Что мешает и что помогает хорошим супружеским взаимоотношениям. Что помогает и что мешает общению

Человек не может жить отдельно от общества, ему необходимо постоянное общение с другими людьми, обмен информацией, только тогда он будет саморазвиваться и иметь должный уровень социального воспитания.

При общении люди стремятся достигнуть взаимопонимания, но как известно это достаточно сложный процесс, так как у всех разные характеры, видение мира и собственное мнение. Нам естественно проще общаться с теми, с которыми мы имеем схожие интересы.

Для того, чтобы наладить отношения с разными людьми, необходимо научиться внимательно слушать и понимать собеседника. Избежание конфликтов достигается честностью и вежливостью в разговоре. Непонимание может быть вызвано разными причинами: психологическими, религиозными и так далее. Но главная причина - неумение воспринимать собеседника, слушать и слышать его, быть поглощенным в его проблему. Но бывают такие жизненные ситуации, что как бы внимателен ты не был к говорящему, ты отвлекаешься и теряешь нить событий, что ведет к непониманию и в итоге к ссоре. Это может быть обусловлено несколькими факторами – например, настроение, особенности характера человека, окружающая обстановка.

Несомненно следует учитывать и форму общения – формальное либо неформальное. В зависимости от этого необходимо тщательно относится к выбору тона разговора, жестикуляции и манере поведения.

Так или иначе культура общения – это уважительное отношение к собеседнику, грамотное изложение своих мыслей, честность и умение вести себя. Человек, обладающий культурой общения – достойный собеседник.

Искусство слушать

Чтобы научиться говорить, необходимо научиться слушать. Приведенные ниже приемы помогут вам овладеть этим навыком.

Обрати внимание на то, как ты слушаешь

Не кажется ли тебе, что ты слишком быстро делаешь выводы о людях? Может, часто перебиваешь, не даешь высказаться? Осознание своих привычек поможет тебе не допускать подобных ошибок.

Не уходи от ответственности

Она двусторонняя, так как в разговоре участвуют двое. Необходимо показать, что ты понимаешь, слышишь и слушаешь собеседника. Этого можно добиться, задавая уточняющие вопросы и поддерживая беседу.

Будь внимательным

Поддерживай с собеседником визуальный контакт, одновременно следя, чтобы твой взгляд не казался навязчивым и враждебным. Жестами показывай, что тебе интересен разговор. Помни, что беседовать интересно и «живым» оппонентом.

Сосредоточься на том, что говорит собеседник

Это требует усилий, так как внимание держится не более одной минуты. Постарайся ликвидировать все помехи (компьютер, телевизор, радио).

Будь восприимчив не только к словам, но и чувствам собеседника

Помни, что люди иногда могут «кодировать» чувства в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Старайся быть наблюдательным

Следи за невербальными сигналам собеседника, ведь эмоции часто красноречивее слов. Наблюдай за выражением лица собеседника – на нем можно прочесть многое.

Будь доброжелателен к собеседнику

Любые отрицательные эмоции с твоей стороны вызовут негатив и у говорящего, он может «закрыться» и свести беседу на нет.

Слушай самого себя

Если поведение и речь собеседника затрагивают твои чувства – не стесняйся выражать их.

Что помогает и что мешает общению

Основная цель общения между людьми - достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно? Отчего с кемто мы ладим, а с кемто все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником.

В искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто оказывается единственным выходом из конфликтной ситуации. Но правда должна высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с целью возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.

Что мешает и что способствует общению? Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические, религиозные взгляды, мировоззрение, психологические особенности. Однако основная причина кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая часть процесса общения - умение слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и выражения.

Неформальное общение - это общение дома, с родителями и друзьями; формальное - на работе, во время учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию межличностных отношений знаки внимания, способные успокаивать и оказывать длительное воздействие. "Здравствуйте ", "спасибо ", "пожалуйста ", "извините "... - эти простые слова имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись в семье.

Так что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.

Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:

Общение на равных, без грубости и подобострастия.

Уважение личного мнения собеседника.

Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.

Общение на уровне просьб, а не приказов.

Поиск компромиссных решений.

Умение ценить решение другого.

Умение принимать опыт других.

Если человек не знает, как вступить в разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда человек, к которому обращаются, не занят какойнибудь работой. Всегда следует помнить, что другой человек - не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.

Уважительное отношение к человеку невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей. Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты характера, которые присущи только ему.

Каждый из нас достоин уважения. Уважая другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кемто не сложились отношения, в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется, вызовет у него оживление и энтузиазм.

Существует несколько важных правил ведения открытого и честного разговора с "неудобным собеседником ", которые надо знать и взрослым, и подросткам:

Используйте "языкЯ ". Начиная фразу со слов: "С моей точки зрения... " или "То, как я это вижу... ", вы смягчите разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.

Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут обобщения вроде: "Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки) ". Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.

Постарайтесь показать собеседнику, что его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение, необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего собственного поведения.

Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните: промолчав, вы можете нанести ему вред.

Беседуя с подростком или взрослым человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание отношений может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше времени, сил и эмоций, чем общение типа действие-противодействие, поскольку такой разговор вообще не дает никакого результата.

Чаще всего честность - лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог - самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.

источник неизвестен

Психологический ключ к успеху, конечно, не единственный, а один из ряда других, к которым относятся профессионализм, конкретные знания, экономическая ситуация, везение, воспитание и т.д. Но именно психологический настрой и подготовка обеспечивают значительную долю вероятности успеха. Психологически успех предполагает стремление к положительному результату, удачному завершению задуманного. Что помогает и что мешает человеку добиться успеха; можно ли говорить о психологическом ключе к успеху, о психологических барьерах на пути к успеху?

Проблема успеха является междисциплинарной; в большей степени она нашла отражение в экономических, социологических, журналистских публикациях. Но и в психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура,Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т.О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю.Д. Бабаева, К.А. Хеллер), факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей (А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.В. Новиков, Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, М. Мелия и др.). В результате исследований были получены многочисленные данные о влиянии социально-психологических и личностных факторов на достижение результатов в конкретных сферах жизнедеятельности. Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление личностных качеств, способствующих достижению успеха, мотивационные факторы достижения успеха и т.д.

Кто сегодня достигает наибольшего успеха в бизнесе? Важным источником информации о личностных особенностях бизнесменов выступает наблюдение за деятельностью наиболее успешных из них. На этом построены многие работы по изучению успеха в бизнесе.

М. Мелия на основе обобщения индивидуальных историй бизнесменов выделила три группы тех, кто составляет верхушку российского бизнеса.

  1. Бывшие партийные, комсомольские работники, руководители крупных промышленных предприятий, которые вовремя сориентировались и сумели получить в собственность то, чем они в свое время управляли (предприятие, компанию и т.п.).
  2. Активные, умные люди, которые благодаря исключительным деловым и личностным качествам, а также интуиции и знанию особенностей российского законодательства, организовали успешный бизнес. В эти две группы входят наиболее успешные бизнесмены.
  3. Новая генерация российских бизнесменов, которые автор называет self-made . Эти люди добились успеха только за счет своих личностных качеств, поскольку не имели административных и политических ресурсов, не участвовали в дележе госсобственности, а создавали бизнес с нуля. Это новое поколение бизнесменов, которые значительно влияют на российскую экономику. Именно они становятся объектами пристального внимания психологов, для того, чтобы выявить качества, наиболее способствующие достижению успеха.

Отметим, что в основном исследования, посвященные личности бизнесменов, проводятся по третьей группе, поскольку именно в ней встречается больше успешных людей, которые добились всего благодаря своему труду и незаурядным личностным качествам.

Качества личности, способствующие успеху

Что помогает и что мешает человеку добиться успеха; можно ли говорить о психологическом ключе к успеху, о психологических барьерах на пути к успеху? Ответы на эти вопросы требуют обзора тех личностных качеств, которые демонстрируют люди, добивающиеся успеха.

В ряде работ выделены наиболее значимые личностные качества, которые выступают детерминантами успешности. Например, Н. Лейфрид показал, что существенной личностной предпосылкой достижения успеха является ответственность . Развивая подход к феномену ответственности как свойству субъекта присваивать требования действительности, автор показывает, что ответственность представляет собой готовность, способность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и эффективности деятельности и жизнедеятельности. Данное личностное свойство в значительной мере предопределяет особенности представлений об успехе, а тем самым выработку стратегий поведения в ситуациях достижения.

Многие предпосылки высоких достижений были показаны на примерах наиболее одаренных и успешных людей. Работы свидетельствуют о том, что творческая продуктивность и психологическая основа достижения высоких результатов выражается в общих способностях, креативности, оптимизме, вере в успех, мотивации.

Психология располагает уникальными примерами историй взлета и падения представителей разных профессий, в том числе и бизнесменов. Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения , стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей.

Успеху способствует следующие особенности личности:

  • Упорное утверждение своей личности . Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.
  • Способность контактировать с окружающими . Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.
  • Физическая выносливость . Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха.
  • Удивительная способность точно предвидеть , как будут развиваться события.
  • Особая гибкость . Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе.
  • Незаурядная способность убеждать других.
  • Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность, которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность , можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству.

Стремление к новому характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.

Критичность мышления раскрывается следующими показателями: независимость суждений; способность пользоваться объективными критериями; умение находить причины своих ошибок и неудач; самооценка творческой деятельности; способность формулировать свои оценочные суждения.

Способность к преобразованиям характеризуется умением анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное; описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать; систематизировать и классифицировать; способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия; способностью осуществлять перенос знаний и умений.

Стремление к творчеству включает следующие основные показатели: интерес к профессиональному творчеству; стремление к лидерству и получению высокой оценки со стороны коллег; чувство долга.

Барьеры на пути роста профессионального мастерства

Перечень психологических качеств, препятствующих успеху, может быть очень широким. Выделим основные из них:

  • боязнь новых ситуаций (новых сотрудников, новых руководителей и законов, ревизоров и т.д.), неизвестного, нежелание рисковать. Люди часто предпочитают безопасность и удобства риску и новизне;
  • боязнь уязвимости . Люди стараются избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать;
  • неуверенность в себе . Отсутствие стремления к инновациям часто вызвано страхом ошибки, неверие в свои способности делать что-то новое. Незнание самого себя, недостаточное представление о себе;
  • недостаточные умения и навыки, слабый потенциал , недостаток поддержки, отсутствие нужных навыков. Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Особенно это касается тех людей, которые долгое время работают в одних и тех же условиях;
  • отсутствие поддержки со стороны руководителей.

М. Мелия на основе наблюдений и обобщения биографий наиболее успешных представителей бизнеса выделила следующие личностные качества, которые помогли им добиться успеха, стать богатыми и влиятельными. Прежде всего, отметим, что среди них большинство составляют те, кто добился всего сам.

  1. «Могущество желаний» , что означает масштаб желаний, своеобразная одержимость большой целью. Лидеры бизнеса не боятся мечтать о самых на первый взгляд трудно осуществимых вещах. У них масштабные желания и ясные цели подкреплены абсолютной верой в успех. Мелия приводит пример, когда в начале 1990-х гг. молодой человек (ему тогда было 22 года) побывал в Голландии, где его поразил уютный коттеджный поселок с ресторанами, спортивными площадками. И он загорелся мечтой построить такой поселок в России. У него не было ни компании, ни денег, ни специального строительного образования. Были только мощное желание и вера в успех. И он, действительно, создал строительно-промышленную компанию, построил такие поселки и был практически первым в этом бизнесе.
  2. Мощный внутренний импульс . Это значит, что эти люди руководствуются собственными принципами и мотивами и ставят цели без каких-то внешних стимулов. Их модель жизни: захотел - сделал.
  3. «Неоправданный оптимизм» . Они расценивают свои шансы выше, чем шансы других, верят в свои силы и считают, что у них способности лучше, чем у большинства других людей. Их отличает высокая устойчивость к неудачам, даже крупным, так называемый подкожный слой оптимизма. Неудачи побуждают их к мобилизации всех жизненных ресурсов. Они убеждены, что любая цель может быть достигнута и мир в принципе управляем.
  4. Открытость реальным фактам , в сочетании с верой в победу. Трудности вызывают у них лишь азарт, они выходят из борьбы более закаленными.
  5. Компетентность во времени : т.е. жизнь настоящим, а не будущим или прошлым, реалистичность в оценке перспектив, умение связывать текущие задачи со стратегическими планами, легко оперировать временем, как прошлым, так и будущим. Про свои ошибки они говорят: «Ну что ж, зато я приобрел(а) опыт» - и используют неудачи как трамплин для будущих достижений.
  6. Черно-белое восприятие мира , иными словами целеустремленность , умение все подчинять достижению цели, сортировать все жизненные ситуации по принципу «нужно - не нужно». Восприятие мира при этом упрощается, становится в какой-то степени черно-белым (либо средства для достижения целей, либо препятствия).
  7. Харизма , сильная энергетика, лидерство, т.е. умение завораживать и увлекать за собой, обладая притягательной силой. Харизматический человек наделен особой властью, он влияет на мысли и действия других людей.
  8. Склонность к риску, изменениям . Каждый день они могут принимать рискованные, опасные, авантюрные решения и не испытывать при этом страха, а напротив, получать удовольствие, беря на себя ответственность за дело и за людей. Создавать, строить, развивать - ключевые слова их деловой жизни.
  9. Ответственность и моральные границы . Отвага в бизнесе - это сочетание риска с ответственностью, поскольку цена многих решений очень высока, поэтому бизнесменам свойственно обостренное чувство ответственности за свои слова, дела, за людей, которые им доверяют. У них есть собственный свод правил, определенные этические принципы, внутренние нормы, моральные границы, за которые нельзя переступать. Соблюдение этих правил очень важно для деловой репутации.
  10. Ясность мышления и безальтернативность решений , т.е... способность воспринять максимум информации «на входе» и многовариантность «на входе». Пока решение не выработано, успешные люди очень открыты к обсуждению, к диалогу, откровенны и внимательны, но как только решение созрело - оно больше не обсуждается, все внимание сосредотачивается на реализации решения, достижении поставленной цели.
  11. Рациональное отношение к деньгам , т.е. деньги должны постоянно работать сообразно четким стратегическим ориентирам, поэтому бизнесмен всегда четко знает, куда он вложит деньги - в производство, в развитие, как распорядится полученной прибылью. Деньги для таких людей - это скорее средство, но не цель. Они дают возможность ставить новые более масштабные задачи, выходить на иной уровень развития, расширить сферу влияния и деловых интересов.
  12. Отношение к бизнесу - способ самореализации , или возможность проявить себя в чем-то новом и значимом для себя.
  13. Демократичность и скромность , т.е. чувство реальности, умение брать на себя больше ответственности без лишней шумихи вокруг собственной персоны. Такие люди крепко стоят на земле, в отличие от тех, кто получил бизнес в наследство. Они открыты и демократичны в общении с людьми.
  14. Уникальность . Это значит, что в окружении нет людей, подобных им, сравнимых с ними по своим личностным качествам. Они независимы и нетрадиционны во взглядах, привычках и зачастую воспринимаются другими как эксцентричные люди. Они позволяют себе быть упрямыми, раздражительными, холодными, бессердечными и безжалостными. Они, сосредоточены на себе и своих планах, могут подавлять и удивлять; других своим экстравагантным поведением.
  15. Экзистенциальная тревога , или постоянное стремление к большему. Это более «продуктивные» для экономики страны люди, у них есть некий «психологический вечный двигатель». Они достигли вершины пирамиды потребностей А. Маслоу и с точки зрения экзистенциальной не смогут полностью реализовать себя никогда: как только они добиваются одной цели, тут же ставят следующую.

Можно сказать, что наиболее успешные люди демонстрируют: высокую способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и работы, устойчивость к неприятным ситуациям и стрессам, эмпатию, общую жизненную эффективность, честолюбие, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, интерес к новым испытаниям, необходимость обеспечивать семью, ответственность перед окружающими.

Психологический ключ к успеху, конечно, не единственный, а один из ряда других, к которым относятся профессионализм, конкретные знания, экономическая ситуация, везение, воспитание и т.д. Но именно психологический настрой и подготовка обеспечивают значительную долю вероятности успеха. Психологически успех предполагает стремление к положительному результату, удачному завершению задуманного. Для этого приходится развивать сильные стороны и работать над слабыми.

Поскольку к успеху стремятся многие, возникает желание выстроить формулу успеха, которая поможет всем преодолеть неудачи и подняться на новый уровень. Существует много вариантов формализации факторов, которые могут привести к успеху. В качестве примера приведем, так называемую магическую формулу успеха, которую предложил X. Маккей.

Путем анализа жизни и деятельности неординарных, добившихся многого, бизнесменов, он выделил важнейшие психологические характеристики успеха. X. Маккей считает, что, хотя все мы обладаем индивидуальными способностями, благодаря которым каждый из нас является уникальным, можно выделить общие характерные особенности преуспевающих людей, которые помогли им добиться успеха. На основе этих особенностей им была построена формула успеха, которая включала сумму следующих компонентов: упорство, определение цели, сосредоточение усилий. Если к этой формуле добавить уверенность в себе, успех непременно придет. Итак, каждый из нас способен сделать очень много для развития своих способностей, характера, деловой активности, целеустремленности. Практически все из перечисленных особенностей можно изменять и развивать.

Формула успеха:
успех =
упорство +
определение цели +

уверенность в себе +
сосредоточение усилий.

Чтобы рассказ мой не был пустым словоблудием и цепью необоснованных умопостроений, за основу возьму выводы научного исследования, проведённого психологом А. В. Блинниковой. Это исследование продолжалось в течение семи лет. В нём принимали участие люди всех возрастов (начиная с годовалых детишек) с различной степенью утраты зрения (полностью незрячие, со светоощущением и со способностью различать тени, яркие и тёмные цвета), также в исследовании участвовали люди, незрячие с рождения, и потерявшие зрение в зрелом возрасте.

Данное исследование проводилось в школах-интернатах для слепых и слабовидящих, в детских больницах, на дому, на предприятиях, где трудятся незрячие, в детсадах для детей с нарушениями зрения. Всего участвовало 1300 человек.

Не буду загружать моих дорогих читателей всякими там числами, процентами, просто приведу некоторые заключения, сформулированные А. В. Блинниковой по результатам исследования.

1. Уже к двум-трём годам слепорождённые малыши могут отлично ориентироваться в своей квартире (комнате, доме). Но если родители или иные близкие родственники слишком опекают слепого ребёнка, обучения навыкам ориентировки не происходит. Иными словами, если родители (лица, воспитывающие ребёнка) не дают ему сделать ни одного самостоятельного шага, не говорят с ним по поводу окружающей обстановки, то навыки ориентирования не формируются.

2. В некоторых случаях люди, имеющие остаточное зрение или даже светоощущение, ориентируются в пространстве хуже, чем полностью незрячие. Это связано с тем, что первые (с остаточным зрением) пытаются всмотреться, приглядеться, у них могут присутствовать «инстинкты и рефлексы зрячего» — это в том случае, если раньше они видели хорошо. Попытки приглядеться, что-то увидеть обычно приводят к сильному напряжению, рассредоточению внимания и, тем самым, к ухудшению концентрации на окружающем пространстве, хотя зачастую остаточное зрение очень помогает, особенно в светлое время суток.

3. Для людей, незрячих с рождения или переехавших на новое место жительства, поздно ослепших или сменивших место работы, обучения и т. п. очень важным является составление и изучение тактильного плана местности. Полезным здесь окажется умение читать рельефные карты местности, понимание масштабов, углов, направлений, навыки работы с транспортиром (для измерения углов), знание сторон света, принципов работы компаса. В ориентировке поможет тактильный план здания, улицы, района, изготовленный из пластилина, картона, конструктора — это уж от фантазии зависит!

4. При овладении соответствующими навыками большинство незрячих людей способны хорошо изучить пространство одной комнаты (типа гостиничного номера-люкс) за 7−12 минут, нескольких комнат (от 2-х до 4-х) за 10−20 минут, одноэтажного здания (10−15 кабинетов) за несколько часов или 2−3 дня. Незрячие школьники обычно осваивают здание школы и пространство пришкольного участка за 5−10 дней, а работникам специальных предприятий необходимо осваивать рабочее пространство за 2−4 дня. Сроки освоения более обширного пространства (улицы, района, города) зависят уже от того, умеет ли человек ходить с тростью, видел ли он раньше, большой ли сам город, район, опасен ли город (много ли транспорта, ровные ли дороги), развит ли вестибулярный аппарат.

5. Казалось бы, если у человека раньше (до 10−15 лет) было хорошее зрение, он должен хорошо ориентироваться в своём районе, городе, при условии проживания там и в «зрячем состоянии». Но это не всегда так. Иногда зрительные воспоминания, зрительный план, картина местности могут мешать.

6. Можно наблюдать два противоположных феномена: 1) незрячий человек может очень подробно и правильно описать маршрут, но совершенно не способен его правильно пройти; 2) незрячий человек прекрасно пользуется тростью, ориентируется на больших пространствах, в разных городах, быстро осваивает новые маршруты, но описать их (маршруты) не может. То есть первый говорит, но не идёт, а второй идёт, но не объясняет, как он идёт.

Итак, сроки, качество, прочность освоения окружающего пространства незрячими и слабовидящими людьми зависит от возрастного периода, скорости утраты зрения, возраста человека, степени сохранности зрения, условий семейного воспитания, степени общей и бытовой самостоятельности, развития точности движений.

В первую очередь запомните магическую фразу: на отдыхе нет мыслям о работе. Это, пожалуй, самое сложное, с чем вам предстоит справиться. Однако если вы хотите вспомнить, что такое удовольствие от процесса труда, то стоит попытаться преодолеть оковы будничных дел и сбежать в беззаботное царство и выходных.

В качестве первого шага – выключите и телевизор. Отрежьте себя от новостных потоков и переписки, от пребывания за включенным монитором, утомляющим глаза и ненасытно съедающим наше время. Если не уверены в своих волевых качествах, выдерните шнур питания. А еще лучше – заприте квартиру и отправляйтесь к друзьям, на природу, хотя бы просто на прогулку. Если речь идет об отпуске в другой стране, правило тоже – не берите с собой ноутбук и по возможности меньше пользуйтесь телефоном. Если есть возможность – приобретите сим-карту, номер которой будут знать только родные.

Очень часто помехой к расслаблению становятся хлопоты перед дорогой – оформление путевок, сборы. Избавьтесь от этой головной боли заранее – загодя займитесь выбором места для путешествий и покупкой билетов, составьте списки необходимых вещей, по возможности соберите чемоданы. Грамотно распределите это на несколько дней, если не недель, и это не вызовет ни утомления, ни снижения работоспособности. Скорее наоборот – несколько минут деятельности, посвященной отпуску, значительно повышают настроение и повышают труда.

Нашему отдыху активно препятствует привычный быт. Не стройте планов по покорению магазинов или грандиозной уборке. Вы удивитесь, но на все это можно найти время и вне отпуска. Например, уборку можно по частям. Никто на самом деле не заставляет вас делать все и сразу. Выделите с утра пятнадцать минут на влажную уборку: очень скоро вы увидите, что вам уже не требуется столько времени, чтобы привести квартиру в порядок, ведь пыль просто не успевает оседать. Точно так же можно справиться и с остальными домашними делами. А выходные посвятить себе.

И в этом заключается еще одно грандиозное препятствие к отдыху. Общение с другими людьми. Даже близкие иногда могут утомить, и если это случилось с вами…не держите в себе, признайтесь, что хотите отдохнуть в одиночестве. Поверьте, никто не жаждет видеть вас раздраженной и усталой. Не доводите дело до ссор, которые неминуемо возникнут при накопившемся раздражении. Открытость, пусть иногда даже не очень приятная, во многом способствует укреплению отношений. В обратную сторону правило тоже действует: если вам не хватает внимания, скажите об этом – ведь окружающие могут просто не догадываться о том, что что-то идет не так.

Последнее, о чем стоит помнить, пытаясь хорошо отдохнуть: не слушайте никого и ничего. Делайте то, что доставляет вам истинное . Существует множество советов о том, как расслабиться: медитировать, читать, гулять. Но только вы знаете, что лучше всего вы чувствуете себя на широком подоконнике своей квартиры, завернувшись в плед с чашкой горячего шоколада и смотря на ночной город. А может, ваш отдых – это день релаксации в спа-салоне? Или покорение горной вершины? Загляните в себя - там уже давно есть ответ, он только ждет, когда на него обратят внимание.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека