Периодизация первобытной истории моргана. Периодизация первобытной истории

Хронология – это определение времени первобытной истории. Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Как остроумно выразился Л. Б. Вишняцкий , «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы» . Начало истории первобытного общества – это появление человека; согласно наиболее распространенной точке зрения, это произошло примерно 2,5 млн. лет назад. Конец истории первобытного общества – это появление первых классовых обществ и государств. Самыми древними считаются государства Египет в Африке и Шумер в Азии: они возникли на рубеже IV–III тыс. до н. э. В других регионах возникновение государств произошло позднее. Таким образом, установить жесткие и однозначные хронологические рамки истории первобытного общества невозможно.

Периодизация – это деление истории на отдельные, существенно отличающиеся друг от друга этапы. Существует несколько периодизаций первобытной истории, в зависимости от выбранного критерия. Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век. Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов в данном случае необходимо выделить антропоген (иначе – четвертичный период), поскольку именно на этом этапе появился человек. Антропоген , в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропологической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»). Все названные выше периодизации связаны с конкретными науками и поэтому являются узкоспециальными. В связи с этим была выработана также общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества. В соответствии с этой периодизацией выделяются различные типы первобытных общин: праобщина, раннепервобытная (раннеродовая) община, позднепервобытная (позднеродовая) община и первобытная соседская община. Соотношение периодизаций показано в таблице.



Таблица 1. Периодизация истории первобытного общества

Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо : этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовали развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15-20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака, в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении.



Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода, поэтому в дальнейшем этот тип общины мы будем называть раннеродовой.

Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6–3 тыс. до н.э. Поскольку и в этот период главную роль в социальной жизни продолжал играть род, мы будем называть этот тип общины позднеродовой. (Переход от присваивающего типа хозяйства к Производительному)

Первобытная соседская община не поддается точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из нее. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Некоторые народы перешли к созданию государства еще в период меднокаменного века, другие – в период бронзового века, третьи – в период железного века. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства.

1) Археологическая периодизация.

2) Периодизация Л.Г. Моргана.

3) Датировки и хронология истории первобытного общества.

    Происхождение человека.

    1. Антропогенез.

      Древнейшие предки человека.

Периодизация истории первобытного общества.

Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», т.е. смену каменных орудий медными, а медных железными.

Ж. Кондоросе (ХVIII в.) ввел деление истории первобытного общества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие . А. Фергюссон (ХVIII в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил эту периодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.

Теории, так или иначе объясняющие историю первобытного общества, появились в ХIХ в. Объяснением этому факту может служить открытие и целенаправленное ипланомерное исследование реликтовых обществ. В 1861 г. И. Бахофен развил идею о матриархате . Причину развития первобытного общества он видел в смене религиозных представлений.

Диффузионизм – происхождение человека, техника обработки камня, окультуривание растений и др. зародились в одном месте, из которого распространились по все планете. Функционализм – обоснование прогрессивного, поступательного движения практической необходимостью и выгодой. (?)

В том же ХIХ в. началась классификация первобытных памятников материальной культуры, что, в конечном счете, привело к созданию научно обоснованной археологической периодизации, подтвердившей гипотезу Л. Кара. Датский ученый К. Томсен ввел понятие трех веков: каменного, медного и железного. Французский ученый Г. Мортилье создал периодизацию палеолита (древний каменный век), а шведский ученый-археолог О. Монтелиус – неолита (новый каменный век), бронзового и раннего железного века Европы.

Таблица «Археологическая периодизация»

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

(древний каменный век)

ранний (древний, нижний)

культуры: дошельская (олдувайская, галечная), шельская (г.Шелль), ашельская (Сент-Ашелль, предместье г. Амьена), мустьерская (пещера Ле Мустье)

поздний (верхний)

ориньякская (пещера Ориньяк), солютрейская (стоянка Солютре), мадленская (пещера Ле Мадлен)

МЕЗОЛИТ

(средний каменный век)

азильская (пещера Мас д`Азиль), тарденуазская (Фер-ан-Тарденуа)

НЕОЛИТ

(новый каменный век)

бадарийская (с.Бадари), трипольская (с.Триполье)

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Но последовательность смены культур применима лишь к ограниченной территории (стоянки на территории Франции), к периодизации, например, палеолита Южной Африки, Индии может использоваться лишь частично, палеолит Америки, Австралии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии в эту схему не укладывается совсем. Археологическая периодизация ограничена, поскольку основным ее принципом является только характер используемого материала и не учитываются иные составляющие.

В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества , прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).

Таблица «Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана»

Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство)

Начало - появление древнейшего человека, возникновение членораздельной речи.

Возникновение рыболовства, появление огня.

Изобретение лука и стрел.

Варварство. Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств).

С открытия гончарства и распространения керамики..

Введение скотоводства и поливного земледелия.

С появления железа.

Цивилизация.

Изобретение иероглифического и алфавитного письма.

Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства.

Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.

Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»

Праобщина (Первобытное человеческое стадо)

Праобщина

Эпоха антропосоциогенеза

Раннепервобытная (ранняя родовая) община охотников, собирателей и рыболовов

Первобытная родовая община

Первобытная родовая община

Позднепервобытная (позднеродовая, развитая) община земледельцев и скотоводов

Первобытная соседская (протокрестьянская), распад родовой общины

Первобытная соседская община

Эпоха классообразования

Американские ученые выделяют эгалитарные (равноправные, уравнительный), которые не знакомы с имущественным и социальным расслоением, ранжированные , с социальным расслоением, стратифицированные , уже затронутые имущественным расслоением и иерархические общества , которым присуще и имущественное и социальное расслоение. На сегодняшний день многие зарубежные ученые делят историю первобытного общества на: праисторию (эпоха палеолита), протоисторию (от эпохи мезолита до начальной стадии металлического века) и собственно историю , начинающуюся с появления государства и письменности.

Ни единой периодизации, ни единой теории о развитии первобытного общества нет и по сей день.

Датировки и хронология истории первобытного общества.

История первобытного общества не может быть хронизирована абсолютно, т.е. имеет место указание на тысячелетие, век, год, день, поэтому хронология - абсолютно-относительная (в пределах миллионов, тысячелетий, сотен лет, иногда точность до нескольких лет). Относительная хронология устанавливает последовательность событий путем сопоставления культур и археологических типов с изменениями в природной среде (на основе данных археологии, палеонтологии, геологии, палеоклиматологии).

Но существуют методики для определения абсолютной хронологии.

    Радиоуглеродный метод. Анализу подвергаются органические остатки. В результате воздействия космических лучей на атомы азота непрерывно в земной атмосфере образуется радиоактивный изотоп углерода – карбон, поглощаемый из атмосферы растениями, а через них и животными. После гибели растения или животного карбон начинает распадаться, а поскольку скорость его распада постоянна, то, определив степень полураспада (период, в течение которого распадается половина первоначального количества С 14), можно проводить датировку.

    Калий-аргоновый метод. Применим для археологических и антропологических памятников. Суть метода заключается в анализе соотношения калия и аргона, поскольку калий, распадаясь, превращается в аргон. Ограниченность этого метода состоит в его пригодности только для минералов и пород, содержащих калий.

    Дендрохронологический, возраст находок определяется по годичным кольцам деревьев.

    Археомагнитный метод предполагает датировку изделий из обожженной глины с точностью до плюс-минус 25 лет.

Изучение истории первобытного общества требует привлечения данных археологии, этнографии, лингвистики, палеозоологии, палеоботаники, их комплексное использование и синтез позволяют производить реконструкцию истории.

К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек. К антропологическим - костные останки предков современного человека. Исследованием и изучением их занимается антропология, которая изучает физический тип человека, его динамику во времени и его вариации в пространстве, пытается вскрыть причины этих изменений.

Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ

Происхождение человека.

Антропогенез.

Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. (В качестве приложения таблица «Эры и периоды Земли»).

Одна из «революционных» теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публикации в 1871 г. его книги «Происхождение человека и половой отбор» уже не ставятся под сомнение и не вызывают возмущения доказательства происхождения человека от животных, в частности от обезьян. Но при этом столь же естественна и оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Т.Гексли в 1863г . показал, что анатомическое своеобразие человека укладывается в рамки родового критерия и должно быть поднято до уровня семейства гоминид с родом homo внутри него, к которому относится современный человек.

Т.о., цепочка выглядит следующим образом: отряд приматов – семейство человекообразные – семейство гоминид – род homo – вид человек современного типа – Homo sapiens. Ископаемые формы человека объединяются во второй вид – вид ископаемого или примитивного человека – Homo primigenius или erektus.

Биологическая общность гоминид. Морфологические признаки.

    Прямохождение (бипедия или ортоградность ).

    Приспособленная к тонкому манипулированию кисть с противопоставляющимся большим пальцем.

    Высокоразвитый относительно крупный мозг.

Все эти признаки составляют так называемую «гоминидную триаду» , но возникли они хронологически неравномерно.

Лазающая по деревьям и иногда спускавшаяся на землю, склонная к выпрямленному положению тела и изредка передвигавшаяся на задних конечностях форма с объемом мозга в 450-500 см. куб., размерами и силой близкая к шимпанзе, не имевшая крайне выраженных специализаций, стоит у истоков антропогенеза и образует исходную форму для формирования семейства гоминид. Переход от этой формы к австралопитеку относится к концу плиоцена или самому началу плейстоцена, около 2-3 млн. лет назад. Начало антропогенеза (греч. anthroposчеловек, genesis – возникновение) – процесс возникновения человека датируют 2,5-3 млн. лет.

Причины антропогенеза.

    Переход к прямохождению.

    Развитие мозга.

    Социальный фактор, а именно трудовая деятельность.

Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине:

    Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии).

    Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами). i

Древнейшие предки человека.

Многие ученые считают, что родословная первобытного человека идет от обнаруженных в Египте парапитека (греч. para – возле, около, pitekos – обезьяна) и его ближайшего потомка проплиопитека (греч. pro – раньше), от которого образовались две ветви. Одна из них привела к плиопитеку и сивапитеку . От плиопитека произошли современные гибоны, от сивапитека – орангутанги.

Другая ветвь, более прогрессивная, привела к возникновению дриопитеков («древесная обезьяна») – высокоразвитых древних обезьян, чьи останки были найдены в ХIХ в. в относящихся к концу третичного периода отложениях. Для дриопитеков характерно некоторое уменьшение размеров клыков, промежутка между ними и резцами, черты, отделяющие их от приматов и приближающие к человеку. По составу дриопитеки не были однородны, развитие только некоторых из них пошло по пути очеловечивания. Дриопитеки были общим предком для человека и африканских человекообразных обезьян – гориллы и шимпанзе.

Не ставшие на путь очеловечивания обезьяны приспособились к жизни на деревьях, их биологическое развитие пошло по линии увеличения размеров тела (гигантроп, мегантроп , современные гориллы).

От прогрессивной ветви дриопитеков появился рамапитек – древняя антропоидная обезьяна, остатки челюсти которой были обнаружены на севере Индии также в третичных слоях Сивалинских холмов . Рамапитек более близок к человеку, чем дриопитек. Главным отличием в строении челюсти было то, что в сравнении с остальными зубами клыки не выдавались вперед.

В 1924 г. на территории Южной Африки найдены останки австралопитека (за период с 1935 по 1951 гг. найдены около 30 особей этой обезьяны). Таз и бедренные кости его близки человеческим; австралопитекам свойственно передвижение на двух ногах в вертикальном или почти вертикальном положении. Причина перехода к прямохождению (двуногой локомации) объясняется общими условиями жизни (безлесные и полупустынные местности на западе и в центре Южной Африки ) и борьбы за существование.

Отличительная особенность верхних конечностей – противопоставленный большой палец, но по своим размерам несколько больший, нежели у современного человека.

Череп – более вертикальный, чем у других антропоидов, уже видна посадка головы. Этот факт объясняется тем, что «на значительной части затылка австралопитека уже не было сильных шейных мышц, которые должны были удерживать голову на весу при горизонтальном ее положении. Такая посадка головы австралопитека должна была способствовать в дальнейшем более ускоренному развитию мозга и черепа предков человека». ii Зубы и глазницы по форме человеческие, клыки и челюсти менее развиты, чем у дриопитеков и рамапитеков (вероятно, связано с тем, что для защиты в большей степени использовал подручные средства, нежели собственные зубы). Объем мозга 600-700 см. куб.

Освобождение передних конечностей предоставило возможности нового развития орудийной деятельности – расширяющееся и систематическое употребление предметов, в первую очередь палок и камней.

В «кухонных очагах» австралопитеков найдены обломки панцирей черепах, кости ящериц, панцири пресноводных крабов. Следовательно, можно предполагать, что помимо собирания растительной пищи, птичьих яиц и др., австралопитеки добывали мелких животных, ящериц и крабов, а иногда нападали и на сравнительно крупных животных, используя камни и палки. Найденные рядом с останками австралопитеков черепа павианов имеют повреждения в виде трещин (50 из 58 черепов).

Употребление в пищу мяса в значительной степени способствовало ускоренному прогрессивному развитию, наибольшее влияние оказывая на развитие мозга, поставляя необходимые вещества в значительно большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном и легко усваиваемом виде.

Предки человека, вероятно, были схожи с австралопитеками по физическому облику и образу жизни и заселяли, очевидно, обширную территорию в Африке и на юге Азии .

К австралопитекам относятся: зинджантроп , возраст около 1,5 млн лет (Восточная Африка , раннечетвертичные слои Олдовайских гор), открыт в 1959 г. (прямоходящий, большой мозг, близкое к человеку строение зубов); презинджантроп или Homo hablis («человек умелый») .

Характеристики презинджантропа:

    прямохождение;

    объем мозга 670-680 см. куб.;

    близкое к современному человеку строение конечностей и зубов.

В тех же слоях обнаружены грубые рубящие галечные орудия, возраст которых 1,75-1,85 млн. лет . Этот факт служит причиной споров между учеными – относить ли человека умелого к людям (основание- изготовление орудий) или к австралопитекам (основание – сходство морфологического строения). Но обнаруженные орудия вряд ли относятся к самым древним, имеют место находки, возраст которых 2,1 и 2,6 млн. лет, кроме того доказано существование остеодонтокератической (костной) индустрии изготовления орудий, олдувайская культура (галечная) – древнейший этап палеолитической индустрии.

В 1891-1894 гг. на острове Ява голландец Э. Дюбуа обнаружил останки наиболее древнего первобытного человека питекантропа («обезьяночеловек прямоходящий») . В черепе явно видно сочетание черт обезьяны и человека, поэтому ученые высказывали предположение о том, что он представляет собой переходную форму от обезьяны к человеку.

Обезьяньи признаки – примитивная структура и своеобразная форма черепа с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, малая высота черепной коробки, массивный широкий надглазничный валик, следы продольного гребня на темени, наклонный лоб, большая толщина черепных костей. Объем мозга - 850-950 см. куб. Отливки внутренней полости черепа позволили сделать выводы, что у питекантропа не были достаточно развиты центры внимания и памяти, способность к мышлению находилась в зачаточном состоянии.

Орудия на Яве обнаружены не были, но уровень физического строения питекантропа таков, что позволяет и изготавливать и использовать их. Делаются предположения о глобальной катастрофе, когда поток лавы, а более вероятно воды, унес с места обитания и обезьяночеловека и животных.

Раскопки в пещере Чжоукоудянь в северном Китае в 1920-е гг. предоставили значительный материал для археологов и антропологов (останки около 40 «человек», в том числе и дети). Пекинский обезьяночеловек (синантроп ). Останки в «полном наборе», поэтому изучен детально.

Прямохождение не вызывает сомнений. Средний рост, крепкое сложение. Более развиты верхние конечности , фактически настоящие человеческие руки, причем явно видно преимущество правой руки. Черепной свод выше, чем у питекантропа, но сохранился надбровный валик, отсутствует подбородочный выступ, характерное для обезьян строение зубов. Мозг претерпел прогрессивные изменения, объем около 1050 см. куб. (один из черепов 1225 см. куб.), асимметричного строения, одна половина развита лучше другой (рука). Кроме того, вздутие в задней части височной доли и др. областях, что может свидетельствовать о наличии членораздельной речи. «Судя по характеру нижней челюсти, у питекантропа и синантропа отсутствовала еще возможность частой смены артикуляции речи. Их голосовой аппарат был для этого еще слишком примитивен и неразвит. Не в состоянии произносить сколько-нибудь сложные и четко оформленные сочетания звуков… Синантроп объяснялся звуковой речью, хотя и не вполне членораздельной… Слабо дифферинцированные звуки, дополняемые мимикой и телодвижениями». iii

Более разнообразные орудия труда. Использование огня. Наземные жилища.

Близок по уровню развития синантропу гейдельбергский человек , но останки его более чем фрагментарны (только нижняя челюсть).

С 1856 г. продолжаются открытия останков, относящихся к виду Homo primigenius или неандертальцу. Сильного коренастого, с мощной мускулатурой и массивным скелетом. Рост небольшой, мужчины до 155-165 см. Туловище относительно короткое, изгибы позвоночника слабо выражены, сутулая походка. Кисти рук грубые и массивные, лапообразные. Череп низкий, покатый, «убегающий» лоб, сильно выступающие вперед надбровные дуги, сливающиеся в сплошной надглазничный валик. Верхняя челюсть сильно выступает вперед, резца крупные, лопатообразные. Подбородочный выступ отсутствует.

Объем мозга 1300-1600 см. куб. Но структура мозга примитивна. Увеличились лобные доли, разрастается теменная (центры высшей психической деятельности, но вероятно способность к логическому мышлению ограничена, сильная возбудимость; судя по строению мозга, древнейшие люди, до неандертальца включительно не могли еще контролировать свое поведение, в частности, сдерживать порывы ярости), повышается свод черепа и уменьшается наклон лба, округляется затылок.

Более разнообразные и результативные виды деятельности. Искусственное добывание огня. Захоронения (высокая смертность, все изученные неандертальцы, дожившие до 31 года, мужчины).

Неандертальцы не были однородны (палестинские находки, европейские «шаппельцы») и, по-видимому, их эволюция шла разными путями. Но повсеместно (в Европе, Передней и Средней Азии, Восточной, Южной и Северной Африке, Юго-Восточной Азии) неандертальцы предшествовали кроманьонцам .

Палестинские неандертальцы . Доказательство перехода от неандертальца к человеку современного типа костяки мустьерского времени, обнаруженные в палестинской пещере Эс-Схул , на горе Кармел . В них сочетаются неандертальские черты и черты, характерные для современного человека. Новые черты - в строении черепа. Высота их черепной коробки близка к высоте обычной для современного человека. Лоб менее наклонный. Главное отличие палестинских неандертальцев - отчетливо выраженный подбородочный выступ, кроме того, устройство стопы и позвоночника. iv

Территория, где происходило формирование человека современного типа охватывала Средиземноморье, Переднюю и Среднюю Азию, территории на Кавказе и в Крыму. Некоторые группы неандертальцев, жившие в менее благоприятных для взаимного контакта условиях, приняли меньшее участие в процессе становления человека современного типа или вообще вымерли (неандертальцы острова Ява и Южной Африки).

В процессе формирования человека современного типа идет и расогенез - процесс формирования человеческих рас (влияние естественные условия жизни и разобщенность человеческих групп).

iАлексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

ii Всемирная история. В 10-ти т. - Т. 1. - М., 1955. - С.19.

iiiТам же. - С. 37.

ivСм.: Всемирная история. В 24 т. - Т. 1. - Минск.: Современный литератор, 1999. - С.68.

1.4. Варианты периодизации

В настоящее время в исторической науке приняты археологическая и антропологическая периодизации истории первобытного времени.

Археологическая периодизация – периодизация первобытного строя, составленная на основе материалов, применявшихся при изготовлении орудий.

Термин “археология” (наука о древностях) впервые употребил древнегреческий философ Платон. К памятникамархеологии относятся все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках – городища, курганы, святилища. Окончательно, как наука, археология формируется в ХIХ в . В это время были открыты древние цивилизации Двуречья и Египта.

Археологическую периодизацию начинает римский поэт и мыслитель Лукреций (I в. до н.э.), он делил дописьменную историю на каменный, медный, бронзовый и железный века. Схема Лукреция до сих пор применяется археологами.Учеными Х.Томсоном, И.Ворсо, Э.Лартев ХI Х в. обосновываются теории периодизации древнего человека. Археологи Д.Леббок, Г.Мортилье,Э.Пьер конкретизировали теорию. В результате определилась схема археологической периодизации по материалам, из которых люди изготавливали орудия

Палеолит– (древнекаменный век) – верхний–2,6 млн. лет назад,

нижний–11–12 тыс. лет назад.

Мезолит– (среднекаменный век) – Х II–VI тысячелетие до н.э.

Неолит– (новый каменный век) – VIII–V тысячелетие до н.э.

Энеолит– (медно-каменный век) – V–III тысячелетие до н.э.

Бронзовый век –III–II тысячелетие до н.э.

Железный век – I тысячелетия до н.э.

Антропологическая периодизация – периодизация первобытного строя, основанная на изменениях биологического вида гоминид.

Процесс становления человечества охватывает около 3 млн. лет. Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых превышает 2,5–3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза иформирования человеческого общества. В ходе своего формирования человечество прошло три этапа:

1 этап – австралопитеки (южная обезьяна). Найдены в Южной Африке. Ростом с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, большой палец руки сильнее, чем у обезьян. Трудовая деятельность, изготовление простейших орудий труда.

2 этап – питекантропы (обезьяна-человек) или архантропы (архаические люди).

К этому времени относятся первые стоянки на о.Я ва, в Южном Китае, Европе и в Африке. У человека увеличивается объем мозга, формируется более прямая походка, появляется большое разнообразие орудий труда. Человек начинает использовать огонь.

3 этап – неандертальцы (палеантропы), по названию долины Неандерталь в Германии. Появляются 250–300 тыс. лет назад. Напоминали современного человека. Вели оседлый образ жизни, занимались охотой. Появляется культ мертвых и примитивное искусство (рисунки на скалах пещер).

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа – кроманьонцев (неантропов), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история. Кроманьонец появляется в позднем палеолите (40–35 тыс. лет тому назад). Эти люди значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными; появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служит наскальная живопись.

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань, по новейшим данным, датируется временем не менее полутора миллионов лет назад, некоторые же ученые относят ее к намного более отдаленному времени. Определить эту грань сколько-нибудь точно нелегко, и взгляды на ее датировку часто меняются, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видят то предчеловека, то человека. Верхняя грань первобытнообщинной формации колеблется в пределах последних 5 тыс. лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены - еще позднее.

Периодизация истории первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему.

Это относится как к общей (исторической) периодизации, так и к специальным периодизациям - археологической, антропологической и др.

Общая периодизация первобытной истории была впервые создана в 1870-х годах выдающимся американским этнографом Льюисом Генри Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытности. Используя установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он разделил эпохи дикости и варварства на низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения пука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарства, с освоением земледелия и скотоводства начинается средняя, а с освоением железа - высшая ступень варварства. С изобретением буквенного письма - алфавита - начинается эпоха цивилизации, т. е. классового общества.

Первая научная периодизация первобытной истории была высоко оценена Ф. Энгельсом, отметившим, однако, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения. Одновременно сам Энгельс положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие высшей ступени варварства, выделив ее рассмотрение в особую главу («Варварство и цивилизация») своего труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В других своих работах он показал такое же своеобразие начального, соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории, определив его как время человеческого стада. Недоучет в схеме Л. Г. Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытнообщинного строя от этапов его становления и упадка, и значительное расширение фактического материала сделали необходимой разработку новой историко¬материалистической периодизации первобытной истории.

Такая периодизация была предложена в 1940-х годах на основе того же, но значительно уточненного критерия уровня развития производительных сил (С. П. Топстов). В ней были вычленены три основных этапа первобытной истории: первобытное человеческое стадо (становление первобытного общества, начинается с употребления орудий), первобытная община (зрелость первобытного общества, начинается с введения орудий для производства орудий) и военная демократия (превращение первобытного общества в классовое, начинается с освоения металла). Первый и третий из этих этапов были сопоставлены с низшей ступенью дикости и высшей ступенью варварства, а второй этап разделен на четыре периода, соотнесенных (опять-таки с поправками в критериях) с определенными ступенями «дикарской» и «варварской» эпох. Таким образом, предложенная генерализующая схема не отменяла периодизации Моргана, уточненной для более дробной характеристики первобытноисторического процесса.

Однако применение в качестве критерия периодизации первобытной истории уровня развития производительных сил встретилось с теоретическими трудностями. Так, даже создатели месоамериканских цивилизаций не знали производственного применения металлов, между тем как древние германцы или некоторые племена Тропической Африки, находившиеся на стадии разложения родового строя, освоили плавку железа. Необходимо было учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, что в конечном счете повело бы к отказу от монистического принципа периодизации первобытной истории. Это побуждало к переосмыслению самого критерия, и в 1950-х годах было обращено внимание на то, что единственно правильным критерием периодизации первобытной истории может быть только тот, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различия в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений (А. И. Першиц). Одновременно была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности на средства производства, что привело к выделению помимо этапа первобытного человеческого стада этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины. В дальнейшей разработке общей периодизации первобытной истории наметились две тенденции. Советские ученые (Ю. И. Семенов, Н. А. Бутинов и др.) стремились учесть развитие всей системы или отдельных сторон производственных отношений, ученые ГДР (И. Зельнов и др.) - способа производства в целом. Однако никому не удавалось последовательно выдержать принятый принцип, и предложенные схемы оставались уязвимыми для критики.

Только в середине 1970-х годов углубленное изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной общины (Ю. И. Семенов). В раннепервобытной общине, ведшей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное распределение и общая собственность; каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производстве. В позднепервобытной общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получавшей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общины, наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую первобытной общине форму как праобщину, а сменившую первобытную общину форму - как первобытную соседскую, или протокрестьянскую, общину. Пока исследовано распределение только пищевых продуктов - не единственной и, может быть, не главной категории первобытной собственности, - но и то, что уже сделано, показало действенность производственного критерия общей периодизации первобытной истории и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины. Этот типологический ряд: праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная (раннеродовая и позднеродовая), протокрестьянская (первобытная соседская) общины - и соответствует основным этапам первобытной истории. Однако таксономия, а следовательно, и количество этапов остаются спорными. Их четыре, если рассматривать два средних как однопорядковые с первым и последним, и такая классификация позволяет полнее учесть важный рубеж, разделяющий эпохи присваивающего и производящего хозяйства. Их три, если рассматривать два средних как субэтапы одного этапа первобытной, или родовой, общины, и такая классификация хорошо отражает то обстоятельство, что социально-экономические последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству сказались не сразу и на первых порах позднеродовые общины мало отличались от раннеродовых.

Еще более спорной проблемой периодизации первобытной истории остается соотношение первобытной истории и истории первобытнообщинной формации. В то время как большинство советских ученых отождествляют эти понятия, некоторые подходят к вопросу иначе. Существует мнение, что эпоху праобщины, или первобытного человеческого стада, когда наряду с социальным еще продолжалось биологическое развитие самого человека, следует рассматривать как особый этап истории человечества, предшествовавший этапу вполне сформировавшегося, «готового», по определению Ф. Энгельса, общества. Тем самым эпоха праобщины выносится за рамки социально-экономических формаций вообще и первобытнообщинной формации в частности (В. П. Якимов, Ю. И. Семенов). Социобиологическая специфика этой эпохи и ее огромная временная протяженность делают такую постановку вопроса теоретически правомерной, но все же едва ли правильной. Во-первых, праобщина была хотя и формирующимся, но уже человеческим обществом, а не дочеловеческим сообществом, и поэтому его история не может быть отделена от истории первобытнообщинной социально-экономической формации. Во-вторых, приняв эту точку зрения, мы должны
были бы допустить, что первобытнообщинная формация в отличие от всех других началась непосредственно со стадии своего расцвета, а это трудно обосновать теоретически.

Существует также мнение, что эпоху первобытной соседской, или протокрестьянской, общины следует рассматривать не как заключительный этап первобытнообщинной формации, а как особый внеформационный переходный период, связывающий ее с первой классовой формацией, но не принадлежащий ни к одной из них (С. П. Толстов, А. И. Неусыхин, Ю. И. Семенов). Эта точка зрения также вряд ли оправданна. Весь ход исторического процесса показывает, что элементы новой социально-экономической формации зарождаются в распаде предшествующей, а не в особые внеформационные периоды. Исключением является переходный период от капитализма к коммунизму, когда для превращения антагонистического классового общества в свою противоположность необходима целенаправленная деятельность государства диктатуры пролетариата. Но эпоха превращения первобытного общества в классовое не могла быть таким исключением хотя бы уже потому, что это превращение не могло быть результатом целенаправленной деятельности государства, которое само возникло с расколом общества на классы. Поэтому правильнее считать, что превращение первобытного общества в классовое происходило в рамках не внеформационного, а такого переходного периода, в котором могут быть выделены самостоятельные этапы истории первобытнообщинной и сменившей ее формации. На заключительном этапе первобытной истории, в эпоху первобытной соседской (протокрестьянской) общины, идет процесс становления частной собственности, классов и государства. На начальном этапе классовой истории, в эпоху раннеклассовых обществ, уже возникшее государство становится мощным фактором изживания остатков первобытнообщинного строя и укрепления нового способа производства. Таким образом, конечный этап первобытной истории, хотя и составляет лишь отрезок переходного периода, совпадает с конечным этапом истории первобытнообщинной формации.

В западной науке долгое время господствовало нигилистическое отношение к теоретическому осмыслению первобытности и как следствие этого - отрицание самой возможности построения ее общей периодизации. Сейчас передовые ученые Запада, в особенности США, испытавшие прямое или косвенное влияние марксизма, сами пытаются создать такую периодизацию. Наиболее распространено различение эгалитарных, ранжированных и стратифицированных (М. X. Фрид и др.) или эгалитарных и стратифицированных (либо иерархических) (Р. М. Адамс, Э. Р. Сэрвис и другие) обществ. Эгалитарные общества характеризуются присваивающим хозяйством и распределением только по горизонтали (т. е. между людьми одного социального статуса); ранжированные, стратифицированные и иерархические-производящим хозяйством и распределением как по горизонтали, так и по вертикали (т. е. между неравными по социальному статусу людьми). Те, кто различает ранжированные и стратифицированные общества, считают, что в первых наблюдается только социальное, а во вторых - также и имущественное неравенство. Привлекательная черта этих схем - стремление учесть особенности развития первобытной экономики, но узость их теоретической (в том числе и экономической) базы и недоучет различия между социальным и классовым расслоением делают их недостаточно убедительными.

Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на
древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит. Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху - мезолит. Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (приблизительно 1,5 - 1 млн. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет назад). Иногда выделяют в особый период средний палеолит (100-40 тыс. лет назад). Мезолит датируется приблизительно 12-6 тысячелетиями до н. э. Неравномерность развития культуры на разных территориях, наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Разные племена переживали эпоху неолита в разное время. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется 8-5 тысячелетиями до н. э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом (раньше применялся термин «халколит», ныне оставленный). Приблизительные хронологические рамки бронзового века - конец 3 - начало 1 тысячелетия до н. э. В начале 1 тысячелетия до н. э. наступил железный век. Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков очень различаются применительно к разным материкам и регионам, а также у различных исследователей.

Хотя археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает представления о развитии производства в целом, ее создание явилось крупным научным достижением, на что прямо указывал К. Маркс. Она позволила судить о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и об эволюции социальных отношений. Очень важно и то, что она открыла широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии археологических периодов. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные калий-аргоновый и радиокарбонный (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по толщине годичных слоев ленточных глин), дендрохронологический (по толщине годичных колец деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют, правда с большими или меньшими допусками, датировать приблизительно половину всей первобытной истории. Относительная датировка достигается путем сопоставления самих культурных слоев, или археологических типов, либо путем их сопоставления с изменениями в природной среде: геологическими ступенями, палеонтологическими (палеозоологическими и палеоботаническими) эпохами и т. п.

Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Его делят на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоценом, и 2) послеледниковую, или голоцен. В течение плейстоцена значительные пространства Северной Европы, Азии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледника и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Для обозначения эпох наступления ледника на Европу употребляют термины: гюнц, миндель, рисс, вюрм (по названию четырех альпийских рек, где было хорошо прослежено чередование межледниковых и ледниковых отложений). Первые два оледенения относятся к нижнему плейстоцену, предпоследнее межледниковье и оледенение- к среднему плейстоцену и последнее межледниковье и оледенение - к верхнему плейстоцену. В археологической периодизации плейстоцен соответствует эпохам палеолита и в значительной части, а может быть и полностью, - мезолита. Неолит относится уже к послеледниковой эпохе - голоцену.

В то же время археологическая периодизация обладает тем недостатком, что она не универсальна. Вначале, с развертыванием археологических работ за пределами Европы, выяснилась невозможность взаимной увязки
выделенных на различных континентах и территориях стадий и фаз, т. е. региональных периодизаций. Затем это коснулось более крупных эпох и даже веков: было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем. Археологическая периодизация лишилась общего признания. Некоторые западные археологи начали различным образом комбинировать в своих схемах периодизации фазы геологического развития Земли и хозяйственной эволюции человечества. Другие археологи, и прежде всего советские, критически и даже юмористически относятся к таким эклектическим сочетаниям и продолжают совершенствовать археологические схемы, однако по большей части ограничивая их определенными региональными рамками. В целом археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и она сохраняет немалое значение.

Еще более специальна основанная на критерии физической эволюции человека антропологическая периодизация: выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. ар- хантропа, палеоантропа и человека разумного. Систематизация семейства человечьих (гоминид) и их подсемейства людей (гоминин), их родов и видов, а также их наименований у разных исследователей не единообразна. Особенно спорно определение периодизационного места так называемого homo habilis («человека умелого»), в котором некоторые исследователи видят человека, большинство же - предчеловека. Этому есть серьезные причины, и дальше мы увидим, какие.

Специфический, как бы неявный аспект периодизации первобытной истории - распространенное на Западе ее членение на праисторию, изучаемую преимущественно археологически, и прото-, пара- или этноисторию, изучаемую как археологически, так и с помощью письменных источников возникших по соседству с первобытными классовых обществ. Рациональное зерно этого подразделения становится заметным только в том случае, если подойти к нему не с формально-источниковедческой, а с содержательно-исторической точки зрения. В первобытной истории могут быть различены общества, существовавшие на Земле еще до возникновения первых цивилизаций, и общества, развивавшиеся на периферии этих и последующих цивилизаций. Они принадлежат к одной формации, так как критерием выделения формации является способ производства, а не эпоха его существования. Но они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые развивались самостоятельнее, чем вторые. Поэтому они могут быть различены как общества апополитейные (АПО) и общества синполитейные (СПО).

С учетом важнейших из имеющихся расхождений во взглядах в истории первобытного общества могут быть выделены, сопоставлены с традиционными звеньями археологической и антропологической периодизаций и приблизительно датированы следующие основные эпохи (см. табл. на с. 10).

Эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада, открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением древнейших людей - архантропов, образующих первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы.

Основным содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стада человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Нижняя граница эпохи праобщины остается спорной из-за расхождений в изометрической датировке, верхняя - из-за расхождений во взглядах на социальную организацию времени

среднего палеолита и палеоантропов. Еще лет двадцать назад подавляющее большинство советских ученых рассматривало это время как время первобытного человеческого стада, но новые находки показали, что уже тогда начался сдвиг в технике обработки камня, появились искусственные коллективные жилища и явные свидетельства заботы о членах коллектива, т. е. все те явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего палеолита и родового строя. Все это делает правомерным вывод, что верхний рубеж эпохи праобщины должен быть опущен в средний палеолит и время палеоантропов. Правомерным, но не обязательным: физический облик палеоантропов продолжал меняться, следовательно, биологическое развитие еще не было снято социальным. Вопрос поэтому пока остается открытым.

Эпоха первобытной, или родовой, общины открывается возникновением первых прочных форм социальной организации - рода и родовой общины. Именно в это время получает свое наивысшее выражение основная черта формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной, или раннеродовой, общины и сохраняются, хотя уже и не господствуют безраздельно, после перехода от присваивающего хозяйства к производящему и превращения общины в позднепервобытную, или позднеродовую.

Эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины во многих, хотя и не во всех, обществах открывается появлением на смену камню металла и повсюду - прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Уравнительное распределение в основном вытесняется трудовым, общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, родовые связи постепенно рвутся и уступают место соседским. Появляются ранние формы эксплуатации и в соответствии с этим происходит зарождение частной собственности, прибавочного продукта, начинают складываться классы и государство. Нижняя граница эпохи первобытной соседской общины в наиболее продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых - на время металлов. Верхняя граница - появление классовых обществ и крестьянской соседской общины - перейдена продвинутыми обществами около 5 ты с. лет назад, отставшими в своем развитии - не перейдена и сейчас.

Периодизация - это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология - наука, позволяющая выявить время существования какоголибо предмета или явления.

Применяются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такоето время: год, месяц, число). Относительная хронология только устанавливает последовательность событий, отмечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хронология широко используется археологами при исследовании различных археологических культур.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органических остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать события лишь приблизительно.

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;

Мезолит (среднекаменный век) - VIII-V тыс. до н. э.;

Неолит (новый каменный век) - V-III тыс. до н. э.;

Энеолит (меднокаменный век) - переходный этап между каменным и металлическим периодами;

Бронзовый век - III-II тыс. до н. э.;

Железный век - начинается в I тыс. до н. э.

Датировки эти очень приблизительны и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация.

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра - кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная соседская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека