Особенности логопедической работы в инклюзивном образовательном процессе. Логопедическое сопровождение при инклюзивном образовании План работы логопеда дефектолога инклюзивное обучение

Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" НСП "Кораблик"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в условиях логопункта"
Дата публикации: 28.09.2018
Раздел: дошкольное образование

УДК 373.24

Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в

условиях логопункта.

Черноусова

Анастасия

Александровна, учитель-логопед

«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»

Аннотация.

затронуты

юридические

инклюзивного образования, подробно раскрыты цели и задачи, стоящие перед

учителем-логопедом логопедического пункта ДОО при работе с детьми с ТНР.

Выделяются и описываются характерные особенности организации работы с

ребенком

условиях

логопункта.

внимание

уделяется

нормативной

составлению

программы

особенностям

документации.

Актуальность

последние

возросло количество детей с ОВЗ и ФГОС обязывает переходить дошкольные

образовательные

организации

инклюзивному

образованию

создавать

специальные условия для обучения и воспитания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с

тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование.

Дошкольное

образование

претерпевает

значительные

изменения

момента вступления в силу Федерального государственного образовательного

от идеи интеграции (когда существуют специальные группы в ДО для детей с

тяжелыми

нарушениями

называемые

(логопедические группы) к инклюзии – совместному обучению и воспитанию

детей с различным уровнем развития. Конечно, эта идея возникла достаточно

давно, но именно в настоящее время идет активное внедрение инклюзивного

образования

образования

частности

дошкольного образования. Сейчас появилась обширная группа детей с ОВЗ и

непосредственно сюда относятся дети с ТНР.

После вступления в силу Закона об образовании система дошкольного

образования стала 1-й ступенью образования в нашей стране. Детский сад стал

образовательной

организацией.

Соответственно,

функционируют

общеобразовательные

программы,

а д ап т и в н ы е

образовательные программы, по которым дети получают образование. В эту

работу включены все специалисты и педагоги дошкольного учреждения и от их

совместной деятельности будет зависеть успешность обучения детей с ОВЗ и

интеграция их в общественную жизнь. Поэтому на сегодняшний день так важна

инклюзивного

образования.

логопунктах

занимаются

протяжении

нескольких

занимались в логопедических группах. Благодаря существующему на данный

законодательству,

преимущества

получают

используются

обучению,

применяются

вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Все это

нацелено на то, чтобы дети с различными особенностями и трудностями могли

находиться в группе полное время или частично, обучаясь по индивидуальному

образовательному маршруту и индивидуальной образовательной программе.

Существует нормативно-правовое обеспечение данного вопроса:

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах

инвалидов».

Конвенции

говорится

реализации

образование

государства-участники

обеспечить

инклюзивное

образование

обучение

течении всей жизни человека.

Конституция

Российской

Федерации

закрепила

равенство

прав и свобод граждан

Согласно Закону об образовании, инклюзивное образование –

это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

разнообразия

образовательных

потребностей

индивидуальных возможностей [ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»].

Таким образом, опираясь на эту законодательную базу, любой родитель,

которого

посещает

общеобразовательную

дошкольную

организацию,

обратиться

специализированной

рассчитывать на эту помощь.

С 2011 года в России действует программа «Доступная среда»,

интеграция

инвалидов

обществом,

создание

комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем говорится о

выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОУ, в том числе и

детей с ОВЗ.

Современный

инклюзивный

образованию

опирается на определенные принципы:

индивидуального

(индивидуализация

один из основных принципов дошкольного образования)

социального

взаимодействия

партнерские

отношения между ребенком и специалистом. Важно помнить, что цель

учителя-логопеда

коррекция

звукопроизношения,

развитие

фонематических процессов, но и способствование социализации ребенка

зачастую

обладает

различными

психологическими

особенностями, затрудняющими ему интеграцию в общество

Принцип вариативности предполагает наличие вариативной

развивающей

необходимых

развивающих

дидактических

пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и

воспитания

способность

использования

педагогом

разнообразных

методов и средств работы.

партнерского

взаимодействия

наиболее

актуальный принцип для учителя-логопеда, т.к. усилия, прилагаемые для

коррекции имеющихся у ребенка дефектов будут наиболее эффективны,

поддерживаться

родителями

закрепляться

домашней обстановке. Помимо этого, очень важно взаимодействие со

всеми специалистами и педагогами ДОУ

логопункта

имеющими

нарушения

произношения

отдельных

учителя-логопеда

сводилась к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, то сейчас

правовая

предоставляет

возможность

получать

специализированную помощь в стенах общеобразовательной организации, в

функционирует

логопункт.

возникают

некоторые

трудности

реализации

специализированной

важно всегда помнить, что система обучения всегда должна подстраиваться под

Зачастую,

дополнительные особенности или нарушения в своем развитии. Нужно быть

готовым к тому, что в общеобразовательную дошкольную организацию может

поступить

сочетанными

нарушениями,

интеллектуальной

недостаточностью,

проявлениями

различными

неврологическими

синдромами.

обязанность

учителя-логопеда

специализированную

повышенными

потребностями,

нуждающиеся

образовательных

условиях:

Обучении различным формам коммуникации (вербальным и

невербальным)

Развитии всех компонентов речи

специальном

обучении

языкового

синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. В

связи с трудностями усвоения лексико-грамматических категорий, дети

нуждаются в развитии понимания предложно-падежных конструкций, в

целенаправленном

формировании

языковой

программы

высказывания,

лексического

наполнения

грамматического

конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Развитии

пространственной

ориентировки,

внимания,

восприятия, памяти, мыслительных процессов

В связи с этим возросли и требования к учителю-логопеду, работающему

на логопункте ДОУ.

На сегодняшний день цель деятельности учителя-логопеда – создание

способствующих

выявлению

преодолению

нарушений

речевого

развития,

совершенствованию

коммуникации

обучающихся

успешного усвоения образовательной программы.

Реализация этой цели вытекает в решение следующих задач:

Проведение

логопедического

обследования

определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.

Разработка

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы для детей, нуждающихся в

логопедической помощи.

Организация

коррекционных

оказанию

логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает в себя разработку и

р е а л и за ц и ю

ко р р е к ц и о н н о -р а зв и ва ющ и х,

и н д и в и д у а л ь н о -

ориентированных

программ

возрастных

индивидуальных

особенностей

развития

обучающихся,

структуры

оказание

консультативной

педагогическому

коллективу.

Определение методов и приемов по преодолению нарушений речевого

развития.

Проведение

индивидуальных

групповых

коррекции нарушений речи

разработке

адаптированных

образовательных

программ.

Проведение

систематического

наблюдения

динамикой

речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной

программы

позволяет

скорректировать

имеющуюся

индивидуальную

программу коррекционного воздействия и акцентировать внимание на

наиболее стойких проблемах речевого развития.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Совершенствование

научно-методического

потенциала.

Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при

инклюзивной практике осуществлять коррекцию нарушений у детей с

Консультирование

педагогических

работников

вопросам

организации

специальных

образовательных

ребенка с ОВЗ

направление

деятельности

учителя-логопеда

включается

единый процесс психолого-педагогического сопровождения и ориентировано не

преодоление

расстройств

социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Чтобы полноценно работать на логопедическом пункте с детьми с ТНР,

задачей учителя-логопеда является разработка Программы для детей с ТНР,

использование специальных образовательных методов, методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

индивидуальных

коррекционных

Соответственно

коррекционная

инклюзивное образование должны быть направлены на оказание детям с ОВЗ

квалифицированной помощи для усвоения этой Программы, их разностороннее

развитие

возрастных

индивидуальных

особенностей

образовательных потребностей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное обучение

дошкольников

стартовыми

возможностями

наиболее

продуктивным, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия

для воспитания и обучения.

Под специальными условиями понимаются:

Использование специальных образовательных программ и

Методов обучения и воспитания

Независимо от того, сколько детей с ОВЗ поступило на логопункт с

различными

заключениями,

выданными

соответствии

написана

отдельная

программа,

направленная

обеспечение

коррекции

недостатков

физическом,

психическом развитии и на оказание помощи детям независимо от того, какой

дефект имеет место быть. Соответственно, содержание коррекционной работы,

которая будет проводиться с каким-либо ребенком в рамках инклюзивного

образования,

программы.

официально зафиксировано и грамотно спланировано.

Дети с ТНР имеют

получать

коррекционно-развивающую

логопедическом

заставляет

специалистов

эффективного

оказания

данной помощи.

Основные направления работы педагогического коллектива ДОУ в рамках

инклюзивного образования следующие:

Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого

Комплексная оценка ресурсов и дефицитных областей ребенка

составления

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы. В ИОМ прописывается,

какие специалисты должны работать с данным ребенком и направления

их работы. А в ИОП отдельно прописывается работа по каждой из пяти

областей по ФГОС. Для ребенка с ТНР проводится логопедизация всего

образовательного

процесса,

логопедические

включают

воспитатели

занятиях,

музыкальный

руководитель

инструктор по физкультуре, а также психолог.

Разработка

реализация

конкретных

овладения

индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ

Разработка

специалистом

календарных

тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование

образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных

потребностей детей

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях

инклюзивной

мониторинг

инклюзивного

образовательного

процесса, создание специальных условий

разрабатывается

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

которая включает в себя программу коррекционной работы

Адаптированная

образовательная

программа

программа, адаптированная для обучения конкретного ребенка с ОВЗ с

учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных

возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка.

Адаптированная образовательная программа составляется на

Статус ребенка с ОВЗ с ТНР закрепляется ТПМПК на год. Т.е.

ребенок должен ежегодно посещать ТПМПК с целью продления этого

статуса, либо с целью его снятия

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить

основную и

самую главную задачу всего педагогического коллектива ДОУ – помочь детям с

ОВЗ освоить общеобразовательную программу начальной ступени обучения и

стараться

способствовать

дальнейшем

обучались в общеобразовательной школе.

Список литературы:

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации

по организации инклюзивного образовательного процесса в детском

саду [Текст] /Под редакцией Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная

книга», 2010, - 240 с.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании [пособие для

педагогов дошкольных учреждений] /Под редакцией Т.В Волосовец,

Е.Н Кутеповой. – Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. – 144 с.

Федеральный

образовании

Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в

силу с 01.01.2014) // Российская газета, №303, 31.12.2012.

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

Министерство

образования

Российской Федерации. – Москва: 2013г.

  • Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
  • Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

    Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

    Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
    программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
    образовательными потребностями;

    Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
    коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
    коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

    В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

    В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

    В подборе дидактических и методических материалов.

    В ведении документации.

Консультативно-просветительское направление работы включает:
· Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;

· консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.

Заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.

    Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

    Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
    изменить настройки для чтения на иностранных языках.

    Видеоувеличитель (дляслабовидящих) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

    Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

    Беспроводной ресивер.

    Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

  1. Система звукового поля предназначена для совместного обучения учащихся с разными возможностями слуха . Динамики аудиоколонок мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяют его по помещению.

Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники).У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.

    Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

    Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

    Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

    Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

    Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

    Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

  1. Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.
  2. Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение

обучающихся с ОВЗ

в условиях

инклюзивного образования

Учитель-логопед МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна


Учитель-

Педагог-психолог

логопед

ПМПк

Социальный

педагог

Учитель

Медицинский работник


Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.


Задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.


Задачи :

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся.

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.

Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.


Задачи :

7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.


Задачи:

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.


Направления деятельности учителя-логопеда:

2. Коррекционно-развивающее

1. Диагностическое

4.Консультативно-просветительское

3. Организационно-методическое

5.Профилактическое


Диагностическое направление работы:

1. Первичное логопедическое обследование - в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября)

2. Промежуточное логопедическое обследование - в процессе логопедической помощи ребенку с ОВЗ


Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ


Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ


Организационно-методическое направление:

Разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ

Помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Подбор дидактических и методических материалов

Ведение документации


Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования


Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ в составе:

  • Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок);
  • Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих);
  • Видеоувеличитель (для слабовидящих);;
  • Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой;
  • Беспроводной ресивер;
  • Гарнитура (для глухих и слабослышащих);
  • Система звукового поля (для глухих и слабослышащих);
  • Компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА);
  • Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА);
  • Компьютерная программа для коррекции ОНР;
  • Аппарат «Монолог» для коррекции заикания

Информационно-методическое обеспечение:

http://www.inclusive-edu.ru/ (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)


Спасибо за

внимание!

Статья из сборника материалов III Международной научно-практической конференции

Татьяна Валерьевна Шумилова

Учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения центр детский сад №8 «Светлячок» Подольский район

Специфика работы учителя-логопеда

в условиях организации инклюзивной практики в ДОУ.

В статье раскрыт ряд особенностей работы учителя-логопеда массового дошкольного учреждения в условиях организации инклюзивной практики.

Статья может быть полезна учителям - , старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций реализующих инклюзивную практику.

Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.

С введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных учреждениях совместно с типично развивающимися сверстниками.

Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ не подходит общая детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

Контингент воспитанников детского сада, реализующего инклюзивную практику, очень неоднороден по своему составу — это и обычно развивающиеся дети, и дети с нарушениями ОДА, генетическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями.


В детских садах реализующих основную образовательную программу из специалистов профиля имеются только учителя - логопеды. Поэтому чаще всего они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Следует учитывать, что практика работы логопедов в типовых ДОУ до введения в действие закона «Об образовании» 2012 года основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.

В связи с введением идеологии инклюзивного образования в настоящее время логопед любого дошкольного образовательного учреждения должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов.

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности.

«Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов , работы с родителями детей с речевой патологией».

Особенности этапа дифференциальной диагностики.

Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки, и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной и.

Особенности на этапе организации коррекционной работы.


Согласно ФЗ «Об образовании» статья 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяются адаптированной образовательной программой.» .

При организации инклюзивной практики в ДОУ на каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа, которая включает в себя и коррекционный блок.

Логопед ДОУ реализующий инклюзивную практику разрабатывает коррекционый компонент, индивидуальной адаптированной образовательной программы, в рамках которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической работы с конкретным ребенком.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ.

Отбор методов и форм организации работы так же зависит от особенностей психо-физического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

Так для детей с тяжелой степенью системного недоразвития речи, обусловленного нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.

С неговорящими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря.

Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь.

Для всех детей с ОВЗ важны ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям, используется методика «Расскажи стихи руками», в которой на первых порах текс произносит логопед, а ребенок только выполняет движения по ходу текста, произносит, по возможность, отдельные звукоподражания и реплики.

Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо планировать проведение занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1–3 нормально развивающимися детьми.

На занятие отбираются задания доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми минигруппы.

На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскосную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.

Такая форма совместной организации занятия позволяет расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Известно, что дети легче копируют детей, чем взрослых, поэтому включение обычно развивающихся сверстников в занятия с детьми с ОВЗ дает высокие результаты.

Кроме того, используя такую форму занятий, особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. В этом и заключается основная идея инклюзивного образования.

Особенности взаимодействия с родителями.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Учителю-логопеду необходимо так строить свое общение с родителями «особого» ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребенка, указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Осуществить это можно через:

Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители должны владеть информацией о возрастных особенностях, особенностях нарушений в развитии их ребенка;

Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедческой работы как компонента индивидуальной адаптированной программы;

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т. е. повышение педагогической компетентности родителей;

Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы: создание семейных альбомов, альбомов индивидуального словаря ребенка, подбор фотоматериалов для организация коррекционных занятий дома.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная специальная литература практической направленности. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям. Ведь далеко не вся , а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, которую родители добывают самостоятельно, соответствуют возможностям ребенка и носят действительно развивающий характер.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность коррекционного процесса.

В заключении хочется отметить, что для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач учитель-логопед должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

К сожалению, многие дошкольные учреждений, удаленны от ресурсных центров, способных оказать информационную и методическую поддержку в сфере специального образования. Поэтому логопеду необходимо самостоятельно путем самообразования, используя возможность интернет общения с коллегами, интреактивные формы обучения – повышать свою компетентность в практике работы с детьми различных категорий ограничения здоровья.

Тогда он сможет помочь ребенку, имеющему тяжелую речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов в образовательное пространство» Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

2. «Диагностика раннего детского аутизма». , - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»

Симферопольского района Республики Крым

Доклад к педагогическим чтениям

«Специфика работы

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического ;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающее

Личностно – ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболеепострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – тическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

Формирование стороны речи. Совершенствование лексико - грамматических представлений. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.


6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

    тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, .

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, кубиков, мозаики для автоматизации и звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т. д.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека