Что такое магическое мышление. Это не магия

Приветствуем вас, приверженцы теории заговоров, па­ра­нор­маль­но­го и мис­ти­чес­ко­го! Сегодня речь пойдёт про магическое мышление. Вы узнаете, что это такое. Почему люди верят в теории заговоров. Как их распознать. С чем кор­ре­ли­ру­ет вера в па­ра­нор­маль­ное. И то, как вести диалог с при­вер­жен­ца­ми эзотерики. А для того, чтобы вы могли пе­ре­про­ве­рить ре­ле­вант­ность пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все ссылки на научные ис­сле­до­ва­ния мы собрали в ис­точ­ни­ках . Но прежде, чем начать, следует сказать, что мы не пытаемся никого оскорбить или задеть чьи-то чувства. Речь идёт ис­клю­чи­тель­но о том, почему эзотерика не может пре­тен­до­вать на объек­тив­ность.

Магическое мышление – это убеждённость в том, что сим­во­ли­чес­кие действия или мысли могут влиять на объек­тив­ную реальность . Но мы в данном случае будем рас­смат­ри­вать магическое мышление в более широком смысле. А именно в качестве про­ти­во­пос­тав­ле­ния магического мышления на­уч­но­му способу познания объек­тив­ной ре­аль­нос­ти. При этом нас интересует выяснить то, с какими пси­хи­чес­ки­ми рас­строй­с­т­ва­ми кор­ре­ли­ру­ет магическое мышление, как его распознать и как вести диалог со сто­рон­ни­ка­ми па­ра­нор­маль­но­го. И следует сразу сказать, что вера в па­ра­нор­маль­ное кор­ре­ли­ру­ет с ши­зо­ти­пи­чес­ким , и об­сес­сив­но-ком­пуль­сив­ным рас­строй­с­т­ва­ми .

Важно так же понимать, что магическое мышление часто коррелирует со слабыми ана­ли­ти­чес­ки­ми спо­соб­нос­тя­ми . А поскольку защищать свои убеждения человека сти­му­ли­ру­ет мозг , наивно было бы пред­по­ла­гать воз­мож­ность «на­хож­де­ния истины в споре». Ровно потому, что убеждения в су­щест­во­ва­нии па­ра­нор­маль­но­го являются не столько следствием познаний человека, сколько пос­лед­с­т­ви­ем осо­бен­нос­тей его психики . И именно поэтому такие люди часто склонны принижать значение или отрицать саму воз­мож­ность научного познания мира . При том, что они пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать неудобные факты и заострять вни­ма­ние только на той ин­фор­ма­ции, которая им им­по­ни­ру­ет .

Как распознать «думающего человека»

Во-первых, стоит поменьше слушать женщин. Это, конечно, шутка! Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды. Дей­с­т­ви­тель­но, среди женщин больше людей, склонных к магическому мышлению . Впрочем, как и людей с пси­хи­чес­ки­ми проб­ле­ма­ми. Например, женщины чаще болеют , . Поэтому нет ничего уди­ви­тель­но­го в том, что стра­да­ю­щий человек с большей лёгкостью может стать жертвой мо­шен­ни­ков или других доб­ро­со­вест­но заб­луж­да­ю­щих­ся людей. И именно поэтому, вне за­ви­си­мос­ти от половой при­над­леж­нос­ти, к магическому мышлению склонны одинокие, социально не­а­дап­ти­ро­ван­ные, нес­част­ные и болеющие не­из­ле­чи­мы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми люди .

Во-вторых, магическое мышление, конечно же, коррелирует с низкими ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми . Вот почему склонность верить в теории заговора часто обус­лов­ле­на не только пси­хи­чес­ки­ми, но и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми пот­реб­нос­тя­ми . Человек просто пытается удов­лет­во­рить свою пот­реб­ность в понимании окружающей дей­с­т­ви­тель­нос­ти. И, кроме того, теория заговора способна оправдать его соб­с­т­вен­ные неудачи злой волей мо­гу­ще­с­т­вен­ных иных . И тут не важно, кто это. Это могут быть «реп­ти­ло­и­ды», евреи, «крем­ле­бо­ты» и кто угодно другой. Зна­че­ние имеет подмена объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких процессов влиянием все­мо­гу­щест­вен­ных иных .

Как распознать магическое мышление

Теория заговора была выбрана неспроста! И да, именно теория заговора кремлеботов. Ровно потому, что, во-первых, в истории дей­с­т­ви­тель­но встре­ча­ют­ся заговоры , и, во-вторых, потому что заговор крем­ле­бо­тов является ак­ту­аль­ной и рас­прос­т­ра­нён­ной теорией. В связи с чем очень многие люди верят в то, что жизнь резко изменится в случае замены пре­зи­ден­та, гу­бер­на­то­ра или какого-то другого чиновника. Причём, не важно, в лучшую или худшую сторону. Важна сама вера в роль личности в истории. Пер­со­на­ли­за­ция объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких про­цес­сов. Их подмена злой волей лич­нос­тей. Это отличный пример рас­прост­ра­нён­но­го в обществе ва­ри­ан­та магического мышления. Но давайте обо всём по порядку!

Как распознать теорию заговора? Ведь, дей­ст­ви­тель­но, в истории встре­ча­ют­ся заговоры , . Например, в 1944 году был ор­га­ни­зо­ван и неудачно осу­щест­в­лён заговор по свержению на­цист­с­ко­го пра­ви­тельст­ва. Причём далеко не все заговоры ста­но­вят­ся дос­то­я­ни­ем об­щест­вен­нос­ти сразу. Например, заговор пра­ви­тель­с­т­ва США по слежке за соб­с­т­вен­ны­ми граж­да­на­ми в Ин­тер­не­те был раскрыт спустя дос­та­точ­но долгое время . И логично пред­по­ло­жить, что какие-то заговоры так и остались тайной группы за­го­вор­щи­ков. Это дей­с­т­ви­тель­но так! Но это никоим образом не под­т­вер­ж­да­ет адек­ват­ность теорий заговора в целом. Потому что они не просто до­пус­ка­ют воз­мож­ность заговора в том или ином кон­крет­ном случае, а подменяют роль объек­тив­ных причин вза­и­мо­дей­с­т­вия ин­ди­ви­дов ролью их злого умысла.

Отличительными же чертами теорий заговоров являются презумпция виновности, не­фаль­си­фи­ци­ру­е­мость, пред­взя­тость спе­ци­а­лис­тов и про­ти­во­пос­тав­ле­ние «офи­ци­аль­ной точке зрения» . Например, когда речь идёт о , то сразу пред­по­ла­га­ют, что аме­ри­кан­цы на Луну не летали, запись сняли в па­виль­о­не, а спе­ци­а­лис­ты сго­во­ри­лись и врут. При этом, как в случае с , любят про­ти­во­пос­тав­лять себя «офи­ци­аль­ной науке». Либо, приводить аргументы от незнания. Причём не только в от­но­ше­нии не­раз­га­дан­ных тайн, как, например, в случае , но и в отношении прос­то­го незнания оп­по­нен­та. Они пред­по­ла­га­ют, что если их оппонент чего-то не знает, то это является од­но­знач­ным до­ка­за­тель­с­т­вом в пользу их гипотезы. А это, естественно, не так!

Почему заговор кремлеботов – это чушь?

Во-первых, следует сказать, что представители правящего класса, ес­тест­вен­но, выражают, прежде всего, интересы своего класса. Во-вторых, кон­к­рет­ные чиновники могут вступать в сговор с другими людьми для ре­а­ли­за­ции своих личных интересов. Но пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти чи­нов­ни­ков и вера в роль их личности, а так же обвинение любого оп­по­нен­та в том, что он «крем­ле­бот» – это верные признаки теории заговора. Мо­гу­щест­вен­ные иные – есть. Пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти – есть. Отрицание влияния объек­тив­ных факторов – есть. Спор не с фактами, а с позицией – есть. Именно поэтому «нужно по­ме­нять пра­ви­тель­с­т­во и создать хо­ро­ший ка­пи­та­лизм, а кто не согласен, тот крем­ле­бот». Хотя на самом деле нужно менять со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния в обществе, то есть «правила», а не людей, играющих по ним.

Другие признаки магического мышления

Во-первых, это апелляция к утерянному знанию древних, которое «мы не в сос­то­я­нии понять», и од­но­вре­мен­ное иг­но­ри­ро­ва­ние сов­ре­мен­ных научных данных по этому вопросу . Во-вторых, защита соб­с­т­вен­ных фантазий, об­ра­ще­ни­ем к ор­то­док­саль­нос­ти науки . Например, любят приводить в пример Га­ли­лея, от­с­та­и­вав­ше­го ге­лио­цен­т­ри­чес­кую модель , споря с ор­то­док­саль­ной ка­то­ли­чес­кой цер­ковью. При этом забывая, что гипотеза Га­ли­лея была ос­но­ва­на на хороших наб­лю­да­тель­ных фактах, а гипотеза влияния небесных тел на судьбу не вы­дер­жа­ла экс­пе­ри­мен­таль­ной проверки . И поэтому, в третьих, как уже го­во­ри­лось выше, хорошим приз­на­ком магического мышления яв­ля­ет­ся вы­бо­роч­ное иг­но­ри­ро­ва­ние неудобных фактов .

В четвёртых, попытка фальсификации противоречащих их убеждениям теорий пос­ред­с­т­вом бес­ко­неч­ных вопросов . Но нужно понимать, что «нез­на­ние не является фаль­си­фи­ка­цией. Не­зна­ние – это причина искать ответ»! В пятых, об­ра­ще­ние к анекдотам . Когда человек пытается оп­ро­вер­г­нуть объек­тив­ные научные данные, по­лу­чен­ные в конт­ро­ли­ру­е­мых ис­сле­до­ва­ни­ях, обращаясь к личному опыту. Например, плохому са­мо­чувст­вию после вак­ци­на­ции или от­рав­ле­нию , или, наоборот, по­ло­жи­тель­ным опытом . И вот тут следует ещё раз привести главный признак магического мышления – про­ти­во­пос­тав­ле­ние своей точки зрения «офи­ци­аль­ной науке» .

Как спорить с приверженцами магического мышления?

Никак! Как уже было показано выше, магическое мышление является след­с­т­ви­ем не набора знаний, а сос­то­я­ни­ем психики, обус­лав­ли­ва­ю­щим желание про­ти­во­пос­та­вить себя «офи­ци­аль­ной точки зрения», при­об­щив­шись к тайному знанию, по­вы­ша­ю­ще­му са­мо­о­цен­ку человека и вну­ша­ю­ще­му ему веру в спо­соб­ность решить все свои проблемы, пос­ред­с­т­вом познания некоторой ми­фи­чес­кой истины. Поэтому спорить с при­вер­жен­цем магического мышления бес­по­лез­но! Его в худшем случае нужно лечить, если это какая-та пси­хи­чес­кая травма, а в лучшем случае – обучать и соз­да­вать воз­мож­нос­ти для ре­а­ли­за­ции его умст­вен­ных и духовных спо­соб­нос­тей не в рамках фантазий, а в рамках ма­те­ри­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний.

Обозначает убеждение , согласно которому посредством символических физических и/или умственных действий можно оказывать значительное или решающее влияние на подлинные причины происходящего в действительности. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5 летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям “примитивных” культур, сохранившим, предположительно, в своих основных чертах модели мышления первобытного человека. В условиях развитых в культурном отношении стран, способным обеспечить доступ к современному образованию и научному знанию и стимулирующим развитие дисциплинированного, научного мышления, последнее постепенно, хотя и далеко не всегда успешно оттесняет магическое мышление из предполагаемого центра сознания людей в сторону его периферии или, точнее, куда-то в его глубины. Это многовековое противоборство всё еще сопровождается неустойчивым, переменным или даже сомнительным успехом относительно демагикофренизации немалого числа людей. Самое удивительное во всём этом состоит, пожалуй, в том, что магическое мышление у современных его обладателей и их гипотетических предков, если судить о нём по описаниям этнографов, в существенных чертах сходны или даже идентичны, хотя никаких генов, контролирующих структуры такого мышления, не существует или таких генов до сих пор не обнаружено. Не менее примечательно и то, что при психических расстройствах магическое мышление нередко и внезапно, как бы аутохтонно возрождается даже у тех пациентов, которые до болезни им не обладали, никак его не проявляли или на уровне сознания считали его убогим и неприемлемым архаизмом.

Серьёзных доказательств того, что в таких случаях происходит регрессия мышления на детский или филогенетически древний уровень его развития, не так уж и много, если они существуют вообще, в лучшем случае это не более чем поверхностная гипотеза , построенная по принципу аналогии. Больше оснований считать, что по мере распада или торможения высших инстанций мышления некоторые сохранившиеся фрагменты его структуры интегрируются под влиянием эмоций таким образм, что возникающие ментальные образования приобретают некоторое сходство с магическим мышлением. Следует заметить также, что структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, эволюционно более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами, но при этом они не взаимодействуют с последними, а используются индивидом даже вопреки им, пусть это происходит не всегда, а только время от времени, лишь в определённых ситуациях, особенно в таких, когда другого доступного пути достичь желаемого психологического результата у таких людей нет, и они готовы довольствоваться хотя бы утешительной иллюзией успеха, прибегая к тому, чтобы его использовать как некую психологическую защиту в состоянии тревоги и растерянности, с которым они не способны совладать.

Широкая распространённость тенденции в палеомышлению и готовность к принятию магического мышления в населении современных развитых стран мира может, вероятно, служить косвенным признаком того, что психологическое состояние многих люди из самых разных социальных слоёв общества глубоко дестабилизировано вследствие подспудной тревоги и неспособности самостоятельно с ней справиться каким-либо иным образом. Существует эта серьёзная проблема и в РФ. Так, 28 января в РФ отмечается как «день колдуна». Радио «Эхо-Москвы (2011) поздравило волхвов в этот день с их профессиональным праздником и обратилось к ним с просьбой не насылать на людей порчу, как если бы именно от неё, а не от состоянии здравоохранения и культуры общества в целом, зависит здоровье и жизнь массы людей. 2 февраля каждого года в США, как известно, извлекают сурка Филла, предсказывающего погоду. Непонятно только, зачем в этой стране существует одна из лучших в мире метеослужба, которой многие американцы верят куда меньше, чем столь талантливому суслику. Синонимы: Первобытное мышление,

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ТЕМА // Мышление на Миллиард Упражнение на Рсширение Денежного Сознания / #ИгорьМерлин

    Мышление, поведение, качества

    Как использовать свой мозг на все 100. Мысли как Эйнштейн!

    Субтитры

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3-5 лет и представителей «примитивных» культур .

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même… )

Мифологическое сознание.

В антропологии и этнической психологии долгое время предпочитали использовать термин «мифологическое мышление» или «первобытное мышление». Однако этот термин не совсем корректен. Человек, воспринимающий мир сквозь призму мифа, имеет не только своеобразное мышление – он иначе осознаёт себя в окружающем, несколько другие у него и эмоциональная и мотивационные сферы личности. Поэтому более точным представляется термин «сознание». Характеристика мифологического сознания как первобытного так же не достаточно верна, так как довольно много его «пережитков» существует у современных людей. Большой вклад в понимание сознания и мышления людей прошлого, специфики мифологического восприятия мира внесли труды таких учёных, как Б. Малиновский, Дж. Фрэзер, Д. Кэмпбелл, К.Г Юнг и др.).

Мифологическое сознание – это самая ранняя историческая форма сознания человека, основной структурной единицей которого является миф.

Миф – это предание, в художественно-поэтической форме объясняющее то или иное явление окружающего мира. Миф содержит в себе элементы и науки, и философии, и поэзии, и религии, но не является ничем из этого перечня. Это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается рассказчиком и слушателями как истина. Он базируется на вере и эмоциональном сопереживании событий, о которых рассказывается в мифе.

Мифологическое сознание характеризуется следующими признаками.

    Целостность.

Первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, он был частью его. Всё в мире находилось во взаимосвязи. Так, предками племён считались животные (так, среди многочисленных индейских племён было племя Орла, племя Кабана и др.), в каждом предмете и животном обитал свой дух, с которым можно разговаривать и договариваться (анимизм мифологического сознания). Поэтому охотники многих древних племён просили прощения у убитых животных и благодарили их за то, что они позволили себя убить. Кроме того, любой предмет окружающей среды мог стать амулетом, оберегающим от враждебно настроенных сил.

Элементы такого отношения к окружающему миру сохранились и до настоящего времени. Так, для многих наших современников характерно приписывание животным человеческих черт и мотивов поступков. Споткнувшись о какой-нибудь корень, человек может выместить на нём свой гнев (пнуть), «наказав» его таким образом (что вполне характерно для мифологического сознания). Человеку свойственно одушевлять и технику – достаточно пронаблюдать за «общением» с телевизором (часто, если он плохо показывает, весь ремонт сводится к яростным ударам по нему, что не имеет под собою рациональной логики, но вписывается в логику мифологическую) или с компьютером – с ним могут даже разговаривать, упрашивать, ругать, хвалить.

    Отсутствие деления на естественное и сверхъестественное.

В мифологическом сознании нет места для сверхъестественного. Всё в этом мире естественно, всё подчиняется единым законам – и всё известно, т.к. мифы объясняют все известные древнему человеку феномены среды. Боги, в отличие от христианского Бога или Аллаха, вполне досягаемые, они такие же обитатели нашего мира, как и люди, только обладают большими возможностями и олицетворяют природные стихии. Живут боги опять-таки не где-то «на небесах», а в конкретных местах – гора Олимп, гора Меру, на западе и т.д. Точно так же локализован в пространстве загробный мир.

Поскольку боги – часть этого мира, то с ними можно встречаться, спорить, обманывать и даже бороться с ними. Например, в центральноафриканских племенах в случае засухи охотники наказывают бога, отвечающего за дождь, путём высечения его статуи розгами или вбиванию в неё гвоздей. Экзекуция продолжается до тех пор, пока бог не пошлёт дождя. Причём такое поведение совершенно не исключает страха перед тем же самым богом – если он нашлёт ураган, то его будут уже задабривать. Множество примеров таких «житейских» отношений с богами можно обнаружить в древнегреческой мифологии.

    Относительность морально-этических понятий.

У древних племён было весьма своеобразное, с точки зрения современного человека, представление о морали. Его хорошо иллюстрирует известный пример. Христианский миссионер в Южной Африке в середине XIX века пытался объяснить зулусу, что такое «добро» и что такое «зло», а заодно пояснял, что нехорошо воровать коров. На эти рассуждения зулус ответил так: «Добро – это когда я угнал у соседа коров. Зло – это когда сосед угнал у меня коров». Воровство для миссионера и для современных европейцев – практически всегда осуждаемое деяние, это грех (заповедь «Не укради»). Для зулуса этот «грех» относителен. Убийство своего соплеменника осуждается, но убийство представителя другого племени если не поощряется, то не наказывается (в христианстве запрет на убийство носит абсолютный характер – пусть даже он фактически и не соблюдается). Если внимательно изучить мифологию, то обнаруживается, что в древних мифах нет злых богов. Боги такие же непостоянные, как и силы природы, которые ими олицетворяются. Бог Солнца добрый, когда светило ласково и помогает урожаю созреть. Но бог Солнца становится злым, когда приходит засуха.

    Символическое мышление.

Это базовая, общечеловеческая форма мышления. Если представить нашу психику в виде айсберга, то понятийное мышление лишь его небольшая верхушка, а основа – символическое. Этот вид мышления оперирует символами. Американский гештальт-психолог немецкого происхождения Рудольф Арнхейм выделил три вида образов.

    Изображение. Оно воспроизводит реальность конкретно и буквально

(документальная фотография) или в схематической форме (план города). Форма и содержание в изображении полностью совпадают, автор изображения имеет в виду только то, что изобразил.

    Символ – вид образов, имеющий конкретную чувственную форму, но

передающий, помимо конкретного, дополнительный, скрытый смысл. Например, красная роза – символ любви, изображение толстяка у некоторых народов – символ изобилия и богатства. Скрытый смысл так или иначе связан с конкретным изображением (яйцо выступает как символ жизни во многих мифологиях потому, что из яйца появляются живые существа).

    Знак. Вид образов, форма и содержание которых всегда являются

условными, искусственно создаными. О них всегда договариваются заранее. Если вы не подготовленный зритель, вы не обнаружите смысла в знаках. Например, к знакам относятся цифры, буквы алфавита, теоретические понятия (аутизм, имманентность и др.), условные обозначения (! ? +).

Один и тот же образ может быть и изображением, и символом, и знаком. Например, круг можно рассматривать, в зависимости от ситуации, и как мишень, и как символ солнца или луны, и как дорожный знак. Поэтому смысл символа определяется контекстом. В одном контексте чёрный цвет воспринимается как символ смерти, в другом – как символ ночи.

Ввиду того, что конкретное значение и смысл часто не совпадают, человек, попавший в другую культурную обстановку, зачастую не понимает смысла как в различных видах художественного творчества других народов, как и многих вещей, которые являются обыденными для представителей этноса, среди которых находится иностранец. Например, настоящие индийские танцы (имеющие мало общего с танцами в индийском кинематографе) являются глубоко символичными, так как каждый жест, каждая поза имеет своей смысл, т.е. они являются знаками. И там, где иностранец видит лишь танец, индиец может «прочесть» целую поэму. Такой же символизм присущ японскому театру «Но» и «Кабуки», пекинской опере и многим другим явлениям культуры разных народов.

Классическим примером символического мышления являются иероглифы – древнеегипетские и современные китайские, основа которых – не слова, а образы-символы.

    Вера в магию.

Магия – это управление силами природы посредством определённых ритуалов и средств ради достижения какой-либо цели. Пожалуй, вера в магию – один из наиболее устойчивых элементов мифологического сознания, в той или иной степени сохранившийся у всех народов мира.

Основа веры в силу магии коренится в представлении о целостности, взаимосвязанности всего мира и в символическом мышлении. Для мифологического мышления характерна убеждённость в том, что вещь и символ (изображение), обозначающий эту вещь – суть одно и тоже, они находятся в неразрывной связи. Чтобы магически воздействовать на человека, необязательно видеть его – достаточно соорудить его фигурку, использовав, правда, какую-нибудь вещь, принадлежащую объекту колдовства (волосы, ногти и др.). После чего можно приступать к магическому ритуалу, например, наведения порчи через повреждение статуэтки. Поскольку статуэтка связана с тем, кого она изображает, то на голову несчастного должны будут обрушиться несчастья.

Большинство ритуалов обязательно задействуют определённые словесные формулы. Слова так же обладают магической силой, и составленные в определённом порядке, могут воздействовать на силы природы и духов. Например, при раскопках древнеегипетских городов находили разбитые таблички, на которых были записаны имена вождей враждебных племён. Разбивая таблички и нарушая таким образом целостность имени, египтяне, с их точки зрения, наносили вполне реальный вред врагам – слово так же связано с вещью, как и любой другой символ, её изображающий. Слово имеет такую же силу, что и действие. Впрочем, магия была не только вредоносной, но и позитивной, которая строилась на тех же принципах.

В современном мире, даже среди рационально мыслящих людей, в большом количестве сохранилась вера в магию. Это и «диагностика и лечение по фотографии» экстрасенсов, и многочисленные суеверия (многие из которых базируются на том, что при помощи определённых действий – постукивание по дереву, вставание с правой ноги и т.п. – можно избежать неприятностей). Сжигания флагов и чучел так же восходят к древним магическим ритуалам – уничтожаемый флаг символизирует какую-либо ненавистную страну, а чучело (или портрет) – человека. Многочисленные «салоны магии» и предложения снять порчу свидетельствуют о том, что подсознательная вера в магию.

Мифологическое сознание до сих пор является господствующим у так называемых «традиционных» народов – племён Африки, Австралии, частично - у многих азиатских народов (индуистские народы, китайцы, японцы). Но и у европейских народов оно по-прежнему присутствует. Кроме вышеперечисленных пережитков, можно назвать попытки нацизма реанимировать древнегерманскую мифологию как замену христианству. Как ни парадоксально, глубоко мифологична и религиозна была коммунистическая идеология – несмотря на все слова о «научном коммунизме». Анализ коммунистической идеологии как мифологии выходит за рамки этнической психологии, поэтому интересующиеся этой темой могут обратиться к работам М. Мамардашвили , Л. Андреевой и А. Цуладзе . Кроме того, в обществе в большом количестве бытуют политические и национальные мифы, появляющиеся тогда, когда существует потребность в знании при отсутствии достаточного количества информации. В данном случае миф – это какие-либо сведения, воспринимаемые индивидом или обществом на веру как истина.

Религиозное сознание.

Религиозное сознание очень тесно связано с мифологическим, более того, исторически оно «оформилось» именно в рамках мифологии – как дальнейшее её развитие. Например, христианство как религия основано на еврейской мифологии, изложенной в Ветхом Завете. Но, несмотря на тесную связь с мифологией, религиозное сознание имеет ряд специфических черт. Следует отметить, что термин «религиозное» - условен, и черты, которые свойственны этому типу сознания, проявляются и в других сферах, кроме религиозной, в которой они выражены ярче всего. Человек, не являющийся приверженцем какой-либо религии, так же может быть носителем этого сознания.

    Выделение сверхъестественного.

Вместо прежнего, целостного восприятия мира, приходит образ мира как творения одного Бога. Мир разделяется на две части – естественная (природа и человек) и сверхъестественная (Бог). Бог находится над и вне природы, он существовал всегда и создал Вселенную. А значит, он не подчиняется законам этой Вселенной. Фактически, вместо мифологического представления о полностью познанном мире (мифы объясняют всё) появляется картина мира как разделённого на три категории: то, что уже познано человеком; то, что пока ещё не познано; и то, что познать невозможно никогда (Бог). Бог не живёт, как боги мифов, в нашем мире – он где-то на небесах, хотя, как пережиток мифологических представлений, ад располагается в нашем мире – под землёй.

Как следствие «нарушения» восприятия мира как единого целого, человек ставится над природой. Он – венец творения, царь природы, которая создана в первую очередь для человека. Отсюда – существенно изменившееся отношение к окружающей среде.

    Появление абсолютных морально-этических понятий и догм.

Как уже говорилось, для религиозного сознания характерно наличие абсолютных моральных истин и критериев. Более того, представители каждой из религий настаивают на том, что абсолютная истина принадлежит именно им, а всё остальное – «от лукавого». Если люди с мифологическим восприятием мира терпимо относились к чужим богам, признавая право каждого молиться кому хочется, то религиозная картина мира предписывает право только на одну правду и только на одну истину. Поэтому для религиозного сознания характерна категоричность. Добро является абсолютным, зло – тоже, мир мыслится в чёрно-белых категориях (это особенно свойственно для всех ветвей христианства и, в несколько меньшей степени – для ислама). Типичный пример общества с религиозной доминантой – США. Рональд Рейган, называя СССР «империей Зла», и Джордж Буш-младший, говоря об «оси Зла», состоящей из Ирака, Ирана и КНДР, обращались именно к религиозному сознанию своих соотечественников, т.к. в политической науке мы не найдём такого термина, как «Зло». Это совершенно ненаучно, и к мифологии, в которой зло не имеет какого-либо конкретного и абсолютного воплощения, отношения тоже не имеет. Но для американцев эти слова были понятны.

    Мессианизм.

Мессианизм – это стремление распространить свои взгляды и убеждения, как единственно верные, среди других людей, общностей и народов, а так же убеждённость в собственной особой миссии по распространению истины. Это явление мало характерно для представителей мифологического сознания, довольно терпимых к другим религиям. Убеждённость в том, что именно ты обладаешь истиной, побуждает к проповеди своих взглядов (необязательно религиозных) и ценностей среди других людей. В XX веке мессианизм был характерен и для СССР (стремившегося к мировой революции), и для США, которые и в начале XXI века продолжают распространять в мире свою систему взглядов.

Таковы основные черты религиозного сознания. Для него так же характерно символическое мышление и высокая эмоциональность (искренняя веря невозможна без глубоких эмоциональных переживаний), что связывает религиозное сознание с мифологическим.

Рациональное сознание.

Рациональное сознание часто называют научно-практическим. Это наиболее поздний исторический тип сознания, тесно связанный с развитием научного, рационального взгляда на мир. Если основой мифологии и религии являются вера и эмоциональное переживание, то основой науки – разум и объективность.

    Отсутствие сверхъестественного.

Наука не оперирует понятием «сверхъестественное». Окружающий мир делится на две категории – «то, что уже изучено», и «то, что пока не изучено». Таким образом, «сверхъестественное» попадает во вторую категорию. К ней же относятся те явления, которые не могут быть объяснены наукой на данном этапе её развития. Однако, к сожалению, часто происходит замена рационального анализа «здравым смыслом», иногда выражающимся во фразе «этого не может быть, потому что этого не может быть» (критика того, что Земля – круглая, потому что это противоречит «здравому смыслу»; критика идей о том, что падающие звёзды – это твёрдые тела, на основании того, что «на небе нет камней»; критика теории Эйнштейна).

    Отсутствие моральных понятий.

Наука так же не связана с моральными критериями и представлениями. На смену таким категориям, как «хорошо-плохо», «добро-зло» приходит критерий полезности для науки или выгодности. В психологии классическими выразителями этого подхода являются бихевиористы. По словам бихевиориста К. Лэшли (1890-1958), «старая психология настаивала, что должно остаться место для человеческих идеалов и стремлений. Но другие науки (физика, биология и физиология – прим. И.Л.) уже освободились от этого рабства, поэтому психология должна освободиться от метафизики и ценностей» [см. 11]. Ф. Зимбардо, известный американский психолог, обосновывал этичность некоторых своих экспериментов тем, что психологическое исследование морально оправданно, если приобретения в виде новых знаний превосходят убытки и ущерб.

    Понятийное мышление.

Научные дисциплины в большинстве своём оперирует абстрактными терминами и понятиями, т.е. оперируется в первую очередь на понятийное мышление (словесно-логическое). Примером абстрактности науки могут служить многочисленные научные теории, которые, абстрагируясь от частных случаев, устанавливают общие закономерности и связи.

В силу этой причины долгое время в научном мире отвергалась роль интуиции и инсайта в человеческом мышлении, равно как и других «иррациональных» проявлений человеческой психики. Во многом благодаря открытиям в психологии это отношение было пересмотрено.

    Фрагментарность картины мира.

Научная картина мира не является целостной, как и сама наука. Миф объединяет в себе все стороны человеческой жизни, человек религиозный объясняет все явления природы и собственной жизни через промысел Божий. Наука же разделена на множество течений и областей, например: физика, химия, биология (естественные науки), история, антропология (гуманитарные науки). В рамках этих отдельных наук выделяются всё новые специализации (в физике - квантовая физика, астрофизика и др., в истории – историография, философия истории, история различных временных периодов и др). Т.е. вместо достижения главной цели – составления единой картины мира (чем занимается философия как интегрирующая наука), наука движется прямо в противоположном направлении.

Рациональное сознание в настоящее время не является доминирующим ни в одной стране мира. Оно существует, тесно переплетаясь с мифологическим и религиозным. В школах (за исключением церковно-приходских) и университетах идёт формирование именно научного сознания, т.к. один из главных принципов педагогики – научность преподаваемого знания. Однако во многих случаях жители даже западных, «рационалистических» стран, оперируют мифологическими и религиозными понятиями и символами («американская мечта», «общечеловеческие ценности»

Таким образом, мы рассмотрели три исторических типа общественного сознания. Знание их особенностей позволяет понять очень многие специфические черты психологии и культуры этносов. Крайне сложно «проникнуть» в психологию большинства народов Азии, Африки, Южной Америки и Океании, не обращаясь к мифологическим и религиозным типам их общественного сознания, как это делали европейские учёные-рационалисты в XVII – нач. XX вв.

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимается под историческими типами общественного сознания?

2. Каковы особенности мифологического сознания.

3. В чём отличие религиозного сознания от рационального?

Литература.

1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. М., 2001.

2. Андреева Л. Религия и власть в России. М., 2001.

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1978.

5. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М. .1998.

6. Кэмпбелл Д. Мифический образ. М., 2002.

7. Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. Киев, 2002.

8. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1998.

9. Мамардашвили М. Философия и религия. СПб., 2000.

10. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

11. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002

12. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

Лекция 5. Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета.

Специфика межнационального восприятия

Народы мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поддерживают политические, экономические, культурные контакты. Разумеется, что постепенно у каждого народа образуется свой набор стереотипов, типичных представлений о других нациях. На эти стереотипы накладывают свой отпечаток не только и не столько текущие контакты, но и исторический опыт – войны, союзы, исторический опыт взаимодействия. Поэтому стереотипы могут изменяться во времени. Например, в начале XIX века немцев характеризовали как ленивых и неорганизованных (!) мечтателей. Подобное представление обуславливалось политической раздробленностью Германии, а так же большим влиянием в литературе и поэзии немецкого романтизма. После объединения Германии, двух мировых войн экономического возрождения ФРГ стереотип кардинально поменялся: немцы - педантичные, трудолюбивые, но лишённые воображения люди. Другим примером может послужить восприятие многими африканцами всех белых людей как исключительно богатых людей (схожее с восприятием иностранцев в СССР). Большинство стереотипных представлений очень устойчиво.

На межнациональное восприятие влияют не только формировавшиеся веками стереотипы. Огромную роль в нём играет состояние современных международных отношений и их освещение в средствах массовой информации (СМИ – газеты, журналы, телевидение, радио) и киноиндустрии. Собственно говоря, современный человек узнаёт что-либо о других странах в первую очередь из СМИ, которые освещают многие события достаточно однобоко. Так, сообщения из России или арабских стран в американских СМИ появляются чаще всего в связи с террористическими актами, арестами известных деятелей и т.п. Под воздействием подобного потока информации постепенно формируется стереотипное восприятие страны и этноса (арабы – террористы, в России всё ужасно и жить невозможно и др.). Американский учёный арабского происхождения А. Шахин провёл исследование образа араба в изображении американских СМИ . Почти все стереотипные изображения являются негативными. Араб в СМИ США это: террорист; богатый нефтяной шейх; сексуальный извращенец, часто занимающийся продажей в рабство европейских или американских женщин; бедуин, извечный обитатель пустыни, дикарь и невежда. Шахин отмечает, что проблема не столько в том, что имеют место подобные стереотипы, сколько в том, что они не уравновешиваются позитивными образами, которые вносили бы коррективы в воспринимаемую ментальную реальность. Таким образом, СМИ сами участвуют в формировании негативных (или, значительно реже, позитивных) стереотипов. К сожалению, для многих современных СМИ характерны погоня за сенсацией или же негативными фактами, и обычная жизнь людей в разных странах остаётся «за кадром».

Ещё один фактор, влияющий на межнациональное восприятие – это личностные симпатии – антипатии. Личностное отношение к той или иной стране обуславливается воспитанием в семье, модой на ту или иную страну, увлечённостью культурой. Российский журналист А. Куланов, специализирующийся на Японии, не без иронии пишет: «Мне кажется, всех нас в общении с японцами можно разделить (весьма условно) на три категории. Первая – это те, кто относится к Японии с пиететом, любовью, уважением, пониманием. Их можно назвать японофилами. Главная опасность для этих людей – полюбить то, чего нет… Во вторую категорию я включаю людей, которые Японию не любят, не понимают, воспринимают отрицательно… Есть ещё третья категория – «сумасшедшие». Увы, это реальность, и реальность довольно навязчивая. В своей любви к Японии они доходят до фанатизма». . Личное отношение и информированность играют большую роль в межличностном общении, они могут идеализировать или наоборот, «демонизировать» представителей того или иного этноса, но на уровне массового сознания господствуют стереотипы.

Не меньшую роль в межнациональном восприятии играет и этническая идентичность общающихся. Этническая идентичность : составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. В её основе – миф об общих культуре, происхождении, истории. Социальная идентичность: часть Я-концепции человека, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе или группах вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству (Р. Тэшфел).

Этническая идентичность имеет два составных компонента.

    Когнитивный компонент – знания, представления об особенностях своей группы.

    Аффективный компонент – чувство принадлежности к группе, оценка её качеств.

Они могут не совпадать. Так, есть еврейские семьи, которые изучают еврейскую культуру, посещают синагоги и культурные мероприятия (когнитивный компонент), но всё же ощущают себя русскими, а не евреями, и их поведение определяется ценностями, характерными для русского менталитета. Так же и потомки российских эмигрантов за рубежом могут многое знать о России, на когнитивном уровне считать себя русскими, но аффективно (на эмоциональном уровне) ощущать свою принадлежность к этносу, проживающему в стране их пребывания. Подобное явление называют этническим диссонансом.

Формы этнической идентичности.

    Древнейшая форма – осознание родства по крови и браку.

    Осознание общности происхождения. Появляются мифы, повествующие о происхождении племени и народа от прародителей (тотемы, перволюди). Появляется культ предков

    Идея территориальной общности.

    Этническая эндогамия – запрет вступать в брак с представителями чужого народа.

    Идентичность по языку и культуре (с XVIII века).

    Общность исторической судьбы

Таким образом, этническая идентичность играет большую роль в самовосприятии народов, а так же в межнациональных отношениях, зачастую провоцируя этнические конфликты, связанные со стремлением многих народов утвердить свою этническую идентичность.

Проблема характеристики национального менталитета. Перед исследователем, взявшимся за изучение и характеристику менталитета того или иного этноса постоянно встаёт следующая проблема: что и о чём именно писать? Что в психологии народа является базовым, а что – вторичным, «производным» от базовых категорий? Рассказать обо всех явлениях невозможно, не хватит никакого объёма, так как придётся описывать абсолютно все сферы человеческой жизни и деятельности. Поэтому необходимо определиться с важнейшими составляющими менталитета народа. Мы выделили пять таких составляющих. При этом следует понимать, что эти составляющие выделены с некоторой долей условности – человеческую психологию трудно уложить в прокрустово ложе классификаций, поэтому многие психологические явления «кочуют» из одной категории в другую.

Историко-географическая среда и специфика цивилизации. Любой народ – продукт исторического и географического развития, его менталитет формируется как исторической, так и природной средой. Цивилизации, к которым принадлежат этносы, так же имеют свою специфику, которая накладывает свой отпечаток на менталитет народов, вне зависимости от их происхождения и культурных особенностей.

Религиозная специфика. Религия – один из важнейших культурных и психологических факторов развития самосознания этносов. Религию можно отнести не столько к этническим, сколько к цивилизационным (над-этническим) факторам, влияющим на менталитет. Часто этническая идентичность равна религиозной, т.е. именно религия становится «границей» между этносами. Например, боснийцы (босняки), проживающие в Боснии и Герцеговины, считаются отдельным народом именно по религиозному фактору – они мусульмане, а сербы, которые имеют с боснийцами один язык, общее происхождение и во многом историческую судьбу – православные. Хорватский этнос так же в основу своей идентичности и самосознания имеет религию – они католики, что противопоставляет их близкородственным сербам и боснийцам.

Латыпов , А.А.Павлова, Н.Д.Павлова, 1995). Психосемантические методы... : ее заведующая, пять медицинских (клинических) психологов , психолог медицинской комиссии городского военного комиссариата...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека