Последователь учения сиддхартхи гаутамы. Кратко об истории жизни Будды — от рождения до окончательного ухода в нирвану

- имя принца, ставшего Буддой Шакьямуни и жившего 2 500 тысячи лет назад.Он был сыном правителей области Древней Индии со столицей в г. Капилавасту . Это первый человек в истории, достигший Просветления . Поэтому его называют - Исторический Будда (Татхагата), он тот, кто первым раскрыл все замечательные позитивные возможности человеческих тела, речи и ума , вышел за пределы вынужденных рождений и смертей (сансара) и оставил ясные методы своим последователям.Именно он заложил основу системы буддийской медитации .

Сиддхартха достиг Пробуждения от сна неведения , чтобы принести всем пользу и показать путь к ничем не обусловленному, а потому нерушимому, счастью .

Джатака

(от санск. "джати" - "рождение"; история прежнего воплощения)

Во времена Будды Дипанкары будущий Будда Шакьямуни был брахманом Сумедха.

Однажды он задумался о непостоянстве всех обусловленных вещей и поиске вневременного счастья , преодолении страдания , старости, болезни и смерти. Его раздумья привели к решению заняться аскетической практикой, с целью найти способ освобождения от оков перерождения в мирах сансары . В соответствии с принятым решением брахман удалился в Гималаи, поселился в хижине из листьев и стал практиковать аскезу. В этот период в мире начала распространяться слава о Татхагате (Победителе в Истине), Будде Дипанкаре, Обладателе Десяти Достоинств, повернувшего высочайшее Колесо Дхармы после того, как он достиг совершенного Пробуждения. Однажды Сумедха встретил людей, расчищавших дорогу для шествия Будды. Странствуя с большой общиной учеников (сангха), Дипанкара прибыл в их местность и остановился в монастыре Судассана неподалеку от города. Жители пригласили Бхагавана (Самого Почитаемого) посетить их город и теперь готовили дорогу, чтобы выразить почтение к Трем Драгоценностям , расчищая путь, по которому должны были пройти Будда и Сангха, . Узнав о появлении в этом мире Будды, Сумедха почувствовал великую радость и пожелал присоединиться к работе. Ему досталась земля, раскисшая от воды после дождя, и тогда он стал осушать ее, думая о Будде.
Он не успел осушить и трети отведенного ему участка, когда появился Татхагата, великий мудрец Дипанкара в окружении четырёхсот тысяч достигших Освобождения, обладающих шестью видами сверхъестественных знаний и пресекших влечения ума. В этот момент аскет Сумедха, увидев Будду, подумал: "Пусть Будда не ступает на грязь, а вместе с учениками пройдёт по мне ради моей пользы". Распустив свои длинные волосы аскета и покрыв ими землю, Сумедха лёг на тот грязный участок дороги. И в то время у Сумедхи было следующее сильное пожелание: "Пусть я искореню свои загрязнения и, достигнув всеведения, стану Буддой. Пусть я достигну берега Освобождения, взойду на корабль Дхармы и помогу множеству людей и богов перебраться на тот берег через поток сансары. Вот, о чём я мечтаю, пусть это стремление исполнится". Всеведущий Дипанкара приблизился к Сумедхе. Узнав его мысли и посмотрев в его будущее, Будда увидел, что желание Сумедхи исполнится. Тогда он предсказал ему, что в одном из своих последующих воплощений Сумедха станет Буддой. Он назвал место его будущего рождения, имена его отца и матери, главных учеников и учениц, место Просветления и название священного дерева Бодхи, под которым будущий Будда достигнет Пробуждения от сна неведения.

ТАИНСТВА ВОСТОКА

Буддизм

В III в. дон. э., при царе Агиоке, буддизм стал государственной религией Индии и с тех пор начал постепенно распространяться по всему миру. Каменные скульп­туры в Дацу (Китай).

Основателем буддизма, древнейшей мировой религии, был Сиддхартха Гаутама (566/563-486 до н. э.), именуе­мый также Шакьямуни («мудрец из рода Шакьев»). Он был сыном царя, чье генеалогическое древо уходило кор­нями к легендарному правителю Гима­лаев Икшваку. Легенда гласит, что мать Сиддхартхи Майя родила его в цвету­щей роще под Капилавасту.

Бегство из дворца

С самого рождения Сиддхартха Гаутама был наделен всеми земными богатства­ми. Однако он рос в полной изоляции от внешнего мира, наслаждаясь беспеч­ной жизнью за толстыми стенами роскошного дворца. Его отцу, царю Шуддходану, брахманы предсказали, что Сиддхартха станет или владыкой мира, или великим духовным учителем, по­стигшим абсолютную истину, то есть Буддой. Второе произойдет в том слу­чае, если Сиддхартха узнает о сущест­вовании болезней, старости, смерти и страданий. Вот почему царь-отец, меч­тавший видеть сына своим престоло­наследником, всячески ограждал его от горестей этого мира. Когда пришло время, Сиддхартха же­нился. Но ему очень хотелось увидеть, что же происходит за пределами двор­ца. Четырежды принц тайком выезжал в город и каждый раз сталкивался с людскими бедами. Сначала он по­встречал больного человека, потом дряхлого старика, затем похоронную процессию и наконец аскета. И тогда принц задумался, можно ли избавить мир от болезни, старости и смерти. И не является ли путь аскезы спосо­бом преодолеть страдания и постичь истину?

Эти вопросы не давали ему покоя ни днем ни ночью. И однажды он решился на бегство. В возрасте 29 лет Сиддхарт-ха покинул дворец, отказался от всех богатств, оставил отца, жену и сына, даже не попрощавшись. Три царства проехал он со своим возничим Чандакой, пока у реки Анавамы не сбросил дорогие одежды, не побрил голову и не пошел дальше пешком, в нищенских лохмотьях.

«Пробуждение» в Бодх-Гае

Долго искал Сиддхартха Гаутама истину. Он повстречал многих знаменитых учи­телей, йогов и философов, пока наконец вместе с пятью спутниками, почитавши­ми его за приверженность строгой аске­зе, не пришел в маленькое селение Урувела на берегу реки Ниранджана, напротив сегодняшней Бодх-Гаи. После шести лет непрерывной аскезы и борь­бы с искушениями, исхудавший, похо­жий на скелет Сиддхартха постиг, что путь самоистязания и крайнего аскетиз­ма не ведет к истине, что она открывает­ся лишь в процессе созерцания и внут­реннего переживания. Он сел под дере­вом бодхи в твердой решимости не вставать, пока не достигнет духовного просветления (бодхи) и не познает исти­ну. На 49-е сутки, в майскую ночь полно­луния, в возрасте 35 лет, Гаутама «пробу­дился» и стал Буддой.

Четыре благородные истины

Во время медитации под деревом бод­хи Будде открылись «четыре бла­городные истины». Во-первых, всякое существование испол­нено страданий, все радости и удовольствия мимо­летны и не имеют устойчивой ценности. Во-вторых, у страда­ния есть причина. Это желания, страс­ти, жажда удоволь­ствий, которые ле­жат в основе при­вязанности людей к миру. При этом каж­дая частичка нашего опыта обусловлена событиями прошлых жизней, то есть кар­мой. В-третьих, можно избавиться от страда­ния, уничтожив его причину. В-четвертых, существует путь, веду­щий к уничтожению страданий, который Буд­да называл «благород­ным восьмеричным путем». Это самая сердцевина его учения

Будда — Пробужденный

Во время духовного просветления Сиддхартха Гаутама проник в сущ­ность вещей и бытия, постиг приро­ду «я». Он увидел все свои прошлые жизни и перевоплощение в другие сущности, уяснил «четыре благород­ные истины» и осознал опасность «трех главных пороков» — сладо­страстия, гордыни и невежества. А потом ему открылась высшая ис­тина — дхарма. С этого дня он стал Буддой — Пробужденным, или Про­светленным. Когда Будда в течение семи дней неподвижно сидел под деревом бодхи, дьявол Мара пытал­ся отговорить его от поде­литься откровением с людьми. Но Будда не переменил решения. В те­чение еще 45 лет он проповедовал свое учение, отворяя «врата непре­ходящего для тех, кто хочет слы­шать», и стал Саммасамбуддой («со­вершенным пробужденным»), как называют того, кто достиг Пробуж­дения самостоятельно, без по­мощи учителя, и ведет по этому пути других.

Изображение японского Буд­ды в венце из кувшинок, ме­дитирующего на цветке ло­тоса, глубоко символично. Лотос сим­волизирует в буддизме чистую сущ­ность всех вещей, которая познается в про­светлении. Фор­ма листьев и цветков этого растения позво­ляет видеть в нем также символ все­ленной, прости­рающейся во всех направ­лениях.

Первая проповедь Будды

После просветления Будда повстре­чал в оленьем парке Исипатана (ныне Сарнатх) под Бенаресом (современ­ный Варанаси) пятерых бывших спутников-аскетов, которые покинули его, когда он добровольно отказался от самоистязания. Будда обратился к ним с проповедью, содержавшей ос­новные положения будущей мировой религии — учение о четырех благород­ных истинах. Она получила название «Проповеди, повернувшей колесо уче­ния (дхармы)». Пятеро аскетов стали первыми учениками Будды Гаугамы. По сей день в память об этом верую­щие совершают ритуальный обход большой ступы, построенной на месте первой про­поведи Будды. В Бенаресской проповеди Будда утверждал, что в мире нет ни­чего вечного -все имеет начало и конец, а значит, не может быть и вечной, неиз­менной души. Он рассматривал бытие как непре­рывный поток перемен и стра­даний. С начала времен люди дви­жутся в кругово­роте перерожде­ний (сансаре). Будда не считал поиск вечного, неизменного «я» (атмана в инду­изме) средством спасения от не­постоянства ми­ра. Он, скорее, вообще отрицал идею существо­вания субстанционального «я» -и как внутренней основы личности, и как основы вселенной в форме абсолютного духа (бога). Будда учил о «не-я» (анатмане).

Определяющая образ жизни, моральные принципы и религиозную практику буддиста. Восьмеричный путь — главное звено учения Будды Гаутамы, подобно тому как Нагорная про­поведь — основа учения Христа.

Восьмеричный путь

Восьмеричный путь требует от человека правильного понимания, правильных намерений, правильных мыслей, пра­вильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правиль­ных усилий и правильной концентра­ции. Правильное понимание подразу­мевает осознание четырех благородных истин и безличности бытия. Правильные

Верующие регулярно посещают Дхамекх-ступу, религиозный центр города Сарнатха, где Будда когда-то произнес свою первую проповедь. Вознося молитвы, они движутся по часовой стрелке вокруг купольного сооружения.

Намерения означают прежде всего отречение от мирских объектов и прин­ципиальный отказ от всякого насилия. Правильная концентрация внимания -первейшая заповедь Будды. Она отно­сится к практике медитации, но должна озарять всю жизнь буддистов, предпо­лагая полный контроль над телом, чув­ствами и мышлением. Будда учил избегать крайностей. Одна крайность — это праздная жизнь, потака­ние своим желаниям, погоня за наслаж­дениями. Другая крайность — самоистя­зание, жизнь, исполненная страданий и жестких ограничений. Нужно следо­вать Срединным путем. Только он ведет к высшему знанию, прозрению, просвет­лению, умиротворению и нирване.

Нирвана — высшее блаженство

Буддисты верят, что человеческое недо­вольство обусловлено своекорыстным, бессмысленным желанием богатства и вечной жизни. Высшая цель жизни для истинного буддиста — освободиться от кармы, выйти из круговорота пере­воплощений (сансары), который за­ключает человека в иллюзорном мире страдания. Такое состояние полного освобождения от страданий, или выс­шего блаженства, называется нирва­ной. Это жизнь совершенно свободного духа, особая форма внеличностного сверхбытия, когда отдельный индивид преодолевает все свои влечения, при­вязанности и страсти, являющиеся причинами страданий, и сливается с великим «Я» вселенной. Учение Будды указывает путь к нирване.

Устное предание

Учение Будды не было записано при его жизни. Вероятно, он проповедовал на языке магадхи. Его изречения (сутры) были облечены в поэтическую форму. Их характерный признак — частые и про­странные повторения. Очевидно, это служило лучшему запоминанию сутр. Основатель буддизма заповедовал сво­им приверженцам донести его учение до всех страждущих. Таким образом, Сиддхартха Гаутама создал первую миссио­нерскую религию. Для ее успешного рас­пространения решающее значение име­ло формирование особого словесного канона, который позволил передавать учение Будды из уст в уста как можно ближе к первоисточнику.

Хинаяна

Со временем внутри буддийского уче­ния развились различные направле­ния. Самые значительные — хинаяна («малая колесница») и махаяна («вели­кая колесница»). Хинаяна, которую ее приверженцы называют тхеравада («учение старейшин»), воздерживается от каких-либо метафизических спеку­ляций. Она рассматривает мир и че­ловеческие страдания как данность и учит, что избавление от них возможно только в монашеской жизни. Хинаяна стала религией избранных, ведь лишь немногие могут позволить себе отказ от мирских и семейных уз.

Стены ступы Сваямбунатх в Катманду, столице Непала, украшены символами буддизма. Благородный восьмеричный путь, которым должен пройти каждый верующий, уподоблен устремлен­ному к небу колесу с восемью спи­цами — колесу духовного обновле­ния. Золотые олени почитаются как символы мудрости, присущей великому Будде.

На пути к просветлению Будда медитировал под деревом бодхи. Благодаря посадке побегов это дерево удалось сохранить сквозь череду столетий. Миссионеры привезли один из священных от­ростков на Шри-Ланку. С тех пор на острове почитают как самого основателя великой религии, так и его «дерево просветления».


Фрагмент настенной росписи XIX в. показывает «великое странствие», в которое принц Сиддхартха, будущий Будда, отправился из своего родного города Капилавасту. Верхом на коне он скачет прочь от всех земных благ ради внутреннего просветления. Когда Сиддхартха обрел его, исполнилось предсказа­ние мудреца Аситы, что принцу предначертано было стать великим духовным учителем.

Статуи Будды изваяны из различ­ных, как правило, очень ценных материалов. Чаще всего их делали из слоновой кости или нефрита: слоновая кость ценилась за чисто­ту цвета, нефрит — за чистоту звука. Нефрит уже в 2000 г. до н. э. был самым популярным в Китае материалом для изготовления предметов культа.

Махаяна

Более популярная махаяна учит о мно­гообразии возможных путей к спасе­нию. Она исходит из того, что в каждом человеке присутствует «природа Буд­ды», пусть даже большей частью не­узнанная, поэтому любой может рано или поздно достичь просветления, нуж­но лишь осознать и осуществить то, что ведет к нирване. Для мистиков махаяны

мир явлений и человеческие страда­ния — всего лишь иллюзия. Реальна только трансцендентная, лишенная свойств, возникшая из самой себя первопричина всего сущего. Махаяна исполнена милосердия ко всем живым созданиям. Она основана на сострада­нии и всеобъемлющей любви. Эта бла­городная концепция воплощена в идеа­ле бодхисаттвы («просветленного»).

Бодхисаттва — человек, который до­стиг просветления и тем не менее са­моотверженно отказался от оконча­тельного ухода в нирвану ради помо­щи другим. Он добровольно вернулся в круговорот перерождений, чтобы оставаться в сансаре до тех пор, пока не будут спасены все разумные суще­ства. Поступки бодхисаттвы обуслов­лены «свойством милосердия», которое связано с высочайшим уровнем познания и мудрости. Таким образом, в махаяне первостепен­ное значение приобретает не столько личное избавление от страданий, сколько идеал милосердия, помощи другому во имя всеобщего спасения. Именно в форме махаяны буддизм рас­пространился среди самых разных народов и стал мировой религией.

Дхарма

Сразу после угасания (паринирваны) Будды монахи собрались в Раджаг-рихе, где Ананда, любимый ученик Будды, слово в слово передал все на­ставления Учителя. Благодаря его ис­ключительной памяти мир получил «Сутра питаку» («Корзину бесед»), ядро буддистской доктрины. На сан­скрите учение Будды называется «дхарма». Это понятие, одно из цент­ральных в буддизме, употребляется в разных значениях. Дхарма — это великий порядок, кос­мический закон, которому подчинен наш мир. Кроме того, это учение Будды, поскольку оно провозглашает истину космического закона и ука­зывает путь к нирване. Дхарма — это проявление всего сущего, мир фено­менов, в котором выражается косми­ческий закон. В дхарме верующий обретает спасение. Буддисты пыта­ются достичь дхармы и просветле­ния с помощью медитации и духов­ной практики.

Эта скульптура изображает вхождение Будды в нирвану. На окраине деревушки Кусинара вели­кого святого настигла физическая смерть. Легенда гласит, что Учи­тель отравился несвежим мясом.

СИДДХАРТХА ГАУТАМА

Имя с ликом родились от знанья,

Как зерно идет в росток и в лист,

Знанье же из имени и лика,

Эти два сплетаются в одно;

Некая попутная причина

Имя порождает, с ним и лик;

А с другой попутною причиной

Имя с ликом к знанию ведут…

Ашвагхоша. Жизнь Будды

Фактическая и легендарная биография Будды. - «Жизнь Будды» Ашвагхоши. - Сон царицы Майи. - Вишну и Будда Шакьямуни. - Детство и юность Сиддхартхи. - Уход из дворца. - Медитация под деревом Бодхи. - Искушения Мары. - Обретение просветления. - Первая проповедь. - Распространение Дхармы. - Нирвана Будды. - Будда и будды.

«Прежде всего буддизм - это учение о человеке, личности, окутанной легендой… Буддизм - учение о человеке, который обрел абсолютную мудрость без какого-либо Божественного откровения, путем собственных размышлений. В этом плане буддизм четко отличается от христианства, учение которого тоже создано человеком, но Богочеловеком, призванном передать Божественное откровение. Буддизм отличается также и от ислама, Пророк которого, Мухаммад, был человеком, избранным Богом для передачи откровения Корана».

Эти слова французского религиоведа Мишеля Малерба как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к жизнеописанию Сиддхартхи Гаутамы - «личности, окутанной легендой», царского сына, историческое существование которого не подвергается сомнению, и человека, преобразившего мир.

При этом, когда речь заходит о фактической биографии Будды, необходимо помнить, что, хотя историческое существование этого человека не подвергается сомнению, реальные факты его биографии представляют собой не более чем метафизическую по сути спекуляцию. Как справедливо отмечал Е. А. Торчинов, «в настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки явно недостаточно. Поэтому мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадежным делом и представим не биографию, а вполне традиционное жизнеописание Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов (таких, как „Жизнь Будды“ Ашвагхоши или махаянская „Лалитавистара“)».


Будда с чашей для сбора подаяний. Барельеф на ступе. Махарашатра, Индия (II в.).


Легендарная биография Сиддхартхи Гаутамы намного более пространна и изобилует красочными подробностями. Согласно ей, Будда, прежде чем родиться Сиддхартхой, испытал сотни перерождений, совершая добродетельные поступки и постепенно приближаясь к состоянию мудреца, способного разорвать цепь смертей и рождений. Благодаря своей добродетели он достиг состояния бодхисаттвы (подробнее о бодхисаттвах см. в главе, посвященной Махаяне) и пребывал на небесах Тушита, откуда обозревал землю, подбирая место для последнего рождения: как бодхисаттва, он уже мог выбирать. Его выбором стало царство народа шакьев в северо-восточной Индии (сегодня это территория Непала), которым управлял мудрый царь Шуддходхана; бодхисаттва решил, что, когда он начнет проповедовать, к словам отпрыска столь древнего рода люди прислушаются скорее, чем к словам крестьянского сына.

Ашвагхоша легенду о рождении Будды излагает так: бодхисаттва чудесным образом «материализовался» в зародыше, который зрел в теле супруги царя, Майи.

Дух снизошел и в чрево к ней вошел,

Коснувшись той, чей лик - Царица Неба,

Мать, матерь, но свободная от мук,

Свободная от заблуждений Майя…

И вот царица Майя ощутила,

Что час пришел родить ребенка ей.

Спокойно лежа на красивом ложе,

Она ждала с доверьем, а вокруг

Сто тысяч женщин служащих стояло.

Четвертый месяц был и день восьмой,

Спокойный час, приятственное время.

Пока она была среди молитв

И в соблюденье правил воздержанья,

Родился бодхисаттва от нее,

Чрез правый бок, во избавленье мира,

Великим состраданьем побужден,

Не причинивши матери мученья.

Из правого он появился бока;

Из чрева постепенно исходя,

Лучи по всем струил он направленьям.

Как тот, кто из пространства порожден,

А не через врата вот этой жизни,

Через несчетный ряд круговремен,

Собой осуществляя добродетель,

Он в жизнь самостоятельным вошел,

Без тени всеобычного смущенья.

В себе сосредоточен, не стремглав,

Украшен безупречно, выявляясь

Блистательно, он, излучая свет,

Возник из чрева, как восходит солнце.

Прямой и стройный, в разуме не шаткий,

Сознательно он сделал семь шагов,

И на земле, пока он шел так прямо,

Отпечатлелись ровно те следы,

Как семь блестящих звезд они остались.

Идя, как царь зверей, могучий лев,

Смотря во все четыре направленья,

До средоточья правды взор стремя,

Он так сказал и молвил достоверно:

«Родившись так, родился Будда здесь.

За сим - уж больше новых нет рождений.

Теперь рожден я только этот раз,

Дабы спасти весь мир своим рожденьем».

И вот из средоточия Небес

Два тока снизошли воды прозрачной,

Один был тепел, холоден другой,

Они ему все тело освежили

И освятили голову его.

Прежде всего в этом описании обращает на себя внимание безмятежность, с какой царица Майя ожидает родов, ее отрешенность - и безболезненность самого процесса рождения ребенка; тем самым Будда с первого мгновения своего земного воплощения как бы дает понять, что воистину пришел избавить мир от страданий.

Широко известно предание о видении, которое посетило царицу накануне рождения Будды: Майе приснилось, что в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями. По другой версии, слон не входил в бок царицы, а указывал бивнями на блистающую звезду в небесах. Английский поэт Эдвин Арнольд, автор житийной поэмы «Свет Азии», основанной на «Лалитавистаре», так передает это предание:


Сон Майи. Барельеф из Амаравати.


«В эту ночь царица Майя, супруга царя Шуддходаны, разделявшая ложе его, увидела дивный сон. Ей приснилась на небе звезда, блистающая шестью, в розовом сиянии, лучами. На ту звезду указывал ей слон с шестью клыками, белый как молоко. И та звезда, пролетев воздушное пространство, наполнив ее своим светом, проникла в ее недра.

Пробудясь, царица почувствовала блаженство, неведомое земным матерям. Кроткий свет прогнал с половины земли ночной сумрак; могучие горы затрепетали, волны стихли, цветы, открывающиеся лишь днем, зацвели, как в полдень. До самых глубоких пещер проникла радость царицы, как теплый солнечный луч, трепещущий в золотистой тьме лесов, в самые глубины земли достиг тихий шепот: „О вы, усопшие, ждущие новой жизни, вы, живущие, долженствующие умереть, восстаньте, внимайте и надейтесь: Будда родился!“

И от этих слов повсюду распространился несказанный мир, и сердце вселенной забилось, и чудно-прохладный ветер пролетел над землями и морями.

Когда наутро царица рассказала о своем видении, убеленные сединами снотолкователи объявили: „Сон хорош: созвездие Рака теперь - в соединении с солнцем: царица на благо человечества родит сына, святого младенца удивительной мудрости: он или даст людям свет знания, или будет править миром, если не презрит власть“.

В древнеиндийской традиции, из которой буддизм взял немало, слон считался ездовым животным (ваханой) бога грома Индры; этот бог покровительствовал воинам, царям и царской власти, а потому олицетворял власть и величие. Поэтому мудрецы и истолковали сон Майи как предвестие рождения великого человека (в буддизме слон приобрел значение символа духовного знания).

В описании Ашвагхоши обращает на себя внимание и упоминание о семи шагах, которые сделал Будда после рождения. Вполне возможно, что это - буддийское «переосмысление» мифологического сюжета о трех шагах бога Вишну. Согласно «Ригведе», собранию древнеиндийских религиозных гимнов, Вишну был богом-творцом и своими тремя шагами измерил (то есть создал) все земные сферы:

Вот прославляется Вишну за героическую силу,

Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах,

В трех шагах которого

Обитают все существа.

Пусть к Вишну идет (этот) гимн-молитва,

К поселившемуся в горах, далеко шагающему быку,

Который это обширное, протянувшееся общее жилище

Измерил один тремя шагами.

(Он тот,) три следа которого, полные меда,

Неиссякающие, опьяняются по своему обычаю,

Кто триедино небо и землю

Как три шага Вишну создают древнеиндийский мир, так и семь шагов младенца Будды создают и упорядочивают буддийское мироздание, пространство, в котором отныне все подчинено великой цели - избавлению от страдания. В известной степени Будда повторяет поступок Вишну, но он и превосходит своего «предшественника», поскольку делает семь шагов: три шага Вишну создают три сферы бытия - небо, землю и преисподнюю, а семь шагов Будды суть создание семи небесных сфер, олицетворяющих духовное развитие, вознесение над земным, выход за пределы «юдоли страданий».

Между Вишну и легендарным Буддой существуют и другие параллели. Особенно это касается «позднего» Вишну, образ которого запечатлен в брахманах и пуранах. В брахманах Вишну постепенно приобретает статус верховного божества, который получает окончательное оформление в пуранах, прежде всего в «Вишну-пуране», где, к примеру, говорится: «Тот, кто ублажает Вишну, обретает все земные радости, место на небесах и, что лучше всего, окончательное освобождение (курсив наш. - Ред.). Яма, царь мертвых, произносит в той же пуране такие слова: Я господин всех людей, кроме вишнуитов. Я был поставлен Брахмой, чтобы обуздывать людей и соразмерять добро и зло. Но тот, кто почитает Хари (Вишну. - Ред.), неподвластен мне. Тот, кто своим святым знанием поклоняется лотосоподобной стопе Хари, освобождается от бремени грехов». Подобно «многоликому», многократно перерождавшемуся Будде (согласно легенде, до своего последнего воплощения Будда рождался 550 раз - 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз торговцем, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д.), Вишну обладает множеством ипостасей, не считая аватар, о которых ниже. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну»; каждое имя божества означает то или иное его воплощение.

Буддийские мотивы слышны и в известном мифе о мудреце Маркандее, который в течение многих тысяч лет предавался благочестивым размышлениям, совершал жертвоприношения и аскетические подвиги и в награду пожелал узнать тайну происхождения вселенной. Его желание мгновенно исполнилось: он очутился у изначальных вод, простиравшихся, насколько хватало взгляда; на этих водах спал человек, чье огромное тело светилось собственным светом и озаряло тьму. Маркандея узнал Вишну и приблизился к нему, но в этот миг спящий открыл рот, чтобы сделать вдох, и проглотил мудреца. Тот очутился в зримом мире, с горами, лесами и реками, с городами и селениями, и решил, что все виденное им прежде было сном. Маркандея странствовал еще несколько тысяч лет и обошел всю вселенную, но так и не узнал тайну ее возникновения. А однажды он заснул и снова очутился у изначальных вод, где увидел перед собой мальчика, спавшего на ветке баньяна; от мальчика исходило ослепительное сияние. Пробудившись, мальчик открыл Маркандее, что он - Вишну и что все мироздание есть проявление божества: «О Маркандея, от меня исходит все, что было, есть и будет. Повинуйся моим вечным законам и странствуй по вселенной, заключенной в моем теле. Все боги, все святые мудрецы и все живые существа пребывают во мне. Я - тот, кем проявляется мир, но чья майя (иллюзорность бытия. - Ред.) остается непроявленной и непостижимой».

Что касается аватар Вишну, то есть воплощений бога в людях, важнейших из них известно десять, в том числе Кришна; девятой из этих аватар в вишнуизме считается Будда. Очевидно, что эта аватара божества - своего рода искусственный феномен, принудительное введение в пантеон главы другой религии, с которой невозможно было не считаться. В аватаре Будды Вишну распространяет «еретическое» учение среди тех, кто отрицает ведийских божеств. В пуранах о сути этого учения говорится так: «В виде Будды Вишну учил, что у вселенной нет творца, поэтому неверно утверждение о существовании единого вселенского высшего духа, так как Брахма, Вишну, Шива и все прочие - лишь имена подобных нам плотских существ. Смерть есть мирный сон, зачем же ее страшиться?.. Он также учил, что удовольствие есть единственный рай, а боль - единственный ад, а блаженство состоит в освобождении от невежества. Жертвоприношения лишены смысла». Безусловно, это вишнуитское изложение буддийской доктрины во многом соответствует истине, однако, как справедливо отмечал английский исследователь П. Томас, Будда никогда не был гедонистом.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что вишнуизм как религиозно-философское «ответвление» индуизма многое позаимствовал из буддийского учения, а последнее не меньшим обязано древней индийской традиции, воплощенной в ведах и развитой в брахманах, пуранах и проповедях аскетов-шраманов.

Но вернемся к легендарному жизнеописанию Будды. Придворный мудрец царя предрек новорожденному великое будущее, обнаружив на теле мальчика «тридцать два признака великого человека». В «Лалитавистаре» эти признаки (лакшана) перечисляются подробно, Ашвагхоша же упоминает наиболее важные из них:

Такое тело, с цветом золотым,

Имеет лишь учитель, данный Небом.

Достигнет просветленности вполне,

Кто наделен приметами такими.

А ежели восхочет быть в мирском,

Всемирным он пребудет самодержцем…

Царевича увидев, на подошвах

Тех детских ног увидев колесо (колесо Дхармы. - Ред.),

Тысячекратной явлено чертою,

Между бровей увидев белый серп,

Меж пальцев тканевидность волоконца

И, как бывает это у коня,

Сокрытость тех частей, что очень тайны,

Увидев цвет лица и кожи блеск,

Заплакал мудрый и вздохнул глубоко.

Будда - девятая аватара Вишну. Индийская миниатюра.


После этого пророчества младенцу дали имя Сиддхартха Гаутама, то есть «Тот, кто полностью достиг цели, из рода Гаутама»; между тем придворный мудрец, по словам Ашвагхоши, предупреждал царя:

Твой сын - всем миром будет он владеть,

Родившись, он закончил круг рождений,

Придя сюда во имя всех живых.

От царства своего он отречется,

] (621 – 543 г.г. до н. э.)

Великий мудрец из Индии. Основатель буддизма


Место и время рождения. Семья. Легенды. Место рождения – север Индии, Гималайское княжество Непал со столицей Капилавасту. Время рождения: найдена урна с пеплом Будды и датами на ней: 621 – 543 г. г. до н. э, согласно которым Будда жил 78 лет. Устные предания говорят о том, что он жил 100 лет, а 78 учительствовал. Родился Готама в первые дни мая, в полнолуние. Его родители из царского рода Шакья: отец Шуддходан и мать Майя. Полное имя царевича: Готама (победоносный) Шакья-муни (Шакья – родовое имя, муни – могущественный в милосердии, уединении и безмолвии) принц Капилавасту Сиддхартха (исполнивший своё назначение).

Будда – не имя. Оно означает состояние сознания того, кто постиг Истину и овладел верховной Мудростью. «Будда в точном переводе означает озарённый» (Письма Е. Рерих. Т. 1, с. 447).

Имя Будды, как и других Великих Мудрецов, окружено легендами. Одна из легенд повествует о том, что Будда избрал своей матерью Майю как чистейшую из женщин и вошёл в её тело в виде чудесного белого слона. Образ белого слона в индийских преданиях – символ рождения божественного Аватара Вишну (Аватар – Божественное Воплощение). Другая легенда рассказывает о том, что великий Риши Атиша, отшельник, живший в Гималаях, пришёл приветствовать новорождённого Бодхисатву (Сына Небесного Будды). По обычаям того времени, на пятый день после рождения Бодхисатвы 108 мудрецов-браминов собрались во дворце царя, чтобы дать царевичу имя и предсказать судьбу. Самые учёные из них предсказали, что царевич удалится от мира, увидев четыре знака – старика, больного, умершего и отшельника, – что он со временем станет Буддою.

Принц Сиддхартха воспитывался как наследник престола. Он пользовался всеми радостями, которые дают красота, здоровье, власть, богатство. Достигнув возраста мужа, женился на прекрасной девушке. Его всячески оберегали от бед и страданий. Четыре предсказанные встречи познакомили его с людскими страданиями и заставили изменить судьбу. Почувствовав непреодолимое желание открыть причину людских страданий, он решился покинуть дворец, родителей, любимую жену, новорождённого сына.

Основные вехи жизни. В 24 года (по другим данным – в 29 лет) принц покинул дворец и пошёл бродить по миру. Он шёл путем чистейшей жизни, глубокого размышления, колоссального напряжения ума. В те времена в Индии многих волновали духовные искания. Сотни людей, старых и молодых, оставляли свои дома ради духовных озарений и становились отшельниками в поисках мудрецов, которые помогли бы им обрести истинную жизнь. Среди отшельников царевич нашёл опытных наставников. Они познакомили его с философскими учениями, с методами созерцания и управления своим телом, но ни у кого он не нашёл высшей истины, дарующей избавление от страданий. Несколько лет он жил, как обычно жили аскеты, скитаясь по лесам, ходил от одной деревни к другой, питаясь милостыней. Это были годы суровой аскезы. Он подвергал себя самым тяжелым испытаниям, чтобы достигнуть просветления и найти Высшую Истину. Он не защищался от палящего солнца, от дождя, от насекомых. Отказывался даже от минимума пищи, пока не потерял сознание. Убедившись на опыте, что аскетизм не имеет никакой ценности, Готама определил его как ложный путь, чем вызвал враждебность со стороны аскетов.

Подобно другим великим подвижникам, Будда, по преданию, подвергся страшным искушениям, которыми князь демонов, дух зла Мара, старался уничтожить его усилия. Легионы злых гениев нашептывали Сиддхартхе слова сомнения. Страшные чудовища окружали аскета. Обворожительная толпа Апсар, дочерей Мары, пыталась пленить Готаму сладострастными движениями и обещаниями. Сам глава демонов обещал Будде все царства земли и славу их, если он откажется от искания мудрости. Одержав победу над искушениями, Сакья-Муни достиг верховной мудрости, достиг озарения. В Бодхи-Гайя, в священной роще на берегу реки, в месте, называемом Урувелла, произошло Высшее Озарение , так долго добываемое им. В 29 лет обрёл он совершенные Знания и Истинную Мудрость, став Буддою. Мысль стала чистой и устремилась к делу, которое ему надлежало совершить.

В буддийский преданиях также говорится о хождении Учителя за пределы Индии – в Тибет, Хотан, на Алтай. Древние сказания говорят о великом сокровенном странствии Будды по дорогам Азии, о посещении им Белой горы (Белухи) на Алтае. В сокровенных книгах есть данные, что до проповеди в Бенаресе Будда постигал тайны мудрости в Гималайской Обители.

Свою первую знаменитую проповедь о первоосновах своего учения Будда произнёс в парке неподалеку от Бенареса. Вскоре вокруг него сложилась община, которая быстро разрасталась. В общину принимали всех – без различия каст, пола и имущественного положения. Вход и выход были свободны. Приходящий лишь выражал готовность служить учению Будды. Если ушедший возвращался, ему задавали лишь один вопрос: «Не отрицаешь?» Изгоняя отрицание, учение никого не порабощало. Правил было немного, и они были направлены на ограждение самостоятельности учеников. Будда стремился, чтобы жизнь в общине была радостная. Обучение начиналось с очищения сердца и сознания от предрассудков и дурных свойств. От учеников требовалась нравственная чистота и отказ от личной собственности. «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником». Будда советовал иметь меньше вещей, чтобы не уделять им много времени.

В общину приходили и семьями. Непременным условием было иметь одну жену и быть верным ей. Будда старался избегать запретов. Не было запрета желающим употреблять мясо. Был запрет на спиртное.

Будда заповедовал удерживаться от всего отрицательного и способствовать всему прекрасному. «Я учу, Синха, совершению таких действий, которые праведны в поступках, в словах и в мыслях; я учу проявлению всех тех состояний души, которые праведны и не несут зла». Целью его был рост и развитие души учеников. Будда стремился сдруживать учеников, создавать наилучшие условия для достижения ими высшего знания. Когда ученик овладевал своими чувствами, отказываясь от всего личного, Учитель давал ему задачу и допускал к глубинам знания. Будда стремился воспитать работников общего блага, творцов нового сознания и провозвестников общины, готовых нести Новое Учение. Он посылал их в жизнь учителями и основателями новых общин.

В течение 45 лет Будда учил и строил общины в долине Ганга, неподалеку от Бенареса. Предание рассказывает о посещении Готамой родного города, о свидании с отцом, с женой, об обращении его родного брата и сына в новое Учение, а также о многих новых обращениях царей и простых смертных, богатых и бедных.

В 80 лет Будда достиг Нирваны , и потому его рассматривали как умершего для мира живых. В действительности Будда прожил 100 лет. Он окончил учительство своё в Кушинагаре. Останки Будды были сожжены.

Внутренний Облик Будды. «Не было никогда такой великой религиозной реформы, которая не была бы чиста в начале. Первые последователи Будды так же, как ученики Иисуса, все были людьми высочайшей нравственности» (Раз. Изида. Т. 2, с. 282).

«Я, не колеблясь, говорю, – в свою очередь замечает Бартоломео Сент-Илер, – что за единственным исключением Христа, нет среди основателей религий фигуры ни более чистой, ни более трогательной, чем фигура Будды. Его жизнь безупречна. Его постоянный героизм равен его убеждённости… Он сам совершенный образец всех тех добродетелей, которые он проповедует; его самоотречение, его милосердие, его неизменное благодушие не изменяют ему ни на мгновенье… и когда он умирает на руках своих учеников, он умирает с безмятежностью мудреца, который применял добродетель во всей своей жизни» (Раз. Изида. Т. 2, с. 291).

Учение. Основная мысльбуддизма: всё в Космосе стремится к постоянному обновлению. Нет неизменяемой души, она беспрерывно меняется. Всё в Космосе подчинено Закону Причинности: ни люди, ни Боги не являются исключениями из этого универсального закона. Существо, порождающее причины, должно отвечать за них в этом или в новом рождении, которое оно получит в соответствии со своей кармой: добрыми или злыми мыслями и делами. «Я не учу ничему другому, кроме Закона Кармы». Будда учил, что нет самостоятельного «Я», обособленного от жизни. А поскольку нет отдельного «Я», то нельзя сказать, что нечто принадлежит мне. Осознание закона единства в Космосе подрывает понятие собственности.Готама Будда дал миру Учение Жизни, которое было призвано научить людей пользоваться Великими Истинами в повседневной жизни. Он учил этике жизни.

Будда утверждал, что источником страданий и всех бед человечества являются омрачённость сознания, желания и вожделения. Невежество – наибольшее зло и преступление. Он открыл, что путь избавления от страданий заключается в просветлении сознания, в постепенном совершенствовании себя. Открыв путь к этой Истине, Будда разделил его на восемь правильных ступеней: распознавание, основанное на познании Закона Причинности, мышление, речь, действие, жизнь, труд, бдительность и самодисциплина, сосредоточение. Благородный Путь восьми ступеней – это путь гармонизации чувств и достижения совершенств Архата: сострадания, нравственности, терпения, мужества, сосредоточения и мудрости.

На пути самопознания человека подстерегают 10 препятствий, или оков: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к Земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество. Лишь порвав все эти оковы, можно обрести высшее знание и достичь освобождения – Нирваны. Недостаточно лишь признавать учение. Ему нужно следовать в жизни. Всё достигается лишь личными усилиями, руками и ногами человеческими. «Бессмертие может быть достигнуто лишь постоянными добрыми делами; и совершенство достигается лишь через сострадание и милосердие».

Творить добро и познавать ради цели достичь бессмертия – это не имеет отношения к Благородному Пути. Нирвана – это символ бескорыстия. «Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая». Основа Благородного Пути – в нравственной чистоте. Достигнуть высшей цели – Нирваны – можно, следуя пути добродетели.

Будда учил познавать Законы Природы и собственной души, не заковывать себя самому в цепи, видеть причины страданий и уметь исправить их благотворным действием, самостоятельно постигать Истину, почитать свою веру и не хулить другие, не отрицать, делиться знаниями с другими. Он учил бесстрашию мыслей и действий. «Превыше всего – мысль». «Всё совершается мыслью». Она творит и добро, и зло. Он учил вмещать противоположности.

Будда учил, что излагать учение следует на народном языке, использовать сравнения, известные истории и сказания. Его речь убеждала силой простоты, доходчивости.

Учение Будды не содержит никакого насилия. «Он ведёт других, не прибегая к насилию». «Его называют благородным, если он не совершает насилия ни над одним живым существом».

Будда отвергает личное поклонение. «Учение спасает не потому, что Будда его даёт, но потому, что оно есть освобождение». Основной принцип Учения – ищи истину сам. Не верь только потому, что другие верят. Исследуй. Потому приветствовались вопросы, свободное обсуждение того, что преподавалось. Истина – это свобода.

Будда устремлял своих учеников в будущее, заповедав своим ученикам почитать его меньше, чем того Учителя, который придёт в будущем. История не знает другого примера подобного самоотречения. «Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов… Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я… Имя Его будет «Майтрейя».

Религиозные трактаты буддизма («Пратимокша Сутра» и др.) содержат «десять следующих заповедей. 1. Ты не должен убивать никакого живого существа. 2. Ты не должен красть. 3. Ты не должен нарушать свой обет целомудрия. 4. Ты не должен лгать. 5.Ты не должен предавать секреты других. 6. Ты не должен желать смерти своих врагов. 7. Ты не должен желать богатства других. 8. Ты не должен произносить оскорбительных и бранных слов. 9. Ты не должен предаваться роскоши (спать на мягких постелях или быть ленивым). 10. Ты не должен принимать золото или серебро» (Раз. Изида. Т. 2, с. 136).

Миссия. Великий Учитель синтезировал Заветы всех Учителей Общего блага, приходивших до него. Он вновь открыл «Веды» людям. Он указал цель Эволюции как созидательное сотрудничество с Космосом и Дальними Мирами. Будда – первый общинник Пятой Расы. Он явился первым научным общинником. Он утвердил идею Мировой Общины как всемирового сотрудничества народов: ничто не существует вне сотрудничества и взаимопомощи. Он первым заговорил о равенстве людей, выступил против каст. Он был первым в истории религий, кто претворил проповеди в дело.

Жизненность Его Учения подтверждают убедительные факты. Буддизм не опозорил себя, насаждая веру огнём и мечом, и менее других религий подвергся искажениям за 27 веков.

«Около таинственной Урувелы Будда приближается к простейшему выражению всех накоплений. И на берегах Наирнагары озаряется решимостью сказать слова об общине, об отречении от личной собственности, о значении труда на общее благо и о смысле познания. Установить научный подход к религии было истинным подвигом. Обличить своекорыстие жрецов и брахманов было высшим бесстрашием. Явить истинные рычаги сил человеческих было неслыханно трудно. Царю прийти в облике могучего нищего было необыкновенно прекрасно.

В осознании эволюции человечества облик общинника Будды занимает неоспоримое прекрасное место» (Н. Рерих. Алтай – Гималаи, с. 68).

«Великая Индивидуальность Будды, Его Огненное Эго, облечённое материей Люцидою [тончайшее, но всё же непрозрачное светящееся вещество], пребывает сейчас в сферах, окружающих нашу планету. В виду грозного часа Армагеддона можно встретить многих Огненных Обитателей в сферах, не столь отдалённых от Земли, ибо приближение огненных энергий делает такое приближение возможным. Из этого вы можете понять, насколько грозно время, переживаемое нами, и какие Силы принимают участие в спасении нашей планеты» (Письма Е. Рерих. Т. 1, с. 447).

Отправной точкой в рассмотрении буддизма для нас служить лицо его основателя -Будды.

Надо сказать, что существуют как мифическая, такие реальная биография Будды. Однако современная наука мало что может сказать о его реальной биографии. Все известные жизнеописания Будды появились не ранее первых веков нашей эры. их составители опирались не только на отрывочные сведения о нем из канонических произведений, приписывались самому "просветленные" или его ученикам, но также использовали всевозможные легенды и мифы, особенно "Рассказы о предыдущих перерождение Будды" - Джошакы. Джатаки чрезвычайно популярны в Индии до сих пор. Поэтому в рассказе о жизни и проповедь Будды легенды и действительность будут и у нас тесно переплетаться.

Согласно мифологической версии биографии основателя буддизма, будущий Будда перерождался 550разив и каждый раз в новом облике - от царя до крысы. Перечень перерождений подчеркивал стойкость действия закона перерождения и равных возможностей каждого человека. Наконец, боги решили, что пришло время Будде стать человеком и принести свет Истины другим людям. Так и произошло. Будда сам выбрал время, часть мира, место, семью и ту, которая станет его матерью в последнем перерождении-жену царя Шуддходаны, правителя индийского княжества в городе Капилавасту.

Конфессиональная структура современного мира

Динамика мировых религий в XX в. (в процентном отношении к общей численности населения Земли)

Современная география мировых религий

Накануне этого события жена царя по имени Майя увидела странный сон: ей приснилось, что вдруг появился белый слон и вошел в ее правый бок. Мудрецы сочли ее сон так: если у царицы родится сын и если он останется в мире, то будет царем царей, обладателем всех стран и народов, а если выберет отшельничество, то станет Буддой и своим учением осветит весь мир. Царица стала ждать рождения сына, и когда пришло время, отправилась в дом своих родителей, чтобы там родить ребенка. Однако сын родился у нее на пути, и родился он не обычным путем, а вышел со стороны матери, когда она стояла в лесу между двумя цветущими вековыми деревьями, что склонили перед ней свои ветви, и самостоятельно сделал первые семь шагов.

Зато считается, что основатель буддизма - реальная историческая личность, которая жила между VII-V вв. до н.э. Он известен под разными именами: Силдхартха (личное имя, санскр. - Тот, кто достиг цели), Гаутама (родовое имя, означающее "тот, кто происходит из рода готами"), Шакьямуни (букв, мудрец из племени Шакья), наконец - Будда (санскр. Просветленный). Официальные годы его жизни - 624-544 гг. До н.э. По другой, научно более обоснованной версии, Будда жил между 566- 486 гг. До н.э.

Сиддхартха Гаутама принадлежал к царствующего дома небольшого княжества Шакья на Севере Индии. Официальное место рождения основателя буддизма находится в настоящее заброшенном поселке Лумбини с сплошь небуддийським населением в 10 км от индийско-непальской границы. Мать его умерла на седьмой день после родов, и мальчика воспитывала его тетка. Отец очень любил сына и построил ему три замечательных дворцы, по одному для каждого времени года: летом, зимой и периода дождей. Дворцы, полные слуг, стояли посреди садов, а в садах были ставки, покрытые разноцветными лотосами. Царевич всегда был одет в тонкие драгоценные ткани, с головы до ног убран драгоценностями. Над его головой всегда держали огромный белый зонтик, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя или пилин. Множество хороших девушек постоянно радовали царевича музыкой, спи вом и танцам и. Все, что могло омрачить взгляд и душу царевича, по строгому приказу его отца, который помнил предсказание о Его судьбу, всегда убиралось подальше с его пути.

С ранней юности царевич поражал всех своей исключительной силой, ловкостью, а знаниями быстро превзошел своих учителей. Когда пришло время, царевич женился на красивой, умной, добродетельной девушкой из соседнего царства. Сыграли свадьбу, и впоследствии жена подарила ему сына, которого назвали Рахула, что означает "препятствие".

Но однажды царевич ехал на колеснице по своим владениям. Вдруг он увидел старую, седую, беззубую и согбенную человека, который с трудом передвигалась, опираясь на палку. Царевич спросил возница, что это за человек, так непохожая на тех людей, с которыми ему приходилось до сих пор встречаться.

Это признаки того, что называется "преклонный возраст", - ответил возница.

И я тоже буду старым? - Спросил принц.

И ты будешь старым, и я буду, все подданные старости, - ответил возница.

"Как можно наслаждаться тем, что ты сейчас сильный и юны и, но изменишься так быстро, и, змарнившы, будешь старый?" - С этими словами, пораженный увиденным, царевич прервал прогулку и вернулся во дворец в глубокой задумчивости * 34.

* 34: {Биографические детали и слова Будды приводятся согласно его официальной биографии, написанной Асвагошею (Ашвагхоши) (М., 1913).}

И снова поехал царевич по своим садах и рощах и увидел больного, страдавшего, мучился, лежал, покрытый язвами, и спросил царевич возницы:

Кто это?

Больной, - ответил возница.

Сразу расстроился царевич и спросил: "он один только больной или еще?"

Ответил возница: "Такие люди везде в мире: кто живет, имея тело, имеет в жизни знать боль".

Вернемся, - приказал тогда царевич.

И еще глубже погрузился он в мысли о болезни и старость, и присущие ему радость, силы и здоровье исчезли.

Выехав в третий раз, принц встретился с похоронной процессией.

Кто это? - Спросил он.

Это мертвый человек, - ответили ему. И далее услышал царевич, что в мире везде то же самое: "Тот, кто жизнь начал - жизнь закончит. Есть начало-е конец",

И в четвертый раз выехал царевич и увидел бритую человека в коричнево-красной одежде и спросил он извозчика, кто этот человек, у которого голова не такая, как у других людей, и оденет такой, как у других людей?

Это отшельник, - последовала ответ. -А Кто такой отшельник?

Отшельник-человек, который живет благим жизнью, сердобольная ко всем существам, которая следует истинному учению.

Так состоялись три встречи, показавшие царевичу трех страшные бедствия жизни - старость, болезни и смерть, и встреча, которая открыла ему путь к спасению от этих бедствий. Несмотря на любовь к жене и ребенку, в обязанность унаследовать отцовское царство, он ночью вышел из дворца, сел на коня и уехал из родного дома. Мечом отрезал себе царевич волос, снял с себя драгоценности, отдал их едином слуге, который сопровождал, и велел известить родных о своем уходе. По дороге он обменял в встречного нищего свое платье в лохмотья. На данный момент Гаутама исполнилось 29 лет.

Некоторые ученые, разделяют взгляд на Будду как на реальную историческую личность, считают, что его уход был проявлением политической и духовного кризиса, вызванного расширением арийских завоеваний (еще при жизни Будды его родной царство попало под власть могучих соседей) и разрушением под влиянием этих завоеваний традиционного уклада жизни и религиозных верований. Сам же Будда впоследствии однозначно связывал свой уход с поиском смысла своей жизни, стремлением найти точку опоры в окружающем мире, стал непонятным: "Я буду искать и найду один благородный закон. Чтобы восстал против смерти, против болезни и против старости" .

Сначала будущий Просветленный стал учеником двух мудрых жрецов-брахманов. Он усвоил от них учение об иллюзорности окружающего мира, о колесе сансары и закон Кармы, однако не почувствовал себя приближенным к истине. Тогда он поселился в лесу и предался строгому аскетизму и умерщвлению плоти. Шесть лет такой жизни превратили его в живой скелет, но не помогли ему овладеть высшей мудрости. И тогда Сиддхартха понял, что не голоданием и самоистязанием достигнет он высшей мудрости. И употребил он риса и супа, принесенных дочерью одного местного пастуха - поклонницей отшельника. Подкрепив свои телесные силы и сделав омовение в реке Найраджуна, что текла неподалеку, царевич сел в охапку свежей травы под покровом священного дерева баньяна (смоковницы) и сказал сам себе, и ю не сдвинется с этого места, пока не достигнет полного прозрения. Произошло это в местности, носившей название Буддхагая (Священная роща), на 2/3 пути из Дели в Калькутту.

Бог зла Мара попытался повредить осуществлению этого благородного намерения -он то подсылал к нему трех своих дочерей - стремление, Неудовлетворенность и Страсть в образах прекрасных девушек, то окружал воинством страшных бесов. Но все было напрасно - Гаутама оставался неподвижным и невозмутимым. Царевич вспомнил все свои перерождения, такие разные и в то же время всегда одинаковы - сначала рождения, счастья или страдания, а затем - смерть, и наконец на Сиддхартху Гаутаму Шакьямуни снизошло просветление относительно того, как можно все это прекратить.

Произошло это днем рождения Будды. Легенда гласит, что из-за козней бога зла Мары Будда сразу после озарения подумал, насколько трудно будет восторженным пристрастием людям понять, что составляет причину этих страстей, но потом пришел к выводу, шо только проповедь открытой им истины может помочь спастись и другим.

Многие дней провел Будда под этим деревом, которое получило название "Древа Познания". Позже это дерево стало в буддизме священным. Во многих странах Азии существуют специальные храмы, где главным предметом поклонения является "Священное дерево", выросшее из побега "Древа познания". А самый известный в истории баньян показывали западным путешественникам еще в XIX в., Пока его не сбила буря.

Затем Просветленный отправился в путь. Перед пятью отшельниками, которых он знал по совместной отшельничество и которых удивил его здоровый и сияющий вид, в местности, называемой "Олений парк", вблизи священного для индуистов города Бенарес на полпути из Дели в Калькутту, сказал он свою первую проповедь. В этой проповеди Будда кратко изложил свое учение о сущности мира и пути к спасению. И пять бывших аскетов стали первыми членами основанной им монашеской общины - сангхи. С тех пор более 40 лет странствовал Будда из города в город. Он проповедовал свое учение, привлекал к себе учеников и последователей, создавал монашеские братства, только время от времени для поддержания своего авторитета творил небольшие чудеса.

Где бы выступал Будда, он говорил в соответствии с пониманием каждого. С мудрыми и знающими он рассуждал, выслушивая их вопросы и сомнения; с малообразованными говорил интересными при повестками, часто рассказывал о своих прежних перерождения и на примере своих ошибок или правильных поступков показывал, как надо жить честно и хорошо, избегать зла, а главное - спокойно относиться к смерти, чтобы в конце концов достичь спасения.

Так, однажды к нему подошла молодая мать, у которой умер ребенок. Она никак не могла смириться с потерей и пришла к Будде просить для сына лекарств. Будда посоветовал ей взять щепотку горчичных зерен из дома того человека, у которого никогда не умирал никто из родных. Ни одного подобного дома в течение дня не могла найти женщина. И стала она размышлять о судьбе людей, чья жизнь вспыхивает на короткое мгновение, а затем снова гаснет. И подумала она про себя: "Сколько себялюбия в горести моей! Всем суженая смерть; но в этой долине, полной скорби, есть тропинка, которая ведет человека к бессмертию, где нет места себялюбию" * 35. Понятно, что отбросив себялюбивого приверженность сына, мать похоронила его тело в лесу, а потом вернулась к Будде, нашла приют и утешение в буддийской общине.

* 35: {Всемирное Писание Сравнительная антология священных текстов.- М., 1995.- С. 206.}

Легенды рассказывают, что учение Будды распространялось по всей Индии, как снежный ком. За правдой к нему приходили и богатые, и бедные, и знатные юноши, и блудницы. Многие из жрецов прежней религии приняли учение Будды. Даже дикий слон, выпущенный на Будду одним из его преследователей, распростерся у ног Просветленного.

После своего просветления посетил Будда и родные места. Своему отцу он принес такой подарок, который ни разу не получал отец от сына - он указал путь, ведущий к истинному счастью и смысла в жизни.

На самом деле к Будде приходили все те, кого не удовлетворяли малопонятные поучения жрецы в-брахманов; те, кто чувствовал себя неспособным придерживаться крайностей аскетизма и отшельничества, а также практиковать чрезмерно сложные высшие уровни йоги; те, кто считал чрезмерно дорогими и малоэффективными торжественные храмовые церемонии.

В восьмидесятилетний возрасте Будда почувствовал, что конец его близок. На пути в большой город Кушинагара он тяжело заболел, отведав блюда с грибами, которой от всей души угостил Учителя один из его бедных последователей. Прибыв на место, он во шел в лес, лег на землю в "позе льва", в которой его изображают на множестве статуй и барельефов, сказал для тысяч монахов и мирян в которые собрались, чтобы схватить его последний взгляд и дыхание, последнюю в своей земной жизни проповедь. Заканчивалась эта проповедь словами "Всему приходит конец!". После этого, считают буддисты, он погрузился в нирвану.

Так умер великий индийский учитель жизни, но не умерла память о нем самом. И теперь, через два с половиной тысячи лет после его смерти, о нем продолжают говорить и писать во многих странах мира. Виддня смерти Будды в некоторых странах, где распространен буддизм, ведется летоисчисление. Основоположнику буддизма поздняя легенда приписывает и авторство широко известного на Востоке лунного календаря с 12-летним циклом. Предание гласит, что однажды перед Новым годом (естественно, по лунному календарю) собрал Будда всех животных, пообещав им вознаграждение за верную службу. Однако пришли только двенадцать животных, каждая из которых получила в подарок собственный год. Последовательность лет, таким образом, совпадает с последовательностью, с которой звери приходили на поклон к Будде.

Тело Будды по древнему индийскому обычаю было сожжено, а пепел разделен между всеми последователями, чтобы предотвратить раздора между ними. В восьми местах те, кто получил горсть пепла Будды, похоронили его и построили надмогильные куполообразные склепы - ступы. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и по сей день распространен в буддийских странах. Наименьшие ступы умещаются на ладони, а гигантская ступа в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвышается на 99 м, не считая 20 м платформы, на которой она установлена.

Кроме того, по легенде, одному из учеников Будды удалось выхватить из пламени один из его зубов. Впоследствии этот зуб стал уважаемым реликвией буддизма. Теперь он хранится в специально построенном для этого храме Зуба Будды в городе Канди на о. Шри-Ланка (Цейлон). Там ежегодно проводятся торжественные религиозные церемонии, описание которых встречается в буддийской литературе с V в. н.э. Настоящий это зуб или подделка - достоверно не известно, и объективной научной экспертизы на этот счет пока не предвидится.

При анализе канонической биографии Будды сразу же обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое - она воплощала в себе древнеиндийский идеал брахмана, обязан был сначала нажить имущество, создать семью и выполнить свой религиозный долг, только потом оставить земные радости, чтобы найти в самосозерцании возможность слияния с Брахмой. Второе-образ царя-отшельника, который разорвал все семейные связи, как олицетворял мнению об изменчивости всех земных благ, подчеркивал равенство всех варн и каст в деле спасения.

Но как бы то ни было, Будда занимал особое место среди выдающихся духовных наставников своего времени. Он не был брахманом, чье происхождение давало ему власть учить других, не стал и святым аскетом, который агитировал личным примером, не счел он себя и мудрецом, который заимствовал свое знание в богов, потому что понял свои "благородные истины" самостоятельно. НЕ спустился он на землю в виде аватары, воплощение какого-то из тысяч божеств, а родился, пусть в богатой и знатной, но обычной кшатрийской семье. Это необычное место и статус всемирной значимости личности Сиддхартхи Гауг и подчеркивал его титул Просветленного - Будды, так же, как наименование Спасителя - Христа возвеличивать через несколько веков во всемирно-историческом плане личности Иисуса из Назарета.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека