Периферический артикуляционный аппарат. Речевой аппарат: строение и функционирование

Мимические движения Поднять брови
Нахмурить брови
Прищурить глаза
Надуть-втянуть щеки
Сглаженность носогубных складок
Гипомимия
Губы: толстые, тонкие слева, справа, расщелины, шрамы Улыбка-трубочка
Оскал
Вибрация «тпру»
Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель
Мягкое небо: девиация влево -вправо, укороченное, раздвоенное, отсутствует
Язык: массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой Широкий: удержание
Узкий: удержание 5 сек
Узкий: влево- вправо
Широкий: вверх-вниз
Цоканье
Тонус: норма. Вялый, чрезмерный
Темп:нормальный, медленный, быстрый
Переключаемость:нормальная, замедленная; замены, синкинезии, гиперкинезы; тремор кончика языка, девиация кончика языка вправо– влево, гиперсаливация

Общее звучание речи

Состояние звукопроизношения

В-Ф
Т-Д-Н
К-Г-Х
Й (Е-Ё-Ю-Я)
С-СЬ
З-ЗЬ
Ц
Ш-Ж
Щ
Ч
Л-ЛЬ
Р-РЬ

Воспроизведение звуко-слоговой структуры

Дом
Каша
Снег
Крыша
Мостик
Помидоры
Температура
Мотоцикл
Сквозняк
Простокваша
Сковорода
Вертолет
Мальчики слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
Волосы подстригают в парикмахерской

Фонематическое восприятие, анализ и синтез

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Па-ба Ба-па
Та-да Да-та
КА-га Га-ка
Та-да-та Да-та-да
Ка-га-ка Га-ка-га
Мишка-мышка
Уточка-удочка
Бочка-почка
Трава- дрова
Крыса-крыша
Миска-мишка
Есть ли звук М в слове: дом, кот, мама
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утя
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук
Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на
Составь слово из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а

Состояние лексики и грамматического строя

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Покажи, где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку
Понимание/ употребление предлогов В На
Под Над
Перед За
Из Около
Из-за Из-под
Муж., жен., ср. род имени прилаг. и сущ. Покажи, где красная?
Покажи, где красный?
Покажи, где красное?
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени Покажи, где Женя поймал рыбу?
Покажи, где Женя поймала рыбу?
Единственное и множ.число имен сущ. и глагоглов Покажи, где сидит аист?
Покажи, где сидят аисты?
Понимание падежных окончаний существительных Покажи карандашом ручку
Покажи карандаш ручкой
Покажи дочку мамы
Покажи маму дочки
Понимание соотношения между членами предложения Покажи, чем мальчик ловит рыбу?
Покажи, кто ловит рыбу?
Покажи, кого ловит мальчик?

Понимание рассказа

Активный словарь

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Конкретные имена существительные/ Обобщающие слова Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
Показ и называние части предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги
Локоть, колено, ноготь
Стул: спинка, сидень, ножка
Машина: руль колеса
Кабина, кузов, фары, мотор
Кто как голос подает с 3х лет, кто как передвигается с 5 лет Кошка
Утка
Корова
Собака
Петух
Лягушка
Гусь
Змея
Свинья
Что делает: Повар
Врач
Почтальон
Антонимы: Большой
Длинный
Широкий
Высокий
Светлый
Быстрый
Холодный
Больной
Сухой
Формы: Круг - круглый
Квадратный
Треугольный
Прямоугольный
Овальный
Имена прилагательные Коричневы, карий/ платье, глаза, костюм
Старый, пожилой/ человек, дом
Густой, дремучий/ лес, туман
Выбрать слова подходящие по смыслу К дому прилетела/ стая, стайка, стадо/ воробьев
Они уселись на крыше и весело/ пели, щебетали, чирикали
Вдруг незаметно/ прибежала, подкралась, пришла/ кошка
Она хотела/ поймать, схватить, взять/ одного воробья
Стало….., сирень начала….. /расцветать, зацветать/
На вершину горы…., в дом….. /войти, взойти/
Объем словаря соответствует возрастной норме: да/нет
Характеристика активного словаря: глаголы, имена существит., прилагательные, местоимения, наречия
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему назначению, ситуационной связи друг с другом, расширения/ сужения смыслового содержания, смещения лексико-грамматических признаков сходных слов

Словоизменение

3 года 4 года 5 лет 6 лет
Употребление имени существительных именительном падеже единственного и множественного числа Коса - косы
Муха - мухи
Окно окна
Лист – листья
Лев – львы
Рукав – рукава
Дерево – деревья
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога У меня есть карандаш
У меня нет….
Я рисую….
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? Стул…..
Стол….
Карандаш….
Книга….
Мяч….
Чашка….
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов: зеленый/ красный Лист….
Занавеска….
Дерево….
Роза….
Яблоко….
Барабан….
Согласование числительных 2 и 5 с именами существительных Кукла
Жук
Шар
Карандаш
Рыба
Ключ

Словообразование

Образование уменьшительно ласкательных форм Стул….
Миска…
Сани….
Кольцо….
Пуговица….
Шапка….
Образование названий детенышей животных У утки
У кошки
У гуся
У коровы
У лошади
У собаки
Образование прилагательных от существительных. Из чего сделано? /стакан из стекла/ Стекло
Дерево
Мех
Резина
Брусника
Бумага
Снег
Чей? Чья? Чье? Сумка мамы
Кофта бабушки
Хвост лисы
Уши зайца
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик Уходит
Входит
Выходит
Переходит
Образование приставочных глаголов Рисует
Убирает
Ловит

Связная речь

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Тема 1. Строение и функционирование артикуляционного аппарата

Анатомо-физиологические механизмы речи

Центральный и периферический речевой аппарат

Строение периферического речевого аппарата

Роль слуха и зрения в развитии речи

Логопеду необходимо знать: анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе речевой деятельности, и их изменения в случаях патологии; закономерности языка и его развития у ребенка и взаимосвязь с речевым развитием, общие принципы педагогического воздействия.

Обследование звуковой стороны речи ребенка представляет важное звено в общей системе речевой деятельности. Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Овладение звуковой стороной родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях:

· Ребенок усваивает артикуляцию, т.е. движение и позиции речевых органов нужных для произнесения звуков;

· И одновременно усваивает систему дифференцированных признаков необходимых для их различения.

Таким образом, формирование звукопроизношения зависит от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия (Кинестетика – это сформированный образ движений органов артикуляции). А так же от их взаимодействия между собой.

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

В большинстве случаев речевая патология связана с повреждением органов речи. По этой причине важно понимать, какие именно отделы речевого аппарата пострадали и насколько глубоко они повреждены. Характером такого повреждения во многом определяется содержание работы, направленной на преодоление речевых нарушений.

Устной речи

Классификация звуков русского языка

Артикуляционные признаки звуков речи

Акустические признаки звуков речи

Взаимосвязь звуков русского языка

Таблица 1

Подъем/Ряд передний средний задние
верхний и ы у
средний э о
нижний а

Гласные звуки характеризуются тем или иным звучанием голоса, зависящим от формы и напряжения надставной трубы артикуляционного отдела. Произношение гласных отличается от произношения согласных следующими особенностями:

а) слабая воздушная струя;

б) разлитая напряженность всего речевого аппарата, в том числе мышц стенок резонаторных полостей;

в) отсутствие преграды в ротовой полости.

2. По участию мягкого нёба в артикуляции звуки делятся на носовые и ротовые. При образовании носовых звуков (м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух не может пройти в нос и идет через рот.

3. По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные (звучные), звонкие и глухие согласные. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н, р/) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц, ч, щ) голосовые складки раскрыты, не вибрируют голос не образуется.

Группа согласных звуков делится еще на подгруппы, которые формируются в зависимости от того, какие органы артикуляционного аппарата образуют преграду в ротовой полости и в зависимости от характера преграды. По месту образования преграды согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

1. Губно- губные (п, б, м); преграда образуется нижней и верхней губой.

2. Губно- зубные (ф, в); преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

3. Переднеязычные (с, з, т, д, л, р, ж, ш, н, ц, ч, щ); преграда образуется передней частью спинки языка.

4. Среднеязычные Й йот преграда образуется средней частью спинки языка.

5. Заднеязычные (к, г, х); преграда образуется задней частью спинки языка.

По характеру преграды (по способу образования) согласные звуки делятся на следующие подгруппы:

1. Щелевые (фрикативные); органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, в – нижняя губа образует щель с верхними зубами;

с, з – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами луночками, в которых сидят корни зубов.

Ш, ж, щ – поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Бывает правильное звучание и при другой, нижней артикуляции этих звуков, когда кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом;

х – задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

й – средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

2. Смычно- взрывные (органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей):

п, б – смычку образуют губы;

т, д – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, г – задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба,

3. Смычно-щелевые, аффрикаты (органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно):

Ц– передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

Ч кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходя незаметно в щель между ними (бывает и при нижнем положении кончика языка правильное звучание).

4. Смычно- проходные (органы артикуляцион аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте):

М смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос; н передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

5. Дрожащие (вибранты):

р – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

При классификации согласных звуков русского языка по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например л и л’:

пыл пыль; лук люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые: ш, ж, ц; только мягкие: ч, щ.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания, Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных буки ь, я, е, е, ю.

По акустическим (слуховым) признакам звуки речи можно разделить на две большие группы:

1. Сонорные (звучные) (их качество определяется характером звучания голоса):

согласные м, н, л, р.

2. Шумные (их качество определяется характером данного шума):

а) звонкие шумные длительные: в, з, ж;

б) звонкие шумные мгновенные: б, д г;

в) глухие шумные длительные: ф, с, ш, х;

г) глухие шумные мгновенные: п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют еще подгруппы звуков:

свистящие: с, з, ц;

шипящие: ш, ж, ч, щ;

твердые; п, в, ш, ж, ц и др.

мягкие: п’, в’, ч, щ и др.

Произношение согласных

а) сильная воздушная струя;

б) отсутствие напряжения мышц речевого аппарата, за исключением места преграды в ротовой полости;

в) наличие преграды в ротовой полости.

Таким образом, каждый согласный звук характеризуется рядом артикуляционных особенностей и в зависимости от этого входит в те или иные группы, причем один и тот же звук может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Требования к дидактическому материалу для проведения обследования звукопроизношения

Одна на первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е.Хватцевым. На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения». Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком;

2) дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;

3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы;

4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие:

1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи, от внешне сходных проявлений. Особую бдительность при этом следует проявить в отношении физиологического косноязычия. Хотя основным критерием здесь можно считать возраст ребенка, однако и в самом раннем возрасте не исключено наличие у него тех патологических причин, которые обусловливают не возрастные своеобразия, а именно дефекты в произношении звуков речи.

2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого- то более сложного речевого расстройства. Здесь прежде всего следует обратить внимание на общую внятность речи ребенка, на достаточность его словарного запаса, на правильность построения фраз, на умение о чем- то связно рассказать и пр., т. е. важно оценить речь ребенка в целом. (На практике мы часто убеждаемся в том, что родителям легче всего бывает заметить неправильность в произношении звуков, и поэтому они нередко «из- за деревьев не видят леса».). Всесторонняя оценка речи ребенка особенно важна в тех случаях, когда имели место какие- либо осложнения в протекании беременности и родов у матери, когда отмечалось позднее начало сидения, ходьбы, позднее (после 2–3 лет) появление фразовой речи и другие отклонения в развитии.

З. Выявление всех неправильно произносимых звуков. Эта часть обследования позволит выяснить внешнюю сторону нарушения, т. е. составить представление о том, как много звуков ребенок произносит дефектно (мономорфность или полиморфность нарушения), какие именно звуки у него нарушены (сигматизм, ротацизм и пр.), каков характер искажения звуков (парасигматизм, межзубный, губно- зубной, боковой сигматизм и т. д.).

4. Установление, по возможности, тех причин, которые обусловливают неправильность произношения звуков (дефекты в строении речевого аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, нарушение слуховой диф ференциации звуков), что очень важно для определения путей коррекционного воздействия.

5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения (в первую очередь – однотипных нарушений письма). С этой целью ребенку школьного возраста обязательно должна быть предложена диктовка, включающая много слов с неправильно им произносимыми и, в особенности, с заменяемыми им звуками.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста. Логопедическое обследование включает следующие пункты: (см. карту)

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Обследование звукопроизношения проводиться только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследования связной речи или по жалобам родителей обнаруживаются недостатки звукопроизношения. Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятым в логопедии методикам предложенными Т. В. Волосовец, Т.Б. Филичевой, Н.А Чевелевой, О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной, М.Ф. Фомичевой., О.Е.Грибовой. Начинать необходимо с изучения строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, затем проводят обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При обследовании можно обнаружить следующие аномалии:

Губы – большие, мясистые, короткие;

Зубы – редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

Прикус – открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия;

Небо – высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое;

Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка,географический.

Для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата ребенку предлагают различные задания по подражанию. Сначала выясняется возможность осуществления каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое – противоположное первому. Таких пар движений шесть:

1) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти);

2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);

3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);

4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);

5) поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;

6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед – назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).

При выполнении ребенком этих движений логопед оценивает их качество по следующим критериям:

Четкость – ребенок знает направление движения губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;

Плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;

Дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);

Точность – достижение правильного конечного результата, т.е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка;

Равномерность – симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата;

Устойчивость – удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);

Переключаемость – умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.

Для обследования звукопроизношения необходимо иметь предметные картинки на определенные звуки. Для удобства пользования и хранения их вкладывают в конверты. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и в конце слова- названия, так как в разных положениях звук произносится несколько по- разному. Картинки должны быть доступны детям по содержанию и красочны.

При обследовании произношения звуков необходимо выявить умение ребенка произносить звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, в фразах. Кроме того, важно выяснить, как произносит ребенок слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), наблюдается ли у ребенка перестановка или выпадение звуков и слогов.

При проверке произнесения звуков предлагаются, например, следующие картинки:

«ш» – шапка, чашка, душ;

«л» - лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа;

«л» – малина, лебедь, полено;

«р» – радуга, корова, забор, труба;

«йот» – яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк;

«г» – гамак, вагон, нога, рог;

«к» – мак, комната, ветка, лук;

«х» – хлеб, муха, мох, охотник;

«с» – санки, коса, нос, стакан, стол;

«сь» – сети, письмо, гусь;

«з» – завод, зубы, коза, звезда, воз;

«з» – зима, корзина, газета;

«ц» – цапля, солнце, палец, цветок;

«ж» – жук, лужа, нож;

«ч» – чайник, качели, печка, ночь;

«щ» – щетка, щепки, плащ, клещи;

Т. В. Волосовец предлагает использовать для обследования следующий набор картинок. С их помощью проверяется произнесение следующих групп звуков:

1- я группа – звонкие согласные:

[в] – валенки, вата, ванна, волк, сова, павлин;

[в] – веник, вилка, ветка, конверт, конверт, ковер;

[б] – банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, барабан, кабан;

[б] – белка, билет, берет, береза, лебедь;

[д] – дом, дым, дыня, дудочка, удочка;

[д] – дятел, диван, один, деньги, будильник;

[г] – гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета;

[г] – гиря, гитара, сапоги, ноги.

2- я группа – глухие согласные:

[ф] – флаг, факел, кофта, лифт, шарф;

[ф] – фильм, фикус, кофе, кофейник, морковь;

[п] – пакет, палка, портфель, капуста, тапочки, дуб, суп;

[п] – пирамидка, пила, капюшон, копейка, выпь;

[т] – тарелка, танк, туфли, стакан, матрас, кот, рот;

[т] – теленок, телефон, котелок, котенок, лошадь;

[к] – конь, кот, кофта, конфета, колесо, клоун, юбка, кубики, лейка, веник, паук, танк, клубок, колобок;

[к] – кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки;

[х] – хорек, хата, халат, охотник, выхухоль, горох, порох;

[х] – хирург, химик, парикмахер.

3- я группа – свистящие согласные:

[с] – собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, пылесос;

[с] – селедка, семья, листья, письмо, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси;

[з] – зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, ваза, коза, роза, береза;

[з] – земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел;

[ц] – огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

4- я группа шипящие согласные:

[ш] – шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш;

[ж] – жук, жаба, желуди, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи;

[ч] – мяч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха;

[щ] – щенок, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, часовщик, уборщица, плющ, лещ.

5- я группа – сонорные согласные:

[л] – лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, бела, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, дятел, футбол;

[л] – лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, туфли, бинокль;

[р] – рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор;

[р] – ремень, редиска, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири.

6- я группа – звук [j] в конце и начале слога:

[j] – скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай;

– ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея;

– ели, ежи, ежевика, боец, поезд, платье;

– ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье;

– юбка, юла, юрта;

– ульи, муравьи.

На каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце) подбирается не менее трех картинок, чтобы услышать и записать, как ребенок произносит этот звук. Размер предметных картинок – 10*10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что по законам русской фонетики звонкие согласные звуки в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т.е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки. Поэтому при обследовании произнесения звонких звуков не следует брать картинки, в названии которых эти звуки оглушаются. Надо подбирать слова- картинки такие, чтобы звук находился между двумя гласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы, брызги ).

Старшим детям можно предложить повторить предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например:

Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке.

Галин черный щенок резвится около дома.

Эти приемы помогут определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого решить, какое это нарушение – фонетическое, фонематическое или фонетико- фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

Определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторить звук за собой, используя различные игровые приемы и картинки- символы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком – прямые и обратные. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи.

Образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.

Собака ест мясо.

У Зои заболели зубы.

Курица с цыплятами пили воду около колодца.

Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит – жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Люда и Лена гуляли на улице.

У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле- еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб.

Волк воет – в- в- в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме.

Тетя Дина сидит на диване.

Этапы логопедической

Артикуляционная гимнастика

Приемы постановки звука

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи.

1. комплексность воздействия;

2. воздействие на все стороны речи;

3. опора на сохранные звенья;

4. учет закономерностей онтогенеза;

5. учет ведущей деятельности;

6. учет индивидуальных особенностей ребенка;

7. воздействие на микросоциальное окружение.

Весь процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа:

· постановка звука;

· автоматизация звука и

· дифференциация смешиваемых звуков.

Постановка звука производится последовательными приемами :

1. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более элементарные артикуляционные движения, которые тренируются путем подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребенок может производить его быстро и правильно.

2. Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука.

3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться законченной.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно. На этом этапе происходит затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработка новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, что достигается доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог – закрытый слог – звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением согласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.

При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма: та- та, та- та- та. Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова.

В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком.

На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи, как в произношении другого лица, так и в собственной речи, Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное. Различение звуков устанавливается в следующей последовательности: сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м – ш, р – с и т. п.); затем становятся возможными более тонкие дифференцировки – различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе (ш – с, п – би т. д.).

Частично дифференциация смешиваемых звуков имеет место при постановке звука и автоматизации его. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Часто в пределах одной и той же фразы смешиваемые звуки могут быть употреблены то правильно, то неправильно, например: Миша и Саса ушли в школу. Даже одно и то же слово может произноситься то правильно, то неправильно (зубы – жубы). Ребенок должен приобрести не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной. И то и другое приобретается на основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях.

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.

Каждый из этих разделов работы имеет свои особенности. В создании дифференцировок самым трудным оказывается первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами. (А,О,У,Ы) сначала один из смешиваемых звуков в соединении с различными гласными, а затем и другой. Это самый легкий вид дифференциации, который должен быть достигнут уже на этапе автоматизации. После проверки предлагается сопоставление двух сходных слогов с одной и той же гласной. Пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком (том- дом, суп- зуб, свет- цвет, мишка- миска, рак- лак и т. д.),обращается внимание на изменение смысла слова с изменением одного звука: прослушав слово, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. Очень большое значение имеет в этих случаях работа с разрезной азбукой. С дошкольниками, не умеющими ни читать, ни писать этот вопрос можно решить двумя способами. Первый – использование разнообразных настольных игр со специально подобранным речевым материалом - лото (картинных домино, построенных по тому же принципу Второй - включение в логопедическую работу с детьми элементов обучения грамоте, начиная знакомство с гласных и со смешиваемых пар согласных звуков.

Значимость каждого из трех этапов работы при исправлении звуков у ребенка может изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. Очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затрудняет и замедляет работу на этапах автоматизации и дифференциации, так как все вновь создаваемые навыки требуют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.

В тех случаях, когда было искаженное произношение звука, а не замена его другим звуком речи, дифференциация бывает не нужна Дифференциация звуков особенно трудна и длительна у детей с нарушениями слуха и у умственно отсталых, а также у детей, дефекты произношения которых обусловлены парезами артикуляторных мышц.

Артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными – без включения голоса – и с участием голоса.

Начинаются они обычно с движений по подражанию, а при невозможности последних – с пассивных движений, т. е. движений, производимых при механической помощи (чисто вымытая рука или палец логопеда, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские шпатели или специальные логопедические зонды).

Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно- активные, а затем и активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные. В процессе автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится легким, правильным, привычным, может производиться в любом темпе.

Желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.

Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.

Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной от 2 до 10–20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.

Упражнение 1. Верхние и нижние зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке «Заборчик»

Упражнение 2. Исходное положение – упр1. Губы вытянуть вперед («Тру

Абсолютное большинство артикуляционных процессов происходит в ротовой полости (см. рисунок 0.1). Она ограничена сверху нёбом, снизу языком, а с боков — зубами и щеками. Сзади ротовая полость выходит в глотку, а спереди ограничена зубами и губами. Большинство ротовых артикуляций связано с движениями языка, значимость которого для речи можно сравнить со значимостью кисти руки для двигательной деятельности человека.

Рисунок 0.1. Полость рта и полость глотки
(сагитальный распил головы).


Язык делится на четыре части: переднюю, или лопатку (лат. lamina), которая заканчивается кончиком (лат. apex), среднюю часть, заднюю часть и корень (лат. radix). Средняя и задняя части образуют спинку языка (лат. dorsum). Указанные зоны языка представлены на рисунке 0.2.

Рисунок 0.2. Артикуляционные зоны языка.

Для звуков, артикулируемых передней частью языка, используется термин переднеязычный . Если необходимо описать переднеязычную артикуляцию более детально, используют термины апикальный (в артикуляции используется кончик) и ламинальный (в артикуляции используется лопатка целиком). Звуки, которые артикулируются с использованием средней части языка, называются среднеязычными , а артикулируемые задней частью — заднеязычными . Корень языка не функционирует как независимый артикулятор. Звуки, образуемые сужением прохода между корнем языка и задней стенкой глотки, называются фарингальными , так как ведущую роль в формировании сужения играют мышцы глотки (фаринкса).

Нижняя челюсть.

Вертикальные движения нижней челюсти, как предполагается, находятся в тесной координации с движениями языка: при подъеме языка челюсть поднимается, а при его опускании — опускается. Однако в общем случае эти артикуляционные параметры независимы, и, возможно, раствор рта (положение нижней челюсти относительно верхней) и подъем языка (его вертикальное положение относительно нёба) могут использоваться как независимые артикуляционные характеристики. Нужно учесть также, что двигательные возможности нижней челюсти позволяют ей смещаться как параллельно верхней, так и под углом к ней. Кроме того, челюсть может смещаться в горизонтальной плоскости.

Нёбо.

Нёбо представляет собой перегородку между ротовой (оральной от англ. oral) и носовой (назальной от англ. nasal) полостями. Оно состоит из двух частей: твердого нёба (палатум от лат. palatum) и мягкого нёба (велум от лат. velum). Твердое нёбо - это куполообразное костное образование, обрамленное верхней челюстью. На границе между деснами и твердым нёбом находится ряд небольших бугорков — так называемые альвеолы (от лат. alveoli). Мягкое нёбо - это мышечное образование, задняя подвижная часть которого называется нёбной занавеской. Нёбная занавеска заканчивается маленьким язычком (увулой от лат. uvula), который можно наблюдать в зеркале. В результате действия мышц мягкое нёбо поднимается или опускается. В первом случае нёбная занавеска перекрывает проход в носовую полость, во втором случае проход в носовую полость открыт. Увула может выступать как отдельный активный артикулятор, контактирующий с задней частью языка.

Фонетически ориентированное членение нёба на компоненты представлено на рисунке 0.3.

Нёбо (с прилегающей спереди частью) делится на три основные артикуляционные зоны: зубно-альвеолярную, палатальную и велярную. Внутри них соответственно выделяются подзоны: зубная (или дентальная от лат. dentes), альвеолярная и постальвеолярная; препалатальная и палатальная; велярная и поствелярная (или увулярная). Существует тесная взаимосвязь между активной артикуляцией языка и ее нёбной ориентацией: лопатка или кончик языка может контактировать с зубной и альвеолярной зонами, средняя часть языка - с палатальной зоной, а задняя - с велярной. Следует отметить, что контакт задней части языка с увулой обычно предполагает ее прижатие к задней стенке глотки, т. е. соответствующие звуки можно квалифицировать либо как увулярные, либо как верхнефарингальные. Классификация язычных звуков может быть ориентирована как на активный орган (например, апикальный), так и на пассивный (дентальный), иногда используется комбинированная характеристика (апико-дентальный).

Рисунок 0.3. Артикуляционные зоны нёба

Губы.

Мышечная система, управляющая изменениями формы губ, чрезвычайно сложна. Рассмотрим основные параметры, которые характеризуют губные (или лабиальные от англ. labial) артикуляции.

Во-первых, может происходить округление (англ. rounding) ротового отверстия, что противопоставлено его растягиванию (англ. spreading) по горизонтали. Обычно эти движения скоррелированы с разными значениями другого артикуляционного параметра - с вытягиванием губ вперед (англ. protrusion) и их оттягиванием назад (англ. retraction). Может меняться и размер губного прохода (англ. lip aperture) - от узкой трубочки до широкой. Все это дает много комбинаторных возможностей, часть из которых используется для смыслоразличения.

СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Второй синдром дизартрии - синдром нарушений речевого дыхания.

Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства . Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности-

При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения . Это проявления бульварного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Наблюдается нарушение нервно-психических функций: нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания, слабость процесса запоминания слов; неуверенность, пассивность и истощаемость при выполнении мыслительных операций. Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.

Неречевые :

· нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре

· нарушения двигательного аппарата

· нарушение эмоционально-волевой сферы.

· нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).

· нарушение познавательной деятельности.

· своеобразное формирование личности.

Речевые:

· нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

· нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.

· нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

· нарушение грамматического строя речи.

Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.

По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была выявлена неврологическая симптоматика: стертые парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции речи ребенка в целом.

Особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап , который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.

Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, я подобрала и систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.

Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)

Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен. Приемы массажа: похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.

Для детей с гипотонусом - укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта. Приемы: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.

2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:

упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой )

1. Открыть рот и закрыть.

2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3. Открыть рот и закрыть.

4. Надуть щеки и расслабить.

5. Открыть рот и закрыть.

6. Движения нижней челюсти вбок.

7. Открыть рот и закрыть.

8. Втянуть щеки и расслабить.

9. Открыть рот и закрыть.

10. Нижними зубами закусить верхнюю губу

11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание щек попеременно.

3. Втягивание щек в ротовую полость.

4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.

5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.

6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).

7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.

11. Имитация полоскания зубов.

12. Нижняя губа под верхними зубами.

13. Верхняя губа под нижними зубами.

14. Чередование двух предыдущих упражнений.

15. Вибрация губ (фырканье лошади).

16. При выдохе удерживать губами карандаш.

пассивная гимнастика для мышц языка - создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной)

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого. . Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 - вход в позицию (собрать губы), 2 -продержать позицию, 3 - выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один - два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.

Примерный комплекс пассивной гимнастики:

· Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;

· Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;

· Язык помещается и удерживается.между зубами;

· Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;

· Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.

активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений;
Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

1. Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5-7, закрыть.

2. Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5-7 секунд, вернуть в исходное положение.

3. Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
- поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние.

4. - растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
- растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение.

5. - поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние.

6. - высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7;
- высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное положение.

7. - положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
- поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
- прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5-7, вернуть в исходное состояние;
- движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. – придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова

1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».

2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.

3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.

4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).

5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)

6. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).

7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.

8. Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.

9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.

10. Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.

11. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

3) Развитие мелкой моторики рук:

· массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

· игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;

· комплексы пальчиковых гимнастики;

· формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;

· занятия с пластилином и ножницами;

· подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;


Похожая информация.


Формы работы с детьми со стёртой формой дизартрии.

Минимальные дизартрические расстройства (стертая дизартрия) – речевая патология, определяющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Нарушение обусловлено недостаточной иннервацией артикуляционного аппарата.

В современной логопедии вопросам коррекции стертой дизартрии уделяется большое внимание, что обусловлено широкой распространенностью этого нарушения у детей с отклонениями в речевом развитии. Логопедам часто приходится сталкиваться с трудностями не только постановки звуков, но и введения поставленных звуков в речь (процессе автоматизации). Правильно выбранная тактика коррекционно- логопедического воздействия позволит сэкономить время преодоления дефектов речи, быстрее получить результаты коррекционного процесса, ребенку и родителям увидеть эффективность логопедических занятий – залог положительного отношения и желания двигаться дальше, совершенствовать результаты.

Огромным подспорьем в тяжёлой работе логопеда с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства, является дифференцированный массаж .

Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата при стертой дизартрии.

1.Паретичность /гипотонус/ - лицо отечное, амимичное, рот полуоткрыт (подковка), углы губ опущены вниз, может подтекать слюна. Язык вялый, бледный, лежит на дне полости рта, белёсые пятна – некротические изменения. Объём движений истощаем. Может быть. гипернозальность.

2. Спастичность /гипертонус /. Лицо напряжено. Зубы сжаты. Губы в трубочку почти не вытягиваются. Саливация повышена. Жевать не любит. Кончик языка почти не выражен, боковые края сглажены Гиперкинезы (волны по языку, тремор, корень языка оттянут вглубь рта, как для произнесения заднеязычных звуков). Обычно повышен рвотный рефлекс. Тоже может быть гипернозальность.

3. Дистония (неоднородное распределение мышечного тонуса) – мышцы языка могут быть различно поражены в различных частях.

Краткий экскурс в анатомию .

Основную роль в иннервации мышц лица играет 5 и 7-я пара черепно-мозговых нервов.

5 пара – тройничный нерв, смешанный (3 ветви)

1 ветвь – иннервирует кожу лба, в. века и слизистую полости носа.

2 ветвь - иннервирует боковую поверхность носа, в. губу, в. зубы, н. веко, щеку.

3 ветвь – иннервирует все, что ниже угла рта (нижнюю губу, кончик языка)

7 пара – лицевой нерв, двигательный. Иннервирует лобно-затылочную мышцу.

Мышцы лица

I . Жевательные мышцы (приложение 1)

Височные мышцы (парные) – поднимают нижнюю челюсть и тянут ее назад.

Жевательные мышцы – поднимают нижнюю челюсть

Крыловидные (медиальные и латеральные) – каждая мышца при одностороннем сокращении смещает нижнюю челюсть в свою сторону. При двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперед.

II . Мимические мышцы (приложение 2)

Круговая мышца рта – закрывает рот.

Лобно-затылочная мышца – мышца, напрягающая скальп

Большая и малая скуловая мышца – оттягивают угол рта латерально в сторону.

Мышца гордецов – образует поперечные складки над переносицей

Мышца сморщивающая бровь – сморщивает лоб, поднимает брови.

Круговая мышца глаза – закрывает глаз.

Мышца поднимающая верхнюю губу и крыло носа – важна для артикуляции звуков: «Л», «В», «Ф».

Мышца опускающая верхнюю губу – опускает верхнюю губу вниз.

Мышца поднимающая угол рта – начинается под мышцей, поднимающей верхнюю губу, и входит в круговую мышцу рта у его углов.

Мышца опускающая угол рта и нижнюю губу - упражнение «Грустный клоун»

Подбородочная мышца – выпячивает вперед нижнюю губу.

Щёчная мышца – оттягивает угол рта латерально – в сторону (в улыбке), надувание щек, прижимание щек к зубам. Мышца смеха – проходит по щечной мышце и участвует в артикуляции звуков: «И», «Э», «С».

Приложение 2


Мимические мышцы:

1 - поднимающая верхнюю губу и крыло носа; 2 - щечная; 3 - поднимающая угол рта; 4 - большая скуловая; 5 - опускающая нижнюю губу и латерально угол рта; 6 - опускающая угол рта; 7 - мышца гордецов; 8 - круговая мышца рта

Мышцы тела языка (приложение 3)

I .Скелетные (парные)

Шилоязычная мышца - тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.

Подъязычно-язычная – тянет язык назад и вперед.

Хрящеязычная мышца - тянет язык назад и вниз.

Подбородочно-язычная мышца – тянет язык кпереди и вниз.

II . Собственно мышцы языка (парные)

Нижняя продольная мышца – укорачивает язык.

Верхняя продольная мышца – сгибают, укорачивают и поднимают вверх верхушку языка.

Поперечные мышцы – уменьшает поперечный диаметр языка.

Вертикальные мышцы – уплощает язык.


Приложение 3

Мышцы языка (скелетные):

1 - подбородочно-язычная; 2 - шилоязычная; 3 - подъязычно-язычная; 4 - хрящеязычная; 5 - подъязычная кость

Приложение 3


Собственные мышцы языка:

1 - нижняя продольная; 2 - верхняя продольная; 3 - поперечная; 4 - вертикальная

Из истории массажа .

Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль и даже способствует умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах – «Аюр-Веды» подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх.

Заимствовали массаж у индусов и китайцы. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где массаж изучался, как обязательная дисциплина.

Известно, что массаж с XII века до н.э. использовали в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии.

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию – колыбель европейской цивилизации.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э).

Особого расцвета достиг массаж в Римской империи. Там он был в обиходе у всех от императора до раба. Но именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален описал методику основный массажных приемов. Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.

После падения Римской империи массаж на долгие годы исчез из жизни европейцев. И лишь идеи арабских ученых позволили распространиться массажу в соседних странах – Персии, Турции, Бухаре, Армении, Грузии.

У славянских народов практиковалось «хвощевание» - нахлёстывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма.

Только в XVIII веке массаж начал интенсивно возрождаться в Англии, Франции, Германии.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, внедряя его в лечебную практику.

И.В. Заблудовский создал стройную, научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В. И. Дубовский и другие.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Общие положения для проведения массажа.

Руки логопеда д.б. чистыми, теплыми, без ссадин и очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Массаж проводится в чистом, теплом, хорошо проветриваемом помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой. Логопед располагается за его спиной.

Для того, чтобы настроить ребёнка на сеанс артикуляционного массажа и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку.

При гипертонусе мышц – проводится расслабляющий массаж (скользящие движения, без смещения кожных покровов, на детской присыпке).

При гипотонусе мышц – активизирующий массаж (выполняется со смещением кожных покровов, на масле). Дополнительно можно использовать миогимнастику и самомассаж.

При мышечной дистонии – комбинированный массаж.

Показания к проведению массажа : ЗПР, ОНР любого уровня, если есть нарушение мышечного тонуса, ЗРР, дизартрии, заикание, афазия и т.д

Противопоказания : Соматические заболевания в остром периоде, инфекционные заболевания ребёнка, коньюктивиты, инфекционные заболевания кожных покровов, герпес на губах, стоматиты, гингивиты, увеличение подчелюстных лимфоузлов, нейродермит, эписиндром.

Приемы массажа .

Предлагаемая схема проведения массажа, показала свою эффективнось в работе с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми в основном применяют 4 классических приема массажа:

Поглаживание – легкое поглаживание снижает мышечный тонус, понижает возбудимость нервной системы. Глубокое поглаживание, наоборот, оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Растирание - усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, повышает мышечный тонус.

Разминание – за счет усиления кровоснабжения массируемого участка улучшается питание в тканях, повышается эластичность мышц и их тонус, усиливаются сократительные функции мышц, а также способность к регенеративным процессам. Также повышается общая возбудимость организма.

Вибрация – по действию различна. Слабая вибрация повышает тонус мышц. А сильная вибрация - снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

Рассмотрим следующие виды массажа и методику их проведения.

Существует два основных вида дифференцированного логопедического массажа: активизирующий и расслабляющий.

1.Активизирующий массаж:

Плечевой пояс, шея


  1. Направление движений из подмышечных впадин (плечей) по боковой поверхности шеи до углов нижней челюсти.

  2. Аналогичные симметричные движения снизу вверх двумя руками. А около угла нижней челюсти завершить движение только 1-ой рукой ассиметрично, под подбородок.
Лоб.

  1. Поглаживание от центра лба к вискам (прямое, спиралевидное, сжатие, надавливание)
Нижняя часть лица . (Движения симметричные, выполняются двумя руками одновременно. Логопед стоит за спиной у ребенка).

  1. Кисти, сплетенные в «замок» накладываются на скуловую область, верхнюю губу и подбородок ребенка. Пальцы вложены друг в друга на две фаланги. Массаж нижней части лица от центра к ушам.

  2. Спиралевидное растирание кончиками пальцев по всей поверхности щеки. Большой палец фиксируется на скуле.

  3. Спиралевидное растирание дна ротовой полости (подчелюстная область). Большой палец фиксируется на подбородке.

  4. Спиралевидные растирания кончиками по направлению от ушных раковин к подбородку.

  5. От скулы движения вниз до углов рта большим пальцем на ребре. Остальные четыре пальца фиксируются под подбородком ребенка.

  6. Хаотичные щипки по щекам и подбородку.

  7. Жесткая вибрация кистью руки (направление движений от носа к ушам)
Активизирующий массаж языка (приложение 1) .

Проводить в медицинских перчатках и через салфетку. Салфетка фиксирует кончик языка.

От корня к кончику указательным и большим пальцем обеих рук. Движение по языку вертикальное с перетиранием.


  1. Вкуручивающиеся движения по языку. Выполняются 4-мя пальцами (рис 1).

  2. Направление массажных движений горизонтальное. «Перетёрли» и переступили, как шахматы (рис 2) .

  3. Сдавливание языка с боков 2-я пальцами (рис 3).

  4. Прищипывание боковых краев языка через салфетку. И движения, аналогичные наматыванию нитки на катушку по боковым краям языка (рис 4).
6.Наложить шпатель на середину языка, слегка нажать и передать вибрацию (рис 5).

Приложение 1

Активизирующий массаж языка

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5

Еще для активизации мышц артикуляционного аппарата эффективно используется миогимнастика.

Для губ : логопед фиксирует большим и указательным пальцами улыбку, а ребенка просит сделать губами трубочку.

Логопед удерживает губы ребенка в форме трубочки, а ребенка просит улыбнуться, преодолевая сопротивление.

Для языка : логопед фиксирует язык у подбородка, а ребенка просит поднять его к верхней губе и наоборот.

Логопед фиксирует язык в правом углу рта, а ребенка просит перевести его в левый угол рта, преодолевая сопротивление и наоборот.

Логопед удерживает язык вне ротовой полости ребенка (по центру), а ребенка просит убрать язык в рот, преодолевая сопротивление.

Логопед предлагает ребенку побороться, надавливая кончиком языка на палец логопед. Ребенок пытается высунуть язык изо рта, а пальчик логопеда его не выпускает.

Расслабляющий массаж.

Плечевой пояс и шея.

Лоб и лицо


  1. От центра лба к вискам легкое поглаживание.

  2. Легкие движения средними пальцами под бровью и вокруг глаза (с вибрацией и без нее).
Расслабляющий массаж нижней части лица

1.Поглаживание нижней части лица от центра к ушам (постепенно поднимаясь от подбородка к скуле).

2. Упражнение «Замок». Начало и окончание движений на лбу, обходя почти все лицевые мышцы.

3.Работают фаланги пальцев, совершая спиралевидные движения по щекам.

5. Легкая вибрация ладонями от носа к ушам.

6. Ассиметричные движения «ножницы» от виска ко рту.

7. Легкий круг (тапирование) кончиками пальцев вокруг губ в любую сторону.

Расслабляющий массаж языка (приложение 2)


  1. Потряхивание языка с движениями вперед-назад, вправо-влево (рис.1).

  2. Легкое покачивание языка из стороны в сторону, не преодолевая сопротивление мышц (рис. 1).

  3. Поглаживание языка от кончика к корню зигзагообразно, спиралевидно, прямо (рис. 2).

  4. Положить шпатель, пластиковую ложку или палец на середину языка – передать вибрацию, надавить и постараться выдвинуть язык вперед (рис. 3)

Приложение 2

Расслабляющий массаж языка

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3

Самомассаж мышц языка .

1. «Поглаживание языка губами» Просунуть язык сквозь узкую щель между губами – постепенно убрать язык в полость рта.

2. «Пошлёпывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепать его губами, слышится звук «пя-пя-пя»

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык сквозь узкую щель между зубами - постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая в полость рта.

5. «Пожуём грушу» Использовать для упражнения спринцовку № 1. Сложить грушу, выпустив из нее воздух. Предложить пожевать ребенку. Груша аккуратно вводится в рот так, чтобы только ее кончик оставался снаружи. Проводить манипуляцию 2-3 минуты при мышечной дистонии.

Снятие рвотного рефлекса .

Повышенный рвотный рефлекс обычно встречается при гипертонусе мышц артикуляционного аппарата.

С помощью шпателя, ручки чайной ложки или шарикового зонда рисовать полоски от кончика языка (веерообразно) вглубь рта, точечно перескакивая за границу рвотного рефлекса. Постепенно граница рвотного рефлекса отодвигается.

По итогам коррекционной работы с применением дифференцированного логопедического массажа можно сделать выводы: у детей с минимальными дизартрическими расстройствами улучшилось кровоснабжение и питание тканей артикуляционной области, повысилась эластичность мышечных волокон, восстановилась чувствительность мышц, нормализовался мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, уменьшилось проявление парезов и параличей мышц речевого аппарата. Снизились патологические двигательные проявления, ушла гиперсаливация. Увеличился объём и амплитуда артикуляционных движений и их выносливость. Активизировалась сократительная способность мышц речевого аппарата. Была сформирована произвольная координация движений органов артикуляции.

Предлагаемые приемы массажа доступны специалистам и родителям детей с речевой патологией, дают отличные результаты в максимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Главное в методике массажа – последовательность, огромное терпение и систематичность.

Список использованной литературы.

1. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.,2005.

2. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. М.,2002

3. Блыскина И.В Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2004.

4. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М.,1974.

5. Гревцева Е.В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляционных расстройств. СПб., 2001.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет.
М., 2003..

7. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2010

8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии): Учеб. Пособие. СПб., 2001.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека