Почему вредно читать лежа. Правила для чтения

Все дети разные – это прописная истина. Каждая мама знает, что двух одинаковых детей нет, и быть не может. Тем не менее, психологи делят детей на группы по особенностям поведения – иначе говоря, типам темперамента.

Сегодня сайт расскажет вам и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.

Тип темперамента — что это такое?

Типы темперамента у детей представляют собой набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов , как возбуждение и торможение . Свойств этих три, их можно легко запомнить, составив из них аббревиатуру СУП: С – сила , У – уравновешенность , П – подвижность нервных процессов. Теперь подробнее.

  • Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в том, то малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость – неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.
  • Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен , и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то «зависает» перед ними.
  • Подвижность нервных процессов – способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности – инертность . При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам.

Все эти три качества в различных комбинациях и создают типы темперамента у детей, его способ реакции на те или иные обстоятельства.

Необходимо отметить, что «чистые» типы темперамента у детей в жизни практически не встречаются , в большинстве случаев они искусно переплетены в каждом ребенке, хотя и можно выделить преобладающие черты .

Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания , когда ребенок научается себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха.

Позитивный, активный, легкий в общении . Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами . Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным , но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур» . Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Ребенок-Меланхолик (слабый)

Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы , хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Воспитываем ребенка по типу темперамента

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Уверена — эта информация поможет многим посмотреть на своего ребенка другими глазами, оценить его достоинства и научиться получать еще больше удовольствия от общения с ним.

Лучшее руководство по менеджменту – детские книжки

Свобода печати – это свобода не только умного, но и на редкость глупого слова. Крайне любопытная книжица попалась в руки на днях. С легкостью необыкновенной – и с железобетонным апломбом – автор судил о множестве вещей. Например, он уверен, что Тамерлан ходил на Русь походами. А его суждения о темпераментах просто восхитительны! «Холерик, сангвиник и флегматик созданы промыслом божьим, – пишет недавний советский инженер. – А меланхолик – порождение дьявола. Богу не было никакого смысла пускать в мир такое черное зло».

Не провести ли нам расследование: кому и зачем понадобился меланхолик? Да и остальные типы темпераментов - те еще создания!

Не станем касаться «божественного промысла», но природа ничего не делает зря. И если бы она создала один-единственный темперамент, который принято считать идеалом, – сангвиника, человечества просто бы «не случилось». «Схрумкали» бы соседи по планете еще первые прачеловеческие племена. Спасло наш биологический вид то, что все люди «разнотемпераментны».

Представьте прямой и высокий ствол, а по четырем сторонам горизонта раскинулись четыре ветви. Внизу – наш мир. Разный, сложный, прекрасный, опасный. А на каждой ветви сидит человек-темперамент и вглядывается – вниз и вдаль. «Четырехмерное видение» позволяет максимально точно воспринимать мир. А тот, кто предупрежден, в большей безопасности. Ему легче адаптироваться к любой новой ситуации.

Вся четверка темпераментов – великолепные разведчики. И достаточно часто, особенно при резких переменах, героем разведки становится этот ужасный меланхолик.

Меланхолик – лучший друг шефа

Каждый коллектив – это микромир и тоже вынужден бороться за существование. Идеал уже описан. Это «коллектив» леса, где вечно живут Винни-Пух и все-все-все.

У них ведь там постоянно что-то происходит, и каждое описанное в Великой книге существо действует по-своему, в соответствии с собственным темпераментом. И в результате все всегда кончается хорошо.

Пух – явный сангвиник. Деятельный, жизнерадостный, целеустремленный. И, как всякий сангвиник, склонен к лидерству. Но лидерство это неформальное и никого не принижающее. Хотя, казалось бы, между ним и Иа-Иа – пропасть, понимает «классического» меланхолика лучше всех. Между ними есть нечто общее.

Возьмем героическую «икспедицию» к Северному полюсу. Разворачивается драма: в речку свалился крошечный кенгуренок Ру. Кто и как действует? Холерик Кролик носится взад и вперед, созывая всех остальных. Типичная флегматичка Сова объясняет, что «в случае неожиданного погружения в воду самое важное – держать голову над поверхностью». Действуют только двое: конечно же, сангвиник Винни и... мрачный меланхолик Иа-Иа.

Сангвиник Пух, действующий по принципу «здесь и теперь», предлагает идеальный выход: бросает в воду жердь и «выуживает» кенгуренка. Но как оригинально поступает Иа! Садится возле запруды, опускает в воду хвост и предлагает: «Ты только держись за мой хвост, Ру, и все будет в порядке».

В этом их разница: сангвиник ищет опору вне себя, а меланхолик может найти совершенно нестандартное решение «в себе» – свой собственный хвост предложить как спасательный круг.

Иа все время выступает в роли «мрачного философа», но в уме ему не откажешь: когда вся компания ликует по поводу открытия «земной оси», только он изумляется, когда ему подсовывают обыкновенную палку: «Значит, мы вот эту штуку искали? Ну что ж. Во всяком случае, дождя не было».

Да, меланхолик во многом напоминает пессимиста: «Ничего не поделаешь, так уж устроен этот печальный мир». Не злая воля руководит им. Таковы особенности его нервной деятельности – процессы возбуждения слабые. Он словно рассматривает мир в микроскоп. Но! Он способен первым увидеть опасность. Быстрее всех реагирует на ухудшения в «окружающей среде».

Умный руководитель знает, что меланхолик – идеальный «индикатор» здоровья коллектива. Если он все сильнее замыкается в себе, становится раздражительнее (со стороны это может выглядеть как агрессивность), рвет отношения с коллегами (он не скандалит – прежние контакты рассыпаются, как песок) – коллективу грозит беда.

Меланхолик повышенно раним, но мудрый руководитель не только не станет избавляться от этого сверхчувствительного существа – окружит его дружелюбием и благожелательностью. И этот «гадкий утенок» может воспарить, обернувшись лебедем. У него врожденная способность к проблемному мышлению – «чувствительность к проблемам». Ведь ориентировочная реакция «что такое?» у него от природы необычайно сильна. Поэтому меланхолик просто незаменим при встречах с неизвестным. Эффективно действует, когда по заученному пути идти нельзя. Он не станет биться головой о стену, когда все – в тупике. Он решит нестандартную проблему – и взлетит над тупиками.

И когда все «сильные», уверенные в себе типы безмятежно-довольны, именно он может заметить, что сидят-то они на острове посреди трясины.

Да, у меланхолика «слабый» тип нервной системы, Павлов даже сказал, что ему необходимы «тепличные условия». Но все живое хочет жить, и, чтобы выжить, меланхолик вынужден суметь построить себе теплицу. При любых обстоятельствах он натренирован защищать себя – и часто интересно живет в своей «теплице» даже при невыносимых для «сильных» типов внешних условиях.

Возвращаемся в Волшебный лес – и видим, что именно Иа-Иа не теряется в трагической ситуации разлуки с Кристофером робином. Это он пишет прощальную речь – в стихах! И первый в лесу поэт Винни признает талант и превосходство Иа.

Так что руководитель фирмы, подружившийся с меланхоликом, может рассчитывать, что его «корабль» проплавает долго.

Команда тех еще типов

Самым странным из «коллег по темпераменту» представляется меланхолику холерик. Ну все наоборот! Не зря Павлов назвал холерика «безудержным типом». Для него типично: «Авось, проскочим, пробьемся!», «Главное – ввязаться в бой, там видно будет!»

Полное впечатление, что все наши предприниматели «первой капиталистической волны» были поголовно холериками. (Процессы возбуждения у них были просто бешеными, а торможение, похоже, отсутствовало вообще.) Может, поэтому мы и имеем сегодня, что имеем, – и в экономике, и в политике?

Возможно, вам в руководители досталось существо, похожее на трудновыносимого Кролика, все время затевающего идиотические «мероприятия» и претендующего на всенародную благодарность?

Откройте великий бестселлер на главе пятнадцатой – может, этот способ обуздания неукротимого холерика пригодится и вам? (Неплохо бы его «потерять» в тумане в неизвестной местности – и посмотреть, что получится. Вдруг – скромный, тихий и вежливый Кролик?)

Самое поразительное, что полярные друг другу меланхолик и холерик могут прекрасно сработаться. Возможно, как соавторы они идеальны. Фонтанирующий идеями холерик очень интересен меланхолику как источник загадок (без которых жизнь не мила).

Похож на меланхолика флегматик – тоже интроверт, «в себя погруженный». И тоже – жертва «околопсихологических» мифов. Скучный, мол, занудливый. А это существо столь же уравновешенное, как и счастливчик сангвиник, но чуть заторможенное. Погружен в спокойное прочувствование своих мыслей – и хорошо ему! Вот как Сова, прослывшая в Волшебном лесу мудрой-премудрой. Ну кто еще способен после катастрофы, когда ураган повалил дом-дерево, так спокойно ждать помощи – полчаса повествовать обалдевшему Пуху о своем дяде Роберте?

Жизнь подкидывает якобы сказочным героям проблему за проблемой, они «наваливаются» все вместе – и каждый раз достигают цели.

Ведь они великолепно дополняют друг друга – благодаря тому, что все разные. И главный герой Винни-Пух – действительно супермедведь.

Секрет супермедведя

Пух самокритично поет, что в голове у него – опилки. Но скорее всего опилки в голове у тех, кто пытается навязать в нашем реальном «лесу» западные методы достижения успеха. Нам за огромные деньги на суперпрестижных деловых тренингах великие западные гуру (о большинстве из них на их собственной родине никто не слыхал) продают якобы «золотое» правило: «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Но то отношение, что обрадует сангвиника, может вызвать ненависть у меланхолика. Что мы и лицезреем на каждом шагу.

Когда электричка останавливается у станции Иманта, взгляд упирается в огромную доску: «Зубные врачи ждут вас круглосуточно». И взрослый меланхолик в ужасе зажмуривается (хотя лично у него нет проблем со стоматологией) . Возможно, сангвиник в тот же момент списывает со столба номер телефона – вдруг понадобится.

Незабываемое зрелище – визит флегматика в магазин с «западной» манерой обслуживания.

Ему бы дали спокойно походить, спокойно посмотреть: что, какое, сколько стоит. Тогда он с удовольствием вступил бы в спокойную, обстоятельную беседу. Но на самом пороге на него накидывается стая юнцов с приклеенной улыбкой «чи-из» и радостным криком: «Что вам предложить?» В большинстве случаев, мысленно ответив: «Оставьте меня в покое», – раздосадованный флегматик поворачивается и покидает сверхгостеприимный магазин. И вряд ли еще раз сюда заглянет.

Когда я вижу очередную огромную рекламу об очередных огромных скидках в престижном магазине – так и тянет дать совершенно бесплатный совет: «Пообещайте потенциальным покупателям, что хотя бы в течение первых десяти минут к ним не будут приставать ваши сотрудники. И мы к вам придем – большой компанией».

А вот Винни-Пух действительно знает Великое правило общения: «Не относись к другому, как к себе. Относись к другому, как к нему самому!»

Винни – суперлидер и супермедведь. Он принимает своих друзей такими, какие они есть, никого не пытается переделывать. Он ценит их неповторимость – потому-то так хорошо в Волшебном лесу. Оставаясь собой, каждый постепенно расцветает. Милый Винни, как нам не хватает тебя в реальном лесу деловых отношений!

А что касается повальной тяги тестировать на профпригодность – действительно профессиональные психологи предупреждают: «Осторожно с результатами!» Личность целостна, это не перечень «положительных» и «отрицательных» свойств. И если бы «по темпераменту» отбирали сотрудников в начале XIX века, ход истории мог быть иным. Но флегматика Кутузова «приняли» в полководцы. И он победил сангвиника – Наполеона.

Кто бы «опознал» в светлом гении Чайковском меланхолика? А в мрачном гении Лермонтове сангвиника?

Конечно же, под определение «безудержный тип» вполне подходит холерик Петр I. Но самое замечательное, что вдумчивый автор этого определения, великий ученый Павлов, холериком был сам.

Так что идея о «хороших» и «плохих» темпераментах – сущее безумие. И среди «порождений дьявола» – меланхоликов – есть и находчивые спасатели, и поразительно удачливые каскадеры.

Был бы руководитель суперлидером – как Винни-Пух – и получится блестящая команда, которую никому не победить!


Кто ваш ребенок – холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик

в своё время гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.

в зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека, но не предопределяют их. так, у людей с одинаковым темпераментом, могут быть совершенно разные черты характера.

темперамент (с латинского языка) переводится как «надлежащее соотношение частей».

темперамент проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, манере общения и поведения.

в реальности чаще всего эти четыре темперамента встречаются в смешанном виде. но всё же, исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого ребенка можно отнести к определенному темпераментному типу.

темперамент закладывается еще до рождения и начинает проявляться буквально с первых дней жизни ребенка. одни младенцы сутки напролет спят в своих колыбельках, другие наоборот, то и дело беспокоятся, плачут и чего-то требуют. некоторые дети готовы дни напролет виснуть на маминых ручках, в то время как их собратья, научившись ходить, основное время отводят самостоятельному исследованию окружающего мира.

темпераментные свойства изменить нельзя. если ребенок тихий и необщительный, он таким и будет на протяжении всей жизни. единственно, со временем, под влиянием определенных воспитательных и обучающих факторов, обретая жизненный опыт, человек может заставить себя вести по-другому: например, стать более общительным, но только на тот момент, когда ему это надо.

эмоционально стабильные типы темпераментов

сангвиники (том сойер, маугли, тимур (из произведения а.гайдара)) – отличаются склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, активностью, энергичностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.


открыты
отзывчивы
непринужденны
жизнелюбы
малочувствительны
легко адаптируются
быстро переключаются
непостоянны
увлечены
не злопамятны
несобранны
эмоциональны

сангвиники любят узнавать всё новое и легко усваивают информацию. они быстро переключается с одного на другое и способны заниматься сразу несколькими делами. их живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами.

флегматики (крокодил гена, дядя федор, деда шер) – отличаются спокойствием, уравновешенностью, медлительностью, постоянством, упрямством, немногословностью, безынициативностью.

Миролюбивы
в меру общительны
работоспособны
упорны
исполнительны
осмотрительны
вдумчивы
терпеливы
основательны
ровны
спокойны
малоподвижны

флегматики медленно, но прочно усваивают новые знания. их речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. такие дети быстро засыпают и с трудом просыпаются. флегматики плохо приспосабливается к незнакомой обстановке.

эмоционально нестабильные типы темпераментов

х олерики (незнайка, карлсон, машенька (из нового мультфильма «маша и медеведь»)) – отличаются повышенной возбудимостью, неутомимостью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью, быстротой реакций.

Подвижны
энергичны
инициативны
выносливы
принципиальны
чувствительны
беспокойны
шаловливы
непоседливы
агрессивны
раздражительны
неуравновешенны
изменчивы
оптимистичны
самостоятельны
любят преодолевать преграды

холерики говорят выразительно и эмоциональны, но отрывисто, быстро и с проглатыванием отдельных слов. движения этих детей стремительны, резки, энергичны. новую информацию усваивают быстро, но также быстро и забывают. такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня.

меланхолик (ослик иа, шрэк, тётя мотя) отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Малообщительны
тревожны
неуверенны
мнительны
сдержанны

Как порой шутят врачи: «Нет людей здоровых, есть недообследованные». Что-что а эта шутка не такая уж шутка, если говорить не столько о здоровье физическом, как о здоровье душевном, или же говоря научно – психологическом. Вот тут уж точно нет здоровых, есть недообследованные. Причем это касается не только обычных людей, но и …. героев наших сказок. Так, недавно писатель, переводчик и философ Вадим Руднев вооружился самым современным научным инструментом: структурализмом и постструктурализмом, классическим психоанализом и постфрейдовской аналитической психологией, аналитической философией, философской поэтикой Бахтина - и со всей этой тяжелой артиллерией обратился к любимой детьми и их родителями сказке Алана Милна о Винни Пухе (которую сам же и заново перевел). Оказалось, каждой науке есть чем поживиться в знаменитом лесу, в компании игрушечных героев. В том числе и психологии.

«Характеры в «Винни Пухе» удивительно выпукло и четко очерчены: Пух жизнерадостен, добродушен и находчив, Поросенок тревожен и труслив, И-Ё (в переводе Заходера - ИА-ИА) мрачен и агрессивен, Кролик авторитарен, Сыч оторван от действительности и погружен в себя, Тиггер добродушно агрессивен и хвастлив, Ру все время обращает на себя внимание», - пишет В. Руднев и далее описывает каждого героя сказки языком характерологии Э. Кречмера, П. Ганнушкина.

Сам Винни Пух тут же становится «выразительным примером циклоида-сангвиника, реалистического синтонного … и пикнического телосложения»: он приземистый, полный, с короткой толстой шеей (как и все на свете плюшевые медвежата). Человек такого склада любит жизнь и живет в гармонии с окружающим. Любит простые вещи: еду, вино, женщин, веселье; ему чужды понятия отвлеченные. Такие люди добродушны, но могут быть недалекими. Знаменитые циклоиды мировой литературы чем-то очень похожи на Винни Пуха, замечает В. Руднев: Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик.

Поросенок - «пример психастеника, реалистического интроверта, характер которого прежде всего определяется дефензивностью, чувством неполноценности». Отсюда его постоянная тревожность, трусливая неуверенность в себе, тоскливо-навязчивый страх перед будущим. Мысли психастеника тормозят его действия. Он обо всем думает наперед и склонен предсказывать самый ужасный исход событий. Но он очень совестлив, стыдится своей трусости и в трудную минуту вдруг способен на чудеса храбрости. Телосложение его, по Кречмеру, «лептосомное»: он маленький, худенький.

И-Ё: психиатр, по мнению В. Руднева, сказал бы, что он страдает «тяжелой эндогенной , которая всецело овладевает личностью и управляет его поведением». Характер его деформирован этой постоянной депрессией и внутренне противоречив. С одной стороны, он эпилептоид: агрессивен и казуистичен; с другой - он шизоид, оторванный от окружающего. Но все же он не настолько авторитарен, чтобы потерять всякую душевную тонкость и доброту, и не настолько замкнут на себя, чтобы совсем не видеть своих друзей и доброе в них. Он может изощренно издеваться над Поросенком, но в глубине души быть весьма к нему расположенным. В. Рудневу все это напоминает характеры героев .

Кролик зато - типичный эпилептоид: авторитарен, стремится подчинить себе окружающих. Психологически это связано с механизмом гиперкомпенсации, с помощью которого он преодолевает собственный комплекс неполноценности. Тип реалистический, но не тонкий; способный организатор, но неискренний и недалекий. Его внутренний мир пуст, потому он постоянно нуждается в окружающих, чтобы использовать их как инструмент для удовлетворения своих социально-психологических амбиций. Он все время пытается кем-то командовать, но часто попадает впросак, поскольку недооценивает партнеров.

Тиггер инфантилен и демонстративен: классические свойства истерика. Всегда хочет быть в центре внимания, невероятно хвастлив, совершенно не в состоянии отвечать за свои слова; всем этим напоминает Хлестакова и Ноздрева.

Как видим, в компании Винни Пуха можно найти классические характеры из учебника по психологии. Их появление там, где меньше всего ожидаешь их встретить,- в детской сказке, вызывает улыбку. Возможно, эта улыбка убережет кого-нибудь от того, чтобы относиться к любым научным классификациям со звериной серьезностью и искать в окружающих точное и полное соответствие теоретическим концептам, идеальным типам. Конечно, у Милна эти концепты бегают, говорят, смеются и ссорятся, но на то и сказка, особенно современная, в которой всегда велика доля научной игры. В реальной жизни люди всегда оказываются сложнее и противоречивее, чем характер И-Ё.

Но стоит задуматься и над другим. Лишенные психологических тонкостей и полутонов, сказки выволакивают на свет божий простейшие конструкции, лежащие в основе, в глубине нашей социальной и психологической природы. Специфическими методами они делают то же, что и наука, обнажая скелеты повторяющихся сюжетов (типов отношений) и характеров. Так что улыбка улыбкой, но научный анализ сказок оказывается весьма продуктивен.

Всё бы хорошо, но иногда эту приятность нарушает запрет, хранящийся в подсознании с детства. Помните, когда-то самая первая и любимая учительница, научившая нас читать, предупредила: «Читать лёжа нельзя! Это вредно для глаз». Но мало кто из нас, прилежных учеников, внял этому правилу и неукоснительно следует ему. Ведь нас трудно убедить, тем более переубедить. Мы всю свою сознательную и бессознательную жизнь читали лёжа. Было с кого брать пример. И зрение у нас каким было, таким и осталось. Ну, может, снизилось до -1 в одном глазу. Так это возрастное. Причём тут чтение лёжа?

Однако вредит чтение в таком положении не только нашим глазам. Учительница не открыла нам самого важного. Да и по молодости лет мы бы не поняли её.

Оказывается, в положении лёжа сдавливается грудная клетка, что нарушает ритм дыхания. А от этого зависит, во-первых, питание всех органов тела кислородом, а, во-вторых, нарушается интеллектуальная деятельность, которая во многом зависит от правильного ритмического дыхания. Значит, думать, запоминать и не отвлекаться от чтения в положении лёжа — труднее, и легче уснуть, придавленным книгой. Вот почему многие «принимают» чтение на ночь вместо снотворного.

Ещё один довод против чтения лёжа, опять же физиологический. Затрудняется циркуляция крови, вследствие чего (сейчас будет страшно) возникают застойные явления в коре головного мозга. При этом могут появиться очень неприятные боли в затылочной части головы.

А для тех, кто забыл, почему для глаз вредно читать лёжа, напомню. Расстояние от текста до глаз должно составлять не больше не меньше 33 см. Не забывайте каждый раз измерять, когда собираетесь почитать. Естественно, лёжа человек не может постоянно соблюдать это заветное расстояние. И если довольно долгое время читать в положении лёжа, острота зрения может снизиться.

В каком же положении читать правильно? Скажете — сидя. И глубоко ошибётесь. А вдруг разовьётся геморрой? Нет, специалисты нам плохого не посоветуют. Они считают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображения средневековых учёных. Они, как правило, работали стоя за специальной наклонной конторкой. Может быть, благодаря этому и совершили они столько открытий.

И как же, подумалось мне, замечательно, что появились электронные книги, с которыми уже не полежишь, даже если очень захочется. Хотя и не постоишь тоже.

Хотя одна народная мудрость гласит примерно следующее: «Есть возможность сидеть — сиди, лежать — лежи». Отдыхать нужно удобно и наверняка. И лучше всего отдыхать лёжа, без книжки. Она подождать может, а вот организму ждать, когда мы соизволим отдохнуть, может и надоесть. Будьте здоровы!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека