Закон по доступной среде для инвалидов. Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.


у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.

Законодательство

Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято , которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является (в ред. от 09.11.2017 г.).

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2019 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.

Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2018 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2018 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Промежуточные итоги программы

По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.

  1. С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
  2. Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
  3. В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
  4. Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
  5. Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
  6. Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
  7. В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
  8. В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
  9. На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
  10. В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.

Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.

13 декабря 2006 года была ратифицирована конвенция ООН о правах инвалидов. Это стало значимым событием в жизни многих людей. В России эту дату можно считать отправной точкой в улучшении жизни инвалидов. Главной целью конвенции о правах инвалидов является обязательство защищать все права инвалидов, включая право на свободу передвижения, право на образование, а также другие основные права и свободы человека. С этого момента человек с инвалидностью был признан полноценным участником жизни общества.

Конвенция ООН о правах инвалидов - это документ, который лег в основу федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2020 год, разработанной с учетом предложений российских обществ инвалидов.

ФЦП "Доступная среда" также взаимодействует со СНиП (Строительные нормы и правила) и СП (Свод Правил).

Реализация целей Государственной программы РФ “Доступная среда” - задача непростая

Государственный курс на полноценную интеграцию инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества в последнее время приобретает особую важность. Госпрограмма «Доступная среда» разработана с учетом положений Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на реализацию этих прав во всех сферах общественной жизни.

Важность реализации ФЦП “Доступная среда” сложно переоценить, так как в последнее время количество людей с ограниченными физическими возможностями по отношению к здоровому населению неумолимо растет. Одна из главных задач ФЦП “Доступная среда” - обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также к услугам людям с инвалидностью и маломобильным группам населения (МГН).

Причины, которые прямо или косвенно осложняют полноценное выполнение реализации ФЦП “Доступная среда:

  • Непростая правовая и инфраструктурная наследственность от СССР. В то время практически полностью отсутствовало нормативно – правовое поле для соблюдения прав инвалидов, а также отсутствовала необходимая инфраструктура;
  • Недостаточное участие в законодательных процессах некоммерческих организаций (НКО);
  • Недостаточная практическая реализация положений ФЦП “Доступная среда” субъектами;
  • Недостаточное государственное финансирование;
  • Проблемы в определении приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН;
  • Сложности в определении долгосрочной стратегии с последовательным выполнением ее пунктов и обеспечением доступности объектов социальной инфраструктуры;
  • Коммуникационные барьеры.

Вышеуказанные причины должны повлечь за собой изменения нормативно - правовой базы в области реализации ФЦП “Доступная среда” в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.

“Доступная среда”. Оценка нормативно - правовой базы.

Ст. 14, 15 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” регулируют основные правовые нормы по организации доступной среды. Данные нормы предусматривают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, транспортным объектам, средствам связи и коммуникации, а также снабжение данных объектов необходимым оборудованием для инвалидов-колясочников, для инвалидов с нарушением слуха, зрения и психическими нарушениями.

Возможный вариант комплексного снабжения специальным оборудованием для обеспечения доступности объекта и соблюдения принципов Универсального Дизайна подразумевает размещение следующего оборудования:

  • Пандусы, лифты;
  • Оборудование для контрастного обозначения препятствий и ступеней на пути следования;

Доступная среда является одним из условий реализации основных прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Возможно вам будет интересно...

К сожалению, на практике это часто имеет декларативный характер - для “галочки”.

Масштабы адаптации объектов социальной инфраструктуры под потребности доступной среды в России огромны. Поэтому очень важны системный подход, обучение квалифицированных специалистов на местах, проведение научно-исследовательских работ, разработка стандартов в обучении лиц с ограниченными физическими возможностями, создание рабочих мест для инвалидов и соблюдение норм организации таких рабочих мест, независимость исследования объектов и паспортизация объектов в соответствии с требованиями доступной среды.

О будущем ФЦП "Доступная среда"

Точной даты завершения ФЦП нет, и вряд ли предвидится. Правильнее сказать - программа "Доступная среда" бессрочна. Вы можете это понять, внимательно изучив Конвенцию ООН.

В последнее время очень четко прослеживается тенденция на сокращение финансирования по данной программе из федерального бюджета и ужесточение требований. Логика сокращения ясна: объектов социальной инфраструктуры с доступностью становиться больше, задач по адаптации становиться меньше.

Да, будут новые программы с другими сроками, где будет учтен лучший опыт для того, чтобы преумножать уже достигнутые результаты. Кроме того, будет учтен отрицательный опыт, чтобы устранить существующие проблемы создания безбарьерной среды, в том числе с помощью административных мер. В настоящее время законодательство РФ в сфере организации доступной среды предусматривает возможность введения санкций против недобросовестных компаний, которые нарушают действующие нормы законодательства. Это означает, что недобросовестные компании будут вынуждены не только заплатить штрафы, но и исправить все недочеты.

Свободный доступ в учреждения образования и культуры, в медицинские учреждения, на объекты транспортной инфраструктуры, равно как и свободное получение информации является неоспоримым и фундаментальным правом человека. И только совместными усилиями и благодаря профессиональному подходу к делу можно обеспечить достойные условия для всех граждан, в том числе временно недееспособных людей с травмами, мамам с детьми и колясками, инвалидов с психическими нарушениями, инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, колясочников и прочих МГН.

Не допускайте вопиющих ситуаций установки небезопасного оборудования, как на картинках ниже! Обратитесь к профессиональным компаниям и поставщикам оборудования для инвалидов.


, тактильные напольные направляющие для незрячих, информационные таблички и схемы, дублированные на языке Брайля, а также , и прочее оборудование.

И придерживайтесь принципов Универсального дизайна:

  • Равенство использования;
  • Универсальность применения;
  • Простой и интуитивно – понятный дизайн;
  • Простота донесения информации;
  • Обеспечение безопасности использования;
  • Минимум физических усилий;
  • Пространство для пользования и доступа.

Проконсультируйтесь с нами, и мы обязательно предоставим вам экспертное решение.

Если перед вами стоит задача по организации доступной среды для МГН на вашем объекте, мы готовы разработать для вас комплексные решения от проекта до поставки оборудования. Наши сильные стороны - оперативность и индивидуальный подход к каждому проекту.

ООО “ТД “СЕМИВЕР”

Целевая федеральная программа «Доступная среда» в России предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью более удобными и качественными. Разработка этого проекта началась еще до того, как Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН.

Подготовительный процесс был запущен уже в 2008 и продлился до 2011 года. Значимость его объяснялась официальными социологическими данными по количеству инвалидов в нашей стране. К тому моменту показатель достиг 9% от всего населения . Статистика показывала, что 30% из общего числа людей с ограниченными возможностями имели трудоспособный возраст и хотели бы активно участвовать в жизни общества. Также социологи констатировали увеличение количества детей с врожденными физическими недостатками, которым также необходимы особые условия для жизнедеятельности.

Провести государственную программу было решено в два этапа . Первый период выпадал на 2011-2012 года, когда юристы создавали правовую базу для улучшения качества жизни инвалидов, социологи, психологи и другие специалисты проводили исследование общественного мнения, создавали консультационные службы, разрабатывали механизмы и инструменты, которые позволили бы осуществить следующие действия в рамках программы. Второй этап планировалось осуществить с 2013 по 2016 года . Всего из федерального бюджета было выделено 168, 44 млрд. руб. , которые должны быть реализованы на всех уровнях к 2020 году .

Задачи программы «Доступная среда»

Реализация этой программы в РФ позволит улучшить качество медицинского обслуживания инвалидов и создаст благоприятные условия для их вовлечения в общественную жизнь в разных областях. Инвалидам будут предоставлены все возможности, которыми могут пользоваться в государстве обычные люди.

Программа Доступная среда 2019 года состоит из двух частей, направленных на:

  • создание легкого доступа к главным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов;
  • улучшение качества оказания услуг по реабилитации и совершенствование всей государственной медицинской системы.

В ходе их реализации должны быть получены:

  • объективные оценки, которые позволили бы повысить уровень доступности всех объектов и услуг государственного и социального назначения для людей с ограниченными возможностями;
  • равноценный доступ ко всем реабилитационным средствам и услугам для людей, имеющих инвалидность;
  • повышение качества функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека