О том, что некоторые православные семьи решили оставить город и переехать в деревню. Святые православной церкви о жизни в общине Что положить на чаши весов

Если верить статистике, сегодня наша страна переживает «волну эмиграции», сравнимую по масштабам с эмиграцией после 1917 года. По социологическим данным, за последние десять лет из России уехали около 1,25 млн. граждан (то есть все население одного среднего по величине областного центра, к примеру). Если это правда и если так будет продолжаться, то в Российской Федерации с населением в 142 млн. человек, где смертность превышает рождаемость, настанет самоубийственный демографический голод, ведь эмигрируют, как правило, люди молодые, образованные, активные, ищущие, способные влиться в элиты более благополучных в экономическом и политическом плане стран…

Конечно, многие пока еще размышляют о том, покинуть ли родную страну, чтобы обрести некие блага за пределами пограничных столбов. Но больше - тех, кто уже отбыл и не собирается возвращаться. По-человечески новых граждан иных государств можно понять, но все равно повисает в воздухе вопрос: правильно ли это - в моменты кризиса бросать Россию, в которой родился, вырос, учился, работал, жил? Не грех ли это - удаляться из Отечества?

Александра Никифорова, филолог, журналист, Москва:

Если совесть твоя чиста и дело честно, то греха нет. И апостолы выходили на проповедь в другие страны, и тринадцать преподобных сирийских отцов подвизались в Грузии, и Матерь Божия, спасая Младенца-Христа, бежала из Иерусалима в Египет.

По разным причинам наши соотечественники покидали и покидают Россию. Кто-то на время, кто-то навсегда. Тысячи русских людей забросил на чужбину смерч революции 1917 года. Потом были диссиденты, политические и экономические эмигранты. В наше время одни находят за рубежом возможность профессиональной реализации, другие обретают свою вторую половину, третьи зарабатывают на хлеб насущный. Многие сеют добро на благо своей же родной земли, являясь своего рода апостолами родной культуры за границей. Сколь многие именно там обрели глубокую веру и осознание того, какая великая у них Родина!

Но есть одна опасность – плач души на реках вавилонских, который с годами у каждого становится все сильнее. Человека формируют небо, под которым он вырос, природа, которой он любовался в детстве, культура, в которой он был воспитан, люди, которые окружали его с младенчества. Это очень глубоко и необъяснимо! Я знаю тех, кто, родившись во Франции, с гордостью называл себя русским. И тех, кто, прожив большую часть жизни за пределами России, завещал похоронить себя дома. Вот это - тоска души по Родине, нерасторжимая связь с предками и их землей. Она сильнее тяготения плоти к западному комфорту или даже к творческой реализации. Для абсолютного большинства невозможно ассимилироваться в чужой культуре (можно ее более или менее успешно копировать). И полнота бытия, которая подразумевает полноту жизни духа, души и тела, для русского человека, думаю, возможна только в России и в работе на благо России.

Лишь монашеское служение не ограничено рамками земной Родины. В монастырях на Афоне, в Эссексе, в Ормилье молятся за весь мир иноки разных национальностей, но они служат отечеству Небесному и пребывают уже в нем.

Владимир Кириллин, заведующий кафедрой русской литературы Московской Духовной Академии и семинарии, Москва:

Прежде всего вспоминается народная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Но вообще-то вы ставите вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Или же проще ответить другими вопросами.

Так, в общебогословском смысле грех - это «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». А далее существует огромное множество конкретных форм реализации греха. Правда, все они могут осознаваться как грех конкретными нарушителями норм только в том случае, если в этих нарушителях есть ясное понимание, что что-то определенное нарушено: совершил зло, несправедливость, украл, убил, предал, не помог, смалодушничал, ел мясо постом, изменил жене с другой женщиной и т. д., то есть делал то, что отлично известно как совершенно недопустимое или нежелательное с точки зрения христианской морали. Но если нет никакого понимания, например человек слабоумен, можно ли вменять ему какой-либо грех?

Это опять-таки общая постановка проблемы.

Однако возникают вполне определенные вопросы и по поводу вашего вопроса.

В самом деле, хорошо ли терпеть невзгоды, лишения, неудобства, недостаток и не желать себе, своим близким лучшего удела?

Является ли твое решение покинуть родину утратой надежды на Бога или, напротив, уезжая, ты укрепляешься надеждой на помощь Божию?

Повредит ли твоей вере разлука с Отечеством или, напротив, ты обретешь ее на чужбине в новом качестве?

Где хуже быть грешником или лучше искать в себе Христа - дома или в дальних краях?

Вера в Бога и преданность своему народу и своей земле - это одно и то же?

Подобные вопросы можно множить, и каждый должен ответить на них лично, в своей собственной душе.

От самого сотворения человека люди перемещались по миру. Молиться можно в любых обстоятельствах и где бы ты ни оказался. И следовать Христу можно повсюду.

Грех ли покинуть Россию навсегда? Если ты христианин, и уехал в страну иноверных, и забыл там о своем христианстве, и стал жить по иным законам и нормам, то...

Если ты атеист и бросил свою страну, но там, среди чужих людей, почувствовал в своей душе зов Бога и пошел Ему навстречу, то...

Если, если, если...

Елена Матусевич, писатель, художник, США:

Нет, греха в этом нет. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех - как болезнь души. Почему же в переезде, даже и насовсем, из одной страны в другую есть грех? Грех против кого? Традиционно принятые в Православии грехи делятся на несколько категорий: грехи против Бога, грехи против других людей, грехи против самого себя. В этом весьма пространном перечне греха, о котором идет речь в вопросе, нет. Перечень грехов соответствует нарушениям заповедей христианства. Заповеди «люби страну свою и место, где ты родился» не существует. И поэтому сама постановка вопроса мне кажется некорректной и, в данный исторический момент по меньшей мере, неуместной, ибо подразумевает возведение в ранг сакрального политического образования - государства России. Иными словами, сотворение себе из одного из государств мира кумира, то есть идола, выражающееся, в частности, в эвфемизме «Святая Русь». Россия, как и любое другое государство, сама по себе святыней не является. Конечно, на протяжении истории политические режимы и правительства были крайне заинтересованы в возведении государства в святыню. Арнольд Тойнби, знаменитый христианский историк, писал, что в XX веке идолопоклонничество возродилось в новом обличье поклонения коллективной власти и силе, будь то тоталитарное государство, армия, революционные массы, народ, пролетариат, страна или нация. Все это подмены идолами Бога живого. Если для Господа нет ни эллина, ни иудея, значит, не может быть для него и русского. К тому же, мир, по христианской концепции, лежит во зле. А Россия при этом «святая земля»? Как это вяжется?! Конечно, такое эксклюзивное, сакрально окрашенное отношение к самим себе хорошо известно антропологам и вполне органично для племенного мышления. Ведь первичное самоназвание почти всех племен обозначает «люди». Мол, мы люди, а эти, за углом, черти с рогами. Но облекать уязвленное непрекращающейся более ста лет эмиграцией племенное чувство в сакральные одежды неприлично. Пора из этого, наконец, вырасти. В эмиграции из России есть грех только тогда, когда это решение влечет за собой один из конкретных грехов против Бога, других или себя самого. Если, например, отъезд оставляет на голодную смерть престарелых родителей или животное, если человек идет для своих интересов на ложь или обман и т.д. Но и в этих случаях ничего специфически российского в этих грехах нет. И не должно быть. Грехи эти остаются грехами, где бы они ни совершались, и география здесь ни при чем. И потому я отвечу на заданный вопрос отрицательно. Перечень грехов человеческих и так длинен и тяжек, и прибавлять к нему самозванца не нужно и опасно.

Пелагея Тюренкова, главный редактор Интернет-издания «Татьянин день», Москва:

Свое самое сильное произведение - «Реквием» - Ахматова предваряет эпиграфом: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл. Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Можем ли мы осуждать тех, кто в страшные для России годы решился оставить Родину и скучать о березках, сидя в Париже? Нет. Можем ли мы гордиться теми, кто, имея все возможности спокойной жизни в эмиграции, остался дома - если домом можно назвать тюрьмы, лагеря или просто разоренные семейные гнезда? Да. И последний вопрос: этично ли называть эмиграцией предательский, хорошо обдуманный отъезд наших современников, которые бежали не от обезумевших большевиков, а к джинсам и соцпакету? Нет ответа. Беглецам и слабакам звание «эмигранта» импонирует, но в последнее время наметилась четкая тенденция, когда вещи стали называться своими именами, и отчаливших далеко не на «философском пароходе» называют попросту «съехавшими».

Эпитет не из самых приятных, но он был заслужен нашими бывшими соотечественниками за десятилетие активного «сиденья в Интернете».

Нам не могло не надоесть то, что на женских форумах уехавшие женщины пользуются набором штампов «пьяные мужики» + «толстые бабы» + «сопливые дети» = «бесперспективняк». Что в интеллигентном сегменте Фейсбука и ЖЖ отчалившие мужчины учат оставшихся жить, работать и любить с оглядкой на правильные стандарты Запада. Это в том случае, если уехать нет никакой возможности. В то, что человек не хочет уехать, такие люди верят с трудом.

Последняя капля пролилась во время «белых ленточек», летающих по Болотной площади. Вдруг выяснилось, что все эти люди точно знают, что мы должны ненавидеть свою власть за нашу ужасную жизнь и учить своих детей английскому ради жизни лучшей. Третьего не дано.

Портрет человека, который предал свою Родину, странен. Часто он православный и даже воцерковленный. Воскресная Литургия - это не только (и не столько?) молитва, но и общение, которого так не хватает среди тех - трезвых, подтянутых и далее по списку.

Он часто говорит «эта страна». Еще чаще - с предлогом «не»: в этой стране нельзя-невозможно-недостаточно и т.д. и т.п.

Он очень скучает по березкам, но, прилетая к родственникам, обязательно отчитывается в Твиттере, что «уже в аэропорту стало понятно, что все березки давно вырублены, все куплено - все продано, слава Богу за мой правильный выбор!»

Но, что самое главное, никак нельзя судить о человеке по его фактическому пребыванию… Кто-то судьбой занесен далеко за пределы бывшего Союза, где растит по нескольку детей, имеющих свидетельства о рождении на иностранных языках, но при этом остается «своим».

А кто-то всю жизнь сидит, где родился, матеря и костеря судьбу за невозможность к бегству. Не желая вкладывать сил в то место, которое хочет вычеркнуть из своей жизни.

Вряд ли в общепринятом «списке грехов» можно найти пункт «съехал», но ведь никто не будет спорить с тем, что оставить родителей и могилы предков ради благоустроенной квартиры и золотой кредитки - это то же самое, что… Хотя о чем это я? Не родители ли внушали дочкам, как хорошо «выйти замуж за иностранца»? Так что только жизнь покажет, какая из народных мудростей перевесит на чаше весов: «Что посеешь - то и пожнешь» или «Где родился - там и сгодился».

Подготовили Марина Бирюкова и Наталья Волкова

Комментарий

Что положить на чаши весов?

Где жить и как, зависит от личного выбора человека. И думаю, что никто не вправе винить его в этом выборе, каким бы он ни был: остался ли он в «краю родном» или же ищет чего-либо в «краю далеком». Поэтому вряд ли уместно говорить об отъезде на постоянное жительство за рубеж как о грехе в принципе. Другое дело - мотивы, по которым человек совершает этот выбор: они могут быть как совершенно неукорными, так и не свободными от греха. Скажем, если уезжает человек, потому что свою родину ненавидит, а народ презирает, то грех - это не сам отъезд как таковой, а расположения его сердечные. Или наоборот, едет потому, что давным-давно уже живет за границей большая часть его семьи и жаждет он с ней воссоединиться - кто его в этом упрекнет?

Мне кажется, существеннее все-таки другое: не греховность или безгрешность, а момент выбора - ехать или не ехать. Что лежит на одной чаше весов и что положить на другую. На одной более или менее понятно, что может оказаться: отсутствующая по объективным причинам возможность самореализации в выбранной профессии в своем отечестве и надежды на таковую в другой стране, стремление к стабильности, материальному благополучию, какие-то политические мотивы, в конце концов. Для бизнесменов - желание пожить, спокойно и без боязни тратя на себя заработанное на родине. А что может на другой оказаться?

Ну, отчасти понятно что: неуверенность - вдруг там не сложится, вдруг все не так хорошо, как кажется на расстоянии. И привыкли, в общем-то, к своей, далеко не идеальной, но вполне понятной жизни. И люди там чужие, и язык другой, и не нужен ты там никому. Наверное… Такие соображения если и не многих, то по крайней мере некоторых из колеблющихся останавливают. Но есть ведь и другие мотивы, помимо вышеисчисленных, которые при всех прочих «за» и «против» могут повлиять на выбор решительным образом. Или - должны быть. И главный из этих мотивов - любовь к своей родине.

Об этом говорить сегодня по меньшей мере немодно, считается, что если кто и говорит о любви к родной стране, так это по долгу или по должности, по обязанности главным образом. Возможно, что и немодно. Но для верующего человека - естественно. Причем в большей степени даже думать, нежели говорить.

Один очень дорогой мне человек, ныне уже, к сожалению, покойный, большую часть своей жизни посвятивший служению стране, в которой родился и которую беззаветно любил, сказал как-то в нашей беседе:

Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!

Я был шокирован тогда резкостью его оценки, мне она показалась чрезмерной и попросту - непонятной. Однако прошло с тех пор лет двадцать, и сегодня я с ним совершенно согласен, хотя никогда не дерзну произнести подобные слова вслух - просто не считаю, что у меня есть право о ком-то выносить подобное суждение. Я понял, что это было не обвинение, а констатация: если в человеке начисто отсутствует такое «базовое» чувство, как любовь к родине, то что-то в нем глубоко не так, что-то повреждено, причем очень основательно, и неизвестно - есть ли для него в принципе что-то святое. Ведь любовь к родине - это как любовь к матери.

Человек не выбирает ни родину, ни родителей, «за него» этот выбор делает Господь. И если не видеть в этом Его Промысл и Его премудрость и любовь, то как тогда говорить о вере? Нет, есть и Промысл, и премудрость. У человека могут быть плохие родители, никуда не годные, но пятой заповеди это не упразднит, и сыновняя (или дочерняя) любовь и уважение к ним все равно останутся его долгом. Кроме каких-то уж совсем из ряда вон выходящих обстоятельств… Долгом не потому, что они этого заслуживают, а потому, что иначе он сам деградирует, разрушив в себе, опять же, крайне важное «базовое» качество - способность любить тех, через кого Господь привел тебя в этот мир.

Что-то сродни этому должно быть и в отношении человека к его отчизне. Только тут все сложней и по-своему глубже. Ведь отчизна… Этого и многими словами не выразишь… Это и твой народ, и твоя земля, и твоя история, и в очень значительной степени - ты сам. Ты плоть от плоти и кровь от крови своей родины, как этого не чувствовать, не ощущать? И, появившись на свет, ты нуждаешься в ней. А она, как и родители, нуждается в тебе. Нет, родина - это не власть, которая может нравиться, а может вызывать отторжение, не кто-то, кто симпатичен или неприятен тебе, не место работы - замечательное или не очень. Это нечто неизмеримо большее, чего и не объяснишь, что только чувствовать можно. И нужно.

И вот, когда собирается человек уезжать, когда решает для себя этот вопрос: ехать или не ехать, то вот что надо положить на чашу весов - ту, другую: «А как моя родина без меня?». И вправду - как? Ведь нам все время кажется, что это она в ответе за нас, это от нее мы постоянно чего-то ждем и, не дождавшись, обижаемся и отчаиваемся. Но ведь и мы в ответе за нее, и она от нас ждет многого. Не власть, снова скажу, не коммунальные службы, не система образования, не начальник наш на работе, а именно родина - и земля твоя, и история твоя, и народ твой, и просто люди, которых ты знаешь и даже не знаешь. Ты можешь казаться себе песчинкой, но песчинок много, и каждая из них имеет свою трудно выразимую ценность, и каждая что-то полагает в основу своего выбора. И хорошо, если эта основа - ответственность и любовь.

Я не говорю о каких-то чрезвычайных периодах в жизни страны, о каких-то страшных, «апокалиптических» процессах. Как вообще обсуждать «отъезд» из страны после революции тех, кто бежал от верной смерти - виселицы, расстрела, пыток в застенках ЧК? Но ведь не такие времена сейчас на дворе, не от смерти бегут, если бегут. Да и честно скажу: мне понятно, что руководило теми, кто несмотря ни на что возвращался, даже если всё и все кричали: «Не надо, куда ты!». Даже если времени могли провести на родине, сойдя с парохода, как предсказывал генерал Чарнота Роману Валерьяновичу Хлудову, ровно столько, сколько нужно будет, чтобы довели их до ближайшей стенки. Любовь к родине ими руководила и невозможность жить вдали от нее, доходящая до готовности умереть на ней. Это не тот пример, к последованию которому можно призывать. Но как его не уважать и перед ним не преклоняться?

Я еще раз повторю: я уверен, что каждый человек сам делает свой выбор и никто не вправе его за этот выбор судить, это вообще не предмет и не повод для какого-либо суда - хотя бы уже потому, что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и сказать, что в нем. Но все-таки так важно знать: что же положить на чашу весов…

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православная вера» № 20 (472), 2012 г

Архимандрит Гавриил(Ургебадзе).

«Придет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами.

Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста. Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву „Отче наш“, перекрестить, окропить святой водой - и так освятится всякая пища.

А сейчас начинаются важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя... Представьте мать пятерых детей: как она должна откормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес: по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость как поступить.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина»

Схимонахиня Нила.

«Грядёт голод. Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, всё меньше земли станут обрабатывать».
«Всем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная. Голод такой настанет, что люди будет лезть в дома, чтобы найти съестное. Будут бить стекла окон, разбивать двери, убивать людей за еду. Оружие будет у многих в руках, и жизнь человеческая ничего не будет стоить. Наступят времена, когда, как и во дни после октябрьского переворота, станут загонять христиан в тюрьмы, резервации и топить их в море».
«Когда начнутся гонения на верующих, спешите уйти с первым потоком отъезжающих в ссылки, цепляйтесь за колеса составов, но не оставайтесь. Те, кто первыми уедут, спасутся».
«Вы всё увидите своими глазами, ваше поколение встретит приход антихриста".

Схиархимандрит Христофор.

«В последнее время по одному жить не будете... Из монастырей бежать будут!
Диавол овладеет монастырями... и хорошо, если у кого останется домик, свой уголок куда бежать! А тем, кому бежать-то некуда, те под забором будут умирать».
«Покупайте, говорил, - домик с земелькой. Родственники не разъезжайтесь, а соединяйтесь, покупайте вместе. Покупайте домики в деревне, хоть земляночку. Божие благословение на это есть. Покупайте и сразу копайте колодец, чтоб у вас была своя водичка, и сразу посадите вербу (на северной стороне), потому что под вербой всегда вода».
"В последнее время покупайте домики, собирайтесь общинками, чтобы вы не по одному человеку жили в домике, а по 7-10 человек и молитесь. Закатывать герметически в баночках сушеные просфорки и крещенскую водичку. И когда произойдет смешение вер, тогда дома будем молиться, вкушать просфору и крещенскую водичку. И тогда Господь сам будет нас причащать. Благословлял общинки, чтобы в них причащал священник с антиминсом. Молитесь, читайте Евангелие, Псалтырь, и молитесь Господу о том, чтобы не отойти от веры православной".
"И когда произойдет смешение вер, тогда дома будем молиться, вкушать просфору и крещенскую водичку. И тогда Господь сам будет нас причащать. Благословлял общинки, чтобы в них причащал священник с антиминсом".

Схимонахиня Макария.

«Произойдет большое восстание. С этажей (из городов) народ станет разбегаться, в комнатах не будут сидеть. В комнатах сидеть нельзя, ничего не станет, даже хлеба. А если молиться Спасителю, Матери Божией и Илье Пророку, они не дадут умереть с голода, сохранят тех, кто веровал Богу и искренне молился.
Начнется неурожай, когда монахов станут ссылать.
Кто Божий, тот антихриста не увидит. Многим будет открыто, куда поехать, куда пойти. Господь своих знает как спрятать, никто не найдет».

Матука Алипия Киевская

"Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп.
Государства по деньгам различаться будут. Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмется их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею. Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную».

Старица Евдокия из села Чудиново.

"А еще доживёте до того, что всех вас верующих вышлют на Север, будете молиться да рыбой кормиться, а кого не вышлют, запасайтесь керосином и лампами, ибо света не будет.
Собирайтесь три-четыре семьи в один дом и живите вместе, поодиночке выжить невозможно. Достанешь кусочек хлеба, залезешь в подпол и скушаешь. А не залезешь, отберут, а то ещё и убьют за этот кусок".

Старец Антоний

«Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединённые места».
"Душеспасительно для мирян, конечно, прилепиться к православной общине с ревностным пастырем, но это почти невозможно. Хотя, по крайней мере, надо приложить все силы, чтобы найти не поклонившегося служащего пастыря, дабы иметь возможность Причастия… Если же Господь сподобит жить в такой общине, то приступать к Святым Дарам желательно каждый день, как то делали первые христиане в эпоху римских гонений. Это будет укреплять и предуготавливать к возможному приятию мученического венца".

Преподобный Ефрем Сирин.

"Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностию побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им сие даровано от Святого Бога; благодать Его отведет их в определенные для сего места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых; потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся; потому что отринули всякое попечение о сей жизни".

Современное пророчество Царя

"Царь показал, что уходить надо в отдаленные пустыни, монастыри, труднодоступные места, где собираться в общины и вместе спасаться. Это путь всех православных - как апостол Петр, без колебаний идти за Спасителем, не боясь опасностей. Каждый должен идти по воде со своим крестом и помогать друг другу».

Прости Господи и вразуми ради спасения.
С БОГОМ и друг с другом.

У меня есть одна очень хорошая знакомая, которая последнее время увлеклась идеей переезда в деревню. Это не моя тема. Я переезжать никуда не собираюсь. Но все же, я думаю, что многим есть что сказать на эту тему. Девушка очень ждет отзывов на ее размышления...

Сегодня я хочу поднять популярную нынче, особенно в разгар кризиса, тему. В эту тему входят слова: дауншифтинг, побег из города в деревню, экопоселения, родовые поместья, автономное хозяйство.. Поднять такие темы, как вымирание русских деревень, русского народа и традиций

Когда живёшь в Москве, представление о жизни несколько искажается. Дело в том, что в Москву съезжаются самые лучшие умы, и самые богатые люди. Только из моего выпуска, из моей сельской школы в Москву поступило 10 человек, и очень много в другие города. То же самое в других. Всем ли это пошло на пользу? Кто-то разбился на машине, кто-то стал блудником, кто-то стал употреблять спиртное и наркотики... Даже мой вуз, вроде как известный и уважаемый. Насколько там распространены наркотики, беспорядочные связи, зависимость от "стрелялок", пьянки! Нередки случаи когда пары сношались на глазах у соседей. Когда это происходит в той же комнате, но хотя бы ночью - ещё ничего. Совсем целомудренно - если соседа просят пойти погулять на часик. Каждый год - самоубийства и убийства. Распространён гомосексуализм, аборты и гражданские браки (сожительство).
Было бы сильно хуже, если бы они не поехали образовываться, а занимались бы простым трудом на глазах у родителей? С точки зрения православия - думаю, что нет. Потому что начали всё это делать они именно там, а не у себя дома. У себя дома они были примерными "ботаниками".
Но до сих пор, ещё с советских времён, сильно мнение, что из села надо бежать, уносить ноги к лучшей жизни, в крупные города. А там - осесть намертво, вцепиться всей силой в материальные блага..

Чем больше людей уезжает из своих городов, тем хуже живёт провинция, тем меньше там умных людей, способных что-то изменить и у которых болит душа за то, что происходит.

Так бы и вымерли русские деревни+ Кто захочет вернутся туда? Только неудачники? Но последние годы набирает силу поток людей из города в деревню. Это явление в церковных Сми не освещалось, вопрос не поднимался. Как Церковь отреагирует на него? Назовёт сектантами или же вспомнит о библейских фразах про неслужение миру и богатству и добыванию хлеба в поте лица?

Вот один из самых известных "ушельцев" из города:
http://www.survival-ru.org/node/88
не имеющий отношения к Анастасии. Его доктрина тоже очень популярна.

То что нас, православных христиан, объединяет - это вера в Бога и догматы православной Церкви, посещение храма и стремление к нравственному евангельскому образу жизни, участие в таинствах. Но в жизни мы можем быть разными: кто-то рабочий, кто-то учёный, кто-то художник. Это относительно стандартных профессий. Но бывают необычные люди (например, байкеры), образ жизни которых православию не противоречит, но часто вызывает много нареканий у "обычных" людей.
Я хотела поговорить также о субкультуре анастасийцев. Может быть скажете, что это секта, но я разбиралась в вопросе и скажу, что всё не так просто. В последние годы образовалась прослойка людей, которые не хотят жить в городе, их влечёт к природе, к простому образу жизни, свободе от современного образа жизни. Согласитесь, что само по себе это стремление православию не противоречит, а даже наоборот. Это и труд, и отказ от потребительства, и нестяжательство. Эти люди смутно подозревали о своём желании, но, как обычно бывает, не могли его сформулировать. И тут им попадается книги Мегре. Они там прочли эту идею и почувствовали её правильность. А заодним скушали и всё остальное. То есть как наживка. Но наживка -то съедобна. К тому же совместно с единомышленниками проще осуществить свою идею. Так появились поселения. Тем более что большинство населения России и так верит во всякую муть типа энергетики и склонно к язычеству. В этом плане ничего удивительного нет, что была воспринята
и идеология Мегре.
Но это не совсем секта. Есть такие положительные моменты, которые делают возможными миссию среди них:
- воздержание. Большинство их - вегитарианцы, многие - едят только растительную пищу, преимущественно сырую. и чувствуют себя хорошо.
- брак. Они живут с одной женщиной, секс для развлечения тоже считается не очень хорошим (т.е. для зачатия детей)
- труд. Они своими руками строят дом, выращивают еду.
- вера в Бога. Очень многие из них в Бога верят, но как и большинство россиян храм посещает редко.
- не редки случаи, когда они поселяются в заброшенной деревне и восстанавливают разрушенный храм (не для своих служений, нет).
- у них нет централизованного контроля, нет наставников - только книги.
- они не обязаны служить какому-то божеству, нет магических ритуалов. В уставе многих поселений пишется пункт о свободе веры. Это не религиозные поселения.
Минусы.
-в этом движении есть так называемые "подсекты". Это Родноверы и инглинги. Они довольно агрессивны к христианству, открыто практикуют язычество и обычно селятся отдельными закрытыми поселениями, выдвигая жёсткие требования к кандидатам на поселение.

Поселений и освоенных старых деревень огромное количество. по большому счёту, их образ жизни и быт похож на жизнь русских до крещения. Нет ничего,что препятствовало бы обращению.
То, что рассматривается как признак секты, не является существенным для православия. Мы например тоже принимаем многое из того, что они. Они не делают ничего противозаконного, а каждый дом в собственности у человека, а не у руководителя.

Теперь камни преткновения для московских миссионеров.
- отказ от обычной медицины. Это не совсем так, большинство их допускает обращение в ближайшую больницу в случае надобности. Небольшие болезни лечатся травами, вполне себе метод. К тому же в поселениях часто присутствуют и врачи. А отказ от прививок законом разрешается.
- отказ от школы. Нет, они утверждают важность образования, но хотят делать свою школу. Всё согласовывается по правилам, у детей будет среднее образование, иначе быть не может т.к. это необходимо по закону.
- уход от городов. Вот тут уж совсем ничего плохого нет, т.к. на это имеет право любой человек, и если не мы восстановим деревню, то кто? Китайцы?

Итак, почему же людей так привлекает идея поселений? Потому что это возможность жить с единомышленниками. Многие хотят жить в деревне, но не хотят жить среди алкоголиков. А тут - такая захватывающая идея - вместе восстанавливать деревню, устраивать совместные праздники, иметь много друзей. И религиозные мысли, заложенные в книге, тут не ключевые. Люди идут туда не потому, что их прозомбировали, или потому что так приказала Анастасия, которой они подчиняются, или руководители секты - нет, они просто хотят жить на природе в кругу близких по духу людей.

Я хотела донести мысль, что не надо ставить на этих людях крест, обвинять в сектантстве. Вот как пошла рок-миссия, но ведь и среди них были сатанисты.
Препятствие к миссии тут только одно. Человек, уехавший из города, выбирающий домашнее обучение ребёнку (это всё тоже разрешено законом), отказавшийся от прививок для городского жителя (хоть православного, хоть нет) уже сектант. Хотя он может быть вообще хоть атеистом, хоть мусульманином. Я хочу предложить более терпимое отношение ко всему, что не связано с верой и что не противоречит заповедям. Только тогда мы сможем донести что-то и до них. Сейчас же они не найдут себя в Церкви потому что их сразу обличат за их образ жизни, все пути им закрыты. Но мы же должны стать эллинами для эллинов.
Поток людей из городов в деревни растёт, и Церковь многое потеряет, если оставит его без внимания, или, что ещё хуже, начнёт обличать и зазывать обратно в города. Миссия Церкви должна быть и в деревне. Вы видели в каком состоянии люди в провинции? А до них не доходят никакие молодёжные слёты и евангельские кружки. Или же мы просто решим, что "пусть погибает" и сосредоточим миссию только в крупных городах?

Дело в том, что они очень популярны сейчас. А Церковь что? Их просто определили как секту и успокоились. А если кто и станет выступать с обличениями, какие это будут обличения? Скорее всего, к идеям образа жизни, культуры, а вовсе не религии, потому что религию как таковую там сложно вычленить. Проповедь должна быть настолько грамотной, чтобы саму идею жизни в поместье похвалить, а поругать.. а вот тут человек должен хорошо быть знаком с темой. А то они скажут - хорошо, но что нам предложит православие? у нас тут активная работа, поселения на 200 семей по гектару у каждой, мы тут лес восстанавливаем, а вам вообще деревня не нужна, вы сами из неё сбежали.
Они не неадекватные люди. Сами жаловались, как к ним заезжали репортёры и очень просили "выйти из леса, держась за руки и улыбаясь", "поводить хоровод вокруг костра" - им это всё не нравилось. Репортёры "искали капище, бубны, круги на земле", а книги по пермакультуре пошли как книги Мегре. СМИ тоже искажают много.
Также посмотрите на главную страницу http://www.anastasia.ru/ - и увидите там, если прокрутите чуть ниже, Патриарха. Конечно, это сделано в своих целях, но по крайней мере нет ненависти и обличений, как бывает в сектах.

http://forum.anastasia.ru/ вот например форум. В нём нет ни одной темы про религию (поклонение Анастасии, или богам или ещё кому). Книги действительно содержат много оккультного, но практического учения не сложилось - каждый живёт, как хочет. Нет единой религиозной системы или практики, большая часть "учения" в жизни состоит из сугубо хозяйственных вещей. Но дело не в этом. Можно согласиться, что учение оккультно и часть людей повелись на это. Хотя там скорее язычество. Но моя основная мысль в том, что люди так прониклись этим движением в первую очередь не ради оккультизма, а ради идеи родового поместья. Это основное, что их вдохновляет, всё остальное - побочное. http://forum.anastasia.ru/forum_10.html посмотрите сколько их в России. Если зайдёте на главную страницу почты мэйл ру, "На пути к Родовому поместью" - одна из самых популярных рассылок. Тем более в кризис, это движение может принять глобальный оборот, и все православные будут сидеть в городах, а во всех деревнях жи
ть анастасийцы (и ещё цыгане и китайцы). И православным останется только их обличать. А тех, кто решил уехать из города, обратно и калачом не заманишь, по себе говорю. Такая проповедь будет неэффективной и ненужной, т.к. будет вести не ко Христу, а к миру.
http://www.anastasia.ru/download/rodvaya_zemlya_spec.pdf - вот например газета. Мне она очень понравилось. Единственное, что в ней есть бредового - это выступление самого Мегре. Остальные статьи - нормальных людей. Метод земледелия, который они применяют - Зеппа Хольцера - мы (наша семья) тоже применяем. Очень эффективный и нетрудозатратный (не копать, не поливать, не полоть, а мульчировать и рыхлить), основанный на опыте, а не на каких-либо догмах. В общем, там кроме Мегре ещё десяток книг популярны, совершенно нерелигиозных и малоизвестных, и можно сказать что у нас (нашей семьи) с ними на всё взгляды совпадают, кроме собственно самих книг Мегре и религии. Т.е. совпадает культура как раз. В газете поднимаются очень актуальные темы: про плодородие почвы и миниэкосистему - так про это есть много книг и научных исследований, что действительно современное сельское хозяйство неэффективно. Они обоснованно выбирают другой способ земледелия - и православные это тоже клеймят как се
ктантство.

По сравнению с современным городским образ жизни язычников куда более нравственный: любовь к природе, труд, крепкая семья, любовь к детям, любовь к Родине, отказ от вредных привычек, умеренность в еде. Они не воруют, не делают аборты, не бросают свою страну. Это даже уже не те язычники, которые устраивали оргии и приносили жертвы. Язычество? ну а чем лучше обычные люди - вера в магию, астрологию, в "Высший разум", НЛО и экстрасенсов. С этой точки зрения они - самые неравнодушные, не приросшие намертво к телевизору, желающие изменить свою жизнь, сделать её чище, нравственнее.
Вот цитата с форума анастасийцев человека, который ушёл из православия, но сохранил веру в Бога:
"Как относиться к тому, что вымирает мой народ? Да-да, вот эти самые алкаши во дворе, вот эта тупорылая молодешь с наушниками в ушах и кольцами в пупах, вот эти молодые идиоты, в 30 лет все еще ходящие по клубам и изменяющие жене. Это мой народ. Избитый и обескровленный насилием власти, которое началось еще при Петре, с переменами продолжалось при царях, достигло апогея в советское время и продолжается сейчас - вяло, без огонька, потому что насилуемый уже почти не подает признаков жизни, но так же безжалостно. Лишенный веры, традиций, культуры, общины, рода. И в довершение всего выброшенный из советской духовной тюрьмы, в которой хотя бы кормили, в либерально-рыночную, где твоя смерть - только твоя проблема.
И прихлопнутый сверху по башке глянцевым журналом с заголовками "Семенович показала ВСЁ".

Православие ничего не говорит об этом. Любить народ - да, люби. Переживай. Молись. НА РАССТОЯНИИ. Мой духовный отец однажды в ответ на мои мучения об этом сказал роковые слова: "Какая Россия? Россия - здесь, за церковной оградой. Там, за оградой - не Россия. Выбрось из головы". В итоге я подумал и выбросил его самого.
Православные могут возмутиться и начать доказывать, что это случайная ошибка, недоразумение, но он был абсолютно прав, даром что ректор уважаемого православного учебного заведения. Он знал, что говорит. Это суровая правда. Для Православия живы лишь православные. То, что их при таком отношении когда-нибудь все равно затопчут - не беда, ибо, получается, в том и Промысел Божий. Что бы ни случилось - таков Промысел. Гарантированно правильный ответ на все случаи жизни."

Язычникам есть в чём нас упрекнуть: в забывании традиций, оставлении деревень, импорте продуктов питания (это при таких полях), отвыканию от труда, отсутствии патриотизма... Наш народ, обычный, провинциальный, наша русская земля, традиции, нужны сейчас, получается, только язычникам и оккультистам.. Чем мы лучше их, если хотим себе лёгкой, простой и удобной жизни в городе, на всём готовом?
Меня ужасает в среде православных мнение "зачем нам Родина, нам не нужна Россия, лучше уехать зарубеж". Если не мы, то кто?..

Как же вести миссию с ними?
Сложный вопрос, как конкретно с ними. Наверное так же, как и с другими субкультурами. Нам и самим есть чему у них поучиться. У них тоже своя музыка - бардовская. А работу вообще в этом направлении (движение из города в деревню) вижу такую:
1) Статьи на эту тему (переезд из города в деревню, способ спастить безработным от кризиса, нестяжательство),
2) усиление проповеди на тему, что не так важны культурные различия, как важна жизнь по совести и с Богом.
3) В идеале мне нравится идея создания православного поселения как альтернативы анастасийскому движению. Они так популярны только потому, что эта ниша не занята, а не потому, что все последователи так сильно прониклись оккультизмом. Про что я и говорю. В православные же поселения поехали бы также и те, кто малоцерковен, но не доверяет анастасийцам, и вот это и было бы хорошей миссией.
Восстановление заброшенных деревень - вот воистину христианская жизнь. Не на словах, а на деле. Давайте любить свой народ и свою Родину не на словах, а на деле!

Предлагаю обсудить возможность организации православного движения по восстановлению заброшенных деревень и приходов в них, православных эко-поселений. Содержать свой огород и кур - не так сложно, как думают городские жители. Наша семья переехала в село, пока только ремонтируем дом, но огород удался, не смотря на малые трудозатраты. Восстановление полузаброшенных деревень - это:
1) решение жилищного вопроса для молодых семей, небогатых людей
2) спасение от голода для безработных, особенно в период кризиса
3) малые денежные затраты (дом в полузаброшенной деревне можно получить вообще даром, либо за сумму меньше 100 тыс руб)
4) восстановление храмов и приходов
5) православные поселения - альтернатива движению анастасийцев, позволит людям жить так, како они хотят, на природе, но при этом не впитывая языческие идеи
6) противостояние вымиранию деревень, умиранию сельского хозяйства, спасение деревень от алкоголизма (надо вести одновременно антиалкогольную деятельность прямо на местах с местным населением, работа издалека малоэффективна)
7) возможность жить христианской жизнью: в труде, в отказе от богатства, в созерцании созданной Богом природы, есть свои продукты, а не завезённые из Африки или Испании
8) решение проблем многодетных семей: если в городе новый ребёнок - новые расходы, то в деревне проще, потому что: если не хватает места, к дому можно сделать пристройку, не хватает еды - посадить больше овощей, вырастить больше цыплят (не обязательно держать коров и свиней); подрастающий ребёнок - рабочие руки; в деревне можно носить более дешёвую одежду, чем в крупных городах, меньше соблазнов вроде новых игрушек и мобильников. Ребёнок растёт в труде (разумеется, посильном), не нужно думать, чем его занять. Чтобы нормально жить в городе многодетным, нужна очень большая квартира, и всё равно уследить сложно - детям скучно в квартире. На своём участке им гораздо веселее.

Все обычные доводы "против" на деле оказываются стереотипами. В конце концов, надо решить, что для нас важнее - блага города или христианская жизнь. Мы на своём опыте убедились, что можно и в деревне жить с комфортом, было бы желание. Всё преодолимо!
Предлагаю также совместно обсудить и доработать этот текст, он далёк от совершенства.. Мужчина мог бы написать лучше, более рационально, но пока как есть.

+

Д еяния св. Апостолов , гл. 2, 42-47:

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит -- сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

Н екоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

+

Архиепископ Аверкий Таушев :

В се уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение».

В Апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (Деян 20:7-11) , причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа)или «трапезой любви» (Иуд. 12; 1 Кор 11:20-34).

Таким образом, в этих домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, таинства Евхаристии и общих молитв.

«В се же верующие были вместе и имели всё общее» - взаимная любовь так связала всех уверовавших во Христа, что они «были вместе», то есть находились в постоянном взаимообщении, жили как бы одной дружной семьей. Это настроение первых христиан привело к обобществлению имущества верующих, конечно, не принудительному, как это мы видим в коммунизме, а совершенно добровольному, основанному единственно на братской любви к ближним и сострадательности к неимущим и нуждающимся. Здесь не было уничтожения прав собственности, но имеющие собственность сами добровольно разделяли ее с неимущими: «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»;

Христиане являлись образцом истинного благочестия и для всего остального народа - неверующих во Христа; поэтому они пользовались любовью народа - «имуще благодать у всех людий».

+

Св. Андрей Кесарийский (V-VI века)

(в толковании на XII гл. Апокалипсиса):

К огда диавол в лице антихриста вооружается на Церковь, то избранные и достойнейшие, презрев гражданские почести, суету и удовольствия, побегут, как говорит Мефодий, в пустыню, чуждую нечестия и плодотворную для любящих добро, и там избегут нападений демонских и злых людей. Правдоподобно, что и чувственная пустыня спасет убегающих от наветов отступника и антихриста в горах, пещерах и пропастях земных, как прежде спасала мучеников.

Да получим от Него крепкий помысл, неослабный и непреодолимый кознями вражиими, чтобы, противоборствуя законно начальствам и властям тьмы, украситься нам венцами правды и получить за победу почести и награды. Ибо Ему, обращающему в бегство сильных князей воздушных чрез немощных, подобает победа и Царство со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К огда Церковь побежит в безводные места, недоступные для обольстителя, то он пойдет по следам ее, как река, чтобы ее победить; иначе - выйдет за нею множество злых бесов, или искушений. Но земля, как сказано, помогла ей, задерживая замыслы и устремления демонские или дальностию расстояний, или засухою и бездождием, или кротостию и смирением святых...

Когда лучшие и избранные учители Церкви и презревшие земное удалятся от бедствий в пустыню, антихрист, обманувшись в своих расчетах на них, восстанет на брань с воинами Христа в мире, чтобы восторжествовать над ними, ожидая легко уловить их, как бы посыпанных прахом земным и увлеченных житейским. Но и из них многие окажутся победителями, ибо искренно возлюбили Христа.

+

Св. Ефрем Сирин в слове “на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово”:

И бо много найдется тогда людей благоугодивших Богу, которым в горах и местах пустынных можно будет спастися многими молитвами и сердечным плачем. Ибо Святый Бог, видя их несказанные слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный Отец, и соблюдет их там, где они укроются, между тем как всескверный змий не престанет отыскивать святых...

Мужественная нужна будет душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Ибо, если человек окажется хотя несколько беспечным, то легко подвергнется нападениям и будет пленен знамениями змия...

Ибо если кто не будет запечатлен печатию зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями. При том и Господь не отступает от таковых, но просвещает и привлекает их к Себе.

М ногие из святых, какие только найдутся тогда в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия, с великою поспешностью побегут в пустыни и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на главы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им даровано от Святого Бога сие: благодать Его отведет их в определенные для этого места, и спасутся они, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и страхований антихристовых, потому что имеющим видение без труда сделается известным пришествие антихриста . А кто имеет ум (обращенным) на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо всегда таково свойство привязанного к делам житейским - хотя и услышит, но вопить не будет и даже погнушается тем, кто об этом будет говорить. А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о сей жизни.

Восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения.

Все же, не принявшие печати антихристовой и все, скрывавшиеся в пещерах, возвеселятся с Женихом в вечном и небесном чертоге со всеми святыми в беспредельные веки веков.

+

Схиархимандрит Христофор, старец тульский (1905-1996):

«В последнее время по одному жить не будете... Из монастырей бежать будут! (...) Диавол овладеет монастырями... и хорошо, если у кого останется домик, свой уголок куда бежать! А тем, кому бежать-то некуда, те под забором будут умирать».

Батюшка очень отрицательно относился к квартирам. «Покупайте, говорил, - домик с земелькой. Родственники не разъезжайтесь, а соединяйтесь, покупайте вместе. (...) Покупайте домики в деревне, хоть земляночку. Божие благословение на это есть. Покупайте и сразу копайте колодец, чтоб у вас была своя водичка, и сразу посадите вербу (на северной стороне), потому что под вербой всегда вода (...)

Будете брать эту земельку из-под вербы, перекрестите, и вкушайте с молитвой. Будет вам и хлеб и вода. А еще будете питаться кореньями, травкой. Запасайтесь майскими листочками и цветом липы. Этой едой и будете питаться зимой.

Можно будет собирать воду по каплям. Эти капли - слёзки Матери Божией. (...) Будем питаться кореньями, травами, и надо собирать лист липы. Вот вам будет хлеб и вода. Господь чудом будет питать, чудом. Тогда Господь живым будет давать венцы, кто не предаст Бога, кто пойдёт за Ним. (...) Вот будет страшный голод, трупы будут валяться, а у вас будет своя земелька, она вас будет кормить. И не лениться, не лениться. Господь труды любит. Вернётесь "коса на косу" - как говорила блаженная Матронушка, (...), - соха на соху. Матронушку читайте, к ручному труду все вернётесь. (...)

В те времена спасаться можно будет только в своих домах. А в городе... какая страсть будет! Свет отключат, газ отключат, воду отключат... не будет ничего, и люди чуть не заживо гнить будут в квартирах».

Собирайтесь общинами, живите в домах по 3-4 семьи (по 7-10-15 чел). Хорошо, если у вас будет священник, которому сможете поисповедоваться и у которого сможете причаститься. Надо, чтобы у него был антиминс.

+

Схимонахиня Нила (+1999):

Д уховным оком матушка видела, что нынешнее и следующее за ним поколения ожидают, быть может, еще более тяжкие скорби и испытания. Чаще всего она рассказывала о своем лагерном опыте выживания в условиях голода, когда нет практически никаких запасов еды:

Как страшно голодать, не дай Бог вам такое пережить. В лагере хлеба почти не видели. Когда вышла на свободу, думала, что никогда не наемся хлеба. А ведь грядёт голод. В детские годы на Украине бывало посмотришь вокруг - до горизонта хлеба стоят, колосья налитые, один в один. Ветер подует, - как волны по морю идут до самого горизонта. Никаких сорняков в них не было. А ныне посмотришь - до самого горизонта один бурьян виднеется. Забросили землю, а она - кормилица. Нужно всем трудиться на земле. Людям придётся отвечать за то, что земля не возделана. Оттого и голод наступит, что земля брошена. Если есть участок, каждый клочок земли надобно обработать, засеять, и земля поможет выдержать голодное время. Сажайте картошку, овощи на всех участках, где дадут, заводите кур. Трудно станет - картошку с огурцами будете есть.

Запасы не спасут, потому что голод начнется не сразу. С каждым годом будет становиться все труднее, урожаи будут падать, всё меньше земли станут обрабатывать. Всем нужно постараться быть поближе к земле. В больших городах жизнь будет очень трудная. Голод такой настанет, что люди будет лезть в дома, чтобы найти съестное. Будут бить стекла окон, разбивать двери, убивать людей за еду. Оружие будет у многих в руках, и жизнь человеческая ничего не будет стоить.

В пришествие антихриста наступит голод такой, что злаков не будет. Надо будет заготавливать липовый лист, крапиву и другие травы, сушить, а потом заваривать - этого отвара будет достаточно для питания.

В один из дней матушка Нила обхватила голову двумя руками и воскликнула:

Что будет! Что будет с Россией и с нами всеми! Так повторила несколько раз, затем, как будто успокоившись, сказала:

Нет, рассказывать ничего не буду, не благословляет Господь.

Надо искать дом рядом с храмом, только так спасётесь. Дома трудно - бегите в храм!

+

Схиархимандрит Феодосий Почаевский (1906-2003):

М ирянам он не указывал одного места, где лучше, где безопасней спасаться в последнее время. Старец говорил разным людям по-разному. Например, приходили люди, он им говорил: «Уезжайте оттуда, там все сгорит, лучше купить домик возле Почаева». Другие люди приходили и спрашивали что лучше, уезжать куда-то или там оставаться, старец им отвечал: «Терпеть надо везде, оставайтесь там, где вы живете, и там терпите». Третьим людям советовал уезжать в горы. В последнее время у старца спросили: «Что же делать?». Старец ответил: «Или горы, или терпеть, если нет сил в горы, тогда терпи».

Старец монашествующим советовал уходить на Кавказ. Он сам в горах жил, пустынножительствовал, он и в дальнейшем просто жил этим. Разным по-разному советовал, никогда старец не говорил всем людям одно и то же. Так вот, монахам он говорил, что лучше, конечно, уходить в горы при антихристе, кто может. В горы в прямом смысле этого значения, где он сам жил. Там можно прожить с Богом, там можно молиться, чтоб только не принимать ту печать антихриста.

Некоторым старец советовал поближе перемещаться к Лавре, и преподобный Кукша это говорил, и другие старцы это говорили. Кукша, например, рассказывал своим чадам: «Будет такое время, придет война, будет все гореть, но на три километра от Лавры все сохранится». Он советовал домики возле Лавры покупать, он говорил, что хоть бы за забор Лавры держаться, потому что время очень тяжелое будет. Или уходить в места, удаленные от населенных пунктов, и старец такого же мнения был, только более просто и кратко все это советовал.

+

Архимандрит Гавриил Ургебадзе (1929-1995):

П ридет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами.

Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста. Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву „Отче наш“, перекрестить, окропить святой водой - и так освятится всякая пища.

Красть продукты нельзя. Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит – антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для Своего народа, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. И земля не убавится; перекрестишь, и она даст тебе хлеб.

Не бойтесь, главное не принять печать антихриста на правую руку и лоб. Не ешьте хлеб человека, принявшего печать антихриста.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.

А сейчас начинаются важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя... Представьте мать пятерых детей: как она должна кормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес: по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость, как поступить.

В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

+

Схиигумен Иероним Санаксарский:

Е му задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», - советовал он. Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.

Духовная дочь схиигумена Иеронима Санаксарского выпрашивала у него благословение запасать продукты на случай предреченных голода, войны, в годину бедствий. А он ей отвечал: «Благодатью, благодатью запасайтесь». А она вновь настаивала благословить ее запасать продукты. Видя ее упрямство, он ей сказал: «Ну что ж, благословляю. Запасай сухарики и мед». Она устремилась запасать сухари мешками, мед флягами. А ведь он и в этот раз благословил ее запасаться благодатью, поскольку мед означает молитву, а хлеб – причастие.

Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь - сгнить лучше, но спастись для вечности.

Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва.

+

Схиархимандрит Серафим Тяпочкин:

М ногие русские, живущие за границей, станут помогать восстановлению жизни в России... Многие из тех, кто сможет убежать от гонений и преследований, возвратятся в исконные российские земли, чтобы наполнить брошенные деревни, возделывать запущенные поля, использовать оставшиеся неразработанными недра. Господь пошлет помощь, и, несмотря на то, что потеряет страна главные месторождения сырья, найдут на территории России и нефть, и газ, без которых невозможно современное хозяйство.

Старец говорил, что Господь допустит потерю огромных земель, дарованных России, потому что мы сами не смогли их достойно использовать, а лишь загадили, испортили... Но Господь оставит за Россией те земли, которые стали колыбелью русского народа и были основой Великорусского государства. Это территория Великого Московского Княжества XVI века с выходами к Черному, Балтийскому и Северным морям. Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой.

+

Игумен Гурий Чезлов (1934-2001):

С егодня дома нужно иметь не электронные игрушки, а слесарные, столярные инструменты – топор, лопату, грабли, пилу, гвозди, ломик, рубанок...

Не бойся, малое стадо, Бог не оставит вас. До 10 дней голода (искусственно созданного) потерпите и спасетесь. Тренируйте себя заранее постом.

Чтобы не принять печать антихриста - читай молитву от печати антихриста ежедневно.

Приобретайте землю, она спасет от голода. Лучше жить при земле, т.е. в деревне на всём своём. Независимость от властей - очень важно. А в городе все примут, когда скажут: "Иначе отключим отопление, освещение, газ, канализацию, телефон".

Для хорошего урожая о. Гурий старался заказать три молебна:

1) Богородице, пред иконой Её "Спорительница хлебов";

2) сщмч. Харалампию;

3) мч. Трифону.

В воду с этого молебна добавить масла от лампадки перед иконой мч. Трифона и ею окропить огород и овощи в погребе (от порчи и грызунов). В конце молебна о. Гурий читал молитву от грызунов мч. Трифону. И Бог давал по его молитвам такие урожаи, что и все чада дивились...

В бездождие о. Гурий служил на огороде молебны пророку Илие. На втором молебне появились первые капли, а после третьего молебна Бог дал обильный дождь. Хотя в округе дождя не было.

Не благословлял работать на огороде всю Светлую седмицу, а как можно чаще быть на службах в храме. После этого у его чад все посадочные работы проходили хорошо.

+

Старец Иоанн (подвизавшийся в Храме Святителя Николая Угодника в селе Никольское Ярославской обл., Угличского р-на):

Т еперь времени не осталось совсем. Только те, кто из городов (Москвы, Ленинграда) уедет жить в деревню, будут иметь шанс выжить. Начинать строить дома в деревнях не стоит, не осталось времени, не успеете. Лучше покупайте готовый дом. Наступит большой голод. Не будет ни электричества, ни воды, ни газа. Только те, кто будет выращивать продукты сам, будет иметь шанс выжить.

Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придет Преподобный Серафим Саровский. Он объединит все славянские народы и государства и приведёт с собою Царя... Будет такой голод, что принявшие «печать антихриста» будут поедать мертвых. И главное - молитесь и поторопитесь изменить жизнь свою, чтобы не жить в грехе, так как времени уже совсем не осталось...

Спрашивает Алина
Отвечает Виктор Белоусов, 16.08.2012


Алина спрашивает: "Можно ли христианам уезжать жить в другую страну? Мне подвернулась возможность переехать за границу там условия для жизни гораздо лучше,да и с работой лучше,но я не знаю,допускает ли это Бог.Ведь я родилась в своей стране,значит,Он меня послал родиться именно сюда."

Мир Вам, Алина!

Давайте обратимся за примерами из Библии.

1) Вспомним историю Авраама. Иногда Сам Бог повелевает человеку идти в другое место :

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
()

2) Бог дал великое повеление - проповедь всем народам :

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
()

Для этого люди ехали в разные места, и не так часто они имели возможность вернуться на родину "дожить до пенсии". Транспорта было мало и путешествия были сложным мероприятием.

3) Гонения .

В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
()

Мы знаем массу случаев на протяжении всей истории - от 1 века и до 21 - когда верующие люди при гонениях перемещались в другие города и страны. На эту тему можно легко найти информацию в сети Интернет по запросу "религиозные беженцы"

4) Наша родина - в любом случае не здесь, а в Божьем Царстве .

Даже если здесь мы проживем 80-90 лет, то впоследствии вечность мы будем проводить с Богом. Мы рождаемся и живем в том или ином месте, чтобы получить определенный опыт от Бога и иметь возможность послужить. Это не значит что Бог "приговорил к заключению" в этой стране. Государственные границы создали люди, а не Бог. Бог освобождает пленников на свободу. Мне известны люди, которые уехали из СНГ - но находясь в других странах, поддерживают те церкви, откуда они родом, и своих близких, кто остался здесь.

13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле ;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества .
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город .
()

4) Божий ответ.

Все люди просят: "Господи, благослови меня", и ждут ответ...
Бывает, что такое ожидание отражает детскую песенку:

Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете,
И бесплатно покажет кино.
С днем рождения поздравит
И конечно, подарит
Мне в подарок пятьсот "эскимо".

Не так часто случается, когда Бог благословляет нарушая естественные законы физики. Чаще - когда Бог благословляет через "естественный" ход событий, который лучшим образом происходит для благословенного человека.

Приведу пример. Человек просит: "Господи, дай денег, надоело жить в бедности!" И что дальше? Из опыта могу сказать, что Бог очень часто поступает как сказано в этом тексте: "Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей" () Бог дает "семя" - возможность, которую нужно посеять, реализовать. И тогда Бог подаст обилие посеянному, т.е. благословит наши усилия и умножит результат.

Если человек в результате молитвы получает понимание что нужно учиться, осваивать новую профессию, получать навыки, необходимо знакомиться с какими-то людьми и служить, тогда со временем благословение приходит. Если человек решает ждать пока деньги прийдут "с неба в конверте", то чаще всего человек ждет безрезультатно (хотя бывают редкие исключения - знаю и такие ситуации).

Это касается Вашего вопроса следующим образом: возможно Вы просили у Бога что-то и Бог дал Вам эту возможность как ответ. Спрашивайте в молитве - так ли это. Доверяйте Богу, люди склонны бояться всего нового и неизвестного. Авраам вообще не знал куда идет. Карты обетованной земли у него не было, социальной помощи не было - только слово от Бога.

И последнее - в другой стране все может быть не так хорошо, как кажется отсюда. Что-то лучше, что-то хуже. Везде грешные люди со своими местными особенностями. От многих уехавших знаю такие отзывы - материально жить легче (зависит от страны, конкретной семейной и профессиональной ситуации), но достаточно скучно, другой стиль отношений с людьми, духовности "меньше чем у нас" (бывает что длительное материальное благополучие создает духовную апатию).

Молитесь и просите ответ от Бога, Он дает мудрость и перспективы.

Благословений,
Виктор

Читайте еще по теме "Нравственность выбора, этика":

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека