Особенности логопедической работы в инклюзивном образовательном процессе. Логопедическое сопровождение при инклюзивном образовании План работы логопеда дефектолога инклюзивное обучение
Черноусова Анастасия Александровна
Должность:
учитель–логопед
Учебное заведение:
МБДОУ "Детство" "ЦРР" НСП "Кораблик"
Населённый пункт:
г. Калуга
Наименование материала:
статья
Тема:
"Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в условиях логопункта"
Дата публикации:
28.09.2018
Раздел:
дошкольное образование
УДК 373.24
Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в
условиях логопункта.
Черноусова
Анастасия
Александровна, учитель-логопед
«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»
Аннотация.
затронуты
юридические
инклюзивного образования, подробно раскрыты цели и задачи, стоящие перед
учителем-логопедом логопедического пункта ДОО при работе с детьми с ТНР.
Выделяются и описываются характерные особенности организации работы с
ребенком
условиях
логопункта.
внимание
уделяется
нормативной
составлению
программы
особенностям
документации.
Актуальность
последние
возросло количество детей с ОВЗ и ФГОС обязывает переходить дошкольные
образовательные
организации
инклюзивному
образованию
создавать
специальные условия для обучения и воспитания.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с
тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование.
Дошкольное
образование
претерпевает
значительные
изменения
момента вступления в силу Федерального государственного образовательного
от идеи интеграции (когда существуют специальные группы в ДО для детей с
тяжелыми
нарушениями
называемые
(логопедические группы) к инклюзии – совместному обучению и воспитанию
детей с различным уровнем развития. Конечно, эта идея возникла достаточно
давно, но именно в настоящее время идет активное внедрение инклюзивного
образования
образования
частности
дошкольного образования. Сейчас появилась обширная группа детей с ОВЗ и
непосредственно сюда относятся дети с ТНР.
После вступления в силу Закона об образовании система дошкольного
образования стала 1-й ступенью образования в нашей стране. Детский сад стал
образовательной
организацией.
Соответственно,
функционируют
общеобразовательные
программы,
а д ап т и в н ы е
образовательные программы, по которым дети получают образование. В эту
работу включены все специалисты и педагоги дошкольного учреждения и от их
совместной деятельности будет зависеть успешность обучения детей с ОВЗ и
интеграция их в общественную жизнь. Поэтому на сегодняшний день так важна
инклюзивного
образования.
логопунктах
занимаются
протяжении
нескольких
занимались в логопедических группах. Благодаря существующему на данный
законодательству,
преимущества
получают
используются
обучению,
применяются
вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Все это
нацелено на то, чтобы дети с различными особенностями и трудностями могли
находиться в группе полное время или частично, обучаясь по индивидуальному
образовательному маршруту и индивидуальной образовательной программе.
Существует нормативно-правовое обеспечение данного вопроса:
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах
инвалидов».
Конвенции
говорится
реализации
образование
государства-участники
обеспечить
инклюзивное
образование
обучение
течении всей жизни человека.
Конституция
Российской
Федерации
закрепила
равенство
прав и свобод граждан
Согласно Закону об образовании, инклюзивное образование –
это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
разнообразия
образовательных
потребностей
индивидуальных возможностей [ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»].
Таким образом, опираясь на эту законодательную базу, любой родитель,
которого
посещает
общеобразовательную
дошкольную
организацию,
обратиться
специализированной
рассчитывать на эту помощь.
С 2011 года в России действует программа «Доступная среда»,
интеграция
инвалидов
обществом,
создание
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем говорится о
выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОУ, в том числе и
детей с ОВЗ.
Современный
инклюзивный
образованию
опирается на определенные принципы:
индивидуального
(индивидуализация
один из основных принципов дошкольного образования)
социального
взаимодействия
партнерские
отношения между ребенком и специалистом. Важно помнить, что цель
учителя-логопеда
коррекция
звукопроизношения,
развитие
фонематических процессов, но и способствование социализации ребенка
зачастую
обладает
различными
психологическими
особенностями, затрудняющими ему интеграцию в общество
Принцип вариативности предполагает наличие вариативной
развивающей
необходимых
развивающих
дидактических
пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и
воспитания
способность
использования
педагогом
разнообразных
методов и средств работы.
партнерского
взаимодействия
наиболее
актуальный принцип для учителя-логопеда, т.к. усилия, прилагаемые для
коррекции имеющихся у ребенка дефектов будут наиболее эффективны,
поддерживаться
родителями
закрепляться
домашней обстановке. Помимо этого, очень важно взаимодействие со
всеми специалистами и педагогами ДОУ
логопункта
имеющими
нарушения
произношения
отдельных
учителя-логопеда
сводилась к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, то сейчас
правовая
предоставляет
возможность
получать
специализированную помощь в стенах общеобразовательной организации, в
функционирует
логопункт.
возникают
некоторые
трудности
реализации
специализированной
важно всегда помнить, что система обучения всегда должна подстраиваться под
Зачастую,
дополнительные особенности или нарушения в своем развитии. Нужно быть
готовым к тому, что в общеобразовательную дошкольную организацию может
поступить
сочетанными
нарушениями,
интеллектуальной
недостаточностью,
проявлениями
различными
неврологическими
синдромами.
обязанность
учителя-логопеда
специализированную
повышенными
потребностями,
нуждающиеся
образовательных
условиях:
Обучении различным формам коммуникации (вербальным и
невербальным)
Развитии всех компонентов речи
специальном
обучении
языкового
синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. В
связи с трудностями усвоения лексико-грамматических категорий, дети
нуждаются в развитии понимания предложно-падежных конструкций, в
целенаправленном
формировании
языковой
программы
высказывания,
лексического
наполнения
грамматического
конструирования, связной диалогической и монологической речи.
Развитии
пространственной
ориентировки,
внимания,
восприятия, памяти, мыслительных процессов
В связи с этим возросли и требования к учителю-логопеду, работающему
на логопункте ДОУ.
На сегодняшний день цель деятельности учителя-логопеда – создание
способствующих
выявлению
преодолению
нарушений
речевого
развития,
совершенствованию
коммуникации
обучающихся
успешного усвоения образовательной программы.
Реализация этой цели вытекает в решение следующих задач:
Проведение
логопедического
обследования
определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.
Разработка
индивидуального
образовательного
маршрута
индивидуальной образовательной программы для детей, нуждающихся в
логопедической помощи.
Организация
коррекционных
оказанию
логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает в себя разработку и
р е а л и за ц и ю
ко р р е к ц и о н н о -р а зв и ва ющ и х,
и н д и в и д у а л ь н о -
ориентированных
программ
возрастных
индивидуальных
особенностей
развития
обучающихся,
структуры
оказание
консультативной
педагогическому
коллективу.
Определение методов и приемов по преодолению нарушений речевого
развития.
Проведение
индивидуальных
групповых
коррекции нарушений речи
разработке
адаптированных
образовательных
программ.
Проведение
систематического
наблюдения
динамикой
речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной
программы
позволяет
скорректировать
имеющуюся
индивидуальную
программу коррекционного воздействия и акцентировать внимание на
наиболее стойких проблемах речевого развития.
Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
Совершенствование
научно-методического
потенциала.
Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при
инклюзивной практике осуществлять коррекцию нарушений у детей с
Консультирование
педагогических
работников
вопросам
организации
специальных
образовательных
ребенка с ОВЗ
направление
деятельности
учителя-логопеда
включается
единый процесс психолого-педагогического сопровождения и ориентировано не
преодоление
расстройств
социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Чтобы полноценно работать на логопедическом пункте с детьми с ТНР,
задачей учителя-логопеда является разработка Программы для детей с ТНР,
использование специальных образовательных методов, методических пособий и
дидактических
материалов,
проведение
групповых
индивидуальных
коррекционных
Соответственно
коррекционная
инклюзивное образование должны быть направлены на оказание детям с ОВЗ
квалифицированной помощи для усвоения этой Программы, их разностороннее
развитие
возрастных
индивидуальных
особенностей
образовательных потребностей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное обучение
дошкольников
стартовыми
возможностями
наиболее
продуктивным, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия
для воспитания и обучения.
Под специальными условиями понимаются:
Использование специальных образовательных программ и
Методов обучения и воспитания
Независимо от того, сколько детей с ОВЗ поступило на логопункт с
различными
заключениями,
выданными
соответствии
написана
отдельная
программа,
направленная
обеспечение
коррекции
недостатков
физическом,
психическом развитии и на оказание помощи детям независимо от того, какой
дефект имеет место быть. Соответственно, содержание коррекционной работы,
которая будет проводиться с каким-либо ребенком в рамках инклюзивного
образования,
программы.
официально зафиксировано и грамотно спланировано.
Дети с ТНР имеют
получать
коррекционно-развивающую
логопедическом
заставляет
специалистов
эффективного
оказания
данной помощи.
Основные направления работы педагогического коллектива ДОУ в рамках
инклюзивного образования следующие:
Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого
Комплексная оценка ресурсов и дефицитных областей ребенка
составления
индивидуального
образовательного
маршрута
индивидуальной образовательной программы. В ИОМ прописывается,
какие специалисты должны работать с данным ребенком и направления
их работы. А в ИОП отдельно прописывается работа по каждой из пяти
областей по ФГОС. Для ребенка с ТНР проводится логопедизация всего
образовательного
процесса,
логопедические
включают
воспитатели
занятиях,
музыкальный
руководитель
инструктор по физкультуре, а также психолог.
Разработка
реализация
конкретных
овладения
индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ
Разработка
специалистом
календарных
тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование
образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных
потребностей детей
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях
инклюзивной
мониторинг
инклюзивного
образовательного
процесса, создание специальных условий
разрабатывается
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
которая включает в себя программу коррекционной работы
Адаптированная
образовательная
программа
программа, адаптированная для обучения конкретного ребенка с ОВЗ с
учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных
возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка.
Адаптированная образовательная программа составляется на
Статус ребенка с ОВЗ с ТНР закрепляется ТПМПК на год. Т.е.
ребенок должен ежегодно посещать ТПМПК с целью продления этого
статуса, либо с целью его снятия
Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить
основную и
самую главную задачу всего педагогического коллектива ДОУ – помочь детям с
ОВЗ освоить общеобразовательную программу начальной ступени обучения и
стараться
способствовать
дальнейшем
обучались в общеобразовательной школе.
Список литературы:
Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации
по организации инклюзивного образовательного процесса в детском
саду [Текст] /Под редакцией Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная
книга», 2010, - 240 с.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании [пособие для
педагогов дошкольных учреждений] /Под редакцией Т.В Волосовец,
Е.Н Кутеповой. – Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. – 144 с.
Федеральный
образовании
Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.01.2014) // Российская газета, №303, 31.12.2012.
Федеральный
Государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
утвержден
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
Министерство
образования
Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).
Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
Работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:
В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
В подборе дидактических и методических материалов.
В ведении документации.
Консультативно-просветительское направление
работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;
· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.
Заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);
Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках.
Видеоувеличитель (дляслабовидящих) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.
Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.
Беспроводной ресивер.
Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.
- Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха . Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.
Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники).У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.
- Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
- Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.
Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.
Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).
Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.
Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.
Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:
Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Логопедическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ
в условиях
инклюзивного образования
Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»
Вахрушева Татьяна Николаевна
Учитель-
Педагог-психолог
логопед
ПМПк
Социальный
педагог
Учитель
Медицинский работник
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
Задачи :
4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.
5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.
Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
Задачи :
7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
Задачи:
10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Направления деятельности учителя-логопеда:
2. Коррекционно-развивающее
1. Диагностическое
4.Консультативно-просветительское
3. Организационно-методическое
5.Профилактическое
Диагностическое направление работы:
1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)
2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ
Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Организационно-методическое направление:
Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ
Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
Подбор дидактических и методических материалов
Ведение документации
Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования
Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:
- Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
- Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
- Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
- Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
- Беспроводной ресивер;
- Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
- Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
- Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
- Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
- Компьютерная программа для коррекции ОНР;
- Аппарат «Монолог» для коррекции заикания
Информационно-методическое обеспечение:
http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)
Спасибо за
внимание!
Статья из сборника материалов III Международной научно-практической конференции
Татьяна Валерьевна Шумилова
Учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения центр детский сад №8 «Светлячок» Подольский район
Специфика работы учителя-логопеда
в условиях организации инклюзивной практики в ДОУ.
В статье раскрыт ряд особенностей работы учителя-логопеда массового дошкольного учреждения в условиях организации инклюзивной практики.
Статья может быть полезна учителям - , старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций реализующих инклюзивную практику.
Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.
С введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных учреждениях совместно с типично развивающимися сверстниками.
Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ не подходит общая детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.
Контингент воспитанников детского сада, реализующего инклюзивную практику, очень неоднороден по своему составу — это и обычно развивающиеся дети, и дети с нарушениями ОДА, генетическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями.
В детских садах реализующих основную образовательную программу из специалистов профиля имеются только учителя - логопеды. Поэтому чаще всего они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Следует учитывать, что практика работы логопедов в типовых ДОУ до введения в действие закона «Об образовании» 2012 года основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.
В связи с введением идеологии инклюзивного образования в настоящее время логопед любого дошкольного образовательного учреждения должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов.
Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности.
«Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов , работы с родителями детей с речевой патологией».
Особенности этапа дифференциальной диагностики.
Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.
Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.
В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки, и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной и.
Особенности на этапе организации коррекционной работы.
Согласно ФЗ «Об образовании» статья 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяются адаптированной образовательной программой.» .
При организации инклюзивной практики в ДОУ на каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа, которая включает в себя и коррекционный блок.
Логопед ДОУ реализующий инклюзивную практику разрабатывает коррекционый компонент, индивидуальной адаптированной образовательной программы, в рамках которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической работы с конкретным ребенком.
Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ.
Отбор методов и форм организации работы так же зависит от особенностей психо-физического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.
Так для детей с тяжелой степенью системного недоразвития речи, обусловленного нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.
Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.
С неговорящими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря.
Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь.
Для всех детей с ОВЗ важны ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям, используется методика «Расскажи стихи руками», в которой на первых порах текс произносит логопед, а ребенок только выполняет движения по ходу текста, произносит, по возможность, отдельные звукоподражания и реплики.
Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо планировать проведение занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1–3 нормально развивающимися детьми.
На занятие отбираются задания доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми минигруппы.
На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскосную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.
Такая форма совместной организации занятия позволяет расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Известно, что дети легче копируют детей, чем взрослых, поэтому включение обычно развивающихся сверстников в занятия с детьми с ОВЗ дает высокие результаты.
Кроме того, используя такую форму занятий, особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. В этом и заключается основная идея инклюзивного образования.
Особенности взаимодействия с родителями.
Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.
Учителю-логопеду необходимо так строить свое общение с родителями «особого» ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребенка, указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.
Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Осуществить это можно через:
Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители должны владеть информацией о возрастных особенностях, особенностях нарушений в развитии их ребенка;
Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедческой работы как компонента индивидуальной адаптированной программы;
Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т. е. повышение педагогической компетентности родителей;
Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы: создание семейных альбомов, альбомов индивидуального словаря ребенка, подбор фотоматериалов для организация коррекционных занятий дома.
Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная специальная литература практической направленности. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям. Ведь далеко не вся , а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, которую родители добывают самостоятельно, соответствуют возможностям ребенка и носят действительно развивающий характер.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность коррекционного процесса.
В заключении хочется отметить, что для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач учитель-логопед должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
К сожалению, многие дошкольные учреждений, удаленны от ресурсных центров, способных оказать информационную и методическую поддержку в сфере специального образования. Поэтому логопеду необходимо самостоятельно путем самообразования, используя возможность интернет общения с коллегами, интреактивные формы обучения – повышать свою компетентность в практике работы с детьми различных категорий ограничения здоровья.
Тогда он сможет помочь ребенку, имеющему тяжелую речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов в образовательное пространство» Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
2. «Диагностика раннего детского аутизма». , - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»
Симферопольского района Республики Крым
Доклад к педагогическим чтениям
«Специфика работы
Диагностическое
Определение уровня речевого и психологического ;
- анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающее
Личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;
Аналитическое
Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболеепострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – тическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:
Формирование стороны речи. Совершенствование лексико - грамматических представлений. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.
6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.
7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, .
Педагогические технологии:
Образовательная технология | Способы реализации |
Диалогового обучения | Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера. |
Информационно - компьютерного обучения | Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. |
Опережающего обучения | Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. |
Игрового обучения | Основывается на том, что основными детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, кубиков, мозаики для автоматизации и звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов. |
Здоровьесберегающие технологии | Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т. д. |