Индивидуальный проект студента. Студенческие проекты: для чего они нужны

Проектирование – обязательная часть профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В опыте работы ссузов, как и вузов проектная деятельность используется в разных направлениях. С одной стороны, традиционно (особенно в технических учебных заведениях) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание выпускной квалификационной работы или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта. С другой – проектирование всё шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения задач, направленных на достижение конкретного стратегического результата - предоставления потребителям дополнительных образовательных услуг качественного продукта, что является целью процессно-ориентированного подхода.

Данный подход обеспечит постоянное управление взаимосвязью между отдельными процессами и подсистемами. Применение такого подхода подчеркивает необходимость рассматривать процесс с точки зрения добавленной ценности, получения результатов его реализации и эффективности, его постоянного улучшения на основе объективного измерения.

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнёрства. Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы.

Проектирование находится сегодня в арсенале инновационных педагогических средств и методов. Умение организовать проектную деятельность обучающихся – показатель высокой квалификации преподавателя. Реальная работа над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает обучающимся осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Именно эти идеи были поддержаны преподавателями и студентами ССУзов области на проводившемся в нашем учебном заведении конкурсе социальных проектов.

Необходимо отметить, что работа в данном направлении педагогическим коллективом была начата с момента организации на базе педагогического колледжа экспериментальной лаборатории продуктивного образования в 2002 году в содружестве с учеными института дошкольного образования РАО и педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского. С 2004 года в колледже адаптировано к практике научно обоснованная система обучения студентов проектной деятельности (автор Митрофанова Е.А.).

Первый студенческий мега проект (“Добрые дела”) в 2005 году был представлен на 17–ом Конгрессе Международной сети продуктивных школ (INEPS) “Продуктивное обучение и демократизация школы” (г. Москва), по итогам которого Вольский педагогический колледж был принят в Международную сеть продуктивных школ. На протяжении пяти лет студенты активно представляют свои проекты на различные конференции Российского и международного уровня. В 2006 году они заняли два вторых места (из 150 представленных проектов на международной конференции “От школьного проекта к профессиональной карьере” (г. Саратов), в “Альманахе продуктивное образование” (г. Москва) и других сборниках представлено более 50-ти статей преподавателей и студентов, посвященных проектной деятельности. Все это явилось основой для организации областного конкурса студенческих проектов на базе колледжа, который проходит на протяжении трех лет (2006 - 2009). За это время были вовлечены в участие в нем студенты СПО учреждений области, таких как Саратовского областного базового медицинского колледжа, Вольского медицинского училища им. З.И.Маресевой, Саратовского государственного профессионально-педагогического колледж им. А.А.Гагарина, Саратовского сельскохозяйственного техникума, Саратовский областной социально-педагогический колледж, Вольского музыкального училища, Саратовского колледжа кулинарного искусства, Вольского педагогического колледжа и др.

На конкурсе представляются проекты, в которых ребята являются участниками реальных дел, важных событий. Проекты: “Я выбираю жизнь”, “Сохраним на века”, “Живи родник”, “Первый аборт – мы против”, “Нам 20 лет” и многие другие только одним своим названием показывали насколько важны проблемы, которые студенчеству предстояло обсудить.

Для участия в конкурсе студенты и их руководители были разделены на 4 секции: “Традиции и новаторство в культуре XXI века”, “Я выбираю жизнь”, “Понять и помочь”, “Мир вокруг нас”.

Социальной миссией многих проектов было привлечение внимание как можно большего количества людей к существующим проблемам.Это были проекты “Первый аборт – мы против” (Вольское медицинское училище им. З.И.Маресевой), “Городу – чистый воздух” (Вольский педагогический колледж) занявших 1 места; проект “Массово-физкультурно-спортивное движение и здоровый образ жизни” (Саратовский техникум железнодорожного транспорта), занявший 2 место; проект “Я выбираю жизнь” (Саратовский областной базовый медицинский колледж) занявшего 3 место и другие.

Следующие проекты были направлены на активизацию созидательной, социально-значимой деятельности взрослых и подростков, воспитанием ответственного отношения к себе и окружающим формированием социально-позитивной мотивации у подростков и включением их в социально-значимую деятельность. Это проекты - “Сохраним на века”, занявшего 1 место (Вольский педагогический колледж); “Есть на Московской улице такой особнячок” - 2 место (Саратовский колледж кулинарного искусства); “Через миры и века” (Саратовский государственный профессионально-педагогический колледж им. А.А.Гагарина), “Формула успеха” (Вольское музыкальное училище), “Никто не забыт, ничто не забыто” (Вольский педагогический колледж), занявших 3 место.

Социально-педагогические проекты рассчитаны, с одной стороны на широкий общественный резонанс, с другой – участие в них становится для студентов незабываемым событием в жизни, дает им импульс к освоению новых видов социально-педагогической активности.

Итак, основные преимущества данной деятельности в том, что она направлена на конечный результат и позволяет быстрее реагировать на изменения, нацеливать всех участников проектной деятельности на результат процессов (продукт). Таким образом, процессно-ориентированный подход позволяет организовать деятельность так, чтобы она была гибкой, направленной на постоянное улучшение качества конечного продукта.

Внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности структурных подразделений университета, а также проектов, которые разрабатываются и организовываются студенчеством. Воспитательные мероприятия делают интересной и насыщенной жизнь вуза и его студенческого сообщества, позволяют студентам удовлетворять свои интересы, амбиции, развивать в себе значимые качества, таланты, распознать собственные ресурсы, личностный и социальный потенциал для будущей жизни.

Проекты, реализуемые Объединенным советом обучающихся

Организационно-адаптационные сборы 1 курса

Сборы проводятся ежегодно, на большинстве факультетов университета, организуются при поддержке студенческих советов факультетов, Объединенного совета обучающихся, Управления воспитательной работы.
Их организация – одно из условий скорейшей интеграции первокурсника нашего университета в студенческую жизнь. В течение 3 дней первокурсники каждого факультета имеют возможность познакомиться со своими одногруппниками, факультетом, университетом, проявить себя. В работе сборов принимают участие студенческие лидеры факультетов, кураторы академических групп, руководители творческих коллективов, преподаватели, сотрудники, выпускники факультета, студенты старших курсов. Благодаря насыщенной программе возможна реализация основной цели адаптационных сборов - создание условий для активной самореализации личности первокурсника, его успешной интеграции в уклад жизни университета и выбранного им факультета, познание традиций, правил, распорядка жизнедеятельности студенческого коллектива, знакомства с руководителями и преподавателями факультета. Ежегодно утверждается график сборов, разработаны рекомендации по их организации.



Слёт студенческого актива

В целях создания условий для мотивации студентов на социально значимую деятельность, развития студенческого самоуправления и общественных объединений, поддержки их инициатив традиционно в сентябре на базе спортивно оздоровительного лагеря ЮУрГГПУ (ЧГПУ) «Чайка» проводится Слёт студенческого актива. Организаторы Слета – Объединенный совет обучающихся при поддержке Управления воспитательной работы, дирекции спортивно-оздоровительного лагеря «Чайка». Ежегодно в начале сентября студенческие лидеры университета получают возможность познакомиться, заявить о себе, включиться в уже существующие университетские проекты, разработать и начать реализацию собственных проектов. В рамках слёта проходит конкурс социально значимых проектов, всё проекты рекомендуются к участию в конкурсе на кубок ректора по социальному проектированию.
Всего в организации и проведении Слёта ежегодно принимают участие более 120 руководителей и активистов общественных объединений университета. Особенностью Слёта ежегодно становятся выборы председателя Объединенного совета обучающихся. Всем – и участникам, и организаторам – вручаются сертификаты и памятные подарки.




Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»

Центр студенческих инициатив организует интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» среди команд факультетов. В 2013 году игра была посвящена 80-летию вуза, в 2014 году – Дню неизвестного солдата. Каждый год утверждаются разные темы, а в декабре 2015 года прошла V - Юбилейная игра. Традиционно вопросы озвучиваются структурными подразделениями, студентами, а также ректоратом. В Мае 2016 года была проведена игра совместно с Объединенным советом обучающихся Воронежского государственного университета была проведена 6 игра.




Кубок ректора по социальному проектированию

С 2009 года в ЮУрГГПУ (ЧГПУ) традиционно проводится конкурс «Кубок ректора по социальному проектированию». Его организаторы – Объединенный совет обучающихся при поддержке Управления воспитательной работы.
Цель Конкурса – создание условий для становления проектной культуры студентов как элемента в структуре личности, необходимого для эффективного решения социально значимых задач, разработки и реализации целесообразных социальных инноваций, самоактуализации в профессиональной деятельности. Участники Конкурса – студенты ЮУрГГПУ очной формы обучения (1-7 курс). Участники Конкурса выбирают социально значимую для студентов университета проблему, разрабатывают проект её решения, представляют проект для оценки членами жюри. Возможна помощь консультанта-преподавателя (сотрудника) университета. Проекты могут быть представлены по следующим направлениям:

  • информационная поддержка;
  • социально значимая деятельность;
  • повышение качества образования;
  • социально-бытовые проблемы студенчества.

Итоги конкурса подводятся в течение недели после защиты проектов, публикуются на официальном сайте университета.



Школа актива и Школа организаторов

С 2014 года на базе университета проходит Школа актива для студентов первых курсов. Мероприятие помогает новоиспеченным студентам приобщиться к студенческой жизни, развивает лидерские качества и знакомит с системой самоуправления университета.

Школа организаторов, которая направлена на обучение и развитие лидеров, которые имеют опыт организации мероприятий. Занятия, воркшопы, лекции проводят люди, имеющие определенный авторитет в области самоуправления г. Челябинска. Участники работают в неформальной обстановке через ролевые игры и тренинги.




Впервые за долгое время в университете возродился фестиваль КВН. Организован он был Центром студенческих инициатив при поддержке Объединенного совета обучающихся, Управления воспитательной работы, профкома студентов и аспирантов. Факультетские команды соревнуются в визитной карточке, биатлоне, разминке и домашнем задании. Оценивают мастерство участников игроки Челябинских команд КВН.





В университете большое внимание уделяется здоровому образу жизни. Акция "За здоровый образ жизни" длится месяц и за это время студентам предлагается поучаствовать в зарядке с именитыми спортсменами. Принять участие в конкурсе слоганов, агитационных плакатов и др. конкурсах.





Весной, по инициативе студентов, организуется акция "Чистый университет". В акции участвуют все студенты всех курсов. Участникам предлагается поучаствовать в конкурсе субботников, слоганов о чистоте, конкурсе видеороликов и др.




Итог работы студенческих советов - конкурс "Мы-команда!". Соревнуются команды по 20-25 человек, представителей студенческих советов. Конкурсантам предстоит пройти ряд испытаний: конкурс портфолио, конкурс планов и отчетов совета, конкурс дебатов и творческое выступление на сцене. Уже не первый год побеждает студенческий совет естественно-технологического факультета. В 2016/2017 уч.году призеры получили возможность экскурсионной поездки в г. Миасс.

В 2017 году впервые в университете прошел конкурс студенческих лидеров. Студенты соревновались по разным номинациям: лучший волонтер, лидер студенческого совета, студенческий профсоюзный лидер. Участникам конкурса пришлось пройти ряд испытаний: тестирование на знание основ государственной молодежной политики, самопрезентация, предоставление портфолио, дебаты, видеоролик и др.






Последние годы мы часто слышим о модернизации образования и модернизации к инновациям. Об этом трубят СМИ, постят в блоги, кто-то даже в твиттер пишет. С другой стороны, многие преподаватели, сами студенты и их будущие работодатели остаются недовольными качеством подготовки выпускников технических специальностей.

Конечно, основная задача университета – это дать студентам классическое образование. Однако зачастую оно ограничивается напичканными теорией скучными лекциями (хотя бывают и исключения) и парой-тройкой практик и лабораторных, на которых пишутся сферические программки в вакууме.

А где взять опыт промышленной разработки?

В этом топике я расскажу об инициативе кафедры Системного программирования Мат-меха СПбГУ, а именно организации на базе кафедры студенческих проектов, а также предложу читателю несколько проектов последних лет.

Студенческие проекты

Студенческие проекты – это проекты, направленные на создание или усовершенствование какого-либо программного продукта с открытым исходным кодом. Студенческими они называются потому, что для разработки привлекаются главным образом студенты. Руководителями таких проектов обычно являются практикующие программисты и менеджеры из коммерческих организаций.

Таким образом, студенты могут получить практический опыт разработки реальных программных продуктов и попробовать новые технологии из различных областей программирования. Очень часто полученные наработки ложатся в основу курсовых и дипломов. Кроме того, для студента это отличный способ заявить о себе как о разработчике – при приеме на работу потенциальный работодатель всегда может оценить вклад в проект.

Коммерческие же фирмы могут обучить студентов новой технологии, опробовать эту технологию на них (без привлечения студентов эти задачи являются довольно дорогим удовольствием), и, главное, подобрать себе квалифицированных специалистов, ведь участника студпроекта не придется заново переобучать после приема на работу.

Данный подход безусловно не нов, и на западе он широко применяется. Известны большие продукты, созданные и развиваемые университетами (такие как FreeBSD и VLC). Google проводит свои знаменитые Google Summer of Code для привлечения студентов в проекты с открытым исходным кодом. Но на территории России такой подход только начинает применяться, но уже сейчас он приносит свои результаты.

В подтверждение своих слов дам описание нескольких проводившихся или ведущихся в настоящее время студенческих проектов. Все они имеют открытый исходный код, распространяемый под свободными лицензиями.

Приложения для Android
Первые приложения начали разрабатываться уже через пару месяцев после того, как Google анонсировал новую мобильную платформу.
  • Android Geocaching – мобильный клиент для работы с порталом geocaching.su (AndroidMarket)
  • Comapping – клиент для работы с диаграммами связей (mind maps)
  • Цена денег – виджет, отображающий ситуацию на российских рынках валюты, цветных металлов и других
  • Anderground – мобильное приложение для просмотра карт метро и поиска маршрутов
Приложения для iOS
В этом списке лишь некоторые из приложений, добавленных в AppStore:
CASE-средства и генераторы кода
Уже несколько лет на кафедре ведется разработка проекта QReal , который представляет из себя кроссплатформенный инструмент, предназначенный для создания специализированных сред визуального программирования. По сути, является визуальным мета-языком программирования. Разрабатывается на основе технологии Qt.

Присоединяйтесь!

“Цифровое книгоиздание”

В ходе курса студенты знакомятся с теорией и историей цифрового книгоиздания, выбирают тему и содержание книги (как правило, это сборники эссе и статей известных учёных, критиков или публицистов), взаимодействуют с автором, работают над книгой в качестве редакторов в программе Adobe Digital Publishing System и разрабатывают маркетинговые стратегии для продвижения своего продукта.

Посмотреть, что получилось, вы можете на . В ноябре 2016 года студенты представили книги, которые они подготовили, . Одна из книг — «Как это делается: продюсирование в креативных индустриях» — в марте 2016 года вошла в топ продаж издательской платформы Ridero .

Руководит курсом Александр Архангельский, писатель, телеведущий, литературовед, ординарный профессор Вышки, а занимаются со студентами директор Института книги, сооснователь издательской платформы Ridero Александр Гаврилов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов и доктор культурологии, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки Анна Новикова.

Подробнее о студенческих проектах в сфере цифрового книгоиздания:

“Трансмедийные расширения для музеев”

Студенты вместе с профессионалами музейного дела продюсируют трансмедийные расширения для музеев: продумывают содержательную и визуальную концепции, выстраивают взаимодействие с дизайнерами и сотрудниками музеев, работают в архивах. Музеи таким образом получают дополнительные ресурсы для привлечения аудитории, а студенты - опыт работы над реальными проектами.

В 2016-17 учебном году часть студентов работала над проектами для малых музеев Третьяковки (в их число входят Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина). Результатом их работы станет сайт, который в перспективе будет отдельной страницей сайта Третьяковской галереи. Их работой руководит Татьяна Гафар, начальник службы развития малых музеев Третьяковки.

Вторая группа занята разноформатными мультимедийными проектами, тематически связанными с произведениями и жизнью Льва Толстого. Они работают вместе с Фёклой Толстой, заведующей отделом развития Государственного музея Л. Н. Толстого.

Руководит курсом Анна Качкаева, медиакритик, кандидат филологических наук, профессор Департамента медиа.

Подробнее о студенческих проектах трансмедийных расширений музеев:

“Онлайн-образование”

Студенты осваивают продюсирование в сфере курсов онлайн-образования, узнают, как работают ключевые игроки рынка, учатся грамотно подавать заявки на создание подобных курсов, готовить “продающие” анонсы и даже делают тизер собственного курса.

Среди платформ, с работой которых магистранты знакомятся напрямую, - Courson , “Нетология” , stepic.org , корпоративный университет МТС и т.д.

«Сочиняй мечты» - это конкурс для креативных, активных, инициативных студентов и аспирантов, мечтающих изменить этот мир в лучшую сторону. Участникам на выбор предоставлено несколько тем:

  • Экология и природоохранная деятельность
  • Социальные болезни общества
  • Отцы и дети
  • Творец культуры
  • Национализм - порок общества
  • Человек в большом городе

При отборе лучших проектов, представленных на Конкурс, жюри будет оценивать актуальность проекта, перспективы его реализации, эффективность проекта с учетом соотношения финансовых и организационных затрат и конечных результатов проекта.

Полиграфомания

«Полиграфомания» - это творческое объединение поэтов, прозаиков, художников, музыкантов, комбинаторов. Под таким же названием сообщество выпускает свой альманах. Презентация первого тома проходила при поддержке проекта «Культурная инициатива» под эгидой ЮНЕСКО. Скоро выйдет в свет второй, куда войдут тексты молодых авторов и более известных собратьев по перу.
Альманах открыт для новых текстов любых жанров.

Постоянное место заседаний сообщества — Садовая-Спасская, д. 6, ауд. 208 (Шаляпинский зал). Там происходит обсуждение всех новых сочинений, музыкальные концерты и лекции по поэтике. Приглашаются все пишущие.

Второе, «северное», крыло проекта заседает на ул. Прянишникова, д. 2А.

«Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» , аналог телевизионной игры, проводится специально для находчивых, наблюдательных и неординарных студентов! Игра рассчитана на большое количество команд по 4-6 человек. Каждый, кто хочет проявить себя, свои интеллектуальные способности, может собрать свою команду, принять участие и получить призы!

Творческий эксперимент «Лабиринт Наутилуса»

Творческий эксперимент «Лабиринт Наутилуса» - это попытка соединить на одной сцене драматургию Марины Цветаевой и тексты песен группы «Наутилус Помпилиус».
В основе истории - миф о Тезее и Ариадне, который когда-то поразил Марину Цветаеву и вдохновил на создание трагедии «Ариадна». Миф о Тезее и Ариадне только на первый взгляд кажется хрестоматийным, забытым на страницах учебников. История, пересказанная Цветаевой, и текст Наутилуса отразились в сценарии спектакля, в котором хочется поговорить о том, о чем молчат…

Клуб любителей кино «Кинокухня»

Цель проекта — прививить любовь к искусству кинематографа, научиться понимать смысл фильмов.
Данный проект является деятельностью студентов первого курса ФриСО, Дррб — 1-1. На показы приглашаются все, кто хочет научиться понимать смысл фильмов, развить вкус путем просмотра и обсуждения призанных шедевров мирового кинематографа и просто получить эстетическое удовольствие! После каждого просмотра вас ждет многосторонняя живая дискуссия!

Группа в контакте.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека