Теория о сверхчеловеке. Теория «сверхчеловека

В конце XIX - начале XX веков увлечение творчеством Ницше в России и Европе носило поистине “эпидемический” (Т. Циглер) характер. Однако в силу специфического российского социокультурного контекста философский портрет “русского Ницше” все же отличался от созданного в те же годы на Западе. В западноевропейской традиции философствования, начиная с Шопенгауэра, центр тяжести переместился из области абстрактно-систематической в практическо-этическую, на месте проблемы познания оказалась проблема жизни (воли к жизни, власти, действию), что поставило на первый план рассмотрение уже не идеального отвлечения “человек”, а действительного человека, который живет в определенную историческую эпоху. В России же, вступившей на путь модернизации, идеи Ницше воспринимались как призывы к свободе и творчеству, бросающие вызов патриархально-этатистским устоям. Отечественные мыслители увидели в Ницше вдохновенного проповедника новых религиозных первоначал, зовущего на борьбу за абсолютные ценности духа. В отличие от Запада, где главную роль в интерпретации творчества Ницше играли такие понятия как “воля к власти”, “нигилизм”, “переоценка ценностей”, в России первостепенное внимание было уделено ницшеанской идее сверхчеловека, получившей религиозно-метафизическую окраску. Русские читатели Ницше доверились пророчеству философа, обмолвившемуся о себе: “Да, я провозвестник молнии, я тяжелая капля из тучи: но молния эта - сверхчеловек. Учение о сверхчеловеке явилось центральным пунктом его творчества как для российских поклонников Ницше, так и для его противников.

Итак, обратимся к наиболее обсуждавшемуся в России начала века аспекту творчества Ницше. Начиная с 1899–1901 годов стремительно разрасталась полемика вокруг ницшевского понятия “Ubermensch”. Уже на заре нынешнего столетия появились первые опыты классификации интерпретаций образа “сверхчеловек”. В 1906 году в работе “"Сверхчеловек" Ницше” автор - С. Знаменский выделил две концепции сверхчеловека у Ницше (кстати сказать, наиболее часто рассматриваемые в отечественной научной литературе тех лет) - биологическую теорию “homo supersapiens”, исходящую из дарвиновского учения об эволюции; и культурно-историческую, по которой сверхчеловек - “homo sapiens perfectus” - совершеннейший человеческий тип. В дальнейшем к ним добавились другие прочтения ницшевской теории сверхчеловека: культурно-этическое (Н. Авксентьев, Н. Абрамович), религиозно-метафизическое (А. Белый, Н. Бердяев, Д. Мережковский), социально-аристократическое (Е. Тарле, Ф. Зелинский). Среди современных обобщающих исследований по данному вопросу наиболее плодотворной нам представляется классификация, предложенная М. Кореневой. В потоке всевозможных толкований она выделила три подхода к осмыслению сверхчеловека Ницше: “Сверхчеловек понимался как воплощение "биологического индивидуума", и в этом смысле Ницше представлялся прямым преемником идей Феогнида; антропологическая интерпретация: сверхчеловек отождествлялся с человекобогом, был знаком религиозного обновления личности; и метафизическое понимание идеи сверхчеловека, который трактовался как принцип, слово, художественный образ” .

Столь широкий разброс отечественных истолкований концепции сверхчеловека был обусловлен прежде всего различием миросозерцании самих критиков. Однако немаловажным объективным обстоятельством стало то, что в текстах Ницше отсутствовало систематическое представление о понятии “сверхчеловек”: “Слово "сверхчеловек" для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность "современным" людям, "добрым" людям, христианам и прочим нигилистам...” Такая “размытость” образа обусловливала противоречивость интерпретаций у самого Ницше. Е. Трубецкой назвал концепцию германского философа о сверхчеловеке “сводом всех внутренних противоречий учения Ницше вообще” . Действительно, Ницше, много писавший о сверхчеловеке, но никогда не выходивший за рамки поэтической символики и знаковой образности, не оставил “четкого” описания того, что реально представляет собой сверхчеловек:

“Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!” “Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что же сделали вы, чтобы преодолеть его?” “Человек - это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, - канат над пропастью”.
“Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека”. “Что такое обезьяна для человека? Посмешище или жгучий стыд. И тем же пусть будет человек для сверхчеловека: посмешищем и жгучим стыдом”.
“Впрямь, грязный поток человек. Надо быть морем, чтобы суметь принять в себя грязный поток и не оказаться нечистым”. “Я учу вас о сверхчеловеке; он - это море, в нем может утонуть и ваше великое презрение” .

В пучине ницшевских условностей и символов российские интерпретаторы идеала сверхчеловека искали его истинный образ среди греческих героев, на страницах скандинавских саг и германских легенд. Однако преобладали в отечественной литературе два подхода к истолкованию сверхчеловека - главным образом, “филологический”, исходивший из этимологии и словесной формы термина Ubermensch; а также “археологический”, основанный на исторических сведениях об основателе религии зороастризма, герое иранской мифологии - Заратуштре (греч. - Зороастр, среднеиран. - Зардушт), ставшем прототипом ницшевского пророка Заратустры, главного героя сочинения “Так говорил Заратустра”, в уста которого Ницше вложил проповедь сверхчеловека. Заратустра представал провозвестником сверхчеловека, началом, не столько порождающим сверхчеловека, сколько помогающим его рождению в человеке. Заратустра был призван создать условия, в которых человек преодолевает себя и оказывается преодолен: “В Сверхчеловеке преодолевается человек, все, что было великим в человеке. О халкионическом начале, о легких ногах, о совмещении злобы и легкомыслия и обо всем, что вообще типично для типа Заратустры, никогда еще никто не мечтал как о существенном элементе величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего...”
Что же касается самого термина Ubermensch, то большинство отечественных исследователей полагало, что этот термин пришел в сочинения Ницше от Гёте: “Ницше - духовный сын Гёте, сын многострадальный, в сокровенных закоулках души которого отзывается скорбь целого века” . Или: “Термин Ubermensch Ницше заимствовал из "Фауста" Гёте, Гёте произнес это слово иронически и вскользь, Ницше же вложил в него самостоятельное содержание”

Существенно, что наряду с теми российскими критиками Ницше, которые познакомились с его трудами на языке оригинала (Вл. Соловьев, Вяч. Иванов, Д. Мережковский и др.), были и те, кто читал произведения философа во французских и русских переводах (нередко и по смыслу, и эмоционально отклонявшихся от первоначального варианта). В связи с этим возникала проблема стандартизации терминологии. (Подобные сложности и смысловые искажения, связанные с переводом текстов Ницше на английский язык, описаны в работе известной американской исследовательницы творчества Ницше Б. Розенталь. Проблема выбора термина “superman” или “overman” для немецкого Ubermensch в англоязычной литературе так и осталась открытой: каждый автор вправе воспользоваться наиболее подходящим на его вкус переводом.)

Понятие “сверхчеловек” явилось для российских мыслителей “ключом” к “надлежащему” пониманию творчества Ницше. По настороженно-негативному или, напротив, восторженно-апологетическому отношению того или иного отечественного писателя к творчеству Ницше можно определить его духовную причастность к одному из “культурных” поколений в России на рубеже веков. Представителей классического русского идеализма конца XIX века и неоидеалистов, не говоря уже о деятелях “нового религиозного сознания”, разделяла духовная грань, обусловленная, в частности, различным отношением к ницшевской идее сверхчеловека. Поколение традиционного русского идеализма конца XIX века было едино в отвержении и резко негативной оценке концепции сверхчеловека, получившей благосклонное признание в работах российских интеллектуалов начала XX столетия. Можно сказать, что для отечественных исследователей в ней как в фокусе концентрировались и нравственные, и все прочие (религиозные, метафизические, гносеологические, эстетические и т. п.) проблемы философии Ницше.
В ортодоксально-религиозной среде и представителями старшего поколения философов-идеалистов сверхчеловек Ницше был воспринят как воплощение злого начала, которое стоит вне всякого нравственного порядка, действует на основании собственных инстинктов, в соответствии с основным своим влечением - “жаждой власти”, и при этом не щадит ни себя, ни своих ближних: “сверхчеловек - отрицатель и противник как личной нравственности, заключающейся в укрощении влечений низшей природы, так и деятельности, основанной на любви и самоотвержении в интересах своих ближних” . Таким образом, в ряде сочинений грядущий Ubermensch Ницше превращался в “Niedermensch"a” (С. Левитский), который был приравнен к издревле явленному человеческому сознанию образу воплощенного зла: сатана по иудейским и христианским канонам, Ариман у персов, Шива в индуизме. В очерке, помещенном в журнале “Богословский вестник” за 1901 год и носящем примечательное название “Сверхчеловек Ницше и Человек Христа”, идеал немецкого философа был уподоблен духу зла, изображенному М. Лермонтовым в “Демоне”. Среди комплекса идей, как правило, относимых в девяностых годах XIX столетия к “дурным сторонам ницшеанства” (формулировка Вл. Соловьева): имморализм (следствие взгляда на добро и зло как относительные категории), презрение к слабому и больному человечеству, “языческий взгляд на красоту” и т. п., концепция сверхчеловека (обуреваемого волей к власти, крушащего и подчиняющего все на своем пути к совершенству) заняла ведущее место, снискав особое негодование критики.
Напротив, философами-идеалистами младшего поколения - деятелями русского религиозного ренессанса: символистами, модернистами, софиологами, интуитивистами и богоискателями сверхчеловек воспринимался, в основном, не как антропологический тип, а как нравственный идеал, выведенный из психологии творческого духа, как мистическая индивидуальность, символизирующая собой жизненную и творческую мощь - цель и суть человеческого созидания: “Сверхчеловек - благородное величие могучего творческого духа, в котором все высшие свойства человеческой природы получают полное развитие, это существо, готовое раздать всякому дары своего безмерно богатого духа. Ницше придал ему религиозную окраску, окутал мистическим светом”. Учение Ницше стало средством раскрепощения индивидуальности, помогавшим человеку познать самого себя в античном смысле этого слова, решить, кто он есть и каково его место в мире. Более того, идея сверхчеловека Ницше сыграла существенную роль в обращении повой формации русских идеалистов к религиозным основам культуры. Русские философы-неоидеалисты обратились к учению Ницше как миросозерцанию, основанному на “вере в абсолютные ценности духа и в необходимость борьбы за них” .
Ощущение нависшей угрозы гибели ценностей “старой” декартово-кантовой парадигмы культуры, знамением которой стало появление на рубеже XIX-XX веков нового идеала - сверхчеловека Ницше, разделяли многие знаменитые современники.
Первоначальное внимание Л. Толстого к творчеству Ницше было вызвано именно его реакцией на ницшеанскую идею сверхчеловека. Одно из первых упоминаний Толстым имени немецкого философа относится к 1898 году (см. статью “Что такое искусство?”). Рассматривая идеал сверхчеловека как “в сущности старый идеал Нерона, Стеньки Разина, Чингис-хана, Наполеона”, Толстой видел в нем характерную для своего времени и гневно осуждаемую им попытку замещения идеала нравственности идеалом красоты, тождественным для Толстого порицаемому им принципу наслаждения, в котором знаменитый писатель усматривал симптом приближающегося “краха той цивилизации, в которой мы живем, такого же, каково было падение египетской, вавилонской, греческой, римской цивилизаций”

Философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека - так называемого "сверхчеловека". Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее.

Философия жизни

С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.

Воля к власти

По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется "сверхчеловек".

Сверхчеловек

Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.

Истинное бытие

Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего "истинного" эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть.

Введение

Писать о Ницше трудно ибо это требует полной отдачи. «Против» ты или «за» - главное не остаться равнодушным, потому что равнодушие – это бессильное ничто, это усталость и леность духа. Жизнь и творчество Ницше – чистота, бескомпромиссность, искренность, желание идти до конца, до предела. Его тексты ранят, но эта кровь – его собственная, ибо Ницше писал кровью. Для того, чтобы писать о Ницше нужно ответное напряжение. Он «зовет» к сотрудничеству, заставляет видеть мир, а не «глазеть». Видеть – это всегда творение, это всегда со-творение.

Большинство работ, написанных о Фридрихе Ницше и его творчестве далеки от действительности, и причина этому в том, что каждый понимает его тексты по-своему, каждый может найти что-то свое, понять «на себя». Двузначность его философии провоцирует соответственное расхождение во мнениях, оценках и интерпретациях. Часто прямо противоположных, противоречащих как друг другу, так и самой теории Ницше. Эта работа – попытка говорить о Ницше его словами, на «его волне».

Что он в действительности хотел сказать и выразить, пожалуй, знает только лишь сам философ, нам остается строить догадки и делать предположения. Его творчество столь многогранно, что не подлежит рассмотрению с одного аспекта. Все темы его творчества взаимосвязаны и могут быть рассмотрены только в комплексе, одно вытекает из другого. Творчество Ницше – это песня Диониса, речи Заратустры, проклятие христианству, нечеловеческая воля и веселая наука. Все это самобытно, слишком оригинально, это всегда скандал. Сам Ницше в своей книге «Ecce Homo» писал: «Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда еще не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит». Философ обращается к тем, кто способен быть «честным в интеллектуальных вещах до жестокости», ибо только такие читатели способны вынести «серьезность и страсть», с которыми Ницше громит все ценности.

Мартин Хайдеггер в своей работе «Европейский нигилизм» перечисляет пять рубрик, пять тем, наиболее значимых в работах Фридриха Ницше. Это – нигилизм, переоценка ценностей, воля к власти, вечное возвращение и сверхчеловек. Все темы «ссылаются» друг на друга, образуя интеллектуальный хоровод или, другими словами, некий линкованный гипертекст.

В этой работе рассматривается феномен сверхчеловека, но для полного понимания этого термина и теории нужно брать множество граней, как творчества, так и личности философа.

1. Зарождение теории о сверхчеловеке

Обычно исследователи и комментаторы отмечают уверенно, что слово «сверхчеловек» мыслитель почерпнул в гетевском «Фаусте». Но стоит вглядеться в текст «Фауста», чтобы увидеть весьма ироническое употребление этого понятия. Вызванный заклятием Фауста Дух издевательски бросает ему: «Какая жалкая боязнь охватила, сверхчеловек, тебя! Где зов души?» Т. е. позитивный смысл этого слова в «Фаусте» отсутствует. Правда, о возможности перерастания человека в нечто высшее мы можем найти у Данте:

«Пречеловеченье вместить в слова

Нельзя; пример мой близок по приметам,

Но самый опыт – милость Божества».

Данте. Божественная комедия.

Рай. Песнь первая.

Данте употребляет слово “trasumanar” – пречеловеченье, превращение в нечто большее, чем человек. Однако великий итальянский поэт и мыслитель считал, что стать больше, чем человек, сверхчеловеком, человек может не вопреки, а лишь благодаря помощи Бога. Можно предположить, что восхищавшийся Возрождением Ницше знал эти строки Данте, строки очень серьезные в отличие от гетевской иронии, но выступил, похоже, как против великого немецкого, так и против великого итальянского поэта.

1.1. Шопенгауэр как воспитатель

В своих работах Фридрих Ницше нередко ссылается на других философов, и, в частности, Артура Шопенгауэра и Иммануила Канта. Первому посвящено одно из эссе серии «Несвоевременные размышления» - «Шопенгауэр как воспитатель», где Ницше рассказывает о влиянии, оказанном на него метафизикой Шопенгауэра, называет его своим наставником и дрессировщиком. «Для того, чтобы описать, каким событием был для меня первый взор, брошенный на произведения Шопенгауэра, я должен остановиться немного на одном представлении, которое в моей юности посещало меня столь часто и настойчиво, как вряд ли какое-либо другое. Когда я прежде предавался

свободно мечтам и желаниям, то я надеялся, что судьба избавит меня от страшного усилия и обязательства воспитывать самого себя; что я вовремя найду, в качестве воспитателя, философа, настоящего философа, которому можно было бы подчиниться без дальнейших размышлений и доверять больше, чем самому себе». Особенно четко это влияние отслеживается в ранних работах Ницше («Рождение трагедии из духа музыки»), там приводятся прямые ссылки на суждения «учителя», которые часто используются как толчок, идея, от которой Ницше отталкивается и которую продолжает.

«Мир как воля и представление» - Шопенгауэровский термин, который сквозным образом проходит через все творчество Ницше. Мир как представление, порожденный рефлексией живого существа, подчиняется закону основания (причинности), пространству, времени, материален и обладает движением. Именно с Шопенгауэра начинается у Ницше переоценка ценностей, или, скорее, ОСОЗНАННАЯ переоценка. «Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка, наконец, одинокие прогулки». «Долгий разговор о Шопенгауэре: ах, ты поймёшь это, каким наслаждением было для меня слушать его, с неописуемой теплотой говорящего о Шопенгауэре, чем он ему обязан и что это единственный философ, постигший сущность музыки» (Эрвину Роде, 9 ноября про Вагнера).

1.2. Предпосылки теории. Личность Ф. Ницше

В память о философе, у которого

не было настоящего, и который

даже не хотел иметь его

родился 15 октября 1844 года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. Умер 25 августа 1900 года в Веймаре. Жизнь философа складывалась очень не просто, рано умер его отец, после года безумия и изнурительных страданий, следом через полгода в младенческом возрасте скончался младший брат. Сам Ницше с 18ти лет мучается со страшными головными болями и ревматическими приступами. Наследственная неизлечимая болезнь, от которой страдал его отец. С годами приступы становились все чаще, в это время невозможно было писать и читать лекции. Склонность к литературному творчеству Фридрих испытывал с раннего возраста, первое что он написал была история его детства. За всю жизнь было написано огромное количество произведений, среди которых книги, записки, стихи, гимн и многое другое. Становление личности философа четко отслеживается по его работам, начиная с «Рождения трагедии» и заканчивая «Ecce Homo». Ницше проходит несколько этапов, раннее творчество во многом отличается, а в чем-то даже противоречит поздним работам. Влияние на него оказала греческая философия, Шопенгауэр и, конечно, музыка. Ницше тесно общался и был поклонником творчества Рихарда Вагнера, сам писал музыку и играл на фортепиано. Он говорил: «Меня раздражает все, что нельзя выразить музыкой». Отношение к искусству у Ницше очень трепетное, творчество для него это показатель развитости человека, в том числе и одна из образующих для «сверхчеловека». Творить и создавать – высшая возможность человека, то, что отличает его от животного. С первой книги музыка становится и причиной и следствием, она - зеркало культуры и эпохи.

Еще один скрытый фактор – одиночество. Ницше приходилось часто терять в жизни, как родственников, так и друзей, переживать проблемы в личной сфере. В 1887 году он пишет: «Мне кажется, что для меня замкнулась своего рода эпоха; обратный просмотр был бы как нельзя более уместен. Десятилетие болезни, больше чем десятилетие, и не просто болезни, от которой существовали бы врачи и лекарства. Знает ли, собственно, кто-либо, что сделало меня больным? что годами держало меня возле смерти в жажде смерти? Не думаю. Если исключить Р. Вагнера, то никто ещё не шёл мне навстречу с тысячной долей страсти и страдания, чтобы найти со мною «общий язык»; так был я уже ребёнком один, я и сегодня ещё один, в свои 44 года. Это ужасное десятилетие, оставшееся за мною, вдоволь дало мне отведать, что означит быть в такой степени одиноким, уединённым: что значит одиночество страдающего, который лишён всякого средства хотя бы сопротивляться, хотя бы «защищать» себя». Одиночество – основа многих идей и теорий Ницше, человек должен быть один, каждый сам идет по своему пути, по мосту от животного к сверхчеловеку. Он учит переживать это одиночество, принимать его как должное и единственновозможное. В чем-то даже предлагает наслаждаться им.

Страдания, испытываемые Ницше в связи с болезнью так же не прошли мимо. Он на своем примере учится преодолевать, переступать, бороться. «Все что тебя не убивает, делает тебя сильнее» - своеобразный девиз. Не понаслышке зная что есть «невозможно», Ницше призывает к борьбе, к проявлению воли. Одно из превращений на пути к сверхчеловеку – лев, дух воина, добывающего свободу.

Биография и творчество философа неразрывно связаны между собой. Ницше пишет основываясь на собственном жизненном опыте, не редко под впечатлением от творчества других авторов, но у него всегда свое мнение, ни одну истину он не воспринимает «на веру» и учит нас тому же.

«Слишком оригинален, слишком самобытен – все это Ницше, великий ниспровергатель кумиров и идеалов, певец Диониса, антихристианин и нигилист par exellence.»

1.3. Тоска традиций

Итак, с сегодняшнего дня

Не существует для меня

Настольных и ручных часов,

Колоколов и петухов

И времени с его всегдашним

Наказом пленникам домашним,

А где остановило ход,

Там и законы все – не в счет!

Ф. Ницше, «Веселая наука»

Одним из главных лейтмотивов в творчестве Фридриха Ницше является атака на предшествующую ему традицию, попытка переоценки одряхлевших под тяжестью лет ценностей. Отштамповать «новые ценности на новых скрижалях» не легко. Так как для этого нужно предыдущие ценностные ориентиры упразднить, как бы они плотно ни приросли к «коже» человека: за прошедшие века эти дряхлые ценности стали самой «плотью» человека. Эти ценности имеют императивный, принудительный характер, они требуют безоговорочного повиновения: «Ты должен!» Но кому должен? Почему должен? С этим и пытается разобраться немецкий мыслитель, предлагая новую систему ценностных координат.

Таким образом, моральные ценности, значимые для Ницше, несовместимы с традиционными для европейского общества ценностями. Подобно тому, как есть нигилизм слабости, так и ценности ценностям рознь. Вопрос заключается в том, соответствует ли устанавливаемая ценность воле к власти, возрастанию жизненной воли или, наоборот, препятствует ее естественному функционированию. Понятно, что ценности силы, жизнеутверждающие ценности не нуждаются в переоценке. Переоценке подлежат ценности, которые созданы движением деградации, декаданса. Эти ценности угнетают жизненную волю, волю к власти, закрепляя не инстинкт жизнеутверждения, который свойственен сверхчеловеку, а мстительный инстинкт толпы, приобретший благодаря численному превосходству перевес над сильными, теми, кто поистине должен устанавливать свои ценности. Таким образом, есть ценности, которые должны быть, с точки зрения Ницше, переосмыслены, продуманы заново. Это ценности, которые навязывает торжествующая толпа, чернь. Эти ценности суть «правила игры» социума, толпы, «последних людей», их мораль, которая обеспечивает нормальное функционирование «стада» и подавление всех тех индивидов, которые выбиваются из его среднестатистических рядов.

Ярлык аморалиста накрепко прирос к Ницше. Мораль толпы, мораль бессильного и мстительного христианина – ориентир атаки Ницше. Мораль должна служить не толпе, не государству, но тем людям, которые идут вперед, которые преодолеваю и повелевают. Именно они, героические личности, являются аморальными по своей сути. Таким образом, речь не идет о том, что Ницше отказывается от любой морали, от любых моральных ценностей, но о том, что следует разобраться с моралью, этим могучим инструментом формирования и подавления человека. Пытаясь разрушить прежние моральные ориентиры, Ницше не аморален, но ино-морален, морален по-иному.

Мораль как предрассудок не лучше других предрассудков. Только необходимо отдавать себе в этом отчет. Отчет, который позволит расставить ценности по иной шкале, нежели традиционная, шкале, которая, с точки зрения Ницше, должна споспешествовать движению к сверхчеловеку.

2. «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека

«Человек есть нечто, что должно превзойти. Сверхчеловек – смысл земли. Он – это море, где может потонуть ваше великое презрение. Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.» - такой смысл вкладывает Ницше в термин «сверхчеловек».

"Так говорил Заратустра" - это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше. Имя "Заратустра" взято из восточных легенд и верований - с несомненной целью подчеркнуть отличие "жизненной мудрости", проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов.

Как признавался сам Ницше, резон обращения к имени и персонажу Заратустры есть – именно Заратустре приписывают выражение: Чтобы бать мужем, необходимы две вещи – умение говорить правду и стрелять из лука. Иными словами – Заратустра проповедовал о воинской доблести и правде, какой бы горькой и ужасной она ни была. Конечно, реальный Заратустра, основатель зороастрийской религии, и Заратустра Ницше – довольно далеки друг от друга. Последний – это рупор идей и проводник, ведущий нас по маршруту, конечный пункт которого – сверхчеловек.

2.1. Путь Заратустры

Путь Заратустры к сверхчеловеку – это путь постоянного самоопределения, отказа от прежних ценностей. У него два символичных спутника – орел, олицетворяющий полет и смелость, и змея, символ мудрости мира сего. Постоянное преодоление самого себя – это путь Заратустры: его тождественность самому себе обретается в отрицании тождественности; Заратустра может оставаться самим собой лишь постоянно изменяясь. Стремление к популизму, которым первоначально одушевлен мудрец, желание донести до всех, до толпы, учение о сверхчеловеке оканчивается неудачей. Толпа желает слышать лишь о «последнем человеке», который только и может быть ее идеалом. У сверхчеловека нет и не может быть последователей, ибо путь к сверхчеловеку, путь самоопределения – это путь одинокого странника.

Ницше описывает путь к сверхчеловеку аллегорически . Вначале дух становится верблюдом , то есть тем, кто упорно и без сомнений несет свою тяжесть. Чем больше тяжести, тем лучше, ибо для верблюда сила – в несении тяжести. Тяжесть поклажи – это тяжесть наших предрассудков. Следующая ступень – это перерождение духа во льва, целью которого является стремление добыть себе свободу в борьбе с великим драконом, на каждой чешуйке которого написано «Ты должен». Дракон – это как раз дух тяжести, тот, кто нагружает верблюда. Но лев – это всего лишь воин, это не конец пути, поскольку воин обретает свой смысл лишь тогда, когда есть сопротивление, когда есть враг. С победой враг исчезает, а лев, если он продолжает быть львом, не может создать ничего позитивного, только разрушать. Поэтому последняя ступень превращения духа – это ребенок, дитя. Сверхчеловек – это не борьба «против», но рождение нового, новых ценностей на новых скрижалях. Ребенок – это священное «Да», без негации, без отрицания, это сила нового, властного и безошибочного утверждения. В ряде работ Ницше определяет сверхрациональность, свойственную сверхчеловеку: это инстинкт, разум должен стать инстинктом. Безошибочность инстинкта, утраченная человеком, может быть восстановлена в сверхчеловеке. Сверхчеловек, обладая сверхрациональностью и будучи полностью исторгнут из системы прежних ценностей, и есть тот, кто пишет новые ценности на новых скрижалях. Ценности сверхчеловека – это те ценности, которые обеспечивают движение вперед, которые делают человека соответствующим возрастанию воли к власти или собственному его предназначению.

2.2. Книга для все и ни для кого

Вблизи – я ближнему не рад.

Пусть в рай отправится, пусть в ад!

Ведь нет любви, где нет преград!

“Книга для всех и ни для кого» - так позиционирует свой труд сам Ницше. «Так говорил Заратустра» - своего рода ницшевская библия , его главное произведение, объединяющее и подытоживающее в себе все предшествующие идеи и дающее почву для всех последующих.

Исследователи отмечают, что данная книга «строится как своего рода травестийное Евангелие: достаточно вслушаться в стиль и обороты речи Заратустры, его обращения к ученикам, разговор притчами и образами, загадками и ответами, и пр. То есть Заратустра выступил как новый Христос, точнее, анти-Христос, подменяя его и выдвигая новые ценности. В этой книге автор прямо учит читателя, его Заратустра говорит языком наставлений, предлагает нам не только размышления, но и объяснения и указания.

Цель Заратустры – поставить перед людьми новые идеалы, создать новые ценности. Но это ценности не толпы, Заратустра потерпел неудачу в попытке донести рассказ о сверхчеловеке до масс. И это ценности не избранного круга учеников (вторая неудача Заратустры) ибо они все та же толпа, только чуть более селектированная. Последний искус и приход Заратустры связан с его последним идеалом – идеалом сверхчеловека. Но, опять же, толпа «сверхчеловеков», собравшаяся у Заратустры, - это все та же толпа, но уже мнящая себя сверхлюдьми.

Для движения вперед надо отказаться от последнего «человеческого, слишком человеческого» - любви к своему идеалу.

2.3. Великое презрение

Убогие души нельзя не оплакать:

Ни зла, ни добра в них, а сырость и слякоть.

Европа глубоко больна. Повсюду наблюдаются симптомы упадка. Демократия - есть нечто лживое и вырождающееся. Религия восхваляет жалость, страдание и принижает ценность здоровой жизни. Искусство проповедует терпимость ко всему и пессимизм. Даже "лучшие люди", которых Заратустра собирает в своей пещере, декаденты. Все они с трудом подавляют отвращение к современному человеку, которого видят повсюду и вокруг себя находят.

В предисловии Заратустры Ницше много пишет о «великом презрении». Под этим термином следует понимать то чувство, с которым человек должен осознать свою сущность, с которым ему следует относиться к своим нынешним ценностям, чтобы преодолеть это и стать морем, которое примет в себя этот грязный поток. «Что самое высокое, что вы можете пережить? Это – час великого презрения, час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель». Ведь человек есть нечто, что должно превзойти.

Это так же и презрение к душе, ранее презирающей тело. Теперь она преподносится как «тощая, отвратительная и голодная», «Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собой?»

Великое презрение Ницше – это та молния, которая должна лизнуть человека, чтобы воспитать в нем сверхчеловека, которая видит в человеке мост, а не цель и любит в нем переход и гибель.

2.4. Бог мертв

Бог создал нас и любит нас!

Бог создан нами, - отвечаем, -

Мы в нем поэтому не чаем

Души! – И спор наш нескончаем,

А черт хромает возле нас.

С насмешкой говорит Ницше устами Заратустры: «Бог мертв!». Певец Диониса, а именно так называл себя Фридрих Ницше, никак не мог «по определению» относиться с симпатией к христианству. Ярое неприятие христианской морали – один из лейтмотивов его творчества. В каких только «смертных грехах» на обвинял Ницше христиан и христианство.

Основной ориентир для философа – возрастание жизненной силы, соответствие движения живого существа приросту воли к власти. Мораль должна согласовываться с этим, тогда она является добром, а что препятствует – злом. Христианство выступает глашатаем воли толпы, толпы «последних людей», оно не может быть идеологией сверхчеловека, ибо не способствует инстинкту роста ИНДИВИДА.

Мир христианства коренится в извращении естественного мира, он выражает «глубочайшую неудовлетворенность реальным». Неудовлетворенность реальным положением дел свойственна слабым, т. е. тем, кто страдает от этой действительности, кто – лишний. Ницше пишет: «Земля полна лишними, жизнь испорчена чрезмерным количеством людей. О, если бы можно было «вечной жизнью» сманить их из этой жизни!»

Что же делает слабый? Он переориентирует ценности жизни таким образом, чтобы то, что является естественно болезненным , бессильным, оказалось здоровым и обладающим могуществом. Именно такими свойствами, по мнению Ницше, христианство наделило своего Бога. В противовес Яхве Ветхого Завета появляется страдалец Христос, «добрый и сострадательный боженька». Этот идеал формирует, естественно, и облик христианина. Вместо естественных и потому истинных добродетелей миру навязываются искусственные добродетели всепрощения и сострадания. «В христианстве,- пишет Ницше, - на первый план выходят инстинкты угнетенных и порабощенных; в нем ищут спасения низшие сословия».

Для сверхчеловека подобные предрассудки неприемлемы. Он весь должен быть проявлением воли сильной. На пути к сверхчеловеку человек должен ясно понимать кто и что он есть: «Человек – сын земли». Верность земле означает только, что нельзя верить «неземным надеждам».

2.5. Любителям внешнего блеска

С солнца ты не сводишь взора?

Значит ты ослепнешь скоро!

Много нападок совершает Ницше на дух толпы, на ценности масс. Для него человечество – базар, шум великих комедиантов и жужжание ядовитых мух. Только в уединении возможно становление сверхчеловека, одиночество - это его верный и единственный спутник. «Там, где кончается уединение, начинается базар. Плохо понимает народ великое, т. е. творящее, но любит он всех представителей и актеров великого. Поистине, он верит только в таких богов, которые производят в мире много шума». Ницше призывает держаться подальше от этого шума, не допускать укусов назойливых насекомых: «Ты глубокий, ты страдаешь слишком глубоко даже от малых ран; и прежде чем ты излечивался, такой же ядовитый червь уже полз по твоей руке».

Низвержение кумиров – одна из основных задач Фридриха Ницше. У сверхчеловека нет, и не может быть идолов. В предисловии Ecce Homo Ницше пишет: «Я не создаю новых кумиров, пусть научатся у древних, во что обходятся глиняные ноги. Мое дело скорее – низвергать кумиры – так называю я идеалы. В той мере, в какой выдумали мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, ее смысл, ее истинность. Само человечество, проникаясь этой ложью, извращалось вплоть до глубочайших своих инстинктов, до обоготворения ценностей обратных тем, которые обеспечивали бы развитие, будущность, высшее право на будущее».

3. Концепция личности в философии Ницше

Значение Ницше в истории европейской философии обычно связывают с тем, что он подверг резкой критике традицию классического рационализма, показав одновременно ее тесную взаимосвязь с христианским платонизмом, восходящим к Августину. Однако помимо этой чисто критической задачи Ницше в своих трудах решает (хотя и не столь явно) также и позитивную задачу - выстраивает новое мировоззрение, порывающее с указанной традицией.

3.1. Тенденции

“Он падает!” - на смех вам и на радость;

Но падает он - к вам, в ваш жалкий рой!

Ему его блаженство стало в тягость,

Он слишком свет, чтоб не пойти за тьмой.

Проблема сверхчеловека - один из главных пунктов в горячем споре о Ницше, который начался еще в прошлом веке и не ослабевает до сего времени. Другие пункты - вопросы о добре и зле, о христианстве и его морали сострадания, о гуманизме и демократии. В споре вокруг трактовки этих тем у Ницше уже выявились два противоположных подхода.

Сторонники первого, резко критического подхода к философии Ницше характеризуют ее как философию аморализма, антигуманизма, антидемократизма, как защитницу аристократизма и даже милитаризма. Ссылаются также на то, что в XX в. ницшеанство использовалось германским нацизмом и другими идеологиями, оправдывавшими войну, насилие, покорения одними народами других, расовую ненависть. Любопытно, что сторонники этого взгляда используют некоторые обобщающие формулировки самого Ницше. Ибо он охотно именовал себя не только нигилистом, но и "имморалистом", не скрывал своей вражды к христианству, демократии, гуманизму, к "противоестественной морали", к идеалам и "кумирам", как они сформировались в истории европейского человечества.

Против этого решительно возражают сторонники второго подхода. Они считают необходимым объективно выявлять противоречивость, неоднозначность философии Ницше, истоки и определенную оправданность его критических идей, направленных против традиционных религиозных, моральных, философских воззрений.

В трудах Ницше, несмотря на весь его пафос ниспровержения всех традиционных ценностей, мы находим весьма последовательную и связную метафизическую концепцию личности, которая, порывая с классической традицией, тем не менее не является абсолютно «беспредпосылочной», а представляет собой гениальное развитие давней мировоззренческой парадигмы, восходящей к восточному дуализму (зороастризму), античному гностицизму и немецкой мистике позднего средневековья и эпохи Возрождения. Эту парадигму можно условно назвать гностико-мистической.

3.2. Сверхчеловек - высшая форма того, что есть

Сверхчеловек рождается, говорит Ницше, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в нее люди становятся "сеятелями будущего". Им претит мораль рабов, угнетенных, взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего им прежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не туго набитый кошелек торгашей, не служба князю или какому-то другому властителю делает их аристократией, элитой, но величие духа, чистота и новизна целей, решимость отбросить, как обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы, предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Главное, что должно исходить от сверхчеловека - призыв к духовным превращениям, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее.

Широко известна фраза древнегреческого софиста Протагора – «Человек есть мера всех вещей». Но можем ли мы утверждать что мерой для религиозного человека является человек? Скорее Бог или путь к Богу. Но что есть мера для сверхчеловека? Он не может, будучи целью пути, ставить целью самого себя, не может мериться с обычными людьми, входить в их рамки. Его путь – это путь постоянного самоопределения, отказа от прежних ценностей, а вместе с тем и мер.

3.3. Эгоизм как готовность жертвовать собой

Ругая солнце в истощеньи,

В деревьях ценят только - тени!

«Эгоизм», о котором говорит Ницше и в рассматриваемой работе и в последующих сочинениях, нужно понимать как метафизическую концепцию, как утверждение абсолютности каждой личности и ее ответственности за себя и за мир вокруг. В результате, этот «эгоизм» при его правильном понимании и правильном применении к жизни (что доступно, по Ницше, лишь немногим) ведет не к тому, что зовется эгоистическим поведением в нашем обычном словоупотреблении, а скорее к противоположному образу действий - к готовности пожертвовать собой ради великих целей, ради величия личности как такового. Как пишет Ницше, «для чего существует отдельный человек - вот что ты должен спросить у самого себя, и если бы никто не сумел тебе ответить на это, то ты должен попытаться найти оправдание своему существованию, как бы a posteriori, ставя себе самому известные задачи, известные цели, известное «ради», высокое и благородное «ради». Пусть тебя ждет на этом пути даже гибель - я не знаю лучшего жизненного жребия, как погибнуть от великого и невозможного...»

3.4. Потенциальность и актуальность

Прийти мне хочется сюда!

Вот и приходит навсегда.

А может, поздно? Может, рано?

Не срок, а цель ему желанна.

Если сверхчеловек понимается как «высшая форма того, что есть», как «порождение и субъективное начало» «избирательного Бытия» - т. е. бытия , обладающего способностью к высшей форме становления, к творческому становлению и порождению абсолютно нового, - то возникает естественный вопрос: можно ли понимать сверхчеловека в качестве категории применимой только к будущему состоянию человека и никаким образом не относящейся к человеку в нынешнем его состоянии? Если в своем будущем человек будет способен раскрыть свое значение как абсолютного центра и начала творческого Бытия, очевидно, что это значение не может прийти к нему откуда-то извне. Оно должно всегда присутствовать в нем в некоторой потенциальной форме, требующей раскрепощения и раскрытия. Если можно говорить о какой-то связной метафизике, лежащей в основе зрелых сочинений Ницше, то эта метафизика основываются на признании человеческой личности - каждой конкретной личности и метафизического единства всех личностей - в качестве абсолютного начала и источника бытия. При этом отличие того состояния человека, в котором он пребывает сейчас, от состояния, обозначаемого термином «сверхчеловек», заключается «только» в том, что в последнем состоянии человек раскрывает свое подлинное значение, переводит его из формы потенциальности в форму актуальности.

4. Оценки творчества Ф. Ницше. Имя безусловно яркое и столь же безусловно спорное.

4.1. Гений, безумец или гениальный безумец?

Не жду от вас ни брани, ни оваций.

Мне править лень – и лень повиноваться.

Себе не страшен – никому не страшен,

Лишь страшному возможно поклоняться!

Созвучие афористических высказываний духу нарастающего политического экстремизма стало причиной множества вульгарных толкований учения Ницше. Его изображали как человеконенавистника, убийцу Бога, фашиста, расиста, нигилиста и декадента, проповедующего разгул животных инстинктов и превращение человека в дикаря, варвара, "белокурую бестию". Между тем, творчество Ницше содержит серьезные, живые идеи, давшие толчок самым влиятельным философским и политическим течениям ХХ века: философии жизни, и, в какой-то мере, марксизму, фрейдизму и фашизму. Сегодня вульгарное ницшеведение успешно преодолевается, а в Европе и России наблюдается ренессанс Ницше.

Ницше - многогранен. Филология, этика, эстетика, политика и психология сливаются в его творчестве. Ницше отрицал "чистый разум" просветителей. Мысль, по его мнению, вырастает из воли, страсти, желания. Она - истинна и полновесна, когда сращивается с музыкой, сбрасывает с себя маску профессорской отвлеченности. Вместе с тем, ничто не является столь значимым, чем мысль. "Мы должны рожать наши мысли из нашей боли, вкладывая в них все, что в нас есть: кровь, сердце, огонь, веселость, муку, совесть, рок". Отказ от старых ценностей Ницше ощущал как свою личную трагедию. Он писал о себе как о "глубокой коллизии совести", "борьбе против всего, во что до сих пор верили, считали священным". Ему хотелось "преодолеть самого себя". Вся двухтысячелетняя история представлялась ему как "лично пережитая".

Идеи Ницше далеко не бесспорны. Но то же самое можно сказать и об идеях других великих мыслителей. Их ценность в том, что они заставляют еще раз задуматься, что есть человек и мир вокруг него.

4.2. Споры о морали

Ты едешь? Я в напутствие одно сказать могу:

При всем своем уме, будь вдвое начеку!

Фридрих Ницше постоянно обвиняется в аморальности, чрезмерном нигилизме и все возможных грехах. Но так ли это? Выше мы пробовали разобраться в идеях философа, вывести формулу его сверхчеловека, его идеала. Мнения о Ницше никогда не складывались однозначно. Ниже приведен один из взглядов. Тот случай, когда ницшевская философия молотом вызывает почти что священный страх, неприятие, полное непонимание.

«Редакция решается напечатать для русских читателей изложение возмутительной по своим окончательным выводам нравственной доктрины Фр. Ницше, с тою целью, чтобы показать, какие странные и болезненные явления поражают в настоящее время известное направление западноевропейской культуры. Талантливый писатель и мыслитель, не лишенный блеска и остроумия, Фр. Ницше, ослепленный ненавистью к религии, христианству и к самому Богу, цинически проповедует полное снисхождение к преступлению, к самому страшному разврату и нравственному падению во имя идеала усовершенствования отдельных представителей человеческой породы, причем масса человечества кощунственно признается пьедесталом для возвеличения разнузданных и никакими границами закона и нравственности не сдерживаемых "гениев", вроде самого Ницше. И какой великий и поучительный урок представляет судьба этого несчастного гордеца, попавшего в дом умалишенных вследствие idee fiхe, что он Творец мира. Истинный ужас наводит это великое и заслуженное наказание злополучного безбожника, вообразившего себя богом. В философском журнале нельзя было обойти молчанием такого крупного и назидательного факта в истории современных философских аберраций .» Редакция о книге "Фридрих Ницше, критика морали альтруизма"

Suum cuique (вместо заключения)

Спеша за мною по пятам,

Со мной сровняться хочешь сам?

Чтоб не остаться позади,

Своей дорогою иди!

Философия Ницше – философия индивидуализма во всех смыслах. Все его творчество «для всех и ни для кого». Основная идея, идея личности, индивида, проходит через все темы. Нельзя воспринимать Ницше массами, эта философия никогда не будет принята широким кругом. Во время его жизни людей, способных понять и оценить автора, не нашлось, редкие единицы могли попытаться вникнуть в суть, ведь его философия – это философия не сегодняшнего дня, это мысли послезавтрашнего.

Ницше нуждался в читателе, хотел быть принятым, но аппетит его очень разборчив, он не готов брать в ученики людей «последних», он, как и его Заратустра, быстро разочаровывается в идее нести мудрость человечеству, толпе. «Улучшить человечество – было бы последним, что я мог бы обещать». Он пишет о наболевшем, пишет кровью, философствует молотом. Выражает те вещи, что не в состоянии держать внутри.

Понять Ницше сложно, точнее сложно понять истинный смысл его слов. Двузначность суждений, личностная неоднозначность – все это преграда на пути к правильной оценке его творчества. Но сам Ницше призывает читателя не верить свято всему, что сказано, не воспринимать все как истину, а иметь свою правду, свою веру. Он говорит о презрении, которое испытывает к людям, не способным мыслить и создавать. Он приглашает к сотрудничеству, соавторству. В бытовой жизни Ницше любил философские беседы, всегда тянулся к интересным собеседникам, и это чувствуется в его произведениях: текст написан так, что предполагает ответ, согласие или спор. Читая Фридриха Ницше непроизвольно начинаешь идти мыслью дальше, его идеи – толчок, почва для размышлений.

Наверное, понять можно только одним способом – прочувствовав всю ту боль, презрение и одиночество, с которыми Ницше приходилось идти рука об руку. У каждого свой путь, у каждого свой мост.

Список литературы

Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов Ницше Ф. Весёлая наука Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству Ницше Ф. Ecce Homo. Как становятся сами собою Страсти по Ницше Соколов Ницше и рождение культуры из "духа музыки" Евлампиев личности в философии Ф. Ницше Шопенгауэр А. Метафизика половой любви Хайдеггер М. Европейский нигилизм Преображенский Ницше, критика морали альтруизма

1

В статье рассматривается концепт «сверхчеловек» в историко-философском дискурсе от Лукиана до настоящего времени. Обращается внимание на отсутствие единого представления о понятии «сверхчеловек». На основе компаративного философского анализа были вычленены основные формы концепта «сверхчеловек»: Богочеловек, герой, супермен. Отмечено своеобразие ницшеанской идеи «сверхчеловека» как человека, свободного от любых нравственных ограничений, анализируется критика этого учения философами разных поколений. Более подробно рассматривается понятие «совершенный человек» как одна из форм «сверхчеловека». Автор дает собственное толкование концепта «совершенный человек» как нового типа людей, совершенных духовно и физически, наполненных любовью, красотой, добротой, обладающих сверхспособностями. Совершенный человек – это высший тип человека, ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя. Делается вывод, что концепт «сверхчеловек» следует рассматривать как религиозно-философскую, нормативно-оценочную и культурно-гуманистическую категорию, которая требует глубокого всестороннего исследования.

сверхчеловек

Богочеловек

достижение гармонии

совершенный человек

ценностный образец

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 177с.

2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – 703 с.

3. Гете И.В. Страдания юного Вертера. Фауст: Стихотворения. – М.: АСТ, 2003. – 748 c.

4. Исаченко Н.Н. Рессентиментное состояние современного общества // Фундаментальные исследования. – Пенза: ИД «Академия естествознания», 2014. – № 3. – Ч.1. – С. 209–213.

5. Карлейль Т. The French Revolution. A History. – М.: Мысль, 1991. – 576 с.

6. Лукиан Сочинения. В двух томах / под общ. ред. А.И. Зайцева. – СПб.: Алетейя, 2001. – Т. 1. – 472 с.

7. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

8. Монтень М. Опыты в 3 книгах. Кн. 2. / пер. А.С. Бобовича и др. – М.: Голос, 1992. – 559 с.

9. Ницше Ф. Сочинение в 2т. Т.2 / пер. К.А. Свасьян. – М.: Мысль,1990. – 829 с.

10. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2000. – 768 с.

11. Самохвалова В.И. Идея сверхчеловека в культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: htpp:// www.intelros.ru. Журнальный клуб Ориентиры›ideya-sverxcheloveka-v (дата обращения: 07.10.14).

12. Соловьев В.С. Оправдание добра / отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.

13. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 145 с.

14. Фукуяма Ф. Механизм желания / Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2004. – 584 с.

15. Хайдеггер М. Вечное возвращение равного [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: yandex.ru, rutracker.org›forum/viewtopic.php… (дата обращения: 05.10.14).

Идея сверхчеловека прошла через всю историю человечества и прочно укрепилась в сознании. В течение многих веков человечество грезило о появлении сверхлюдей, наделенных сверхспособностями и готовых в любое время прийти на помощь. Эта идея воплощалась в образах совершенных людей, героев, сверхлюдей. Лукиан одним из первых создал образ счастливейшего, красивейшего, «выше других на царский локоть» сверхчеловека . В европейской философии сформировалась идея сверхчеловека, которая полностью связывалась с прогрессом человечества , в этот период появился новый термин «Ubermensch» . Первоначально представление о «сверхчеловеке» соотносилось с мифологическими героями и полубогами, наделенными сверхвозможностями (Геракл, Прометей). Религиозные представления о сверхчеловеке отождествляются с Божьими посланниками, в христианстве - с Иисусом, а также со святыми, которые своими духовными подвигами преобразовывали себя; в исламе - с Мухаммедом, в буддизме - с Буддой.

Единого представления о сверхчеловеке нет, сама идея «сверхчеловека» была и остается сложной и противоречивой. Одни рассматривают его как героического человека, в котором физические, нравственно-этические, психологические, духовные свойства находятся в состоянии гармонии, или как человека, у которого сверхразвита одна какая-то способность (Моисей, Наполеон) . В толковании гуманистов сверхчеловек трактуется как идеал вечного, полностью свободного от недостатков человека .

Новое звучание идеи «сверхчеловека» придал Ф. Ницше, объявив высшим совершенством Заратустру, лишенного всяких моральных запретов и наделенного неограниченными правами. Ф. Ницше, утверждая об отсутствии у человечества единой цели и единой морали, провозгласил единой целью, объединяющей всех людей, «сверхчеловека». Философ, анализируя человеческое бытие, показывает несвободу человечества, закрепостившего себя установками и предрассудками, сложившимися в морали, и предлагает путь обретения свободы через обращение в «сверхчеловека». Согласно мыслителю, человечество возвысится до «сверхчеловека», если откажется от существующей иерархии ценностей и от христианско-демократических идеалов, низвергнет мораль. Но его призыв к восстанию против морали был направлен против ее низменных форм.

Исследователи творчества Ф. Ницше отмечали, что его сверхчеловек обуреваем характерными страстями, такими как эгоизм, жестокость, гордыня, вседозволенность, он наделен превосходством, дающим ему власть над обычными людьми. По мнению философа, страсти считаются сверхчеловеческими при условии, что они доведены до конечных пределов. По Ф. Ницше, человек, свободный от любых нравственных ограничений, считается сверхчеловеком или приближающимся к этому уровню. Рассматривая человека как единство противоположностей, Ф. Ницше утверждал: «В человеке тварь и творец соединены воедино», но достичь уровня «сверхчеловека» он может только при условии уничтожения внутри себя «твари» и взращивания «творца» . По его убеждению, «сверхлюдьми» могут стать лишь немногие, выделившиеся из общей массы.

Образ, созданный мыслителем, не был принят большинством, в нем увидели радикальную критику общественных отношений, вызов традиционной морали, христианству. М. Хайдеггер писал, что открытие сверхчеловека Ф. Ницше явилось «переворотом мышления, ключом к пониманию вечного возвращения, воли к власти и сверхчеловека». Критически оценил С. Цвейг учение Ф. Ницше, по убеждению которого философ со своими идеями настойчиво и упорно устремлен в бездну. Не принимал ницшеанские идеи и Б. Рассел, отмечая, что в этике Ницше наблюдается «полное отсутствие сочувствия» .

Российские исследователи по-разному восприняли идею сверхчеловека. Представители идеалистического направления конца XIX столетия резко критиковали и отрицали концепцию сверхчеловека, сформулированную Ф. Ницше. Противоположную позицию занимали философы начала XX века. Представители русской философско-религиозной мысли увидели в сверхчеловеке Ф. Ницше воплощенную идею зла, антихриста, действующего на основании собственных инстинктов. Эта идея в трудах В. Соловьева становится центральным объектом критики. Отмечая актуальность темы сверхчеловека, философ увидел в ней опасность, грозящую христианской культуре. В представлении русского философа, главной целью сверхчеловека является победа над смертью. В своих работах он противопоставлял идеалу Ницше истинного Богочеловека - Иисуса Христа, «подлинного сверхчеловека», «действительного победителя смерти». Богочеловечество В.С. Соловьев рассматривал как человечество, достигшее высшей точки своего развития. Он писал, что популярность идей Ницше заключаются в том, что они отвечают духовным запросам современных мыслящих людей .

Н.А. Бердяев также указывал на божественное происхождение, утверждая: что для признания сверхчеловеческих качеств, человека следует освятить божественным ореолом, который проявляет сверхчеловеческое . В противоположность им русские символисты (Д. Мережковский) образ сверхчеловека приравняли к высшему нравственному идеалу человечества, увидели в нем образ, символизирующий религиозное обновление общества.

Эволюционисты и футурологи рассматривали сверхчеловека как продукт эволюции, превосходящего человеческие возможности как в духовном, так и физическом отношениях, который обязательно должен появиться в будущем . Такая позиция была озвучена и А.Г. Маслоу, утверждающим, что сверхчеловек - это человек, которого следует ожидать в будущем, он должен быть развитым физически и нравственно, и духовно, им должны управлять высшие мотивы; это человек, стремящийся к реализации высших потребностей: знаний, творчества, истины, красоты. Сверхчеловек - это одна из нереализованных возможностей личности, лежащих глубоко внутри каждого, и только сам человек решает, проявить в себе сверхчеловека или нет.

Проблема сверхчеловека приобрела новый оттенок в XX веке. В эпоху социализма коммунистическая идеология разрушила идею о сверхчеловеке как Богочеловеке, атеистическое отрицание Бога было заключено во фразе: «бога нет, бог умер». В ту эпоху концепт «сверхчеловек» был заменен понятием «герой», который рассматривался как образ, как символ социалистического строя. Культ «героя», совершающего фронтовые или трудовые подвиги во имя Родины и своего народа, активно пропагандировался и возводился в ранг «сверхчеловека». Ценностная система героических людей опиралась на высшие социалистические ориентиры: патриотизм, героизм, долг.

Проблема «сверхчеловека», имеющая общекультурный характер, не потеряла своей актуальности в XXI веке. Анализируя идею «сверхчеловека», исследователи современного общества разделились во мнении, так, одни утверждают о том, что в современной философии жизни отсутствует идея сверхчеловека и причиной того является настоящий хаос в мышлении человечества. Так с разрушением социалистического лагеря исчезла коммунистическая идеология с ее ценностями, через средства массовой информации началась переориентация общества на свободный западный образ жизни. Пропаганда капиталистического образа жизни привела к изменению бытия российского гражданина, изменив его мировоззрение и ценностные ориентиры. Под влиянием идей представителей прагматической этики постепенно из лексики исчезали понятия «патриотизм», «отечество», «родина», «долг», «добродетель», наблюдалось преобладание индивидуализма. Частнособственническая нацеленность общества осуществлялась через принцип: «каждый для себя», «ты - мне, я - тебе». Глобализационные процессы оказали негативное влияние на сознание граждан, сформировав убеждение о приоритетности личных интересов в ущерб общественным, государственным . Такое состояние общества и можно трактовать как хаос.

Другие исследователи утверждают, что в условиях формирующегося глобального отношения к миру, обществу, концепт «сверхчеловек» получил совершенно новый смысл и звучание - «супермен», «супергерой». Новое понятие, пришедшее из американских комиксов, соотносилось с индивидом, физически крепким, обладающим материальными ценностями, способным постоять за себя и свои интересы. Кроме того, в условиях формирующегося глобального тоталитаризма в современном мире появляются государства, претендующие на признание их как «государство-супермен» (США).

В последнее десятилетие в современном обществе появляются различные варианты программ по «созданию сверхлюдей»:

1) программа, объединяющая современные достижения различных научных областей: генетики, евгеники, клонирования и др., - нацелена на создание человека, наделенного сверхспособностями;

2) программа, рассматривающая сверхчеловека как киборга с встроенным чипом, крепкого, выносливого воина, способного на самопожертвование;

3) программа, работающая над созданием генноинженерного человека, отличающегося высокой работоспособностью и памятью, управляемого извне.

Мы видим отсутствие единого представления о совершенном человеке, но совершенно очевидно, что представленные программы сориентированы на создание человека «технического» и на вырождение человека «человеческого».

Мы убеждены, что в современном обществе необходимо формировать совершенно новый высший тип человека, не «супермена», не «сверхчеловека», а совершенного человека, способного выстроить новый тип отношений с окружающим миром на основе знаний о себе, о природе, о вселенной. Совершенный человек в нашем представлении - это личность, осознавшая свое предназначение, достигшая нового понимания своих возможностей, личность, радикально изменившая свое сознание, нацеленная на преодоление хаоса собственных страстей, на достижение гармонии в духовной и обыденно-практической жизни, способная духовно преображаться сама и преобразовывать негативные явления в мире. Это личность, умеющая найти равновесие между своим сознательным и бессознательным и, благодаря мощной воле и силе духа, способная прийти в мир в критические моменты.

Совершенный человек должен обладать сверхсознанием, которое на порядок превосходит сознание обычного человека, развиваться на уровне овладения современными научными знаниями, информационными технологиями, духовными практиками. Совершенный человек - это высший тип человека, несущий ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя, формирующий в себе чувства сострадания, милосердия, отдающий предпочтение духовным ценностям, настоящий патриот.

В отличие от Ф. Ницше, утверждающего, что «сверхлюдьми» могут стать единицы, мы убеждены, что достичь совершенства способен каждый из живущих, обладающий разумом, стремящийся раскрыть в себе высшие духовные и физические силы и способный направить их не только на самосовершенствование, но и на качественное преобразование действительности. Личность, обращенная к идее совершенного человека, должна быть нацелена на стопроцентную реализацию заложенных в ней возможностей и способностей, а порой - на преодоление себя, считая воплощение данной цели своим долгом. Мы солидарны с П. Успенским, утверждающим, что в глубине каждой человеческой души заключена возможность развить в себе сверхчеловека . Реализация этой идеи зависит в первую очередь от самой личности, от желаний и целей, которые она ставит перед собой. Идею «совершенного человека» мы рассматриваем как одну из моделей, форм «сверхчеловека». «Совершенный человек» - это качественно новый тип человека, познающего мир и работающего над собой, использующего набор различных методик, включающих тренировки сознания, развитие сверхспособностей, духовное совершенствование, которые он способен передать следующим поколениям. Современное общество особенно нуждается в появлении совершенных людей.

Итак, идея «сверхчеловека» имеет многомерное толкование, её следует рассматривать как религиозно-философскую, нормативно-оценочную и культурно-гуманистическую категорию, как «комплексную, междисциплинарную и полиметодологическую тему» . И в связи с этим на современном этапе идея «сверхчеловека» требует глубокого всестороннего исследования.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.ф.н., профессор, Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.ф.н., профессор, Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014

Библиографическая ссылка

Исаченко Н.Н. ИДЕЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА» В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-9. – С. 2086-2089;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35902 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ТЕОРИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Однако на что же направлен был труд Ницше, какова, все же, цель переоценки всех ценностей? Все ницшевские идеи в результате сводятся к одной цели, ставшей основополагающей для его работ - идеи сверхчеловека.

Предыстория этой теории такова. Некогда Дюринг высказал мысль о том, что вся Вселенная в принципе, может иметь вид комбинации всего нескольких элементарных частиц. Следовательно, мировой процесс в данном случае был бы калейдоскопом их разумных комбинаций, число которых имеет предел. А это может означать лишь то, что после многочисленных перестроек системы, мы в результате получим Вселенную идентичную, уже имевшей место ранее. Следовательно, мировой процесс - не что иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг в дальнейшем опроверг свою гипотезу, считая, что при имеющимся размере Вселенной количество ее комбинаций уходит в бесконечность. Однако Ницше был крайне поражен этой идеей и, уже вслед за Дюрингом, стал исходить из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациями воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде: “Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы”. Таким образом, бытие в том виде, в котором оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется (вот он - иррационализм Ницше), никогда не переходя в небытие неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, и значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение, вечно, поскольку неизбежно возвращается. Посредством долгого изучения от морали времен незапамятных до культуры современной ему Германии и всего мира, Ницше стал “свидетель” того, как греко-римская культура буквально излучавшая здоровье и силу, была в кратчайшие сроки свержена культурой христианской, в основе которой лежали... непротивление злу и самобичеванию. Идея Ницше такова: не стоит ли вернуть победное настроение досократовской Греции, воспитать в людях дух воина, того, кто стоит по ту сторону христианского добра и зла, обладателя новой морали. Именно такие люди и станут мостиком к еще юношеской мечте Ницше. Как говорит он в “Шопенгауэр как воспитатель”: “Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать отдельных великих людей – в этом, и ни в чем другом, состоит его задача”.

Иначе говоря, вся работа Ницше над моралью сводилась к достижению сверхчеловека. Что же такое сверхчеловек Ницше? Ответ на этот вопрос находится в одном из самых выдающихся его произведений, произведении, которое с легкостью можно назвать вершиной его творчества. И если в “Генеалогии морали” Ницше предстает нам как филолог и историк, то здесь он в первую очередь является нам как поэт и музыкант. Имя этого труда - “Так говорил Заратустра”.

“Заратустра” занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно с этой книги в его умонастроение происходит резкий поворот к самосознанию в себе человека - рока. Но вряд ли следует считать, что эта поэма означает начало третьего, уже собственно “ницшеанского” этапа его творчества ибо “Заратустра” вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует уже не столько осмысления, сколько сопереживания.

Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию (кто бы подумал, что критику христианства можно писать в стиле книги книг), а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т.д. Но цель всех этих пародий одна: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. “Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Слишком еще похожи они друг на друга. Поистине, даже и самого большого из них нашел я – слишком человеком!” - так говорил Ницше в лице Заратустры. И опять там же: “Человек есть нечто, что должно превзойти”. Что же касается самого сверхчеловека, то, по утверждению самого Ницше, такого вида пока не существует. Конечно, существовали в истории человечества личности, которые мнили из себя сверхлюдей, но, в результате оказывалось, что зачастую они не тянули даже на звание человека, оставляя за собой, но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип.

Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

Сверхчеловек - это не вождь, возглавляющийся над массой людей, не фюрер, не дуче и даже не генсек, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного рассвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным - нравственным устремлением человечества.

Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно принимать это возмущение как опровержение Ницше. Он мыслил сверхчеловека как долгий процесс величайших самоопределений, как великое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов.

Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом “поддержания господства власть имущих, борьбы с восстаниями порабощенных”. Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладывает он в понятие “господство” и “знать”. Первое Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем более, не экономическую власть над людьми. Его “господство” относится к сфере духа - это власть силу выдающихся духовных качеств, которыми обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше недвусмысленно писал: “Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: “Все для меня”.

Тогда станет понятно, что аристократия в учении Ницше вовсе неравнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях “знать” и “чернь” всегда употребляются не как социально-политические, а исключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь абсолютно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл существованию человека.

Существует миф о Ницше как об аморальном певце насилия и жестокости, но, ни до, ни после Ницше не было такого морального философа. С моральной меркой он подходил ко всему, вплоть до самого бытия, что может показаться нелепым до тех пор, пока мы не поймем общий ход его мысли. Прозвучавшая еще в “Утренней заре” критика морали подводила человечество к осознанию “великого полдня”, к моменту высшего самосознания, к той новой морали, которая так необычна, так высоко возносится над общепринятой, что кажется аморальностью.

То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали. Она не может быть не чем иным, как принуждением, обязанностью. А так как, моральное принуждение исходит из собственного “я”, то психологически оно более чувствительно, нежели принуждение внешнее. Потому-то Ницше так восставал против морального принуждения, основанного на страхе наказания, общественного осуждения либо на расчете на награду. Ницше настаивал на воспитании таких моральных качеств, когда должное будет одновременно и желаемым, когда моральные установки превратятся в индивидуальные потребности, когда исчезнет чувство тягостной принудительности моральных норм и законов.

Ницше поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода, ибо традиционная мораль, окружавшая человека колючей проволокой запретов, могла утвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользу свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, повод и истинно свободной. Именно такой свободой и должен был обладать сверхчеловек Ницше - мечта, которой так и не суждено было сбыться в течении двадцатого века, которая, вероятно, не сбудется еще много веков или даже - никогда.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека