с августа мы работаем с дилером по схеме предоплаты, т.е. отгружаем ему автомобили после получения полной оплаты стоимости автомобиля в адрес «Вольво Карс». Нам известно о жалобах клиентов, касающихся несвоевременной доставки автомобилей компанией «Независимость». Вместе с тем нам также известно, что многие клиенты, обращавшиеся к нам с жалобами, получили свои автомобили с задержкой», — рассказали RNS в пресс-службе «Вольво Карс».

«К сожалению задержки действительно имеют место в отдельных случаях, но руководство компании делает все возможное для недопущения подобных инцидентов в ближайшем будущем», - сообщил RNS представитель «Независимости».

Сейчас у Volvo - один дилерский центр на Ярославском шоссе в Москве. «В июле по решению ГК «Независимость» были закрыты дилерские центры Volvo Car на Ленинградском шоссе в Москве и в Екатеринбурге», - сказали в компании. Сейчас компания ведет переговоры с дилером «по дальнейшим шагам для стабилизации ситуации с доставкой автомобилей клиентам».

Клиенты Mazda ждут автомобилей дольше обычного, но клиенты соглашаются ждать, подписывая договоры с дилером, рассказала RNS коммерческий директор Mazda Mtotr Rus Марина Занаревская. «Средние сроки выдачи автомобилей клиентам после подписания договора у дилера Mazda - компании «Независимость» - больше среднего по дилерской сети Mazda. Однако это изначально отражается в договорах с клиентами, таким образом, дилер корректен в выполнении контрактных обязательств», - сообщила она.

В июле закрылся один из центров «Независимости» на Ленинградском шоссе в Москве, где присутствовали Volvo, Jaguar и Land Rover, а также два центра в Екатеринбурге. Оставшийся центр Jaguar и Land Rover сейчас работает, говорила RNS представитель российского офиса JLR.

Сейчас «Независимость», кроме Jaguar, Land Rover, Volvo, Mazda, BMW, продает автомобили Audi, Volkswagen. Пресс-службы марок не ответили на запрос RNS. Также на сервисном обслуживании у "Независимости" - автомобили Ford, Mitsubishi, Peugeot.

«Руководство группы компаний «Независимость» регулярно встречается с представителями импортеров, в том числе, сегодня была встреча с Volvo. В рамках этой встречи обсуждался план совместной работы с целью нормализации ситуации. Деятельность компании продолжается, мы в постоянной коммуникации со всеми участниками процесса - импортерами, клиентами, партнерами. Мы ежедневно выдаем машины и оказываем услуги по сервисному обслуживанию», - сообщил представитель «Независимости».

Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости

Глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон выступил в парламенте автономии с докладом об итогах референдума, проведенного 1 октября. Он заявил, что каталонцы заслужили независимость и проголосовали за нее, однако с отделением от Испании придется подождать, чтобы провести переговоры с Мадридом. После чего вдруг подписал декларацию о независимости Каталонии, а вместе с ним свои подписи под этим документом поставили 72 из 135 депутатов парламента. Эта цепочка лишенных логической связи событий ввела в заблуждение всех и, в том числе, правительство королевства, которое, собравшись в среду утром на экстренное заседание, первым делом потребовало пояснить объявила Барселона независимость или нет.

Логике вопреки

События минувшего вторника сначала разворачивались довольно драматично, и многое предвещало их непростое развитие. Примерно в 17:45 (18:45 мск) Карлес Пучдемон вышел из здания правительства и направился к Дому парламента, где через четверть часа была анонсирована его историческая речь — предполагалось, что по итогам референдума будет провозглашена независимость Каталонии.

Перед зданием парламента его ожидали десятки тысяч заранее ликующих каталонцев. Само здание и прилегающий к нему парк были окружены мощными силами Mossos d"Esquadra — автономной полиции Каталонии. Кроме того, туда съезжались на тракторах фермеры — они, как и полицейские, собирались помешать штурму парламента и попытке ареста Пучдемона, если на такой шаг пойдут власти страны. Тем временем из аэропорта каталонская полиция была выведена, его наглухо блокировали срочно прибывшие в Барселону верные Мадриду кастильские гвардейцы. Появились сообщения о бронетехнике в районе аэропорта.

Однако в установленное время заседание парламента не началось — телекамеры показывали пустые зал и трибуну. Потом объявили, что выступление премьера откладывается "минимум на час". В СМИ просочились слухи, что Пучдемон ведет переговоры с главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером.

Когда час с лишним спустя Карлес Пучдемон вышел на трибуну, то почти вся его 45-минутная речь наводила на мысль о том, что финалом ее станет именно провозглашение независимости. Премьер рассказывал об итогах референдума, в котором была выражена воля каталонского народа в его стремлении к созданию своей республики, о безуспешных попытках договориться с Мадридом и о том, что он "принимает мандат граждан… для того, чтобы Каталония стала независимым государством".

Однако в самом конце своего выступления Пучдемон неожиданно сменил тон и заговорил о том, что с актом провозглашения независимости все же придется немного подождать, чтобы сделать процесс развода с Испанией законным и цивилизованным, а для этого необходимо время на переговоры с властями страны. На этом, по его словам, настаивают многие авторитетные лидеры международных организаций, включая генсека ООН и руководителей Евросоюза.

Депутаты, до этого момента неоднократно прерывавшие его речь аплодисментами, ошеломленно затихли, и в зале на какое-то время повисла напряженная тишина. Однако когда Пучдемон закончил свое выступление, с трибуны он спускался все же под аплодисменты.

Стихло ликование и в толпе у здания парламента, откуда собравшиеся наблюдали происходившее в зале на большом экране. Вскоре люди стали расходиться, площадь опустела. Но как раз в этот момент и состоялся заключительный акт: Пучдемон, а за ним его заместитель Ориол Жункарес, спикер парламента Карме Форкадель и депутаты от партий "Вместе за да" и "Кандидатура народного единства", поддерживающих отделение от Испании, торжественно поставили подписи под Декларацией о независимости Каталонии.

Намечавшаяся драма обернулась каким-то странным фарсом.

Праздник непослушания

Референдум, на котором 90,18% из 43,03% проголосовавших каталонских избирателей высказались за независимость, Мадрид не признает, обвиняя власти автономии в нарушении законов государства. На переговоры с Барселоной также не идет — председатель правительства Испании Мариано Рахой заявил, что они могут начаться лишь тогда, когда Каталония в своих действиях вернется в рамки закона. Предложение Пучдемона привлечь к переговорному процессу международных посредников Мадридом также было отвергнуто.

Мнение: вопрос о независимости Каталонии останется "законсервированным" Глава Каталонии Карлес Пучдемон призвал парламент приостановить провозглашение независимости. Специалист по международному праву Мария Ярмуш в эфире радио Sputnik предположила, как могут дальше развиваться события.

Проведение референдума сопровождалось беспрецедентно жесткими для современной Европы действиями полиции, которая препятствовала работе избирательных участков. Вся неделя, прошедшая после плебисцита, в Барселоне была заполнена многолюдными акциями как сторонников, так и противников отделения от Испании.

"Безусловно, Пучдемон отступил, потому что многие ждали, что он объявит прямо и открыто о том, что Каталония становится независимой, но он этого не сделал. Видимо, сыграло роль давление на него с разных сторон", — говорит профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Сергей Хенкин.

Отложив акт объявления независимости Каталонии, Карлес Пучдемон де-факто пошел на попятную и отказался дальше поднимать ставки в игре страстей, все жарче разгоравшихся из-за каталонского сепаратизма, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев. Тот факт, что декларация все же была подписана, по сути, ничего не меняет: независимость Каталония в итоге так и не объявила.

"Репутация Европейского союза больше ни у кого сомнений не вызывает. Если бы то, что произошло в Каталонии 1 октября, случилось в любой другой точке мира, то европейские политики захлебывались бы от негодования по поводу несчастного народа, избиваемого полицией. В случае со "своей" Испанией реакция оказалась совершенно иной, и теперь Мадрид, ощущая полную поддержку Брюсселя, не пойдет ни на какие переговоры с Барселоной", — говорит Тимофей Бордачев.

Эту же точку зрения разделяет и другой эксперт — заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер.

"Я не уверен, что с ними будет вести диалог испанское правительство, поскольку референдум — это антиконституционный акт. Это абсолютно безнадежное дело. Мадрид не пойдет на переговоры, пока каталонцы не признают, что референдум был незаконным. Но они этого не признают, естественно", — заявил он РИА Новости.

Безрадостный тупик

Пучдемон оказался в тисках: с одной стороны, на него давят Мадрид и Евросоюз, с другой — те миллионы каталонцев, заручившись поддержкой которых на референдуме и на площадях, он и пошел в поход за независимость. Но испанские власти оказали давление на автономию не только силами полиции — Мадрид успел предпринять экстренные меры по сворачиванию в автономии деятельности ряда испанских банков и компаний.

"Именно этот нажим на бизнес, особенно в финансовой сфере, и сыграл решающую роль — Рахой сумел напугать деловые круги Каталонии настолько, что они стали осторожнее поддерживать сепаратистов, а то и вовсе прекратили их поддержку", — говорит Тимофей Бордачев.

По его мнению, в целом ситуация не сулит ничего хорошего и напоминает тупиковую, поскольку сама проблема каталонского сепаратизма никуда не делась, а "топорную", по его словам, позицию Мадрида, отказывающегося вступать в переговоры с Барселоной, всецело поддерживает Брюссель. Конфликт остается в подвешенном состоянии.

"Правительство Каталонии, подписав декларацию независимости, приостановило ее действие. Это дает право сесть за стол переговоров с центральным правительством, соблюдая законы Испании, и каким-то образом разрешить кризис в отношениях. Но не думаю, что в результате Каталония выйдет из состава Испании, и Евросоюз это поддержит — это будет происходить с нарушением испанского и европейского законодательств. Скорее всего, вопрос так и останется в законсервированном состоянии. Будут переговоры, уступки, больше независимости Каталонии, но все-таки она, скорее всего, останется в границах Испании", — сказала в эфире радио Sputnik адвокат, специалист по международному праву Мария Ярмуш.

Остается лишь ждать следующей волны подъема сепаратизма в Каталонии, которая наверняка будет мощнее и яростнее всех предыдущих, полагает Тимофей Бордачев.

Пойдет ли Мадрид в атаку?

Бордачев сомневается, что испанское правительство пойдет на такие решительные меры, как, например, отстранение от исполнения обязанностей властей Каталонии и введения там прямого правления, что в случаях нарушения конституции страны предусмотрено статьей 155 Основного закона.

"Сейчас это уже не имеет смысла. Если бы Пучдемон не сдал назад, а провозгласил независимость Каталонии, то тогда его могли немедленно арестовать и вводить прямое правление. Но он поступил иначе", — говорит эксперт.

Тем не менее, выступая на экстренном заседании правительства Испании, Мариано Рахой заявил, что оно начинает задействовать статью конституции, приостанавливающую самоуправление Каталонии. Впрочем, сначала правительство хочет выяснить, что же все-таки произошло накануне — объявила Барселона независимость или еще нет. Юристам предстоит поломать голову, отвечая на вопрос: можно ли считать подписание декларации антиконституционным актом, достаточным для более решительных шагов.

Тем временем в Евросоюзе заявляют, что если провозглашенная в декларации Каталонская республика действительно выйдет из состава Испании, то окажется и вне ЕС. Еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московиси заявил ранее, что ЕC признает только Испанию в качестве члена этого регионального сообщества, и если Каталония станет независимой, то не получит членства в союзе. Точно такие же разъяснения в свое время прозвучали и в отношении Шотландии — в случае ее выхода из состава Великобритании.

Москва. 6 октября. сайт - Российское представительство шведского автопроизводителя Volvo ООО "Вольво Карс" приняло решение о прекращении сотрудничества с ГК "Независимость", говорится в сообщении Volvo.

"В настоящее время дилерский центр "Независимость" (ООО "АА Независимость Премьер Авто") не имеет возможности размещать заказы на автомобили и запасные части Volvo", - отмечают в компании.

При этом для сервисного обслуживания, а также по вопросам приобретения автомобилей Volvo в компании рекомендуют обращаться "к другим официальным дилерам Volvo Cars".

Сообщения о банкротстве "Независимости"

Ранее Газпромбанк (ГПБ) уведомил о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве ряда компаний группы "Независимость", разместив 11 уведомлений "в связи с наличием признаков банкротства". Уведомления касаются компаний группы "Независимость" в Москве, Екатеринбурге и Уфе.

В самой "Независимости" "Интерфаксу" тогда заявили, что находятся в процессе переговоров с банком. "Скорее всего, это обычная техническая процедура банка, когда он выпускает "уведомление о намерении" обратиться в суд с заявлением о банкротстве по конкретному кредитному договору. Это не означает непосредственной подачи заявления и начала процедуры банкротства", - сказал представитель дилера, не предоставив других комментариев.

При этом в июне 2015 г. сообщалось, что ГК "Независимость" реструктурировала задолженность перед Газпромбанком на 2,6 млрд руб. По данным "Коммерсанта", кредит "Независимости" в ГБП тогда был продлен как минимум до 2019 г.

Вместе с тем, по словам источников "Интерфакса" в автодилерской отрасли, компания испытывает проблемы с финансированием, уже закрылся ряд дилерских центров, в том числе Land Rover, Volvo и Volkswagen в Москве, а также центры в Уфе и Екатеринбурге. "По другим центрам этих брендов решения либо уже приняты, либо находятся в стадии принятия", - сказал собеседник агентства, добавив, что дилерские предприятия будут закрыты в октябре. В самой "Независимости" это не подтверждали.

"Акционеры компании приняли решение сосредоточить продажи Audi в двух автоцентрах в Москве. В данный момент мы завершаем второй этап оптимизации. Это связано в первую очередь с тем, что ГК "Независимость" концентрирует свои усилия на увеличении прибыльности бизнеса", - отмечал представитель компании, добавив, что "необходимость смены локаций связана также со спецификой автомобильного рынка".

"В сложных для дилеров экономических условиях мы предпочитаем отказаться от невыгодных локаций в пользу новых, потенциально более комфортных для ведения бизнеса мест", - указал он, отметив также, что компания "формирует дилерские центры кластерного типа, где будет представлено по несколько брендов автомобилей". "Согласно новой стратегии группы, некоторые бренды будут представлены только в российских регионах", - сказал он, не приведя других подробностей.

В то же время еще один источник "Интерфакса" говорил, что акционер "Независимости" - инвестиционная компания А1 - отказалась финансировать автодилера и не будет препятствовать банкротству компании, если кто-то из контрагентов инициирует этот процесс. "Среди возможных вариантов развития событий есть продажа компании, однако, скорее всего, это будет делаться по частям - претендентов на весь бизнес целиком нет", - сказал собеседник "Интерфакса".

В свою очередь представитель А1 отмечал, что "ситуация в отрасли хоть и выправляется, но последствия трехлетнего кризиса еще чувствуются". "Ведется работа по реструктуризации текущей задолженности ГК "Независимость". Автодилер работает в партнерстве с банками-кредиторами для реализации оперативных и стратегических инициатив, направленных на стабилизацию финансового положения группы. Компании группы имеют позитивный опыт преодоления подобных ситуаций", - сказал он.

При этом сумму реструктурируемой задолженности, а также названия банков в компании не называют.

Согласно информации о залогах в системе " ", среди банков-кредиторов юрлиц, владельцем которых является кипрская Independence Holdings Limited, есть Альфа-банк, Промсвязьбанк, банк "Международный финансовый клуб".

В феврале 2017 г. сообщалось, что акционеры ГК "Независимость" приняли решение о дополнительном финансировании компании и назначении нового генерального директора. "Данное решение позволит обеспечить необходимый запас ликвидности для реализации планов дальнейшего развития и повышения качества обслуживания клиентов", - говорилось в сообщении дилера. Объем дополнительных инвестиций при этом не раскрывался.

Кроме этого, с 1 февраля 2017 г. поменялся гендиректор компании - Елену Журавлеву сменил Никита Щеголь, на протяжении четырех лет возглавлявший сеть кинотеатров "Формула кино". "Приоритетными задачами для нового гендиректора ГК "Независимость" станут повышение операционной эффективности, улучшение рыночных позиций, а также вывод клиентского обслуживания на новый уровень", - заявил тогда председатель совета "Независимости" Роман Чайковский.

ГК "Независимость" основана в 1992 г. Дилерский портфель компании включал марки Audi, Volkswagen, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Mazda, Peugeot, Mitsubishi, Kia. Дилерская сеть объединяла 17 автосалонов в Москве, три в Екатеринбурге и два - в Уфе. Основными акционерами являются А1 (владеет 49,95% компании), остальное - у основателя группы Романа Чайковского.

«Независимость» была основана в 1992 г. Романом Чайковским, а в 2008 г. ее акционером стало инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров А1 (49,95%). На тот момент группа, по данным «Автобизнесревю», входила в десятку крупнейших дилерских холдингов России. А1 – «не стратегический инвестор» и из бизнеса уйдет, когда сможет продать долю в «Независимости» по справедливой стоимости, рассказывал ранее в интервью «Ведомостям» теперь уже бывший президент А1 Михаил Хабаров. Но этот момент так и не наступил.

Поставщик подвел

Бывает, что проблемы у дилера начинаются из-за автопроизводителей. Так случилось с «Дженсером». В марте 2015 г. General Motors (GM) объявила о фактическом уходе из России и прекращении продаж в стране с начала 2016 г. автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet.
У «Дженсера» же пятая часть продаж приходилась именно на машины GM. С уходом GM пришлось закрыть пять дилерских центров и перепрофилировать их. На это требовались деньги. Долг «Дженсера» перед кредиторами – около 12 млрд руб., рассказывали два человека, осведомленных о состоянии дел в компании, и подтверждал источник в одном из банков-кредиторов.
В сентябре 2017 г. Сбербанк сообщил о реструктуризации долгов «Дженсера». Суть ее в том, что пеня и штраф снизились или списались, а сумма задолженности разбилась на части и выплачивается по графику, составленному банком. В сделке участвовали ВТБ, Связь-банк, банк «Союз», Московский кредитный банк, банк «Российский капитал». Это подтвердил директор по развитию «Дженсера» Андрей Блохин.
При этом Сбербанк по итогам реструктуризации получил долю в компании в качестве залога до исполнения обязательств по кредиту, указывают четыре собеседника «Ведомостей». Это около 10%, уточняли двое из них. Представители «Дженсера» и Сбербанка не комментировали эту информацию.

А1 была финансовым инвестором «Независимости» и не занималась ее операционной деятельностью, говорит ее представитель. В конце прошлого года менеджмент дилера сообщил о сложной финансовой ситуации и запросил поддержку, которая была предоставлена, добавил он. Акционеры участвовали в докапитализации ГК «Независимость» на сумму 1 млрд руб. Помимо этого весной 2017 г. была проведена смена менеджмента с целью реструктуризации долговой нагрузки компании и оптимизации финансовой деятельности. «К сожалению, как мы видим, нормализация ситуации не произошла», – сетует представитель А1.

Сама «Независимость» объясняет крах неверной стратегией развития бизнеса. Кризис 2008 г. она прошла успешно, сделав ставку на премиальный сегмент, вспоминает представитель компании: тогда рынок быстро восстановился. В 2014 г. «Независимость» выбрала аналогичную стратегию, рассчитывая на быстрое восстановление рынка. Но кризис оказался совершенно другим, признает он: упали и продажи, и рентабельность новых автомобилей. Зато высокая долговая нагрузка, переходящая из прошлых периодов активного роста и наращивания инфраструктуры, никуда не делась. Это привело к тому, что за несколько лет был накоплен серьезный убыток, говорит представитель А1. А постоянное давление со стороны производителей по выполнению плана продаж привело к тому, что новые автомобили продавались чуть ли не по себестоимости. Согласно данным «Автобизнесревю», с 2012 г. выручка компании упала в 2 раза, а продажи автомобилей – в 4,6 раза.

Еще до кризиса 2014 г. «Независимостью» управляли неэффективно, возражает бывший сотрудник компании: менеджмент сидел на многомиллионных годовых зарплатах, у каждого было по несколько заместителей, многие с личными водителями. В компании было очень много необоснованных трат.

Не добавила стабильности и большая доля дилерских центров в регионах, считает близкий к компании человек. По данным «Автобизнесревю», в 2015 г. из 24 дилерских центров «Независимости» восемь было расположено в регионах. А в 2017 г. – шесть из оставшихся 13. К тому же многие здания под дилерские центры «Независимости» арендовались, а после кризиса компания не занималась пересмотром арендных ставок и перезаключением договоров, продолжает собеседник «Ведомостей». Например, дилерский центр на Белой Даче занимал около 7000 кв. м. Такие гигантские площади можно было позволить себе разве что на растущем рынке, аренда могла обходиться в $2 млн в год, а это большие деньги. «Из 10 дилерских центров в аренде было четыре, аренда осуществлялась на коммерческих условиях и регулярно пересматривалась», – возражает представитель «Независимости».

Продажи упали, а кредиты остались

Проблема дилеров в том, что сначала люди перестали покупать машины за свои, потом перестали покупать их в кредит, а потом перестали ремонтироваться в официальных центрах и ушли в гаражи, говорит сотрудник банка – кредитора «Независимости».

За минувшее десятилетие дилеры пережили два кризиса. Сначала продажи рухнули после 2008 г. Но уже спустя три года падение было отыграно, а в 2012 г. в России было продано рекордное количество автомобилей.

А затем четыре года подряд продажи падали, а рынок новых легковых и легких коммерческих машин сократился вдвое – по данным Ассоциации европейского бизнеса, с почти 3 млн шт. в 2012 г. до 1,43 млн в 2016 г.

Банкротства дилеров в таких условиях неизбежны. Но темпы сокращения дилерских сетей не соответствовали масштабу падения продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», с 2012 по 2016 г. количество дилерских центров сократилось на 16% – с 4068 до 3413.

Регионы страдают сильнее

В апреле 2017 г. Сбербанк планировал также провести еще одну сделку – с компанией «Модус». Это один из крупных региональных дилеров, владеющий 43 дилерскими центрами в девяти городах на юге России. Компания успешно прошла кризис 2008 г. и активно развивалась, рассказывает президент и основной владелец «Модуса» Алексей Лещенко. Под развитие были привлечены значительные займы, но произошел обвал спроса, вспоминает Лещенко: банки-кредиторы стали требовать погашения долгов. Называть задолженность «Модуса» он отказался. Также повлияла региональная специфика: здесь клиенты предпочитают покупать дешевые автомобили, которые не окупают всех затрат дилера.
Весной структура Сбербанка – ООО «СБК Геофизика» – подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о покупке 51% акций автохолдинга. Это было одним из вариантов реструктуризации долга компании и получения дополнительного финансирования. Однако передача контроля кредитной организации не устроила ряд автопроизводителей, с которыми у «Модуса» есть соглашения, говорит Лещенко: импортеры видят риски даже во временной смене собственника. Сейчас компания согласовывает другие варианты реструктуризации. «Модус» уже реструктурировал кредит в Промсвязьбанке и получил дополнительное финансирование, уточняет Лещенко. Пресс-служба Промсвязьбанка это не прокомментировала.

Автодилерский бизнес – традиционно высокозакредитованная отрасль, объясняют два топ-менеджера дилерских компаний: успешно и быстро развивать бизнес получается только за счет привлеченных средств. Дилеры привлекают кредиты на развитие дилерской сети, строительство центров, к которым у производителей могут быть особые требования, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Традиционно рентабельность дилерского бизнеса и так невысокая, указывает Беспалов: в хорошие годы составляет примерно 3–6%. «На новых автомобилях дилеры практически ничего не зарабатывают: основные доходы – от сервиса и продажи запчастей», – замечает Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата». Попытки же диверсифицировать выручку к особым успехам не привели. Продажи новых автомобилей по-прежнему приносят львиную долю доходов дилерам. Надежды получать сопоставимые деньги от сервиса и торговли подержанными автомобилями не оправдались.

Не все зависит от дилера

Автодилерский бизнес отличается от остального тем, что это не бизнес на двоих – продавца и клиента. Здесь всегда есть третья сторона – автопроизводитель – импортер машин, говорит президент крупного дилера. Он вправе диктовать условия работы, регулировать отгрузки автомобилей, заставлять переделывать дизайн автосалонов на более дорогостоящие. В противном случае штрафы, лишение бонусов, работа только по предоплате вместо передачи автомобилей в рассрочку и даже разрыв контрактов.

Импортер также может и заблокировать сделку между банком-кредитором и автодилером, признает собеседник «Ведомостей». «Любая сделка автодилера, которая предусматривает изменение структуры акционеров, должна быть полностью согласована со всеми производителями, с которыми есть контракт», – подтверждает топ-менеджер другого дилера. Например, Nissan может расторгнуть соглашение, «если произойдет смена юридических и/или физических лиц, владеющих напрямую или опосредованно 10% и более акций в уставном капитале или долей в уставном капитале», говорится в дилерском договоре компании. «Ведомости» ознакомились с документом, наличие такого пункта подтвердили представители двух дилеров Nissan. Аналогичные требования есть и у других автопроизводителей, уточнил один из собеседников «Ведомостей».

Состав акционеров очень важен импортеру – дистрибутору автомобилей в России, признает коммерческий директор «Мазда мотор рус» Марина Занаревская. Cмена собственника негативно сказывается на построении бизнес-процессов, соглашается представитель «Хендэ мотор СНГ»: она всегда несет дополнительные риски. Все действия импортера направлены на то, чтобы каждый партнер был финансово устойчив и имел возможность вести клиентоориентированный бизнес, отмечает представитель Nissan.

Когда импортер выбирает партнера, он заключает контракты с тем, у кого основной бизнес – автомобильный, объясняет Занаревская: важна история компании, ее репутация, набор брендов в портфолио и др. Иногда, в случае возникновения у дилера сложностей с платежами по кредитным обязательствам, кредиторы хотят взять доли в залог или получить долю в компании, но для них это вынужденная мера, считает она: банк пытается вернуть себе свои же деньги путем большего влияния на денежный поток должника.

Что дальше

В этом году рынок наконец-то стал расти. В январе – октябре продажи машин увеличились на 11%. Но взрывного роста рынка в перспективе 2018–2020 гг. не ожидается, полагает начальник экспертно-аналитического управления группы «Автомир» Артем Зябин: при ежегодном росте ВВП на 1,5–2% можно ожидать роста автомобильного рынка на 7–15% в год. Сейчас рост во многом связан с отложенным спросом – люди не меняли автомобиль по 5–6 лет.

Но должна измениться корпоративная культура, считают участники рынка. Раньше было важно как можно больше успеть продать клиенту за один визит, говорит гендиректор крупного дилерского центра, – машин, сервисных услуг, страховок и др. Такая модель работала на растущем рынке, рассуждает топ-менеджер одного из автоконцернов: потерял одного клиента, но завтра придут три новых. Но когда рынок упал в 2 раза, а вместе с ним и покупательная способность россиян, важно строить долгосрочные отношения с клиентами, продолжает он.

«После трех лет падения продаж рынок вышел в плюс, и кажется, что некоторые дилеры расслабились, а зря», – рассуждает президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев. Ситуация по-прежнему тяжелая, доходность продажи автомобилей практически на нуле, оборотных средств мало, поэтому цена управленческих ошибок очень велика и дилерам стоит по-прежнему жить в режиме жесткого антикризисного управления, советует он.

Любой бизнес может выстоять, если его верно вести, уверен председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович: основная проблема – это неверный расчет финансовой нагрузки и системы внутренних расходов автодилера. Выстояли те, кто много работал и ценил свой бизнес, а не жил в привычной докризисной манере: «У меня и так все хорошо, и я всегда буду зарабатывать».

В подготовке статьи участвовали Ирина Синицына, Татьяна Воронова, Елена Виноградова

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека