Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты. Иван Сусанин: народный герой или жертва обстоятельств

Сегодня, 10 августа, празднуют свои именины люди по имени Иван. Это имя стало нарицательным при обозначении русского человека, а знаменитые Иваны сыграли значительную роль в истории страны — Грозный, Сусанин, первопечатник Федоров и многие другие.

Редакция сайт поздравляет всех Иванов и представляет выпуск, в котором собрана семерка самых знаменитых людей с этим замечательным именем. Почему именно они самые знаменитые? Этот рейтинг мы составили на основе анализа поисковых запросов российских пользователей за последние несколько лет.

(Всего 7 фото)

1. Иван Ургант

Наш рейтинг возглавляет известный шоумен Иван Ургант — человек многочисленных талантов и достоинств. Он вполне заслуженно занимает первое место, ведь уже много лет в России идет настоящая Ургантомания. И такая мания вполне объяснима, ведь Иван — самый востребованный телеведущий, потомственный актер, музыкант-мультиинструменталист, ресторатор и даже фотограф (правда любитель). Помимо прочего Урагант известен своим острым языком — по количеству острот на секунду эфирного времени он абсолютный чемпион.

Получил актерское образование в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, но после получения диплома не стал заниматься театральной карьерой, а пошел работать сначала на радио, а потом и на телевидение в Петербурге. После переезда в Москву карьера Ивана стремительно пошла в гору: сначала работал на «Русском радио», а затем на «Хит-ФМ», позже в 2001 году появился и на московском телевидении, на канале MTV, а с 2005-го и на Первом. За 14-ть лет работы на телевидении был ведущим десятков телевизионных программ. Сейчас является телеведущим в программах «Смак» и «Вечерний Ургант». Сыграл в нескольких десятков фильмах. Занимается музыкой под псевдонимом Grisha Urgant.

2. Иван Охлобыстин

Иван Охлобыстин, он же Иван Чужой и Леопольд Роскошный, он же Отец Иоанн, он же доктор Быков, он же многодетный отец, а также актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель.

Иван Иванович появился на свет в 1966-м году в необычной семье — его отцом был 60-летний военный врач, матерью — 20-летняя студентка-экономистка. После окончания школы поступил во ВГИК, который закончил в 1992-м, успев к тому времени бросить учебу, отслужить в армии, восстановиться в институте и сняться в своем первом фильме — «Нога», 1991. До 2001-го года много снимался в кино («Даун Хаус», «ДМБ», «8 1/2 $», «Мама, не горюй» и многие другие), писал сценарии, но после того, как был рукоположен в священники, перестал сниматься. Во время своей службы в сане священника, которая длилась шесть лет, продолжал писать сценарии, выпустил книгу, вел программу на радио. Однако в 2007-м году произошло его возращение в кино, которое сам Охлобыстин объяснил тем, что его семье не хватает денег. При этом — Иван отец шестерых детей и через два года они с супругой отметят двадцатую годовщину брака.

Тотальная всероссийская известность пришла к Охлобыстину в 2010-м году, после того, как он начал играть колоритного доктора Быкова в телесериале «Интерны».

Игра в кино человека, который занимает сан священника, вызывало много споров, особенно после того, как Охлобыстин сыграл неоднозначную роль шута в фильме «Царь». В 2010-м году по просьбе самого Охлобыстина Патриарх Кирилла временно отстранил его от служения из-за «внутренних противоречий». При этом Патриарх отметил, что если священник Иоанн Охлобыстин сделает «окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения», то его временное запрещение в служении может быть снято.

Был замечен Иван и в политике — в 2011-м собирался баллотироваться в президенты, хотя при этом является убежденным монархистом.

3. Иван Дорн

24-летний Иван Дорн — певец, диджей и телеведущий, бывший участник группы «Пара Нормальных», продолжающий сольную карьеру.

Родился в Челябинске. В 1990 году переехал в Славутич в связи с работой отца на Чернобыльской АЭС. Позднее родители Ивана развелись, и отцовскую фамилию ‘Еремин’ он сменил на материнскую ‘Дорн’. Иван с самого раннего детства проявил склонность к музыке и пению – в 6-летнем возрасте мальчик уже пел на фестивале ‘Золотая осень Славутича».

В 2006 году Дорн стал студентом факультета кинематографии Киевского университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Вскоре начал работу ведущим на украинском канале M1. В 2007-м вместе с Аней Добрыдневой создал дуэт ‘Пара Нормальных’. В 2008-м вышел дебютный альбом группы ‘Я придумаю happy end’. Песня группы оказалась хитом на радио — ‘Пара Нормальных’ попала в десятку лучших песен Русского радио.

С 2010 года Иван Дорн начинал сольную карьеру, выпуская свои собственные песни, среди которых «Стыцамэн», «Бигуди», «Северное сияние», «Тем более» и другие. В мае 2012-го года прошла официальная презентация первого сольного альбома Co’N’Dorn. На премии МузТВ-2012 был номинирован в категории «Прорыв года», также был номинирован в трёх категориях на премии «Степной волк» 2012 года.

Весной 2012 года Дорн получил несколько положительных отзывов в российской прессе. О нем писали, как о «новой безусловной звезде здешней эстрады», называли «лучшим в мире исполнителем русскоязычной массовой поп-музыки». В апреле 2013 года песня Дорна «Стыцамэн» оказалась в списке «Ста песен, изменивших нашу жизнь», составленного обозревателями московского сайта журнала TimeOut .

4. Иван Алексеев

Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MC - российский музыкант, рэпер, композитор и актёр. Получил известность благодаря многочисленным Lo-Fi композициям, выложенным музыкантом в сети Интернет за годы творческой деятельности. Музыка Noize MC совмещает в себе черты нескольких стилей. Сам артист охарактеризовал своё творчество как «современная урбанистическая музыка на стыке хип-хопа, панка, регги и брейкбита».

В творчестве Ивана Алексеева отчётливо прослеживается социальная тема, многие его песни, такие как: «Мерседес S666», «Кури бамбук», «Москва - не резиновая», «Наше движение», «Героин фест», «10 суток» - являются реакцией автора на значительные социальные проблемы.

Noize MC исполнил одну из главных ролей в фильме «Розыгрыш», премьера которого состоялась в мае 2008 года. В 2010 году у Ивана родился сын Василий, а в 2012-м ещё один - Михаил.

5. Иван Вырыпаев

Иван Вырыпаев - российский драматург, актер, режиссер, художественный руководитель театра «Практика». Известен благодаря таким фильмам, как «Эйфория», «Кислород», «Танец Дели».

В 1995 году закончил актерское отделение Иркутского театрального училища. В качестве актера работал в Магаданском драматическом театре и Театре драмы и комедии на Камчатке. В 1998 году основал в Иркутске театр-студию «Пространство игры». Преподавал актерское мастерство в Иркутском театральном училище. С 2001 года участвует в работе центра новой пьесы «Театр.doc», а с 2005 года – театра «Практика». Автор многочисленных киносценариев («Другой район», «Бункер», «Антонина оглянулась», «Бухарест 68», в соавторстве – «Бумер-2»), пьес («Июль», «Бытие № 2», «Кислород», «Валентинов день», «Город, где я», «Сны»), книги «13 текстов, написанных осенью». В 2006 году по собственному сценарию снял фильм «Эйфория». Иван Вырыпаев отмечен национальной театральной премией «Золотая маска», премией Президентского совета «За вклад в отечественную литературу», премией «Триумф», несколькими премиями международных театральных фестивалей.

6. Иван Янковский

23-летний Иван Янковский – продолжатель знаменитой отечественной кинодинастии. Его дед, Олег Янковский, — выдающийся актер кино и театра, любимый миллионами зрителей. Отец, Филипп Янковский, известен, как кинорежиссер, а мама, Оксана Фандера – популярная киноактриса. Словом, судьба Ивана была предрешена…

По окончании школы Иван Янковский собирался поступил на режиссерский факультет Московской международной киношколы. Впрочем, ограничиваться в будущем режиссерской деятельностью он не собирается, поскольку актерская стезя ему тоже очень интересна. Свои незаурядные актерские данные Иван уже продемонстрировал в фильмах «Приходи на меня посмотреть» и «Индиго».

7. Иван Жидков

Актер театра и кино Иван Жидков родился в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 2004 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Е. Б. Каменьковича). С 2004 по 2007 год был актёром Театра-студии п/р Олега Табакова, где дебютировал в роли Пётра в пьесе Максима Горького «Последние», и МХТ имени А. П. Чехова, - на этой сцене дебютной стала роль Дмитрия в спектакле «Ю» по пьесе Ольги Мухиной. Снимался в ряде фильмов, среди которых «Черная молния», в которой актер сыграл главную роль. Женат на актрисе Татьяне Арнтгольц.


Краткая форма имени Иван. Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Иванко, Ванюра, Ванюся, Ванюта, Ванютка, Ванята, Ванятка, Иваня, Иванюха, Иванюша, Ивася, Ивасик, Иваха, Иваша, Иша, Ишу.
Синонимы имени Иван. Иоанн, Джон, Джек, Шон, Ойн, Иан, Иоганн, Оганес, Хуан, Джованни, Жан, Жуан, Янош, Ян, Янис, Йован, Йоханнес, Юхан, Яхья, Эван, Айван.
Происхождение имени Иван. Имя Иван русское, православное.

Имя Иван происходит от древнеиудейского Иоанн и в переводе означает «помилованный Богом». Имя Иван – самое русское имя. Во время Великой Отечественной войны немцы именно так называли всех русских. На латыни имя Иван читается как Айван. Во второй половине ХХ века мода на славянские имена распространилась в испаноязычных и португалоязычных странах, в этих странах помимо родных для них имен Хуан и Жан появились имена Иван и Эван.

У имени Иван множество аналогов в различных странах. Так, например, в Германии Ивана будут звать Иоганн, Йоханн, Ганс, в Италии – Джованни, Джанни, в Англии – Джон, во Франции – Жан, в Армении – Ованес, Оганес, в Испании – Хуан, в Сербии – Йован, в Финляндии, Эстонии, Швеции – Юхан, в Грузии – Вано, в Польше, Чехии, Нидерландах – Ян , у мусульман – Яхья (исламский пророк, соответствующий библейскому Иоанну Крестителю).

Для имени Иван существуют женские формы этого имени – Иоанна , Иванна. Существует ударение в имени Иван как на первый, так и на второй слоги.

Имя Жан (французский аналог имени Иван) дало в средневековой Англии такие формы имён как Джон, Джек, Джейк, Джекки. В современности эти все имена стали самостоятельными. Также от имени Жан было образовано много женских имен – Жанна , Джейн, Джин, Джанин, Жаннета. Все они также ведут свою самостоятельную жизнь. От имени Ян появились имена – Яна , Янина .

Не стоит путать европейское имя Жан, Джанни с мусульманским именем Джан , которое на латинице может записываться идентично, а в имени произноситься и как Джан, и как Жан.

Иван – активный и волевой человек, отличающийся завидной быстротой реакции. По складу характера Ваня – холерик, поражающий окружающих своим взрывным характером.

На самом деле характер человека по имени Иван очень противоречив. В нем в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Этот мужчина с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идет спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Мужчина с именем Иван обладает широкой, разносторонней натурой. При этом он сторонник сохранения обычаев. Ваня относится к тому числу мужчин, которые высоко ценятся среди других людей. Он открыт и отзывчив, не замедлит помочь.

Иван не наделен в должной мере интуицией. Он часто не может выбрать, сильно нервничает и в итоге совершает промах. Мужчина не обладает быстрым умом. Он может долго обдумывать одну проблему, не в состоянии быстро принимать решение.

Иван не приемлет компромиссов. Он обладает высокой нравственностью, очень предан близким. Если друзья допускают в общении с ним какой-либо нечестный поступок, то это очень ранит Ивана.

В отношениях главная цель для Ивана - создание крепкой и надежной семьи. Иван не пойдет изменять своей избраннице, если она не разочарует его.

Среди увлечений Ивана обязательно присутствуют рыбалка и футбол. Кроме того, мужчина старается быть в курсе всех политических событий. Он всегда рад гостям и готов заводить новые знакомства.

Для Ивана нет ограничений в профессиях. С одинаковой вероятностью он может стать и мастером-лесорубом, и возвышенным поэтом, и смелым летчиком. Душа этого человека полностью открыта миру.

Хотя в трудолюбии Ивану не откажешь, он все-таки несколько тяжел на подъем. Для коллег он, как правило, «свой парень». Имея широкий круг интересов, Ивану под силу найти общий язык с каждым. Если он берется за дело, то, скорее всего, оно ему удастся.

В компании Иван веселый и щедрый человек. Он очень просто относится к людям, всегда остается открыт, но ненавязчив.

Именины Ивана

Иван празднует именины 2 января, 5 января, 11 января, 14 января, 20 января, 27 января, 28 января, 30 января, 3 февраля, 4 февраля, 8 февраля, 9 февраля, 11 февраля, 12 февраля, 13 февраля, 16 февраля, 17 февраля, 19 февраля, 23 февраля, 26 февраля, 28 февраля, 5 марта, 6 марта, 7 марта, 8 марта, 9 марта, 11 марта, 14 марта, 18 марта, 22 марта, 23 марта, 24 марта, 25 марта, 29 марта, 1 апреля, 2 апреля, 9 апреля, 10 апреля, 11 апреля, 12 апреля, 13 апреля, 14 апреля, 19 апреля, 21 апреля, 25 апреля, 27 апреля, 30 апреля, 1 мая, 2 мая, 6 мая, 9 мая, 10 мая, 12 мая, 19 мая, 20 мая, 21 мая, 25 мая, 27 мая, 5 июня, 6 июня, 7 июня, 8 июня, 9 июня, 11 июня, 15 июня, 17 июня, 20 июня, 22 июня, 23 июня, 25 июня, 26 июня, 2 июля, 3 июля, 7 июля, 9 июля, 10 июля, 11 июля, 13 июля, 14 июля, 16 июля, 22 июля, 25 июля, 27 июля, 29 июля, 31 июля, 2 августа, 3 августа, 6 августа, 10 августа, 12 августа, 13 августа, 16 августа, 17 августа, 20 августа, 22 августа, 25 августа, 31 августа, 2 сентября, 4 сентября, 5 сентября, 7 сентября, 9 сентября, 10 сентября, 11 сентября, 12 сентября, 15 сентября, 16 сентября, 17 сентября, 19 сентября, 20 сентября, 23 сентября, 27 сентября, 28 сентября, 30 сентября, 1 октября, 3 октября, 4 октября, 6 октября, 11 октября, 12 октября, 14 октября, 15 октября, 16 октября, 19 октября, 21 октября, 25 октября, 28 октября, 29 октября, 31 октября, 1 ноября, 2 ноября, 3 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 13 ноября, 14 ноября, 16 ноября, 17 ноября, 22 ноября, 23 ноября, 25 ноября, 26 ноября, 29 ноября, 30 ноября, 2 декабря, 3 декабря, 5 декабря, 8 декабря, 9 декабря, 10 декабря, 11 декабря, 12 декабря, 15 декабря, 16 декабря, 17 декабря, 20 декабря, 23 декабря, 24 декабря, 26 декабря, 30 декабря, 31 декабря.

В русских сказках третьего сына почти всегда нарекали Иваном. При этом имён у старшего или среднего сына порой вообще не было, хотя изредка и встречались, но вот третий сын был именно Иван и никто другой. Почему? Есть два объяснения этого интересного факта.

Первая версия довольно очевидна. Имя Иван - это упрощённое произношение христианского имени Иоанн, которым крестили мальчиков на Руси. Так как имя Иоанн встречается в святцах практически каждый день, а если быть точнее, то 298 дней в году, получается, что каждый второй рождённый мальчик получал это имя. При этом имя носили в различных сословиях – и бояре, и князья, и простой люд.

Но почему именно третьего сына звали Иваном, а не первого или второго? Здесь нужно вспомнить, что как раз третьему сыну в сказках удавалось сделать невозможное, поймать жар-птицу, победить Кощея и совершить много других подвигов. Слушатели-мальчики ассоциировали себя с героем сказки, а так как большая часть слушателей носила имя Иван, то и «воспитательный» эффект таких сказок был максимальным.

Вторая версия появления имени Иван в русских сказках такова. И до принятия христианства на Руси существовал народной фольклор, где также были свои герои. Но так как многие народные сказки появилась гораздо раньше, чем на Русь пришла новая религия, можно предположить, что герой в них не имел конкретного имени, а подразумевался некоторый собирательный образ. Это был добрый молодец, юный храбрец, защитник обиженных и искатель невесты – то есть юноша, у которого закончилось отрочество и началась пора молодости (в то время – возраст примерно 15-20 лет).

По исследованиям известного языковеда Макса Фасмера слово «герой» на старославянском звучало как «юнак», в дальнейшем оно трансформировалось в «юнец», что более близко к понятию «молодёжь». Изначальный корень junъ («юн», «унъ») дал во многих славянских языках (болгарском, сербском, словацком, хорватском) и его диалектах слова, схожие по звучанию и близкие по смыслу «junota» (молодёжь), «junoch» (юноша), «junak» (парень, смельчак), «yuvan», «уunаs» (молодой, юноша).

На древнерусском «юноша» звучало как «уноша», а с ХI века произношение изменилось: «у» заменилось на «ю». В Киевской Руси перед начальным «у» стали ставить «в» (улица-вулица, умный-вумный). Поэтому слово далее трансформировалось в «вуноша», изначальное «унъ» стало «вунъ», а «yuvan» стал «уван».

С появлением христианства в Киевской Руси наиболее часто встречаемое в святцах имя Иоанн наложилось на уже известного народу героя сказок. С тех пор он приобрёл имя личное, превратился во всем известного Ивана, ведь для простого люда произношение «Иоанн» оказалось чересчур сложным. Однако смысловой подтекст характеристик героя сохранился – это всегда добрый молодец, совершающий различные невозможные подвиги.

Известные люди с именем Иван

  • Иван Грозный, Иоанн IV Васильевич ((1530 - 1584) великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575-1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Предание гласит, что в честь рождения Иоанна была возведена Церковь Вознесения в Коломенском. Номинально стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, регентским советом - «Избранной Радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен «Судебник» (1550). Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Cибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства - 50 лет и 105 дней.)
  • Иван Айвазовский ((1817 - 1900) имя при рождении - Ованнес Айвазян; всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.)
  • Иван Кулибин ((1735 - 1818) выдающийся русский механик-изобретатель)
  • Иван Бунин ((1870 - 1953) русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе (1933))
  • Иван Гончаров ((1812 - 1891) русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник)
  • Иван Крузенштерн ((1770 - 1846) имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн; российский мореплаватель, адмирал, океанограф. Происходит из остзейских немецких дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию (1803-1806).)
  • Иван Тургенев ((1818 - 1883) русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Считается одним из классиков мировой литературы.)
  • Иван Мичурин ((1855 - 1935) русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1913), Ленина (1931) и Трудового Красного Знамени. Три прижизненных издания собраний сочинений.)
  • Иван Ефремов ((1908 - 1972) русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.)
  • Иван Павлов ((1849 - 1936) один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».)
  • Иван Сытин ((1851 - 1934) российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель)
  • Иван Петровский ((1901 - 1973) выдающийся советский математик и деятель отечественного образования. С 1951 по 1973 годы - ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.)
  • Иван Барков ((1732 - 1768) русский поэт, автор эротических, «срамных од», переводчик Академии наук, ученик Михаила Ломоносова, поэтические произведения которого пародировал. Его биография обросла огромным количеством легенд.)
  • Иван Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский ((1639 - 1709) государственный и политический деятель. С 1687 года гетман Войска Запорожского Левобережной Украины, а с 1704 года, после объединения Левобережной и Правобережной Украины, - Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман (Гетман и Кавалер Царского Пресветлого Величества войска Запорожского) (1687-1709). Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного («славного чина святого апостола Андрея кавалер») с 1700. Князь Священной Римской империи с 1 сентября 1707 года. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. За воинские заслуги королём Речи Посполитой Августом Сильным награждён польским орденом Белого Орла. В 1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме.)
  • Иван Крылов ((1769 - 1844) русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). В молодости Крылов был известен, прежде всего, как писатель-сатирик. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И.А.Крылова положены на музыку, например, А.Г.Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».)
  • Иван Козловский ((1900 - 1993) советский оперный и камерный певец (лирический тенор), режиссёр. Народный артист СССР (1940). Герой Социалистического Труда (1980).)
  • Иван Папанин ((1894 - 1986) советский исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940))
  • Иван Владимиров ((1869/1870 - 1947) российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917-1918 годов.)
  • Витус Ионассен Беринг, тождественно Иван Иванович Беринг ((1681 - 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. В 1725-1730 и 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.)
  • Иван Гусев ((1918 - 1945) старший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945))
  • Иван Гарднер ((1898 – 1984) в монашестве - Филипп; историк, исследователь русского церковного пения, православный регент. В 1942-1944 годах - епископ Потсдамский Филипп, викарий Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви.)
  • Иван Юрин ((1896 - 1951) советский генерал, участник Сталинградской битвы, создатель войск связи Войска Польского (1944-1947))
  • Иван Алонсо ((род.1979) уругвайский футболист)
  • Иван Амилахори (Амилахвари, Амилохваров) ((1829 - 1905) князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, один из выдающихся боевых деятелей Кавказа)
  • Иван Макаревич, Иван «James Oclahoma» Макаревич ((род.1987) российский актёр и музыкант)
  • Иван Колышкин ((1902 - 1970) командир 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга; первый из советских моряков-подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза)
  • Иван Бартц (Барц) ((1848 - 1933) немецкий композитор, органист и хормейстер)
  • Иван Толстой ((1644 - 1713) русский государственный деятель петровского времени. Старший в роду Толстых, брат графа П.А.Толстого, свояк царя Фёдора Алексеевича. От него происходит нетитулованная ветвь рода (с 1910 года известная также как Толстые-Милославские).)
  • Иван Сильвай-Сливка (Сильвай) ((1838 – 1904) литературный псевдоним - Уриил Метеор; карпаторусский поэт и писатель, греко-католический священник)
  • Иван Кочерга ((1881 - 1952) украинский советский драматург, Заслуженный деятель искусств УССР (1950))
  • Иван (Иосиф) Аренс ((1889 - 1938) Генеральный консул СССР в Нью-Йорке)
  • Иван Баранка ((род.1985) профессиональный словацкий хоккеист, защитник)
  • Иван Бассо ((род.1977) профессиональный итальянский велогонщик. Бассо является двукратным победителем одной из трёх самых сложных и продолжительных веломногодневок - Giro d’Italia, победив на ней в 2006 году, выступая за команду CSC, и в 2010 году, выступая за Liquigas-Doimo.)
  • Иван Белка Отяев (вторая четверть XV века - ?) посол Ивана III в Рязанском княжестве, родоначальник дворянского рода Белкиных, наиболее вероятный основатель села Белкина Репинской волости)
  • Иван Варавва ((1925 - 2005) русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны)
  • Иван Капнист ((ок.1794 - 1860) тайный советник (1849) в звании камергера (1835). Губернатор Смоленской (1842-1844) и Московской (1844-1855) губерний. Сенатор (с 1855 года).)
  • Иван Лут ((1910 - 1981) сталевар комбината им.Ильича. Рационализатор, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Мариуполя.)
  • Иван Ровный ((род.1987) российский трековый и шоссейный велогонщик, выступающий за RusVelo)
  • Иоаннис Варвакис, по-русски его именовали сначала Ян Варвач или Ворвач, а впоследствии - Иван Варваци ((1732/1750 – 1825?) российский дворянин, кавалер орденов Святого Владимира и Святой Анны, прославленный огромной и разносторонней благотворительностью, видный член тайного греческого общества «Филики Этерия», а затем - в возрасте 90 лет - активный участник греческой национально-освободительной революции. В 35 лет - знаменитый пират, за голову которого турецкий султан обещал тысячу пиастров, в 1770 году Варвакис, подобно многим своим землякам, добровольно присоединился на собственном двадцатипушечном судне к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции под командованием графа А.Орлова и адмирала Г.Спиридова, неожиданно объявившейся в Эгейском море. Именно с Чесмой связывает традиция начало русской службы капитана Варвакиса, хотя документы только косвенно подтверждают это. Боевой эпизод с участием Варвакиса приводит по архивным данным известный в прошлом веке историк русского флота А.Соколов. В 1789 году грек был принят «в вечное России подданство». Все свои незаурядные способности и энергию он отдал коммерции и благотворительности. Иоаннис Варвакис, которого теперь называют в документах господином надворным советником Иваном Андреевичем Варвацием, скоро стал миллионером. Известно, что переговоры с городским обществом Таганрога о постройке храма Александра Невского в Греческом иерусалимском монастыря (того храма, в котором в 1825 году больше месяца стоял гроб с забальзамированным телом Александра I) Варваций начал в 1809 году, а в 1813 году он окончательно переехал в Таганрог. По-видимому, в 1823 году (то есть одновременно с Байроном) он нелегально перебрался в Грецию. На свои деньги он вооружил отряд повстанцев и вместе с ними участвовал в осаде Моденской крепости. Больше года - до самой своей смерти накануне Рождества 1825 года - Иоаннис Варвакис вновь жил и сражался на своей родине. Если верна традиционная дата его рождения (1750), он умер в 75 лет, если же правильны опубликованные А.С.Марковым семейные сведения, то в 93 года. На могиле Иоанниса Варвакиса в Афинах стоит величественный мраморный монумент.)
  • Иван Гейм ((1759 - 1821) российский ученый, ректор Московского университета, автор работ по экономике, географии, лингвистике)
  • Иван Зязюн ((род.1938) ректор Полтавского педагогического института им.Короленко с 1975 по 1990 г., министр просвещения и науки Украины в 1991 году)
  • Иван Джуха ((род.1952) российский историк (автор публикаций по истории греков в России), геолог, политический деятель)
  • Иван Десни ((1922 - 2002) немецкий актёр)
  • Иван Балан ((род.1949) советский футболист (вратарь). Заслуженный тренер Украины.)
  • Иван (Мамия, Мамиа) Орахелашвили ((1881 - 1937) грузинский большевик и советский партийный деятель)
  • Иван Луис Саморано Самора ((род.1967) чилийский футболист, один из лучших нападающих в истории чилийского футбола. Один из трёх лучших футболистов Чили всех времён (наряду с Элиасом Фигероа и Марсело Саласом). Входит в список ФИФА 100 - ста лучших футболистов XX века по версии ФИФА.)
  • Иван Бохонко ((род.1956) морской лётчик, генерал-лейтенант авиации, Герой Российской Федерации)
  • Иван Дельпоццо ((1739 - 1821) русский генерал, один из первых деятелей покорения Кавказа)
  • Иван Граф ((род.1987) хорватский футболист, защитник)
  • Иоан Водэ Лютый ((1521 - 1574) господарь Молдавского княжества с февраля 1572 года по июнь 1574 года. Дмитрий Кантемир упоминает его под именем Иоан Армянин.)
  • Иван Гржимали ((1844 – 1915) чешско-российский скрипач и музыкальный педагог)
  • Иван Илич ((род.1978) американский пианист сербского происхождения)
  • Иван Кабат ((1812 - 1884) врач-офтальмолог, лейб-окулист Александра II)
  • Йован Йованович ((1833 – 1904) псевдоним - Змей; сербский поэт)
  • Иван Антон Казначич ((1784 - 1874) далматинский патриотический поэт. Отец писателя Ивана Августа Казначича. Известен рядом стихотворений на праздник Рождества.)
  • Иван Капелли ((род.1963) итальянский автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1»)
  • Иван Карабиц ((1945 - 2002) советский и украинский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Народный артист УССР (1991). Почетный гражданин Дзержинска.)
  • Иван Кальдерон Марреро ((род.1975) пуэрториканский боксёр-профессионал, выступающий в минимальной (Minimumweight) весовой категории. Является действующим чемпионом мира по версии ВБО (WBO). Наилучшая позиция в мировом рейтинге: 2-й.)
  • Иван Кортацци ((1837 - 1903) российский астроном)
  • Иван Гейер ((1860 - 1908) русский историк и этнограф по Средней Азии)
  • Князь Иван Пронский Турунтай ((ум.1569) боярин и воевода на службе у великого князя московского и царя Ивана IV Васильевича Грозного)
  • Иван Крно ((1891 – 1961) после эмиграции фамилия – Керно; словацкий юрист и дипломат. В 1946-1952 годах был первым юридическим консультантом ООН и заместителем генерального секретаря ООН по юридическим вопросам. После того, как в 1948 году к власти в Чехословакии пришли коммунисты, остался в США и жил в эмиграции.)
  • Иван Мозер ((1933 - 2006) советский футболист и тренер. Заслуженный тренер РСФСР (1981). Играл на позиции правого крайнего и полусреднего нападающего, полузащитника.)
  • Граф Иван де Витт ((1781 - 1840) генерал от кавалерии на русской службе, ключевая фигура русской разведки войны 1812 года. Сын знаменитой авантюристки Софии Глявоне и польско-литовского генерала.)
  • Иван Лаcаро Педросо Солер ((род.1972) знаменитый кубинский прыгун в длину, олимпийский чемпион и многократный чемпион мира. Личный рекорд - 8 м 71 см (18 июля 1995, Саламанка).)
  • Иван Липранди ((1790 - 1880) генерал-майор, историк и деятель тайной полиции)
  • Иван Охлобыстин ((род.1966) российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской православной церкви, временно запрещённый в священнослужении по собственному желанию. В настоящее время занимает пост творческого директора компании «Евросеть».)

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Чем знаменит Иван Сусанин?Именно этому простому человеку было суждено стать русским национальным героем. В первую очередь, он известен тем, что спас самого Михаила Романова, уведя отряд польско-литовских захватчиков в противоположном направлении. Сусанин стал одной из самых значимых . Его образ активно использовался в театральных постановках, литературе, изобразительном искусстве. Именно этот человек, ценой своей жизни смог пустить историю в другое русло.

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Культ Сусанина

Началось все с визита Екатерины II в город Кострому в 1767 году. Тогда и было положено начало традиции по упоминанию Ивана Сусанина как человека, благодаря которому Михаил остался жив. Примерно в этом ракурсе был показан его подвиг в речи костромского архиерея Дамаскина, с которой он обратился к Екатерине. Также немалую роль сыграла статья С.Н. Глинки, выпущенная в 1812 году, она показала поступок Сусанина идеалом жертвы ради высшей цели, еще больше увеличив значимость этого человека, с точки зрения истории. Немного позже Сусанин стал постоянным персонажем исторических учебников.

Наибольшую популярность Сусанин получил, когда на престол взошел Николай I. Прославление его подвига стало вполне официальной политикой государства, благодаря чему свет увидело множество различных рассказов, живописных картин, опер и стихов, причем многие из этих произведений до сих пор считаются классикой. Это внесло немалый вклад в развитие культуры Российской Империи. Особенно сильно культ начали продвигать, когда началось восстание поляков в 1830-1831 годах. Отечеству срочно был нужен образ простого крестьянина, который отдал жизнь за государство, чтобы противостоять идеологии мятежников.

После 1917 года и последовавшей Октябрьской революции крестьянин был причислен к «слугам царя». Согласно плану пропаганды Ленина, был предусмотрен демонтаж всех монументов, которые «возводили в честь царей, а также их слуг». Из-за этого в 1918 году был демонтирован памятник герою-крестьянину в Костроме.

Довольно сильно травля была выражена в 1920-1930-х годах, в это время населению упорно доказывалось, что подвиг этого крестьянина - не более чем миф. Тем не менее, в конце 1930-х годов случилась своеобразная «реабилитация» Сусанина, причем вместе с ним было вновь оправдано множество других исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и даже . Причем уже с 1938 года образ Сусанина снова стал прославляться как герой, который самоотверженно отдал жизнь за родину.

Однако и здесь появились споры. За время существования СССР было создано две точки зрения на события, произошедшие возле Исупово. Первая из них, «либеральная», как принято её называть, признавала то, что Сусанин именно спас царя, согласно дореволюционной традиции. Вторая же, во многом из-за давления идеологии, отрицала этот исторический факт, считая, что Сусанин был героем-патриотом, все его действия не имели отношения к действующей власти и спасению Михаила. Так или иначе, после распада СССР осталась лишь «либеральная» точка зрения, которая и является официальной.

Заключение

На этом вопрос о том,чем знаменит Иван Сусанин, можно считать исчерпанным. Этот человек оставил богатое наследие для потомков. Его история использовалась для разных целей, и хотя восстановить её во всех деталях уже невозможно, большая часть тех событий уже довольно подробно изучена учеными. Остальное лишь дело времени, когда останки пропавшего крестьянина все-таки найдут покой.

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В истории России он известен как человек, который спас царя (Михаила Федоровича Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого народного героя. Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в дремучий лес. После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к Костромской области, где, собственно, и обитал Иван Сусанин, биография которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ сосны красного цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека