Пробуждение. Практика развития "внутреннего наблюдателя"

По мере того как мы приобретаем опыт присутствия в Настоя­щем и наблюдения за собой, мы начинаем ощущать развитие, ка­залось бы, нового аспекта своей осознанности - глубокой способ­ности быть более объективным «свидетелем» своего жизненного опыта. Как мы уже отмечали, это качество осознанности получило название внутренний наблюдатель. Внутренний наблюдатель позволяет нам наблюдать за всем, что происходит внутри и вокруг
нас одновременно, без осуждения и комментариев.

Внутренний наблюдатель необходим для нашей трансформа­ции потому, что в нас есть такой психологический механизм, ко­торый Гурджиев назвал «идентификацией» и который является главным способом, каким наша личность формирует и поддержи­вает свою картину мира. Личность может идентифицироваться с чем угодно - идеей,
нашим телом, зудом, закатом, ребенком или песней. Это озна­чает, ЧТО В любой момент, когда МЫ не совсем бодрствуем, наша самоидентификация возникает из всего, на что мы обратили свое
внимание. Например, когда мы волнуемся, концентрируя свое внимание на предстоящей встрече, мы как бы присутствуем на этой встрече (даже воображаемой), мы это делаем вместо того, чтобы воспринимать то, что реально происходит с нами в данный момент. И ли когда мы идентифицируем себя с эмоциональной ре­акцией - например, влечение к другом у человеку, - это выглядит так, будто мы становимся этим влечением. И ли когда мы слышим
настойчивый голос критики в своей голове, мы не можем отделить себя от этого голоса.
Если мы хоть немного успокоим свой разум, то почувствуем, как наши состояния меняются от мгновения к мгновению. В одно мгновение мы думаем о своей работе, а в следующее - наблюда­ем, как кто -то переходит дорогу, и этот кто -то напоминает нам о человеке, с которым мы встречались много лет назад. Мгновени­ем позже мы вспоминаем песенку из школьного детства, пока нас не обливает из луж и проезжающая мимо машина. Мгновенно мы начинаем ругать дурака, управляющего машиной, и больше ни о чем не можем думать, пока не поймем, что хотим конфету, ко­торая заставит нас почувствовать себя лучше. И так далее. Един­ственно последовательная вещь - это тенденция нашей личности идентифицироваться с каждым последующим состоянием.

Осознанность расширяется и сжимается, как воздушный шарик, но идентификация всегда приводит к ее сжатию. Мы мо­жем заметить, что при идентификации с чем-либо мы явно мень­ше осознаем все, что нас окружает. Мы меньше осознаем других людей, окружающую нас среду и наше собственное внутреннее состояние. Проще говоря, чем больше мы идентифицированы, тем меньше наша осознанность, тем больше мы оторваны от ре­альности.

Со временем наша идентификация с определенным набором качеств (таких как сила, сочувствие, миролюбие или спонтанность, к примеру) закрепляется, и появляется характерное для того или иного типа ощущение себя. Чувства и состояния, которые состав­ляют наше ощущение себя, - это чувства и состояния, которые, как нам кажется, необходимы для достижения нашего . Чем больше мы идентифицируемся с нашим ощущени­ем себя, тем больше мы становимся его заложниками, тем больше забываем о других доступных нам возможностях и моделях пове­дения. Мы начинаем верить в то, что мы и есть этот образец. Мы фокусируемся только на одном определенном качестве из огром­ного разнообразия нашего человеческого потенциала, будто бы говоря: «Эти качества и есть “Я ”, а эти - нет. Я именно такой, а нетакой». Таким образом, мы формируем свой собственный образ, определяем сами себя - это и есть предсказуемый тип личности.
Например, Основная Боязнь Восьмерок - пострадать от других людей или быть контролируемыми другим и людьми или жизнью,а их Основное Желание - защитить себя. Желания себя защитить и полагаться на себя являются базовыми человеческими потреб­ностями, поэтому мы, даже не являясь Восьмерками, испытываем потребность в физической и эмоциональной защите. Юные Вось­мерки, однако, начинаю т фокусироваться на тех обнаруженных в себе качествах, которые помогут им защититься. Они понимают, что они сильны, настойчивы, имеют силу воли и могут постоять за
себя, и начинают использовать эти возможности для развития и укрепления своей Эго-идентификации

Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие. Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями - мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать). Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части - первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием. Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя». Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится. Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить. Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны. Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным. Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P.S. Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным. Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.

Упражнение «внутренний наблюдатель» является продвинутой формой медитации на «разотождествление». Сложность состоит в том, что нужно научиться не терять достигнутого состояния «Я» в бытовых жизненных ситуациях, более того, использовать внутреннее «Я» как наблюдателя, наблюдающего за вашими действиями, эмоциями, мыслями, а также за реакциями окружающих вас людей и предметов. Описываемое состояние и есть состояние осознанности, к которому призывали ведущие Учителя нашего.времени.

Легче всего практиковать данную медитацию в ситуациях, не имеющих эмоциональных нагрузок. В дальнейшем следует выбирать более сложные и опасные для вас ситуации. Заметим, что разрушение состояния «внутреннего наблюдателя», т. е. вовлечения «Я» в процесс («бхава» по буддийской терминологии) происходит, когда энергетическая емкость эмоций выше энергетической емкости вашего «Я».

Для того чтобы освоить медитацию «внутренний наблюдатель», проделайте все упражнения, описанные в главе «Актуализация», сохраняя состояние «Я».

«Я есмь»

Медитация «Я есмь» принадлежит классической йоге, может быть использована как вспомогательная для кристаллизации сознания.

Повторяйте не напряженно, как формулу самовнушения, фразу «Я есмь*. При регулярном и упорном труде вы, возможно, также достигнете состояния «Я».

Подпитка сознания

Медитация «подпитка сознания» может помочь вам, если вы испытываете такие состояния, как эмоциональная усталость, разочарование, нежелание жить и самое главное - уменьшение осознанности существования. Все это симптомы так называемого «истощения сознания», которое является следствием пренебрежения человека к своей природе, прежде всего, своими желаниями. Эти симптомы могут наступать очень быстро, если мы делаем что-либо потому что «надо», а не потому что «хочется». Ведь «надо» является сверхсозна- тельной установкой, которая слабо подкрепляется энергетически. За «хочется» стоит вся энергия нашей биологической природы. Истощение сознания может проявляться и на соматическом уровне в виде заболеваний или неприятных физических ощущений, возникающих тогда, когда вы занимаетесь «нежеланными» делами.

Целью настоящей медитации является подпитка сознания энергией нашеї о подсознания - энергией желаний, поэтому перед чтением дальнейшего текста, ознакомьтесь с Приложением 2.

Актуализируйте основные потребности, описанные в Приложении 2. Когда вам удастся почувствовать соответствующие энергии, попытайтесь осознать, какие именно из первичных потребностей вы удовлетворяете при совершении нелюбимых действий.

Критерием правильности выполнения медитации является общее повышение энергопотенциала, появлением позитивной эмоциональной установки по отношению к рассматриваемым делам, в идеале - ощущение осознанности и осмысленности бытия.



Медитации, направленные на расширение сознания

Если вам удалось кристаллизовать свое внутреннее «Я* - свое сознание, вы можете приступать к процессу его расширения. Расширение сознания включает в себя следующие этапы.

1. Актуализация различных процессов психической жизни, не принадлежащих сознанию - подсознательных, сверхсознательных или параллельных сознанию.

2. Интерпретация, т. е. отнесение к одному из известных типов, выдача имени. Поскольку инструментом сознания является язык (или, точнее, знаковая система), сознание может оперировать только с объектами определенными, названными. Именно этот факт лежит в основе известного правила магии - «Если ты знаешь имя объекта, значит, ты можешь им управлять». Чем точнее удалось интерпретировать или определить тот или иной объект бессознательного, тем больше шансов на успех.

3. Принятие ответственности на себя, т. е. устранение внутренней дуальности «Я» - не «Я».

Принятие желаний

Осознайте, что все, что вы делаете, вы делаете только потому, что вам так хочется. Если у вас возникнет внутреннее сопротивление, проанализируйте: какие именно из первичных потребностей удовлетворяются вами в процессе выполнения тех дел, которые вам якобы не хочется делать

Критерием правильности выполнения медитации является появление чувства расслабленности, удовлетворенности. Это связано с тем, что многие физические зажимы связаны с попытками постоянного принуждения себя к совершению каких-либо действий и борьбой с этими попытками.

Одной из эффективных медитаций, направленных на расширение сознания является < расширение*. Эта медитация имеет различные разновидности. Наиболее интересными из них являются: «пространственное расширение», «временноерасширение», «абстрактноерасширение». Последний вариант является особенно сложным, однако именно он способствует расширению сознания в психологическом смысле. Два первых варианта можно рассматривать как вспомогательные, хотя они тоже могут дать интересные эффекты.

Чувства и эмоции зачастую играют наиболее важную роль в нашей жизни. Если научиться брать под контроль свои эмоции, они могут нести нас по жизни в правильном направлении. А в противном случае - сбивать с ног и захлестывать с головой, лишать нас силы и энергии, приносить опустошение и внутреннее эмоциональное выгорание. И только вам выбирать - по какому пути идти.

Чего вы хотите добиться?

Работа над собой - это самая важная и значимая работа человека в жизни, а её результаты зачастую бывают малозаметны, приходят медленно и очень постепенно. Когда вы идете по пути саморазвития, то одним из самых значимых и важных элементов является то, чтобы помнить о целях, которые вы поставили перед собой, о том, чего же вы на самом деле хотите добиться от себя, каким человеком хотите стать, и что хотите иметь, как результат ваших усилий.

Никогда не довольствуйтесь минимумом, уберите из своего лексикона такое словосочетание как« мне хотя бы», помните о том, что наверняка будет еще лучше, чем есть сегодня;

Постоянно напоминайте себе о своей цели, о том, как сильно вы её хотите, что вы этого достойны, используйте« коллаж мечты», разместите его на видном месте, чтобы ежедневно видеть то, к чему вы стремитесь;

Когда вы ставите материальные цели, представьте себе, какие чувства вы будете испытывать, когда достигнете этого.

Учимся контролировать эмоции

Какие эмоции нужно контролировать? Те, проявления которых имеют негативные последствия. Гасить в себе эмоции очень сложно и чревато негативными последствиями, но можно повлиять на них локально. Например, выделите себе определенное время, когда вы будете проявлять ту эмоцию, с которой хотите справиться. И только в это время на все 100% отдайтесь этой эмоции. Хотите плакать - плачьте, но не останавливайте себя - отрицательные эмоции тоже надо уметь переживать.

В некоторых японских компаниях есть специальные комнаты психоразгрузки, в которых стоят резиновые куклы, иногда даже имеющие лица начальников. Любой служащий может пойти в эту комнату и отдаться своим чувствам, поколотить куклу руками, ногами, дубинками, словом, разгрузить свои эмоции.

Метод« Я наблюдатель»

Одним из самых, по моему опыту, методов контроля эмоций негативного характера, является метод« Я наблюдатель»(мое собственное название). Его суть проста: необходимо отстраниться и начать наблюдать за своей эмоцией, которая в данный момент есть у вас.

Например, вы испытываете раздражение по какому-то поводу. Согласно работам известного советского ученого А. Н. Леонтьева, таким, например, как« Деятельность. Сознание. Личность» любая эмоция, или чувство, или боль, всегда имеют конкретную локализацию в теле человека. Это не что-то эфемерное и не понятное, а совершенно конкретное ощущение в теле, и, в зависимости от эмоции, это совершенно конкретное место, локация, в теле. Обратите внимание на картинку.

Найдите в своем теле это место, сфокусируйте на нем свой внутренний взгляд, при этом физические глаза можно закрыть, и начните рассматривать это ощущение и внутренний объект в том месте, куда смотре, задавая самому себе вопросы: как оно выглядит, какой формы это ощущение, какого оно цвета, какова его температура в градусах, какого оно размера с сантиметрах, объема, какой у него запах, цвет, на каком расстоянии от поверхности Вашего тела оно располагается, его толщина, плотность, интенсивность цвета по шкале от одного до пяти, его плотность по шкале от одного до десяти, какие у него края: четкие или размытые.

Эти вопросы можно задавать в любом порядке, после того, как Вы задали вопрос, подождите несколько секунд, пока не получите ответ. Вопросы нужно повторять по кругу, особенно это актуально тогда, когда Вы заметите, что внутренний объект начал изменять свои свойства, которые называются умным словом« модальности».

Задавайте вопросы до тех пор, пока объект полностью не исчезнет и вместе с ним не исчезнет ощущение, с ним связанное.

Обычно, когда человек начинает использовать эту технику впервые, количество времени до полного исчезновения ощущения может варьироваться от 5 до 10 минут, в зависимости от различных факторов, таких как начальная интенсивность ощущения, Ваше состояние усталости или внутренней силы, и так далее.

При накоплении опыта использования этой техники время до полного исчезновения ощущения сокращается до нескольких минут. И вместе с ощущением уходит и любая негативная эмоция любой природы, а также любая физическая боль.

Почему и как это работает?

Обычной реакцией на негативные ощущения, к которым относятся также негативные эмоции, является внутреннее сопротивление. Нам не нравятся негативные ощущения, нам не нравится испытывать любой вид боли, будь то боль физическая или эмоциональная, и наше естество начинает сопротивляться в попытке избавиться от этого ощущения.

Есть две формы сопротивления, которые мы обычно неосознанно используем: активная, к которой относятся различные действия, которые, по нашему мнению, должны нам помочь избавиться от этого ощущения, и пассивная, когда мы игнорируем это ощущение, стараемся его не замечать, переключить свое внимание на что-то другое.

Иногда мы получаем положительный результат от наших действий, но в большинстве случаев время этой борьбы может растягиваться значительно, мы устаем от этой внутренней борьбы, теряем энергию, выгораем эмоционально. Потому что срабатывает закон Ньютона« сила действия равна силе противодействия». Или чем больше мы сопротивляемся чему-то, в данном случае, негативному ощущению, тем больше оно становится.

Техника« Я наблюдатель» использует совершенно иной механизм - отказ от сопротивления за счет того, что Вы просто наблюдаете, никак не воздействуя на это ощущение. Вы как будто становитесь сторонним наблюдателем за собственным ощущением, и просто описываете себе те модальности, о которых я писал выше.

Техника позволяет очень быстро избавиться от любого негативного ощущения, в том числе и от физической боли любой природы, при этом не расходуется внутренняя энергия, Вы не устаете, так как нет противостояния, и наши эмоции не выгорают.

Попробуйте использовать технику« Я наблюдатель» тогда, когда возникают негативные ощущения, получите собственный опыт от ее использования, и сможете убедиться в ее крайней эффективности.

Когда мы учимся контролировать эмоции, очень важно научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Жизнь часто кажется нам крайне несправедливой, но все же не стоит принимать это близко к сердцу. Мы не можем изменить природу, но можем изменить свое отношение к ней. Мы не можем изменить людей, но можем изменить отношение к ним. К сожалению, вы не сможете контролировать в своей жизни все. И как только вы поймете эту очень простую истину, перестанете думать, что все плохое в этой жизни осуществляется только с вами.

Практики пратьяхары необходимы для подготовки сознания к практике однонаправленной концентрации дхараны и дхьяны. Цель практики – пробуждение поверхностных слоёв сознания и создание устойчивости в нём. На сознание воздействуют 2 источника нестабильности. Первый – это внешний мир (включая физическое тело), в котором постоянно всё движется и меняется, ум соединён с этим источником через органы чувств. Второй – внутренний: это мысли и эмоции, где также всё неустойчиво. Ум обычного человека практически полностью поглощён этими источниками нестабильности, и говорить об устойчивости сознания не приходится.

Для того, чтобы сделать сознание устойчивым, практиками пратьяхары нарабатывается в уме Присутствие Наблюдателя. Этот Наблюдатель может воспринимать как внешний мир, так и всё происходящее в сознании, и кроме того, он может осознавать своё собственное Присутствие (Наличие, Существвование, Бытиё). Эта способность и используется в практиках пратьяхары. В зачаточной форме он пробужден в каждом человеке.

Основные качества Наблюдателя – неизменность, постоянство, неподвижность, и это создаёт в уме источник стабильности в случае наработки и закрепления в сознании аспекта Присутствия. Хотя почувствовать эти качества без интенсивного ощущения Присутствия непросто. Кроме того, по своей природе Наблюдатель как бы пуст, но в то же время полон, поскольку в ней находится полное содержимое и потенциал индивидуального сознания. Это «Существо» можно назвать Осознающей Пустотой. Почувствовать природу этой Пустоты (Полноты) тоже непросто, этому будут мешать мысли и эмоции.

Суть пратьяхары хорошо описана в шлоке Бхагавад-Гиты: «Когда Он (йог), как черепаха, втягивающая в себя все конечности, отрывает чувства от объектов чувств, тогда его сознание становится стойким».

На начальных этапах практики можно использовать зрение, слух и объекты внешнего мира. Отделённость физического тела от внешних объектов и тот факт, что Наблюдатель локализован в области тела, – очень благоприятный фактор для практики. От внешних объектов (визуальных или звуковых) внимание переносится в область тела, цель – почувствовать Присутствие Наблюдателя, то есть самого себя. Через внимание вы «накачиваете» энергией это собственное Присутствие, всё более проявляя его. Кроме того, этой простой практикой нарабатывается очень полезный навык отделения Наблюдателя от наблюдаемого, что потом очень пригодится для работы с внутренними объектами в сознании. Именно из этого отделения возникает вайрагья (непривязанность, отрешённость), которая часто упоминаемая в йогических текстах. Эта практика должна быть доведена до автоматизма.

Далее, используя практики многообъектности, когда вы пытаетесь осознавать много объектов (визуальных, звуковых или и тех, и других), не забывая чувствовать собственное Присутствие, нарабатывается мощь каналов восприятия. Это увеличивает ресурсы и возможности внимания. Ресурсов внимания обычного человека недостаточно для практики йоги. Уже на этой стадии происходит знакомство с Безмолвием (Пустотой). Поскольку восприятие и мышление связаны, при интенсивном восприятии мышление прекращается, то есть отсутствие мышления – показатель полного включения внимания. Но когда это будет происходить, не нужно отвлекаться на Безмолвие – лучше продолжать работать с объектами и больше проявлять Присутствие Наблюдателя, поскольку Пустота может поглотить очень много внимания, а смысл практики в том, чтобы контролировать много объектов одновременно. Для большего знакомства именно с Пустотой используются практики работы с пространством.

Это можно практиковать на любых больших открытых пространствах, поскольку Пустота очень похожа на пространство. Вы пытаетесь воспринимать весь объём пространства перед вами и ментально чувствовать пространство за вами, соединяя это в единое пространство, ощущая в центре своё Присутствие. Пространство – очень объёмный объект, и он задействует полностью внимание, прекращая мышление. Это позволяет лучше почувствовать и изучить Пустоту, и укореняться в ней, а также создавать пространственно-расширенные состояния сознания. В дальнейшем, после хорошей наработки отдельных аспектов – Присутствия, больших ресурсов внимания и укоренённости в пространственно расширенном состоянии Пустоты – становятся возможными более сложные практики с одновременным проявлением этих аспектов. Это выводит устойчивость сознания на совершенно новый уровень, одновременно существенно увеличивая возможности контроля.

Все эти практики можно выполнять в обычных жизненных ситуациях, например, во время уединённых прогулок (только не нужно ничего практиковать за рулём автомобиля – это опасно). Конечно, в начале новые состояния не будут устойчивыми, а будут похожи на «вспышки». Устойчивость увеличивается по мере практики. При всей кажущейся простоте эти практики очень мощные, и ими легко перенапрячь ум (особенно практикой многообъектности), вызвав негативную реакцию в нём, поэтому необходимы постепенность и осторожность. Неплохо иметь учителя уже на этом уровне, хотя не обязательно, чтобы он был полностью Просветлённым – всё-таки это поверхностные уровни сознания. Не стоит забывать, что практики пратьяхары – это практики не для начинающих. Предполагается, что практикующий уже имеет опыт работы с вниманием во время телесных практик и пранаямы. Практики пранаямы особенно важны, поскольку ум связан с праной. Успешная практика пранаямы очищает и подготавливает каналы «тонкого» тела, умение управлять праной, позволяет контролировать ум. Патанджали в «Йога Сутрах» рассматривал йогу как целостную систему: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Игнорирование отдельных этапов практики приводит к трудностям или полной невозможности реализовать последующие ступени практики. Первые пять этапов – это по сути подготовка для реализации трёх последних. Естественно паралельно реализуется программа развития ментальной осознанности, подробно описанная в статье , в которой наработки вышеописанных практик используются уже для работы с мыслями и эмоциями. Кроме того, необходимо развивать специфический вид осознания – осознание действия, то есть понимание происходящего: «Я иду», «Я сижу», «Я медитирую» и тому подобное. Об этом не упоминалось в статье.

В результате успешной практики пратьяхары пробуждаются и совершенствуется осознание поверхностных слоёв сознания, развивается умение работать с мыслями и эмоциями, ум становится более спокойным и устойчивым благодаря проявлению и закреплению в сознании качеств Наблюдателя и растворяющему воздействию Пустоты. Кроме того, автоматически происходит разъотождествление себя с телом, мыслями, эмоциями и личностью (ложным эго), поскольку всё это можно наблюдать будучи отделённым, находясь как бы в «другом измерении», и начинается новая жизнь уже в этом «измерении», и оно гораздо ближе к Духу. При этом намного увеличиваются возможности контроля ума, которые также развиваются этими практиками. Контроль и отличает йогов от сумашедших, и если его не развивать, то очень легко перейти из одной категории в другую.

На этом же этапе необходимо пробудить внутренний источник Любви – это позволяет эмоционально балансировать ум и пробуждает в практикующем ответное чувство любви и преданности (бхакти), что очень помогает в жизни и практике. Для этого также можно использовать обычную жизнь, в которой достаточно много проявлений Любви. Когда вы испытываете чувство любви, симпатии или дружбы к кому-то (это может быть и любимая собака) или наслаждаетесь красотой природы или произведением исскуства, нужно поискать внутри себя источник, из которого это чувство приходит к вам. Из источника Любовь вначале идёт к вам, а затем уже во внешний мир. Ваша Любовь к кому-то создаётся из Любви к вам, идущей из источника Любви. Мы все любимые дети наших Духовных Родителей. Когда вы обнаружите этот источник, вы сможете наполнять себя Любовью и Радостью и без внешних объектов, хотя на начальном этапе возможно придётся использовать чей-то образ.

Это самый легко достижимый Божественный Аспект. И хотя источник Любви и Творчества находится за пределами личности, этими силами буквально пропитаны (освещены) даже поверхностные слои Безмолвия (Пустоты) сразу за мыслями. Хотя, чтобы почувствовать это, возможно, придётся изменить некоторые программы личности, что не сложно сделать на уровне практик пратьяхары. Многие творческие люди хорошо чувствуют эти силы, даже не умея входить в Пустоту. Именно из этих состояний и об этих состояниях написано много вдохновляющих, полных Любви и Света произведений исскуства. И зачастую описание состояний этого уровня принимают за йогическое Самадхи, что конечно же не так. Достигнуть аспекта Любви можно и без полного пробуждения всей глубины индивидуального сознания, но с этого уровня невозможно достичь других Божественных аспектов: тех уровней Знаний, Осознания и Силы, к которым получает доступ человек, полностью пробудивший сознание и достигший Самадхи. Практики разных уровней Самадхи через контакт со Сверхсознанием трансформируют человеческое существо в Сверхчеловека, выводя его на совершенно новую ступень эволюции Духа. Но то, что происходит на уровнях Самадхи, зачастую невозможно описать словами.

В принципе, успешно практикуя первые пять ступеней йоги, о которых упоминалось выше, и пробудив внутренний источник Любви, дальше в практики однонаправленной концентрации (дхарану и дхьяну) можно и не ходить в этой жизни, если у вас нет Учителя с очень высоким уровнем личной практики, нет подготовленного тела, способного выдерживать длительные практики сидя с прямой спиной, нет проработанного «тонкого» тела, способного выдерживать повышенную энергитическую нагрузку, нет времени для достаточно длительных ежедневных практик, нет «внутреннего зова» к более глубокому познанию самого себя. Всё вышеперечисленное – необходимые условия для успешной практики дхараны и дхьяны. Первых пяти ступеней вполне достаточно для счастливой «внутренней» жизни. Вы можете жить, наслаждаясь пробужденностью и нарабатывая осознанность, используя в жизни огромный творческий потенциал Пустоты, читать многочисленную духовную литературу, которая будет притягивать вас. Пробужденное чувство Любви будет откликаться радостью на всё прекрасное.

Но если у вас есть «внутренний зов» к более глубокому самопознанию, это вас не удовлетворит.

Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.

Фото: lushmalabeads/instagram.com
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека