Сообщение о пещерном городе крыма чуфут кале. Пещерный город Чуфут-Кале и история о крымской Жанне Д’Арк

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Бахчисарайский район - прекрасное место для пеших познавательных прогулок. Мы с друзьями просто обожаем его цветущие сады и зеленые долины, окаймленные невысокими живописными горами. Я лично влюбилась в него с первого взгляда и навсегда. Район славится своими древними пещерными городами, вырубленными прямо в скалах на высоких столовых горах, где жили и скрывались гонимые народы, обороняясь от множества нападений. Кто только не пытался захватить Крым и установить там свое господство, какие только народы не боролись за его земли. И по сей день, надо сказать, борьба за этот лакомый кусочек земли продолжается. Самый хорошо сохранившейся пещерный город Крыма - это Чуфут-Кале. В нем сохранились не только пещерные помещения, но и наземные постройки, уже более позднего периода.

Для меня существование пещерных городов было тайной, я и не подозревала, что такие могут быть. Но, как выяснилось, жизненные обстоятельства бывают разные, и некоторым категориям граждан приходится рубить дома в скале. Посещение Чуфут-Кале было для меня откровением, после которого я долго не могла подобрать челюсть с земли. Древний город, где каждый камень дышит пылью веков. Город, спрятанный в недрах скал и хранящий еще кучу тайн, с крутыми извилистыми дорожками и удивительными панорамными видами на леса и горы Крыма. Очень впечатляет и вызывает вихрь эмоций и мыслей. В нем как нигде лучше бродить и размышлять о вечном, о связи поколений и народов. И не может не радовать тот факт, что теперь этот уникальный музей находится на территории России. Поэтому все ноги в руки, и топтать мощеные улицы древнего города!

На территории Крыма находится огромное количество потрясающе интересных мест с богатой историей. Одним из них является пещерный город Чуфут-Кале. Неприступная крепость, созданная усилиями человека и природы, до сих пор впечатляет людей, впервые посетивших ее.

Место расположения крепости

Место, в котором ныне находится село Староселье, с давних времен привлекало людей своей тишиной, скрытостью, уютом, природной силой и наличием воды. Здесь же находятся спасительные скалы, выступающие из лесных зарослей, будто предназначенные для укрытия жителей от врагов.

История города

Древний город имеет давнюю историю, о многих событиях которой можно только догадываться.

Пещерный город Чуфут-Кале находится на плато горного отрога. Предполагают, что первыми обрывистое плато освоили в ІV веке алано-сарматы, построив здесь крепость, которая впоследствии и получила название Чуфут-Кале (в переводе - Иудейская крепость).

Однако существует еще одна версия того, как появился город-крепость Чуфут-Кале. В последние годы правления византийского императора Юстиниана (примерно 550 годы) стали задумываться о защите подступов к Херсонесу. Инженеры по велению императора разработали план трех крепостей: Мангул, Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Города были построены и заселены готами и аланами. Однако, стоит отметить, что эти события не были отражены в трактате «О постройках», а иных письменных отчетов в те времена не вели. О далеких событиях можно судить лишь по археологическим находкам.

Город-крепость на протяжении многих веков надежно укрывал население ближайших долин в опасные времена от нашествия воинствующих кочевников - хазар, гунов, мадьяр, половцев, печенегов. Хаджи-Гирей (первый крымский хан), оценив преимущества крепости и долину у подножия, в середине XV века организовал в старой части города свою резиденцию. Внизу же, в селе Салачике, построил дворец. Проживая во дворце, хан всегда мог быстро укрыться от опасности в надежной крепости. Не стоит забывать, что в те времена велась отчаянная борьба за независимость полуострова от Золотой Орды. В середине семнадцатого века хан покинул дворец, а пещерный город Чуфут-Кале был передан караимам. В дальнейшем крепость получила название Кале. А со временем ее стали называть Чуфут-Кале.

В 1731 году в городе была открыта первая крымская типография, в которой печатались книги на караимском и древнееврейском языках. После присоединения Крыма к России караимы покинули город и поселились в Евпатории, Бахчисарае, Симферополе. Так постепенно пещерный город Чуфут-Кале опустел.

Крепостные ворота

Когда-то богатая история города теперь запечатлена в каменных постройках, по которым можно судить о том, какой была крепость в давние времена. Знакомство с городом можно начать с Восточных ворот. Справа от них в скале виднеется большой бассейн. В нем собиралась дождевая вода, которую в дальнейшем люди использовали в хозяйственных нуждах и для скота. Неподалеку на холме была мельница. А за ней в дебрях горного леса пряталось от посторонних взоров караимское кладбище.

Над воротами, ведущими в город, находится мраморная плита, с высеченными знаками. Никто не знает, что они обозначают. Эта тайна города Чуфут-Кале до сих пор так и не разгадана. В крепость ведут массивные дубовые ворота, обшитые железом. Сразу за ними начинается новая часть города, построенная караимами. Она защищена оборонительными стенами и неприступными скалами. В городе существовала лишь одна главная улица, к которой примыкали многочисленные боковые улочки. На ней до сих пор находится большой каменный дом, в котором когда-то жил известный караимский ученый Фиркович.

Описание древнего города

Город Чуфут-Кале (Крым) имел совсем небольшую территорию, но в то же время достаточно большую численность населения. В конце шестнадцатого века здесь проживало от четырех до пяти тысяч человек и насчитывалось около 400 домов. Строения, как правило, располагались близко друг к другу и имели несколько этажей. В подвале обычно размещали хозяйственные помещения. Все окна непременно выходили во двор, огороженный массивным забором. Здесь же находились сараи и помещения для животных. Былые здания частично сохранились, поэтому их можно увидеть, гуляя по городским кварталам.

Крепостные укрепления

Крепостные стены имели толщину до пяти метров. Ворота располагались по центру, а по бокам возвышались башни. Для большей безопасности в стене был вырублен ров, ширина которого составляла 4 метра, а глубина - 2. Его наполняли талой и дождевой водой, которая стекала по каменным желобам. Такая нехитрая конструкция была сооружена для того, чтобы затруднять подкат стенобитных орудий.

Как и любая крепость, Чуфут-Кале имела свои секреты. В северной части стены имелась калитка, которая была тщательно замаскирована. С ее помощью воины могли выходить для того, чтобы нанести противникам внезапный удар. В старом городе за воротами находилась общественная площадь. На ней сохранился колодец, остатки мечети, построенной в 1346 году, и мавзолей Ненекеджан-Ханым. От площади берут начало три большие продольные улицы: Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они были построены в разное время.

За южной стеной города возвышаются скалы с вырубленными боевыми пещерами в четыре яруса соединенные друг с другом. Позднее они служили хозяйственными помещениями.

Мавзолей

На общем фоне развалин города потрясающе смотрится хорошо сохранившееся зданием мавзолея Джанике-Ханум. Внутри него находится надгробие с надписью, рассказывающей о том, что здесь покоится тело государыни Джанике-Ханум (она была дочерью Золотоордынского хана по имени Тохтамыш). Имя ханской дочери окутано тайнами и легендами. Одна из них гласит, что она спасалась от гнева отца, заставшего ее с любимым, и бросилась в пропасть. Поэтому и похоронена у самого обрыва.

Севернее мавзолея плато резко обрывается. Здесь на величественной высоте можно полюбоваться пейзажем потрясающих крымских гор.

Открытие гидросистемы крепости

В 1988 году на территории крепости было сделано сенсационное открытие. Несмотря на то что в городе никогда не было естественных выходов подземных вод, город существовал сотни лет. Оказывается, питьевую воду привозили из ближайших источников. А для хозяйственных целей использовали дождевую влагу. Однако, легенда рассказывает о том, что во время осады воду доставали из скрытой гидросистемы, сведения о которой считались страшной военной тайной. И даже после того, как крепость потеряла свою оборонительную функцию, караимы передавали тайну из поколения в поколение. Знали о ней только самые избранные.

Основываясь на устных и письменных источниках, спелеологи занялись поисками. Найдя небольшое углубление рядом с деревом, поняли, что это устье колодца. Его начали расчищать, доставая грунт и породы. Работы велись в течение трех лет. Вот на 25- метровой глубине был найден заваленный боковой вход, ведущий вверх. Он был соединен с колодцем и образовал довольно просторное помещение. На стенах остались следы от воды и надписи на караимском языке и латыни.

Дальнейшие работы привели к обнаружению галереи, которая брала начало в одной из башен. Видимо, это была первая оборонительная линия. Ранее о ней ученые даже не знали. После тщательной расчистки спелеологи обнаружили галерею высотой около 2 метров и шириной 2,5 метра, протяженность которой составляет порядка 108 метров.

На некоторых ее участках даже встречаются мелкие сталактиты. На стенах был найден подробный план подземелья и человеческие фигурки. Интересен тот факт, что на глубине 27 метров колодец значительно расширялся, здесь начинался каменный винтообразный спуск. После его расчистки были найдены обширные резервуары, расположенные на сорокаметровой глубине.

Как работала система?

Когда-то вода по крупным трещинам в сооружении попадала в одну из ванн, затем переливалась в другую емкость, расположенную перед входом в колодец, а уже оттуда ее брали для использования. В настоящее время трещины заилены, поэтому вода по ним практически не поступает. В нижнем зале на стенах обнаружены ниши для факельных светильников и неизвестные знаки.

Тайны гидросистемы

Спелеологи не прекращали работу. После того как была расчищена нижняя часть системы от ила и глины, глубина колодца составила 45 метров. Предполагают, что гидросистема могла быть создана византийцами или хазарами еще в начале нашей эры, и иметь культовое предназначение. В минуты опасности она могла стать укрытием от врагов. В галерее на глубине 40 сантиметров от поверхности был найден клад в глиняном горшке. Он состоял из золотых венецианских дукатов, египетских динаров, серебряных монет и других денежных единиц. Специалисты считают, что это самая богатая находка не только на территории Крыма, но и на территории Европы и всего мира. Клад был передан на хранение в Краеведческий музей Симферополя.

Экскурсионные объекты старинного города

На территории Чуфут-Кале сохранились исторические объекты, которые дают возможность увидеть каким был город в разные этапы истории. Самой старой постройкой считается оборонительная стена, которую можно увидеть в ходе экскурсии. Она была построена в X-XI веках. Фрагменты трехслойной средневековой стены прекрасно сохранились до наших дней. Кроме того, туристам демонстрируют остатки водопроводной системы, сделанной из гончарных керамических труб. Именно после ее открытия был найден колодец, снабжавший весь город водой.

Гости города могут увидеть хорошо сохранившийся мавзолей, два караимских молитвенных дома, жилая усадьба караимского ученого, которая позволяет увидеть, как жили люди в то время.

Все эти объекты можно посмотреть в ходе экскурсий и узнать более подробно историю возникновения Чуфут-Кале.

Как добраться до Чуфут-Кале общественным транспортом

Бахчисарайский район Крыма богат историческими и археологическими достопримечательностями, как и весь полуостров. Крепость Чуфут-Кале находится немного в стороне от морских курортов, однако добраться до нее не составит труда как на общественном транспорте, так и на своем автомобиле. Бахчисарайский район расположен на юго-западе полуострова. Транспортное сообщение с ним хорошо налажено, а в сезон количество автобусов значительно увеличивается в расчете на приток отдыхающих. Не говоря уж о том, что в каждом курортном городе или поселке ежедневно организовываются экскурсионные поездки по местным достопримечательностям, в том числе и в каменную крепость.

Если же вы планируете самостоятельную поездку, то вам следует вначале добраться на автобусе или автомобиле до такого города, как Бахчисарай. Пещерный город Чуфут-Кале находится всего в 3,5 километрах от него. Далее туристы могут пересесть на маршрутное такси или автобус № 2 (транспорт идет от ж/д вокзала), чтобы добраться до Староселья. Выйдя на конечной остановке, можно пешком пройтись мимо Успенского монастыря около 2,5 километра по красивейшей долине Марьям-Дере.

Можно ли попасть в Чуфут-Кале на машине?

Если вам не по душе такие пешие прогулки, то можно из прямо из Бахчисарая отправиться к восточным воротам крепости на УАЗике. Через десять минут вы уже будете около Чуфут-Кале.

Как добраться на машине? Такой вопрос интересует многих автолюбителей. Если вы решитесь путешествовать на автомобиле, то из Бахчисарая нужно доехать до поселка Староселье. Далее к восточным воротам можно добраться по той же дороге, которую используют УАЗы. Однако, имейте ввиду, что она достаточно сложная и каменистая. На легковом автомобиле не рекомендуют ехать по ней, машину лучше оставить в Староселье.

Если вы самостоятельно посещаете пещерный город, то стоит непременно воспользоваться услугами местных экскурсоводов, которые поведают много интересного о Чуфут-Кале. Экскурсии, проводимые по его территории невероятно интересны и познавательны. А после их окончания, вы сможете самостоятельно побродить по улочкам селения и сделать потрясающие фотографии на память. Говорят, что здесь невероятно красиво во время заката. Но к сожалению, в это время уже не проводятся экскурсии.

Вместо послесловия

Чуфут-Кале - потрясающе интересное и красивое место. Древний город - одно из те мест, которые стоит посетить в Крыму. Туристы, побывавшие в нем, оставляют самые восхищенные отзывы, рекомендуя побывать в пещерном городе. Конечно, в настоящее время большая часть уникального исторического памятника - это руины, но есть и прекрасно сохранившиеся строения и элементы крепости.

Чуфут-Кале это древний город-крепость, называемый еще и пещерным городом (потому, что в наше время лучше всего сохранились именно пещеры), а также Еврейской Крепостью (так переводится ее название на русский язык). Расположен он в непосредственной близости от Бахчисарая, и очень популярен у туристов. Чуфут-Кале, возможно, самый популярный пещерный город во всем Крыму, хотя и не самый большой. С его стен-обрывов открываются чудесные виды на ближайшие горы и населенные пункты.

Предлагаю вашему вниманию фото-прогулку по Чуфут Кале. Также я расскажу о том, как до него добраться, и как выбраться 🙂

Как добраться до Чуфут-Кале? Очень просто! В Бахчисарае каждая собака знает нужную дорогу, так что просто спросите… (лучше, все же, не у собак).
Или можно проследовать классическим «кратким туристическим маршрутом». По указателям дойти/доехать до Ханского дворца Бахчисарая, потом (дальше, вперед) дойти до Успенского пещерного монастыря, а далее одна дорога — на Чуфут Кале (просто поглядывайте на лево, и увидите нужный поворот, толпы туристов также не дадут сбиться с пути). Сложно будет ошибиться. На пути также встретиться старинное кладбище, его можно посетить на обратном пути.

Историю города можно посмотреть на Википедии , я же ограничусь тем, что поделюсь фотографиями с коротенькими комментариями, которые вряд ли наскучат.

Вот как выглядит часть подъема на Чуфут-Кале:




Так что рассчитывайте свои силы заранее. Некоторым туристам после подъема никакие пещеры были уже не в радость. Но это скорее исключения, чем правила.

Кстати, по дороге, почти у самого входа в город-крепость есть еще один мини-музей: осадный . Рекомендую!

На фото: пещерки у входа. Бесплатно 🙂

Ура! Дошли и вошли. Видим ворота, называемые «малые», «южные», или «тайные» ворота. За ними касса, вода за астрономическую цену, узкий каменный коридор… В случае прорыва ворот врагам, застрявшим тут, не поздоровилось бы!


Наш экскурсовод приступает к своим обязанностям. Поймал он нас еще в самом Бахчисарае, услуги стоят денег. Однако без него и правда было бы не так интересно. Научил, по крайней мере, отличать пещерки для животных от пещерок для людей.

В одной из пещерок в квартале «для бедных».

Не помню, что это было… то ли емкость для воды, то ли еще что…

Осматриваем руины средневековой мечети. Мало чего от нее осталось…



Мавзолей Джанике-Ханым 1437 года — старый, красивый, обросший легендами, о которых нам и поведал экскурсовод.

За легендой можно заглянуть сюда .

Далее в культурной программе у нас значилось любование панорамами соседних гор и отдых на обрыве.



А вот стена, перекрывающая «узкое место» крепости, которой, благодаря расположению, какие либо искусственно возведенные стены были почти не нужны… кроме как в парочке мест. Это, как помнится, «восточная» стена.

Говорят, что в Чуфут-Кале снимали несколько фильмов про Афганистан. Похоже…


Усадьба А . Фирковича Усадьба XVIII в. Состоит из комплекса сооружений , размещенных по периметру небольшого двора. Еще оттуда открывается хороший вид в сторону Бахчисарая.


Черепица тут колоритная.

А вот «средняя оборонительная стена». Не моложе 15-го века.

А вот колодец, наполнявшийся дождевой водой. Так как вода тут была на вес золота, такой колодец был в тему! Вода туда стекала с мостовых, так что пить ее было нельзя, но в хозяйстве сгодится!

Дальше были не караимские кенассы и масса пещерок, путь домой… Да, еще одно «кстати», вы можете совершенно бесплатно набрать прохладной воды в Успенском монастыре, так что пустые бутылки не выбрасывайте)



Полезность (можно кликнуть чтобы увеличить):

Копирайт на эту схему: Alexey Gomankov, Википедия.

По дороге с Чуфут-Кале можно попасть на дервишское кладбище. Считалось у татар святым местом.
Вот так выглядит вход:

И далее:



Надеюсь, что эта фотопрогулка вам понравилась 🙂

Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.

Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.

Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.

Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.


Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.

История Чуфут-Кале

По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.

Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.

В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.

Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.

В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.

Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.

В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).

История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.

К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.

Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.

Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.

В XIV веке в городе стали селиться караимы.

Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).

В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.

После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.

После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел...

Что посмотреть в Чуфут-Кале

В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.



На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.

Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.

Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.

На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.



При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:

— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)

— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)

— Серебряные монеты — 4259 штук (XIV-XV)

— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы

— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)

— Дирхемы

— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.

Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
  9. Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
  10. Южный склон плато.
  11. Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
  12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
  13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
  14. Остатки бани.
  15. Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
  16. Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
  20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека